Научная статья на тему 'Педагогические условия формирования профессиональной позиции будущего учителя в процессе специальной подготовки в педагогическом колледже'

Педагогические условия формирования профессиональной позиции будущего учителя в процессе специальной подготовки в педагогическом колледже Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
775
72
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОЗИЦИЯ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОЗИЦИЯ БУДУЩЕГО УЧИТЕЛЯ / СПЕЦИАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА / ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ / ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОЗИЦИИ БУДУЩЕГО УЧИТЕЛЯ / FUTURE TEACHER’S PROFESSIONAL POSITION / PEDAGOGIC CONDITIONS OF DEVELOPMENT OF FUTURE TEACHER’S PROFESSIONAL POSITION / PROFESSIONAL POSITION / SPECIAL TRAINING / PEDAGOGIC CONDITIONS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Литовка Елена Петровна

Обосновывается актуальность формирования профессиональной позиции будущего учителя в процессе специальной подготовки в педагогическом колледже в условиях интеграции Украины в Европейское образовательное пространство. Характеризуются влияние профессиональной подготовки в педагогическом колледже на позицию будущего специалиста, педагогические условия ее формирования, потенциал методов и способов реализации предложенных педагогических условий, направленный на развитие всех компонентов профессиональной позиции будущего учителя.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Литовка Елена Петровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

There is substantiated the urgency of formation of future teacher’s professional position in the course of special training at a pedagogical college in the conditions of integration of the Ukraine into the European educational space. There is characterized the influence of professional training at a pedagogical college on the position of a future specialist. There are substantiated the pedagogic conditions of formation of future teacher’s professional position. There is emphasized the potential of the methods and the ways of implementation of the suggested pedagogic conditions directed at the development of all the components of future teacher’s professional position.

Текст научной работы на тему «Педагогические условия формирования профессиональной позиции будущего учителя в процессе специальной подготовки в педагогическом колледже»

- известия ВГПУ. ПЕд

3. Dolgorukov A.M. Metod case-study kak sovremennaja tehnologija professional'no-orien-tirovannogo obuchenija. URL: http://evolkov.net/case/ case.study.html (data obrashhenija: 12.12.2014).

4. Ekimova V.I. Kejs-metod v vysshej shkole. Problemy primenenija i ocenki jeffektivnosti // Sovremennaja zarubezhnaja psihologija. 2014. T.3. №»1. S. 86-97. URL : http://elibrary.ru (data obrashhenija: 12.12.2014).

5. Il'in V.S. O koncepcii celostnogo uchebno-vospitatel'nogo processa // Metodologicheskie osnovy sovershenstvovanija uchebno-vospitatel'nogo processa. Volgograd, 1981.

6. Kaunov A.M. Sovremennye tehnologii i metody obuchenija pri perehode na kompetentnostnuju model' v obrazovanii. Napravlenie «Tehnologicheskoe obrazovanie»: ucheb. posobie. Volgograd: Izd-vo VGPU «Peremena», 2008.

7. Matjash N.V. Proektnyj metod obuchenija v sisteme tehnologicheskogo obrazovanija // Pedagogika: nauch.-teor. zhurn. 2000. №4. S. 38-43.

8. Melehova A.A. Jekskursii kak dejatel'nostnyj princip organizacii obuchenija uchenikov mladshej shkoly // Psihologija i pedagogika: metodika i problemy prakticheskogo primenenija. 2009. №8. S.276-281.

9. Padikova M.V. Proektnaja dejatel'nost' v shkole obuchenija. URL : http://festival.1september.ru/ articles/624317/ (data obrashhenija: 12.01.2015).

10. Polat E.S., Buharkina M.Ju., Moiseeva M.Ju., Petrov A.E. Novye pedagogicheskie i informacionnye tehnologii v sisteme obrazovanija. M.: Akademija, 2001.

11. Fursova E.V. Sushhnostnye harakteristiki tehnologicheskoj kul'tury uchitelej tehnologii i predprinimatel'stva // Izv. Volgogr. gos. ped. un-ta. Ser.: Pedagogicheskie nauki. 2014. №1 (48). S.21-25.

12. Federal'nyj gosudarstvennyj obrazovatel'nyj standart osnovnogo obshhego obrazovanija ot 17.12.2010. №1897 (ljuboe izd.).

System of means of the technological culture development of future technology and entrepreneurship teachers

There are considered the choice and organization principles of the system of pedagogical means of development of the technological culture of future technology and entrepreneurship teachers. There is shown the influence of the system of means on formation of future technology and entrepreneurship teachers' personal qualities.

Key words: business games, case study, method of projects, principles of necessity, optimality, systemic organization, production tour, system of means, technological culture.

(Статья поступила в редакцию 10.03.2015)

гогичЕскиЕ науки -

Е.П. литоВКА (лисичанск, украина)

педагогические условия формирования профессиональной позиции будущего учителя в процессе специальной подготовки

в педагогическом колледже

Обосновывается актуальность формирования профессиональной позиции будущего учителя в процессе специальной подготовки в педагогическом колледже в условиях интеграции Украины в Европейское образовательное пространство. Характеризуются влияние профессиональной подготовки в педагогическом колледже на позицию будущего специалиста, педагогические условия ее формирования, потенциал методов и способов реализации предложенных педагогических условий, направленный на развитие всех компонентов профессиональной позиции будущего учителя.

Ключевые слова: профессиональная позиция, профессиональная позиция будущего учителя, специальная подготовка, педагогические условия, педагогические условия формирования профессиональной позиции будущего учителя.

Динамические изменения в экономической ситуации и на рынке труда свидетельствуют о растущих требованиях к будущим учителям, способным к непрерывному развитию и личностному росту. При этом актуальным остается вопрос поиска эффективных средств развития профессионально значимых качеств, адекватных активной педагогической позиции будущих учителей. Это обуславливает необходимость разработки педагогических условий формирования профессиональной позиции будущего учителя в процессе специальной подготовки в педагогическом колледже.

В исследованиях зарубежных и отечественных ученых изучаются различные стороны профессиональной позиции, которую рассматривают как интегральное свойство личности (К. Альбуханова-Славская, Л. Анциферова, А. Асмолов, Б. Братусь и др.); как способ реализации базовых личностных ценностей в ее взаимодействии с окружающими (Е. Исаев, В. Сло-бодчиков, А. Григорьева и др.); как структурную

© Литовка Е.П., 2015

- ПЕДАГОГИКА ПРОФЕССИ

часть компетентности личности (А. Коршунов, А. Лебедев, В. Монтатов и др.); как движущую силу активности личности (И. Исаев, А. Мищенко, В. Сластенин, Е. Шиянов и др.).

В то же время проблема разработки педагогических условий формирования профессиональной позиции будущего учителя в процессе специальной подготовки в педагогическом колледже не нашла достаточного отражения в современных исследованиях.

Целью статьи являются анализ и обобщение научных подходов к определению сущности понятий «педагогические условия», «педагогические условия формирования профессиональной позиции будущего учителя» и их обоснование.

Исследование проблемы разработки педагогических условий формирования профессиональной позиции будущего учителя в процессе специальной подготовки в педагогическом колледже предусматривает осуществление тщательного анализа понятий «условие», «педагогическое условие».

В информационно-справочной литературе дефиниция «условие» трактуется как категория философии, определяющая отношение предмета к окружающим явлениям, без которых невозможно его существование; наличие обстоятельств, от которых зависят возникновение, существование и развитие предметов или явлений; как составляющая ряда объектов [7]. В психолого-педагогической научной литературе «условие» рассматривается как обстоятельство, от которого зависят определенные действия или явления; как обстановка, в которой определенные действия или явления происходят. Понятие «педагогические условия» определяется как комплекс обстоятельств или возможностей, от которых зависят функционирование и динамика определенной педагогической системы (И. Исаев [4] и др.); как факторы развития педагогической системы и эффективности педагогического процесса (А. Назаренко [6]); как результат подбора и удачной организации приемов, методов и форм обучения для достижения определенной цели (Е. Андриенко); как обстоятельства учебно-воспитательного процесса, обеспечивающие его результативность (А. Новиков); как внешние обстоятельства и факторы эффективного воздействия на педагогический процесс, сконструированные педагогом с целью усовершенствования этого процесса (Н. Борытко). Следует отметить, что во всех представленных определениях есть общая черта: педагогические условия трактуются как

[АЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ -

факторы положительного влияния на протекание педагогических процессов или функционирование педагогических систем с целью повышения их результативности.

В рамках нашего исследования под педагогическими условиями формирования профессиональной позиции будущего учителя мы понимаем интегральное единство методов, приемов и форм педагогического воздействия, обеспечивающих эффективность процесса формирования профессиональной позиции будущего учителя.

Определяя содержание педагогических условий формирования профессиональной позиции будущего учителя в процессе специальной подготовки в педагогическом колледже, мы ориентировались на то, что позиция педагога должна отображать ценностное отношение к ученикам, проявляющееся в профессиональной и личностной значимости для учителя ценности развития его воспитанников. Это утверждение основывается на современных научно-педагогических исследованиях по проблемам становления личности педагога-профессионала [2], в которых подчеркивается важный аспект направления содержания профессиональной подготовки педагога в гуманистически-субъектный вектор. При этом важно, чтобы педагог выступал активным субъектом педагогической деятельности и осуществлял взаимодействие с участниками образовательного процесса в субъект-субъектной парадигме; имел высокий уровень профессиональной компетентности, культуры труда и общения; сформированное профессионально-педагогическое сознание; умения и навыки проектирования и творческого преобразования своей деятельности и деятельности школьников.

При определении педагогических условий формирования профессиональной позиции будущего учителя в процессе специальной подготовки в педагогическом колледже мы опирались на фундаментальные положения субъектного (К. Абульханова-Славская, С. Рубинштейн, Б. Сосновский и др.), деятельностно-го (В. Давыдов, А. Леонтьев и др.), личност-но ориентированного (И. Якиманская и др.) и аксиологического (О.Бодалев, Е. Гришин, Н. Никандров и др.) подходов; научные положения о гуманистической центрации педагогического сознания, проявляющейся в ценностном отношении будущих педагогов к детям (Г.Абрамова, А. Запорожец, В. Зинченко, Л. Лузянин, В. Мухина и др.); основные положения концепции становления личности учи-

- ИЗВЕСТИЯ ВГПУ. ПЕ,

теля, педагога-профессионала (А. Маркова, Л. Митина, Р. Немов, А. Орлов, С. Степанов и др.); теории совершенствования профессиональной подготовки будущих педагогов (А. Вербицкий, Е. Климов и др.); учения о мотивации как стимулировании к действию (С. Рубинштейн, Б. Дадонов, X. Хеккаузен и др.); субъектно-личностной концепции К. Абульхановой-Славской; концептуальные основы теории модерации как средства нестандартной организации процесса взаимодействия субъектов образовательно-педагогической деятельности (Г.Хаусман, X. Штюрмер, Н. Кирий и др.); теоретико-практические основы применения коучинговых технологий в педагогическом образовании (Дж. Уитмор, А. Дмитриева, Д. Ненашев и др.).

Опираясь на теоретико-методологические данные, полученные в ходе исследования, мы пришли к выводу, что формирование профессиональной позиции будущего учителя в процессе специальной подготовки в педагогическом колледже будет возможным при становлении положительной профессиональной мотивации и системы ключевых педагогических ценностей у будущего учителя средствами ан-тропных технологий (коучинга и модерации); актуализации субъект-субъектного взаимодействия участников образовательной среды педагогического колледжа для усиления личностной обусловленности процесса специальной подготовки будущих учителей; организации педагогической практики по принципу «Опыт - тактика - рефлексия - использование» (ОТРИ).

Первое педагогическое условие направлено на развитие ценностно-мотивационного компонента профессиональной позиции будущего учителя. Его реализация предусматривает ознакомление студентов педагогического колледжа с основными профессионально-педагогическими ценностями, где высшей ценностью выступает человек - ученик как субъект развития; предоставление будущим учителям помощи в выборе личностно значимой системы ценностей и смыслов и формирование на этой основе адекватной профессионально-педагогической мотивации, результатом которой станут активная педагогическая позиция, ценностное отношение к ученику как к субъекту деятельности. Работу со студентами следует строить таким образом, чтобы ценность, которая усваивается, осознанно воспринималась ими и переходила в потребность.

Основой формирования системы профессионально-педагогических ценностей и моти-

ГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ -

вации будущих учителей нами избраны средства коучинга и модерации.

Модерация (от лат. moderare - смягчение, сдерживание, умеренность) представляет собой технику организации интерактивного общения, которая позволяет более качественно структурировать и сделать более целенаправленной групповую работу; организовывать ее в режиме сотрудничества при соблюдении равноправия ее всех участников [3]. Целью модерации является достижение эффективного уровня коммуникации путем планирования и стимулирования активности участников процесса сотрудничества на демократических началах; выработка у участников этого процесса определенной позиции по заявленной проблеме. Для реализации основных положений теории модерации в аспекте формирования ценностного отношения студентов к овладению педагогической профессией существует ряд эффективных техник, методов и приемов работы, таких как брейнрай-тинг, "Clustem", "Mind-mapping", «выращивание идеи», проблематизация, критика и др. В частности, эффективны такие приемы моде-рации, как выращивание идей, проблемати-зация, критика, "Clustem" и "Mind-mapping", которые заключаются в достраивании, развитии, развертывании мысли и идеи, гипотезы по проблемам формирования педагогической позиции студентов путем ассоциаций, обоснования и поиска доводов «за». Работу по формированию ценностного отношения студентов педагогического колледжа к овладению будущей профессией средствами модерации целесообразно организовывать и в формах семинаров, творческих мастерских, обсуждения, конференций, дискуссий и др. на основе соблюдения таких принципов модерации, как постоянное обращение непосредственно к личности; активизация аудитории; применение конкретных, а не абстрактных обозначений; точность и краткость формулировок; открытость вопросов [8]. При таких условиях совместная деятельность преподавателя (модератора) и студента соответствует построению процесса педагогической коммуникации на субъект-субъектных началах и приводит к развитию у студента навыков самоуправления. Исходя из этого, мы понимаем модерацию как такую организацию педагогического сотрудничества преподавателей и студентов колледжа, при которой у студентов формируется адекватная система профессионально-педагогических ценностей и мотивов на основе живого общения в групповом взаимодействии. При этом модера-

торами могут выступать не только преподаватели, но и сами студенты.

Весомым средством практической реализации модеративного принципа в аспекте формирования ценностного отношения студентов к педагогической профессии являются коучин-говые технологии. Коучинг (от англ. coaching -обучение, тренировки) представляет собой такую технологию, которая способствует сбалансированности сотрудничества в команде на основе целенаправленного и динамического построения процесса коммуникации участников с целью достижения определенных целей и результатов [5]. Коучинг, направленный на формирование системы профессионально-педагогических ценностей и мотивов, мы понимаем как тренинг самореализации, организованный в форме беседы, в которой тренер (коуч) отвечает за успешность и результативность беседы, а собеседник - за ее содержательное наполнение. Коучинг решает проблему отсутствия мотивации. Основная особенность коучинга - содействие тому, чтобы студент сам научился, а не обучение его.

Таким образом, применение коучинга и модерации в процессе формирования профессиональной позиции будущего учителя позволит повысить мотивированность студентов к обучению: будет способствовать устойчивому закреплению жизненных, общественно значимых и профессионально-педагогических ценностей и восприятию студентом педагогических ценностей как личностных; позволит раскрывать и развивать способности студентов; будет способствовать их качественному образованию.

Разрабатывая второе педагогическое условие формирования профессиональной позиции будущего учителя в процессе специальной подготовки в педагогическом колледже (актуализация субъект-субъектного взаимодействия участников образовательной среды педагогического колледжа для усиления личностной обусловленности процесса специальной подготовки будущих учителей), мы опирались на фундаментальные положения субъектно-деятельностного подхода (Б. Ананьев, А. Леонтьев, С. Рубинштейн и др.), который позволяет рассматривать активность и самостоятельность студента в процессе профессиональной подготовки в педагогическом колледже как ключевые условия формирования профессиональной позиции будущего учителя, поскольку именно в процессе деятельности студенты выступают субъектами собственного личностно-профессионального развития. Практическая реализация субъектно-

деятельностного подхода предполагает включение будущих учителей в различные виды педагогической практики (обзорную, проведение воспитательных часов, пробные уроки, практика в детских оздоровительных лагерях, первые дни ребенка в школе, государственная практика). Применение субъектно-деятельностного подхода в формировании профессиональной позиции будущего учителя позволит студентам осознанно осуществлять регуляцию своей деятельности (ставить цели деятельности, планировать ее, анализировать и корректировать), закреплять знания, полученные в процессе учебной деятельности, вырабатывать профессионально-педагогические умения и навыки, необходимые для утверждения профессиональной позиции будущего учителя с учетом принципов активности, инициативности, самостоятельности, диалогич-ности и творчества в профессиональной подготовке педагогов. Не менее важными в этом ключе выступают основополагающие аспекты рефлексивного подхода, предполагающие фиксирование будущими учителями состояния своего профессионального развития и саморазвития, профессионального поведения и позиции в этом поведении. Реализация рефлексивного подхода в формировании профессиональной позиции будущего учителя происходит путем постоянного включения студентов в рефлексивный анализ педагогической деятельности и собственной профессиональной позиции в этой деятельности. Это делается с целью помочь будущему специалисту познать себя и выбрать лучшие стороны в себе для дальнейшего профессионального роста. не менее эффективным методом реализации рефлексивного подхода выступает применение методики самоанализа, построенной на ряде опорных вопросов. Такие несложные приемы помогут преподавателям легко выявить пробелы в знаниях студентов по конкретным учебным дисциплинам, недостаточность развития определенных профессионально-педагогических способностей.

Определяя эффективные подходы к реализации третьего педагогического условия формирования профессиональной позиции будущего учителя в процессе специальной подготовки в педагогическом колледже (организация педагогической практики по принципу отрИ), мы обратились к феномену антроп-ных технологий. Антропные технологии - это технологии, центрированные на личности как на базовой ценности, социальной и духовной сущности человека-деятеля. Главная цель ан-

тропных технологий - многоаспектное развитие личности. Они представляют собой структурированный синтез методов организации и проведения обсуждения, семинаров, дискуссий, тренингов, мини-конференций и др. с учетом возможностей визуализации этих процессов техническими или другими средствами и обязательного равноправия всех участников. В ракурсе решения проблемы нашего исследования антропные технологии рассматриваются как системный метод создания, применения и определения всего процесса формирования профессиональной позиции будущих учителей на основе учета технических и человеческих (антропологических) ресурсов и взаимодействия по оптимизации форм профессиональной подготовки студентов в педагогическом колледже. Антропные технологии позволяют активизировать студентов на занятиях, способствуют развитию их самостоятельности, формированию ключевых компетенций и способностей, важных для становления профессиональной позиции будущих специалистов.

Ярким примером антропоориентирован-ных технологий в педагогическом образовании выступает технология ОтРИ. Она является важной для нашего исследования в ракурсе построения практической деятельности студентов педагогического колледжа и применяется при организации взаимодействия в малых группах. Группа получает задание и обменивается опытом по поставленной проблеме, собирает своеобразный «банк начальных идей»; соотнеся поставленную проблему с предложенными путями ее решения, группа разрабатывает тактику (находит способ) ее решения и апробирует принятое решение на практике; на этапе рефлексии группа оценивает полученный результат и пути его достижения, личный вклад каждого участника в результат группового взаимодействия; на этапе применения апробируется устоявшаяся стратегия использования созданной успешной модели взаимодействия по решению конкретной задачи или задач, идентичных ей, в реальных условиях деятельности и (при необходимости) разыгрывается педагогическая ситу-ация.Такая тактика целесообразна для нашего исследования, ведь подготовка студентов к педагогической практике и ее непосредственное прохождение представляют собой постоянное взаимодействие в малых группах - системах «преподаватель-методист - студенты», «будущий учитель - ученики» и др. В первом случае идет консультирование студентов, т.е. их непосредственная теоретико-методическая

подготовка к педагогической практике, во втором - процесс педагогической практики в реальных условиях.

Реализация принципа ОТРИ в процессе формирования профессиональной позиции будущих учителей происходит следующим образом:

1. Опыт. Студенты, получив тему урока, консультацию школьного учителя и преподавателя-методиста, обмениваются взглядами по содержательной и методической организации урока, создают «банк педагогических идей».

2. Тактика. Студенты соотносят данную тему урока, возраст учащихся, психологические особенности конкретного класса и организационные аспекты работы в конкретном классе (предварительно обсудив их с классным руководителем) и представленные предложения, интегрируют их и разрабатывают тактику проведения урока; проводят урок.

3. Рефлексия. По окончании урока студенты оценивают полученный результат, выбранную тактику проведения урока, степень участия каждого в педагогическом взаимодействии путем самоанализа, группового анализа и сопоставления их результатов. Делаются соответствующие выводы.

4. Использование. Если тактика проведения урока (подход к построению изложения содержания материала, подобранные методы и приемы работы с детьми, форма проведения занятия, тип профессионально-педагогической позиции и др.) оказалась эффективной для конкретного учебного предмета и детей конкретного возраста, то результат сохраняется в виде разработки урока в общей методической копилке библиотеки педагогического колледжа, чтобы студенты других подгрупп (на практике студенты часто делятся на подгруппы) и групп могли опираться на опыт своих предшественников.

Таким образом, принцип ОТРИ дает возможность будущим учителям получать практический опыт на диалогических началах, развивать и укреплять на этой основе собственную профессиональную позицию.

Согласно определенным теоретическим подходам к сущности третьего педагогического условия формирования профессиональной позиции будущих учителей, важным аспектом решения этой проблемы является обращение к теоретико-практическим основам самоменеджмента и тайм-менеджмента. Самоменеджмент и тайм-менеджмент заключаются в использовании результативных методов организации работы на основе опоры на лич-

ностные ресурсы. Овладение навыками самоменеджмента и тайм-менеджмента позволит сформировать у студентов педагогического колледжа умения самоорганизации, самоанализа и самоконтроля в процессе педагогической практики.

С целью развития различных аспектов профессиональной позиции будущих учителей целесообразно применять различные техники и приемы самоменеджмента и тайм-менеджмента, такие как постановка целей по схеме SMART (от англ. specific - конкретность, measurable - измеримость, attainable -досягаемость, relevant - релевантность, time-bounded - определенность). Этот прием позволит более профессионально формулировать цели при становлении различных сторон педагогической позиции студентов в строгом соответствии с основными задачами этого процесса; техника "Todolist" - составление списка задач или запланированных действий в письменной ранговой форме "АВС", где А - жизненно важные задачи, В - жизненные приоритеты, С - несущественно важные дела. Этот прием идеально подходит для составления конспектов пробных уроков как своеобразная система ранжирования учебного материала от важного к менее существенному. Кроме того, с помощью такого приема организации и распределения времени студент может быстро спланировать свои действия на уроке при подборе методов и приемов преподавания.

При организации практической деятельности по принципу ОТРИ применяются приемы бенчмаркинга в деятельности студентов с целью равнения на лучший результат [1]. Студенты изучают передовой опыт успешных учителей, оценивают его эффективность и актуальность для условий настоящего и сравнивают для определения лучших ориентиров для собственной деятельности, применяют его на практике. Кроме того, студенты имеют возможность оценивать и опыт друг друга, создавая ситуации конкуренции и успеха.

Таким образом, бенчмаркинг представляет собой процесс определения, понимания и адаптации, оценки и сопоставления существующих примеров успешной деятельности с целью улучшения собственной работы. Бенчмар-кинг способствует пониманию деталей собственных процессов управления профессиональной позицией; анализу деятельности других студентов; сравнению результатов других студентов с результатами рассматриваемого передового педагогического опыта.

Обобщая вышеизложенное, отметим, что определенный нами комплекс педагогических

условий направлен на активизацию каждого студента в процессе формирования собственной педагогической позиции на основе осмысления учебно-профессиональной деятельности, себя в этой деятельности и своей позиции по отношению ко всем сторонам педагогической действительности.

Список литературы

1. Багиев Г. Л., Тарасевич В.М., Анн X. Маркетинг: учебник для вузов. СПб. : Питер, 2008.

2. Беспалько В.П. Слагаемые педагогической технологи. М.: Педагогика, 1989.

3. Браунек Т., Урбанек Р., Циммерманн Ф. Методическая копилка. Новые идеи и примеры для мо-дерации / пер. на рус. яз. под науч. ред. М.Н. Костиковой. Зост, 1997.

4. Исаев И.Ф. школа как педагогическая система : основы управления. Белгород : Изд-во БГУ, 1997.

5. Мескон М.Х., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента: пер. с англ. М .: Дело, 199б.

6. Назаренко А.И. Организационно-педагогические условия обеспечения последовательности в обучении детей дошкольного и младшего школьного возраста : автореф. дис. ... канд. пед. наук : 13.00.09. Кривой Рог, 2002.

7. Ожегов С. И. Словарь русского языка / [под ред. Н. Ю. Шведовой]. М. : Рус. яз., 198б.

8. Редько Л.Л. и др. Педагогическая антропология: метод. реком. / под ред. Л. Л. Редько, E. Н. Шиянова, E. Г. Пономарева. Ставрополь:

«Бюро новостей», 2007. ISBN 978-5-91090-027-5. * * *

1. Bagiev G. L., Tarasevich V.M., Ann H. Marketing: uchebnik dlja vuzov. SPb. : Piter, 2008.

2. Bespal'ko V.P. Slagaemye pedagogicheskoj tehnologi. M.: Pedagogika, 1989.

3. Braunek T., Urbanek R., Cimmermann F. Metodicheskaja kopilka. No-vyeidei i primery dlja moderacii / per. na rus. jaz. pod nauch. red. M.N. Kostikovoj. Zost, 1997.

4. Isaev I.F. Shkola kak pedagogicheskaja sistema : osnovy upravlenija. Belgorod : Izd-vo BGU, 1997.

5. Meskon M.H., Al'bert M., Hedouri F. Osnovy menedzhmenta: per. s angl. M .: Delo, 199б.

6. Nazarenko A.I. Organizacionno-pedagogiches-kie uslovija obespechenija posledovatel'nosti v obuchenii detej doshkol'nogo i mladshego shkol'nogo vozrasta : avtoref. dis. ... kand. ped. nauk : 13.00.09. Krivoj Rog, 2002.

7. Ozhegov S. I. Slovar' russkogo jazyka / [pod red. N. Ju. Shvedovoj]. M. : Rus. jaz., 198б.

8. Red'ko L.L. i dr. Pedagogicheskaja antropologija: metod. rekom. / pod red. L. L. Red'ko, E. N. Shijanova, E. G. Ponomareva. Stavropol': «Bjuro no-vostej», 2007. ISBN 978-5-91090-027-5.

Pedagogic conditions of development of future teacher's professional position in the course of special training at a pedagogical college

There is substantiated the urgency of formation of future teacher's professional position in the course of special training at a pedagogical college in the conditions of integration of the Ukraine into the European educational space. There is characterized the influence of professional training at a pedagogical college on the position of a future specialist. There are substantiated the pedagogic conditions of formation offuture teacher's professional position. There is emphasized the potential of the methods and the ways of implementation of the suggested pedagogic conditions directed at the development of all the components offuture teacher's professional position.

Key words: professional position, future teacher's professional position, special training, pedagogic conditions, pedagogic conditions of development of future teacher's professional position.

(Статья поступила в редакцию 16.02.2015)

н.С. субочев, е.в. ковшикова

(Волгоград)

исходный уровень знаний студентов и слушателей как фактор интерактивного обучения

Рассматриваются возможности применения информации об исходном уровне знаний студентов старших курсов и слушателей курсов переподготовки в целях усиления интерактивного характера обучения. Предлагается тестовая методика выявления исходного уровня знаний по учебным предметам. Выявляются эффекты предлагаемого подхода.

Ключевые слова: исходный уровень знаний, интерактивное обучение, повышение квалификации, входной контроль знаний, тест, государственная служба, кадровая политика, учебный процесс.

В условиях модернизации системы высшего образования в нашей стране, совершенствования переподготовки и повышения квалификации специалистов появляются новые

направления и учебные дисциплины, изучение которых требует осмысленного подхода студентов к восприятию и усвоению научной информации. Такому подходу способствует оценка исходного уровня знаний обучающихся по новым для них учебным дисциплинам, использование которого расширяет возможности проведения занятий в интерактивной форме.

В научной литературе по психологии и педагогике описываются различные методики входного контроля знаний, включающие оценку исходного, или наличного, уровня знаний школьников по иностранным языкам, естественным наукам, техническим и другим дисциплинам. В большинстве своем такого рода методики предназначаются для выявления и оценки остаточных знаний по пройденным предметам, которые вместе с тем являются базовыми для подлежащей изучению новой дисциплины. Понятно, что овладение новыми знаниями и умениями будет затруднительным, а в крайних случаях - даже невозможным или формальным, если обучающиеся по каким-то причинам не смогли должным образом освоить пройденный материал. Именно этим объясняется интерес педагогов к разработке и реализации эффективных методов выявления и оценки остаточных знаний, которые являются базовыми, исходными для изучения новой дисциплины и позволяют преподавателям своевременно корректировать планы и содержание учебных занятий, осуществлять индивидуальный подход к разным категориям обучающихся.

Вместе с тем представляется целесообразным и иной способ использования исходного уровня знаний применительно к студентам высших и средних специальных учебных заведений, а также к слушателям курсов повышения квалификации и переподготовки. Здесь целью такой работы становится не сама по себе оценка исходного уровня знаний, а получение конкретной информации для перевода учебного процесса в интерактивную форму. Поэтому преподавателю важно мотивировать студентов к добросовестному отношению и вместе с тем предостеречь от чрезмерного и затратного по времени усилия. На первом занятии проводится контрольная работа по вопросам, которые предстоит изучать в рамках новой дисциплины. Судя по тому, что студенты и слушатели курсов повышения квалификации в большинстве своем с удивлением воспринимают предложение выполнить контрольную по во-

© Субочев Н.С., Ковшикова Е.В., 2015

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.