УДК 377
М.П. ПРОХОРОВА1, А.А. СЕМЧЕНКО2
'Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина (Мининский университет), Нижний Новгород, Российская Федерация
2Санкт-Петербургский государственный экономический университет, г. Санкт-Петербург, Российская Федерация
ОРГАНИЗАЦИЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ ОБУЧАЮЩИХСЯ В ФОРМЕ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Аннотация. В статье представлены возможности реализации самостоятельной работы обучающихся в вузе в форме проектной деятельности. Раскрыты сущность, содержание и особенности организации самостоятельной работы обучающихся в условиях реализации Федеральных образовательных стандартов высшего образования, описаны основные характеристики самостоятельной работы обучающихся, которые необходимо учитывать при её проектировании. Отмечено, что самостоятельная работа обучающихся может иметь репродуктивный и продуктивный характер, последний является более целесообразным в целях активизации познавательной деятельности обучающихся и подготовки их к самостоятельной профессиональной деятельности.
Далее в статье проанализированы возможности организации самостоятельной работы обучающихся в проектной форме, рассмотрена последовательность её выполнения, отмечено, что проектная форма представляет более широкие возможности по обеспечению согласованности содержания обучения с содержанием Профессиональных стандартов.
С целью иллюстрации представленных теоретических положений в статье приводится разработанная технологическая карта самостоятельной работы обучающихся при вовлечении их в проектную деятельность. Технологическая карта носит универсальный характер (не «привязана» к конкретной дисциплине), содержит последовательное содержание аудиторной и внеаудиторной самостоятельной работы обучающихся с указанием форм представления результатов. В качестве промежуточных результатов самостоятельной работы целесообразно планировать значимые для обучающегося образовательные достижения, которые могут быть использованы в портфолио и продемонстрированы будущему работодателю. В статье также представлены критерии оценки планируемых результатов самостоятельной работы, перечислены требования и условия её организации в форме проектной деятельности. Ключевые слова: самостоятельная работа, проектная деятельность, технологическая карта, организация.
M.P.PROKHOROVA1, A.A. SEMCHENKO2
1 Minin Nizhny Novgorod State Pedagogical University, Nizhny Novgorod, Russian Federation
2 Sankt-Peterburgsky state economic university, St. Petersburg, Russian Federation
THE ORGANIZATION OF INDEPENDENT WORK OF STUDENTS IN THE FORM OF PROJECT ACTIVITIES
Abstract. In article sales opportunities of independent work of students in higher education institution in the form of project activities are provided. The essence, content and features of the organization of independent work of students in sales terms of Federal educational standards of the higher education are disclosed, the main characteristics of independent work of students which need to be considered in case of its designing are described. It is noted that independent reproductive and productive nature can have works of students, the last is more reasonable for the purpose of activiza-tion of cognitive activity of students and preparation them to independent professional activity. Further in article possibilities of the organization of independent work of students in a project form are analysed, the sequence of its accomplishment is considered, it is noted that the project form represents ampler opportunities on ensuring coordination of content of training with contents of Professional standards.
For the purpose of an illustration of the provided theoretical provisions the developed flow chart of independent work of students designed in the form of project activities is provided in article. The flow chart has universal character (isn't tied" to specific discipline), contains consecutive content of classroom and out-of-class independent work of students with indication of forms of representation of results. As intermediate results of independent work it is reasonable to plan educational products, significant for the student, which can be used in a portfolio of the student and are shown to future employer. In article the evaluation criteria planned results of independent work are also provided requirements and conditions of its organization in the form of project activities are listed. Keywords: independent work, design activity, flow chart, organization
В современных условиях в системе профессионального образования наблюдается устойчивая тенденция к сокращению традиционных фронтальных форм организации образовательного процесса и повышению значимости самостоятельной работы обучающихся. Это получило отражение, в частности, в требованиях Федеральных образовательных стандартов высшего образования, которые предусматривают высокую долю времени, отводимого на самостоятельную работу (около 50% времени) [5, 7, 8].
Однако, несмотря на возрастание роли самостоятельной работы в обеспечении качества профессиональной подготовки выпускников, в системе профессионального образования до сих пор существует ряд проблем, связанных с эффективной организацией самостоятельной работы, таких как:
- формальный подход к проектированию самостоятельной работы в разрезе дисциплин, модулей, практик;
- обеспечение необходимой взаимосвязи самостоятельной работы с результатами обучения, выраженными в компетенциях;
- контроль за реализацией и качеством выполнения самостоятельной работы обучающихся и пр. [9, 10].
Повышение внимания к самостоятельной работе обуславливает актуальность методической разработки механизмов и инструментов организации и контроля самостоятельной работы обучающихся в целью обеспечения её соответствия требованиям образовательного и Профессионального стандартов [12].
Рассматривая самостоятельную работу обучающихся как особый вид образовательной деятельности, осуществляемой при методическом руководстве без непосредственного участия преподавателя, отметим, что она направлена на углубление и расширение знаний, обеспечивает формирование интереса к познавательной деятельности и развитие познавательных способностей и может иметь образовательную, исследовательскую или социально значимую направленность [15].
Эффективно организованная самостоятельная работа имеет значительный дидактический потенциал, связанный с более полным усвоением учебного материала, формированием умений работать с различными видами информации, развитием аналитических способностей обучающихся, развитием навыков контроля и планирования учебного времени [1].
Основными характеристиками самостоятельной работы обучающихся являются:
- присутствие проблемной ориентации и профессиональной значимости содержания самостоятельной работы;
- требование умственного напряжения обучающихся для успешного выполнения задания;
- наличие элементов сознательности, активности и самостоятельности в решении предложенного задания;
- ориентация на исследовательский характер;
- планирование контролируемых результатов самостоятельной работы, отражающих степень готовности обучающихся к будущей профессиональной деятельности [6, 15].
Для повышения эффективности самостоятельной работы обучающихся важнейшее значение имеет её характер, который может быть репродуктивным и продуктивным. Репродуктивная самостоятельная работа обучающихся ориентирована на формирование и закрепление типовых умений и навыков будущей профессиональной деятельности по образцу. Обучающийся осваивает типовые способы и алгоритмы решения задач, выполнения операций и действий, воспроизводит уже известный опыт.
Продуктивная самостоятельная работа направлена на анализ проблемных ситуаций, поиск и переработку новой информации, самостоятельный выбор методов и средств решения проблемы, оценки эффективности собственных действий. Формами реализации такой самостоятельной работы являются учебно-исследовательские и проектные задания, которые обеспечивают развитие навыков творческого преобразования действительности, освоение инновационных способов деятельности, формируют способность решать задачи, для которых ещё не существует решения [12].
В связи с этим эффективно организованная самостоятельная работа обучающихся может принимать характер проектной деятельности.
Проектная деятельность обучающихся понимается нами как форма совместной учебно-познавательной, творческой или игровой деятельности обучающихся, имеющая дидактическую цель, согласованные методы и приемы, способы деятельности и обеспечивающая достижение общего запланированного результата [14, 19].
Возможности проектной формы организации самостоятельной работы обучающихся раскрываются в следующих положениях:
- проектная форма организации самостоятельной работы позволяет эффективно её активизировать. Активизация самостоятельной работы в этом случае будет обеспечиваться через придание заданиям проблемного характера и повышение мотивации обучающихся;
- проектная форма самостоятельной работы представляет более широкие возможности по обеспечению согласованности содержания обучения с содержанием Профессиональных стандартов. В таком случае проектная деятельность должна быть ориентирована на конкретные трудовые функции, содержащиеся в Профессиональном стандарте;
- проектная форма самостоятельной работы позволяет максимально учесть индивидуальные возможности, потребности и интересы обучающихся, обеспечить оптимальный режим, темп, ритм, способ выполнения заданий в рамках выполнения учебного проекта [3, 4, 18].
Проектирование самостоятельной работы обучающихся в форме проектной деятельности включает определение алгоритма работы обучающихся над проектом педагогического, социального, исследовательского и иного характера, выбор форм предоставления результатов работы, а также информационного, методического, материально-технического обеспечения процесса проектирования.
В целом при проектировании самостоятельной работы в форме проектной деятельности необходимо придерживаться логики проектной деятельности, которая включает цен-ностно-ориентационный, плановый, конструктивный, презентационный и оценочно-рефлексивный этапы.
На ценностно-ориентационном этапе обучающиеся осуществляют формулировку противоречий и проблем, анализируют возможные пути их решения, осуществляют целеполага-ние, планируют результаты проектной деятельности и выстраивают её содержание. В результате этого этапа у обучающихся формируется образ будущего инновационного продукта. Критерием для оценки данного этапа выступает способность обучающегося обосновать актуальность планируемого результата и практическую значимость проекта.
На плановом этапе обучающимся производится подробное описание проекта и последовательность его реализации, осуществляется стратегическое, тактическое и детальное планирование. Результатом этапа становится план работы над проектом с указанием промежуточных результатов. Критерием оценки планового этапа становится способность обучающегося раскрыть технологию создания и реализации проекта.
На конструктивном этапе реализуется содержание проектной деятельности обучающихся. Результатом данного этапа становится окончательный проект, который в идеальном варианте может предполагать его реализацию. Критерием оценки данного этапа является достижение целей проекта.
На презентационном этапе обучающийся осуществляет демонстрацию результатов проектной деятельности. Критерием оценки данного этапа становится успешная защита проекта, способность защитить и объяснить результаты проектной деятельности.
Оценочно-рефлексивный этап включает анализ результатов деятельности по реализации проекта, который состоит не только в соотнесении запланированных и полученных результатов, но и самооценку развития личных навыков и качеств обучающихся в результате выполнения проекта [20].
Опираясь на представленную логику проектной деятельности обучающихся, раскроем особенности проектирования самостоятельной работы обучающихся в форме проектной деятельности. Универсальной формой проектирования образовательной деятельности выступает технологическая карта.
Технологическая карта самостоятельной работы представляет собой поэтапное описание алгоритма самостоятельной работы с разрезе модулей, разделов, тем с указанием содержания задания, источников информации, формы представления результатов и формы промежуточной и итоговой аттестации [13, 16].
Кроме базовых требований к составлению технологической карты (таких как соответствие трудоемкости, логике, формам итоговой аттестации по дисциплине), для обеспечения высокого качества подготовки обучающихся необходимо также учитывать следующие требования:
- соответствие самостоятельной работы потребностям и интересам обучающихся;
- взаимосвязь проектной деятельности с основным содержанием дисциплины и опора на основной материал, необходимый для изучения;
- планируемые результаты самостоятельной работы должны мотивировать обучающихся на её выполнение;
- наличие возможностей альтернативных вариантов выполнения проектной деятельности;
- ориентация на групповое выполнение проекта для самостоятельной работы (в силу необходимости сочетать аудиторную и самостоятельную работу) [11, 21].
Отдельно стоит отметить вопрос мотивации обучающихся к выполнению самостоятельной работы в форме проектов. При её проектировании необходимо уделить особое внимание промежуточным результатам проекта, которые могут быть использованы обучающимся в учебном портфолио, дальнейшей учебной и исследовательской деятельности. В качестве таких результатов могут быть запланированы публикации, заявки на участие в конкурсах проектов, результаты анкетирования и опросов, аннотированные списки источников и пр. Поэтому тематика проектов должна быть профессионально и социально направленной, учитывать имеющийся у обучающихся опыт. Кроме того, проекты должны предполагать возможность их реализации силами обучающихся, а планируемый результат проектной деятельности должен быть оформлен в виде инновационного продукта либо такого образовательного результата, который может быть продемонстрирован в будущем заинтересованным сторонам (работодателю). Например, это может быть разработка проекта учебного занятия для отдельных категорий обучающихся, разработка электронного ресурса по определенной тематике, создание электронных платформ для студенческих инициатив, создание виртуальных экскурсий и т.д. [2, 17, 22].
Пример технологической карты по организации самостоятельной работы в форме проектной деятельности представлен в таблице 1 .
Таблица 1 - Пример технологической карты управления самостоятельной работой обучающихся в форме проектной деятельности
Этап проекта Аудиторная самостоятельная работа Внеаудиторная самостоятельная работа Трудовые функции
Содержание подготовительной работы Форма представления результатов Содержание самостоятельной работы Форма представления результатов
1. Концептуальное обоснование идеи проекта -Формулировка проблемы проектной деятельности; - формулировка темы проекта; - разработка общей идеи проекта Черновой вариант плана проекта - Подбор теоретических материалов по тематике проекта; - Подбор статистических материалов по проекту Аннотированный список источников по тематике проекта
2. Исследовательский этап - Составление плана исследования (формулировка целей и задач, определение этапов проекта); - распределение ролей и ответственности по этапам проекта Уточненный план проекта - Систематизация и оформление теоретических материалов по тематике проекта Теоретическое обоснование проекта
- Выбор методики исследования; - разработка материалов для исследования Предъявление и обоснование выбора методики и материалов исследования (анкеты, диагностической методики и пр.) Проведение исследования (в т.ч. с использованием Интернет-ресурсов). Первичная обработка результатов исследования Отчет о проведенном исследовании
- Обработка результатов исследования, их теоретическое обоснование План публикации (в форме публикации обзорного характера) Систематизация и оформление теоретических материалов и материалов исследования Публикация обзорного характера, усиленная результатами проведенного исследования
3. Проектный этап - Формулирование предложений, состав- Описание инновационного результата Разработка инновационного результата (про- Исходный вариант инновационного
ляющих суть проекта; - описание планируемых результатов проекта; - описание информационно-го, правового, экономического, кадрового обеспечения проекта (продукта) дукта) проекта продукта
- окончательная разработка инновационного результата (продукта) проекта; - разработка способов обратной связи Оформленный инновационный продукт. Инструменты обратной связи - Использование инновационного продукта для достижения целей проектной деятельности (проведение занятия, использование сайта и пр.); - получение обратной связи Отчет об использовании инновационного продукта. Отчет о результатах обратной связи
- систематизация полученных результатов апробации инновационного продукта; - формулировка выводов и перспектив проекта Оформленные результаты проектной работы Систематизация и оформление материалов проектной работы Исходный вариант проекта проект (заявки на участие в конкурсе проектов)
Уточнение результатов проекта Окончательный вариант проекта (заявки на участие в конкурсе проектов) Оформление демонстрационных материалов по проекту Презентация проекта
Защита результатов проекта Публичное выступление, участие в обсуждении Проведение рефлексии по результатам проектной деятельности Заполненный лист рефлексии по проекту
В данной технологической карте предполагается, что аудиторная самостоятельная работа осуществляется перед предстоящей внеаудиторной деятельности, корректировки подготовленных обучающимися материалов, обсуждения спорных вопросов. Поэтому аудитор-
ная самостоятельная работы может быть запланирована в формах консультации, обсуждения, мозгового штурма, работы с электронными ресурсами, дискуссии и пр.
Характеризуя критерии оценки самостоятельной работы в проектной форме, целесообразно обратить внимание не только на критерии оценки готового продукта (отчета об исследовании, оформленного проекта, презентации и пр.), поскольку эти критерии достаточно полно разработаны в разнообразных источниках, но и на критерии оценки непосредственно проектной деятельности обучающегося (которая характеризует степень его вовлеченности в проект).
Обобщенные критерии оценки самостоятельной работы обучающихся в проектной форме при использовании балльно-рейтинговой системы могут выглядеть следующим образом (таблица 2).
Таблица 2 - Критерии оценки самостоятельной работы обучающихся в проектной форме
Планируемые результаты самостоятельной работы Критерии оценки
Отчет о проведенном исследовании Высокий - обучающийся самостоятельно разработал цели, задачи, методику исследования; - обучающийся продемонстрировал умение самостоятельно работать с научной литературой при обосновании методики исследования; - обучающийся самостоятельно разработал и грамотно оформил инструменты проведения исследования (анкеты, опросные листы, диагностические методики); - при проведении исследования обучающийся использовал современные информационные технологии (табличные редакторы, Интернет-ресурсы, Google-формы и пр.); - обучающийся самостоятельно осуществил проведение исследования и обработку его результатов; - обучающийся самостоятельно сформулировал выводы по результатам исследования относительно темы проектной деятельности
Средний - обучающийся разработал цели, задачи, методику исследования при помощи преподавателя; - обучающийся продемонстрировал умение самостоятельно работать с научной литературой при обосновании методики исследования; - обучающийся разработал и оформил инструменты проведения исследования (анкеты, опросные листы, диагностические методики) при помощи преподавателя; - при проведении исследования обучающийся использовал современные информационные технологии (табличные редакторы, Интернет-ресурсы, Google-формы и пр.); - обучающийся самостоятельно осуществил проведение исследования и обработку его результатов; - обучающийся сформулировал выводы по результатам исследования относительно темы проектной деятельности при помощи преподавателя
Низкий - обучающийся использовал цели, задачи, методику исследования,
сформулированные преподавателем; - обучающийся прибегал к помощи преподавателя при работе с научной литературой при обосновании методики исследования; - обучающийся совместно с преподавателем разработал и оформил инструменты проведения исследования (анкеты, опросные листы, диагностические методики); - при проведении исследования обучающийся не использовал современные информационные технологии; - обучающийся при помощи преподавателя осуществил проведение исследования и обработку его результатов; - обучающийся сформулировал выводы по результатам исследования относительно темы проектной деятельности при помощи преподавателя
Публикация (тезисы доклада, статья) Высокий - обучающийся продемонстрировал умение самостоятельно работать с научной литературой и другими источниками; - обучающийся самостоятельно сформировал структуру публикации в соответствии с особенностями имеющегося материала; - обучающийся осуществил качественную переработку материала (обеспечил высокий уровень оригинальности текста); - обучающийся продемонстрировал развитую культуру оформления текста (соответствие требованиям оформления, стиль изложения, грамотность)
Средний - обучающийся продемонстрировал умение работать с научной литературой и другими источниками под руководством преподавателя; - обучающийся при помощи преподавателя сформировал структуру публикации; - обучающийся осуществил качественную переработку материала (обеспечил высокий уровень оригинальности текста); - обучающийся продемонстрировал развитую культуру оформления текста (соответствие требованиям оформления, стиль изложения, грамотность)
Низкий - обучающийся продемонстрировал умение работать с научной литературой и другими источниками под руководством преподавателя; - обучающийся воспользовался структурой публикации, предложенной преподавателем; - обучающийся не осуществил качественную переработку материала (не обеспечил высокий уровень оригинальности текста); - обучающийся осуществлял оформление текста под руководством и при контроле преподавателя
Оформленный проект Высокий - обучающийся самостоятельно формулирует и обосновывает проблему, идею, новизну проекта; - обучающийся принимал активное участие во всех этапах разработки и реализации проекта; - обучающийся называет возможные перспективы проекта; - обучающийся успешно включился в работу команды проекта
Средний - обучающийся формулирует проблему, идею, новизну проекта с помощью преподавателя; - обучающийся принимал активное участие во всех этапах разработки и реализации проекта; - обучающийся затрудняется назвать возможные перспективы проекта; - обучающийся выполнял задания по проекту индивидуально по заданию преподавателя
Низкий - обучающийся формулирует проблему, идею, новизну проекта с помощью преподавателя; - обучающийся принимал активное участие в некоторых этапах разработки и реализации проекта по заданию преподавателя; - обучающийся затрудняется назвать возможные перспективы проекта; - обучающийся выполнял задания по проекту индивидуально по заданию преподавателя
Презентация проекта Высокий - обучающийся самостоятельно определяет структуру и объем презентации проекта; - обучающийся самостоятельно выбирает и использует технические возможности компьютерных программ для демонстрации результатов проекта; - обучающийся демонстрирует культуру оформления презентаций; - обучающийся самостоятельно обосновывает содержание презентации, иллюстрирует выступление, уверенно отвечает на вопросы
Средний - обучающийся определяет структуру и объем презентации проекта при участии преподавателя; - обучающийся самостоятельно выбирает и использует технические возможности компьютерных программ для демонстрации результатов проекта; - обучающийся демонстрирует культуру оформления презентаций; - обучающийся обосновывает содержание презентации, иллюстрирует выступление, отвечает на вопросы
Низкий - обучающийся определяет структуру и объем презентации проекта совместно с преподавателем; - обучающийся выбирает и использует технические возможности компьютерных программ для демонстрации результатов проекта при консультации преподавателя; - обучающийся затрудняется обосновать результаты проектной работы, не приводит примеров, не отвечает на дополнительные вопросы
Предложенная технологическая карта организации самостоятельной работы обучающихся носит универсальный характер и может быть использована в рамках различных дисциплин и модулей в структуре основной образовательной программы.
В заключение можно отметить, что проектная форма самостоятельной работы обучающихся при эффективной её организации обладает значительным дидактическим потенциалом и способствует разрешению важнейшего противоречия современного профессионально-
го образования — между репродуктивностью учебной деятельности и продуктивностью будущей профессиональной деятельности.
ЛИТЕРАТУРА
1. Бережная И.Ф. Проектная деятельность студентов в процессе профессиональной подготовки // Среднее профессиональное образования. 2013. №9. С. 24-26
2. Булганина С.В., Погодина Т.В. Опыт совместного проектирования творческой деятельности // Модернизация педагогического образования в контексте глобальной образовательной повестки: сборник статей по материалам Всероссийской научно-практической конференции по проблемам разработки и апробации новых модулей программ бакалавриата по укрупненной группе специальностей «Образование и педагогика» (направление подготовки - Специальное (дефектологическое) образование), предполагающих академическую мобильность студентов вузов педагогического профиля (непедагогических направлений подготовки) в условиях сетевого взаимодействия. Н.Новгород, 2015. С. 212-216.
3. Ваганова О.И. Технология проблемного диалога в профессиональном образовании // Вестник Мининского университета. 2013. №4.
4. Груздева М.Л., Чанчина А.В. Проектирование интегративно-педагогической системы в профессиональных учебных заведениях. Н. Новгород, 2009.
5. Егоров Е.Е. Трансформация образовательного пространства и технологий в подготовке педагогов // Социальные и технические сервисы: проблемы и пути развития: сборник статей по материалам II Всероссийской научно-практической конференции. Н. Новгород, 2015. С. 300-304.
6. Маркова С.М., Цыплакова С.А. Проектирование педагогического процесса на технологической основе // Вестник Мининского университета. 2014. №3.
7. Маркова С.М., Седых Е.П. Теоретические основы проектного управления образовательными системами // Наука и школа. 2011. №3. С. 8-10.
8. Модернизация педагогического образования в контексте глобальной образовательной повестки: педагогика и психология потенциальных возможностей: коллективная монография / Федоров А.А. [и др.]. Н. Новгород, 2015.
9. Мулина О.Н. Проектная деятельность студентов - будущих педагогов в формировании инновационных компетенций // Политематический сетевой электронный научный журнал Кубанского государственного аграрного университета. 2013. №85. С. 1-10.
10. Прохорова М.П. Подготовка педагогов профессионального обучения к инновационной деятельности в вузе: дис. ...канд. пед. наук. Н. Новгород, 2008.
11. Прохорова М.П., Быстрова Н.В., Уханов А.Ф., Седых Д.В. Инновационная деятельность преподавателя в системе профессионального образования // Проблемы современного педагогического образования. 2016. №51. С. 140-146.
12. Прохорова М.П., Ваганова О.И., Гладкова М.Н., Гладков А.И. Дворникова Е.И. Самостоятельная работа обучающихся в условиях реализации образовательных стандартов высшего образования // Успехи современной науки. 2016. №10. Т.1.С119-124
13. Прохорова М.П., Семченко А.А. Планируемые результаты обучения по дисциплине как объект педагогического проектирования // Вестник Мининского университета. 2016. №3(16). С. 15.
14. Седых Е.П. Концептуальные основы проектного управления образовательной системой // В мире научных открытий. 2013. №7(43). С. 22-31.
15. Титова Г.Ю. О технологии организации самостоятельной работы студентов // Вестник Томского государственного педагогического университета. 2010. №1. С. 123-126.
16. Филатова О.Н., Прохорова М.П. Разработка методического сопровождения инновационной подготовки педагогов в вузе // Современные проблемы науки и образования. 2015. №4. С. 164.
17. Фильченкова И.Ф. Вовлечение в инновационную деятельность как аспект управления инновациями в вузе // Известия Балтийской государственной академии рыбопромыслового флота: психолого-педагогические науки. 2015. №3(33). С. 43-50.
18. Фильченкова И.Ф., Воронин Д.И. Инновационные подходы к управлению основными образовательными программами высшего образования // Современные проблемы науки и образования. 2014. №1. С. 31.
19. Цыплакова С.А. Теоретические основы проектного обучения студентов вузе // Вестник Мининского университета. 2014. №1 .
20. Шкунова А.А. Менеджмент: технология организации самостоятельной работы студентов: учебное пособие. Н. Новгород, 2016.
21. Яшкова Е.В., Синева Н.Л. Опыт разработки профориентационного курса в электронной образовательной среде Moodle в педагогическом вузе // Проблемы современного педагогического образования. 2016. №51-3. С.306-313.
22. Egorov E.E., Lebedeva T.E., Bulganina S.V., Vasilyeva L.I. Some aspects of the implementation of the principle of transparency in russian universities: research, experience, perspectives // International Education Studies. 2015. Т. 8. №5. С. 191-204.
REFERENCES
1. Berezhnaja I.F. Design activity of students in the course of vocational training. Srednee profes-sional'noe obrazovanija, 2013, no. 9, pp. 24-26 (in Russian).
2. Bulganina S.V., Pogodina T.V. Experience of joint design of creative activity. Modernizacija pedagogicheskogo obrazovanija v kontekste global'noj obrazovatel'noj povestki sbornik statej po materialam Vserossijskoj nauchno-prakticheskoj konferencii po problemam razrabotki i aprobacii novyh modulej programm bakalavriata po ukrupnennoj gruppe special'nostej «Obrazovanie i peda-gogika» (napravlenie podgotovki - Special'noe (defektologicheskoe) obrazovanie), predpolagajush-hih akademicheskuju mobil'nost' studentov vuzov pedagogicheskogo profilja (nepedagogicheskih napravlenijpodgotovki) v uslovijah setevogo vzaimodejstvija [Modernization of pedagogical education in the context of the global educational agenda: a collection of articles on the materials of the All-Russian scientific and practical conference on the development and testing of new modules of bachelor's programs on the enlarged group of specialties "Education and Pedagogy" (specialty ) Education), presupposing academic mobility of university students pedagogical profile (not pedagogi-cally areas of training) in terms of networking]. Nizhegorodskij gosudarstvennyj pedagogicheskij universitet im. K. Minina. 2015. pp. 212-216. (In Russian)
3. Vaganova O.I. Technology of problem dialogue in professional education. Vestnik Mininskogo universiteta, 2013, no. 4 (in Russian).
4. Gruzdeva M.L., Chanchina A.V. Design of integrative and pedagogical system in professional educational institutions. Nizhegorodskij gosudarstvennyj pedagogicheskij universitet im. K. Minina. Nizhnij Novgorod. 2009 (in Russian).
5. Egorov E.E. Transformation of educational space and technologies in training of teachers. So-cial'nye i tehnicheskie servisy: problemy i puti razvitija sbornik statej po materialam II Vse-rossijskoj nauchno-prakticheskoj konferencii [Social and technical services: problems and ways of development: a collection of articles on the materials of the II All-Russian Scientific and Practical Conference]. Nizhegorodskij gosudarstvennyj pedagogicheskij universitet im. K. Minina. 2015. pp. 300-304 (in Russian).
6. Markova S.M., Cyplakova S.A. Design of pedagogical process on a technological basis. Vest-nikMininskogo universiteta, 2014, no. 3 (in Russian).
7. Markova S.M., Sedykh E.P. Theoretical bases of project management by educational systems. Nauka i shkola. 2011, no. 3, pp. 8-10 (in Russian).
8. Fedorov A.A. Upgrade of pedagogical education in the context of the global educational agenda: pedagogics and psychology of potential opportunities. N. Novgorod, 2015 (in Russian).
9. Mulina O.N. Project activities of students - future teachers in forming of innovative competences. Politematicheskij setevoj jelektronnyj nauchnyj zhurnal Kubanskogo gosudarstvennogo agrarnogo universiteta, 2013, no. 85, pp. 1-10 (in Russian).
10. Prokhorova M.P. Podgotovka pedagogov professional'nogo obucheniya k innovatsionnoy deyatel'nosti v vuze. Diss. kand. ped. nauk [Training of teachers of a vocational education for innovative activity in higher education institution. Cand. ped. sci. diss.]. Nizhny Novgorod, 2004. 23 p. (In Russian)
11. Prohorova M.P., Bystrova N.V., Uhanov A.F., Sedyh D.V. Innovative activities of the teacher in system of professional education. Problemy sovremennogo pedagogicheskogo obrazovanija, 2016, no. 51, pp. 140-146 (in Russian).
12. Prohorova M.P., Vaganova O.I., Gladkova M.N., Gladkov A.I. Dvornikova E.I. Independent work of students in sales terms of educational standards of the higher education. Uspehi sov-remennoj nauki, 2016, no. 10, t.1, pp. 119-124 (in Russian).
13. Prohorova M.P., Semchenko A.A. The planned results of training in discipline as subject of pedagogical designing. VestnikMininskogo universiteta, 2016, no. 3 (16), pp. 15 (in Russian).
14. Sedyh E.P. Conceptual bases of project management by educational system. Vmire nauchnyh otkrytij, 2013, no.7 (43), pp. 22-31 (in Russian).
15. Titova G.Ju. About technology of the organization of independent work of students. Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta, 2010, no. 1, pp. 123-126 (in Russian).
16. Filatova O.N., Prohorova M.P. Development of methodical maintenance of innovative training of teachers in higher education institution. Sovremennye problemy nauki i obrazovanija, 2015, no. 4, pp. 164 (in Russian).
17. Fil'chenkova I. F. Involvement in innovative activity as aspect of management of innovations in higher education institution. Izvestija Baltijskoj gosudarstvennoj akademii rybopromyslovogo flota: psihologo-pedagogicheskie nauki, 2015, no. 3 (33), pp. 43-50 (in Russian).
18. Fil'chenkova I.F. Voronin D.I. Innovative approaches to management of the main educational programs of the higher education. Sovremennye problemy nauki i obrazovaniya, 2014, no. 1, pp. 31 (in Russian).
19. Cyplakova S.A. Theoretical bases of project training of students higher education institution. VestnikMininskogo universiteta, 2014, no.1 (in Russian).
20. Shkunova A.A. Management: the technology of organization of independent work of students: a textbook. N. Novgorod, 2016. (In Russian)
21. Jashkova E.V., Sineva N.L. Experience of development of a professional orientation rate in the electronic educational Moodle environment in pedagogical higher education institution. Problemy sovremennogopedagogicheskogo obrazovanija, 2016, no.51-3, pp.306-313 (in Russian).
22. Egorov E.E., Lebedeva T.E., Bulganina S.V., Vasilyeva L.I. Some aspects of the implementation of the principle of transparency in russian universities: research, experience, perspectives // International Education Studies, 2015, t. В, no. 5, pp. 191-204.
© Прохорова М П., Семченко A.A. 2017
ИНФОРМАЦИЯ ОБ АВТОРАХ
Прохорова Мария Петровна - кандидат педагогических наук, доцент кафедры инновационных технологий менеджмента, Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина (Мининский университет), Нижний Новгород, Российская Федерация, e-mail: [email protected]
Семченко Анжелика Ахмеджановна - кандидат экономических наук, доцент кафедры экономики и управления качеством, г. Санкт-Петербург, Российская Федерация; e-mail: seangelika@yandex. ru
INFORMATION ABOUT AUTHORS
Prokhorova Mariya Petrovna - the candidate of pedagogical sciences, the associate professor of innovative technologies of management, Minin Nizhny Novgorod state pedagogical university (Minin university), Nizhny Novgorod, the Russian Federation, e-mail: [email protected]
Semchenko Anjelica Akhmedzhanovna - Candidate of Economic Sciences, the associate professor of economy and quality management, St. Petersburg, the Russian Federation; e-mail: [email protected].