В процессе проигрывания событийно-ролевых ситуаций осуществляется переосмысление педагогической теории в плане профессиональных перспектив и повышается ее значимость в профессиональном развитии будущих учителей.
При этом учебная деятельность становится не только формой усвоения педагогической теории, но и формой реализации профессионально-педагогических норм в отношениях с другими участниками событийно-ролевой ситуации.
Саморегуляция в ходе проигрывания различных ролей осуществляется на основе знаний профессионально-педагогических категорий и в рамках профессионально-этических норм, что имеет большую значимость для формирования профессиональной позиции будущих учителей. В ходе имитационного освоения деятельности обеспечивается мотивация овладения педагогическими знаниями и творческим стилем деятельности. В ролевой деятельности будущими учителями определяются ценностные ориентиры их профессионально-нравственного поведения. Выполняя роли, будущий учитель овладевает умением оценивать не только результаты своих действий или способов их реализации,
Библиографический список
но и свои качества и действия других участников событийно-ролевой ситуации как профессионалов.
Таким образом, ценность событийного подхода к обучению заключается в том, что соответствующие условия, в которые попадает обучающийся, требуют от него:
- социальной активности, выработки личностной позиции;
- соответствующих поступков, в которых отображаются отношения и переживания личности;
- корректирования индивидуальной жизненной философии, сквозь призму которой личность осмысливает мир и свое место в нем.
При этом студент вынужден не просто воспринять полезную для его будущей профессиональной деятельности информацию, а «пропустить ее через себя». Обобщенные и типизированные характеристики образовательной событийности дают возможность говорить о целесообразности применения событийного обучения в подготовке будущих учителей как одного из условий появления нового ценностного отношения студентов к будущей профессиональной деятельности, открытия ее нового содержания и смыслов.
1. Борытко Н.М. Педагог в пространствах современного воспитания. Науч. ред. Н.К. Сергеев. Волгоград, 2001.
2. Троицкий Ю.Л. Событие как образовательная стратегия. Событийность в образовательной и педагогической деятельности. 2010; Вып. 1 (43): 87 - 94.
3. Волкова Н.В. Место и роль образовательных событий в подготовке студентов к инновационной педагогической деятельности. Вестник Томского государственного университета. 2010; № 7 (336): 156 - 161.
4. Степанчук З.А. Событийность образовательного процесса в начальной школе. Педагогическое мастерство. Москва, 2012: 140 - 143.
5. Событийность в образовательной и педагогической деятельности. Под редакцией Н.Б. Крыловой, М.Ю. Жилиной. Саратов, 2010.
6. Коротаева Е.В. Педагогика взаимодействий. Екатеринбург, 1999.
7. Дрозд К.В. Актуальные вопросы педагогики и образования: воспитательный аспект. Владимир, 2015.
8. Громкова М.Т. Педагогика высшей школы. Москва, 2015.
9. Соловьев ГЕ. Специфика средового, событийного и ситуативного подходов в педагогике. Средовой подход к обучению иностранным языкам по новым технологиям. Ижевск, 2006; Ч. 2: 24 - 26.
10. Савельева С.С. Педагогические условия формирования профессиональной компетентности учителя в образовательном процессе вуза: монография. Коломна, 2012.
References
1. Borytko N.M. Pedagog vprostranstvah sovremennogo vospitaniya. Nauch. red. N.K. Sergeev. Volgograd, 2001.
2. Troickij Yu.L. Sobytie kak obrazovatel'naya strategiya. Sobytijnost' v obrazovatel'noj i pedagogicheskoj deyatel'nosti. 2010; Vyp. 1 (43): 87 - 94.
3. Volkova N.V. Mesto i rol' obrazovatel'nyh sobytij v podgotovke studentov k innovacionnoj pedagogicheskoj deyatel'nosti. VestnikTomskogogosudarstvennogo universiteta. 2010; № 7 (336): 156 - 161.
4. Stepanchuk Z.A. Sobytijnost' obrazovatel'nogo processa v nachal'noj shkole. Pedagogicheskoe masterstvo. Moskva, 2012: 140 - 143.
5. Sobytijnost' v obrazovatel'noj i pedagogicheskoj deyatel'nosti. Pod redakciej N.B. Krylovoj, M.Yu. Zhilinoj. Saratov, 2010.
6. Korotaeva E.V. Pedagogika vzaimodejstvij. Ekaterinburg, 1999.
7. Drozd K.V. Aktual'nye voprosy pedagogiki i obrazovaniya: vospitatel'nyj aspekt. Vladimir, 2015.
8. Gromkova M.T. Pedagogika vysshej shkoly. Moskva, 2015.
9. Solov'ev G.E. Specifika sredovogo, sobytijnogo i situativnogo podhodov v pedagogike. Sredovoj podhod k obucheniyu inostrannym yazykam po novym tehnologiyam. Izhevsk, 2006; Ch. 2: 24 - 26.
10. Savel'eva S.S. Pedagogicheskie usloviya formirovaniya professional'noj kompetentnosti uchitelya v obrazovatel'nom processe vuza: monografiya. Kolomna, 2012.
Статья поступила в редакцию 08.02.19
УДК 378.6
Faizullin I.F., Cand. of Sciences (Pedagogy), Vice-Rector for Administrative Work and Social Development, Volga Region State Academy of Physical Culture,
Sports and Tourism (Kazan, Russia), E-mail: [email protected]
THE USE OF EDUCATIONAL POTENTIAL OF MASS STUDENT SPORT IN THE PROCESS OF PROFESSIONAL TRAINING OF STUDENTS OF VARIOUS SPECIALTIES. The realities of modern society require that physical culture and sport be present in the life of an individual for as long as the existing conditions and, in particular, the education system allow. A high level of physical health largely determines the condition of not only a specific person, but also of society as a whole. In this regard, it is reasonable to conclude that this research direction is actively cultivated by many scientists who are seeking to increase the level of human potential. Thus, the article discusses possible vectors of educational institutions, aimed at the development and popularization of physical culture and sports among students. Using the example of the Republic of Tatarstan, technologies and methods for achieving the goal are discussed, and statistical data are provided on some aspects of the development of physical culture in educational institutions in the region.
Key words: physical culture and sports, student sport, mass sport, healthy lifestyle.
И.Ф. Файзуллин, канд. пед. наук, проректор по административной работе и социальному развитию, Поволжская государственная академия
физической культуры, спорта и туризма, г. Казань, E-mail: [email protected]
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПОТЕНЦИАЛА МАССОВОГО СТУДЕНЧЕСКОГО СПОРТА В ПРОЦЕССЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ СТУДЕНТОВ РАЗЛИЧНЫХ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ
Реалии современного общества требуют того, чтобы физическая культура и спорт присутствовали в жизни индивидуума так долго, насколько это позволяют существующие условия и, в частности, система образования. Высокий уровень физического здоровья во многом определяет состояние не только конкретного человека, но и общества в целом. В связи с этим резонно заключить, что данное исследовательское направление активно культивируется многими учеными, преследующими цель повышения уровня общечеловеческого потенциала. Так, в статье рассматриваются возможные векторы деятельности образовательных учреждений, направленные на развитие и популяризацию физической культуры и спорта среди студентов. На примере Республики Татарстан обсуждаются технологии и методы достижения поставленной цели, а также предоставляются статистические данные по некоторым аспектам развития физической культуры в учебных заведениях данного региона.
Ключевые слова: физическая культура и спорт, студенческий спорт, массовый спорт, здоровый образ жизни.
Рис. 1. Система управления спортивно-массовой работой студентов вузов РТ [5]
Одной из основных функций физической культуры и спорта является отражение ценностей ебществе иконкретного индивида,которые, всвоюоче-редь, выступают гарантией общего здоровья человека и общества в целом. Это определяющая причина, по которой физическая культура и спорт исследуются многими - не только спортивными - науками, ставящими перед собой задачу по расширению человеческого и общественного потенциала. С учётом этого закономерна тенденция по уаеличениюроли физической культурыв современной общественной жизни.
В последнее мремячРчссии состоянии и перспикыины развимияныссочлго студенческого спорта в высших учебных заведениях становится предметом обсуждения форумов самогонысоеого свосне, мерднманоднывчсоисрйскич наф-но-практических конфмрыицни [1 - 3].В.В.еутррквмю приыщичисльруюпознцию в отношении перспектив развития студенческого спорта обозначил ещё в январе 2013 года.иозгвавивПопериеельссиё сонет Асснциацсм сыуденческих саорчив-ных клубов. В.В. Путин неоднократно отмечал, что студенческий спорт следует рассмаууиьань квкоьнр и сенедАихеспыРвекний соцеалиноН повисики.ьеюью которой является духовное и физическое развитие молодежи через интеграцию образоыаися, сноптаныулчтфы [4].
В настоящее время ведущим фактором должно стать (пути) развитие массового спорта, доступнсго /^^/^ямпнч^ озра ста иннзн ооо удосн я фичичрсеого состояния. Как отмстел глaсaяoрcинcеoгo гоуудартна, глаочоос этончоороее -это привлечение к занятиям максимального количества всех граждан. Одной из важнейшбмеыи^й сееуе яимяется кчмплексс ГГО]«соиов к
труду и обороне»). Особо было подчеркнуто, что эта проблема должна решаться в рамкaумбщсcтвмниыр усзлиё ей
На Съезде ректоров страны в октябре 2014 года Президент России сказал, что «в ьюжной кьнрурестной ДoеьРеВyдyхвнlигрыветыпeгocедьpыхвз,кзтоpые уделяют особое внимание гуманитарным составляющим - здравоохранению, физиче^|^^Сч кслиееуе и cрoхтyaиaзвитисчнуeолeктеaмьнога ррсфрса немычли-мо без ыо^асиного физрчpрксгo cмcnoя^^ишу[енanтеящее в^ми в рясс^(^чкф
вузах активно осуществляется обмен опытом в вопросах формирования мотива-циистуденческоймолодежик занятиям физическойкультуройи спортом.
Для приобщения студентов к регулярным занятиям физическими упражнениями и здоровому образу жизни традиционно используются различные технологии, в структуре которых присутствуют обязательная форма физического воспитания, спорт, различные направления физкультурной рекреации и двигательной реабилитации. [1] Кроме этого в вузах страны активно внедряются общественно-самодеятельные формы физкультурно-спортивной деятельности.
Ныне действующая программа по учебной дисциплине «Физическая культура» для студентов средних и высших специальных образовательных учреждений позволяет практически каждому студенту приобщиться к массовому спорту. Это можно сделать не только в свободное время, но и в учебное, причем вид спортаилисистемуфизическихупражненийвыбираетсам студент[3].
В Республике Татарстан массовому студенческому спорту уделяется огромное значение. С учетом того, что в республике накоплен огромный опыт в этом направлении [5], рассмотрим подходы к популяризации массового студенческого спортанапримере этого российского региона.
В настоящий момент в Республике Татарстан обучается более 150 тысяч студентов,77,8%изкоторыхзанимаются физическойкультуройиспортом.
Система управления спортивно-массовой работой студентов вузов Республики Татарстан изображена на рис. 1. Благодаря такой разветвленной структуре. Ежегодно в Республике Татарстан удается приобщить к участию в мероприятиях по массовому студенческому спорту все большее число студентов.
Заключенное в 2011 году Соглашения «О сотрудничестве и взаимодействии в области развития физической культуры и спорта среди студентов Татарстана» между ведущими вузами республики и Министерством по делам молодежи, спорту и туризму Республики Татарстан поспособствовало активному росту массового студенческого спорта. Детерминированное этим актом сотрудничество реализуется всоответствиис дискурсами,обозначеннымина рис.2:
Направления деятельности вузов и Министерства по делам молодёжи, спорта и туризма в рамках Соглашения «О сотрудничестве и взаимодействии в области развития физической культуры и спорта среди студентов Татарстана»
популяризация студенческого спорта,
привлечение к регулярным занятиям физической культурой и спортом максимального числа студентов
V
создание условии для укрепления здоровья студентов путем развития инфраструктуры спорта
развитие базовых видов спорта
предоставление спортивных площадок
для проведения качественного учебно-
тренировочного процесса студенческих ^спортивных команд^у
Рис. 2. Векторы деятельности вузов и Министерства по делам молодежи, спорта и туризма в рамках Соглашения «О сотрудничестве и взаимодействии в области развития физической культуры и спорта среди студентов Татарстана»
Система развития массового студенческого движения выстраивается при взаимодействии Министерств спорта России и Татарстана, регионального отделения Российского студенческого спортивного союза - МФСО «Буревестник», студенческих организаций и вузов. Методическую помощь в организации студенческого спорта оказывает Совет заведующих кафедрами физического воспитания вузов и ссузов [5].
При поддержке Совета ректоров вузов Татарстана реализован ряд студенческих инициатив по созданию спортивных проектов. Общественная организация Лига студентов Республики Татарстан проводит ежегодную спартакиаду среди органов студенческого самоуправления вузов по 10 видам спорта, спартакиаду среди студенческих общежитий, а студенческие активы соревнуются в рамках проекта «Неделя студенческого спорта». Все эти соревнования студенты организуют самостоятельно, вузы только предоставляют площадки и спортинвентарь для их проведения. В результате все большее количество студентов включают здоровый образ жизни в число своих личных приоритетов.
Однако с развитием массового студенческого спорта все чаще говорится о том, что массовый студенческий спорт имеет огромный воспитательный потенциал в развитии не только собственно физических качеств, но и разнообразных качеств личности студентов, впоследствии способствующих их успешной социализации и конкурентоспособности на рынке труда [6].
Как показали исследования, социальные связи представителей студенческого спортивного сообщества университета характеризуются более высокой
Библиографический список
регулярностью и интенсивностью. В ядре студенческого спортивного сообщества более выражена взаимопомощь и моральная поддержка, по сравнению с периферией общины и респондентами, не занимающимися спортом. Таким образом, становится очевидно, что участие в соревнованиях по массовому студенческому спорту оказывает существенное влияние на всю личность студента. В частности, оказывается огромное влияние на развитие волевых, коммуникативных качеств, формирование коллективистских качеств - взаимовыручки и взаимоподдержки. Кроме этого, получены результаты по эффективному формированию патриотических качеств у студентов средствами массового студенческого спорта и т. д.
Анализ практики организации процесса физического воспитания и занятий спортом в вузах Республики Татарстан [5] показал, что в настоящий момент актуальны следующие показатели: 87,5% ведущих вузов Республики Татарстан в своей структуре имеют студенческие спортивные клубы, в которых культивируется от 17 до 37 видов спорта, при этом к занятиям в спортивных секциях привлечено до 33% студентов; на организацию физкультурно-спортивной работы ведущие вузы РТ затрачивают от 1 до 47,3 миллионов рублей [5].
Тем самым массовый студенческий спорт становятся мощнейшим инструментом формирования личности современного студенчества. Прежде всего, необходимо максимально эффективно использовать его потенциал, постоянно корректируя и совершенствуя воспитательную деятельность вуза в данном направлении.
1. Шилько В.Г, Шилько Т.А., Гусева Н.Л. Педагогические технологии в физкультурно-спортивной деятельности студентов. Теория и практика физической культуры. 2014; 11: 52 - 53.
2. Материалы Заседания Совета по развитию физической культуры и спорта от 24.03.2014 г. Москва, 2014.
3. Черняновская Т.Б., Антонюк С.Д. Массовый спорт как инструмент патриотического воспитания студенческой молодежи. Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. 2016; Т. 21; № 7-8: 57 - 63.
4. Лубышева Л.И., Пешкова Н.В. Анализ развития студенческого спорта: состояния и перспективы. Теория и практика физической культуры. 2014; 1: 39 - 41.
5. Зотова Ф.Р, Файзуллин И.Ф. Студенческий спорт в регионе: состояние, проблемы и перспективы. Наука и спорт: современные тенденции. 2015; Т. 6; № 1 (6): 32 - 38.
6. Хазова С.А. Студенческий спорт как сфера развития конкурентоспособности обучающихся. Мир науки, культуры, образования. 2018; 5 (72): 214 - 216.
References
1. Shil'ko V.G., Shil'ko T.A., Guseva N.L. Pedagogicheskie tehnologii v fizkul'turno-sportivnoj deyatel'nosti studentov. Teoriya ipraktika fizicheskojkul'tury. 2014; 11: 52 - 53.
2. Materialy Zasedaniya Soveta po razvitiyu fizicheskoj kul'tury i sporta ot 24.03.2014 g. Moskva, 2014.
3. Chernyanovskaya T.B., Antonyuk S.D. Massovyj sport kak instrument patrioticheskogo vospitaniya studencheskoj molodezhi. Vestnik Tambovskogo universiteta. Seriya: Gumanitarnye nauki. 2016; T. 21; № 7-8: 57 - 63.
4. Lubysheva L.I., Peshkova N.V. Analiz razvitiya studencheskogo sporta: sostoyaniya i perspektivy. Teoriya i praktika fizicheskoj kul'tury. 2014; 1: 39 - 41.
5. Zotova F.R., Fajzullin I.F. Studencheskij sport v regione: sostoyanie, problemy i perspektivy. Nauka i sport: sovremennye tendencii. 2015; T. 6; № 1 (6): 32 - 38.
6. Hazova S.A. Studencheskij sport kak sfera razvitiya konkurentosposobnosti obuchayuschihsya. Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya. 2018; 5 (72): 214 - 216.
Статья поступила в редакцию 07.02.19
УДК 371
Gadzina E.V., teaching assistant, Humanities and Education Science Academy (Branch) of V.I. Vernadsky Crimean Federal University (Yalta, Russia), E-mail: [email protected]
FORMATION OF PROFESSIONAL SKILLS OF DESIGN STUDENTS WITH THE HELP OF A METHOD OF FREE CONSTRUCTION OUT OF PAPER. The
article considers a process of formation of professional skills of design students using the method of free construction out of paper. Artistic construction has its own internal laws, determined by the laws of social development. Graphic and volume-plastic skill of the student is determined by the specific nature of the relationship of his thinking and graphic presentation. Graphic skills are a means not only of expressing thoughts, but at the same time of their education and development. Free paper design method is arranged in a system where students-designers constantly study the techniques of compounds and converting paper surfaces, become familiar with different types of compositions. The development of creative imagination of students in the process of artistic design helps to master the figurative language of each art form and acquire new skills in working with paper.
Key words: designing, skills, technical drawing, design graphics, layout, paper.
Е.В. Гадзина, ассистент каф. изобразительного искусства, методики преподавания и дизайна, Гуманитарно-педагогическая академия (филиал) Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «Крымский федеральный университет имени В.И. Вернадского», г. Ялта, E-mail: [email protected]
ФОРМИРОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ НАВЫКОВ СТУДЕНТОВ-ДИЗАЙНЕРОВ МЕТОДОМ СВОБОДНОГО КОНСТРУИРОВАНИЯ ИЗ БУМАГИ
В статье рассматривается процесс формирования профессиональных навыков студентов - дизайнеров с помощью метода свободного конструирования из бумаги. Художественное конструирование имеет свои внутренние законы, обусловленные законами общественного развития. Графическое и объемно-пластическое мастерство студента определяется специфическим характером взаимосвязи его мышления и графического изложения. Графическое мастерство является средством не только выражения мыслей, но в то же время образования и развития их. Метод свободного конструирования из бумаги выстраивается в определенную систему, где студенты-дизайнеры постоянно изучают приемы соединения и преобразования бумажных поверхностей, знакомятся с различными видами композиций. Развитие творческого воображения у студентов в процессе художественного конструирования помогает осваивать образный язык каждого вида искусства и приобретать новые навыки в работе с бумагой.
Ключевые слова: конструирование, навыки, технический рисунок, проектная графика, макет, бумага.
Рассматривая человека в единстве с окружающей средой, следует отметить, что его духовная жизнь неразрывно связана с природой и с «миром вещей», который он сам для себя создает. Предметная среда в современных условиях
оказывает большое влияние на формирование эстетического восприятия, художественно-оценочного сознания и мировоззрение человека в целом. Как отмечает технолог и эстетик искусства Р. Арнхейм, сегодня ряд проблем культуры и