Научная статья на тему 'Значение самостоятельной работы в профессиональном образовании'

Значение самостоятельной работы в профессиональном образовании Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
421
41
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБУЧЕНИЕ / САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА / VOCATIONAL EDUCATION / VOCATIONAL TRAINING / INDEPENDENT WORK

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Цыплакова Светлана Анатольевна, Мурыгин Никита Сергеевич, Тимофеева Юлия Сергеевна, Уракова Екатерина Андреевна

Основы профессионализма, умения самостоятельной профессиональной деятельности закладываются в период обучения в вузе, поэтому необходимо уделять особое внимание на проблемы овладения студентами методами самостоятельной познавательной деятельности. Особенно важно, чтобы студенты, овладевая знаниями и способами поиска информации, осознавали, что самостоятельная работа призвана завершать задачи всех других видов учебной работы, ибо никакие знания, не ставшие объектом собственной деятельности, не могут считаться подлинным достоянием личности. Самостоятельная работа предоставляет студентам возможность самостоятельно планировать собственную деятельность, выявлять ошибки, допущенные в ходе собственных познавательных действий, корректировать осуществление своей деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Цыплакова Светлана Анатольевна, Мурыгин Никита Сергеевич, Тимофеева Юлия Сергеевна, Уракова Екатерина Андреевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE IMPORTANCE OF THE SELF-WORKING IN PROFESSIONAL EDUCATION

The fundamentals of professionalism, the ability of independent professional activity are laid in the period of study at the university, therefore it is necessary to pay special attention to the problems of mastering students by methods of independent cognitive activity. It is especially important for students, mastering the knowledge and methods of information retrieval, to realize that independent work is called upon to complete the tasks of all other types of educational work, for no knowledge that has not become an object of its own activity can be considered a true property of the individual. Independent work provides students the opportunity to independently plan their own activities, identify errors committed in the course of their own cognitive actions, adjust the implementation of their activities.

Текст научной работы на тему «Значение самостоятельной работы в профессиональном образовании»

Педагогика

УДК 378

кандидат педагогических наук, доцент Цыплакова Светлана Анатольевна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (г. Нижний Новгород); магистрант Мурыгин Никита Сергеевич

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (г. Нижний Новгород); магистрант Тимофеева Юлия Сергеевна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (г. Нижний Новгород); магистрант Уракова Екатерина Андреевна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (г. Нижний Новгород)

ЗНАЧЕНИЕ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ

Аннотация. Основы профессионализма, умения самостоятельной профессиональной деятельности закладываются в период обучения в вузе, поэтому необходимо уделять особое внимание на проблемы овладения студентами методами самостоятельной познавательной деятельности. Особенно важно, чтобы студенты, овладевая знаниями и способами поиска информации, осознавали, что самостоятельная работа призвана завершать задачи всех других видов учебной работы, ибо никакие знания, не ставшие объектом собственной деятельности, не могут считаться подлинным достоянием личности. Самостоятельная работа предоставляет студентам возможность самостоятельно планировать собственную деятельность, выявлять ошибки, допущенные в ходе собственных познавательных действий, корректировать осуществление своей деятельности.

Ключевые слова: профессиональное образование, профессиональное обучение, самостоятельная работа.

Annotation. The fundamentals of professionalism, the ability of independent professional activity are laid in the period of study at the university, therefore it is necessary to pay special attention to the problems of mastering students by methods of independent cognitive activity. It is especially important for students, mastering the knowledge and methods of information retrieval, to realize that independent work is called upon to complete the tasks of all other types of educational work, for no knowledge that has not become an object of its own activity can be considered a true property of the individual. Independent work provides students the opportunity to independently plan their own activities, identify errors committed in the course of their own cognitive actions, adjust the implementation of their activities.

Keywords: vocational education, vocational training, independent work.

Введение. Своевременное и разностороннее развитие молодого поколения, его творческих способностей, формирование навыков самообразования и самореализации личности - главная цель современного образования, определенная «Национальной доктриной образования в РФ». Приоритетным направлением в образовании становится развитие личности, способной к профессиональной реализации в стремительно изменяющихся социально-экономических условиях.

Формулировка цели статьи. Выявлена необходимость исследования путей, форм и средств индивидуализации содержания образования и образовательного процесса, адекватных социокультурному развитию общества, его национально-региональным традициям, опыту профессиональной подготовки.

Изложение основного материала статьи. В новых федеральных государственных образовательных стандартах высшего образования третьего поколения наблюдается тенденция к сокращению аудиторных часов и увеличению часов, отводимых на самостоятельную работу обучающихся. Количество дисциплин, устанавливаемых государством для обязательного изучения в базовой части основных образовательных программ сокращается с каждым новым вступившим в силу образовательным стандартом. Однако эти изменения не влияют на общую трудоемкость основной образовательной программы, поскольку это восполняется увеличением нагрузки по естественно-научным и профессиональным циклам.

Снижение количества дисциплин в базовой части основных образовательных программ при его практически неизменном объеме трудоемкости позволяет сделать вывод о повышении адаптации образовательной программы под социально-экономические запросы работодателей и предпочтения обучающихся, самостоятельно определяющих основную долю дисциплин для изучения.

Увеличение объема зачетных единиц, отводимых на самостоятельную работу при изучении дисциплин в высших учебных заведениях способствует не только совершенствованию практических умений обучающихся, но и максимально приближает академическое образование в вузах к их будущей профессиональной деятельности. Самостоятельное выполнение различного рода заданий программного материала, не освещенного во время аудиторных занятий, способствует активизации и развитию творческой деятельности студентов, повышает качество подготовки специалистов.

Значение самостоятельной работы отмечали многие известные учёные и педагоги. Так, К.Д. Ушинский считал, что самостоятельная работа является деятельностью по усвоению знаний и умений, осуществляемой без непосредственного руководства преподавателя, хотя и направляемой им.

А. Дистервег обращал внимание, что «развитие и образование ни одному человеку не могут быть даны или сообщены. Всякий, кто желает к ним приобщиться, должен достигнуть этого собственной деятельностью, собственными силами, собственным напряжением. Извне он может получить только возбуждение...».

Вопрос о роли самостоятельной работы студентов рассматривался в трудах Н.А. Введенского, Н.Г. Дайри, Р.Г. Лемберга, Г.М. Муртазини и других ученых. Каждый автор вкладывает в понятие

«самостоятельной работы» особое значение, поэтому единого определения самостоятельной работы не сложилось.

Нередко для раскрытия понятия «самостоятельная работа» педагоги-психологи употребляют близкий по смыслу термин «самостоятельная деятельность», и отмечают четыре ее уровня: -воспроизведение и решение задания по данному образцу;

-самовоспроизведение информации по памяти об особенностях изучаемого явления; -применение приобретенных знаний для решения заданий, предполагающих задействование интуиции и компетентности обучающихся;

-решение нестандартных задач в новых ситуациях, требующих реализации новых программ принятия действий с целью развития у обучающихся аналитического типа мышления.

Однако в психолого-педагогической литературе понятия «самостоятельной работы» и «самостоятельной деятельности» не идентичны по определению. Отличительные характеристики этих понятий содержится в особенностях их организации:

-самостоятельная работа является одной из форм организации самостоятельной деятельности студентов; -самостоятельная работа постоянно строго ограничена по времени;

-самостоятельная работа обязательна для выполнения каждым обучающимся и подлежит контролю со стороны преподавателя.

Существует несколько подходов для раскрытия понятия «самостоятельная работа», однако сегодня актуальным остается деятельностный подход, предполагающий обучение как организацию познавательной работы обучающихся.

По определению Н.В. Кузьминой, самостоятельная работа - целостная педагогическая система, проявляющаяся большинством «связанных структурных и универсальных элементов, подвластных обучению». Рассматривая самостоятельную работу обучающихся как коллективную деятельность преподавателей и студентов, в которой воплощаются цели обучения в форме учебных и педагогических задач, профессор отмечает усложнение в работе по организации самостоятельной работы в учебном процессе. Оно заключается в том, что разная учебная литература не в полной мере воздействует удачному формированию познавательной активности обучающихся, а также в подготовке самостоятельной работы. Доступная учебная литература содержит в основном содержание учебного материала, и небольшое количество практических заданий, требующих от обучающихся самостоятельного изучения примеров, поиск схожих и различных по виду явлений, которые требуют своевременного составления выводов. Правила, законы, выводы в большинстве случаев содержатся в учебной литературе в готовом виде, которые остается только тщательно изучить.

Таким образом, самостоятельная работа является методом организации познавательной деятельности обучающихся. П.И. Пидкасистый акцентирует свои мысли на том, что самостоятельная работа выступает средством реализации самостоятельного способа познавательной деятельности обучаемых. Важно отметить, что самостоятельная работа может являться одним из методов формирования важнейшего личностного качества - самостоятельности.

Подготовка способного к самосовершенствованию и самовоспитанию в течение всей жизни человека — важная задача образования. Перед преподавателем стоит огромная задача - научить студента учиться, создать все необходимые условия, способствующие развитию его познавательной деятельности. Для преподавателя данная задача является долгом, чтобы обучить этому студента.

Это возможно в случае грамотной организации преподавателем самостоятельной работы студентов согласно некоторым требованиям:

-сформулировать тему, поставить цель самостоятельной работы и определить количество ее участников; -разработать различные варианты проблем для изучения исходя из намеченной темы. Студенты должны сами выдвинуть проблемы исходя из наводящих вопросов и ситуаций, предлагаемых преподавателем, способствующих определению проблем;

-разделиться на группы и провести групповое обсуждение;

-распределить задачи поиска информации и непосредственного решения заданной проблемы (или задачи) между собой;

-периодически проводить стимуляцию участников исследования в индивидуальных или групповых проектах исследования;

-обсуждать промежуточные выводы в ходе работы, полученные данные по группам; -провести презентации проектов, коллективно обсудить представленные работы, провести экспертизу, вынести окончательное решение.

Самостоятельная работа может осуществляться как на аудиторных занятиях в письменной или устной форме, так и во внеаудиторное время. Самостоятельная работа, будучи особой, высшей степенью учебной деятельности, обусловлена индивидуальными психологическими различиями обучающегося и личностными особенностями и требует высокого уровня самосознания, рефлективности.

Закрепление и углубление приобретенных знаний и навыков, поиск и получение новой необходимой информации, выполнение учебных заданий, а также подготовка к предстоящим учебным занятиям, зачетам и экзаменам - основная и главная цель самостоятельной работы обучающихся, которая может быть реализована в том числе с помощью применения автоматизированных обучающих систем, организуемых, обеспечиваемых, и контролируемых соответствующими кафедрами.

Сегодня в педагогической литературе можно найти много различных походов к раскрытию понятия «самостоятельная работа». Каждый автор выделяет данное явление в качестве особого вида учебно-познавательной деятельности или в качестве сочетания нескольких видов педагогической деятельности.

Так, Н.Д. Никандров подразумевает под понятием «самостоятельная работа» особую деятельность студентов, которая непосредственно производится без руководства преподавателя, хотя рекомендации и организация осуществляется педагогом.

Р. А. Низамов говорит про самостоятельную работу как о разнообразных индивидуальных и групповых видах познавательной деятельности, осуществляемой студентами на занятиях и в свободное от занятий время.

Я.Г. Гендлер, Б.П. Есипов, А.С. Лында определяют термин «самостоятельная работа» как организацию групповой и фронтально-обобщенной познавательной деятельности. Данилов М.А., Нильсон О.А.,

Усова А.В. и др. относят анализируемое явление к видам деятельности учебного характера, которая реализуется для формирования умений, навыков и знаний.

П.И. Пидкасистый рассматривает изучаемое явление в качестве особого средства необходимого для организации «педагогического процесса» и контроля в сфере обучения за самостоятельной деятельностью студентов, которая включает метод научного и учебного познания. Автор отмечает, что самостоятельная работа - активная деятельность обучаемых, организованная преподавателем. Она ставит перед собой задачу: достичь определенные дидактические цели в специально отведенное время, закрепление знаний, их осмысление, развитие и формирование умений, навыков, систематизация и обобщение новых знаний.

Похожего понимания главной цели самостоятельной работы и А. М. Лушников - индивидуальный поиск, углубление и конкретизация полученных знаний. Автор предлагает подойти к изучаемой проблеме с творческим подходом, показать свои навыки работы с литературой учебного цикла, а также уметь производить анализ изученного материала, производить систематизацию материала, вести записи, во время дискуссии предлагать и отстаивать предложенную позицию.

Обобщив вышеизложенные трактовки изучаемого явления, стоит отметить, что самостоятельная работа - это эффективный способ для самостоятельной подготовки к научным исследованиям, творческим задачам учебно-воспитательного процесса и, в особенности, для профессионального становления личности. В качестве дидактического явления самостоятельная работа является заданием, которое студент должен выполнить, объектом его деятельности, а также проявление соответствующей формы деятельности: творческого воображения, памяти, мышления.

Существует несколько признаков и характеристик, которые позволяют считать самостоятельную работу особым средством обучения:

-соответствие конкретной дидактической цели и задачи в определенных условиях; -формирование на каждом этапе познавательной деятельности обучающегося необходимого уровня и объема знаний, умений и навыков, с помощью которых решаются задачи определенной познавательной группы, способствующие продвижению от начальных к конечным уровням деятельности познавательного характера;

-выработка у обучающихся привычки самостоятельного систематического пополнения своих знаний на психологическом уровне и развитие умения ориентироваться в большом множестве познавательной информации для решения дидактических задач;

-важнейшее средство педагогического управления и руководства познавательной деятельностью в области педагогического процесса.

С точки зрения психологии самостоятельная работа - конкретное проявление самостоятельности ума, главный признак которого наличие внутренней мотивации, связанной с осознанием, смыслом и целью работы. Она предполагает выполнение таких входящих в него действий, как: - осознание цели выполняемой деятельности;

-принятие дидактической задачи и придание ей определенного смысла; -подчинение реализации данной задачи иных форм занятости обучающегося и интересов; -самостоятельная организация и распределение учебных действий во времени; -самоконтроль выполнения действий и т.д.

Рассматривая понятие «самостоятельной работы» Селиванов В.И. выделяет ее в виде автономной волевой активности обучающегося, осознанно распоряжающегося своими целями, который самостоятельно мотивирует себя для преодоления трудностей. При этом исследователь разделил характеристики самомотивации на две основные группы:

-поисковая - самостоятельная формулировка цели, самостоятельное решение и установка действий; -исполнительская - предпринимаемые волевые усилия направлены на усиление или ослабление действий, ускорение или замедление, контроль результатов, исправление ошибок, прекращение действий.

Освещая анализируемый процесс с позиции деятельности педагогического характера Зимняя И.А. выделяет основные положения для исходного рассмотрения сущности «самостоятельной работы».

Во-первых, самостоятельная работа - прямое следствие правильно и разумно организованной деятельности дидактического характера на занятии, что мотивирует ее самостоятельное расширение, углубление и в свободные промежутки времени. Это еще раз отмечает важность детального осознания как преподавателем, так и обучающимся плана проводимых учебных действий и осознанное формирование у последнего четкой схемы освоения предмета в процессе решения поставленных задач.

Во-вторых, самостоятельная работа - более широкое понятие, а именно осуществление и выполнение заданий, реализуемых преподавателем для подготовки к занятию.

В-третьих, самостоятельная работа - специфический вид деятельности обучающегося дидактического характера, главная форма учебной деятельности, своеобразная форма самообразования, связанная с непосредственной деятельностью обучающегося.

Самостоятельная работа - явление многостороннее и многофункциональное, характеризуемое не только дидактическим, но и личностным и общественным значением. Данный процесс очень сложный и многозначный.

Важным признаком «самостоятельной работы» является предметная саморегуляция, проявление которого - это умение оценить промежуточные и конечные результаты выполняемых действий. При этом необходимо максимально приблизить субъективные и объективные общепринятые критерии для оценки результатов личных действий. Умение корректировать реализуемые действия для достижения результатов, отвечающих установленным требованиям в полной мере - один из существенных признаков саморегуляции.

Зимняя И.А. раскрывает детальную характеристику самостоятельной работы исходя из позиции субъекта реализуемой деятельности и с учетом его психологических детерминантов. С этой точки зрения «самостоятельная работа» определяется в качестве внутренне мотивированной, целенаправленной, структурированной самим субъектом в полной совокупности реализуемых действий и корректируемой им по процессу и результату проводимой деятельности. Эта деятельность характеризуется наличием у субъекта деятельности высокого уровня самосознания, самодисциплины, личной ответственности, рефлективности, что в совокупности доставляет обучающемуся удовлетворение от процесса самопознания и самосовершенстования.

Выводы. Разнообразные алгоритмические варианты и механизмы ставят перед субъектом познания

проблему выбора, что позволяет сделать вывод о том, что деятельность обучающегося приобретает творческий характер. Самоорганизация обучающихся - это не что иное, как наличие у конкретного обучающегося определенных знаний и умений общеинтеллектуальной специфики, опыта творческой (алгоритмической) деятельности.

Литература:

1. Алешугина Е.А., Ваганова О.И., Трутанова А.В. Особенности организации контактной самостоятельной работы студентов вуза // Социально-экономические проблемы развития муниципальных образований материалы и доклады XXIII Международной научно-практической конференции. 2018. С. 120-122.

2. Булаева М.Н., Лапшова А.В. Содержательные основы профессионального воспитания студентов // Проблемы современного педагогического образования. 2017. № 57-5. С. 30-36.

3. Колдина М.И., Ваганова О.И., Трутанова А.В. Управление самостоятельной работой студентов вуза // Карельский научный журнал. 2017. Т. 6. № 3 (20). С. 39-42.

4. Кутепова Л.И., Ваганова О.И., Трутанова А.В. Формы самостоятельной работы студентов в электронной среде // Карельский научный журнал. 2017. Т. 6. № 3 (20). С. 43-46.

5. Лапшова А.В. Профессиональная подготовка бакалавров в условиях модернизации вуза // Вестник Мининского университета. 2013. № 2 (2). С. 15.

6. Маркова С.М. Профессиональные ценности в условиях непрерывного многоуровневого образования // Вестник Мининского университета. 2013. № 3 (3). С. 10.

7. Решетова Л.П., Коняева Е.А. Роль самостоятельной работы студентов в образовательном процессе // Актуальные проблемы образования: позиция молодых Материалы Всероссийской студенческой научно-практической конференции. 2016. С. 207-209.

8. Харисова Е.Р., Коняева Е.А. Организация самостоятельной работы студентов в процессе подготовки специалистов среднего профессионального образования // Актуальные проблемы образования: позиция молодых Материалы Всероссийской студенческой научно-практической конференции. 2016. С. 223-225.

9. Царапкина Ю.М., Шкарупина В.В. Применение интерактивных технологий в учебном процессе как основа саморазвития студентов // Гуманитарные науки и образование. 2014. № 3 (19). С. 87-92.

Педагогика

УДК:378.2

военнослужащий Чайковский Павел Викторович

Новосибирский военный институт имени генерала

армии И. К. Яковлева войск национальной гвардии Российской Федерации (г. Новосибирск); кандидат педагогических наук Тарасов Дмитрий Юрьевич

Новосибирский государственный педагогический университет (г. Новосибирск), Новосибирский военный институт имени генерала

армии И. К. Яковлева войск национальной гвардии Российской Федерации (г. Новосибирск)

ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПОНЯТИЯ «АНТИКОРРУПЦИОННАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ

ОБУЧАЕМЫХ»

Аннотация. В публикации рассматривается образовательные аспекты формирования антикоррупционной направленности обучаемых. Даётся краткий анализ теоретических подходов в исследованиях, посвящённых данной проблеме. Акцентируется внимание на необходимости в дальнейшей теоретической и практической разработке исследований в этом направлении.

Ключевые слова: антикоррупционная направленность; противодействие коррупции; образовательный процесс; обучаемые.

Annоtation. The publication deals with the educational aspects of anti-corruption orientation of students. A brief analysis of theoretical approaches in research on this problem is given. Attention is focused on the need for further theoretical and practical development of research in this direction.

Keywords: anti-corruption orientation; anti-corruption; education process; trainees.

Введение. Актуальные психолого-педагогические исследования посвящённые противодействию коррупции в России свидетельствуют о различных взглядах отечественных исследователей на личностные параметры, обеспечивающих твёрдое соблюдение антикоррупционного законодательства и осознанное неприятие индивидом данного общественно опасного явления.

Изложение основного материала статьи. Так А.А. Чушкина определяет антикоррупционное правосознание как совокупность взглядов, представлений, эмоций, выражающих отношение людей к коррупции. При этом структура антикоррупционного правосознания содержит «антикоррупционную правовую идеологию» и «антикоррупционной правовую психологию» [17]. В.А. Печенкин внедряет определение антикоррупционной компетентности - «системное социально-психологическое качество личности; многомерное образование, которое определяется через совокупность психологических и акмеологических факторов на субъективном, индивидуально-личностном, деятельностном уровнях» [9]. Т.М. Безубяк выделил антикоррупционное поведение как разновидность социального, характеризующееся действиями, направленными на повседневную и профессиональную деятельность в нравственно-этических и законных общественных рамках, без стремления к необоснованному личному обогащению [18]. О.Н. Журавлева трактует антикоррупционное мировоззрение, как «систему антикоррупционных идей, взглядов, принципов личности, в которых отражается негативное отношение личности, социальных групп и всего общества к коррупционной деятельности», [4]. по мнению исследователя данная система должна быть непротиворечиво вписана в общую мировоззренческую картину личности. В.В. Киселев также анализирует данное понятие в процессе поиска психологических детерминант такого поведения [6] автор выделяет её содержательный аспект: систему специализированных знаний в сфере антикоррупционного законодательства, коррупционогенных факторов, способах предотвращения коррупционных ситуаций; а также совокупности актуализированных конкретных навыков деятельности антикоррупционной

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.