Научная статья на тему 'Реализация событийного подхода в управлении формированием профессиональной позиции будущих учителей'

Реализация событийного подхода в управлении формированием профессиональной позиции будущих учителей Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
272
66
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
PROFESSIONAL POSITION / EVENT APPROACH / EDUCATIONAL EVENT / PROFESSIONAL TRAINING / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОЗИЦИЯ / СОБЫТИЙНЫЙ ПОДХОД / ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ СОБЫТИЕ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ушатикова И.И.

В условиях реформирования высшей педагогической школы необходимо акцентировать внимание на формировании педагогических ценностей, активной профессиональной позиции будущих учителей. В статье рассматривается управленческий аспект программы подготовки студентов к работе в оздоровительных лагерях в контексте формирования их профессиональной позиции с использованием событийного подхода, основой которого выступает моделирование образовательных событий, конструирование нового социально-профессионального опыта и его рефлексия будущими специалистами. Обобщенные и типизированные характеристики образовательной событийности дают возможность говорить о целесообразности применения событийного обучения в подготовке будущих учителей как одного из условий появления нового ценностного отношения студентов к будущей профессиональной деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Ушатикова И.И.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE IMPLEMENTATION OF THE EVENT APPROACH IN THE MANAGEMENT OF THE FORMATION OF THE PROFESSIONAL POSITION OF FUTURE TEACHERS

In the context of reforming the higher pedagogical school, it is necessary to focus on the formation of pedagogical values, the active professional position of future teachers. The article discusses the managerial aspect of the program for preparing students for work in recreation camps in the context of shaping their professional position using the event approach, which is based on the modeling of educational events, the design of new social and professional experience and its reflection by future specialists. The work generalizes and typifies characteristics of educational eventfulness make it possible to speak about the expediency of event-based training in the training of future teachers as one of the conditions for the emergence of a new value attitude of students to future professional activities.

Текст научной работы на тему «Реализация событийного подхода в управлении формированием профессиональной позиции будущих учителей»

РЕАЛИЗАЦИЯ СОБЫТИЙНОГО ПОДХОДА В УПРАВЛЕНИИ ФОРМИРОВАНИЕМ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОЗИЦИИ БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ

В условиях реформирования высшей педагогической школы необходимо акцентировать внимание на формировании педагогических ценностей, активной профессиональной позиции будущих учителей. В статье рассматривается управленческий аспект программы подготовки студентов к работе в оздоровительных лагерях в контексте формирования их профессиональной позиции с использованием событийного подхода, основой которого выступает моделирование образовательных событий, конструирование нового социально-профессионального опыта и его рефлексия будущими специалистами. Обобщенные и типизированные характеристики образовательной событийности дают возможность говорить о целесообразности применения событийного обучения в подготовке будущих учителей как одного из условий появления нового ценностного отношения студентов к будущей профессиональной деятельности.

Ключевые слова: профессиональная позиция, событийный подход, образовательное событие, профессиональная подготовка.

Под профессиональной позицией будущего учителя мы понимаем интегра-тивную систему ценностно-смысловых отношений личности студента к будущей профессии, выражающуюся в наличии педагогических установок, соответствующих социальных и профессиональных мотивов и стремлений к творчеству и инновациям, и определяющую поведение личности в рамках конкретной профессиональной роли. Формирование профессиональной позиции будущих учителей предусматривает организацию учебного процесса с учетом следующих особенностей, которые необходимо учитывать на практике:

- учебная работа является этапом профессионального преобразования, связанного с разрушением устоявшихся профессиональных представлений и стереотипов;

- искусство преподавателя состоит в способности построить учебный процесс с учётом научно-педагогической информированности, социального и педагогического опыта студентов, а также уровня их профессионального становления;

- на занятиях важно обеспечить условия для свободного самовыражения, в том числе эмоционального, выбора целесообразных действий в решении поставленных задач, коллективной деятельности, использования нестандартных методов, самоанализа и самооценки [1].

Такие условия обеспечивает событийный подход, основой которого выступает моделирование образовательных событий, конструирование нового социально-профессионального опыта и его рефлексия будущими специалистами.

Под событийным подходом в педагогике понимают технологию организации и осуществления значимых событий в жизни коллектива и отдельной личности. Единицей проектирования при таком подходе к организации учебного процесса является образовательное событие, которое определяется как способ инициирования активности студентов, их включения в различные формы образовательной коммуникации, формирования интереса к созданию и презентации продуктов учебной деятельности. События и событийность при условии их рефлексивного осмысления, обладая свойством актуализации активности личности, являются эффективным механизмом обеспечения управления формированием профессиональной позиции будущих учителей. Событийный подход к обучению предполагает использование образовательных технологий, включающих активные формы и методы, с помощью которых создаются необходимые условия для моделирования образовательных событий, развивающих способность прогнозировать последствия своих решений [2].

Н.В. Волкова считает, что если наполнить процесс подготовки специалиста событиями, которые его заинтересуют, то можно существенно изменить как сам учебный процесс, так и отношение к нему студента [3]. По мнению З.А. Степан-чук, любому событию предшествует учебная ситуация, которая потенциально событийна. Поскольку событийность - не жестко детерминированное, вероятностное явление, - можно сказать, что каждое событие возникает из учебной ситуации, но не каждая ситуация превращается в образовательное событие. Важно это помнить для того, чтобы избежать профанации и обесценивания образовательного события, не превратить его в подготовленное мероприятие [4].

В процессе проживания и проигрывания событий студенты не только овладевают определенной суммой теоретических знаний, но и развивают способность поиска научной информации, творческого подхода к решению профессиональных проблем, умение синтезировать информацию из разных источников, приобретают опыт научно-исследовательской деятельности. Преимущество образовательных событий, по мнению исследователей, заключается в том, что, не ломая структуры предметного знания, они активизируют действия студентов, предоставляя им свободу выбора в решении учебных проблем, стимулируя оригинальность, креативность, рефлективность, самостоятельность как важную основу инновационной деятельности современного педагога [5]. При этом необходимо учитывать то, что перестройка обучения на принципах педагогического взаимодействия и сотрудничества будет способствовать закреплению творческого стиля деятельности и общения у будущих учителей [6].

При разработке Программы подготовки студентов к работе в оздоровительных лагерях (далее - Программа) акцентировалась задача изменения позиции студентов как наблюдателей на роль активных участников и даже организаторов обучения в процессе освоения специфики и опыта организации жизнедеятельности лагеря.

Реализация Программы предусматривала проведение занятий в комплексной форме недельного «погружения», в рамках которого предполагалось:

- создание интерактивной неформально организованной и эмоционально насыщенной творческой атмосферы;

- предоставление права выбора студентами форм воспитательной работы для их практического освоения;

- приобретение участниками опыта целеполагания, рефлексии, само- и взаимооценки;

- выполнение совместной творческой деятельности, работы в команде;

- выявление студентами новых граней своей личности;

- сочетание педагогического влияния с педагогическим взаимодействием в системе отношений преподавателя и студентов.

Мы исходили из того, что будущих учителей важно научить: анализу педагогических фактов и явлений; проектированию результата в соответствии с исходными данными. [7]; анализу средств достижения поставленных задач; планированию, конструированию и реализации воспитательного процесса; критической оценке полученных результатов; постановке новых проблем [8].

Механизмом управления действиями студентов стало моделирование событийно-ролевых ситуаций в профессиональной подготовке, что способствовало: закреплению у будущих учителей навыков анализа педагогических явлений, овладению технологией решения педагогических задач, а также выбора оптимального сочетания форм и методов педагогического взаимодействия для достижения поставленных целей.

В тренинги и практикумы Программы, предусматривающие овладение навыками конкретной действий в работе с детьми, включались событийно-ролевые ситуации, что позволяло будущим учителям использовать педагогическую теорию как инструмент практического действия, развивать творческий подход к решению педагогических задач, используя преимущественно демократический стиль общения. Использование таких интерактивных форм организации занятий как решение кейсов, имитационные и ролевые игры, драматизация, обеспечивало продуктивность трансформации профессионально-педагогических знаний в инструмент практических действий.

Предметное знание, по мнению ПЕ. Соловьева, может стать средством самореализации сущностных сил студента, содержать в себе потенциал развития способностей своевременно ориентироваться и адекватно действовать в разнообразных, часто проблемных, профессиональных ситуациях [9].

Качество профессиональной компетентности обуславливается структурной организацией учебного материала Программы на таких принципах, как:

- принцип диалога, который позволяет вспоминать, оценивать, сопоставлять, обобщать в процессе изучения теории;

- принцип эмоционально-рационального анализа, который определяет структурирование учебной информации в форме педагогических ситуаций, позволяет эмоционально пережить, осознать, преобразовать её в соотношении с этапами: первого представления, эмоционального сочувствия и научного осмысления;

- принцип научного плюрализма, который позволяет получать знания в развитии, динамике, с опорой на разные подходы к решению учебных проблем;

- принцип информационно-аналитической работы, предусматривающий систему задач по преобразованию педагогической информации: ее сжатие, перекомпоновку, выделение основных идей, теорий, их оценку [10].

Реализация этих принципов в управлении учебным процессом в высшей школе обусловлена уровнем управленческой культуры преподавателя высшей школы. Готовность преподавателя к управленческим действиям способствует свободному обмену мыслями, рациональному решению учебных проблем, стимулирует творчество и ответственность за принятие решений.

При разработке Программы мы исходили из того, что процессу подготовки студентов к работе в оздоровительных лагерях важно придать профессиональную направленность, поставить каждого в такую учебную ситуацию, где он мог бы быть активным, свободным в выборе способов действий и решения учебных задач. Такие условия стимулируют развитие интеллектуально-творческого потенциала, овладение технологиями и опытом педагогической деятельности, обеспечивают расширение педагогического кругозора. Планирование, организация и проведение учебных занятий Программы предполагают реализацию студентом различных функций, присущих педагогической деятельности в процессе проживания ролей в группе и индивидуально. Это позволяет ему проявлять активность, подстраивать свои индивидуально-психологические особенности для решения поставленных целей, осваивать творческий стиль деятельности.

В процессе проигрывания событийно-ролевых ситуаций осуществляется переосмысление педагогической теории в плане профессиональных перспектив и повышается ее значимость в профессиональном развитии будущих учителей.

При этом учебная деятельность становится не только формой усвоения педагогической теории, но и формой реализации профессионально-педагогических норм в отношениях с другими участниками событийно-ролевой ситуации.

Саморегуляция в ходе проигрывания различных ролей осуществляется на основе знаний профессионально-педагогических категорий и в рамках профессионально-этических норм, что имеет большую значимость для формирования профессиональной позиции будущих учителей. В ходе имитационного освоения деятельности обеспечивается мотивация овладения педагогическими знаниями и творческим стилем деятельности. В ролевой деятельности будущими учителями определяются ценностные ориентиры их профессионально-нравственного поведения. Выполняя роли, будущий учитель овладевает умением оценивать не только результаты своих действий или способов их реализации,

Библиографический список

но и свои качества и действия других участников событийно-ролевой ситуации как профессионалов.

Таким образом, ценность событийного подхода к обучению заключается в том, что соответствующие условия, в которые попадает обучающийся, требуют от него:

- социальной активности, выработки личностной позиции;

- соответствующих поступков, в которых отображаются отношения и переживания личности;

- корректирования индивидуальной жизненной философии, сквозь призму которой личность осмысливает мир и свое место в нем.

При этом студент вынужден не просто воспринять полезную для его будущей профессиональной деятельности информацию, а «пропустить ее через себя». Обобщенные и типизированные характеристики образовательной событийности дают возможность говорить о целесообразности применения событийного обучения в подготовке будущих учителей как одного из условий появления нового ценностного отношения студентов к будущей профессиональной деятельности, открытия ее нового содержания и смыслов.

1. Борытко Н.М. Педагог в пространствах современного воспитания. Науч. ред. Н.К. Сергеев. Волгоград, 2001.

2. Троицкий Ю.Л. Событие как образовательная стратегия. Событийность в образовательной и педагогической деятельности. 2010; Вып. 1 (43): 87 - 94.

3. Волкова Н.В. Место и роль образовательных событий в подготовке студентов к инновационной педагогической деятельности. Вестник Томского государственного университета. 2010; № 7 (336): 156 - 161.

4. Степанчук З.А. Событийность образовательного процесса в начальной школе. Педагогическое мастерство. Москва, 2012: 140 - 143.

5. Событийность в образовательной и педагогической деятельности. Под редакцией Н.Б. Крыловой, М.Ю. Жилиной. Саратов, 2010.

6. Коротаева Е.В. Педагогика взаимодействий. Екатеринбург, 1999.

7. Дрозд К.В. Актуальные вопросы педагогики и образования: воспитательный аспект. Владимир, 2015.

8. Громкова М.Т. Педагогика высшей школы. Москва, 2015.

9. Соловьев ГЕ. Специфика средового, событийного и ситуативного подходов в педагогике. Средовой подход к обучению иностранным языкам по новым технологиям. Ижевск, 2006; Ч. 2: 24 - 26.

10. Савельева С.С. Педагогические условия формирования профессиональной компетентности учителя в образовательном процессе вуза: монография. Коломна, 2012.

References

1. Borytko N.M. Pedagog vprostranstvah sovremennogo vospitaniya. Nauch. red. N.K. Sergeev. Volgograd, 2001.

2. Troickij Yu.L. Sobytie kak obrazovatel'naya strategiya. Sobytijnost' v obrazovatel'noj i pedagogicheskoj deyatel'nosti. 2010; Vyp. 1 (43): 87 - 94.

3. Volkova N.V. Mesto i rol' obrazovatel'nyh sobytij v podgotovke studentov k innovacionnoj pedagogicheskoj deyatel'nosti. VestnikTomskogogosudarstvennogo universiteta. 2010; № 7 (336): 156 - 161.

4. Stepanchuk Z.A. Sobytijnost' obrazovatel'nogo processa v nachal'noj shkole. Pedagogicheskoe masterstvo. Moskva, 2012: 140 - 143.

5. Sobytijnost' v obrazovatel'noj i pedagogicheskoj deyatel'nosti. Pod redakciej N.B. Krylovoj, M.Yu. Zhilinoj. Saratov, 2010.

6. Korotaeva E.V. Pedagogika vzaimodejstvij. Ekaterinburg, 1999.

7. Drozd K.V. Aktual'nye voprosy pedagogiki i obrazovaniya: vospitatel'nyj aspekt. Vladimir, 2015.

8. Gromkova M.T. Pedagogika vysshej shkoly. Moskva, 2015.

9. Solov'ev G.E. Specifika sredovogo, sobytijnogo i situativnogo podhodov v pedagogike. Sredovoj podhod k obucheniyu inostrannym yazykam po novym tehnologiyam. Izhevsk, 2006; Ch. 2: 24 - 26.

10. Savel'eva S.S. Pedagogicheskie usloviya formirovaniya professional'noj kompetentnosti uchitelya v obrazovatel'nom processe vuza: monografiya. Kolomna, 2012.

Статья поступила в редакцию 08.02.19

УДК 378.6

Faizullin I.F., Cand. of Sciences (Pedagogy), Vice-Rector for Administrative Work and Social Development, Volga Region State Academy of Physical Culture,

Sports and Tourism (Kazan, Russia), E-mail: l.Fayzullin@sportacadem.ru

THE USE OF EDUCATIONAL POTENTIAL OF MASS STUDENT SPORT IN THE PROCESS OF PROFESSIONAL TRAINING OF STUDENTS OF VARIOUS SPECIALTIES. The realities of modern society require that physical culture and sport be present in the life of an individual for as long as the existing conditions and, in particular, the education system allow. A high level of physical health largely determines the condition of not only a specific person, but also of society as a whole. In this regard, it is reasonable to conclude that this research direction is actively cultivated by many scientists who are seeking to increase the level of human potential. Thus, the article discusses possible vectors of educational institutions, aimed at the development and popularization of physical culture and sports among students. Using the example of the Republic of Tatarstan, technologies and methods for achieving the goal are discussed, and statistical data are provided on some aspects of the development of physical culture in educational institutions in the region.

Key words: physical culture and sports, student sport, mass sport, healthy lifestyle.

И.Ф. Файзуллин, канд. пед. наук, проректор по административной работе и социальному развитию, Поволжская государственная академия

физической культуры, спорта и туризма, г. Казань, E-mail: I.Fayzullin@sportacadem.ru

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПОТЕНЦИАЛА МАССОВОГО СТУДЕНЧЕСКОГО СПОРТА В ПРОЦЕССЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ СТУДЕНТОВ РАЗЛИЧНЫХ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ

Реалии современного общества требуют того, чтобы физическая культура и спорт присутствовали в жизни индивидуума так долго, насколько это позволяют существующие условия и, в частности, система образования. Высокий уровень физического здоровья во многом определяет состояние не только конкретного человека, но и общества в целом. В связи с этим резонно заключить, что данное исследовательское направление активно культивируется многими учеными, преследующими цель повышения уровня общечеловеческого потенциала. Так, в статье рассматриваются возможные векторы деятельности образовательных учреждений, направленные на развитие и популяризацию физической культуры и спорта среди студентов. На примере Республики Татарстан обсуждаются технологии и методы достижения поставленной цели, а также предоставляются статистические данные по некоторым аспектам развития физической культуры в учебных заведениях данного региона.

Ключевые слова: физическая культура и спорт, студенческий спорт, массовый спорт, здоровый образ жизни.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.