можен) позволяет значительно сократить время статистической обработки материала.
2. В работе предлагаются алгоритмы обработки результатов по Стыоденту, нахождение корреляционных отношений и обработка по Пирсону.
3. Приведены примеры неблагоприятного влияния загрязнения окружающей среды на здоровье населения.
Литература
1. Бейли Н. Статистические методы в биологии: Пер. с англ. — М„ 1962.
УДК 615.9.076.9«Б»
Вопрос о сроках воздействия при моделировании интоксикаций в токсиколого-гигиенических экспериментальных исследованиях является наименее изученным. Несмотря на отсутствие серьезных научных обоснований, в практических исследованиях придерживаются достаточно однотипных подходов к выбору сроков воздействия. Исключение составляет длительность хронического опыта при обосновании ПДК химических веществ в разных средах: при установлении ПДК в атмосферном воздухе затравка подопытных животных продолжается 3—4 мес, в воздухе рабочей зоны — 4 мес. в воде водоемов — б—8 мес, в продуктах питания— 10—12 мес.
Имеются существенные различия в длительности токсикологических экспериментов, проводимых в нашей стране и за рубежом, при обосновании гигиенических нормативов. Согласно принципам гигиенической регламентации, принятым за рубежом, объем и сроки токсикологических исследований зависят от условий возможного загрязнения. При установлении допустимых уровней содержания ксенобиотиков в пищевых продуктах в странах ЕЭС приняты следующие установки [5]: 1) для оценки примесей достаточно проведения острых опытов, если нет указаний на возможность появления отдаленных эффектов; 2) для оценки «непредусмотренных добавок к пище» (сюда входят и мигрирующие из
2. Буштуева К. А., Сяучанко И. С. Методы и критерии оценки состояния здоровья населения в связи с загрязнением окружающей среды. — М., 1979.
3. Мерков А. А1„ Поляков Л. Е. Санитарная статистика.— Л., 1974.
4. Ноткин Е. Л. Статистика в гигиенических исследованиях. — АЛ., 1965.
5. Покяков И. В., Соколова Н. С. Практическое пособие по медицинской статистике. — Л., 1975.
6. Трохименко Я. К-, Любич Ф. Д. Инженерные расчеты на программируемых микрокалькуляторах. — Киев, 1985.
7. Цветков А. //., Епснечников В. А. Прикладные программы для микро-ЭВМ «Электроника БЗ-34», «МК-56», «МК-54». — М„ 1984.
8. Шевченко А. М„ Богорад В. С., Яворский А. П. //Гиг. и сан. — 1985. — № 10. — С. 37—39.
Поступила 17.12.85
Обзоры
В. О. Шефтель
о сроках воздействия при моделировании интоксикаций в токсиколого-гигиенических исследованиях
ВНИИ гигиены и токсикологии пестицидов, полимеров и пластических масс, Киев
полимерных материалов вещества) проводят 90-дневное скармливание их одному виду животных (в большинстве, случаев крысам). В США проводится изучение токсичности еще на одном виде животных — не грызунах; 3) токсикологическая оценка «предусмотренных или прямых добавок к пище» включает проведение хронических или пожизненных опытов и изучение влияния вещества на репродуктивную функцию и возможность его канцерогенного действия.
Исследования в субхроническом эксперименте проводятся не только для установления допусти- Щ мых уровней воздействия, но и для определения приемлемых суточных доз (А01) и для выбора доз в хроническом эксперименте.
Хотя трудно согласиться с указанным выше подходом к оценке «примесей» без учета их природы и химического состава, следует отметить, что регламентация содержания химических веществ на основании результатов острого опыта допускается советским санитарным законодательством в отношении веществ 4-го класса опасности при установлении ПДК в воде водоемов. Что касается пороговых доз в подострых или 90-дневных экспериментах, то, по-видимому, настало время для более широкого использования этого параметра токсикометрии при токсихолого-гигпеничсской регламентации вредных веществ, <| поступающих пероральным путем. Речь идет в
первую очередь о веществах, которые в силу условий их применения создают эпизодическое, кратковременное или убывающее по интенсивности загрязнение окружающей среды (например, использование синтетических материалов в водоснабжении или применение гербицидов). В этих случаях необходимы гигиенические нор-\ мативы, учитывающие реальные, т. е. более короткие, сроки воздействия, основой для разработки которых может стать установление пороговой дозы в подостром или субхроническом опыте. Как известно, временная характеристика ПДК в воде водоемов не оговорена и использование ее в качестве допустимого уровня миграции связано с предъявлением промышленности необоснованно высоких требований.
Пороговая доза является существенной характеристикой биологической активности вещества, хотя ее числовое значение может изменяться в зависимости от принятых условий определения и от чувствительности использованных при этом методов. Отметим, что это обстоятельство не снижает ценности указанного показателя так же, как, например, и то, что температура кипения вещества может изменяться в зависимости от I атмосферного давления. Пороговая доза явля-" ется конкретной величиной для конкретных условий опыта. Установление пороговых доз при различных экспозициях — основной способ обоснования гигиенических нормативов, учитывающих различную длительность воздействия вредных агентов на организм. Разработка дифференцированных по времени гигиенических нормативов имеет важное значение для обоснования максимальной недействующей дозы (МНД) и для интегральной оценки качества окружающей среды
[4].
Поскольку пороговые дозы в подострых опытах у нас обычно не устанавливаются, целесообразно рассмотреть вопрос о том, можно ли получить о них необходимую информацию с учетом уже накопленных данных о токсичности вещества, £ полученных в хроническом опыте.
Кажется очевидным, что различия между ПДзмес (пороговая доза в 3-месячном эксперименте) и ПДбмес (то же в 6-месячном эксперименте) должны быть особенно выраженными для веществ, обладающих кумулятивными свойствами. В качестве примера приведем результаты токсикологического изучения высококумулятив-ных оловоорганических соединений. Гак, при введении крысам пороговой дозы сульфида дубнтил-оловс было отмечено [2]. что изменения регистрировались лишь во второй половине эксперимента. При изучении других оловоорганических стабилизаторов — диизобутилмалеатдиоктилоло-ва (ДИБМДО) и этиленбистиогликолятдиоктил-олова (ЭБТГДО)—снижение двигательной ак-^ тивности и мышечного тонуса, а также реакций на болевые и тактильные раздражители при введении «действующих» доз обнаруживалось у
животных только на 4-м месяце эксперимента, снижение количества гемоглобина — па 6-м месяце (ДИБМДО). Б опытах с ЭБТГДО снижение содержания эритроцитов и гемоглобина при введении «действующей» дозы 0,1 мг/кг наблюдали с 5-го месяца затравки, а изменение суммацион-но-порогового показателя после введения обоих веществ фиксировали на 6-м месяце эксперимента [1].
В указанных случаях ПД3мсс и, ПД6ме.: изученных веществ должны различаться между собой как минимум на порядок. В то же время С. М. Новиков [3], анализируя связи между параметрами токсичности, обнаружил очень слабую связь между ПД и коэффициентом кумуляции. По его мнению, наиболее надежный прогноз хронической токсичности может быть сделан на основании данных, полученных в подострых опытах.
На различных этапах токсиколого-гигиепиче-ских исследований используют различное по длительности воздействие химического агента на организм — от однократного введения до пожизненной затравки (см. таблицу). Вопрос о соотношении токсичности одних и тех же веществ в острых, краткосрочных и длительных экспериментах изучен в настоящее время еще недостаточно. Опубликованы материалы о регрессивных и корреляционных математических моделях, описывающих связь между смертельными дозами в острых опытах и порогом хронического воздействия, однако точность предложенных уразнений по известным причинам весьма мала. Показано [3], что сила связей между ПД в хронических опытах и LD50 в различных группах вредных веществ колеблется в широких пределах, причем в ряде групп соединений связь между проанализированными параметрами статистически недостоверна (карбаматы, нитрилы, спирты, кислоты, фенолы, гетероциклические соединения, сложные эфиры, ароматические углеводороды и хлорпро-изсодиые).
С. S. Weil и D. D. McColiister [6] исследовали корреляцию между минимальными действующими дозами за период 7 дней, 3 мес и 2 года. Корреляции указанных доз с LD50 оказались неудовлетворительными. Однако авторы обнаружили тесную связь минимальных действующих доз при двухлетней длительности скармливания с такими же дозами при 7- и 90-дневных опытах.
Кроме цитированной работы, в литературе не так уж много источников с описанием попыток количественно оценить соотношение порогов вредного действия при различных сроках воздействия вещества на организм подопытных животных (при пероральном введении вещества). В связи с этим представляет интерес опубликованная статья R. А. Woutersen и соавт. [7], в которой проведено сравнение токсичности 82 Ееществ по результатам подострых (2—4 нед) и субхронических (13—18 нед) опытов. Среди изученных ве-
Сроки воздействия при моделировании интоксикаций в токсиколого-гигиенических исследованиях
Этап исследования Длительность воздействия Определяемые эффекты к параметры токсичности
Острый ОПЫТ Однократно Смертельные дозы, среднее время гибели животных Порог острого действия Цитогенетическое действие Тератогенное действие
Подострый опыт 2—8 нед Коэффициент кумуляции Аллергенное действие Влияние на репродуктивную функцию (эмбриоток-сическое, гонадотоксическое, мутагенное действие)
Субхронический опыт 13—18 нед Пороговая доза по общетоксическому действию при установлении ПДК в воздухе рабочей зоны и атмосферном воздухе
Хронический опыт 6—12 мес Пороговая доза по общетоксичсскому действию при установлении ПДК в воде » продуктах питания
Пожизненный опыт От 2 лет до конца жизни Пороговая доза по общетоксическому действию Канцерогенное действие
ществ были 23 пестицида, 24 компонента пластмасс и другие загрязнители окружающей среды. Сравнение проводили по сопоставимым критериям, включающим прирост массы тела, потребление пищи, данные биохимического и клинического анализа крови и мочи, определения массы органов, результаты детального патогистологиче-ского исследования. Следует отметить, что кумулятивные свойства изучаемых веществ авторы не учитывали, а наименования веществ в статье ие приведены.
Полученные данные не подтвердили высказанную ранее А. J. Cohen точку зрения о том, что большинство неблагоприятных эффектов, наблюдаемых через 13 нед, проявляются уже через 4 нед, хотя для 56 % изученных соединений максимальная неэффективная доза в подостром опыте (МНД„одостр) равнялась таковой в субхроническом эксперименте (МНДсуг)хр). Деление МНДподостр на 10 позволило авторам предложить «вычисленную» МНДсубхР, которая равна или ниже установленной экспериментально МНДсубхр для 96 % тестированных соединений. Авторы считают, что такой подход базируется на «факторе экстрабезопасности», так как для половины веществ вычисленная МНДсУбХр будет заведомо слишком низкой.
Продление срока воздействия на организм химических веществ на пороговом уровне может сопровождаться усилением токсического эффекта либо ослаблением его, либо не оказать на уровень его проявления существенного влияния. Усиление эффекта наступает в том случае, когда происходит срыв адаптации или если количество введенного вещества превышает количество выведенного и обезвреженного. В остальных случаях усиление эффекта может отсутствовать. Именно эту ситуацию наблюдали R. А. Woutersen и соавт. [7] более чем в половине экспериментов. И если бы авторы в своей работе не ограничились абст-
рактно-статистическим подходом, удалось бы показать, что характер зависимости пороговых доз для одного и того же вещества, установленных при различных сроках воздействия, во многом определяется структурой и механизмом действия ^ химических веществ, особенностями их хемобио-кинетики.
Теория и практика расчетного нормирования свидетельствуют о том, что поиск количественных зависимостей между различными параметрами токсикометрии необходимо проводить не для случайных выборок химических соединений, а только для веществ, близких по строению и свойствам.
Что касается перехода от ПД3мес к ПД6мес наоборот (в зависимости от того, какой параметр уже установлен экспериментально), то в данном случае может быть использован достаточно простой способ. Сначала рассчитывают коэффициент пересчета Ку для изученного представителя группы как отношение величин пороговых доз
Тщ > а затем с помощью ду осуществляют переход от ПДсмес к ПД3мес или наоборот. Такой подход может быть использован, в частности, при определении допустимых уровней миграции вредных веществ из синтетических материалов в воду при установленной экспериментально ПДК для воды водоемов (по санитарно-ток-сикологическому признаку). Такой подход не должен применяться в тех случаях, когда ПДК установлена с учетом отдаленных эффектов, изученных в краткосрочных (аллергенное действие, влияние на репродуктивную функцию) или пожизненных (канцерогенное действие) опытах.
Анализ приведенных данных свидетельствуете ^ возможности в ряде случаев сокращения сроков воздействия при моделировании интоксикаций с
учетом конкретных условий применения гигиенических нормативов и использования уже имеющейся информации о токсичности вещества.
Литература
1. Беляева Н. Н. и др.//Гиг. и сан. — 1976. — № 5. — С. 10-13.
, 2. Мазаев В. Т., Шлепнина Т. Г. //Там же. — 1973. — 5 № 8. — С. 10-13.
3. Новиков С. М. //Там же. — 1984. — № 9. — С. 17— 20.
4. Гигиена окружающей среды / Сидоренко Г. И. и др. — М„ 1985.
5. Leimgruber R. А. // Künststoffe-Plastics. — 1978. — Bd 25, — S. 9—15.
6. Weil С. S„ McCollister D. D. //J. Agricult. Food Chern.—1963. —N 11, —P. 486—491.
7. Woutersen R. A., Til H. P., Feron V. J. // J. appl. Toxicol. — 1984. — Vol. 4..— P. 277—280.
Поступила 18.03.86
Из практики
УДК 014.31:64I.43]-078:6I3.08
Р. С. Потравнова, В. Г. Евграфов, В. В. Баронин, Л. В. Миронова, Л. В. Кравченко, Т. Д. Хобот
санитарно-бактериологическое обоснование условий и сроков хранения некоторых скоропортящихся продуктов на судах в длительных
рейсах
НИИ гигиены водного транспорта Минздрава СССР, Москва
Правильное хранение и перевозка скоропортящихся продуктов являются важной народнохозяйственной задачей. Особую актуальность она приобретает на водном гране-порте, в связи с увеличением сроков плавания судов промыслового флота. Решение этой задачи дает возможность более полно сохранить высокое качество скоропортящихся продуктов, создать оптимальные условия для обеспечения плавсостава качественно полноценным питанием, что в свою очередь способствует поддержанию на высоком уровне работоспособности и здоровья экипажа в течение всего рейса.
В ряде работ даются рекомендации по хранению скоропортящихся продуктов в условиях береговых холодильных продовольственных складов [1—4]. Однако сведений о хранении продуктов на судах в литературе мы не нашли. В действующих «Санитарных правилах для морских судов промыслового флота» указывается диапазоны температур от —8° до —15°С для разных (1—6 мес) сроков хранения продуктов. Это создает трудности при проектировании и эксплуатации охлаждаемых кладовых, так как кажется необходимым поддержание различных температурных режимов для хранения одного и того же продукта, в том числе скоропортящегося (мяса, рыбы).
Изложенное явилось основанием для изучения санитар-но-бактериологических и органолептнческих показателей качества скоропортящихся продуктов (мяса, рыбы), хранящихся в охлаждаемых кладовых в длительных рейсах, с целью разработки оптимальных условий хранения.
Санитарно-бактерно-погические показатели определяли при следующих режимах: температура —12 и —18°С, срок хранения 1, 3 и 6 мес. Отбор проб продуктов и их исследование проводили в два этапа: в береговых условиях на базе холодильных камер и на судах, возвращающихся из длительных рейсов в порты. Условия и сроки хранения продуктов, а также условия проведения исследования на обоих этапах были одинаковы.
Определяли общее микробное число (ОМЧ), содержание кишечной палочки, сальмонелл, протея и коагулирующего золотистого стафилококка. Всего выполнено 4460 анализов: 4298 санитарпо-бактериологических и 162 органолеп-
тнческих. Результаты исследования продуктов в береговых условиях представлены в табл. 1. Из табл. 1 видно, что при температуре хранения —12 и —18 °С ОМЧ в говядине через 1 мес заметно снизилось, а через 6 мес — в десятки раз по сравнению с исходным.
Количество кишечной палочки лишь в некоторых случаях превышало 3 микробные клетки в 1 г. Другие культуры не были выделены. Аналогичным образом изменялось содержание микрофлоры в свином мясе и рыбе.
В условиях длительного плавания пробы мяса и рыбы отбирали из холодильных камер судов.
Объем камер варьировал от 6 до 400 м3.
В большинстве (65%) камер температура воздуха была —12°С; на судах более новой постройки холодильные камеры имели температуру до — 18°С. Количество взятого в рейс мяса составляло 600—1500 кг, рыбы — 60— 200 кг.
Результаты исследований представлены в табл. 2. ОМЧ в мясе (говядине, свинине), хранящемся на судах при —12 °С, снижается к 6-му месяцу с 104 до 102 микробных клеток в 1 г. Количество кишечной палочки не превышало 3 микробные клетки в 1 г. Такие же изменения бактериологических показателей выявлены и при исследовании рыбы. Так, к 6-му месяцу хранения ОМЧ снизилось на 1—2 порядка по сравнению с исходным. Количество кишечной палочки лишь в некоторых случаях было не более 3 микробных клеток в 1 г. Аналогичные результаты получены при исследовании мяса и рыбы, хранившихся при — 18°С. Органолептическая оценка рыбы и мяса, хранившихся в течение 6 мес при —12 и — 18°С, не выявила отклонений в качестве этих продуктов.
Таким образом, результаты проведенных исследований позволяют рекомендовать температуру воздуха в холодильных камерах судов —12 °С в качестве оптимальной для хранения мяса и рыбы сроком до 6 мес.
Хранение этих продуктов более 6 мес требует более низкой температуры (около —18°С), что осуществимо на судах повой постройки. Срок хранения до 6 мес устанавливается для мяса и рыбы, качество которых при закладке соответствует по ОМЧ требованиям ГОСТа [2).