4. Марцун Н.С. Особенности эмоционально-оценочной лексики детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи / Н.С. Марцун // IV Машеровские чтения: Материалы междун. научно-практич. конф. студ., аспир. и молод. ученых, Витебск, 28-29 октября 2010 г. / Витебский гос. университет; Редкол.: А.П. Солодков (гл. ред.) [и др.]. - Витебск: УО «ВГУ им. П.М. Машерова», 2010. - Т. II. - С. 352-353.
5. Минаева В.М. Развитие эмоций дошкольников. Занятия. Игры. Пособие для практических работников дошкольных учреждений. — М.: АРКТИ, 1999. — 48 с. (Развитие и воспитание дошкольника)
6. Никифорова Л.А. Вкус и запах радости: Цикл занятий по развитию эмоциональной сферы: 2-е изд., испр. и доп. - М.: Национальный книжный центр, 2017. - 112 с. (Психологическая служба.)
7. Панасенко, К.Е. Особенности самопрезентации дошкольников с нарушением речевого развития: дис. ... канд. психол. наук / К.Е. Панасенко. - Н. Новгород, 2005.
8. Поваляева М.А. Справочник логопеда - Ростов-на-Дону: «Феникс», 2002. - 448 с.
9. Смирнова А.А. Особенности развития эмоциональной лексики детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи / А.А. Смирнова // Инновационные технологии в науке и образовании: материалы VI Междунар. науч.-практ. конф. (Чебоксары, 19 июня 2016 г.) / редкол.: О.Н. Широков [и др.]. — Чебоксары: ЦНС «Интерактив плюс», 2016. — № 2 (6). — С. 215-219.
10. Филипенко Г.П. Вербализация эмоций как способ развития эмоционального интеллекта у дошкольников с общим недоразвитием речи. Конкурсная работа.
11. Шалимов В.Ф. Опыт применения препарата «Тенотен детский» в терапии задержек речевого развития у детей / В.Ф. Шалимов // Детская и подростковая реабилитация. - Москва: Общероссийский общественный Фонд «Социальное развитие России», 2013 - № 2 - С. 53-60.
12. Яшина В.И., Ставцева Е.А. Овладение эмоционально-оценочной лексикой старшими дошкольниками: Монография. - М.: Прометей, 2016. - с. 190.
Педагогика
УДК 378.2
кандидат психологических наук, доцент Жулина Елена Викторовна
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (Мининский университет) (г. Нижний Новгород); бакалавр Тюрикова Анастасия Сергеевна
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (Мининский университет) (г. Нижний Новгород)
ЗНАЧЕНИЕ СЕРИИ СЮЖЕТНЫХ КАРТИН В КОРРЕКЦИИ НАРУШЕНИЙ РАССКАЗА У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ
Аннотация. В статье отображены основные аспекты изучения нарушений рассказа у старших дошкольников с общим недоразвитием речи III уровня. Предлагается вариант модифицированной диагностической методики обследования рассказа, раскрытие этапов программы логопедической коррекции выявленных нарушений посредством применения серии сюжетных картин.
Ключевые слова: общее недоразвитие речи III уровня, нарушения рассказа, сюжетные картинки, дошкольники.
Annоtation. The article shows the main aspects of the study of violations of the story in older preschoolers with general underdevelopment of speech level III. A variant of the modified diagnostic method of examination of the story and disclosure of the stages of the program of speech therapy correction of detected violations through the use of a series of story pictures.
Keywords: general underdevelopment of speech level III, violations of story, storyline pictures, preschoolers.
Введение. В настоящее время диагностика и коррекция нарушений рассказа у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня имеет большое значение. Это обусловлено тем, что данные недостатки приводят к неумению ребенка давать развернутые ответы на вопросы, воспринимать и пересказывать тексты, последовательно излагать свои мысли, достаточно хорошо писать сочинения, так как основой является рассказ. Как следствие, при отсутствии коррекционной работы в процессе школьного обучения у детей возникнут различного рода трудности при овладении учебными навыками и учебным материалом.
В последнее время общее недоразвитие речи все чаще встречается у детей дошкольного возраста. Грубое или остаточное недоразвитие связной речи является одним из проявлений данного нарушения. Таким образом, составление рассказа по серии сюжетных картинок вызывает у дошкольников большие трудности. Умение рассказывать - это умение последовательно, связно и логично излагать свои мысли, описывать существенные стороны объектов или событий, используя подходящие слова в правильно построенных предложениях.
Проблема развития связной речи и навыков рассказа у детей находит свое отражение в трудах таких специалистов, как А.М. Бородич («Методика развития речи детей»), Т.А. Ткаченко («Формирование и развитие связной речи»), Е.И. Тихеева (виды детского рассказывания, в том числе и рассказ по картинам и др. Диагностика связной речи представлены в методике Р.И. Лалаевой «Методика психолингвистического исследования нарушений устной речи у детей» и в работах В.П. Глухова «Особенности формирования связной речи дошкольников с ОНР». Но, к сожалению, в настоящее время недостаточно исследований, посвященных конкретно нарушениям рассказа у детей с общим недоразвитием речи.
Рассказывание по серии сюжетных картин играет важную роль в развитии связной речи дошкольников. Серии сюжетных картин содержат наглядные, образы, которые верно передают окружающую действительность, конкретизируют детали, учат последовательно и логично выражать свои мысли. Таким образом, статья, в которой говорится о диагностике и коррекции нарушений рассказа у старших дошкольников с общим недоразвитием речи посредством серии сюжетных картин, является актуальной.
Целью данной статьи является освещение вопроса нарушений рассказа у старших дошкольников с ОНР, представление варианта модифицированной диагностической методики обследования рассказа, раскрытие этапов программы логопедической коррекции выявленных нарушений посредством применения серии сюжетных картин.
Изложение основного материала статьи. Нарушение рассказа - один из симптомов ОНР. Вопросы, относящиеся к особенностям связной речи, освещаются обычно при описании речевых нарушений у детей, находящихся на третьем уровне речевого развития.
Монологическая устная речь самостоятельно не формируется у дошкольников с общим недоразвитием речи, отмечает Л.Ф. Спирова. Дети, имеющие общее недоразвитие речи, при рассказе или пересказе, исыпытвают трудности в построении фраз, поэтому прибегают к жестам и перефразировке, теряют главную мысль содержания, путают события, затрудняются в выражении основной мысли, не заканчивают фразы. Речь таких детей бедна выразительностью оформления и хаотична.
В исследованиях В.П. Глухова, В.К. Воробьевой, Н.С. Жуковой, Л.В. Ковригиной, Т.Б. Филичевой, С.А. Мироновой, Т.Ю. Четвериковой достаточно подробно представлены трудности развития связной монологической речи детей дошкольного возраста с ОНР. Они выделяют в беседе, в рассказе по картине или серии сюжетных картинок такие нарушение у дошкольников с ОНР, как нарушение последовательности и логики, трудности в планировании высказывания, «застревание» на каких-то событиях, повтор эпизодов. Отмечается недостаточная информативность, пропуск важных деталей, потребность детей в помощи взрослого, недостатки в синтаксической организации высказываний [6, с. 46].
В качестве основных причин нарушения связной речи В.К. Воробьева выделяет несформированность «операций, осуществляющих смысловое программирование речевого высказывания», «операций, осуществляющих перевод смысловой программы в цельное связное сообщение» [1, с. 57].
Благодаря теоретическому анализу нарушений рассказа у детей дошкольного возраста с ОНР III уровня можно выделить следующие характерные недостатки:
• нарушения последовательности: отмечаются ошибки, связанные с составлением внутренней программы, пропуском отдельных фрагментов и событий;
• нарушения логичности: противоречивость мыслей, нарушения причинно-следственных связей в сюжете;
• нарушения связности: нарушения языковых средств, пропуски связующих звеньев, композиционной структуры;
• нарушения правильности: нарушения лексико-грамматической стороны речи и нарушения звукопроизношения (неправильное и неточное употребление грамматических структур; впечатление общей смазанности речи);
• нарушения выразительности.
Использование серий сюжетных картин в логопедической работе с дошкольниками, имеющими общее недоразвитие речи III уровня, будет способствовать успешной коррекции нарушений рассказа. Сюжетные картинки обеспечивают стремление к развитию речи и мышления дошкольников, так как дети начинают стараться описать изображенное на ней, стремясь к составлению единого связного рассказа. В.И. Яшина дает определение сюжетной картине: «Сюжетная картина - это изображение каких-либо действий и действующих лиц, связанных определенной ситуацией» [7, с. 143].
Во время обучения составлению рассказа по серии сюжетных картин дошкольники рассказывают о содержании каждой картинки, учатся придумывать название рассказу, у них формируется умение соединять отдельные предложения в повествовательный текст, рассуждать, развивать сюжетную линию. Дети овладевают структурой повествования, в которой есть начало, середина, конец. Точно поставленные вопросы по серии сюжетных картин позволяют научить дошкольников давать распространенные ответы, использовать эти умения в самостоятельном рассказывании [1, с. 32].
Серии сюжетных картин используются логопедами для диагностики. В нашей работе мы составили авторскую (Жулина Е.В., Тюрикова А.С.) методику обследования, так как в ходе анализа литературы и отбора диагностического инструментария было выявлено, что на данный момент нет отдельных методик, посвященных проблеме нарушений рассказа у старших дошкольников с общим недоразвитием речи. Данная проблема встречается лишь в комплексе диагностики всех сторон речи старших дошкольников. Мы адаптировали задания с применением серии сюжетных картин из работы Глухова В. П. «Особенности формирования связной речи дошкольников с ОНР» и методики Р.И. Лалаевой «Методика психолингвистического исследования нарушений устной речи у детей».
Составленная нами методика по изучению нарушений рассказа у детей с ОНР III уровня включает в себя следующие задания:
1) разложить картинки в правильной последовательности;
2) составление рассказа по серии сюжетных картинок;
3) составление рассказа по серии сюжетных картинок с продолжением;
4) составление рассказа на основе личного опыта;
5) составление рассказа-описания 2-х предметов.
Динамические наблюдение за состоянием речи ведется в течение всего периода экспериментального исследования.
Индивидуальный качественный анализ высказываний детей позволил выделить несколько уровней, каждое задание оценивается по шкале от 0 до 4 баллов, где 0 баллов - низкий уровень; 1 балл - уровень ниже среднего; 2 балла - средний уровень; 3 балла - уровень выше среднего; 4 балла - высокий уровень.
1. Первое используемое задание на составление внутренней программы по серии сюжетных картинок - разложить картинки в правильной последовательности, проводится без предварительной отработки.
Процедура исследования. Перед ребенком в беспорядке выкладывается серия сюжетных картин, в последовательности - 2, 4, 1, 3. Детям предлагалась следующая инструкция: «Эти картинки объединены общим сюжетом. Сейчас я разложила их не в том порядке. Посмотри внимательно и разложи их правильно, по порядку».
Если ребенок не справлялся с заданием самостоятельно, то ему сообщалось: «Ты тоже разложил картинки не в том порядке. Посмотри, как правильно их надо разложить». Далее картинки раскладываются в нужной последовательности.
В первую очередь оценивается, как ребенок разложил серию сюжетных картинок.
2. Второе задание - составление рассказа по серии сюжетных картин.
Продолжаем работу, после демонстрации правильной последовательности даем инструкцию: «Теперь внимательно посмотри на эти картинки и составь рассказ.
Анализ результатов. Осуществляется оценка характера составления рассказа.
Учитывается: соответствие рассказа изображаемой ситуации; целостность; правильность последовательности и наличие всех смысловых звеньев; характер языкового оформления; наличие связующих элементов и грамматическая правильности предложений.
Оцениваются рассказы в баллах. Для более полного представления о нарушениях рассказа по серии сюжетных картин можно оценить характер его составления: уровень семантической оценки текста и уровень языкового оформления.
3. Третье задание - составление рассказа по серии сюжетных картинок с продолжением.
Задания в данной методике постепенно усложняются. Составление рассказа по серии сюжетных картинок с продолжением было использовано для выявления способности ребенка работать без наглядной опоры. Экспериментатор выкладывает серию сюжетных картин для более детального рассмотрения. Далее ребенок составляет продолжение данного рассказа уже без наглядной опоры. При необходимости оказывается помощь в виде наводящих вопросов. Оценивается последовательность, связность и логичность рассказа, а также уровень творчества и фантазии при составлении рассказа.
4. Четвертое задание - составление рассказа на основе личного опыта.
При составлении рассказа на основе личного опыта оценивался уровень фразовой речи детей и способность составления рассказа без текстовой и наглядной опоры. Ребенку предлагалось рассказать о прогулке в детском саду; в какие игры он любит играть на улице; чем занимаются остальные ребята; что находится на их участке. Обращается внимание на особенности его фразовой речи, наличие нарушений последовательности, связности и логичности в рассказе.
5. Пятое задание - составление рассказа-описания 2-х предметов.
При составлении рассказа-описания 2-х предметов оценивался уровень составления описательного рассказа нескольких предметов с контрастными признаками. Ребенку предлагается составить рассказ сразу по 2-м предметам, например, большая мягкая игрушка и маленькая твердая игрушка. При этом ребенку сообщается цель того, что нужно эти предметы сравнить. При оценке рассказа обращается внимание на связность и логичность предаваемых свойств предметов. Характер и объем оказываемой помощи ребенку фиксируется в процессе обследования.
При анализе результатов диагностики было выявлено, что навыки составления рассказа у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи являются недостаточно сформированными, по сравнению с детьми с нормальным речевым развитием.
Наибольшие затруднения дети испытывали при составлении рассказа на основе личного опыта и составлении рассказа-описания нескольких предметов. Мы выявили в рассказах старших дошкольников с общим недоразвитием речи III уровня трудности в определении последовательности изложения, в построении связного и логичного высказывания, в нарушениях правильности и выразительности. Была отмечена потребность детей в подсказках и наводящих вопросах.
Данные нарушения рассказа носят устойчивый характер и нуждаются в систематической и планомерной логопедической работе. В связи с этим была составлена программа логопедической коррекции нарушений рассказа посредством использования серий сюжетных картин.
В настоящее время существует большое количество разнообразных речевых игр и упражнений с использованием серий сюжетных картин. С их помощью происходит не только непосредственное развитие связной речи, но в том числе и отрабатываются навыки рассказывания у детей, они способствуют пополнению словарного запаса, развитию грамматического строя речи [2, с. 87].
Программа носит коррекционно-развивающий характер. Предназначена для детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи, зачисленных в логопедическую группу.
План коррекционной работы по устранению выявленных нарушений рассказа у детей с общим недоразвитием речи III уровня включает в себя 4 этапа, каждый из которых соответствует заданиям из апробированной нами диагностической методики.
1 этап - разложить картинки в правильной последовательности: коррекция нарушений составления внутренней программы - последовательности рассказа у старших дошкольников с общим недоразвитием речи III уровня (научить выделять главных и второстепенных героев, выстраивать временные и пространственные связи между ними; коррекция перестановок предложений; учить составлять предложения без пропусков и повторов событий).
На данном этапе для более точного представления последовательности применялись элементы игры-драматизации, разыгрывание действий персонажей картины. Задание «Послушай и раскрась». Детям выдавалась серия сюжетных картин в форме раскраски. Читался рассказ, и ребенок в соответствии с фрагментом истории закрашивал нужные объекты.
2 этап - составление рассказа по серии сюжетных картинок: обучение связному, правильному изложению событий по серии сюжетных картин старших дошкольников с общим недоразвитием речи III уровня (учить передавать сюжет, заложенный в серии картин; закрепить навык составления развернутых предложений; скорректировать логические и грамматические ошибки в речи).
На данном этапе применялся прием - коллективное рассказывание.
3 этап - составление рассказа по серии сюжетных картин с продолжением: упражнение старших дошкольников с общим недоразвитием речи III уровня в развитии сюжета, выразительной передаче эмоционального состояния героев в рассказывании (развивать способность самостоятельно придумывать события; активизация эмоциональной лексики, выразительности; научить выделять детали из сюжета; совершенствование навыка составления рассказа по серии сюжетных картин).
На данном этапе составляется рассказ по серии сюжетных картин с уточнением причинно-следственных связей в сюжете. Для развития выразительности, эмоциональной лексики детей, умения выделять детали из сюжета использовались метафорические ассоциативные карты для детей и взрослых "Я и все-все-все" К. Крюгер.
4 этап - составление рассказа на основе личного опыта: коррекция недостатков рассказа на основе личного опыта при помощи серии сюжетных картин у старших дошкольников с общим недоразвитием речи III уровня (активизация словаря; способствовать формированию развёрнутого связного высказывания; развитие умения делиться впечатлениями).
На данном этапе использовалась серия сюжетных картин близкая по теме для каждого дошкольника.
Занятия по серии сюжетных картин строились по следующему плану.
1. Организационная часть:
• сообщение темы занятия, мотивация, использование игровых и сюрпризных моментов (2-3 минуты).
2. Основная часть:
• предъявление серии сюжетных картин, проведение на их основе дидактических игр и упражнений (7-8 минут);
• физкультминутка (2-3 минуты);
• продолжение работы с сюжетными картинками, составление рассказа (7-8 минут).
3. Заключительная часть:
• подведение итогов занятия, оценка деятельности (2-3 минуты).
Материал, проведенный на логопедических занятиях, закреплялся дома с родителями. Такая совместная деятельность поможет ребенку с большим интересом погрузиться в работу, организовать информацию по изучаемой теме, лучше понять, и запомнить материал. =
В ходе логопедической работы с использованием серии сюжетных картин старшие дошкольники с ОНР III уровня овладевали навыками составления рассказа: определять причинно-следственные связи, учились давать ответы на вопросы по картинкам в виде развернутых предложений, правильно и точно передавать изображенные на картинках предметы и действия. Дети упражнялись в правильном употреблении фраз на материале серий сюжетных картин с последующим применением полученных умений при самостоятельном составлении рассказа.
Таким образом, данная программа направлена на использование заданий и упражнений по сериям сюжетных картин, нацеленных на коррекцию нарушений рассказа: последовательности, связности, правильности, логичности, выразительности и отсутствие самостоятельности.
Выводы. Рассказывание по серии сюжетных картин вызывает у детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня большие трудности, так как одним из проявлений данного нарушения является грубое или остаточное недоразвитие связной речи. Нарушения рассказа разнообразны и чаще всего проявляются в виде трудностей в определении последовательности изложения (ошибки, связанные с составлением внутренней программы, пропуском отдельных фрагментов и событий), нарушений связности (пропуски связующих звеньев, нарушения языковых средств, композиционной структуры) и логичности высказываний (нарушение понимания причинно-следственных связей в сюжете), в нарушениях правильности (недостатки звукопроизношения, лексической и грамматической сторон) и выразительности. Кроме этого, при составлении рассказа у детей отмечается отсутствие самостоятельности. Данные недостатки были отмечены как в ходе анализа научно-теоретических исследований, так и в ходе проведения исследования по модифицированной методике Р.И. Лалаевой «Методика психолингвистического исследования нарушений устной речи у детей» и Глухова В. П. «Особенности формирования связной речи дошкольников с ОНР».
Ошибки, встречающиеся в рассказах детей, самостоятельно не исчезают, носят устойчивый характер, и закрепляются при отсутствии коррекционной работы, что в дальнейшем может привести к различным трудностям при овладении учебным материалом в школе. Нами была составлена программа логопедических занятий по коррекции нарушений рассказа у старших дошкольников с ОНР посредством использования серий сюжетных картин, состоящая из 4-х этапов, которые соответствуют заданиям из модифицированной методики и позволяют работать над вышеперечисленными нарушениями рассказа в комплексе: нарушения последовательности, связности, логичности, правильности и выразительности. В результате была отмечена положительная динамика развития навыков рассказа. В рассказах детей было отмечено меньшее количество нарушений. Серии сюжетных картин в коррекции нарушений рассказа у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня доказали свою эффективность.
Литература:
1. Воробьева, В.К. Методика развития связной речи у детей с системным недоразвитием речи: учебное пособие / В. К. Воробьева. - М.: АСТ: Астрель: Транзиткнига, 2006 - 158 с.
2. Глухов, В.П. Особенности формирования связной речи дошкольников с ОНР / В.П. Глухов - М.: АРКТИ, 2004. - 168 с.
3. Жулина, Е.В., Голованова И.Н. Методика изучения нарушений рассказа у старших дошкольников с общим недоразвитием речи посредством использования серий сенсорных сюжетных картинок. Сборник статей по материалам ill Международной научно-практической конференции. В 2-х частях. Симферополь, 2019. С. 175-179.
4. Лалаева, Р.И. Методика психолингвистического исследования нарушений устной речи у детей. М., 2004 - 72 с.
5. Филичева, Т.Б. Воспитание и обучение детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи: программно-методические рекомендации / Т.Б. Филичева, Т.В. Туманова, Г.В. Чиркина. - М.: Дрофа, 2009. - 189 с.
6. Яшина, В.И. Теория и методика развития речи детей: учебник для студ. учреждений высш. образования / В.И. Яшина, М.М. Алексеева; под ред. В.И. Яшиной. - М.: Издательский центр «Академия», 2014. - С. 162.