Научная статья на тему 'Проектирование и реализация образовательного события в профессиональной подготовке будущих менеджеров'

Проектирование и реализация образовательного события в профессиональной подготовке будущих менеджеров Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
699
76
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ СОБЫТИЕ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА / МЕНЕДЖЕР / СОБЫТИЙНЫЙ ПОДХОД / ЭФФЕКТИВНОСТЬ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Прохорова Мария Петровна, Ваганова Ольга Игоревна

Введение: существующее противоречие между репродуктивностью традиционных способов профессиональной подготовки и продуктивностью профессиональной деятельности обуславливает актуальность поиска и апробации новых форм организации образовательного процесса. В качестве такой формы может быть использовано образовательное событие, позволяющее эффективно вовлекать обучающихся в различные виды взаимодействия, развивать профессиональную мотивацию, организовать самостоятельную и совместную деятельность, получить значимый продукт, обеспечить рефлексивное осознание полученного опыта. Изучение возможностей реализации образовательного события в профессиональной подготовке будущих менеджеров с учетом специфики профессиональной управленческой деятельности имеет высокую теоретическую и практическую значимость. Материалы и методы: экспериментальная работа по изучению эффективности реализации образовательного события осуществлялась в три этапа. На первом было проведено теоретическое обоснование возможностей применения событийного подхода в профессиональном образовании, на втором разработана методика проектирования образовательного события, на третьем проведена оценка эффективности проведения образовательного события для обучающихся будущих менеджеров. В процессе исследования были использованы общетеоретические методы, опрос, наблюдение и обобщение педагогического опыта, статические методы. Результаты исследования: в результате проведённой работы были сформулированы особенности применения событийного подхода в профессиональном образования, уточнены требования к образовательному событию. Выявленные особенности данной формы образовательного процесса получили отражение в разработанной авторами методике проектирования образовательного события, включающей описание мотивационного, событийного и рефлексивного этапов. Далее была проведена экспериментальная работа по реализации образовательного события в рамках дисциплины, сбору и обработке результатов. В качестве результатов были оценены показатели текущей и итоговой аттестации (по балльно-рейтинговой системе), а также проведен опрос участников образовательного события относительно достоинств, недостатков данной формы образовательного процесса. Обсуждение и заключения: сделаны выводы о значительном дидактическом потенциале реализации образовательного процесса по дисциплине в форме образовательного события при условии качественной методической проработки содержания деятельности обучающихся и высоком уровне развития навыков самостоятельной работы у них.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Прохорова Мария Петровна, Ваганова Ольга Игоревна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DESIGN AND IMPLEMENTATION OF AN EDUCATIONAL EVENT IN THE TRAINING OF FUTURE MANAGERS

Introduction: the existing contradiction between the reproduction of traditional methods of vocational training and the productivity of professional activity determines the relevance of the search and approbation of new forms of organization of the educational process. As such a form, an educational event can be used to effectively engage students in various types of interaction, develop professional motivation, organize independent and joint activities, obtain a meaningful product, and provide a reflexive awareness of the experience gained. The study of the possibilities of implementing an educational event in the professional preparation of future managers, taking into account the specifics of professional management, has a high theoretical and practical significance. Materials and methods: experimental work on studying the effectiveness of the implementation of an educational event was carried out in three stages. At the first, a theoretical substantiation of the possibilities of applying the event-based approach in vocational education was carried out, at the second, a methodology for designing an educational event was developed, and at the third, an assessment was made of the effectiveness of an educational event for students future managers. In the process of research, general theoretical methods, interrogation, observation and generalization of pedagogical experience, static methods were used. Results: as a result of the work carried out, the features of the application of the event approach in vocational education were formulated, the requirements for the educational event were specified. The revealed features of this form of the educational process are reflected in the method developed by the authors for the design of an educational event, including a description of the motivational, event and reflective stages. Further, experimental work was carried out to implement the educational event within the discipline, to collect and process the results. As a result, indicators of current and final certification (by point-rating system) were evaluated, and a survey of the participants of the educational event regarding the advantages and disadvantages of this form of the educational process was conducted. Discussion and Conclusions: conclusions were drawn on the significant didactic potential of the implementation of the educational process on the discipline in the form of an educational event, provided that the methodical study of the content of the activities of the students and the high level of development of skills of independent work with them.

Текст научной работы на тему «Проектирование и реализация образовательного события в профессиональной подготовке будущих менеджеров»

Статья/Article

УДК 337

DOI: 10.26795/2307-1281-2019-7-1-4

ПРОЕКТИРОВАНИЕ И РЕАЛИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО СОБЫТИЯ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКЕ БУДУЩИХ МЕНЕДЖЕРОВ

/ ? М. П. Прохорова *, О. И. Ваганова *

1 Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина

(Мининский университет), Нижний Новгород, Российская Федерация

*e-mail: masha.proh@mail.ru

Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина

(Мининский университет), Нижний Новгород, Российская Федерация

*e-mail: vaganova_o@mail.ru

АННОТАЦИЯ

Введение: существующее противоречие между репродуктивностью традиционных способов профессиональной подготовки и продуктивностью профессиональной деятельности обуславливает актуальность поиска и апробации новых форм организации образовательного процесса. В качестве такой формы может быть использовано образовательное событие, позволяющее эффективно вовлекать обучающихся в различные виды взаимодействия, развивать профессиональную мотивацию, организовать самостоятельную и совместную деятельность, получить значимый продукт, обеспечить рефлексивное осознание полученного опыта. Изучение возможностей реализации образовательного события в профессиональной подготовке будущих менеджеров с учетом специфики профессиональной управленческой деятельности имеет высокую теоретическую и практическую значимость. Материалы и методы: экспериментальная работа по изучению эффективности реализации образовательного события осуществлялась в три этапа. На первом было проведено теоретическое обоснование возможностей применения событийного подхода в профессиональном образовании, на втором - разработана методика проектирования образовательного события, на третьем - проведена оценка эффективности проведения образовательного события для обучающихся - будущих менеджеров. В процессе исследования были использованы общетеоретические методы, опрос, наблюдение и обобщение педагогического опыта, статические методы.

Результаты исследования: в результате проведённой работы были сформулированы особенности применения событийного подхода в профессиональном образования, уточнены требования к образовательному событию. Выявленные особенности данной формы образовательного процесса получили отражение в разработанной авторами методике проектирования образовательного события, включающей описание мотивационного, событийного и рефлексивного этапов. Далее была проведена экспериментальная работа по реализации образовательного события в рамках дисциплины, сбору и обработке результатов. В качестве результатов были оценены показатели текущей и итоговой аттестации (по балльно-рейтинговой системе), а также проведен опрос участников образовательного события относительно достоинств, недостатков данной формы образовательного процесса.

Обсуждение и заключения: сделаны выводы о значительном дидактическом потенциале реализации образовательного процесса по дисциплине в форме образовательного события при условии качественной методической проработки содержания деятельности обучающихся и высоком уровне развития навыков самостоятельной работы у них.

Ключевые слова: образовательное событие, профессиональная подготовка, менеджер, событийный подход, эффективность.

Благодарности: авторы статьи выражают благодарности рецензентам за замечания и предложения.

Для цитирования: Прохорова М.П., Ваганова О.И. Проектирование и реализация образовательного события в профессиональной подготовке будущих менеджеров // Вестник Мининского университета. 2019. Т. 7, №1. С 4.

DESIGN AND IMPLEMENTATION OF AN EDUCATIONAL EVENT IN THE TRAINING OF FUTURE MANAGERS

1 2 M. P. Prokhorova *, O. I. Vaganova *

Minin Nizhny Novgorod State Pedagogical University (Minin University),

Nizhny Novgorod, Russian Federation

*e-mail: masha.proh@mail.ru

Minin Nizhny Novgorod State Pedagogical University (Minin University),

Nizhny Novgorod, Russian Federation

*e-mail: vaganova_o@mail.ru

ABSTRACT

Introduction: the existing contradiction between the reproduction of traditional methods of vocational training and the productivity of professional activity determines the relevance of the search and approbation of new forms of organization of the educational process. As such a form, an educational event can be used to effectively engage students in various types of interaction, develop professional motivation, organize independent and joint activities, obtain a meaningful product, and provide a reflexive awareness of the experience gained. The study of the possibilities of implementing an educational event in the professional preparation of future managers, taking into account the specifics of professional management, has a high theoretical and practical significance. Materials and methods: experimental work on studying the effectiveness of the implementation of an educational event was carried out in three stages. At the first, a theoretical substantiation of the possibilities of applying the event-based approach in vocational education was carried out, at the second, a methodology for designing an educational event was developed, and at the third, an assessment was made of the effectiveness of an educational event for students — future managers. In the process of research, general theoretical methods, interrogation, observation and generalization of pedagogical experience, static methods were used.

Results: as a result of the work carried out, the features of the application of the event approach in vocational education were formulated, the requirements for the educational event were specified.

The revealed features of this form of the educational process are reflected in the method developed by the authors for the design of an educational event, including a description of the motivational, event and reflective stages. Further, experimental work was carried out to implement the educational event within the discipline, to collect and process the results. As a result, indicators of current and final certification (by point-rating system) were evaluated, and a survey of the participants of the educational event regarding the advantages and disadvantages of this form of the educational process was conducted.

Discussion and Conclusions: conclusions were drawn on the significant didactic potential of the implementation of the educational process on the discipline in the form of an educational event, provided that the methodical study of the content of the activities of the students and the high level of development of skills of independent work with them.

Keywords: educational event, training, manager, event approach, efficiency.

Acknowledgements: the authors of the article are grateful to the referees for their comments and suggestions.

For citation: Prokhorova M.P., Vaganova O.I. Design and implementation of an educational event in the training of future managers // Vestnik of Minin University. 2019. Vol. 7, no. 1. Р 4.

Введение

Трансформации в системе образования, выражающиеся сменой смысловых и ценностных ориентаций профессиональной подготовки, активным развитием дистанционного обучения, масштабным внедрением организационных, технологических и прочих инноваций, обусловили интерес к поиску новых способов и форм организации профессиональной подготовки. В качестве основного предназначения современного профессионального образования выступает не столько трансляция знаний и овладение профессиональными умениями и навыками, сколько развитие у обучающихся способности самостоятельно и эффективно действовать в условиях постоянного обновления информации, появления новых профессиональных технологий и высокой неопределенности [18, 24, 31].

В связи с этим повышаются требования к формированию и развитию у обучающихся положительного эмоционально-ценностного отношения к будущей профессиональной деятельности, наличию у них развитых навыков коммуникации и командной работы, сформированной способности нести ответственность за собственные действия [4, 8, 9]. Закономерно это обуславливает необходимость поиска новых форм организации профессиональной подготовки, которые характеризуются гибкостью, ориентацией на развитие эмоционально-ценностного отношения к будущей профессии, адаптивностью к изменяющимся внешним условиям [16, 17]. В качестве подобной формы организации профессиональной подготовки, обладающей высокой степень новизны для профессионального образования, выступает форма образовательного события, которая в последнее десятилетие все более активно внедряется в практику профессионального образования [2, 6, 7].

Образовательное событие как комплексная форма организации образовательного процесса в профессиональном образовании позволяет комбинировать традиционные формы учебной работы (самостоятельную работу, участие в различных мероприятиях,

эвристические и проектные задания, рефлексию и пр.) в виде уникального целенаправленно педагогически обоснованного события, позволяющего получить участникам совместное проживание опыта, развитие необходимых навыков и формирование эмоционально-ценностного отношения к совместной деятельности.

Широкие возможности использования образовательного события в профессиональном образовании в настоящее время обусловлены, в первую очередь, возрастанием требований к активной самостоятельной работе обучающихся и соответствующим увеличением доля самостоятельной работы в структуре образовательных программ [19, 20, 23]. Образовательное событие как форма позволит активизировать самостоятельную работу обучающихся, обеспечить соответствие этой работы не только задачам профессиональной подготовки, но и интересам и потребностям самого обучающегося [12]. Кроме того, форма образовательного события предоставляет значительные возможности для реализации технологий проектного обучения и «перевернутого урока», набирающих популярность в отечественном профессиональном образовании [29, 30].

Во-вторых, образовательное событие позволит более активно интегрировать в образовательном процессе такие формы активности обучающихся, которые не всегда имеют способы формальной оценки, но обеспечивают формирование необходимых общекультурных и профессиональных компетенций. Например, итоги участия обучающегося в конференции, экскурсии на предприятие, участия в вебинарах зачастую не оцениваются и не принимаются во внимание в формальном документе об образовании. Следовательно, эта форма может рассматриваться как способ «перевода» результатов неформального обучения в формальное.

Несмотря на большой потенциал образовательного события в профессиональном образовании, такая форма только внедряется в эту сферу. Требуется значительная научно-методическая работа по апробации различных форм образовательных событий с учетом специфики видов и содержания профессионального образования. Анализируя опыт реализации образовательного события как формы организации образовательного процесса в высшем образовании, можно указать на ряд существующих проблем:

— недостаточность опыта реализации образовательных событий, что обуславливает практическое отсутствие методических рекомендаций по организации такого вида работы;

— использование формального подхода к проектированию образовательных событий, что проявляется в слабой взаимосвязи между содержанием работы обучающихся с содержанием их будущей профессиональной деятельности и требованиями профессионального стандарта;

— несовершенные методы оценки совместных образовательных продуктов и индивидуального вклада обучающихся в совместный результат по итогам образовательного события и пр. [10].

Целью статьи выступает описание методики проектирования образовательного события и обоснование эффективности реализации образовательных событий в процессе профессиональной подготовки будущих менеджеров.

В качестве задач статьи выступают:

— представление теоретического обоснования возможностей реализации образовательного события как особой формы образовательного процесса в профессиональной подготовке будущих менеджеров;

— описание методики проектирования образовательного события с учетом особенностей будущей профессиональной (управленческой) деятельности обучающихся;

— представление результатов экспериментальной работы по реализации образовательного события по дисциплине и обоснование эффективности данной формы организации образовательного процесса.

Гипотеза проведенного исследования сформулирована следующим образом: образовательное событие как форма организации учебного процесса характеризуется высокой эффективностью в профессиональной подготовке будущих менеджеров, которая проявляется как в формальных результатах обучения, так и в субъективных оценках участников образовательного события.

Обзор литературы

Теоретические основы реализации событийного подхода в профессиональном образовании содержатся в трудах В.И. Слободчикова, Б.Д. Эльконина, Р.Г. Валеева, М.Ю. Жилиной, Е.Ю. Илалтдиновой, С.В. Фроловой [11, 15, 1, 14]. Представленные исследования касаются онтологических аспектов применения событийного подхода к обучению (В.И. Слободчиков, Ю.С. Мануйлов), осуществления образовательных событий в деятельности тьютора (М.Ю. Жилина, М.М. Миркес), описаний образовательных событий как инструмента и ресурса профессионального становления студентов (Н.В. Петропавловская, Н.В. Пилипчевская) [11, 12].

Широкие возможности событийного подхода в образовании и воспитании, связанные с вовлечением обучающихся в уникальные, интересные, продуктивные события, с интеграцией теоретической подготовки с реальной значимой и интересной деятельностью и эмоциональным переживанием опыта, исследуются современными авторами с разных позиций. Например, Д.Б. Эльконин описывает образовательное событие как особую форму организации и реализации образовательной деятельности, предполагающую интенсивную интеграцию теоретического знания с возможностями его практического воплощения [15]. Для В.И. Слободчикова образовательное событие представляет значимую ситуацию, которую необходимо прожить и осознать обучающемуся для его профессионального и личностного становления [11]. Г.Е. Соловьев определяет образовательное событие как способ сообщения информации, обеспечивающий интерпретацию и осмысление значимых категорий для личности обучающегося [13].

На наш взгляд, используемый изначально в дошкольном и школьном образовании, событийный подход может быть успешно применен в профессиональном образовании, поскольку обладает широкими возможностями для профессионального самоопределения обучающихся, творческого развития в профессии. При реализации событийного подхода в профессиональном образовании в образовательном процессе реализуются педагогически целесообразные мероприятия, активизирующие активную познавательную, профессиональную, исследовательскую деятельность обучающихся в формате уникального ограниченного по времени события [3, 10]. В отличие от традиционного мероприятийного подхода, когда весь образовательный процесс заранее регламентирован по целям, содержанию, порядку, срокам реализации и конечному результату, использование событийного подхода предполагает наличие большей свободы всех участников образовательного процесса в выборе целей, способов и инструментов совместной

деятельности, широко использует возможности рефлексивной оценки результаты, позволяет формировать эмоционально-ценностное отношение к будущей профессиональной деятельности [8].

Образовательное событие обладает рядом характеристик, существенных для возможности реализации этой формы в системе высшего образования, среди которых уникальность и однократность образовательного события, его соответствие профессиональным и культурным образцам, ориентация на коллективную деятельность и получение значимого совместного продукта, высокая степень эмоционального вовлеченности участников, выход за рамки повседневной образовательной деятельности, уместность творческого осмысления, импровизации, создания новых смыслов всеми участниками процесса, возможность выбора участниками формы, характера, степени личного участия в образовательном событии, трудность прогнозирования результата и принятия участниками ответственности за результаты совместной работы [5, 14].

По справедливому утверждению Р.Г. Валеева [1], значение образовательного события определяется предоставлением обучающимся свободы выбора степени и смысла образовательной активности в условиях заданного контекста (места, времени, темпа, траектории, уровня трудности, объёма, направленности материала, степени помощи, кооперации или конкуренции с другими учащимися, вариантов когнитивной кодировки учебного контента, его фрагментов) и предполагает наличие ответственности обучающегося за результаты обучения. Поэтому для полноценной реализации образовательного события в практике профессиональной подготовки преподаватель должен принимать функции методиста и консультанта, осуществляя разработку содержания и условий образовательного события, проектируя возможные способы поведения его участников, организуя поддержку совместной работы. Тем самым осуществится выход за рамки традиционной образовательной практики, и будет получено новое качество профессиональной подготовки [25-27].

В качестве значимых результатов внедрения образовательных событий в учебный процесс могут быть названы:

— сокращение разрыва между теоретической подготовкой и практической деятельностью;

— возможности освоения нового опыта всеми участниками образовательного события в различных сферах;

— возможности самооценки обучающимися освоенных компетенций и навыков, уточнение профессиональных целей и перспектив;

— развитие навыков командной работы и эффективного поведения, в т.ч. профессионального, «обучение в действии»;

— развитие навыков оценки результатов собственной деятельности [20, 21, 28].

Несмотря на значительный потенциал применения событийного подхода в

профессиональном образовании и наличие интереса к новой форме организации образовательного процесса в высшей школе, отмеченный перечисленными выше авторами, в настоящее время существует большое количество не решенных в теоретическом и практическом плане вопросов, связанных с разработкой и реализацией образовательных событий.

В первую очередь, стоит отметить, что исследований, описывающих опыт реализации образовательных событий в высшей школе, явно недостаточно [3, 9, 14].

Во-вторых, образовательное событие как форма позволяет эффективно реализовать на практике технологию «перевернутого урока», а также более эффективно планировать самостоятельную работу обучающихся в условиях сокращения аудиторной нагрузки.

В-третьих, форма образовательного события требует комплексного подхода к оценке результатов обучения, что проявляется в необходимости оценки и совместного творческого продукта, и качества выполнения заданий, и степени активности каждого из участников, и уровня сформированность эмоционально-ценностного отношения к полученному опыту.

В-четвертых, большой практический интерес представляет методическая разработка материалов для осуществления образовательных событий в электронной образовательной среде (например, в виде электронных курсов, совместных документов и пр.).

Все эти перечисленные вопросы представляют собой перспективы данного исследования.

Материалы и методы

Возможности реализации профессиональной подготовки будущих менеджеров в форме образовательного события изучались на базе Мининского университета в 20172018 учебном году.

Всего в экспериментальной работе приняло участие 36 обучающихся по направлению подготовки 38.03.02 Менеджмент очной формы обучения (профили подготовки «Менеджмент» и «Управление человеческими ресурсами»). 17 человек вошли в состав экспериментальной группы, и 19 человек - в состав контрольной группы. Экспериментальная работа была проведена в три этапа.

На первом этапе было осуществлено выявление возможностей использования формы образовательного события для профессиональной подготовки будущих менеджеров. На этом этапе была проанализирована информация об особенностях проектирования образовательных событий для профессионального обучения, разработана методика проектирования образовательного события с учетом требований образовательного стандарта по направлению подготовки 38.03.02 Менеджмент, осуществлено проектирование дисциплины «Управление проектами» в форме образовательного события.

На втором этапе работы была проведена апробация разработанного образовательного события в экспериментальной группе, собран необходимый для анализа эффективности образовательного события материал. Обучающиеся экспериментальной группы принимали участие в образовательном событии по дисциплине «Управление проектами», в рамках которого студенты разрабатывали групповой проект управленческой направленности. Основное содержание деятельности обучающихся в рамках образовательного события было связано с формированием команды проекта, определением способов взаимодействия в команде, осуществлением совместной работы по поиску, обработке, представлению информации о проекте, отслеживанию групповых и индивидуальных результатов работы, презентацией и защитой полученного образовательного продукта, индивидуальной рефлексией.

Обучающиеся контрольной группы также выполняли групповые проекты по аналогичному заданию, однако определение способов работы и взаимодействия в процессе выполнения заданий, текущий контроль, промежуточные и итоговая оценки были осуществлены преподавателем, отсутствовала рефлексия по поводу индивидуального смысла совместной деятельности.

На втором этапе экспериментальной работы было проведено сравнение результатов обучения обучающихся контрольной и экспериментальной групп на основании результатов обучения в течение семестра и итоговой аттестации по дисциплине, а также проведен опрос обучающихся экспериментальной группы относительно потенциальных возможностей образовательного события как формы учебной деятельности и затруднений при участии в нем. Полученные результаты обработаны с использованием статистических методов.

Результаты исследования

В начале экспериментальной работы по реализации и оценке эффективности образовательного события необходимо было уточнить возможные формы реализации образовательного события в профессиональной подготовке будущих менеджеров, поскольку форм образовательного события множество, а нас интересовали те, которые позволяют сформировать компетенции, связанные, в первую очередь, с организацией командной работы, умениями обучающихся самостоятельно формулировать, распределять и контролировать выполнение заданий, развивать их коммуникативные способности.

Для этой цели нами была проведена классификация возможных форм образовательных событий на основании степени вовлечения обучающихся в активное выполнение заданий. В соответствии с этим формы образовательных событий могут предполагать следующие способы участия обучающихся:

1. Участие студента в качестве внешнего участника, в ходе которого происходит овладение новыми знаниями, расширение представления о профессиональной деятельности, ознакомление с образцами профессиональной практики, обсуждение актуальных вопросов, формирование собственного отношения к происходящим событиям.

К таким формам образовательных событий в профессиональной подготовке будущих менеджеров могут быть отнесены экскурсии, конференции, вебинары, встречи с работодателями, мастер-классы и пр. В качестве результатов (образовательных продуктов), полученных при участии в событии, могут выступать список контрольных вопросов, отчет о посещении мероприятия, аннотированный список источников по проблеме, причинно-следственные диаграммы и пр.

2. Непосредственное активное участие студента в образовательном событии. При использовании такой формы формат и условия в образовательном событии спроектированы преподавателем, а обучающийся принимает участие в различных видах деятельности, выступает активным членом командного взаимодействия, примеряет различные профессиональные и социальные роли, участвует в принятии решений и оказывает влияние на развертывание события во времени, принимает участие в оценке результатов.

В таком случае для профессиональной подготовки будущих менеджеров целесообразно использовать форму тренинга, практического занятия с применением кейс-технологий, активное участие студентов в работе форумов, конференций, акций и пр. Результаты участия в таком образовательном событии могут быть оформлены как презентация, доклад-сообщение, фотоотчет, лист рефлексии и пр.

3. Максимальное участие обучающегося в образовательном событии, начиная с проектирования содержания мероприятия и заканчивая оценкой полученного совместного результата. Образовательное событие в таком формате характеризуется как полноценная проектная деятельность, обеспечивающая разработку идеи проекта, её концептуальное

обоснование, выбор способа воплощения идеи на практике, получение результата и его оценку.

В последнем случае в качестве форм организации образовательных событий целесообразно использовать проекты образовательной, исследовательской и экономической направленности, организации мероприятий (акций, мастер-классов), администрирование виртуального сообщества и пр. Тогда результаты совместной работы могут быть представлены как отчет о проекте, отчет о мероприятии, презентация, видеоролик, исследовательский отчет и пр.

На втором этапе экспериментальной работы нами было осуществлено проектирование образовательного события в рамках дисциплины «Управление проектами», включенной в учебный план универсального бакалавриата по направлению подготовки 38.03.02 Менеджмент организации по профилям подготовки «Менеджмент» и «Управление человеческими ресурсами».

Анализ специальной научной литературы показал практическое отсутствие работ, посвященных теме проектирования образовательного события для профессиональной подготовки обучающихся, за исключением работы Н.В. Волковой [3]. В связи с этим перед нами стояла задача разработать методику проектирования образовательного события, учитывающую специфику целей и организации профессиональной подготовки обучающихся в вузе, а затем апробировать разработанное образовательное событие на практике.

При проектировании образовательного события мы принимали во внимание ряд его существенных характеристик, обуславливающих дидактический потенциал данной формы работы, среди которых:

1. Ориентация образовательного события на воспроизведение профессиональных ситуаций, формирование профессионально значимых умений и навыков, демонстрацию образцов профессионального поведения;

2. Уникальность образовательного события, обеспечивающая расширение представлений о возможностях профессиональной деятельности и формирование эмоционального отклика участников;

3. Превалирующая роль самостоятельной инициативной деятельности всех участников образовательного события, широкое использование элементов технологии «перевернутого урока»;

4. Целесообразное сочетание индивидуальной и коллективной работы, позволяющей получить совместный творческий продукт;

5. Обязательное использование рефлексивных способов оценки полученного совместного результата и деятельности обучающегося в рамках образовательного события [19].

Таким образом, при проектировании образовательного события для профессиональной подготовки будущих менеджеров целесообразно разрабатывать как минимум три этапа:

— подготовительный, обеспечивающий постановку проблемы, актуализацию имеющихся знаний, формирование мотивации к выполнению задания и участию в совместной деятельности);

— событийный, включающий непосредственно реализацию запланированной совместной деятельности, формирование новых умений и получение практического опыта, сбор необходимой для отчета информации;

— рефлексивный, необходимый для осмысления и оценки результатов совместной работы, формулировку личной позиции обучающегося о проблеме и полученном опыте.

Необходимо отметить, что образовательное событие в учебных планах универсального бакалавриата представлено как отдельная дисциплина, трудоемкость которой для очной формы обучения оценивается в 12-22 академических часа, для заочной формы - в 8-12 академических часов. На аудиторную работу под руководством преподавателя отводится 20-30% общей трудоемкости, на самостоятельную работу - 70-80%. Следовательно, при проектировании образовательного события необходимо распределить самостоятельную работу обучающихся и на подготовку к событию, и на участие в самом мероприятии, и на организации рефлексии.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Обратимся теперь к предлагаемой и использованной в данной экспериментальной работе методике проектирования образовательного события, включая описание последовательности согласованных действий преподавателя по разработке проекта образовательного события (таблица 1).

Таблица 1 - Методика проектирования образовательного события в вузе (разработано авторами) [9] / Table 1 - Methods of designing an educational event at the university (developed by the authors) [9]

Этап Содержание этапа Результат

Stage Stage content Result

1. Проблематизация Сформулированы проблема, личностные

- индивидуальная диагностика проектных умений и навыков; потребности и интересы участников, связанные с

- обсуждение потребностей и ожиданий участников; участием в образовательном событии

- формирование проблемного поля;

- формирование команд (при необходимости)

1. Problematization The problem, personal needs and interests of the

al n io ti - individual diagnostics of project skills; - discussion of the needs and expectations of the participants; - formation of the problem field; participants associated with participation in an educational event are formulated.

a - formation of teams (if necessary)

о Mo 2. Концептуализация Сформулированы цель участия в

- определение целей участия в образовательном событии; образовательном событии, план действий,

35 - разработка плана действий и порядка взаимодействия внутри команд; перечень отчетных материалов и сроков их

ы н н - определение содержания и форм отчета; предоставления, способы и критерии оценки

о и - обсуждение способов и критериев оценки участия в образовательном событии

ц а в (формирование «экспертной карты»);

и н - представление задания для подготовки к образовательному событию

о Мо 2. Conceptualization - determination of the goals of participation in an educational event; - development of an action plan and the order of interaction within teams; - determination of the content and forms of the report; The purpose of participation in an educational event, an action plan, a list of reporting materials and the timing of their submission, methods and criteria for evaluating

- discussion of methods and criteria for evaluating participation in an educational event (the formation of an "expert card"); - presentation of the task to prepare for the educational event

Возможные формы проведения: установочный семинар, круглый стол и т.д.

Possible forms of conducting: installation seminar, round table, etc.

с

(U

>

И

(N

«

x «

s £

л ю о О

(N

3. Подготовка к участию в образовательном событии (самостоятельные действия обучающихся, направленные на теоретическую подготовку к событию) - поиск информации; - составление контрольных вопросов; - проектирование и пр. 3. Preparation for participation in an educational event (independent actions of students, aimed at theoretical preparation for the event) - search for information; - drawing up control questions; - design, etc. Сформировано представление о содержании образовательного события, подготовлен перечень вопросов для выяснения, составлено описание проекта The idea of the content of the educational event has been formed, a list of questions has been prepared for clarification, a project description has been compiled

Возможные формы проведения: самостоятельная работа, работа в информационно-образовательной среде вуза и т.д. Possible forms of carrying out: independent work, work in the information-educational environment of the university, etc.

4. Участие в образовательном событии - получение необходимой информации; - установление контактов; - подготовка вопросов для обсуждения; - реализация проекта и пр. 4. Participation in an educational event - obtaining the necessary information; - establishing contacts; - preparation of issues for discussion; - project implementation, etc. Сформировано эмоционально-ценностное отношение к образовательному событию, уточнено/расширено представление о предмете события, собрана дополнительная информация; развиты навыки реализации проекта и пр. Emotional-value attitude to the educational event was formed, the idea about the subject of the event was clarified / expanded, additional information was collected; developed project implementation skills, etc.

Возможные формы проведения: образовательные события, предполагающие внешнее участие (вебинары, конференции, встречи с работодателями, экскурсии и пр.), образовательные события с активным участием (мастер-классы, тренинги, квесты), образовательные события проектного формата с участием в качестве организатора (образовательные, социальные, культурные проекты) Possible forms of holding: educational events involving external participation (webinars, conferences, meetings with employers, excursions, etc.), educational events with active participation (master classes, trainings, quests), educational events of the project format with participation as an organizer ( educational, social, cultural projects)

Vestnik of Minin University. 2019. Volume 7, no. 1

5. Выполнение отчетного задания по образовательному событию - оформление отчетных материалов по событию

5. Performance of the reporting task for an educational event - registration of reporting materials for the event

Оформленное отчетное задание в виде реферата, презентации, фото- и видеофайлов, отчета по результатам исследования, статьи, публикации в социальных сетях и пр.

Issued reporting task in the form of an abstract, presentation, photo and video files, a report on the results of the study, articles, publications in social networks, etc.

Возможные формы проведения: групповая или индивидуальная самостоятельная работа обучающихся, совместная работа в информационно-образовательной среде вуза и пр.

Possible forms of conducting: group or individual independent work of students, joint work in the information-educational environment of the university, etc.

e iv xi

e fl

e Re

й

ы

н

в

и

с

к

е

л ф

е Р

m

6. Экспертиза результатов образовательного события

- оценка результатов образовательного события преподавателем;

- перекрестная оценка результатов образовательного события с использованием экспертной карты

6. Examination of the results of the educational event

- assessment of the results of the educational event by the teacher;

- cross-assessment of the results of an educational event using an expert card

Выполненное оценивание результатов образовательного события по критериям преподавателя и критериям экспертной карты

Performed evaluation of the results of an educational event according to the criteria of the teacher and the criteria of the expert card

7. Рефлексия

- обсуждение содержания и результатов образовательного события;

- заполнение листов рефлексии

7. Reflection

- discussion of the content and results of the educational event;

- filling the reflection sheets

Заполненные листы рефлексии. Сформулированы новые задачи, связанные с расширением представления о предмете образовательного события Refilled sheets.

Formulated new tasks related to the expansion of the idea of the subject of an educational event.

Возможные формы проведения: семинар, итоговая конференция и пр. Possible forms of conducting: a seminar, a final conference, etc.

На третьем этапе исследования была проведена экспериментальная работа, направленная на оценку эффективности реализации образовательного процесса в форме образовательного события в профессиональной подготовке будущих менеджеров.

Для оценки эффективности образовательного события сначала было проведено сравнение результатов итоговой аттестации обучающихся контрольной и экспериментальной групп на основе стандартных показателей балльно-рейтинговой системы - по среднему количеству, полученных обучающимися в течение семестра и по среднему количеству баллов, полученному обучающимися по результатам итогового мероприятия (экзамена). Полученные результаты исследования отражены на рисунке 1.

Контрольная группа (Control group)

Экспериментальная группа (Experimental group)

Средний балл, накопленный в течение семестра (Average score accumulated during the semester)

Средний балл, накопленный на экзамене (The average score accumulated in the exam)

20

40

60

80 100

0

Рисунок 1 - Результаты обучения обучающихся контрольной и экспериментальной групп (разработано авторами) / Figure 1 - Learning outcomes of students in the control and experimental groups (developed by the authors)

При сравнении результатов итоговой аттестации обучающихся контрольной и экспериментальной групп видно, что обучающиеся экспериментальной группы получили больше баллов и в течение семестра, и по результатам экзамена (приблизительно на 15%) по сравнению аналогичными показателями контрольной группы. Необходимо отметить, что более высокое количество баллов в течение семестра можно объяснить более высоким уровнем активности обучающихся экспериментальной группы на занятиях (им был более интересен проект), обучающиеся чаще выполняли задания в срок, свободнее приводили примеры из профессиональной деятельности, формулировали проблемы, связывали теоретический материал с собственными потребностями.

Далее в рамках экспериментальной работы интерес представляла оценка обучающимися экспериментальной группы результатов собственного участия в образовательном событии, которая была проведена на основе анализа листов рефлексии. Обучающимся было предложено дать ответ на вопрос, в какой мере образовательное событие как форма обучения позволило овладеть профессиональными знаниями, сформировать профессиональные умения и обеспечить эмоциональное вовлечение в мероприятие участников по сравнению с традиционными формами обучения (рисунок 2).

Эмоциональное вовлечение в деятельность (Emotional involvement in activities)

Формирование профессиональных навыков (Formation of professional skills)

Овладение профессиональными знаниями (Mastering professional knowledge)

0 10 20 30 40 50 60 70 Затрудняюсь с ответом, % опрошенных (I am at a loss with the answer,% of respondents) В незначительной мере, % опрошенных (Slightly,% of respondents) Частично, % опрошенных (Partially,% of respondents) В полной мере, % опрошенных (To the full,% of respondents)

80

Рисунок 2 - Результаты самооценки обучающимися эффективности образовательного события (разработано авторами) / Figure 2 - The results of the self-esteem of students learning the effectiveness of the educational event (developed by the authors)

Полученные результаты самооценки участия в образовательном событии свидетельствуют, что в наибольшей степени обучающиеся отмечают высокий уровень эмоционального вовлечения (74%) и формирования профессиональных навыков (61%), которые, по их мнению, были сформированы в полной мере. Относительно овладения профессиональными знаниями посредством образовательного события полученные оценки распределились несколько ниже: только 44% обучающихся отметили, что предложенная форма работы позволила сделать это в полной мере, и 40% указали, что образовательное событие позволяет сделать это частично. На наш взгляд, это свидетельствует о недостаточном уровне развития у обучающихся экспериментальной группы умений по организации самостоятельной работы, поскольку при реализации образовательного события значительная доля аудиторной работы была отведена для группового проектирования (по сравнению с традиционной академической системой лекционных и практических занятий).

Далее представлялось важным оценить интерес обучающихся экспериментальной группы к проектной деятельности, поскольку одной из задач событийного подхода как раз выступает формирование устойчивого интереса и мотивации к дальнейшему освоению предметной области или конкретного вида деятельности. При исследовании данного вопроса представлялось корректным сравнение интереса к проектной деятельности в будущем у обучающихся контрольной и экспериментальной групп. Для этого обучающиеся отмечали наличие интереса к расширению знаний о проектной деятельности, к освоению новых инструментов проектной работы (например, прикладного программного обеспечения и пр.), к реализации проектов в других видах деятельности, к развитию навыков командной работы (рисунок 3).

Интерес к реализации проектов в других сферах (Interest in project implementation in other areas)

Интерес к развитию навыков командной работы (Interest in developing teamwork skills)

Интерес к освоению инструментов проектной

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

работы (Interest in the development of design work tools)

Интерес к расширению знаний (Interest in expanding knowledge)

0 10 20 30 40 50 60 70 80 90

■ Экспериментальная группа, % обучающихся (Experimental group,% of students)

■ Контрольная группа, % обучающихся (Control group,% of students)

Рисунок 3 - Результаты оценки интереса обучающихся к дальнейшей проектной деятельности (разработано авторами) / Figure 3 - The results of the assessment of students' interest in further project activities (developed by the authors)

Полученные в ходе исследования результаты позволяют утверждать, что интерес к дальнейшей проектной деятельности по всем аспектам (пополнение знаний, освоение новых инструментов, расширение опыта) у обучающихся экспериментальной группы значительно выше по всем пунктам. На наш взгляд, это связано с эффектом реализации командной работы, поскольку в рамках образовательного события обучающиеся, работающие над совместным учебным проектом, интенсивнее пользовались Интернет-ресурсами (осуществляли коммуникации в различных формах, обменивались ссылками, создавали совместные документы и пр.) и, как следствие, получили более широкое представление о возможностях реализации проектной деятельности в различных формах.

Далее логичным представлялось выявить потенциальные преимущества и затруднения обучающихся при реализации учебного процесса в форме образовательного события. Это позволит в дальнейшем более обдуманно подходить к проектированию методики и содержания образовательных событий. Для оценки потенциальных преимуществ и затруднений применения образовательного события по сравнению с традиционными формами обучения студентам было предложено оценить варианты по 10-балльной шкале (рисунки 4 и 5). Составляя вопросы для обучающихся, мы исходили из предположения, что одно и то же свойство образовательного события может как вызывать интерес и представлять потенциальную пользу для обучающегося, так и содержать затруднение, связанное с необходимостью перестроения учебной мотивации и поведения в ходе образовательного процесса.

Привлекла преимущественно групповая форма работы (Attracted mainly group form of work)

Учебная работа была связана с моими интересами и потребностями (Training has been linked to my interests and needs)

Сильное эмоциональное вовлечение (Strong emotional involvement)

Можно выбирать способы взаимодействия в процессе обучения (You can choose how to interact in the learning process)

Была возможность оценивать себя и других (There was an opportunity to evaluate yourself and others)

Можно выбирать способы выполнения заданий в процессе обучения (You can choose how to perform tasks in the learning process)

Был получен значимый совместный результат

(проект), который можно в дальнейшем развивать (A significant joint result (project) was...

12

45

8 9 10

Средняя оценка респондентами (Average rating by respondents)

0

3

6

7

Рисунок 4 - Результаты оценки преимуществ образовательного события как формы учебной деятельности (разработано авторами) / Figure 4 - The results of the evaluation of the benefits of an educational event as a form of educational activity (developed by the authors)

Анализируя полученные данные, можно констатировать, что среди основных преимуществ образовательного события, отмеченных обучающимися экспериментальной группы, выступили преимущественно групповая форма работы (9,2), связь учебной работы с интересами и потребностями (7,8), сильное эмоциональное вовлечение (7,2) и возможность выбора способов взаимодействия (7,2). Это объясняется, на наш взгляд, тем, что обучающиеся проявляют интерес к созданию совместного творческого продукта (проекта), положительно относятся к функциональному распределению ролей в группе и ожидают более высоких групповых оценок. Более низкие оценки получили такие возможные преимущества, как возможность оценивать себя и других (6,1), возможность выбора способов выполнения заданий (5,2) и получение значимого совместного результата, который можно использовать в дальнейшем (4,6). Подобные оценки обучающихся могут объясняться тем, что в целом студенты предпочитают выполнять задания по предложенной инструкции (когда нет необходимости подбирать способ выполнения задания самостоятельно), стараются избегать оценок других членов группы (в связи с желанием избегать конфликтных ситуаций), затрудняются с определением путей использования разработанных проектов в дальнейшей учебной деятельности.

Оценка недостатков образовательного события с позиций обучающихся представлена

ниже.

Трудно самостоятельно выбирать способы выполнения заданий (It is difficult to choose how to perform tasks) Возникали затруднения при коллективном обсуждении личностного смысла совместной работы (There were difficulties in the collective ..

Трудно давать объективную оценку одногруппникам (It is difficult to give an objective assessment of classmates) Возникновелние конфликных ситуаций в ходе совместной работы (Emergence of conflicts in the course of collaboration)

Трудно распределять роли и задания в команде (Difficult to assign roles and tasks in a team)

Сложно спрогнозировать результат совместной

работы и возможную итоговую оценку (It is difficult to predict the result of joint work and a ...

Возникали затруднения с получением оперативных консультаций от преподавателя (There were difficulties in obtaining practical.

■ Средняя оценка респондентами (Average rating by respondents)

Рисунок 5 - Результаты оценки затруднений образовательного события как формы учебной деятельности (разработано авторами) / Figure 5 - The results of the evaluation of the difficulties of the educational event as a form of educational activity (developed by the authors)

Наибольшие затруднения обучающихся при участии в образовательном событии были вызваны потребностью самостоятельно выбирать способы выполнения заданий (средняя оценка - 8,1), необходимостью формулировать свое личное отношение к результатам образовательного события и принимать участие в коллективном обсуждении его итогов (7,2), а также давать объективную оценку одногруппникам (6,5). Это может быть объяснено недостаточным использованием рефлексивных методик при профессиональной подготовке менеджеров и обусловленными этим трудностями выхода обучающихся из роли пассивного участника образовательного взаимодействия. Кроме того, обучающиеся стремятся избегать конфликтных ситуаций при распределении командных ролей и совместных заданий, что подтверждается результатами опроса (средние оценки - 5,7 и 5,1 соответственно). Для некоторых обучающихся характерно беспокойство по поводу невозможности спрогнозировать результаты совместной работы и их влияние на индивидуальную итоговую оценку (4,2), средняя оценка трудности получения оперативных консультаций от преподавателя также относительно невысока (2,4).

Обсуждение и заключения

Обобщая результаты проведенного исследования, можно утверждать, что образовательное событие как особая форма организации образовательного процесса имеет значительный дидактический потенциал для профессионального обучения. Сочетая в себе преимущества различных форм учебной и самостоятельной работы, образовательное

событие выступает эффективным способом организации совместной активной познавательной деятельности участников. Комплексная форма образовательного события в профессиональной подготовке будущих менеджеров позволяет эффективно организовать самостоятельную работу, организовать совместную активную деятельность, обеспечивает создание коллективного значимого результата, формирует новые совместный опыт и эмоционально-ценностное отношение к профессиональной деятельности, развивает мотивацию дальнейшего профессионального совершенствования. В условиях профессионального образования образовательное событие целесообразно использовать с целью демонстрации способов профессиональной деятельности, овладения нормами и приемами профессионального поведения, развития умений и навыков решения профессиональных задач, повышения профессиональной мотивации. В целом использование образовательных событий в высшей школе способствует разрешению важнейшего противоречия современного профессионального образования — между репродуктивностью учебной деятельности и продуктивностью будущей профессиональной деятельности.

Научная новизна работы состоит в разработке методики проектирования образовательного события, которая учитывает специфику будущей профессиональной деятельности. Теоретическая значимость проведенного исследования определяется обобщением и систематизацией теоретических основ использования событийного подхода в образовательном процессе высшей школы, уточнением требований и характеристик образовательного события как формы образовательной деятельности в вузе, разработкой методики проектирования образовательного события с учетом особенностей будущей профессиональной деятельности обучающихся.

Практическая значимость исследования состоит в том, что предложенная методика проектирования образовательного события может использоваться для разработки методических материалов для других направлений и профилей профессиональной подготовки.

Эффективность применения образовательных событий в условиях профессионального образования доказана на примере профессиональной подготовки будущих менеджеров. Экспериментальная работа позволила установить, что эффективная реализация образовательного события требует от преподавателя значительной методической проработки содержания и способов оценки образовательного события на различных этапах; от обучающихся - достаточно высокого уровня развития навыков самостоятельной работы, наличия развитой учебной и профессиональной мотивации. Наиболее ценным результатом проведенной экспериментальной работы стало обоснование эффективности разработанной методики проектирования образовательного события в практической деятельности, а также успешная реализация образовательного события с учетом особенностей содержания профессиональной деятельности будущих менеджеров.

Список использованных источников

1. Валеев Р.Г. Познавательная самостоятельность учащихся как предпосылка и результат образовательных событий // Событийность в образовании и педагогической деятельности / под ред. Н.Б. Крыловой и М.Ю. Жилиной. 2010. №1(43). С. 63-69.

2. Волкова Н.В. Образовательная событийность: признаки и характеристики / / Вестник Северо-Восточного федерального университета им. М.К. Аммосова. 2010. Т. 7, №1. С. 78-82.

3. Волкова Н.В. Технология проектирования образовательных событий // Образование и наука. 2017. Т. 19, №4. С. 184-200. DOI: 10.17853/1994-5639-2017-4-184-200

4. Жилина М.Ю. Образовательное событие: варианты прочтения // Организация тьюторского сопровождения в образовательных учреждениях: содержание, нормирование и стандартизация деятельности тьютора: материалы Всероссийского научно-методического семинара «Стандарты тьюторской деятельности: теория и практика» (Москва, 18-19 мая 2009 г.) / науч. ред. Т.М. Ковалева; отв. ред. А.А. Теров, М.Ю. Жилина. М.: АПКиППРО, 2009. С.152-158.

5. Инновационная образовательная модель подростковой и старшей школы «Школа эффективного взросления»: учебное пособие / под ред. Н.В. Муха, Л.Н. Антропянской, Е.В. Шарабуровой. Томск, 2007.

6. Крылова Н.Б. Условия проявления событийности образования // Событийность в образовании и педагогической деятельности / под ред. Н.Б. Крыловой и М.Ю. Жилиной; научный редактор серии Н.Б. Крылова. 2010. №1(43). С. 136-145.

7. Мелик-Гайказян И.В. «Событие-в-действительности» и «событие-в-реальности» // Вестник Томского государственного университета. 2009. №3(7). С. 54-76.

8. Прохорова М.П., Семченко А.А. Инновационная деятельность преподавателя вуза как фактор качества педагогического образования // Вестник Мининского университета. 2016. №1.

9. Прохорова М.П., Ваганова О.И., Румянцева Н.А. Методика проектирования образовательного события в вузе // Проблемы современного педагогического образования: сборник научных трудов. Сер. Педагогика и психология. Ялта: РИО ГПА, 2018. Вып. 59. Ч. 4. С.153-157.

10. Прохорова М.П., Голубева О.В., Мададанова К.Х. Дидактические возможности учебного события как формы организации образовательной деятельности // Проблемы современного педагогического образования: сборник научных трудов. Сер. Педагогика и психология. Ялта: РИО ГПА, 2018. Вып. 58. Ч. 4. С.230-233.

11. Слободчиков В.И. Со-бытийная образовательная общность - источник развития и субъект образования // Событийность в образовании и педагогической деятельности / под ред. Н.Б. Крыловой и М.Ю. Жилиной; научный редактор серии Н.Б. Крылова. 2010. №1(43). С.5-14.

12. Событийность в образовательной и педагогической деятельности / под ред. Н.Б. Крыловой и М.Ю. Жилиной; научный редактор серии Н.Б. Крылова. 2010. №1(43). 157 с.

13. Соловьев Г.Е. Событийный подход в воспитании школьников // Вестник Удмуртского университета. 2009. №2. С. 103-111

14. Фролова С.В., Илалтдинова Е.Ю. Концепция образовательного события в практико-ориентированной парадигме высшего образования // Вестник Мининского университета. 2017. №1.

15. Эльконин Б.Д. Проба как конструкт образовательной системы // Педагогика развития: ключевые компетентности и их становление: материалы 9-ой научно-практической конференции. Красноярск, 2003. С. 5-22.

16. Armstrong Lloyd. Barriers to Innovation and Change in Higher Education. Available at: https://pdfs.semanticscholar.org/d513/141cb6af397d22a68d99fa9264875f888312.pdf (accessed: 07.08.2017).

17. Barber M., Donneliy K. and Rizvi S. An avalanche is coming. Higher education and the revolution ahead. Institute for Public Policy Research.Washington, Columbia region, 2013.

18. Bronkhorst L., Meijer P., Koster B., Vermunt J. Fostering meaning-oriented learning anddeliberate practice in teacher education // Teaching and Teacher Education. 2016. Vol. 27. Pp. 1120-1130.

19. Budsankom P., Sawangboon T., Damrongpanit S., Chuensirimongkol J. Factors affecting higher order thinking skills of students: A meta-analytic structural equation modeling study // Educational Research and Reviews. 2016. Vol. 10(19). Pp. 2639-2652.

20. Bulganina S.B., Golubeva O.B., Lebedeva T.E., Prokhorova M.P. Managing students' independent work at university // Modern Journal of Language Teaching Methods (MJLTM). 2017. Vol. 7, no. 10.

21. Ennis R.H. The Nature of Critical Thinking: An Outline of Critical Thinking Dispositions and Abilities. Available at: https://education.illinois.edu/docs/default-source/faculty-documents/robert-ennis/thenatureofcriticalthinking_51711_000.pdf?sfvrsn=7bb51288_2 (accessed: 27.12.2018).

22. Ilyashenko L.K., Prokhorova M.P., Vaganova O.I., Smirnova Z.V., Aleshugina E.A. (2018) Managerial preparation of engineers with eyes of students // International Journal of Mechanical Engineering and Technology (IJMET). 2018. Vol. 9, no. 4. Pp. 1080-1087.

23. Jang H., Reeve J., Deci E.L. Engaging Students in Learning Activities: It Is Not Autonomy Support or Structure but Autonomy Support and Structure // Journal of Educational Psychology. 2010. Vol. 102(3). Pp. 588-600.

24. Loh K.Y.E., Tam S.W.L. The role of emotionality in teacher change: the case of Chinese language teachers in Hong Kong // Teacher Development. 2017. Vol. 21, no. 3. Pp. 462-479. DOI: 10.1080/13664530.2016.1266381

25. Roblyer M.D., Knezek G.A. New millennium research for educational technology: A call for a national research agenda // Journal of Research on Technology in Education. 2003. Vol. 36(1). Pp. 60-71.

26. Saavedra A., Opfer V. Learning 21st-century skills requires 21st-century teaching // Phi Delta Kappan. 2012. Vol. 94(2). Pp. 8-13.

27. Schuh K. Knowledge Construction in the Learner-Centered. Classroom // Journal of Educational Psychology. 2003. Vol. 95(2). Pp. 426-442.

28. Sobon A. ICT Tools Support of Erasmus+: Lessons Learned of Polish Military Universities // Ishmuhametov I., Misnevs B. (eds) International Scientific and Educational Conference «Actual Problems of Education» (25-26 February, 2016). Riga, 2016. Available at: http://www.tsi.lv/sites/default/files/editor/science/Conferences/MIP2016/mip 2016 2v 1.pdf (accessed: 27.12.2018).

29. Stepien W.J., Gallagher S.A., & Workman D. Problem-based learning for traditional and interdisciplinary classrooms // Journal for the Education of the Gifted. 1993. Vol. 16. Pp. 338357.

30. Teacher Policy Development Guide. Available at: http://unesdoc.unesco.org/images/0023/002352/235272e.pdf (accessed: 27.12.2018).

31. Thomas J.W. A review of research on project-based learning. Available at: http://citeseerx.ist.psu.edu/viewdoc/download?doi=10.1.1.330.1249&rep=rep1&type=pdf (accessed: 27.12.2018).

References

1. Valeev R.G. Cognitive independence of students as a prerequisite and result of educational events. Sobytijnost' v obrazovanii i pedagogicheskoj deyatel'nosti / pod red. N.B. Krylovoj i M.YU. Zhilinoj, 2010, no. 1 (43), pp. 63-69. (in Russ.)

2. Volkova N.V. Educational eventiness: signs and characteristics. Vestnik Severo-Vostochnogo federal'nogo universiteta im. M.K. Ammosova, 2010, vol. 7, no. 1, pp. 78-82. (in Russ.)

3. Volkova N.V. Technology of designing educational events. Obrazovanie i nauka, 2017, vol. 19, no.4, pp. 184-200. DOI: 10.17853 / 1994-5639-2017-4-184-200(in Russ.)

4. Zhilina M.YU. Educational event: reading options. Organizaciya t'yutorskogo soprovozhdeniya v obrazovatel'nyh uchrezhdeniyah: soderzhanie, normirovanie i standartizaciya deyatel'nosti t'yutora: materialy Vserossijskogo nauchno-metodicheskogo seminara «Standarty t'yutorskoj deyatel'nosti: teoriya i praktika» (Moskva, 18-19 maya 2009 g.) / nauch. red. T.M. Kovaleva; otv. red. A.A. Terov, M.YU. Zhilina. M.: APKiPPRO, 2009, pp. 152-158. (in Russ.)

5. Innovative educational model of adolescent and high school "School of effective maturity": a tutorial. Ed. N.V. Muha, L.N. Antropyanskoj, E.V. Sharaburovoj. Tomsk, 2007. (in Russ.)

6. Krylova N.B. Conditions of manifestation of eventfulness of education. Sobytijnost' v obrazovanii i pedagogicheskoj deyatel'nosti / pod red. N.B. Krylovoj i M.YU. Zhilinoj; nauchnyj redaktor serii N.B. Krylova, 2010, no. 1 (43), pp. 136-145. (in Russ.)

7. Melik-Gajkazyan I.V. "Event-in-reality" and "event-in-reality". Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo universiteta, 2009, no. 3(7), pp. 54-76. (in Russ.)

8. Prohorova M.P., Semchenko A.A. Innovative activity of a university teacher as a factor in the quality of pedagogical education. VestnikMininskogo universiteta, 2016, no. 1. (in Russ.)

9. Prohorova M.P., Vaganova O.I., Rumyanceva N.A. Methods of designing an educational event in high school. Problemy sovremennogo pedagogicheskogo obrazovaniya: sbornik nauchnyh trudov. Ser. Pedagogika ipsihologiya. Yflta: RIO GPA, 2018, vol. 59, part 4, pp. 153-157. (in Russ.)

10. Prohorova M.P., Golubeva O.V., Madadanova K.H. Didactic possibilities of a learning event as a form of organization of educational activities. Problemy sovremennogo pedagogicheskogo obrazovaniya: sbornik nauchnyh trudov. Ser. Pedagogika i psihologiya. Yflta: RIO GPA, 2018, vol. 58, part 4, pp.230-233. (in Russ.)

11. Slobodchikov V.I. Co-being educational community - the source of development and the subject of education. Sobytijnost' v obrazovanii i pedagogicheskoj deyatel'nosti /pod red. N.B. Krylovoj iM.YU. Zhilinoj; nauchnyj redaktor serii N.B. Krylova, 2010, no.1 (43), pp. 5-14. (in Russ.)

12. Eventfulness in educational and pedagogical activity. Ed. N.B. Krylova, M.YU. Zhilina. 2010, no. 1 (43). 157 p. (in Russ.)

13. Solov'ev G.E. Event approach in the education of schoolchildren. Vestnik Udmurtskogo universiteta, 2009, no. 2, pp. 103-111. (in Russ.)

14. Frolova S.V., Ilaltdinova E.YU. The concept of an educational event in the practice-oriented paradigm of higher education. Vestnik Mininskogo universiteta, 2017, no. 1. (in Russ.)

15. Ehl'konin B.D. Sample as a construct of the educational system. Pedagogika razvitiya: klyuchevye kompetentnosti i ih stanovlenie: materialy 9-oj nauchno-prakticheskoj konferencii, Krasnoyarsk, 2003, pp. 5-22. (in Russ.)

16. Armstrong Lloyd. Barriers to Innovation and Change in Higher Education. Available at: https://pdfs.semanticscholar.org/d513/141cb6af397d22a68d99fa9264875f888312.pdf (accessed: 07.08.2017).

17. Barber M., Donneliy K. and Rizvi S. An avalanche is coming. Higher education and the revolution ahead. Institute for Public Policy Research.Washington, Columbia region, 2013.

18. Bronkhorst L., Meijer P., Koster B., Vermunt J. Fostering meaning-oriented learning anddeliberate practice in teacher education. Teaching and Teacher Education, 2016, vol. 27, pp. 1120-1130.

19. Budsankom P., Sawangboon T., Damrongpanit S., Chuensirimongkol J. Factors affecting higher order thinking skills of students: A meta-analytic structural equation modeling study. Educational Research and Reviews, 2016, vol. 10(19), pp. 2639-2652.

20. Bulganina S.B., Golubeva O.B., Lebedeva T.E., Prokhorova M.P. Managing students' independent work at university. Modern Journal of Language Teaching Methods (MJLTM), 2017, vol. 7, no. 10.

21. Ennis R.H. The Nature of Critical Thinking: An Outline of Critical Thinking Dispositions and Abilities. Available at: https://education.illinois.edu/docs/default-source/faculty-documents/robert-ennis/thenatureofcriticalthinking_51711_000.pdf?sfvrsn=7bb51288_2 (accessed: 27.12.2018).

22. Ilyashenko L.K., Prokhorova M.P., Vaganova O.I., Smirnova Z.V., Aleshugina E.A. (2018) Managerial preparation of engineers with eyes of students. International Journal of Mechanical Engineering and Technology (IJMET), 2018, vol. 9, no. 4, pp. 1080-1087.

23. Jang H., Reeve J., Deci E.L. Engaging Students in Learning Activities: It Is Not Autonomy Support or Structure but Autonomy Support and Structure. Journal of Educational Psychology, 2010, vol. 102(3), pp. 588-600.

24. Loh K.Y.E., Tam S.W.L. The role of emotionality in teacher change: the case of Chinese language teachers in Hong Kong. Teacher Development, 2017, vol. 21, no. 3, pp. 462-479. DOI: 10.1080/13664530.2016.1266381

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

25. Roblyer M.D., Knezek G.A. New millennium research for educational technology: A call for a national research agenda. Journal of Research on Technology in Education, 2003, vol. 36(1), pp. 60-71.

26. Saavedra A., Opfer V. Learning 21st-century skills requires 21st-century teaching. Phi Delta Kappan, 2012, vol. 94(2), pp. 8-13.

27. Schuh K. Knowledge Construction in the Learner-Centered. Classroom. Journal of Educational Psychology, 2003, vol. 95(2), pp. 426-442.

28. Sobon A. ICT Tools Support of Erasmus+: Lessons Learned of Polish Military Universities. Ishmuhametov I., Misnevs B. (eds) International Scientific and Educational Conference «Actual Problems of Education» (25-26 February, 2016), Riga, 2016. Available at: http://www.tsi.lv/sites/default/files/editor/science/Conferences/MIP2016/mip 2016 2v 1.pdf (accessed: 27.12.2018).

29. Stepien W.J., Gallagher S.A., & Workman D. Problem-based learning for traditional and interdisciplinary classrooms. Journal for the Education of the Gifted, 1993, vol. 16, pp. 338357.

30. Teacher Policy Development Guide. Available at: http://unesdoc.unesco.org/images/0023/002352/235272e.pdf (accessed: 27.12.2018).

31. Thomas J.W. A review of research on project-based learning. Available at: http://citeseerx.ist.psu.edu/viewdoc/download?doi=10.1.1.330.1249&rep=rep1&type=pdf (accessed: 27.12.2018).

© Прохорова М.П., Ваганова О.И., 2019

Информация об авторах Прохорова Мария Петровна - кандидат педагогических наук, доцент, Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина (Мининский университет), Нижний Новгород, Российская Федерация, ORCID ID 0000-0003-0357-4213, email: masha.proh@mail. ru

Ваганова Ольга Игоревна - кандидат педагогических наук, доцент, Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина (Мининский университет), Нижний Новгород, Российская Федерация, ORCID iD 0000-0001-6247-3442, email: vaganova_o@mail.ru

Information about the authors Prokhorova Maria Petrovna - candidate of pedagogical sciences, associate professor, Minin Nizhny Novgorod State Pedagogical University (Minin University), Nizhny Novgorod, Russian Federation, ORCID iD 0000-0003-0357-4213, e-mail: masha.proh@mail.ru

Vaganova Olga Igorevna - candidate of Economic Sciences, the associate professor, Minin Nizhny Novgorod State Pedagogical University (Minin University), Nizhny Novgorod, Russian Federation, ORCID iD 0000-0001-6247-3442, e-mail: vaganova o@mail.ru

Вклад соавторов

Прохорова Мария Петровна - разработка методики проектирования образовательного события для будущих менеджеров, проведение экспериментальной работы и систематизация ее результатов.

Ваганова Ольга Игоревна - подбор и анализ теоретических источников по проблеме исследования, оформление публикации и библиографического списка.

Contribution of authors Prokhorova Maria Petrovna - development of a methodology for designing an educational event for future managers, conducting and systematizing the results of experimental work. Vaganova Olga Igorevna - selection and analysis of theoretical sources on the problem of research, design of publications and bibliographic list.

Поступила в редакцию: 22.01.2019 Принята к публикации: 18.02.2019 Опубликована: 25.03.2019

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.