Научная статья на тему 'Профессиональное образование в условиях реализации деятельностно-компетентностного подхода'

Профессиональное образование в условиях реализации деятельностно-компетентностного подхода Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
106
85
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДЕЯТЕЛЬНОСТНО-КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД / ACTIVITY-COMPETENCE APPROACH / КОМПЕТЕНЦИЯ / КОМПЕТЕНТНОСТЬ / COMPETENCE / ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ / FEDERAL STATE EDUCATIONAL STANDARD / ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ACTIVITY / ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / VOCATIONAL EDUCATION / ВЫПУСКНИК / GRADUATE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Шагалова Ольга Глебовна, Ваганова Ольга Игоревна, Смирнова Жанна Венедиктовна

В статье рассматривается деятельностно-компетентностный подход как наиболее продуктивный для формирования самостоятельного, высококвалифицированного специалиста, творчески решающего задачи, возникающие в процессе его деятельности. Отмечено, что сущность процесса обучения сводится не просто к овладению знаниями, умениями и навыками, но так же и к приобретению опыта деятельности. Поэтому подробно освещаются этапы овладения студентом опытом в процессе обучения. Рассмотрена трактовка понятия «компетенция» ФГОС. На основе этого определения было выведено авторское определение понятия «компетентный человек». А также выделены несколько разных позиций по отношению к определению «компетентность». Установлены и подробно описаны преимущества компетентностного подхода в профессиональном образовании. Для успешной реализации деятельностно-компетентностного подхода, были выделены специальные условия, которые необходимо соблюдать.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Шагалова Ольга Глебовна, Ваганова Ольга Игоревна, Смирнова Жанна Венедиктовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROFESSIONAL EDUCATION IN CONDITIONS OF IMPLEMENTATION OF ACTIVE-COMPETENT APPROACH

The article deals with the activity-competence approach as the most productive for the formation of an independent, highly qualified specialist who creatively solves problems arising in the course of his activity. It is noted that the essence of the learning process is reduced not just to mastering knowledge, skills and skills, but also to gaining experience. Therefore, the stages of mastering the student's experience in the learning process are described in detail. The interpretation of the concept of «competence» of GEF is considered. Based on this definition, the author's definition of the term «competent person» was derived. And also several different positions are distinguished in relation to the definition of «competence». The advantages of the competence approach in vocational education are established and described in detail. For the successful implementation of the activity-competence approach, special conditions have been singled out that must be observed.

Текст научной работы на тему «Профессиональное образование в условиях реализации деятельностно-компетентностного подхода»

2. Антонова, Т.В. Социальная компетентность ребенка-дошкольника: показатели и методы выявления / Т.В. Антонова // Детский сад от А до Я. - 2004. - № 5. - С. 54-69.

3. Арнаутова, Е.П. Социально-педагогическая практика взаимодействия семьи и детского сада в современных условиях [Электронный ресурс] / Е.П. Арнаутова. - Режим доступа: http: //www.dou4sun.ru/files/File/biblioteka_arnautova-family-kg.pdf (дата обращения 26.01.2017)

4. Запорожец, А.В. Некоторые психологические проблемы детской игры / А.В. Запорожец // Дошкольное воспитание. - 1965. - № 10. - С. 21-24.

5. Князева, О.Л. Приобщение детей к истокам русской народной культуры / О.Л. Князева, М.Д. Маханева. - М.: Детство Пресс, 2016. - 304 с.

6. Козлова, С.А. Теория и методика ознакомления дошкольников с социальной действительностью / С .А. Козлова. - М.: Академия, 1998. - 160 с.

7. Куликовская, И.Э. Детское экспериментирование: старший дошкольный возраст / И.Э. Куликовская, Н.Н. Совгир. - М.: Педагогическое общество России, 2003. - 80 с.

8. Матвеева, М.Г. Коммуникативная компетентность как социальная одаренность детей дошкольного возраста / М.Г. Матвеева // Образование и саморазвитие. - 2013. - № 1(35). - С. 77-82.

9. Приказ Министерства образования и науки РФ от 17.10.2013 № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» (П. 3., п.п. 3.6.3.) (зарегистрировано в Минюсте России 14.11.2013 № 30384) // Российская газета. - 2013. - 25.11 (№ 265).

10. Эльконин, Д.Б. Психология игры / Д.Б. Эльконин. - М.: Книга по Требованию, 2012. - 228 с.

Педагогика

УДК 378.147

кандидат исторических наук, доцент Шагалова Ольга Глебовна

Тюменское высшее военно-инженерное командное училище имени маршала инженерных войск А. И. Прошлякова Министерства обороны РФ (г. Тюмень); кандидат педагогических наук, доцент Ваганова Ольга Игоревна

Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина (г. Нижний Новгород); кандидат педагогических наук, доцент Смирнова Жанна Венедиктовна

Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина (г. Нижний Новгород)

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТНО-

КОМПЕТЕНТНОСТНОГО ПОДХОДА

Аннотация. В статье рассматривается деятельностно-компетентностный подход как наиболее продуктивный для формирования самостоятельного, высококвалифицированного специалиста, творчески решающего задачи, возникающие в процессе его деятельности. Отмечено, что сущность процесса обучения сводится не просто к овладению знаниями, умениями и навыками, но так же и к приобретению опыта деятельности. Поэтому подробно освещаются этапы овладения студентом опытом в процессе обучения. Рассмотрена трактовка понятия «компетенция» ФГОС. На основе этого определения было выведено авторское определение понятия «компетентный человек». А также выделены несколько разных позиций по отношению к определению «компетентность». Установлены и подробно описаны преимущества компетентностного подхода в профессиональном образовании. Для успешной реализации деятельностно-компетентностного подхода, были выделены специальные условия, которые необходимо соблюдать.

Ключевые слова: деятельностно-компетентностный подход, компетенция, компетентность, Федеральный государственный образовательный стандарт, деятельность, профессиональное образование, выпускник.

Annotation. The article deals with the activity-competence approach as the most productive for the formation of an independent, highly qualified specialist who creatively solves problems arising in the course of his activity. It is noted that the essence of the learning process is reduced not just to mastering knowledge, skills and skills, but also to gaining experience. Therefore, the stages of mastering the student's experience in the learning process are described in detail. The interpretation of the concept of «competence» of GEF is considered. Based on this definition, the author's definition of the term «competent person» was derived. And also several different positions are distinguished in relation to the definition of «competence». The advantages of the competence approach in vocational education are established and described in detail. For the successful implementation of the activity-competence approach, special conditions have been singled out that must be observed.

Keywords: activity-competence approach, competence, competence, Federal state educational standard, activity, vocational education, graduate.

Введение. Компетентностно-ориентированное профессиональное образование - объективное явление, вызванное социально-экономическими, политико-образовательными и педагогическими предпосылками. И прежде всего - это реакция профессионального образования на социально-экономические условия в стране.

Современная ситуация, сложившаяся в рамках профессионального образования в России, подталкивает к необходимости разработки новых подходов к подготовке инициативных, творческих и высококвалифицированных специалистов. Современный выпускник должен обладать определенными качествами для грамотного выполнения своей будущей профессиональной деятельности: способностью быстро адаптироваться к изменяющимся жизненным условиям, самостоятельностью в освоении необходимых знаний, способностью умело применять их на практике, развитым критическим мышлением, умением работать с информацией.

Для развития в студенте данных качеств, в профессиональное образование был введен деятельностно-компетентностный подход, который призван сформировать максимальную самостоятельность личности студента как в профессиональной сфере, так и на бытовом уровне.

Актуальность рассматриваемой темы обусловлена необходимостью формирования специалистов нового образца. На сегодняшний день все еще существует расхождение между качеством подготовки выпускника и требованиями работодателей к будущему работнику. Введенный в систему профессионального образования

деятельностно-компетентностный подход решает эту проблему, поэтому данный вопрос необходимо рассмотреть.

Формулировка цели статьи. Рассмотреть формирование выпускника в процессе обучения в профессиональном образовательном учреждении под воздействием деятельностно-компетентностного подхода. Необходимо решить следующие задачи. Выявить суть деятельностно-компетентностного подхода, рассмотреть различные подходы к определению понятия «компетентность», выделить преимущества данного подхода в профессиональном образовании, определить условия эффективной оценки качества профессиональной подготовки в условиях компетентностного подхода.

Изложение основного материала статьи. Суть деятельностного подхода состоит в получении прямого отклика от объекта педагогической деятельности, то есть педагогические методы и средства, прежде всего, направляются на реализацию именно этого положения. Компетентностный же подход направлен на достижение определенных результатов в виде сформированных у студента компетенций. Тот факт, что этих результатов невозможно достичь вне деятельности, говорит о неразрывности двух указанных нами подходов.

В совокупности они создают условия для формирования самостоятельного, творчески мыслящего профессионала. Следовательно, сущность процесса обучения сводится не просто к овладению знаниями, умениями и навыками, но так же и к приобретению опыта деятельности для достижения профессионально и социально значимых компетенций.

Овладение опытом происходит в несколько этапов:

- студент овладевает опытом учебно-познавательной деятельности академического типа. На данном этапе разрешаются вопросы и проблемы теоретического характера;

- усваивается опыт квазипрофессиональной деятельности. Здесь создаются условия, максимально приближенные к реальной профессиональной деятельности;

- при выполнении прикладных исследований и научно-технических разработок студенты получают реальный опыт профессиональной деятельности;

- прохождение студентами практики является завершающим этапом приобретения профессионального опыта при обучении.

Процесс освоения профессионализма можно сформировать иначе:

- на первом этапе происходит усвоение фундаментального знания, то есть формируется готовность к освоению профессиональных компетенций;

- на втором этапе происходит освоение прикладного знания, то есть непосредственное формирование профессиональных компетенций;

- на третьем этапе создается фундаментальное знание, особое рефлексивное знание, позволяющее сделать новый шаг [1].

На протяжении всего обучения при определенной деятельности студента при изучении каждой дисциплины формируются конкретные компетенции.

ФГОС нового поколения трактует компетенцию как способность применять знания, умения и личностные качества для успешной деятельности в определенной области [2].

На основе этого определения мы делаем выводы, что компетентный человек - это личность, имеющая определенные возможности и подготовку, благодаря чему может действовать адекватно ситуации, актуализировать необходимые знания и умения, приемы и способы деятельности в соответствии с моментом. Акцент в данном определении делается на формирование в ходе обучения способности к деятельности, что полностью соответствует принятой позиции в современном мире: содержание образования ориентировано не просто на овладение определенной совокупностью знаний, умений и навыков, а на конечный результат в виде способности к действию. То есть результатом обучения в профессиональном образовании должна быть компетентность выпускника.

Современная педагогическая наука воспринимает компетенции как базовые компоненты потенциальной компетентности, которую сможет продемонстрировать будущий выпускник. Однако, стоит отметить, что полностью стать компетентным выпускник сможет только при приобретении опыта успешной профессиональной деятельности вне учебного заведения.

Анализ требований Федерального государственного образовательного стандарта показал, что студенты средних профессиональных образовательных учреждений и высших профессиональных образовательных учреждений должны в течение обучения приобрести общие и профессиональные компетенции [3].

Общими компетенциями называют универсальные способы деятельности, которые необходимы для любой сферы жизни и подходят для большинства профессий и специальностей. Они выступают условием интеграции выпускника в социально-трудовые отношения на рынке труда [4].

К таковым компетенциям можно отнести, например, способность принимать решения, нести за них ответственность; проявление устойчивого интереса к своей профессии; использование информационно-коммуникационных технологий; эффективное общение с коллегами. Общие компетенции являются надпрофессиональными и выражаются через умение постоянно учиться, вести диалог, принимать на себя ответственность, пользоваться информацией.

К профессиональным же компетенциям относят те, которые необходимы при выполнении конкретного вида профессиональной деятельности. Профессиональная компетентность может рассматриваться как интегративное понятие, состоящее из трех слагаемых - мобильность знаний, вариативность метода и критичность мышления [5].

В другом случае профессиональную компетентность можно считать совокупностью социальной компетентности (способности к продуктивной работе в группе, сотрудничеству, готовности принять на себя ответственность); специальной компетентности (подготовленности к самостоятельной деятельности, умения решать типовые профессиональные задачи, проводить рефлексию, способности приобретать новые недостающие знания по специальности); индивидуальной компетентности (готовности к постоянному повышению квалификации и реализации себя в профессиональной сфере, умения преодолевать профессиональную деформацию) [6].

Третье мнение, разделяемое нами состоит в рассмотрении компетентности как совокупности профессионально-технологической подготовленности (владение технологиями) и компонента имеющего надпрофессиональный характер, но необходимого каждому специалисту - ключевых компетенций [7].

Отметим, что появление компетентностного подхода в профессиональном образовании было обусловлено расхождением между качеством подготовки выпускника, даваемым учебным заведением и требованиями, которые предъявляют работодатели к молодому специалисту [8].

В условиях рынка, руководители предприятий и организаций предъявляют все более жесткие требования не только к уровню образования, но и к личностным, нравственным качествам потенциальных сотрудников.

Главное в деятельностно-компетентностном подходе - это проектирование и реализация таких технологий обучения, которые будут создавать ситуации включения студентов в разные виды деятельности (решение проблем, дискуссии, проекты, диспуты, деловые игры) [9].

Благодаря общим и профессиональным компетенциям, сформированным в процессе деятельности в учебном заведении, выпускник становится востребованным и конкурентоспособным.

Среди преимуществ компетентностного подхода стоит выделить:

- цели и задачи программ обучения формируются исходя из требований работодателей;

- происходит повышение гибкости учебных программ;

- повышается мотивация к получению образования;

- повышается эффективность и качество профессиональной подготовки;

- повышается уровень взаимодействия и взаимной ответственности студентов и преподавателей;

- происходит более быстрая адаптация выпускников к профессиональной деятельности за счет создания условий в образовательных учреждениях максимально приближенных к реальной будущей профессии студентов;

- формируется уважительное отношение к будущей профессии;

- создаются объективные и независимые условия оценки качества обучения [10].

Для того, чтобы успешно реализовать деятельностно-компетентностный подход в профессиональном образовании, на наш взгляд, необходимо выполнение следующих условий:

- разработка компетентностной модели выпускника, где будут отражены его основные функции и компетенции;

- установка конкретной цели обучения;

- определение конкретных способов достижения цели;

- результаты обучения должны быть конкретными, то есть быть в форме установленных компетенций. Каждый преподаватель при этом должен ориентироваться на требования стандарта.

- в учебном заведении должна быть сформирована особая среда с квалифицированными в модульно-компетентностном обучении преподавателями [11].

Для более эффективной оценки качества профессиональной подготовки необходимо соблюдать следующие условия:

- увеличить количество часов на проведение различного вида практик для студентов;

- привлекать к образовательной деятельности в вузах и колледжах специалистов предприятий;

- обеспечить участие потенциальных работодателей-представителей предприятий и фирм в процессе итоговой аттестации выпускников;

- организовать сотрудничество предприятий и образовательных учреждений с целью прохождения студентами практики непосредственно на предприятии [12].

Преимущества компетентностного подхода по отношению к качеству образования очевидны. Инновационная экономика требует достаточно быстрой и качественной подготовки кадров с должным уровнем профессионализма и мастерства, которые будут осваивать новые профессиональные позиции с большой скоростью, легко адаптироваться к новым условиям, воспроизводить имеющийся опыт без потери высокого уровня квалификации.

Компетентностный подход в полной мере помогает решить эту задачу.

Общим результатом обучения является сформированная компетентность выпускника в определенной области, которая будет проявляться с помощью реализации соответствующих компетенций при решении профессиональных задач.

Значит, основное внимание при компетентностном подходе в учебном процессе должно быть сосредоточено на формировании у обучающихся профессиональных компетенций по всему спектру профессиональных задач, выполняемых в профессиональной сфере.

Выводы. Формирование выпускника профессионального учебного заведения в условиях деятельностно-компетентностного подхода происходит более продуктивно за счет четко поставленных целей, соответствия их требованиям рынка труда. За время прохождения обучения компетентностный подход побуждает студента к определенного вида деятельности, которая и приводит к формированию компетенций. Как мы определили, реализация компетентностного подхода невозможна без деятельностного. Эти понятия неразделимы. Уже на стадии обучения студент начинает привыкать к специфике профессиональной деятельности за счет создания в учебном заведении условий максимально приближенных к будущей профессии выпускника. Таким образом формируется личность успешного, конкурентоспособного, творчески мыслящего, самостоятельного специалиста.

Литература:

1. Абрамова Н.С., Гладкова М.Н., Ваганова О.И. Особенности разработки оценочных материалов в условиях реализации компетентностного подхода // Проблемы современного педагогического образования. 2017. № 57-1. С. 3-9.

2. Ваганова О.И., Гладкова М.Н., Трутанова А.В. Формирование проектной компетенции будущих бакалавров в вузе // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2017. Т. 6. № 3 (20). С. 51-54.

3. Ваганова О.И., Смирнова Ж.В., Трутанова А.В. Организация научно-исследовательской деятельности бакалавра профессионального обучения в электронной среде // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2017. Т. 6. № 3 (20). С. 239-241.

4. Гущин А.В. Миссия педагогических вузов в условиях информатизации общества / А.В. Гущин, Л.А. Ленинградский//Вестник Мининского университета. -Н. Новгород: НГПУ им. К. Минина, 2016. -№ 1 (13); URL: http://vestnik.mininuniver.ru/reader/search/missiya-pedagogicheskikh-vuzov-v-usloviyakh-inform.

5. Колдина М.И., Ваганова О.И., Трутанова А.В. Методы и средства формирования общекультурных компетенций обучающихся вуза // Балтийский гуманитарный журнал. 2017. Т. 6. № 3 (20). С. 175-177.

6. Коновалова М.П. Разработка и реализация комплекса мероприятий по вовлечению студентов в систему ГТО (на примере Саратовского социально-экономического института) // В сборнике: «...И помнит мир спасенный.» Сборник научных трудов по итогам Международной научно-практической конференции: в 2-х томах. Ответственный редактор Н.С. Яшин. 2015. С. 74-75.

7. Крылышкова Л.Ю., Кутепова Л.И. Комплект дидактических тестов по курсу «Проектно-сметное дело». Хроники объединенного фонда электронных ресурсов Наука и образование. 2014. № 6 (61). С. 87.

8. Кутепов М.М., Ваганова О.И., Трутанова А.В. Возможности здоровьесберегающих технологий в формировании здорового образа жизни // Балтийский гуманитарный журнал. 2017. Т. 6. № 3 (20). С. 210-213.

9. Колдина М.И., Ваганова О.И., Трутанова А.В. Управление самостоятельной работой студентов вуза // Карельский научный журнал. 2017. Т. 6. № 3 (20). С. 39-42

10. Кутепова Л.И., Ваганова О.И., Трутанова А.В. Формы самостоятельной работы студентов в электронной среде //Карельский научный журнал. 2017. Т. 6. № 3 (20). С. 43-46.

11. Лапшова А.В., Ваганова О.И., Тюмина Н.С., Румянцева Н.А. Личностно-ориентированный подход к профессиональной подготовке студентов // Проблемы современного педагогического образования. 2017. № 57-5. С. 201-207.

12. Угодчикова, Н. Ф. Иностранный язык как индикатор качества подготовки современного специалиста / Н. Ф. Угодчикова, Г. К. Крюкова, Н. В. Патяева, Е. А. Алешугина // Приволжский научный журнал / Нижегор. гос. архитектур.-строит. ун-т. - Н. Новгород, 2007. - № 2. - С. 149-154.

Педагогика

УДК 37.01

кандидат экономических наук, доцент Шогин Владислав Викторович

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Поволжская академия физической культуры, спорта и туризма» (г. Казань)

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ В СИСТЕМЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

Аннотация. В статье рассматривается понятие «педагогическая технология» как новый концепт современного образования, рассмотрены современные педагогические, информационные и коммуникативные технологии образовательного процесса, а также вытекающие из них новые требования к установкам и принципам деятельности современного преподавателя.

Ключевые слова: образовательный процесс; педагогические, информационные, коммуникативные технологии; принципы не директивного обучения, тьюторство.

Annotation. The article discusses the concept of "educational technology" as a new concept of modem éducation, deals with modern educational, information and communication technology of the educational process, as well as new demands to the facilities and the principles of activity of the modern teacher.

Keywords: educational process; educational, informatical, communication technologies; the principles of non-directive teaching, tutoring.

Введение. Современный образовательный процесс качественно меняет традиционные позиции субъект-объектной модели (преподаватель - студент) на позиции субъект-субъектной модели (обучающий-обучающийся). Это влияет и на категориальный аппарат современной педагогики: наряду с традиционным понятием «педагогическая методика» все более употребимым становится термин «педагогическая технология», отражающий растущее использование в образовательном процессе аудиовизуальных технических средств. Главное отличие педагогической технологии от методики заключается в том, что технология есть системно-деятельностная категория: она позволяет не просто «внедрить» некие знания об изучаемом предмете (что является целью методики обучения), но ориентирована на развитие обучаемого, т.е. не только накопление, но и применение на практике получаемых знаний. Технологический подход в образовании открывает новые возможности в реализации модели непрерывного развивающего образования, поскольку дает возможность обучаемому занять позицию субъекта собственной познавательной деятельности, т.е. сменить статус обучаемого на статус обучающегося, что отражает возможность обучающегося корректировать процесс обучения в соответствии со своими возможностями и потребностями. В качестве ведущих признаков, определяющих содержание понятия «педагогическая технология» выделяются следующие:

• ориентация на деятельность обучающегося в отличие от предметной ориентации;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

• надпредметность: технология, в отличие от методики, не прямо связана с содержанием какого-либо учебного предмета и носит преимущественно инвариантный характер;

• процессуальность: сквозное проектирование образовательной траектории обучающегося;

• воспроизводимость: наличие эвристической программы процедур и шагов к достижению целей, что обеспечивает возможность трансляции другим преподавателям педагогических технологий;

• цикличность: повторяемость общей структуры деятельности обучающегося в каждом новом цикле обучения;

• наличие рефлексивной компоненты в структуре деятельности обучающегося, обеспечивающей развитие его продуктивного мышления и самостоятельности [2].

Таким образом, технологический подход в образовательном процессе опирается на три взаимосвязанных и взаимовлияющих компоненты (рис. 1):

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.