Научная статья на тему 'ЗНАЧЕНИЕ ЛОГОТЕХНОЛОГИЙ В КОРРЕКЦИИ НАРУШЕНИЙ РАССКАЗА У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ III УРОВНЯ'

ЗНАЧЕНИЕ ЛОГОТЕХНОЛОГИЙ В КОРРЕКЦИИ НАРУШЕНИЙ РАССКАЗА У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ III УРОВНЯ Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
241
29
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СВЯЗНАЯ РЕЧЬ / ОНР / РАССКАЗ / ДОШКОЛЬНИКИ / ЛОГОТЕХНОЛОГИИ / CONNECTED SPEECH / ONR / STORY / PRESCHOOLERS / OF LOVETECHNOLOGY

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Жулина Елена Викторовна, Ерофеева Екатерина Андреевна

В данной статье рассматривается вопрос коррекции нарушений рассказа у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня посредством логотехнологий. Предлагается авторская комплексная диагностическая методика обследования рассказа с позиции основных критериев связной речи (логичность, связность, последовательность, правильность, выразительность).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по языкознанию и литературоведению , автор научной работы — Жулина Елена Викторовна, Ерофеева Екатерина Андреевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE IMPORTANCE OF LOGOTECHNOLOGIES IN THE CORRECTION OF STORY DISORDERS IN CHILDREN OF PRESCHOOL AGE WITH GENERAL UNDERGROUND OF SPEECH OF THE III LEVEL

This article deals with the issue of correction of narrative disorders in older preschool children with General speech underdevelopment of level III by means of logotechnologies. The author offers a comprehensive diagnostic method for examining a story from the point of view of the main criteria of coherent speech (logic, coherence, consistency, correctness, expressiveness).

Текст научной работы на тему «ЗНАЧЕНИЕ ЛОГОТЕХНОЛОГИЙ В КОРРЕКЦИИ НАРУШЕНИЙ РАССКАЗА У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ III УРОВНЯ»

10. Померанцева Т.А. Основные компоненты социализации и индивидуализации младших школьников в современном социокультурном обществе // Вестник Мининского университета Н. Новгород, 2018. -№3 - С. 8

11. Рябцева Н.В., Терлецкая О.В. Опыт формирования коммуникативных универсальных учебных действий у младших школьников // Вестник Мининского университета Н. Новгород, 2018. - №2 - С. 1-12

12. Степина О.С. Коммуникативные умения младших школьников с задержкой психического развития // Специальное образование. - № 4(8). - 2007. - С. 48-55

13. Тригер Р.Д. Психологические особенности социализации детей с задержкой психического развития / Р.Д. Тригер. СПб.: Питер, 2008. - 192 с.

Педагогика

УДК 378.2

кандидат психологических наук, доцент Жулина Елена Викторовна

Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина (г. Нижний Новгород); бакалавр Ерофеева Екатерина Андреевна

Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина (г. Нижний Новгород)

ЗНАЧЕНИЕ ЛОГОТЕХНОЛОГИЙ В КОРРЕКЦИИ НАРУШЕНИЙ РАССКАЗА У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ III УРОВНЯ

Аннотация. В данной статье рассматривается вопрос коррекции нарушений рассказа у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи ill уровня посредством логотехнологий. Предлагается авторская комплексная диагностическая методика обследования рассказа с позиции основных критериев связной речи (логичность, связность, последовательность, правильность, выразительность).

Ключевые слова: связная речь, ОНР, рассказ, дошкольники, логотехнологии.

Annotation. This article deals with the issue of correction of narrative disorders in older preschool children with General speech underdevelopment of level III by means of logotechnologies. The author offers a comprehensive diagnostic method for examining a story from the point of view of the main criteria of coherent speech (logic, coherence, consistency, correctness, expressiveness).

Keywords: connected speech, ONR, story, preschoolers, of lovetechnology.

Введение. В настоящее время одной из актуальных проблем в логопедии является вопрос о коррекции нарушений рассказа у детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня. Ведь одним из важных показателей готовности детей к школьному обучению является уровень сформированности связной речи, который заключается не только в умении формировать и грамотно передавать мысли ребенка, но и в умении составлять рассказ.

Вопросам своеобразия связной речи у детей с ОНР посвятили свои исследования целый ряд известных ученых и педагогов (Глухов В.П., Левина Р.Е., Чиркина Г.В., Жукова Н.С. и другие).

Ф.А. Сохин, М.С. Лаврик, Т.Б. Филичева, Т.А Ладыженская, А.М. Бородич изучали развитие связной речи, они искали критерии, которые бы смогли оценить связность речи. За основной показатель они взяли умение использовать связи между фразами и предложениями, умение видеть композиционные части текста и его структуру, способность построить текст структурно, видеть взаимосвязь компонентов текста.

В настоящее время стал очевидным рост количества дошкольников с общим недоразвитием речи. С каждым годом из-за биологических и социальных причин растет процент детей с ОНР III уровня, поэтому необходимо как можно раньше диагностировать, построить план работы по коррекции данного нарушения.

В настоящее время в работе с детьми, которые имеют речевые нарушения, результативным и коррекционным средством для формирования всех сторон речи являются логотехнологии. Данные технологии оказывают познавательное, коррекционное, развивающее педагогическое воздействие, которое показывает положительный результат при исправлении речевых нарушений. Особый вклад в развитие логотехнологий внесли В.М. Акименко, Е.А. Дьякова, Н.М. Борозинец., Т.С. Шеховцова.

Существуют такие логотехнологии: мнемодорожки, мнемоквадраты, мнемотаблицы, блок - квадраты (В.П. Глухов), предметно-схематические модели (Т.А. Ткаченко), схемы составления рассказов (Л.Н. Ефименкова), коллажи (Т.В. Большева). Поиски современных логотехнологий, которые позволили бы сделать процесс коррекции нарушений рассказа более легким и интересным, продолжаются, поэтому данный вопрос актуален и по сей день.

Однако исследований, посвященных изучению логотехнологий, как средства, позволяющего исправить нарушения рассказа ребенка с общим недоразвитием речи не так уж и много. В связи с этим статья, в которой говорится о логопедической коррекции нарушений рассказа у старших дошкольников с общим недоразвитием речи посредством логотехнологий является актуальной.

Целью данной статьи является освещение вопроса нарушений рассказа у старших дошкольников с ОНР и представление варианта авторской комплексной диагностической методики обследования рассказа с точки зрения основных характеристик связной речи (связность, логичность, последовательность, правильность, выразительность).

Изложение основного материала статьи. Старший дошкольный возраст является важным в становлении связной речи, умении составлять рассказ: именно в этот период происходит закладка ситуативной и контекстной речи, появляются первые формы внутренней речи и монологическая речь.

Основными критериями развернутых высказываний являются: последовательность, связность, и логичное по смыслу оформление сообщения, соответствующее теме и коммуникативной задаче [7, с. 214].

«Связная речь - это тематически объединённые фрагменты речи, которые представляют собой единое смысловое, структурное целое развернутое изложение» [4].

Связное высказывание отражает не только степень эмоционального и вербального, но и интеллектуального развития ребенка. Связное высказывание отражает богатство речи ребенка, говорит о том, что ребенок усвоил нормы языка и речи, а также и грамматический строй [2, с. 420].

Особенностями связной речи в норме являются: логичность, развернутость, произвольность, программированность и непрерываемость. Дети 5-7 лет с недоразвитием связного высказывания узко воспринимают окружающую их действительность, окружающий их мир, они не всегда выделяют и определяют причинно - следственные связи и отношения между событиями, явлениями, действиями, у таких детей не хватает речевых средств [4, с. 76].

Изучением вопросов составления рассказа в речи дошкольников занимались Л.А. Пеньевская, Т.А. Ладыженская и многие другие специалисты. М.М. Алексеева и Б.И. Яшина отмечают, что возраст 5-6 лет является важным периодом, когда идет овладение монологической речью, именно в этот период времени ребенок усваивает морфологические и синтаксические особенности языка. К этому возрасту заканчивается процесс фонематического развития речи [1].

По мнению А.В. Текучева, рассказ - единица речи, в которой присутствуют компоненты языка, представляющие собой единое целое, которое подчиняется законам грамматического строя и логики данного языка, что еще раз говорит о том, что и предложение является одной из разновидностей связной речи. Рассказ - сложная форма речевой деятельности, которая включает в себя систематичность и последовательность.

В процессе составления рассказа выделяются два основных этапа:

1. Семантический - связан с отбором элементов.

2. Связан с оформлением рассказав соответствии с грамматическими нормами языка.

Детям с общим недоразвитием речи трудно составить рассказ. Они делают длительные паузы, не знают с чего им начать, а если начинают составлять рассказ, то, как правило, используют шаблоны, образцы, клише-образную речь: «Жили были ...». Также в попытках составления рассказа дошкольники стараются избегать употребления сложных конструкций, заметно преобладание простых распространенных предложений.

При составлении рассказа по картине дети указывают на главное лицо и его действие, не обращая внимания на отдельные второстепенные предметы, которые использует главное лицо. Очень часто дети возвращаются уже к сказанному, теряют основные моменты, застревая на мелочах. Могут неточно употреблять многие лексические значения в рассказе, очень мало используют слов, обозначающих признаки, качества, состояния действий и предметов.

Дети путают рода и числа, не всегда до конца понимают логико-грамматические структуры, которые в свою очередь определяют не только временные, но и пространственные, и причинно-следственные отношения. Нет завершенности рассказа.

Рассказ описательного характера малопонятен для них, они заменяют его отдельным перечислением предметов и их частей. Отмечаются затруднения в описании игрушек или предмета по плану, предложенном логопедом. Дети часто нарушают логичность рассказа, заменяя его на перечисление отдельных признаков или частей объекта, что приводит к незаконченности начатого и возращению к раннее сказанному [3, с. 95].

Наряду с употреблением в рассказе правильных предложений, встречаются также аграмматичные, обычно возникающие, вследствие ошибок управления и согласования, зачастую отмечаются ошибки в сложноподчиненных предложениях, где много союзов и предлогов.

В современном мире существует огромное количество приемов, методик, логотехнологий по коррекции нарушений рассказа. Так, например, Л.Н. Ефименкова предложила классификацию приемов работы по развитию речи старших дошкольников с общим недоразвитием речи и предложила поделить всю коррекционную работу на три этапа или стадии. На каждой стадии введется работа по развитию связной и фразовой речи, а также лексики. Развитие составления рассказа - основная задача третьего этапа. Работу необходимо начинать с понятия о слове, о связи слов в предложении. Обучать дошкольников с общим недоразвитием речи необходимо сначала подробному, затем творческому и выборочному пересказу. После любой формы пересказа должен быть анализ текста. Далее детей рекомендуется обучать составлению рассказа на основе личного опыта [5].

На логопедических занятиях необходим грамотный подбор логопедических технологий, например, таких как мнемодорожки, мнемоквадраты, мнемотаблицы, блок - квадраты (В.П. Глухов), предметно-схематические модели (Т.А. Ткаченко), схемы составления рассказов (Л.Н. Ефименкова), коллажи (Т.В. Большева).

Самой известной методикой исследования связной речи является методика В.П. Глухова. В основе разработанной авторской (Жулина Е.В., Ерофеева Е.А.) комплексной методики обследования рассказа с точки зрения основных характеристик связной речи у детей с ОНР лежат задания и критерии оценки из классических методик: В.П. Глухов, И.Ф. Павалаки, Р.И. Лалаева.

В целях комплексного обследования рассказа детей используется серия заданий, которая включает:

1. Обследование связной речи.

2. Обследование логичности.

3. Изучение последовательности.

4. Обследование правильности речи.

5. Обследование выразительности речи.

Материал: четыре сюжетные картинки, тексты (сказка «Репка», сказка Гаршина В.М. «Лягушка-путешественница»).

Описание заданий:

Первое задание позволяет определить возможности дошкольника выявить умение устанавливать лексико-смысловые отношения между частями текста с помощью сюжетных картинок.

Второе задание позволяет определить, насколько развито умение последовательно передавать структуру текста, содержание целого текста и отдельных частей.

Читается сказка «Репка». Текст произведения прочитывается дважды, перед повторным чтением дается установка на пересказ.

Цель следующего задания: выявить возможность детей выстроить последовательность в только что прочтенной сказке «Репка». Ребенку задаются вопросы: «Что было в начале сказки?», «Что было в конце?», «Кто тянул репку за дедом?», «Кто тянул репку за кошкой?».

Целью четвертого задания является необходимость выявить у детей правильность понимания предметов, обобщающих понятий, антонимов, синонимов, прилагательных, цветов, чисел, падежей, суффиксов.

Следующее задание позволяет выявить у детей правильность понимания прочитанного текста. Дополнительный материал: знакомая детям сказка: «Лягушка-путешественница». Текст произведения прочитывается, далее задаются вопросы по сказке: «О чем спросила лягушка у утки?», «Что придумала лягушка?», «Что будет, если утка закрякает?!, «Почему лягушка не долетела до юга?».

Последнее задание позволяет определить способность ребенка к изменению голоса по громкости при произнесении различного речевого материала по команде.

Количественная и качественная оценка выполнению заданий опиралась на модифицированную балльную систему оценок. Каждый ответ оценивался:

0 баллов - отказ от выполнения.

1 балл - выполнение с ошибками.

2 балла - выполнение с ошибками и их самостоятельное исправление.

3 балла - правильное выполнение.

Затем суммировались баллы, и если у ребенка выполнено 80-100% (больше 14 баллов) от всех заданий, то это высокий уровень, если от 50-80% (9-13 баллов) - средний, и меньше 50% - низкий. Затем вычислялась сумма баллов по каждому заданию методики в целом, полученное абсолютное значение переводилось в проценты. В конечном итоге строились сравнительные диаграммы.

Анализируя рассказ ребенка, основное внимание следует обратить на содержание текста, на связность, логичность и последовательность между словами, между предложениями и между частями текста. Необходимо отметить наличие смысловых пропусков, повторов, паузы, аграмматизм, а также степень самостоятельности и выразительность речи.

Разработанное авторами статьи комплексное обследование пересказа позволяет оценить связность речи с позиции ее основных характеристик. Основными критериями оценки являются: логичность, связность, последовательность, правильность (лексика и грамматика), выразительность.

Выводы. Разработанная авторская комплексная методика обследования рассказа позволит выявить проблемы в развитии связной речи у детей старшего дошкольного возраста с ОНР 3 уровня. Данная комплексная методика дает возможность проанализировать проблемы в развитии связной речи с позиции основных ее критериев (логичность, связность, последовательность, правильность, выразительность). Учитывая, что старший дошкольный возраст является сензитивным периодом речевого и психического развития ребенка, важно именно в этот период своевременно выявить недостатки в речевом развитии и корректировать их.

Таким образом, можно сделать вывод, что на сегодняшний день современных логопедических технологий по коррекции нарушений рассказов у дошкольников с общим недоразвитием речи очень много. Любая из представленных логотехнологий может быть использована для коррекции нарушений рассказа детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня, но при выборе технологии формирования навыков рассказа и при применении их в работе, нужно вызывать желание и интерес детей к определенному типу деятельности, важно учесть индивидуальные и возрастные особенности.

Литература:

1. Алексеева, М.М. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников [Текст] / М.М. Алексеева, Б.И. Яшина. - 3-е изд., стереотип. - М.: Издательский центр «Академия», 2016. - 400 с.

2. Выготский, Л.С. Детская речь [Текст] / Л.С. Выготский. - М.: Просвещение, 2016. - 420 с.

3. Глухов, В.П. Исследование особенности связной речи старших дошкольников с задержкой психического развития и общим недоразвитием речи [Текст] / В.П. Глухов, М.Н. Смирнова // Логопедия. -М., 2015. - № 3. - 13-24 с.

4. Глухов, В.П. Формирование связной речи детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи [Текст] / В.П. Глухов. - 2-е изд., испр. и доп. - М.: АРКТИ, 2014. - 168 с.

5. Ефименкова, Л.Н. Формирование речи у дошкольников [Текст] / Л.Н. Ефименкова. - М.: Педагогика, 2015. - 133 с.

6. Жулина Е.В., Аргунова С.Е. К вопросу о развитии связной речи в условиях дизонтогенеза. Журнал «Проблемы современного педагогического образования». Издательство: Гуманитарно-педагогическая академия (филиал) Федерального государственного образовательного учреждения высшего образования «Крымский федеральный университет имени В. И. Вернадского» (Ялта) ISSN: 2311-1305. 2017 г., с. 173-179

7. Левина, Р.Е. Основы теории и практики логопедии [Текст] / Р.Е. Левина. - М.: Просвещение, 2015. - 105 с.

Педагогика

УДК 378.2

кандидат психологических наук, доцент Жулина Елена Викторовна

Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина (г. Нижний Новгород); бакалавр Спиридонова Мария Алексеевна

Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина (г. Нижний Новгород)

СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ ПРОСОДИКИ У ДОШКОЛЬНИКОВ С ЗАИКАНИЕМ И НОРМОЙ

РАЗВИТИЯ РЕЧИ

Аннотация. В данной статье рассматривается вопрос диагностики уровня развития просодики у дошкольников с заиканием и нормой развития. Предлагается модифицированная диагностическая методика Н.А. Власовой и Е.Ф. Рау обследования нарушения просодики у детей с заиканием по компонентам, таким как: темп, ритм, мелодика и интонация.

Ключевые слова: просодика, заикание, диагностика, дошкольники.

Annоtation. This article examines the issue of diagnosing the level of prosodic development in preschool

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.