Научная статья на тему 'Концепция образовательного события в практико-ориентированной парадигме высшего образования'

Концепция образовательного события в практико-ориентированной парадигме высшего образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1111
134
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОБЫТИЙНЫЙ ПОДХОД / ОБРАЗОВАНИЕ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ СОБЫТИЕ / СОБЫТИЙНАЯ ОБЩНОСТЬ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ РЕЗУЛЬТАТ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Фролова Светлана Владимировна, Илалтдинова Елена Юрьевна

В статье рассматривается образовательное событие как новый формат организации аудиторной работы студентов в условиях распространения смешанного обучения в университетском образовании. Авторами показана событийная общность как ядро образовательного события, объединяющее людей общим интересом, совместным проживанием реального явления. Систематизированы восемь устойчивых атрибутивных признаков событийной общности. Авторы определяют сущность образовательного события в контексте профессионального обучения, воспитания и развития. В статье обобщены основные признаки события: однократность, диалогичность, непредопределенность, фрактальность и интенциональность, на основе которых представлены характеристики собственно образовательного события. Концептуальные основы анализируемого в данной статье формата образовательной деятельности составляют основу разработки требований и критериев оценки при проектировании образовательного события, педагогических условий и результатов его реализации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Фролова Светлана Владимировна, Илалтдинова Елена Юрьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE CONCEPT OF THE EDUCATIONAL EVENT IN the practice-ORIENTed PARADIGM OF HIGHER EDUCATION

This article discusses educational event as a new format of the organization of classroom work of students in the conditions of distribution of the blended learning in university education. The authors have shown an event community as the center of an educational event which unites people through the shared interest, cohabitation of the real phenomenon. Eight steady attributive signs of an event community are systematized. Authors define essence of an educational event in the context of vocational training, education and development. In the article the main signs of an event are generalized: momentariness, dialogue, not-predefiniteness, fractality and an intentionality, they present characteristics of educational event. Conceptual bases of the format of educational activity analyzed in this article make a basis of development of requirements and evaluation criteria of a design of an educational event, pedagogical conditions and results of its realization.

Текст научной работы на тему «Концепция образовательного события в практико-ориентированной парадигме высшего образования»

УДК 378(07)

С.В. ФРОЛОВА1, Е.Ю. ИЛАЛТДИНОВА1

'Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина (Мининский университет), Нижний Новгород, Российская Федерация

КОНЦЕПЦИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО СОБЫТИЯ В ПРАКТИКО-ОРИЕНТИРОВАННОЙ ПАРАДИГМЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

Аннотация. В статье рассматривается образовательное событие как новый формат организации аудиторной работы студентов в условиях распространения смешанного обучения в университетском образовании. Авторами показана событийная общность как ядро образовательного события, объединяющее людей общим интересом, совместным проживанием реального явления. Систематизированы восемь устойчивых атрибутивных признаков событийной общности. Авторы определяют сущность образовательного события в контексте профессионального обучения, воспитания и развития. В статье обобщены основные признаки события: однократность, диалогичность, непредопределенность, фрактальность и интенциональность, - на основе которых представлены характеристики собственно образовательного события. Концептуальные основы анализируемого в данной статье формата образовательной деятельности составляют основу разработки требований и критериев оценки при проектировании образовательного события, педагогических условий и результатов его реализации.

Ключевые слова: событийный подход, образование, образовательное событие, событийная общность, образовательный результат

S.V. FROLOVA 1, E.Y. ILALTDINOVA1

'Minin Nizhny Novgorod Pedagogical University, Nizhny Novgorod, Russian Federation

THE CONCEPT OF THE EDUCATIONAL EVENT IN THE PRACTICE-ORIENTED PARADIGM OF HIGHER EDUCATION

Abstract. This article discusses educational event as a new format of the organization of classroom work of students in the conditions of distribution of the blended learning in university education. The authors have shown an event community as the center of an educational event which unites people through the shared interest, cohabitation of the real phenomenon. Eight steady attributive signs of an event community are systematized. Authors define essence of an educational event in the context of vocational training, education and development. In the article the main signs of an event are generalized: momentariness, dialogue, not-predefiniteness, fractality and an intentionality, - they present characteristics of educational event. Conceptual bases of the format of educational activity analyzed in this article make a basis of development of requirements and evaluation criteria of a design of an educational event, pedagogical conditions and results of its realization. Keywords: event approach, education, educational event, event community, learning outcome

Глобальные тенденции в современном высшем образовании на развитие онлайн-обучения, распространение технологий смешанного обучения и «перевернутого урока» актуализируют задачи использования интерактивных форм организации аудиторной работы студентов. Становится реальностью сдвиг ориентации высшего образования [19] с задач передачи знаний на задачи организации осмысления учебного материала, задачи создания условий для формирования к нему эмоционально-ценностного отношения и для организации опыта деятельности решения профессиональных задач студентами в ходе теоретического практико-ориентированного образования. Все это признаки включенности отечественного высшего образования в глобальные процессы [20], знаменующие окончание «эры знаний», когда знание больше не концентрируется в отдельных центрах, университетах и каждый студент имеет доступ к любому знанию в любом месте и в любое время с помощью современных гаджетов.

«Свободная циркуляция» знаний изменяет роль преподавателя, его задачи и функции, предъявляет иные требования к его компетенциям, редуцируя функции трансляции знаний и усиливая функции организации продуктивного взаимодействия в подготовке к профессиональным видам деятельности в образовательной деятельности нового формата в широком контексте смешанного обучения (blended learning).

Поиски нового формата интерактивной образовательной деятельности в современном университете ведутся как в широком контексте стратегических задач создания эффективного образовательного пространства организации, продуктивной институциональной экосистемы образования, так и в специфическом контексте развития педагогического образования [3]. Актуализация нравственной составляющей профессии педагога связана с вызовами современного общества, реализацией концептуальных положений государственной политики в сфере образования, необходимостью усиления роли воспитания.

Конкурентоспособность институционального образовательного пространства сегодня рассматривается как необходимое качество образовательной организации [3]. Одна из его широкого спектра целей в области воспитания - это обеспечение им функций особого «буфера» по отношению к небезопасным для личности зонам социального пространства с его социальными сетями, рисками привлечения к асоциальным сферам и пр. [15].

Повышение конкурентоспособности образовательного пространства требует отказаться от мероприятийного подхода в практике реализации образовательных программ. Мероприятийность предполагает формальный уровень ответственности за результат, который интерпретируется исключительно в формальной логике по факту проведения мероприятия в срок, соответствия плану, по числу участников и т.п. На смену мероприятийной педагогике приходит педагогика событийности, утверждая принципы событийного подхода к организации образовательного пространства, ориентацию на образовательный результат [5] в современной трактовке.

Событийное образовательное пространство рождается и реализуется в образовательном событии. Образовательное событие характеризуется рядом взаимосвязанных лексем: событие как совместность проживания реальной действительности и событие как значимое явление в жизни человека. В Большой советской энциклопедии [1] событием называется происшествие, явление, произошедшее в общественной жизни. Личностный аспект события раскрывается в философии постмодернизма. М. Хайдеггер [16] считает, что событие

представляет собой единство двух начал - Бытия и Времени - и именно в событии человек способен к осуществлению, вычленению себя в Бытии.

Ядром события являются люди, объединенные не только общим интересом, но и совместным проживанием реального явления в эмоциональной погруженности, при котором происходит процесс взаимообмена ценностями. Задачи индивидуализации образования, поддержки и развития автономии студента требуют сочетания ориентации на лидеров и активного вовлечения всех субъектов в институциональное образовательное пространство [15]. Эти задачи решаются в такой форме, как событийная общность, которая является пересечением в значимом событии жизней нескольких людей, объединенных в едином эмоционально-волевом проживании образовательной действительности как встреча «Я -Мы» [17, а 27].

Анализ литературы [7, 9, 12] позволил выделить и систематизировать устойчивые атрибутивные признаки, которыми характеризуется событийная общность:

1. Познание-открытие. Для субъекта образовательного пространства овладение новым знанием и опытом сродни открытию, которое обусловлено персональными действиями в процессе совместной деятельности.

2. Совместное значимое действие. Образовательная действительность объединяет каждого субъекта образовательного пространства за счет персонального интереса в общем деле, успех которого становится важным для каждого.

3. Понимание себя и другого. Событийная общность предполагает выход субъекта из контекста собственного видения образовательного явления, способствуя расширению взгляда обучающегося и педагога, принятию позиции «другого».

4. Открытый тип отношений. Познание и приобретение опыта в процессе образовательной деятельности строится в режиме диалога.

5. Разнообразные виды деятельности. Образовательное событие предполагает выход на новые формы и направления деятельности в рамках конкретной образовательной задачи.

6. Эмоциональная включенность. Субъекты образовательного пространства вовлечены в совместное эмоциональное проживание явления на основе общих смыслов и ценностей.

7. Многомерность видения. За счет выхода субъектов из контекста собственного видения в полилоге ценностей субъектов рождается многомерность видения образовательного явления, образующего платформу созидания и творческого пути субъекта к познанию истины и формированию опыта деятельности.

8. Внутреннее обогащение. Непрерывный взаимообмен ценностей и смыслов обуславливает рождение персональных смыслов субъекта в образовании на основе общего интенционального интереса.

Определение сущностных характеристик образовательного события является центром пересечения интересов педагогов, психологов, практиков. Подходы к осмыслению образовательного события мы видим в философских исследованиях событийности. Опираясь на исследования М. Хайдеггера [16], П. Рикера [11], М.М. Бахтина, мы выделяем следующие основные признаки события:

1) однократность (многократное повторение одного и того же перестает восприниматься как событие, становясь этапом какого-либо процесса);

2) диалогичность как взаимодействие между участниками общения;

3) непредопределенность происходящего в отличие от процесса, результат которого заранее известен;

4) фрактальность - способность события быть представленным в виде цепи эпизодов, характеризующихся единством времени и места;

5) интенциональность - неотделимость события от человеческого сознания.

Д.Б. Эльконин [18] определяет образовательное событие как специальную форму организации и реализации образовательной деятельности, выстроенную как интенсивная встреча реальной и идеальной форм порождения и оформления знания.

Образовательное событие рассматривается [6, с. 70] также и как способ жизнетворчества человека; значимое творческое действие; открытие смысла происходящего для каждого участника; пространство для самоизмерения, поиска идентичности, самоопределения.

В исследованиях В.И. Слободчикова [12], М.Д. Хилиной, А.А. Попова [10] образовательное событие рассматривается как ситуация, которая проживается, осознается человеком как значимая в его собственном образовании и времени.

Образовательное событие является для личности обучающегося фактом увиденного, пережитого, оставившего глубокое впечатление, способствующее не столько решению задач обучения, сколько профессиональному воспитанию, развитию профессионально-личностных качеств.

Образовательное событие как способ организации взаимодействия участников образовательного процесса имеет ряд специфических особенностей [14]:

- выход за рамки привычного уклада образовательной организации;

- наличие культурно-исторического прототипа как модели человеческого общения (научная конференция, круглый стол, симпозиум, экскурсия и т.д.) с применением, если есть необходимость, сопровождающей его атрибутики, традиций;

- многослойность образовательного события, обусловленного сочетанием в нем различных видов деятельности, форм взаимодействия, специальной организацией коммуникации, одиночных процедур;

- возможность и уместность импровизации, порождения новых смыслов, в этой связи используются игра, диалог, групповая работа, метод проектов, образовательное путешествие, погружение;

- образовательное событие становится источником новых проектов, ряда последующих событий.

Современной характеристикой образования является событийность, благодаря которой преодолевается отчужденность, обыденность, повседневность образовательного процесса. Образование событийно, поскольку участники не только принимают и удерживают общие образовательные цели, контексты, смыслы, но и рождают собственные, персональные. К событийному подходу обращался в своих педагогических исследованиях А.С. Макаренко [4], когда писал, что большое значение в жизни имеют для человека яркие и волнующие события.

Г.Е. Соловьев [13, с.107] определяет событие как вариант сообщения информации, который содержит в себе богатый эмпирический материал и направлен на интерпретацию и осмысление значимых категорий для личности человека. Однако нам видится, что знаниево-ориентированная парадигма не может быть основой событийности в образовании.

Наиболее ярко сущностные характеристики образовательного события мы считаем возможным показать при сравнении (таблица 1) его с «мероприятием», проявлением формального мероприятийного подхода в педагогике, доказавшим свою низкую эффективность на практике [7, с. 151].

Таблица 1 - Сравнительная характеристика «события» и «мероприятия»

Признак Событие Мероприятие

Атмосфера Совместность Ролевые зависимости

Взаимодействие Сообщество Контингент

Отношения Содействие Воздействие

Управление Соуправление Контроль

Таким образом, выстраивается понимание образовательного события как способ жизнетворчества субъектов образования, включенных в пространство совместного проживания значимого явления.

Важным аспектом для подхода к решению практических задач проектирования образовательного события мы считаем проблему его типологии, которая также способствует лучшему пониманию идеологии событийности в образовании. Событие можно классифицировать по следующим основаниям:

- по характеру эмоционального отклика (положительны, негативные);

- по степени воздействия на сознание человека (биографические - события, способны изменить жизнь человека, его биографию; нормативные, ненормативные) [13, с. 104-105];

- по локализации события (события-впечатления, события-мысли, события-поступки);

- по форме реализации (беседа, диспут, дискуссия, тренинг, круглый стол, конкурс, праздник, веревочный курс и др.) [14].

Технология проектирования образовательного события рассматривается в принятой логике моделирования в образовании и включает три взаимосвязанных традиционных компонента (таблица 2). Специфика проектирования образовательного события в содержательных акцентах взаимоотношений участников, общей атмосферы, целей, технологий и результатов.

Таблица 2 - Модель технологии проектирования образовательного события

Компонент образовательного события Процессы Атрибутивные признаки этапа

Организационный Целеполагание Ориентация целевого компонента на формирование опыта

Креативность задач

Деятельностный Самоопределение Познавательная самостоятельность

Событийная деятельность Тьюторское сопровождение

Результативный Событийная рефлексия Образовательный результат

Такты позиционной экспертизы

Цель образовательного события содержит не только когнитивный компонент, предусматривающий получение знания и теоретических представлений об изучаемом объекте, но и, прежде всего, поведенческо-волевой, проявляющийся в таких состояниях, как созидание, сотрудничество, содействие в реальном практическом действии, детерминированном эмоционально-ценностным компонентом деятельности. Таким образом, вершиной достижения образовательного результата субъекта будет являться приобретение опыта той или иной деятельности, формирование модели поведения, опыта поведения или навыка деятельности.

Цель образовательного события достигается при сопровождении педагога, который в разные фазы реализации образовательного события может выполнять функции организатора (осуществление режимности, регламента), фасилитатора (инициирование персональных образовательных интересов) и тьютора (сопровождение в выстраивании индивидуального образовательного маршрута обучающегося) [8]. Так или иначе, данные функции реализуются педагогом комплексно и проявляются в разной по интенсивности степени сопровождения.

Введение в основные профессиональные образовательные программы высшего образования событийности требует целенаправленного пересмотра комплекса профессиональных педагогических компетенций научно-педагогических работников вуза, совершенствования программ повышения квалификации.

Важной составляющей реализации образовательного события является межпозиционное взаимодействие обучающихся, характеризующееся их познавательной самостоятельностью [2, с.70]. Условием развития познавательной самостоятельности обучающегося является выбор образовательных альтернатив (место, время, темп, уровень сложности и объема, степень сопровождения). Ситуация выбора способствует формированию ответственности за образовательный результат (проживание образовательного продукта, осмысление результата, рефлексия).

Оценивание образовательных результатов совместной деятельности реализуется с помощью тактов позиционной экспертизы, предполагающей конструктивный анализ образовательного результата с разных субъектных позиций на основе устойчивого критериально-оценочного аппарата. Так, основными позициями в оценивании результата образовательного события является педагогическая оценка, оценивание «другого», оценка группы, самооценка. В критериально-оценочный аппарат позиционной экспертизы вариативно могут быть заложены такие критерии, как степень самостоятельности в выполнении работы, включенности в совместную деятельность, практическое использование метапредметных знаний, степень осмысления новой информации, оригинальность идеи, уровень осмысления проблемы, уровень самоорганизации при работе в группе, творческий подход к деятельности и др.

Очевидное присутствие образовательного результата усиливается через осмысление, выражаемое в событийной рефлексии обучающихся. Принципиально иной характеристикой рефлексивного процесса является осмысление не только персональных достижений, но и осмысление результатов событийной общности, неотделимой от «Я» субъекта.

Организация образовательного процесса на основе событийного подхода обуславливает возможности эффективного достижения не только образовательного результата субъекта, но и создания иного образовательного пространства, выходящего за привычные рамки уклада жизни образовательной организации. Предложенные в рамках

данной статьи сущностные характеристики образовательного события являются основой для проектирования и оценки результатов образовательного события. Эффективность образовательного результата в деятельностной логике напрямую зависит от кадрового обеспечения этого процесса.

ЛИТЕРАТУРА

1. Большая советская энциклопедия: 3-е изд. / под ред. А.М. Прохорова. М.: «Сов. энциклопедия», 1969-1978.

2. Валеев Р.Г. Познавательная самостоятельность учащихся как предпосылка и результат образовательных событий // Событийность в образовании и педагогической деятельности / под ред. Н.Б. Крыловой и М.Ю. Жилиной. 2010. №1(43). С. 63-69.

3. Илалтдинова Е.Ю., Аксенов С.И. Исторический контекст модернизации педагогического образования [Электронный ресурс] // Вестник Мининского университета. 2016. №2. URL: http://vestnik.mininuniver.ru/upload/iblock/a68/ilaltdinova.pdf (дата обращения: 30.10.2016).

4. Илалтдинова Е.Ю. Официальная педагогика и общественно-педагогическая инициатива в истории освоения и разработки наследия А.С.Макаренко: 1939 - середина 1970-х гг.: монография. Н. Новгород, 2010. 219 с.

5. Илалтдинова Е.Ю., Фролова С.В. Пространственный подход к воспитанию в образовательной организации // Народное образование. 2016. №4-5. С. 219-224.

6. Ковалева Т.М., Жилина М.Ю. Среда и событие: к дидактике тьюторского сопровождения // Событийность в образовании и педагогической деятельности / под редакцией Н.Б. Крыловой и М.Ю. Жилиной. 2010. №1(43). С. 84 - 91.

7. Крылова Н.Б. Условия проявления событийности образования // Событийность в образовании и педагогической деятельности / под редакцией Н.Б. Крыловой и М.Ю. Жилиной. 2010. №1(43). С. 136-145.

8. Миркес М.М., Муха Н.В. Образовательное событие как тьюторская практика // Событийность в образовании и педагогической деятельности / под редакцией Н.Б. Крыловой и М.Ю. Жилиной. 2010. №1(43). С. 91-99.

9. Остапенко А.А. Настоящесть событий и «понарошечность» мероприятий в воспитании // Событийность в образовании и педагогической деятельности / под редакцией Н.Б. Крыловой и М.Ю. Жилиной. 2010. №1(43). С. 136-145.

10. Попов А.А. Событие как единица образовательного проектирования // Событийность в образовании и педагогической деятельности / под редакцией Н.Б. Крыловой и М.Ю. Жилиной. 2010. №1(43). С.48-51.

11. Рикёр П. Человек как предмет философии // Вопросы философии. 1989. №2. С. 41-50.

12. Слободчиков В.И. Со-бытийная образовательная общность - источник развития и субъект образования // Событийность в образовании и педагогической деятельности / под редакцией Н.Б. Крыловой и М.Ю. Жилиной. 2010. №1(43). С.5-14.

13. Соловьев Г.Е. Событийный подход в воспитании школьников // Вестник удмуртского университета. 2009. №2. С. 103-111.

14. Фролова С.В. Проектирование события индивидуального образовательного маршрута внеучебной деятельности студента // Молодой ученый. 2014. №4. С. 1120-1122.

15. Фролова С.В., Кручинина Г.А. Проектирование индивидуального образовательного маршрута обучающегося по изучению иностранного языка // Проблемы современного педагогического образования. 2016. №52-7. С. 211-219.

16. Хайдеггер М. Время и бытие. М.: Республика, 1993. С. 72.

17. Шустова И.Ю. Детско-взрослая общность и ее со-бытийные характеристики // Событийность в образовании и педагогической деятельности / под редакцией Н.Б. Крыловой и М.Ю. Жилиной. 2010. №1(43). С. 23-35.

18. Эльконин Д.Б. Проба как конструкт образовательной системы // Педагогика развития: ключевые компетентности и их становление: материалы IX научно-практической конференции Красноярского государственного университета. Красноярск, 2003. С. 5-22.

19. Loh K.Y.E., Tam S.W.L. The role of emotionality in teacher change: the case of Chinese language teachers in Hong Kong. Professional Development in Education. 23 Jan 2017 [Electronic resource]. Available at: http://www.tandfonline.com/doi/full/10.1080/13664530.2016.1266381 (accessed 25.01.2017).

20. Teacher Policy Development Guide. For Teachers' Education 2030. UNESCO. France. 2015 [Electronic resource]. Available at: http://unesdoc.unesco.org/images/0023/002352/ 235272e.pdf (accessed 25.01.2017).

REFERENCES

1. The Great Soviet Encyclopedia. 3th ed. Ed. A.M. Prokhorov. Moscow, Sov. Encyclopedia, 1969-1978. (In Russian)

2. Valeev R.G. Cognitive independence of students as a prerequisite and result of educational events. Sobytijnost' v obrazovanii i pedagogicheskoj deyatel'nosti. Pod redaktsiej N.B. Krylovoj i M.YU. ZHilinoj, 2010, no. 1(43), pp. 63-69 (in Russian).

3. Ilaltdinova E.Ju., Aksenov S.I. Historical context of the modernization of pedagogical education. Vestnik Mininskogo universiteta, 2016, no. 2. Available at: http://vestnik.mininuniver.ru/upload/iblock/a68/ilaltdinova.pdf (accessed 30.10.2016) (in Russian).

4. Ilaltdinova E.Ju. Official pedagogy and social and educational initiative in the history of development and development of the heritage of A. Makarenko: 1939 - the middle of the 1970s.: monograph. N. Novgorod, 2010. 219 p. (In Russian)

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

5. Ilaltdinova E.Ju., Frolova S.V. Spatial approach to education in the educational organization. Narodnoe obrazovanie, 2016, no. 4-5, pp. 219-224 (in Russian).

6. Kovaleva T.M., Zhilina M.Ju. Wednesday and event: to the didactics of tutorial support. Sobytijnost' v obrazovanii i pedagogicheskoj deyatel'nosti. Pod redaktsiej N.B. Krylovoj i M.YU. ZHilinoj, 2010, 1(43), pp. 84-91 (in Russian).

7. Krylova N.B. Conditions for the manifestation of the eventuality of education. Sobytijnost' v obrazovanii ipedagogicheskoj deyatel'nosti. Pod redaktsiej N.B. Krylovoj i M.YU. ZHilinoj, 2010, no. 1(43), pp.136-145 (in Russian).

8. Mirkes M.M., Muha N.V. Educational event as a tutor's practice. Sobytijnost' v obrazovanii i pedagogicheskoj deyatel'nosti. Pod redaktsiej N.B. Krylovoj i M.YU. ZHilinoj, 2010, no. 1(43), pp. 91-99 (in Russian).

9. Ostapenko A.A. The reality of the events and the "fairness" of the activities in the upbringing. Sobytijnost' v obrazovanii i pedagogicheskoj deyatel'nosti. Pod redaktsiej N.B. Krylovoj i M.YU. ZHilinoj, 2010, no. 1(43), pp. 136-145 (in Russian).

10. Popov A.A. Event as a unit of educational design. Sobytijnost' v obrazovanii i pedagogicheskoj deyatel'nosti. Pod redaktsiej N.B.Krylovoj i M.YU. ZHilinoj, 2010, no. 1(43), pp. 48-51 (in Russian).

11. Rikjor P. Man as a matter of philosophy. Voprosy filosofii, 1989, no. 2, pp. 41-50 (in Russian).

12. Slobodchikov V.I. The co-existent educational community is the source of development and the subject of education. Sobytijnost' v obrazovanii i pedagogicheskoj deyatel'nosti. Pod redaktsiej N.B. Krylovoj i M.YU. ZHilinoj, 2010, no. 1(43), pp. 5-14 (in Russian).

13. Solov'ev G.E. Event approach in the education of schoolchildren. Vestnik udmurdskogo universiteta, 2009, no. 2, pp. 103-111 (in Russian).

14. Frolova S.V. Designing the event of an individual educational route for the extra-curricular activity of a student. Molodoj uchenyj, 2014, no. 4, pp. 1120-1122 (in Russian).

15. Frolova S.V., Kruchinina G.A. Designing an individual educational route for students studying foreign languages. Problemy sovremennogo pedagogicheskogo obrazovaniya, 2016, no. 52-7, pp. 211-219 (in Russian).

16. Hajdegger M. Time and Being. Moscow, Respublika Publ., 1993, p. 72. (In Russian)

17. Shustova I.Ju. Children-adult community and its co-existential characteristics. Sobytijnost' v obrazovanii ipedagogicheskoj deyatel'nosti. Pod redaktsiej N.B. Krylovoj i M.YU. ZHilinoj, 2010, no. 1(43), pp. 23-35 (in Russian).

18. Jel'konin D.B. A trial as a construct of an educational system. Pedagogika razvitiya: klyuchevye kompetentnosti i ikh stanovlenie. Materialy IX nauchno-prakticheskoj konferentsii Krasnoyarskogo gosudarstvennogo universiteta. [Pedagogy of development: key competences and their formation: materials of IX scientific-practical conference of Krasnoyarsk State University]. Krasnoyarsk, 2003, pp. 5-22 (in Russian).

19. Loh K.Y.E., Tam S.W.L. The role of emotionality in teacher change: the case of Chinese language teachers in Hong Kong. Professional Development in Education. 23 Jan 2017. Available at: http://www.tandfonline.com/doi/full/10.1080/13664530.2016.1266381 (accessed 25.01.2017)

20. Teacher Policy Development Guide. For Teachers' Education 2030. UNESCO. France. 2015. Available at: http://unesdoc.unesco.org/images/0023/002352/235272e.pdf (accessed 25.01.2017)

© Фролова С В., Илалтдинова Е.Ю., 2017

ИНФОРМАЦИЯ ОБ АВТОРАХ

Фролова Светлана Владимировна - кандидат педагогических наук, доцент кафедры общей и социальной педагогики, Нижегородский

государственный педагогический университет имени Козьмы Минина (Мининский университет), Нижний Новгород, Российская Федерация, e-mail: 1 [email protected].

INFORMATION ABOUT AUTHORS

Frolova Svetlana Vladimirovna - PhD in Pedagogics, docent of the Department of Pedagogics, Minin Nizhny Novgorod State Pedagogical University (Minin University), Nizhny Novgorod, Russian Federation, e-mail: 1 [email protected]

Илалтдинова Елена Юрьевна - доктор педагогических наук, профессор, заведующий кафедрой общей и социальной педагогики, Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина (Мининский университет), Нижний Новгород, Российская Федерация, e-mail: [email protected]

Ilaltdinova Elena Yuryevna - Doctor of Education, professor, Head of the Department of Pedagogy, Minin Nizhny Novgorod State Pedagogical University, Nizhny Novgorod, Russian Federation, e-mail: ilaltdinova [email protected]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.