Научная статья на тему 'Роль субъектной позиции будущего учителя в процессе подготовки к коррекционно-педагогической деятельности с девиантными подростками'

Роль субъектной позиции будущего учителя в процессе подготовки к коррекционно-педагогической деятельности с девиантными подростками Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
259
86
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СУБЪЕКТНАЯ ПОЗИЦИЯ / КОРРЕКЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ДЕВИАНТНОЕ ПОВЕДЕНИЕ ПОДРОСТКОВ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА БУДУЩЕГО УЧИТЕЛЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Гонеев А. Д.

В статье рассматривается сущность субъективной позиции учителя в коррекционно-педагогической и профилактической работе с девиантными подростками. Раскрывается характер и причины отклонений в поведении подростков. Предлагаются пути и средства формирования и развития субъектной позиции будущего учителя в профилактической работе с несовершеннолетними подростками с точки зрения компетентностного подхода в профессиональной подготовке выпускника университета.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Гонеев А. Д.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Роль субъектной позиции будущего учителя в процессе подготовки к коррекционно-педагогической деятельности с девиантными подростками»

УДК 378.02: 372,8

РОЛЬ СУБЪЕКТНОЙ ПОЗИЦИИ БУДУЩЕГО УЧИТЕЛЯ В ПРОЦЕССЕ ПОДГОТОВКИ К КОРРЕКЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

С ДЕВИАНТНЫМИ ПОДРОСТКАМИ

© 2012 А. Д. Гонеев

докт. пед. наук, профессор, зав. кафедрой педагогики e-mail: pedagogy@kursksu. ru

Курский государственный университет

В статье рассматривается сущность субъективной позиции учителя в коррекционнопедагогической и профилактической работе с девиантными подростками. Раскрывается характер и причины отклонений в поведении подростков. Предлагаются пути и средства формирования и развития субъектной позиции будущего учителя в профилактической работе с несовершеннолетними подростками с точки зрения компетентностного подхода в профессиональной подготовке выпускника университета.

Ключевые слова: субъектная позиция, коррекционно-педагогическая

деятельность, девиантное поведение подростков, профессиональная подготовка будущего учителя.

В последнее время девиантное (отклоняющееся) поведение подростков проявляется в самых разнообразных видах и формах, начиная с нарушений дисциплины на уроке, уходов из дома и школы и заканчивая противоправными действиями, связанными с нарушениями норм административного, а в некоторых случаях и уголовного законодательства (наркомания, детский алкоголизм, проституция и т.д.). Чтобы противостоять этим негативным проявлениям, педагог должен не только понимать сущность этого асоциального феномена, видеть пути его предупреждения и преодоления, но иметь силы, желание и внутреннюю решимость противостоять таким антиобщественным проявлениям в молодёжной среде. А это можно сделать не только освоив общие основы психологии и педагогики, но и овладев совокупностью коррекционно-педагогических компетенций в процессе профессиональной подготовки в вузе.

В Федеральном государственном образовательном стандарте высшего профессионального образования по направлению «Педагогическое образование» в этом аспекте отмечается, что по окончании освоения дисциплины педагогического цикла выпускник вуза должен осознавать социальную значимость своей будущей профессии, обладать мотивацией к выполнению профессиональной деятельности, а также быть готовым включаться во взаимодействие с родителями в обеспечении качества учебновоспитательного процесса. Для реализации этих компетенций будущий учитель должен знать способы взаимодействия педагога с различными субъектами педагогического процесса, теории и технологии их обучения, воспитания и сопровождения; уметь учитывать в педагогическом взаимодействии различные особенности учащихся (в том числе и отклонения в их поведении), бесконфликтно общаться с различными субъектами педагогического процесса. А в конечном итоге при завершении обучения выпускник должен овладеть способами взаимодействия с субъектами образовательного процесса, осуществлять психолого-педагогическую их поддержку и сопровождение; владеть способами предупреждения девиантного поведения и правонарушений подростков (обучающихся).

Мы исходим из того, что, во-первых, девиантное (отклоняющееся) поведение подростков рассматривается как неравновесная, неустойчивая система, проявляющаяся в действиях или отдельных поступках, противоречащих принятым в обществе правовым или нравственным нормам. Во-вторых, коррекционно-педагогическая деятельность, представляя собой систему общепедагогических и специальных методов, приемов и средств, направленных на преодоление или ослабление недостатков в общем развитии и отклоняющемся поведении подростков, должна не только решить проблему коррекции девиаций в поведении, но и помочь сформировать активную, саморазвивающуюся личность, способную адекватно интегрироваться в социум. В-третьих, коррекционно-педагогическая деятельность только тогда даст положительные результаты, когда жизненные устремления, интересы и потребности участников этого процесса найдут взаимопонимание, когда желание учителя скорректировать поведение подростка вызовет у него соответствующее стремление стать лучше, изменить свое поведение, заняться самовоспитанием и саморазвитием.

Подготовку учителя к коррекционно-педагогической деятельности с подростками и профессионально-личностное становление педагога мы определяем как процесс и результат профессиональной подготовки, в котором сочетаются: моральнопсихологическая (ценностно-мотивационная) готовность учителя к коррекционнопедагогической деятельности, где представлена соответствующим образом выраженная направленность личности на коррекционно-профилактическую работу с несовершеннолетними, понимание важности и значимости этой деятельности; научнотеоретическая и практическая (содержательно-процессуальная) готовность, которая выражается необходимым объемом общекультурологических, медико-биологических, специальных и психолого-педагогических компетенций, позволяющих эффективно осуществлять управление коррекционно-педагогической деятельностью с подростками; профессионально-личностная готовность, проявляющаяся в совокупности необходимых предпосылок для овладения коррекционно-педагогической деятельностью и в сформированности профессионально значимых качеств личности в ней (аттракция, эмпатия, толерантность, рефлексия).

Определение роли субъектности человека в педагогическом процессе (Б.Г. Ананьев, А.В. Брушлинский, А.К. Маркова, С.Л. Рубинштейн, В.А. Сластенин и др.) сегодня одна из наиболее актуальных проблем. Потому что человек как субъект есть высшая системная целостность всех его сложнейших и противоречивых качеств, его психических процессов,состояний и свойств, его сосзнания и бессознательного [Брушлинский 1991: 10]. Однако субъектом, так же как и личностью, человек не рождается, а становится. Поэтому понятие «субъект» в психолого-педагогической науке трактуется как творец собственной жизни и как распорядитель собственных душевных и телесных сил.

Субъективность отражается в проявлении воли, в стремлении следовать выбранным путём для достижения намеченной цели. Субъективность проявляется также в рефлексии субъекта, в самооценке самого себя, в обосновании своего поведения, в преодолении тех или иных препятствий. И самой главной, на наш взгляд, отличительной чертой субъекта является способность к безграничному саморазвитию и самопознанию, к творчеству, к преобразованию условий своей жизнедеятельности.

Быть субъектом деятельности (учебной, трудовой, коррекционно-педагогической и др.) - значит освоить эту деятельность, овладеть ею, быть способным к её осуществлению и творческому преобразованию. Учитель как субъект деятельности и отношений с учётом своих индивидуальных особенностей согласует систему своих личностных качеств (чувства, волю и разум) с системой объективных условий, с требованиями реальной жизни. Субъект, развиваясь как самоорганизующаяся система,

вступает во взаимоотношения с партнёрами межсубъектных отношений, с реалиями социально-педагогических условий, обстоятельствами конкретных общественных отношений.

Поскольку педагогическая деятельность - это специфически личностное образование, выражающее профессиональную позицию педагога, то позиция личности, жизненная позиция человека, профессиональная позиция учителя рассматривается в науке (Б .Г. Ананьев, Б.Ф. Ломов, Т.Н. Мальковская, А.К. Маркова, В.А. Сластенин и др.) или как интегративное образование, включающее в себя уровни развития человека в его целостности, или как определенная линия поведения в системе деятельности и общения человека как субъекта; реализацию его жизненных устремлений, ценностных ориентаций. Поэтому феномен подготовки учителя как субъекта коррекционнопедагогической деятельности мы рассматриваем через призму категории «субъектная позиция».

Субъектная позиция бакалавров как будущих педагогов определяется как позиция личностного и профессионального саморазвития, как системное отношение внутренних психических свойств, позволяющих человеку одновременно осуществлять взаимодействие с внешней и внутренней средой.

Субъектная позиция отражает и развивает индивидуальность, неповторимое личностное своеобразие учителя, открывает перспективы его дальнейшего саморазвития, характеризует способы личностной и профессиональной деятельности учителя как субъекта коррекционно-педагогического деятельности. Основными компонентами структуры субъектной позиции будущего учителя являются мотивационно-ценностный, деятельностно-регулятивный и оценочно-рефлексивный компоненты. Среди них определяющим становится мотивационно-ценностный компонент, отражающий направленность личности на профессию и ее ценности. В состав профессионально-ценностных ориентаций, представляющих субъектную позицию будущего учителя, входят любовь к педагогическому труду и положительное отношение к педагогической профессии; осознание себя субъектом учебной и профессионально-педагогической деятельности в вузе; отношение к ребенку как к субъекту учебно-воспитательного процесса и коррекционно-педагогической деятельности с ним; восприятие себя и окружающих людей как субъектов собственной жизнедеятельности. Ведущим мотивом становления субъектной позиции учителя в ходе коррекционно-педагогической подготовки является его потребность в наиболее полной самореализации в коррекционно-реабилитационной работе с подростками. Мотивация этой деятельности проявляется вначале как потребность самоутверждения в учебно-познавательной деятельности, затем как потребность в самореализации в различных видах внеаудиторной работы, потом вновь как потребность в самоутверждении в воспитательно-коррекционной деятельности с подростками и, наконец, как потребность в самореализации в профессионально-педагогической деятельности.

Субъектная позиция учителя представляет собой сложный сплав личностных качеств и отношений, деятельности и поведения. В своем формировании субъектная позиция будущего педагога проходит несколько этапов: «объектная стадия», «объект-субъектная», «субъект-объектная стадия», и собственно «субъектная стадия». На разных этапах вузовского обучения она имеет свою специфику и особенности.

На первом этапе «объектная» стадия субъектного развития студента проявляется в формировании навыков самопознания, развитии рефлексивных и эмпатийных способностей, актуализации интереса к предметам психолого-педагогического цикла. Процесс подготовки носит адаптационно-ориентационный характер. Наряду с общепедагогическими знаниями и представлениями о педагогическом процессе, его

закономерностях и принципах, раскрывается сущность педагогической профессии, основные направления и содержание деятельности учителя с различными категориями детей.

На втором этапе «объект-субъектной стадии» создается информационносубъектный фон, происходит знакомство с методологией профессионального обучения, его основными понятиями, овладение ценностями и смыслами учебно-профессиональной деятельности. Подготовка носит информационно-аналитический характер и направлена на изучение педагогических теорий, систем и технологий, философии и истории образования. Студент получает насыщенную информацию о существовании различных воспитательных систем, разнообразных подходов к классификации методов и приемов педагогического воздействия. На этом этапе осуществляется сравнение, сопоставление и отбор из общего арсенала психолого-педагогических методов и средств специальных мер воздействия на отклонения в поведении и развитии ребенка. Отрабатываются теоретические модели коррекционного воздействия на педагогически запущенных подростков в различных сложных жизненных ситуациях.

На третьем этапе «субъект-объектной стадии» актуализируются способности студентов к самостоятельной постановке и профессиональному решению теоретикоприкладных задач, формируется проектная культура учителя, предоставляются условия для индивидуального самовыражения и самореализации в практико-ориентированной деятельности. Подготовка носит репродуктивно-конструктивный характер и совпадает с этапом социально-педагогической практики студентов в детских реабилитационных центрах, инспекциях по делам несовершеннолетних. Происходит процесс проникновения в психологию и технологию педагогического процесса, осуществляется воспроизведение (репродукция) усвоенных психолого-педагогических и специальных знаний, активизируется и усиливается коррекционно-профилактическая направленность педагогической деятельности студентов в ходе педпрактики. Идет процесс формирования профессионально-педагогической устойчивости в ходе освоения спецкурсов, шефской (волонтёрской) работы в центре временного содержания несовершеннолетних подростков.

На четвертом этапе «собственно субъектной стадии» завершается формирование субъектной позиции будущего учителя как системы его взглядов и педагогических установок в отношении собственного жизненного и профессионального пути, завершается построение программы профессионально-личностного саморазвития. Прогностическо-творческий характер данного этапа реализуется в ходе производственной практики на выпускном курсе, апробируются и активно применяются общепедагогические и специальные методы и приемы при работе на уроках в коррекционно-развивающих классах, во внеклассной и внеурочной работе по предмету. Используются умения и навыки индивидуального и дифференцированного подхода к подросткам с отклоняющимся поведением, творчески применяются в сложных жизненных ситуациях.

Результатом целенаправленной подготовки учителя к коррекционнопедагогической работе с подростками с отклоняющимся поведением становится его профессионально-личностная готовность к педагогической деятельности, которая проявляется как сложная многокомпонентная система, складывающаяся из двух относительно самостоятельных составляющих: общая готовность к педагогической работе и готовность к осуществлению конкретных видов коррекционно-педагогической деятельности с подростками девиантного поведения.

Готовность к коррекционно-педагогической деятельности характеризуется как особое психическое состояние, как наличие у субъекта образа структуры определенного действия и постоянной направленности на его выполнение, включая в себя установки на осознание педагогической задачи, модели вероятностного поведения, определения

специальных способов деятельности, оценку своих возможностей в соотношении с предстоящими сложностями профессиональной деятельности.

Библиографический список

Аксёнова Г. И. Студент как объект образовательного процесса. М. - Рязань: РИНФО, 1998. 160 с.

Брушлинский А. В. Проблема субъекта в психологической науке // Психологический журнал. 1991. Т. 12. №6. С. 6-10.

Гонеев А. Д. Работа учителя с трудными подростками: учеб. пособие. М.: Академия, 2008. 240 с.

Слободчиков В. И., Исаев Е. И. Основы психологической антропологии. Психология человека: введение в психологию субъективности. М.: Школа-Пресс, 1995. 384 с.

Сластенин В. А. Формирование профессиональной культуры учителя. М.: Просвещение, 1993. 180 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.