УДК 377.1
С.Н. КАЗНАЧЕЕВА1, Т.В. ПЕРОВА1
'Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина (Мининский университет), г. Нижний Новгород, Российская Федерация
ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ-ЗАОЧНИКОВ
Аннотация. В статье представлен опыт организации самостоятельной познавательной деятельности студентов заочной формы обучения. Авторами рассмотрена специфика организации самостоятельной познавательной деятельности студентов, к которой относится процесс, направленный на формирование умений и навыков студентов, необходимых ему для осуществления разнообразных видов профессиональной деятельности. Выделены основные принципы познавательной деятельности студентов, которые включают в себя внутренние, внешние и общие, подразумевающие наличие учебно-познавательной задачи, проведение студентами самокорректировки и усовершенствования результатов учения, наличие в учебном задании полноценного в гносеологическом и дидактическом отношении материала. Изучено содержание и структура познавательной деятельности студентов. Рассмотрена сущность и специфика применения познавательных задач. Проведено исследование самостоятельной познавательной деятельности студентов заочной формы обучения факультета управления и социально-технических сервисов НГПУ им. К. Минина. Выявлены проблемы формирования познавательной самостоятельности у студентов-заочников, которые связаны с формированием мотивационной и операционной основы познавательной деятельности (обучение умению организовывать, планировать, осуществлять учебную деятельность); с готовностью большинства преподавателей, работающих с заочниками, осуществлять работу по решению задач формирования познавательной самостоятельности студентов.
Ключевые слова: познавательная деятельность студентов, познавательная задача, самостоятельная познавательная деятельность студентов-заочников.
T.V. PEROVA1, S.N. KAZNACHEEVA1
' Minin Nizhny Novgorod Pedagogical University, Nizhny Novgorod, Russian Federation
PROBLEMS OF FORMATION INDEPENDENT INFORMATIVE ACTIVITY OF PARTTIME STUDENTS
Abstract. The article presents the experience of independent informative activity of students of correspondence courses. The authors examined the specificity of the organization of independent cognitive activity of students, which refers to the process aimed at the formation of skills and abilities of students, it needs to carry out a variety of professional activities. The basic principles of cognitive activity of students, which include internal, external and overall, implying the presence of learning and cognitive tasks, conducting students samokorrektirovki and improve teaching results, the presence in the educational mission in full respect of the epistemological and didactic material. The content and structure of cognitive activity of students. The essence and specifics of the
application of cognitive tasks. A study of independent informative activity of students of correspondence courses of the Faculty of Management and socio-technical services NSPU them. Kuzma Minin. The problems of formation of informative independence at part-time students, who are associated with the formation of motivational and operational framework of cognitive activity (learning to organize, plan, implement training activities); readily majority of teachers working with external students, to work towards the solution of problems of formation of informative independence of students.
Keywords: cognitive activity of students, cognitive task, an independent informative activity of part-time students
Проблема формирования самостоятельной познавательной деятельности в современной педагогике вновь приобретает актуальность. В условиях реализации ведущих идей развития профессионального образования: гуманизации, демократизации, непрерывности и опережающего характера образования - цели, содержание и сущность познавательной самостоятельности обогащаются и углубляются.
Совершенствование процесса обучения невозможно без создания полноценной системы организации, включающей в себя системы взаимосвязанных действий по диагностике, планированию, созданию условий, реализации, контролю и коррекции самостоятельной познавательной деятельности студентов.
При этом она должна позволять обучающимся основательно изучить материал, понять его как с точки зрения общих закономерностей, так и ведущих идей изучаемой дисциплины, обогащать опыт познавательной деятельности и использовать полученные знания как средство дальнейшего познания [4].
Признание ведущей роли самостоятельной познавательной деятельности в процессе формирования указанных выше качеств личности зафиксировано на уровне нормативных образовательных документов. В частности, в соответствии с положениями Государственного стандарта высшего профессионального образования вузы должны обеспечить высокий уровень усвоения фундаментальных и специальных знаний и умений обучаемых на основе эффективной организации их учебно-познавательной деятельности, обеспечивающей подготовку студентов к самостоятельному накоплению знаний и формированию умений и навыков в рамках избранного направления подготовки, управлению своим поведением.
В настоящее время существует противоречие между необходимостью подготовки студентов к управлению самостоятельной познавательной деятельностью и недостаточной разработанностью методов и средств формирования у них приемов реализации основных управленческих функций.
При этом под самостоятельной познавательной деятельностью студентов понимается личностно, социально и профессионально значимый результат образования [6].
В рамках данного исследования самостоятельную познавательную деятельность студентов будем рассматривать как процесс, направленный на формирование умений и навыков студентов, необходимых ему для осуществления разнообразных видов профессиональной деятельности.
Соглашаясь с О.Ю. Михайловой, под познавательной деятельностью студентов мы будем понимать «деятельность обучающегося, которая реализуется в ходе образовательного процесса через непосредственное или опосредованное взаимодействие между ним и другими
участниками образовательного процесса и направлена на овладение системой знаний, умений, навыков, обобщенными способами действий, развитие интеллектуальной и эмоциональной сфер личности, познавательных интересов, формирование мировоззрения и нравственных качеств личности» [14].
Таким образом, под самостоятельной познавательной деятельностью студентов понимается вид познавательной деятельности, который предполагает определенную степень самостоятельности во всех ее структурных компонентах, на всех этапах образовательного процесса [14].
Обобщив различные точки зрения на характеристику основных признаков познавательной деятельности, В.В. Афанасьев выделил следующие:
1. Внешние, включающие в себя планирование студентами своей работы, выполнение заданий без подробного инструктажа и непосредственной помощи преподавателя. Роль преподавателя при этом сводится к организационным и функционально связанным с ними управляющим воздействиям.
2. Внутренние, которые выражаются в проявлении студентами самостоятельности и творческой активности при решении поставленных перед ними познавательных задач, проходя при этом все уровни учебно-познавательных действий: от воспроизведения задания по образцу до частично-поисковых и даже исследовательских действий. При этом познавательная деятельность претерпевает качественные изменения и поступательно развивается.
3. Общие, которые включают в себя:
а) наличие учебно-познавательной (или производственно-практической) задачи, выступающей в виде учебной, практической или иной проблемы, что побуждает студентов к творческой работе, требует напряжения духовных и физических сил;
б) проведение студентами самокорректировки и усовершенствования результатов учения;
в) наличие в учебном задании полноценного в гносеологическом и дидактическом отношении материала, усвоение которого способствует развитию студента как личности, «самоактуализирует» ее [3].
Основной целью познавательной деятельности студентов выступает приобретение общекультурных и профессиональных компетенций на основе принципа познавательной активности [15].
При этом методологической основой познавательной деятельности студентов является компетентностный подход, который выступает базисом, интегрируя на своей основе в единое целое, когнитивный, личностный и деятельностный подходы.
Объектом познавательной деятельности студентов выступает учебно-познавательная задача, побуждающая студентов к творческой деятельности, служащая «пусковым» моментом их мыслительного процесса.
По мнению М.Н. Скаткина, новые познавательные задачи перед студентами должны выдвигаться логикой образовательного процесса, вытекать из требований, предъявляемых определенными видами деятельности, которые он осуществляет, или вносятся преподавателем [7].
В исследованиях П.И. Пидкасистого «познавательная задача выступает генетической клеточкой учебно-познавательных работ, их цементирующим ядром, которая предлагается
студентам в конкретной ситуации и выступает как объект их деятельности» [18].
При этом в учебном процессе в качестве познавательной задачи всегда должна выступать учебная или иная проблема. Ученый считал, что познавательная задача состоит из элементов, которые составляют логический аспект исследования, и инвариантов, составляющих дидактический аспект исследования.
По мнению И.Я. Лернера, существует три фактора сложности познавательной задачи:
- состав (число) данных задачи, подлежащих учету;
- число логических звеньев, которые нужно пройти, чтобы решить задачу;
- количество выводов, которые необходимо сделать в результате решения [13].
Выделяют следующие виды познавательных задач:
1) операционно-действенные, направленные на усвоение учебной информации;
2) смыслообразующие, основной целью которых является развитие субъектности.
Причем ориентированность познавательной задачи определяется направленностью
познания на внешний объект, подразумевающий содержание задачи, соответствующее учебным предметам, и на самого себя - собственные достижения и возможности преодоления трудностей.
Ю.Т. Хамидулина считает, что «решение познавательной задачи становится фактором развития познавательной деятельности в том случае, если вызывает у студента не только познавательные, но и личностные и межличностные затруднения, позволяющие ввести в ее содержание рефлексивные объекты деятельности» [20].
Важно отметить, что решение познавательных задач в структуре познавательной деятельности студентов приводит к изменению предметной структуры знаний, которые становятся личностно значимыми. Познавательные задачи способствуют укреплению связи изучаемых предметов с реальными процессами повседневной жизни, формированию отношений к окружающей действительности.
Предметом познавательной деятельности являются исходные знания, умения и навыки; когнитивный (познавательный) стиль.
При этом когнитивный стиль включает в себя:
- способы (формы) восприятия, мышления и действия субъекта, задающие индивидуально устойчивые и в этом смысле личностные характеристики решения познавательных задач в разных ситуациях;
- относительно устойчивые процессуальные особенности познавательной деятельности, которые характеризуют своеобразие способов получения и переработки информации и способов контроля [9].
Содержание познавательной деятельности студентов включает в себя:
- познавательные действия по восприятию, осмыслению, закреплению получаемой информации;
- восприятие, понимание и переработку информации;
- виды деятельности: умственная, перцептивная, предметная, символическая, мнемическая [10].
Под структурой познавательной деятельности студента понимается совокупность взаимосвязанных, динамично изменяющихся элементов, таких как: восприятие и осмысление учебного материала, изучение различной литературы, преобразование учебной информации
в знания, закрепление полученных знаний, подготовка к практическим занятиям, написание рефератов и т.п.
В настоящее время социальный заказ требует от студентов владения высоким уровнем общеобразовательной подготовки, способностью и навыками принятия самостоятельных решений, способностью творчески подходить к решению профессиональных задач.
Неотложность решения проблемы повышения уровня компетентности взрослого населения в рамках заочной формы обучения как в традиционно наиболее сложившейся в нашей стране форме обучения взрослых; результаты последних исследований комплекса психолого-андрагогических наук; признание ведущей роли самостоятельной познавательной деятельности в процессе обучения студентов-заочников; важность знаний, умений, навыков, качеств, способов деятельности обосновывают актуальность проблемы организации самостоятельной познавательной деятельности студентов-заочников.
Анализ контингента студентов показывает, что высшее заочное образование в последнее десятилетие пользуется наибольшим спросом. Несмотря на существующее мнение отдельных авторов о том, что заочное образование исчерпало себя и не имеет перспектив, наборы в вузы на заочную форму обучения продолжают увеличиваться.
Очная форма подготовки специалистов обладает рядом несомненных преимуществ: многие умения, навыки будущих специалистов формируются, способности субъектов развиваются в процессе постоянного погружения в обучающую среду, в непосредственной коммуникации, деловых, ролевых играх, различных тренингах, через освоение образцов профессиональной деятельности, целенаправленно демонстрируемых профессорско-преподавательским составом вуза.
Студент-заочник часто ограничен в таких возможностях. Однако образовательный процесс заочника является более открытой, сложной самоорганизующейся системой, на которую оказывает влияние множество факторов, в том числе социальная и профессиональная среда.
По сути, образование каждого заочника глубоко индивидуально, уникально. Его качество во многом определяется эффективностью самостоятельной работы, самообучения студента. Априори считается, что студент готов к этому. Однако практика показывает, что в своем большинстве студенты испытывают разного рода затруднения, что негативно сказывается на качестве заочного обучения.
В рамках данной статьи нами было проведено исследование самостоятельной познавательной деятельности студентов заочной формы обучения Факультета управления и социально-технических сервисов НГПУ им. К. Минина. В настоящее время на данном факультете обучается 996 студентов по заочной форме обучения. Доля студентов со средним профессиональным образованием составляет 35,2% (351 чел.). Из них 29,91% обучающихся имеют профессионально-техническое образование. Кроме того, из общего количества студентов 4,72% имеют высшее образование.
Студентов, обучающихся по заочной форме обучения, отличает статус работающего человека. Поэтому большинство из них могут осуществлять профессиональную деятельность согласно уже полученному ими ранее среднему профессиональному или высшему образованию.
Студентами-заочниками движут практически значимые мотивы, но в то же время обучение в вузе необходимо им для повышения своего образовательного уровня. Основным побудительным фактором для большинства студентов, обусловившим выбор заочной формы обучения, является нежелание прерывать работу. И это в условиях, когда высок процент безработных, особенно среди молодежи.
В ходе опроса, целью которого являлось выявление мотивов поступления в вуз, были получены следующие результаты: 57% опрошенных студентов на первое место поставили желание карьерного роста, благодаря получению высшего образования; 27% - планируют улучшить свое материальное положение благодаря получению более высокой заработной платы; 16% респондентов имеют интерес к научно-исследовательской деятельности.
По самооценке студентов, подавляющее большинство из них хорошо владеют первыми четырьмя общеучебными умениями (работа с книгой, чтение, письмо, конспектирование). Заметно сложнее обстоит дело с умениями организовывать свою самостоятельную работу. Следовательно, первоочередной задачей является организация обучения студентов этому виду познавательной деятельности.
В настоящее время самостоятельная работа студентов выступает основой высшего образования. Согласимся с В.И. Загвязинским, что именно она «формирует готовность к самообразованию, создаёт базу непрерывного образования, даёт возможность быть сознательным и активным гражданином и созидателем» [8].
Известно, что на эффективность самостоятельной работы обучающихся оказывает влияние то, насколько у них сформированы умения организовать свой труд, в том числе и учебно-познавательный.
Важнейшим мотивирующим фактором любой деятельности, придающим ей организованность, является цель. Большинство студентов, поступивших на заочное отделение, определили главные цели в своей жизни. Это позитивный факт, говорящий о том, что мотивационный аспект познавательной самостоятельности студентов имеет хороший резерв в виде основных целей. Даже если эти цели не связаны напрямую с деятельностью познания, они могут выполнять активную мотивационную функцию и побуждать студентов к проявлению самостоятельности в познавательной деятельности.
В то же время немалая часть студентов-заочников хотя и имеют цели, но характер собственной жизнедеятельности не способствует их достижению. Здесь мы имеем дело с теми, у которых цель не выполняет реально мотивационную функцию.
Причины этого явления могут быть разными:
- отсутствие веры в достижимость поставленной цели;
- отсутствие сформированности операционных умений для достижения цели;
- слабоволие и т.д.
С подобными студентами-заочниками необходимо целенаправленно работать, чтобы выявить конкретные причины, мешающие достижению цели, и определить соответствующие педагогические средства.
Кроме целеполагания, важнейшим компонентом самостоятельности (в том числе познавательной) является планирование. Недооценка этого компонента деятельности может быть одной из причин неудовлетворительной познавательной деятельности студентов.
Этап реализации задуманного занимает центральное место в процессе обучения студентов-заочников. Здесь важную роль играет умение обучающихся использовать свое время.
Исследования показывают, что подавляющее большинство студентов стараются использовать свое время для выполнения задуманного, но у них не всегда все получается. Это может быть результатом недостаточно развитой мотивационной основы деятельности (в частности, динамических свойств мотивации), низким уровнем сформированности операционной основы деятельности (не знают, как рационализировать выполнение плана) и т.д. Это также говорит о том, что студенты не готовы к преодолению трудностей, с которыми они сталкиваются при выполнении запланированной работы.
Недостаток опыта успешного преодоления трудностей на пути к достижению цели может привести к тому, что студенты-заочники теряют веру в свои возможности и способности, что, в конечном счете, может привести к разрушению личности. Поэтому задача состоит в создании таких психолого-педагогических условий обучения студентов-заочников, которые бы способствовали развитию у них умений рационального и эффективного использования времени для выполнения плановых заданий. В то же время следует заметить, что затруднения студентов могут быть связаны и обусловлены характером и формой организации их познавательной деятельности. И здесь весьма существенна роль преподавателей.
В результате исследования организации самостоятельной познавательной деятельности студентов заочной формы обучения факультета управления и социально-технических сервисов было выявлено, что:
- 32% студентов активно посещают лекционные занятия, конспектируют лекции;
- 15% опрошенных студентов только прослушивают лекционный материал;
- 44% респондентов активность в обучении проявляют только в период сессии;
- 9% студентов заочного обучения занимаются и в межсессионное время [11].
Таким образом, самоотдача обучающихся в образовательном процессе подтверждается следующими данными:
- 73% опрошенных указали, что «успешно выполняют требования учебного плана», причем 52% из них «не прикладывают особых усилий»;
- 62% респондентов считают, что на протяжении всего периода обучения их активность находится на одном уровне;
- 27% респондентов отметило, что возрастание активности обучения начинается со 2 курса;
- 73% студентов заочного обучения считает, что пик активности приходится на 5 курс, в связи с подготовкой к выпуску [10].
Особое внимание к научно-исследовательским формам организации самостоятельной познавательной деятельности студенты проявляют на более старших курсах. Это обусловлено, прежде всего, подготовкой к написанию и защите выпускной квалификационной работы.
Таким образом, студенты, обучающиеся по заочной форме, испытывают существенные трудности в осуществлении самостоятельной познавательной деятельности. Эти трудности связаны как с мотивационной, так и с операционной сторонами деятельности.
Можно констатировать, что основные проблемы формирования познавательной самостоятельности у студентов-заочников связаны:
- с формированием мотивационной и операционной основы познавательной деятельности (обучение умению организовывать, планировать, осуществлять учебную деятельность);
- с готовностью большинства преподавателей, работающих с заочниками, осуществлять работу по решению задач формирования познавательной самостоятельности студентов.
ЛИТЕРАТУРА
1. Асаналиев М.К., Садырбаева А. Управление и развитие самостоятельной познавательной деятельностью студентов // Наука, новые технологии и инновации. 2008. №1-2. С. 122-124.
2. Афанасьев В.В. Педагогические технологии управления учебно-познавательной деятельностью студентов в высшей профессиональной школе: дис. ... д-ра пед. наук: 13.00.01. М., 2003. 497 c.
3. Бичева И.Б., Перова Т.В., Семёнышева М.А. Повышение конкурентоспособности специалистов отрасли туризма в условиях модернизации // Современные наукоемкие технологии. Региональное приложение. 2016. №2. С. 16-21.
4. Брусакова И.А., Казначеева С.Н., Перова Т.В. Развитие познавательной активности студентов посредством тренинга в рамках профессионального самоопределения // Планирование и обеспечение подготовки кадров для промышленно-экономического комплекса региона. 2016. Т. 1. С. 258-263.
5. Гасанова М.Д. Познавательная самостоятельная деятельность студентов в теории и практике педагогической науки // Профессиональная подготовка специалистов в высших заведениях: проблемы и перспективы: сборник материалов Международной заочной научно-практической конференции / под ред. Ф.Н. Алипхановой; Инженерно-педагогический институт. Махачкала, 2016. С. 166-176.
6. Егорова Ю.А. Учебно-познавательная деятельность студентов вуза как объект системного анализа // Молодой ученый. 2014. №19(78). С. 533-538.
7. Загвязинский В.И. Теория обучения: Современная интерпретация: учебное пособие для студентов вузов. М.: Академия, 2001. 192 с.
8. Казначеева С.Н. К вопросу об инновационной активности как средству развития познавательной активности студентов // Научно-педагогический журнал Восточной Сибири Magister Dixit. 2014. №4(16). С. 34-38.
9. Казначеева С.Н. Развитие познавательной активности студентов вуза: дис. ... канд. пед. наук. Н. Новгород, 2007.
10. Казначеева С.Н., Репина Р.В. Интеграция иностранного языка с другими дисциплинами на основе личностно-деятельностного подхода с целью развития познавательной активности студентов // Мир науки. 2016. Т. 4. №1. С. 11.
11. Казначеева С.Н., Челнокова Е.А., Репина Р.В., Агаев Н.Ф. Роль тренингов в развитии познавательной активности студентов в рамках профессионального самоопределения // Дискуссия. 2015. №4. С. 103-108.
12. Лернер И.Я. Факторы сложности познавательных задач // Новые исследования в педагогических науках. 1970. №1. С.86-92.
13. Михайлова О.Ю. Обучение студентов управлению самостоятельной учебно-познавательной деятельностью // Современные проблемы науки и образования. 2014. №6. С. 678.
14. Перова Т.В. Профессиональный тренинг в процессе подготовки специалистов сферы туризма и гостеприимства // Индустрия туризма и сервиса: состояние, проблемы, эффективность, инновации: сборник статей по материалам II Международной научно-практической конференции. Н. Новгород, 2015. С. 172-174.
15. Перова Т.В. Пути обеспечения конкурентоспособности вузов, занимающихся подготовкой кадров для сервиса и туризма // Индустрия туризма и сервиса: состояние, проблемы, эффективность, инновации. Н. Новгород, 2014. С. 130-133.
16. Петрова М.С. Самостоятельная познавательная деятельность студентов как условие достижения профессиональной компетентности // Психология и педагогика: методика и проблемы практического применения. 2010. №12-2. С. 186-190.
17. Пидкасистый П.И. Организация учебно-познавательной деятельности студентов. М.: Педагогическое общество России, 2005. 144 с.
18. Рыблова А.Н. Технологически организованная профессионально ориентированная самостоятельная познавательная деятельность студентов // Педагогическое образование и наука. 2014. №6. С. 26-29.
19. Хамидулина Ю.Т. Управление учебно-познавательной деятельностью студентов на занятиях по иностранному языку // Актуальные вопросы современного университетского образования: VII Российско-Американская научно-практическая конференция / отв. ред. Г А. Вордовский, Т. О'Коннор. СПб.: РГПУ им. А.И.Герцена, 2004. С.251-252.
REFERENCES
1. Asanaliev M.K., Sadyrbaeva A. Management and development of independent cognitive activity of students. Nauka, novye tehnologii i innovacii, 2008, no. 1-2, pp. 122-124 (in Russian).
2. Afanas'ev V.V. Pedagogicheskie tehnologii upravlenija uchebno-poznavatel'noj dejatel'nost'ju studentov v vysshej professional'noj shkole. Diss. dokt. ped. nauk [Pedagogical technologies of management of educational-cognitive activity of students in the higher vocational school. Dr. ped. sci. diss.]. Moscow, 2003. 497 p. (In Russian)
3. Bicheva I.B., Perova T.V., Semjonysheva M.A. Increase of competitiveness of tourism industry specialists in the conditions of modernization. Sovremennye naukoemkie tehnologii. Regional'noe prilozhenie, 2016, no. 2, pp. 16-21 (in Russian).
4. Brusakova I.A., Kaznacheeva S.N., Perova T.V. Development of cognitive activity of students through training within the framework of professional self-determination. Planirovanie i obespechenie podgotovki kadrov dlja promyshlenno-jekonomicheskogo kompleksa regiona [Planning and provision of training of personnel for the industrial and economic complex of the region], 2016, t. 1, pp. 258-263. (In Russian)
5. Gasanova M.D. Cognitive independent activity of students in the theory and practice of pedagogical science. Professional'naja podgotovka specialistov v vysshih zavedenijah: problemy i perspektivy Sbornik materialov Mezhdunarodnoj zaochnoj nauchno-prakticheskoj konferencii. [Professional training of specialists in higher institutions: problems and perspectives Collection of materials of the International Correspondence Scientific and Practical Conference]. Makhachkala, 2016, pp. 166-176. (In Russian)
6. Egorova Ju.A. Educational and cognitive activity of university students as an object of system analysis. Molodoj uchenyj, 2014, no. 19 (78), pp. 533-538 (in Russian).
7. Zagvjazinskij V.I. Theory of Learning: Modern Interpretation: A Textbook for University Students. Moscow , Academy Publ., 2001. 192 p. (In Russian)
8. Kaznacheeva S.N. To the question of innovative activity as a means of developing cognitive activity of students. Nauchno-pedagogicheskij zhurnal Vostochnoj Sibiri Magister Dixit, 2014, no. 4 (16), pp. 34-38 (in Russian).
9. Kaznacheeva S.N. Razvitie poznavatel'noj aktivnosti studentov vuza. Diss. kand. ped. nauk. [Development of cognitive activity of university students. Cand. ped. sci. diss.]. Nizhny Novgorod, 2007. 215 p. (In Russian)
10. Kaznacheeva S.N., Repina R.V. Integration of a foreign language with other disciplines on the basis of a personality-activity approach for the purpose of developing cognitive activity of students. Mir nauki [World of Science], 2016, t. 4, no. 1, pp. 11 (in Russian).
11. Kaznacheeva S.N., Chelnokova E.A., Repina R.V., Agaev N.F. The role of training in the development of cognitive activity of students in the framework of professional self-determination. Diskussija, 2015, no. 4, pp. 103-108 (in Russian).
12. Lerner I.Ja. Factors of the complexity of cognitive tasks. Novye issledovanija v pedagogicheskih naukah, 1970, no. 1, pp. 86-92 (in Russian).
13. Mihajlova O.Ju. Training of students in the management of independent educational and cognitive activity. Sovremennye problemy nauki i obrazovanija, 2014, no. 6, pp. 678 (in Russian).
14. Perova T.V. Professional training in the process of training specialists in tourism and hospitality. Industrija turizma i servisa: sostojanie, problemy, jeffektivnost', innovacii sbornik statej po materialam II Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii [Tourism and service industry: state, problems, efficiency, innovations, a collection of articles on the materials of the II International Scientific and Practical Conference]. Nizhny Novgorod, 2015, pp. 172-174 (in Russian).
15. Perova T.V. Ways to ensure the competitiveness of universities that train personnel for service and tourism. Industrija turizma i servisa: sostojanie, problemy, jeffektivnost', innovacii [Tourism and service industry: state, problems, efficiency, innovations]. Nizhny Novgorod, 2014, pp. 130133 (in Russian).
16. Petrova M.S. Independent cognitive activity of students as a condition for achieving professional competence. Psihologija i pedagogika: metodika i problemy prakticheskogo primenenija, 2010, no. 12-2, pp. 186-190 (in Russian).
17. Pidkasistyj P.I. Organization of educational and cognitive activity of students. Moscow, The Pedagogical Society of Russia Publ., 2005. 144 p. (In Russian)
18. Ryblova A.N. Technologically organized professionally oriented independent cognitive activity of students. Pedagogicheskoe obrazovanie i nauka, 2014, no. 6, pp. 26-29 (in Russian).
19. Hamidulina Ju.T. Management of educational and cognitive activity of students in foreign language classes. Aktual'nye voprosy sovremennogo universitetskogo obrazovanija: VII Rossijsko-Amerikanskaja nauchno-prakticheskaja konferencija [Topical issues of modern university education: VII Russian-American Scientific and Practical Conference]. St. Petersburg, 2004, pp. 251-252 (in Russian).
© Казначеева С.Н., Перова Т.В., 2017
ИНФОРМАЦИЯ ОБ АВТОРАХ
INFORMATION ABOUT AUTHORS
Казначеева Светлана Николаевна - кандидат Kaznacheeva Svetlana Nikolaevna - PhD, Candidate of
педагогических наук, доцент кафедры Pedagogical Sciences, assistant professor of innovation
инновационных технологий менеджмента management, Minin Nizhny Novgorod State
Нижегородского государственного педагогического Pedagogical University, Nizhny Novgorod, Russian
университета имени Козьмы Минина (Мининский Federation, e-mail: [email protected] университет), Нижний Новгород, Российская Федерация, e-mail: [email protected]
Перова Татьяна Валентиновна - кандидат Perova Tatiana Valentinovna - PhD, Associate
педагогических наук, доцент кафедры professor of innovation management, Minin Nizhny
инновационных технологий менеджмента, Novgorod Statе Pedagogical University, Nizhny
Нижегородский государственный педагогический Novgorod, Russian Federation, e-mail:
университет имени Козьмы Минина (Мининский [email protected] университет), Нижний Новгород, Российская Федерация; e-mail: Perova [email protected]