Научная статья на тему 'Организация, контроль самостоятельной работы при изучении дисциплины "Финансовый анализ в страховой организации"'

Организация, контроль самостоятельной работы при изучении дисциплины "Финансовый анализ в страховой организации" Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
104
29
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕТОДИКА / ФИНАНСОВЫЙ АНАЛИЗ В СТРАХОВОЙ ОРГАНИЗАЦИИ / САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА / КОНТРОЛЬ / ОБУЧАЮЩИЕСЯ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ / METHODOLOGY / FINANCIAL ANALYSIS IN AN INSURANCE ORGANIZATION / INDEPENDENT WORK / SUPERVISION / STUDENTS / PROFESSIONAL ORIENTATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Винникова Ирина Сергеевна, Кузнецова Екатерина Андреевна, Тиндва Онгани Жастин

В статье доказывается необходимость грамотной организации и контроля самостоятельной работы обучающихся вуза при освоении профессиональных компетенций. Процесс рассматривается на примере дисциплины «Финансовый анализ в страховой организации». Раскрывается основной принцип организации самостоятельной работы по дисциплине, который состоит в придании ей индивидуализированного характера. Представлена организация аудиторных и внеаудиторных самостоятельных работ, выполнения курсовой работы по курсу, рассмотрены особенности текущего и итогового контроля, активно применяемые авторами.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Винникова Ирина Сергеевна, Кузнецова Екатерина Андреевна, Тиндва Онгани Жастин

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ORGANIZATION, CONTROL OF INDEPENDENT WORK UNDER THE STUDY OF DISCIPLINE "FINANCIAL ANALYSIS IN THE INSURANCE ORGANIZATION"

The article proves the necessity of competent organization and control of the independent work of students of a university when mastering professional competences. The process is examined on the example of the discipline "Financial analysis in an insurance organization". The basic principle of organizing independent work on discipline is disclosed, which consists in giving it an individualized character. The organization of auditor and extracurricular independent works, performance of course work on the course, the features of current and final control actively used by the authors are presented.

Текст научной работы на тему «Организация, контроль самостоятельной работы при изучении дисциплины "Финансовый анализ в страховой организации"»

данных, сгруппированные по вариантам. Все задания и тесты в нашем ЭУМК оцениваются баллами, а в результате выводится результирующий балл набранный по дисциплине в целом. Тем самым организованная самостоятельная работа по курсу позволяет повысить уровень освоения профессиональных компетенций будущему экономисту, и, как следствие, повысить уровень финансовой грамотности у студентов вузов в целом. [4] Эффективность предлагаемой организации самостоятельной работы обучающихся установлена практически в процессе преподавания дисциплины «Финансовая математика».

Выводы. Активная самостоятельная работа обучающихся возможна только при наличии серьезной и устойчивой мотивации. Самый сильный мотивирующий фактор - подготовка к дальнейшей эффективной профессиональной деятельности.

Подводя итог, необходимо отметить огромную роль выбора методики организации самостоятельной работы обучающихся с целью повышения качества освоения любой дисциплины, особенно требующей практической отработки полученных знаний и умений. Наша цель не только и не столько обучить финансовой математике будущего бакалавра, сколько сформировать профессиональные компетенции обучающегося, выработать у него мотивацию и желание постоянно получать новые знания, совершенствовать умения, именно это будет необходимо в течение всей его профессиональной жизни, при формировании творческой личности бакалавра экономики, способного к саморазвитию.

Литература:

1. Ваганова О.И., Ермакова О.Е. Оценка образовательных результатов бакалавров профессионального обучения / О.И. Ваганова, О.Е. Ермакова // Вестник Мининского университета. - 2015. - № 3 (11). - С. 14. URL: http://globalf5.com/Zhumaly/Psihologiya-i-pedagogika/Vestnik-Mininskogo-universiteta/vypusk-2015-3 (дата обращения 15.08.2018).

2. Вахрушева Н.В. Финансовая математика: учебное пособие / Н.В. Вахрушева. - Москва; Берлин: Директ-Медиа, 2014. - 180 с.: ил. - Библиогр. в кн. - ISBN 978-5-4475-2505-7; То же [Электронный ресурс]. -URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=258793 (дата обращения 15.08.2018).

3. Винникова И.С. Особенности применения электронной образовательной среды Moodle при изучении дисциплины «Финансовый анализ в страховой организации» // В сборнике: Страхование в системе финансовых услуг в России: место, проблемы, трансформация. Сборник трудов ХУШ Международной научно-практической конференции: в 2 томах. 2017. С. 216-220.

4. Винникова И.С., Кузнецова Е.А., Шутова Ю.Г., Стародубова Д.С. Педагогические особенности формирования финансовой грамотности у студентов экономических направлений подготовки // Мир науки. 2016. Т. 4. № 6. С. 39.

5. Колдина М.И., Ваганова О.И., Трутанова А.В. Управление самостоятельной работой студентов вуза // Карельский научный журнал. 2017. Т. 6. № 3 (20). С. 39-42

6. Красина Ф.А. Финансовые вычисления: учебное пособие / Ф.А. Красина; Министерство образования и науки Российской Федерации, Томский Государственный Университет Систем Управления и Радиоэлектроники (ТУСУР), Факультет дистанционного обучения. - Томск: ТУСУР, 2015. - 190 с. -Библиогр.: с. 180; То же [Электронный ресурс]. - URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=480646 (дата обращения 15.08.2018).

7. Кутепова Л.И., Ваганова О.И., Трутанова А.В. Формы самостоятельной работы студентов в электронной среде // Карельский научный журнал. 2017. Т. 6. № 3 (20). С. 43-46.

8. Кутепова Л.И. Дидактические условия формирования профессиональных компетенций // Современные тенденции развития технолого-экономического образования. Н. Новгород, 2014. С. 32-39

Педагогика

УДК 37/04

кандидат экономических наук, доцент Винникова Ирина Сергеевна

Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина (г. Нижний Новгород); старший преподаватель Кузнецова Екатерина Андреевна

Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина (г. Нижний Новгород); студент Тиндва Онгани Жастин

Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина (г. Нижний Новгород)

ОРГАНИЗАЦИЯ, КОНТРОЛЬ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ ПРИ ИЗУЧЕНИИ ДИСЦИПЛИНЫ «ФИНАНСОВЫЙ АНАЛИЗ В СТРАХОВОЙ ОРГАНИЗАЦИИ»

Аннотация. В статье доказывается необходимость грамотной организации и контроля самостоятельной работы обучающихся вуза при освоении профессиональных компетенций. Процесс рассматривается на примере дисциплины «Финансовый анализ в страховой организации». Раскрывается основной принцип организации самостоятельной работы по дисциплине, который состоит в придании ей индивидуализированного характера. Представлена организация аудиторных и внеаудиторных самостоятельных работ, выполнения курсовой работы по курсу, рассмотрены особенности текущего и итогового контроля, активно применяемые авторами.

Ключевые слова: методика, финансовый анализ в страховой организации, самостоятельная работа, контроль, обучающиеся, профессиональная направленность.

Annotation. The article proves the necessity of competent organization and control of the independent work of students of a university when mastering professional competences. The process is examined on the example of the discipline "Financial analysis in an insurance organization". The basic principle of organizing independent work on discipline is disclosed, which consists in giving it an individualized character. The organization of auditor and extracurricular independent works, performance of course work on the course, the features of current and final control actively used by the authors are presented.

Keywords: methodology, financial analysis in an insurance organization, independent work, supervision, students, professional orientation.

Введение. Важной частью образовательного процесса в высшем заведении является самостоятельная работа обучающихся. Она развивает умение учиться, формирует общекультурные и профессиональные компетенции, способности к самообразованию и саморазвитию, творческому применению полученных знаний, помогает адаптироваться в будущей профессиональной деятельности. Кроме того самостоятельная работа требует разработки полноценного методического обеспечения, а в широком смысле адекватной образовательной среды [1, 5].

Цель исследования предполагает представление грамотной организации и контроля самостоятельной работы обучающихся высшего заведения, изучающих дисциплину «Финансовый анализ в страховой организации».

Изложение основного материала статьи. Самостоятельная работа обучающегося реализуется непосредственно в процессе аудиторных занятий, в контакте с преподавателем вне рамок расписания, в библиотеке, дома, на кафедре. Зачастую границы между различными формами самостоятельной работы стерты, а сами ее виды пересекаются. Тем не менее, под самостоятельной работой, чаще всего, подразумевается внеаудиторная работа.

В процессе обучения дисциплинам учебного плана в вузе предусмотрены различные виды индивидуальной самостоятельной работы: подготовка к лекциям, семинарам, практическим занятиям, лабораторным работам, зачетам, экзаменам, выполнение рефератов, домашних индивидуальных заданий, расчетно-графических, курсовых работ (проектов).

Для повышения эффективности учебной деятельности организация самостоятельной работы должна быть направлена как на оптимизацию отдельных ее видов, так и на создание условий высокой активности и ответственности обучающихся не только в аудитории, но и за ее пределами. Поскольку в стандартах высшего образования на внеаудиторную работу отводится не менее половины бюджета времени обучающегося при организации учебного процесса важно обеспечить рациональное использование этого времени. Привнесение черт систематичности и непрерывности в течение самостоятельной работы приучит обучающегося не откладывать выполнение полученного задания на последний момент, а равномерно распределять внеаудиторную нагрузку.

Основной принцип организации самостоятельной работы по дисциплине «Финансовый анализ в страховой организации» состоит в придании ей индивидуализированного характера. Решающая роль здесь принадлежит преподавателю. Он помогает обучающемуся научиться осмысленно, творчески работать сначала с учебным, а потом и научным материалом, заложить основы самоорганизации и самовоспитания, привить умение в дальнейшем регулярно повышать свою квалификацию.

Повышение роли самостоятельной работы диктует первостепенное внимание в преподавательской деятельности уделять разработке методик и форм организации аудиторной и внеаудиторной работы, способных обеспечить необходимый уровень самостоятельности обучающихся, созданию информационно-методического обеспечения учебного процесса для эффективной организации учебной деятельности.

Приемы и способы организации аудиторных и внеаудиторных занятий обучающихся по изучению дисциплины «Финансовый анализ в страховой организации» в формах выполнения практических заданий и курсовой работы хорошо отработаны и описаны в материалах [2, 3] и способствует освоению единой дисциплины «Финансовый анализ в страховой организации». В соответствии с учебным планом для направления экономика отдельно выделяются дисциплины «Финансовый анализ» и «Страховое дело». Таким образом обучающиеся знакомы и с основами страховой деятельности и приемами и методами финансового анализа в целом.

Учебное пособие для самостоятельной работы обучающихся, изданное и апробированное в НГПУ им. К. Минина, состоит из пяти частей. В первой части представлены материалы по ключевым темам теории финансового анализа деятельности страховой организации, выделены основные приемы и методы финансового анализа. Во второй части описана финансовая отчетность страховой организации. В третьей части представлена общая оценка финансового состояния компании, с полным методическим обеспечением анализа динамики и структуры бухгалтерского баланса страховой организации, анализ ликвидности баланса, включающим расчетные формулы, интерпретацию результатов вычислений. В четвертой части обобщены данные по анализу финансовых коэффициентов, а именно показателей финансовой устойчивости, платежеспособности, коэффициентов ликвидности, рентабельности, деловой активности, несостоятельности (банкротства) страховой организации. В заключительной пятой части представлен финансовый потенциал страховщика и его инвестиционная деятельность.

Во ЭОС Moodle по дисциплине «Финансовый анализ в страховой организации» изложены методические рекомендации для выполнения курсовой работы, содержащие тематику, структуру, исходные данные, методику исчисления и анализа исследуемых показателей, разъяснения к оформлению таблиц, графиков, формулированию выводов, приложения с типовыми расчетами и выводами. Все задания обеспечены базовыми исходными данными по отчетности различных российских страховщиков, подлежащими корректировке по индивидуальным вариантам [2, 7, 8].

Выбор практических заданий репродуктивно-тренировочного уровня в качестве оптимальной формы организации внеаудиторной учебной деятельности обучающихся обусловлен необходимостью придания ей непринужденного характера и обеспечения успешных результатов.

Задания выполняются по представленной методике и содержат примеры выполнения. Точно определен объем и рассчитано время на выполнение каждого практического задания, поскольку непосильный объем работы и чрезмерно завышенные требования резко снижают мотивацию обучения. Методическое сопровождение любого практического задания рассчитано на нулевой уровень знаний обучающегося по изучаемой теме. Это позволяет всем обучающимся, как регулярно, так и нерегулярно посещающим лекции, выполнить поставленную задачу.

Для обучающихся, не пропускающих лекционные занятия, познавательная деятельность проявляется в узнавании, осмыслении, запоминании. Не дожидаясь окончания лекции, многие обучающиеся полностью справляются с практическим заданием по текущей теме. Таким образом достигается упреждающий эффект усвоения необходимого лекционного материала. Обучающиеся же, пропускающие лекции, дефицит материала частично восполняют в процессе самостоятельной работы. В помощь им материалы учебного пособия по дисциплине «Финансовый анализ в страховой организации» и поясняющие примеры в

электронной образовательной системе Moodle. ЭУМК по дисциплине «Финансовый анализ в страховой организации» - прекрасное дополнение и помощь как обучающемуся, так и преподавателю (рис. 1).

эиос личная страница курсы новости сайта помощь

В начало Мои курсы Факультет управления и социально-технических сервисов Кафедра страхования, финансов и кредита Финансовый анализ в страховой организации

ФИНАНСОВЫМ АНАЛИЗ В СТРАХОВОЙ ОРГАНИЗАЦИИ

НАВИГАЦИЯ

♦ У

В начало

■ Личная страница ^ Разделы ^ Профиль Текущий курс

Финансовый анализ в страховой организации Участники

Электронный учебно-методический комплекс Информационный раздел Теоретическая информация Практические задания контрольный елок Научно-исследовательская работа студентов ^ Мои курсы

Электронный учебно-методический комплекс

предназначен для студентов, обучающихся по направлению подготовки 38.03.01 Экономика, профилю Финансы и страхование. В содержании курса реализованы требования балльно-рейтинговой системы, деятельностного, системного, процессного и лнчностно-орнентированного подходов к обучению бакалавров. Дисциплина относится к дисциплинам профессионального цикла, изучается на очной форме на 4 курсе в 7 семестре. Форма промежуточной аттестации студентов -зачет.

Составитель: к.э.н., доцент кафедры страхования, финансов и кредита Винникова Ирина Сергеевна

I Новостной форум ¿»ф/вв© * 3 1+

] Цели, задачи и образовательные результаты / ч ^ у а о ] Описание ЭУМК по дисциплине ^ + У ^ О — I, ] Инструкция по работе с ЭУМК ^ ^ Ф / ф О • . рабочие программы ^ - ^ у ¡с о *

Рисунок 1. Электронный учебно-методический комплекс дисциплины «Финансовый анализ в

страховой организации» [2]

Выполняя поставленные задачи, обучающийся закрепляет теоретические знания, у него формируется комплекс умений и навыков применения методов обобщения и анализа бухгалтерской информации, приобретаются необходимые профессиональные компетенции, он учится делать аргументированные выводы о закономерностях структуры, динамики и взаимосвязи исследуемых финансово-хозяйственных процессов в страховой организации.

Регулярность и результативность самостоятельной работы обучающегося обеспечивается применением активных методов контроля. [6, 8] Текущий контроль выполнения заданий проводится систематически в течение семестра. Кроме этого проводится обязательный внутрисеместровый контроль с использованием теоретических и практических заданий (рис. 2). Обучающиеся, справившиеся с определенным этапом работы в установленные сроки, получают более высокий балл (оценку) при аттестации по дисциплине в целом.

Внутрисеместровый контроль. Практическое задание

Уважаемые студенты гр. ХХХХ!!!

На основе прикрепленной отчетности компании Росгосстрах (бухгалтерского баланса) проведите анализ ликвидности баланса и прикрепите файл в специальное поле для ответа.

Анализ проводится по вариантам:

Вариант 1 выполняют: ФИО.....I

Вариант 2 выполняют: ФИО.....]

Студенты первого варианта проводят расчеты по данным на 31.12.2016г. и 31.12.2017г., а студенты второго варианта - по данным на 31.12.2015г. и 31.12.2016г.

Анализ ликвидности баланса страховой компании оформляется в виде таблицы 1.

Таблица 1

Анализ ликвидности баланса страховой компании

| Платежный излишек

2 НАВИГАЦИЯ

/

В начало

■ Личная страница ^ Разделы ^ Профиль * Текущий курс т Финансовый анализ в страховой организации

* Участники

* Электронный учебно-методический комплекс

^ Информационный раздел ^ Теоретическая информация т Практические задания ^ Бухгалтерский баланс

Росгосстраха на 31.12.2013 ^ Отчет о финансовых результатах Росгосстраха за 2013

Рисунок 2. Пример внутрисеместрового контроля для обучающихся

Мотивацией к выполнению практических заданий и домашних работ в полном объеме является допуск обучающегося к экзамену, во время которого осуществляется контроль знаний и умений обучающихся по итогам изучения дисциплины, освоения необходимых профессиональных компетенций.

В начале изучения дисциплины проводится входной контроль степени усвоения ключевых вопросов, методик, приемов анализа пройденных при изучении дисциплины «Финансовый анализ» в форме экспресс тестирования в течение 15-20 минут.

Курсовая работа является творческим (проектным) видом самостоятельной работы, требующим анализа финансово-хозяйственной деятельности страховщика, формулировки на его основе выводов и разработки предложений по улучшению финансовой деятельности рассматриваемого объекта в будущем. Основная ее часть выполняется обучающимися самостоятельно. На аудиторных занятиях под руководством преподавателя проходят начальная и заключительная стадии работы. На этапе подготовки к выполнению курсовой работы преподаватель в скрытом виде предлагает аудитории проблему, которую нужно выявить и сформулировать таким образом, чтобы каждый обучающийся как можно более творчески отнесся к ее решению. На последующем этапе, используя разнообразные источники информации, обучающиеся

самостоятельно освещают теоретические и методические аспекты разрабатываемой темы, выполняют расчетно-аналитическую часть курсовой работы, оформляют таблицы и графики, формулируют выводы. Данная стадия предусматривает наибольший объем внеаудиторной исследовательской деятельности. Во время консультаций с преподавателем устраняются трудноразрешимые проблемы, возникшие в процессе выполнения задания. Заключительный этап курсовой работы нацелен на творческое применение обучающимися полученных знаний, навыков, умений, освоение профессиональных компетенций. Он представляет собой презентацию, оценку и осмысление конечного результата. Задача преподавателя заключается в организации обмена мнениями между участниками проекта с целью выявления сильных и слабых сторон проектного задания. В целом роль преподавателя сводится к созданию условий, максимально благоприятных для раскрытия и проявления творческого потенциала обучающихся, в координации работы, помощи в преодолении непредвиденных трудностей.

В процессе выполнения курсовой работы студент демонстрирует степень усвоения теоретических основ изученных финансово-экономических дисциплин, уровень знаний о возможностях и границах применения методов и приемов финансового анализа для нужд управления деятельностью страховой организации, моделирования и прогнозирования финансово-хозяйственной ситуации, приобретает научно-исследовательский опыт. В основе курсовой работы унифицированные показатели финансово-хозяйственной деятельности страховой организации.

Индивидуальные исходные данные выдаются обучающимся в дополнение к методическим рекомендациям по выполнению курсовой работы. Значения показателей ежегодно обновляются и соответствуют современному состоянию и тенденциям развития страховой деятельности. Числовая информация сопровождается материалами официальной бухгалтерской отчетности, опубликованными на сайтах российских страховщиков и Центрального банка России.

Учебный процесс построен так, что курсовая работа по дисциплине «Финансовый анализ в страховой организации» выполняется параллельно аудиторным занятиям. Это создает определенные трудности для обучающихся преимущественно заочной формы обучения. Поэтому учебное пособие и методические рекомендации достаточно детально раскрывают теоретические, методологические и практические аспекты разрабатываемой темы и позволяют обучающимся справиться с курсовой работой самостоятельно, независимо от формы обучения и уровня их подготовки.

Проверенная курсовая работа с предварительной оценкой возвращается обучающемуся. Он знакомится с замечаниями рецензента и устраняет имеющиеся недостатки. Через две недели после официального срока сдачи курсовой работы на проверку все обучающиеся без исключения подвергаются контрольному тестированию для выявления уровня их подготовки к защите. Защита проводится в форме презентации результатов исследования и ответов на вопросы преподавателя, после чего выставляется окончательный балл (оценка). Выполнение и успешная защита курсовой работы по дисциплине является обязательным условием допуска обучающегося к сдаче экзамена.

Для обучающихся успешно справляющихся с практическими работами, этапами курсовой работы, тестированием предусмотрено участие в научной деятельности по направлению изучаемой дисциплины, а именно подготовка и опубликование научных статей или участие в конкурсах с научно-исследовательскими работами. Положительные результаты научной деятельности дают обучающимся дополнительные баллы по дисциплине, а также формируют портфолио для будущей профессиональной деятельности.

Выводы. Систематичность и творческий характер самостоятельной работы, способствует качественной подготовке обучающихся по изучаемой дисциплине «Финансовый анализ в страховой организации», позволяют получить необходимый уровень профессиональных компетенций будущего бакалавра. Приобретенный положительный практический опыт самостоятельной работы поможет обучающимся успешно справиться с учебными исследованиями по родственным дисциплинам, а на заключительном этапе обучения с выпускными квалификационными работами [4, 9].

Литература:

1. Ваганова О.И., Ермакова О.Е. Оценка образовательных результатов бакалавров профессионального обучения / О.И. Ваганова, О.Е. Ермакова // Вестник Мининского университета. - 2015. - № 3 (11). - С. 14. URL: http://globalf5.com/Zhumaly/Psihologiya-i-pedagogika/Vestnik-Mininskogo-universiteta/vypusk-2015-3 (дата обращения 16.08.2018).

2. Винникова И.С. Особенности применения электронной образовательной среды Moodle при изучении дисциплины «Финансовый анализ в страховой организации» // В сборнике: Страхование в системе финансовых услуг в России: место, проблемы, трансформация. Сборник трудов XVIII Международной научно-практической конференции: в 2 томах. 2017. С. 216-220.

3. Винникова И.С., Кузнецова Е.А. Финансовый анализ в страховой организации. Учебное пособие. Мининский университет. Нижний Новгород, 2017. - 162 с.

4. Винникова И.С., Кузнецова Е.А., Шутова Ю.Г., Стародубова Д.С. Педагогические особенности формирования финансовой грамотности у студентов экономических направлений подготовки // Мир науки. 2016. Т. 4. № 6. С. 39.

5. Губарева А.Е. Современные формы организации самостоятельной работы и контроля знаний студентов вузов // Высшее образование сегодня. 2009. № 10. С. 59-62.

6. Дыбина О.В., Щетинина В.В. Контроль самостоятельной работы студентов в вузе // Теория и практика общественного развития. 2015. № 4. С. 122-129.

7. Кутепова Л.И., Ваганова О.И., Трутанова А.В. Формы самостоятельной работы студентов в электронной среде // Карельский научный журнал. 2017. Т. 6. № 3 (20). С. 43-46.

8. Несвит В.Д., Евсюков В.А., Пузина В.М., Степанищев Н.Н., Малич А.Н., Бондарец О.А. Самостоятельная работа студента и ее контроль в свете СДО (системы дистанционного обучения) // Проблемы современной науки и образования. 2016. № 12 (54). С. 110-113.

9. Рудковская В.Ф., Ефремова Н.А. Самостоятельная работа: организация, осуществление и контроль // Современные проблемы науки и образования. 2016. № 4. С. 162.

Педагогика

УДК 371

кандидат педагогических наук Вовк Екатерина Владимировна

Гуманитарно-педагогическая академия (филиал) Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования

«Крымский федеральный университет имени В. И. Вернадского» (г. Ялта)

ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБЩЕНИЕ В СИСТЕМЕ КОМПОНЕНТОВ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ В ВЫСШЕЙ ШКОЛЕ

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Аннотация. Статья посвящена изучению сущности понятий «общение» и «педагогическое общение», обоснованию важности культуры педагогического общения в системе профессионально значимых качеств будущего учителя начальных классов. В исследовании изучаются составляющие коммуникативного компонента профессионального образования будущих учителей начального образования, исследуются их теоретические и дидактические аспекты.

Ключевые слова: общение, педагогическое общение, культура педагогического общения, коммуникативная компетентность, технология педагогического общения, профессиональная подготовка педагогов, учителя начальных классов, эдукационная среда начального образования.

Annotation. The article is devoted to the study of the essence of the concepts of "communication" and "pedagogical communication", substantiation of the importance of the culture of pedagogical communication in the system of professionally significant qualities of the future primary school teacher. The study examines the components of the communicative component of professional education of future teachers of primary education, examines their theoretical and didactic aspects.

Keywords: communication, pedagogical communication, culture of pedagogical communication, communicative competence, technology of pedagogical communication, professional training of teachers, primary school teachers, educational environment of primary education.

Введение. Тенденции развития отечественного социума в значительной мере изменили и усложнили роль педагога в современном образовании. Современный учитель выступает в нынешних условиях не только источником информации, но и субъектом, реализующим организацию и управление учебно-воспитательным процессом, направленным на развитие личности каждого обучающегося.

Обеспечение единства учебного, воспитательного и развивающего процессов предполагает систематическую работу, направленную на повышение уровня общей и педагогической культуры современного педагога, его умений организовывать взаимодействие с обучающимися, общаться с ними и руководить их деятельностью. Вышеизложенное актуализирует изучение проблемы педагогического общения.

Данный феномен является важным для педагогов, реализующих профессиональную деятельность на всех ступенях, однако, по нашему мнению, для учителя начальной школы уровень культуры педагогического общения приобретает особую значимость ввиду специфики эдукационной среды начального образования и возрастных особенностей воспитанников.

Успешность первых образовательных шагов младших школьников зависит во многом от компетентности и профессионализма педагога. В связи с этим в современных условиях возрастают требования к личности будущего учителя, способного осуществлять профессиональную деятельность в контексте современной эдукационной среды начальной школы, а также, следовательно, - и к системе его подготовки в высшей школе.

Формирование культуры педагогического общения и необходимых коммуникативных компетенций у будущих учителей начальных классов является одной из ведущих задач профессионального педагогического образования на современном этапе его развития. Однако успешность формирования указанных профессионально значимых качеств педагога начальных классов зависит от тех условий, которые создаст педагогический вуз. По нашему мнению, указанная задача должна решаться путем реализации систематической целенаправленной деятельности по формированию культуры педагогического общения и коммуникативной компетентности будущих учителей начальных классов путем применения форм и методов обучения, способствующих активизации познавательной деятельности студентов в овладении необходимыми знаниями и умениями в сфере коммуникативной деятельности, а также посредством обеспечения диалогического контекста образовательной деятельности.

Формулировка цели статьи. Целью данной статьи является обоснование важности формирования культуры педагогического общения у будущих учителей начальных классов в процессе их профессиональной подготовки в высшей школе, а также освещение дидактических аспектов указанной проблемы.

Изложение основного материала статьи. Актуальность изучения проблемы общения обоснована важностью его роли в самой природе и сущности педагогической деятельности.

По словам Н.В. Старостиной, «деятельность педагога, как в школе, так и в вузе неразрывно связана с общением, коммуникацией. Именно повседневное общение с учениками, студентами является основой, на которой базируется образовательный процесс» [8, 237]. В.В. Спивакова в данном контексте подчеркивает, что педагогическая деятельность не может осуществляться вне акта коммуникации, базирующейся на принципе совместной творческой деятельности субъектов образования, их активном взаимодействии [7].

Проблема общения в различных ее аспектах исследовалась многими отечественными и зарубежными учеными. Исследователи в области философии, психологии, педагогики рассматривают общение как особую форму взаимодействия людей и определяют проблему культуры общения по трем основным аспектам:

- социальному;

- психологическому

- педагогическому.

В отечественной педагогической науке проблеме общения были посвящены труды таких выдающихся ученых, как А.А. Бодалев, Н.С. Ефимова, В. А. Кан-Калик, А. А. Леонтьев, А.В. Петровский и др.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.