Научная статья на тему 'Организация самостоятельной работы обучающихся экономических направлений подготовки при изучении финансовой математики'

Организация самостоятельной работы обучающихся экономических направлений подготовки при изучении финансовой математики Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
95
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕТОДИКА / ФИНАНСОВАЯ МАТЕМАТИКА / САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА / ОБУЧАЮЩИЕСЯ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ / ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ВУЗ / METHODOLOGY / FINANCIAL MATHEMATICS / INDEPENDENT WORK / STUDENTS / PROFESSIONAL ORIENTATION / PEDAGOGICAL HIGH SCHOOL

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Винникова Ирина Сергеевна, Кузнецова Екатерина Андреевна, Закария Абдул Карим

В статье рассматривается методика организации самостоятельной работы обучающихся экономических направлений подготовки при изучении финансовой математики. Дидактической основой организации самостоятельной работы обучающихся педагогического вуза представлены и обоснованы основные принципы: профессиональная направленность, индивидуальный подход к обучающимся, принцип «от простого к сложному», обязательный, дифференцированный контроль, распределение объема материала. Представлено теоретическое обоснование предлагаемой методики самостоятельной работы, описана организация самостоятельной работы при изучении раздела «Простые и сложные проценты».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Винникова Ирина Сергеевна, Кузнецова Екатерина Андреевна, Закария Абдул Карим

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ORGANIZATION OF INDEPENDENT WORK OF STUDENTS OF ECONOMIC TRAINING AREAS IN THE STUDY OF FINANCIAL MATHEMATICS

In the article the technique of organization of independent work of students of economic directions of preparation in the study of financial mathematics is considered. The didactic basis for the organization of independent work of students of a pedagogical university is presented and substantiated the basic principles: professional orientation, individual approach to students, the principle of "from simple to complex," compulsory, differentiated control, distribution of the volume of material. The theoretical substantiation of the proposed method of independent work is presented, the organization of independent work is described in the study of the section "Simple and compound interests".

Текст научной работы на тему «Организация самостоятельной работы обучающихся экономических направлений подготовки при изучении финансовой математики»

0,12 0111 А ' pi J .

Полученные результаты показывают, что в случае приведенных экспертных парных сравнений первый преподаватель обладает слабым преимуществом по критерию А; по критерию В - второй преподаватель обладает преимуществом несколько ниже, чем просто «слабое» (в 1,4 раза); по интегральному показателю оценки можно считать практически равным при очень незначительном превосходстве первого.

Рассмотренный алгоритм нетрудно применить для нескольких ранжируемых объектов (преподавателей). В случае же неравновесных критериев аналогичная задача решается с использованием коэффициентов их относительной важности [9].

Литература:

1. Замотайлова Д.А., Коляда В.В., Недогонова Т.А. Математические и инструментальные средства поддержки учебного процесса аспирантуры. Политематический сетевой электронный научный журнал Кубанского государственного аграрного университета. 2017. № 131. С. 161-176.

2. Звягин Л.С. Применение методов математического и системного анализа в прогнозировании тенденций современной экономики, Вопросы экономики и управления. 2017. № 1 (8). С. 10-17.

3. Кольвах Д.А. Сравнение методов принятия решений. Интернаука. 2017. № 30 (34). С. 6-9.

4. Кочуров В. Ф. Оценивание и прогнозирование педагогической деятельности. Л.: НИИ ООВ, 1984. - 36 с.

5. Кузьмина Н.В. Методы исследования педагогической деятельности. - Л.: Изд-во Ленингр. ун-та, 1970

6. Мишин В.М. Управление качеством: Учеб. пособие для вузов / В.М. Мишин. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2000. - 303 с.

7. Одерий Л.П. Основы системы контроля качества обучения: Учеб. пособие. / Л.П. Одерий -К.:ИСИО, 1995. - 132 с.

8. Раевская Е.А., Сарапулова Т.В., Пимонов А.Г. Алгоритм оценки инновационных проектов на основе методов системного анализа и нечеткой логики. В сборнике: Сборник материалов IX Всероссийской научно-практической конференции молодых ученых с международным участием "Россия молодая" Конференция проходит при поддержке Российского фонда фундаментальных исследований. Ответственный редактор Костюк Светлана Георгиевна . 2017. С. 43008.

9. Ротштейн А. П., Штовба С. Д. Нечеткий многокритериальный анализ вариантов с применением парных сравнений // Известия РАН. Теория и системы управления. 2001. № 3. С. 150-154.

10. Саати Т. Принятие решений. Метод анализа иерархий. - М.:»Радио и связь», 1993. - 278 с.

11. Туник Е.Ю. Педагогическое мастерство преподавателя физического воспитания // Педагопка, психолопя та медико-бюлопчш проблеми фiзичного виховання i спорту // зб.наук.праць за ред. проф. Ермакова С.С. - Харюв: ХДАДМ (ХХП1), 2008. - №6. - С. 156-159.

12. Бородин Е. М., Крупнова А. В., Бородина К. Н. Критерии, показатели и уровни сформированности педагогического мастерства // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2015. - Т. 13. - С. 1316-1320. - URL: http://e-koncept.ru/2015/85264.htm.

13. Педагогическое мастерство и педагогические технологии: Учебное пособие / Под ред. Л.К. Гребенкиной, Л.А. Байковое. - 3-е изд., Испр. и доп. - М.: Педагогическое обществ России, 2010. - 256 с.

14. Сергиевич А.А., Бацевич А.Э. Проблема формирования педагогического мастерства преподавателя ВУЗа / Вестн. Ом. ун-та. 2014. № 2. С. 191-193.

15. Zade L.A. Fuzzy sets. Inforvation and control, 1965, p. 338 - 353.

~ _f min(///v (p1)) min(///lV (p2)) If 012 0,17

C _

P1 P2 J I P1 P2 J

min(P.U, (A \MbI (A )) min(A,k (P2 Ы-l (P2 )) 1 _

2

Педагогика

УДК 37/04

кандидат экономических наук, доцент Винникова Ирина Сергеевна

Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина (г. Нижний Новгород); старший преподаватель Кузнецова Екатерина Андреевна

Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина (г. Нижний Новгород); студент Закария Абдул Карим

Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина (г. Нижний Новгород)

ОРГАНИЗАЦИЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ ОБУЧАЮЩИХСЯ ЭКОНОМИЧЕСКИХ НАПРАВЛЕНИЙ ПОДГОТОВКИ ПРИ ИЗУЧЕНИИ ФИНАНСОВОЙ МАТЕМАТИКИ

Аннотация. В статье рассматривается методика организации самостоятельной работы обучающихся экономических направлений подготовки при изучении финансовой математики. Дидактической основой организации самостоятельной работы обучающихся педагогического вуза представлены и обоснованы основные принципы: профессиональная направленность, индивидуальный подход к обучающимся, принцип «от простого к сложному», обязательный, дифференцированный контроль, распределение объема материала. Представлено теоретическое обоснование предлагаемой методики самостоятельной работы, описана организация самостоятельной работы при изучении раздела «Простые и сложные проценты».

Ключевые слова: методика, финансовая математика, самостоятельная работа, обучающиеся, профессиональная направленность, педагогический вуз.

Annotation. In the article the technique of organization of independent work of students of economic directions of preparation in the study of financial mathematics is considered. The didactic basis for the organization of independent work of students of a pedagogical university is presented and substantiated the basic principles:

professional orientation, individual approach to students, the principle of "from simple to complex," compulsory, differentiated control, distribution of the volume of material. The theoretical substantiation of the proposed method of independent work is presented, the organization of independent work is described in the study of the section "Simple and compound interests".

Keywords: methodology, financial mathematics, independent work, students, professional orientation, pedagogical high school.

Введение. С введением новых образовательных стандартов в настоящее время и разработкой на их основе учебных планов бакалавриата практически на всех экономических направлениях подготовки произошло сокращение количества часов на изучение курса финансовой математики, при этом содержание программы дисциплины осталось прежним, а для ряда профилей даже расширилось. Выход из сложившейся ситуации видится в правильной организации самостоятельной работы обучающихся.

Цель исследования заключается в рассмотрении организации самостоятельной работы обучающихся вузов на экономических направлениях подготовки при изучении финансовой математики в современных условиях.

Изложение основного материала статьи. Основной целью самостоятельной работы обучающихся на современном этапе является улучшение профессиональной подготовки бакалавров, направленное на формирование системы общекультурных и профессиональных компетенций, которые они могли бы свободно и самостоятельно применять в практической деятельности.

Сущность самостоятельного обучения определяется в дидактике как способность обучающегося без посторонней помощи приобретать информацию из разных источников. Ни один образ не формируется у человека без самостоятельных познавательных действий. Наибольший успех, как известно, в учении достигается тогда, когда обучающийся ориентируется на самостоятельное выполнение предварительно отобранных интеллектуальных операций.

Дидактической основой рациональной организации самостоятельной работы обучающихся педагогического вуза можно считать принципы:

1) профессиональную направленность;

2) индивидуальный подход к обучающимся;

3) принцип «от простого к сложному»;

4) обязательный, своевременный, дифференцированный контроль;

5) дозированное распределение объема материала [1, 5].

Профессиональную направленность рассматриваем как основополагающий и системообразующий принцип в финансово-математическом образовании экономиста, обеспечивающий достижение основной цели изучения финансовой математики - обеспечить должную финансово-экономическую подготовку будущего бакалавра к успешной профессиональной деятельности. Использование этого принципа для организации самостоятельной работы обучающихся при изучении финансовой математики предполагает осуществление следующих этапов в содержательном аспекте.

1. Корректировку разделения курса «Финансовая математика» для аудиторной и для самостоятельной работы обучающихся, при этом руководствуемся необходимостью в математических знаниях обучающихся для овладения ими компетенциями направления подготовки (экономическими), т. е. Отбор тем для самостоятельной работы и количество выделенного времени на их изучение.

2. Корректировку содержания материала дисциплины «Финансовая математика»:

а) выделение финансово-математического материала, необходимого для данного направления подготовки;

6) использование профессионально-ориентированного материала - на фактологическом, теоретическом и практическом уровнях. На фактологическом уровне материал конкретизируется и иллюстрируется примерами из специальных или общеэкономических дисциплин. На теоретическом - более глубоко рассматриваются вопросы возможного применения полученных финансово-математических знаний в будущей профессиональной деятельности. Практический уровень имеет целью выработать конкретные прикладные и практические знания, умения, навыки в приобретении необходимого уровня профессиональных компетенций экономиста.

В методологическом аспекте с целью реализации профессиональной направленности в обучении предполагается использование метода математического моделирования при решении прикладных задач.

Индивидуальный подход предполагает применение индивидуальных домашних заданий (с учетом уровня финансово-математической подготовки каждого обучающегося), направленных на выработку навыков решения задач, индивидуальные варианты контрольных заданий, возможность индивидуальных консультаций с преподавателем. При этом контроль самостоятельной работы должен быть обязательным, своевременным и дифференцированным по уровням знаний обучающихся. Самостоятельную работу можно размещать в ЭОС Moodle по данному курсу [3, 7]. Для этого первоначально используется входное тестирование, предназначенное выявить уровень знаний обучающихся. Далее используем контроль текущий и итоговый в обязательном порядке. Кроме того, обучающийся сам может выбрать карточку желаемого уровня сложности на «удовлетворительно» или на «хорошо - отлично».

Принцип «от простого к сложному» подразумевает подбор теоретического и практического материала с опорой на психологическую составляющую восприятия обучающегося. На первом и втором курсе в начальный период обучения дедуктивное изложение материала с соблюдением логической формализации теории трудно воспринимается обучающимися. Литературу по финансовой математике, представленную в безупречной логической форме, научным математическим языком, обучающиеся младших курсов самостоятельно изучать практически не способны. Задача преподавателя - упростить логическую схему построения финансово-математической теории, не нарушая научной целостности и строгости, подготовить доступный учебный материал. Во избежание перегрузки обучающихся необходимо дозированно распределить учебный материал на части, изучение которых должно заканчиваться обязательным контрольным мероприятием.

Решающая роль в организации самостоятельной работы принадлежит преподавателю, который должен работать не с обучающимся «вообще», а с конкретной личностью, с ее сильными и слабыми сторонами,

индивидуальными способностями и наклонностями. Задача преподавателя - увидеть и развить лучшие качества обучающегося как будущего специалиста высокой квалификации.

При изучении дисциплины организация самостоятельной работы должна представлять единство взаимосвязанных форм:

1. Внеаудиторная самостоятельная работа;

2. Аудиторная самостоятельная работа, которая осуществляется под непосредственным руководством преподавателя.

Предлагается следующий вариант организации самостоятельной работы обучающихся факультета управления и социально-технических сервисов вуза по дисциплине «Финансовая математика» на примере раздела «Простые и сложные проценты» (при этом не будем останавливаться на обязательных лекционной и практической частях курса).

Весь материал практических занятий разбиваем на два блока: расчеты простыми процентами (2 часа) и расчеты сложными процентами (2 часа). Дополнительно в конце каждого блока проводятся два контрольных мероприятия.

Самостоятельная работа состоит из индивидуального домашнего задания, состоящего из совокупности задач по изучаемым блокам раздела, и перечня тем раздела, предлагаемых обучающимся для самостоятельного изучения. На первом практическом занятии каждого блока обучающиеся получают индивидуальные домашние задания (около 20 задач различной трудности). Они направлены на отработку изученного на занятии материала. Отчет о проделанной работе происходит индивидуально на консультации перед каждой контрольной точкой. Преподаватель ставит баллы (оценку). Общий балл суммируется из балла за отчет по домашнему заданию и балла за контрольную работу Контрольная работа дифференцируемая. Обучающийся выбирает карточку А (на «удовлетворительно») или В (на «хорошо - отлично»). За правильно выполненную работу по карточке А обучающийся получает минимальный зачетный балл; если работа по карточке В выполнена с большим количеством ошибок (и ее нельзя оценить на «хорошо»), то обучающемуся предлагается выполнить работу по карточке А. Невыполнение индивидуального домашнего задания делает бесполезным проведение контроля для данного обучающегося, поэтому он к контрольной работе не допускается. Контрольные работы содержат задания, аналогичные предложенным в индивидуальном задании.

На основании анализа использования простых и сложных процентов в финансово-экономической деятельности будущего бакалавра выделим перечисленные ниже темы раздела «Простые и сложные проценты» для самостоятельного изучения обучающимися.

1) Функция накопления.

2) Простые проценты.

3) Сложные проценты.

4) Текущая стоимость денег и дисконтирование.

Предлагается для использования литература: пособия, методические рекомендации кафедры, электронные материалы. Проводятся два контрольных занятия: на первом обучающиеся отчитываются по самостоятельно изученным двум первым темам, а на втором - по третьей и четвертой темам. В индивидуальные задания обучающихся, решаемые к отчету, включаются задачи на определение простых и сложных процентов, нахождение периода времени и сумм наращения и дисконтирования.

В первое задание включено:

1) самостоятельное исследование материала по вопросам первой и второй тем (конспект);

2) задача на графическое изображение простых процентов;

3) решение двух задач на определение текущей стоимости и дисконтирование методом простых процентов по периодам с использованием финансовых таблиц;

4) решение двух задач на нахождение будущей стоимости методом простых процентов при использовании обыкновенного процента с точным числом дней, обыкновенного процента с приближенным числом дней и точного процента с точным числом дней в году.

Во второе индивидуальное задание включено:

1) самостоятельное исследование материала по вопросам третьей и четвертой тем (конспект);

2) задача на графическое изображение сложных процентов;

3) решение двух задач на определение текущей стоимости и дисконтирование методом сложных процентов по периодам с использованием финансовых таблиц;

4) решение двух задач на нахождение будущей стоимости методом сложных процентов и сравнение скорости наращения по ссудным и учетным процентам.

Карточки с заданиями составлялись с опорой на учебные издания [2], [6], учебно-методические пособия, методические рекомендации, электронные дидактические материалы.

В качестве заданий повышенной сложности при соответствующем уровне подготовки обучающихся-экономистов и соответствующей заинтересованности применяются задания типа:

1. Доказать следующее утверждение: банковское дисконтирование нельзя осуществлять во всех ситуациях, например по достаточно большой учетной ставке и задолго до срока платежа.

2. Доказать следующее утверждение: при наращении по простой учетной ставке величина начисляемых процентов с каждым годом увеличивается, при наращении капитала по простой процентной ставке капитала ежегодно увеличивается на одну и туже величину.

3. Доказать следующее утверждение: простая учетная ставка обеспечивает более быстрый рост капитала, чем такая же по величине процентная ставка.

4. Согласно финансовому соглашению банк начисляет по полугодиям проценты на вклады по сложной учетной ставке 28% годовых. Определить в виде простой учетной ставки стоимость привлеченных средств для коммерческого банка при их размещении на 3 месяца, полгода, год и др.

В помощь обучающимся предлагаются составленные преподавателями кафедры страхования, финансов и кредита рекомендации по выполнению типовых расчетов по дисциплине из литературы [2, 6] и самостоятельно. Кроме того, составлен электронный учебно-методический комплекс на базе ЭОС Moodle университета, содержащий теоретический материал по программе курса «Финансовая математика», решенные примеры практических заданий, тесты на отработку всех типов изучаемых задач, тесты на выбор видов процентов и схем начисления для конкретной прикладной задачи, контрольные задания из нашей базы

данных, сгруппированные по вариантам. Все задания и тесты в нашем ЭУМК оцениваются баллами, а в результате выводится результирующий балл набранный по дисциплине в целом. Тем самым организованная самостоятельная работа по курсу позволяет повысить уровень освоения профессиональных компетенций будущему экономисту, и, как следствие, повысить уровень финансовой грамотности у студентов вузов в целом. [4] Эффективность предлагаемой организации самостоятельной работы обучающихся установлена практически в процессе преподавания дисциплины «Финансовая математика».

Выводы. Активная самостоятельная работа обучающихся возможна только при наличии серьезной и устойчивой мотивации. Самый сильный мотивирующий фактор - подготовка к дальнейшей эффективной профессиональной деятельности.

Подводя итог, необходимо отметить огромную роль выбора методики организации самостоятельной работы обучающихся с целью повышения качества освоения любой дисциплины, особенно требующей практической отработки полученных знаний и умений. Наша цель не только и не столько обучить финансовой математике будущего бакалавра, сколько сформировать профессиональные компетенции обучающегося, выработать у него мотивацию и желание постоянно получать новые знания, совершенствовать умения, именно это будет необходимо в течение всей его профессиональной жизни, при формировании творческой личности бакалавра экономики, способного к саморазвитию.

Литература:

1. Ваганова О.И., Ермакова О.Е. Оценка образовательных результатов бакалавров профессионального обучения / О.И. Ваганова, О.Е. Ермакова // Вестник Мининского университета. - 2015. - № 3 (11). - С. 14. URL: http://globalf5.com/Zhumaly/Psihologiya-i-pedagogika/Vestnik-Mininskogo-universiteta/vypusk-2015-3 (дата обращения 15.08.2018).

2. Вахрушева Н.В. Финансовая математика: учебное пособие / Н.В. Вахрушева. - Москва; Берлин: Директ-Медиа, 2014. - 180 с.: ил. - Библиогр. в кн. - ISBN 978-5-4475-2505-7; То же [Электронный ресурс]. -URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=258793 (дата обращения 15.08.2018).

3. Винникова И.С. Особенности применения электронной образовательной среды Moodle при изучении дисциплины «Финансовый анализ в страховой организации» // В сборнике: Страхование в системе финансовых услуг в России: место, проблемы, трансформация. Сборник трудов ХУШ Международной научно-практической конференции: в 2 томах. 2017. С. 216-220.

4. Винникова И.С., Кузнецова Е.А., Шутова Ю.Г., Стародубова Д.С. Педагогические особенности формирования финансовой грамотности у студентов экономических направлений подготовки // Мир науки. 2016. Т. 4. № 6. С. 39.

5. Колдина М.И., Ваганова О.И., Трутанова А.В. Управление самостоятельной работой студентов вуза // Карельский научный журнал. 2017. Т. 6. № 3 (20). С. 39-42

6. Красина Ф.А. Финансовые вычисления: учебное пособие / Ф.А. Красина; Министерство образования и науки Российской Федерации, Томский Государственный Университет Систем Управления и Радиоэлектроники (ТУСУР), Факультет дистанционного обучения. - Томск: ТУСУР, 2015. - 190 с. -Библиогр.: с. 180; То же [Электронный ресурс]. - URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=480646 (дата обращения 15.08.2018).

7. Кутепова Л.И., Ваганова О.И., Трутанова А.В. Формы самостоятельной работы студентов в электронной среде // Карельский научный журнал. 2017. Т. 6. № 3 (20). С. 43-46.

8. Кутепова Л.И. Дидактические условия формирования профессиональных компетенций // Современные тенденции развития технолого-экономического образования. Н. Новгород, 2014. С. 32-39

Педагогика

УДК 37/04

кандидат экономических наук, доцент Винникова Ирина Сергеевна

Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина (г. Нижний Новгород);

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

старший преподаватель Кузнецова Екатерина Андреевна

Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина (г. Нижний Новгород); студент Тиндва Онгани Жастин

Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина (г. Нижний Новгород)

ОРГАНИЗАЦИЯ, КОНТРОЛЬ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ ПРИ ИЗУЧЕНИИ ДИСЦИПЛИНЫ «ФИНАНСОВЫЙ АНАЛИЗ В СТРАХОВОЙ ОРГАНИЗАЦИИ»

Аннотация. В статье доказывается необходимость грамотной организации и контроля самостоятельной работы обучающихся вуза при освоении профессиональных компетенций. Процесс рассматривается на примере дисциплины «Финансовый анализ в страховой организации». Раскрывается основной принцип организации самостоятельной работы по дисциплине, который состоит в придании ей индивидуализированного характера. Представлена организация аудиторных и внеаудиторных самостоятельных работ, выполнения курсовой работы по курсу, рассмотрены особенности текущего и итогового контроля, активно применяемые авторами.

Ключевые слова: методика, финансовый анализ в страховой организации, самостоятельная работа, контроль, обучающиеся, профессиональная направленность.

Annotation. The article proves the necessity of competent organization and control of the independent work of students of a university when mastering professional competences. The process is examined on the example of the discipline "Financial analysis in an insurance organization". The basic principle of organizing independent work on discipline is disclosed, which consists in giving it an individualized character. The organization of auditor and extracurricular independent works, performance of course work on the course, the features of current and final control actively used by the authors are presented.

Keywords: methodology, financial analysis in an insurance organization, independent work, supervision, students, professional orientation.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.