ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
Вестник ПСТГУ. Серия IV: Педагогика. Психология
2016. Вып. 3 (43). С. 45-50
Баранов Алексей Евгеньевич, доцент,
Тверской колледж культуры им. Н. А. Львова [email protected]
Стратегические ориентиры
ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ВОСПИТАНИЯ
*
БУДУЩЕГО ПЕДАГОГА
А. Е. Баранов
В статье рассматриваются вопросы профессионального воспитания будущего педагога, его сущность и содержание. Показано, что воспитание представляет собой создание условий для формирования субъектной, личностно-профессиональной позиции студента, ценностного отношения к приобретаемой профессии. Отмечено, что становление личностно-профессиональной позиции зависит от личностного потенциала будущего педагога, его готовности к самовоспитанию. Ее становление возможно, если получаемая специальность рассматривается студентом в контексте будущей профессиональной деятельности. Автором статьи предпринята попытка определить стратегические ориентиры профессионального воспитания в современных условиях. Рассмотрены категории «идеал учителя», «репутация педагога», «личностно-профессиональная позиция», место педагогической персоналистики и современных парадигм воспитания в процессе подготовки будущего педагога. Перспективной представляется экстраполяция идей конфессионально-ориентированного образования в пространство профессионального воспитания.
Профессиональное воспитание, несмотря на неустойчивость и множественность определений, непрекращающуюся научную дискуссию как вокруг самой дефиниции, так и ее содержательного наполнения, имеет стабильную актуальность. Это обусловлено, на наш взгляд, рядом обстоятельств, имеющих объективные и субъективные основания. К первым можно отнести репутационные потери педагогической профессии и образа педагога; состояние перманентного реформирования отечественной системы профессионального педагогического образования; отсутствие четко сформулированного социального и институционально-профессионального заказа на выпускника — будущего педагога; «догоняющий» характер фундаментальных и прикладных научных изысканий в области педагогики высшей школы и профессионального образования. Субъективными осно-
* Исследование выполнено при финансовой поддержке Российского гуманитарного научного фонда в рамках научно-исследовательского проекта № 15-06-10211а.
ваниями выступают низкий уровень профессиональной ориентации и общей культуры абитуриентов, выбирающих педагогические специальности и направления подготовки, отсутствие в их ближайшем окружении привлекательных образцов современных педагогов.
Актуальным остается и поиск ответов на вопросы, поставленные в исследовании И. Д. Лельчицкого: «...какой учитель нужен обществу, государству, школе, ученикам; в чем заключается миссия российского учителя в начале третьего тысячелетия развития человеческой цивилизации; какими личностными и профессиональными качествами он должен обладать; какие ценности должны быть для него приоритетными; какой должна быть направленность взаимоотношений между учителем и учеником»1. Это далеко не полное проблемное поле, на котором культивируется профессиональное воспитание, предполагающее, по мнению его современных исследователей (Н. А. Баранова, Е. Н. Байдашева, Н. М. Борытко, Б. А. Дейч, И. И. Зарецкая, Б. В. Куприянов, А. В. Репринцев, Т. А. Ромм и др.), создание условий для формирования субъектной профессионально-личностной позиции студента, ценностного отношения к приобретаемой профессии, развития приоритетных компетенций, необходимых для профессионального становления. Степень влияния факторов и создаваемых условий на становление личностно-профессиональной позиции, отмечает Н. А. Баранова, зависит от личностного потенциала студентов (совокупности внутренних возможностей, ресурсов, потребностей, средств), готовности к самовоспитанию, к реализации субъектной позиции. Становление личностно-профессиональной позиции, резюмирует исследователь, возможно только в случае, если получаемая специальность рассматривается студентом в контексте будущей профессиональной дея-тельности2.
По мнению Н. Л. Селивановой, наличие у студента по окончании вуза личностно-профессиональной позиции гарантирует его подготовленность и возможность работать в современных постоянно изменяющихся условиях, а не только «здесь и сейчас». Примером важности этого для школы как социального института, подчеркивает автор, может служить ситуация, сложившаяся в 90-е гг. прошлого столетия, когда принципиальные изменения, происшедшие в российском обществе, возникший идеологический вакуум практически «раздавили» многих педагогов как профессионалов, и более-менее безболезненно прошли эту ситуацию учителя, имеющие свою личностно-профессиональную позицию3.
Проведенный нами анализ психолого-педагогических научных и научно-методических источников обусловил определение в качестве проблемы исследования выявление основных стратегических ориентиров, обеспечивающих становление и развитие личностно-профессиональной позиции будущего педагога в пространстве профессионального воспитания.
1 Лельчицкий И. Д. Эволюция личностно-профессионального идеала учителя в отечественной педагогике первой трети ХХ века: Автореф. дис. ... д-ра пед. наук. М., 2004. С. 3.
2 См.: Баранова Н. А. Личностно-профессиональная позиция будущего специалиста в теории и практике воспитательной деятельности вуза. Тверь, 2010. С. 56.
3 См.: Селиванова Н. Л. Изменяющееся воспитание: возможности и риски // Теория воспитания: контуры будущего. М., 2015. С. 9.
Нормативно предопределенными ориентирами профессионального воспитания будущего педагога являются федеральные государственные образовательные стандарты, профессиональные стандарты различных категорий педагогов, принятые в последнее время, Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 г., Концепция развития дополнительного образования детей, Основы государственной культурной политики. При этом открытым остается вопрос, в какой степени идеологические установки преподавателей позволяют им интерпретировать те или иные положения указанных документов.
Сущностное значение при выделении ориентиров профессионального воспитания имеет обращение к работам в области педагогической персоналистики (М. В. Богуславский, И. А. Колесникова и др.), с позиций которой можно определить подходы и механизмы изучения интерпретаций концептуальных идей и личностей педагогов прошлого, внесших вклад в теорию и практику в различные исторические периоды. Наряду с широко известными отечественными и зарубежными педагогами и возвращающимися из забвения учеными русского зарубежья (С. И. Гессен, В. В. Зеньковский и др.) в каждом регионе страны есть свои знаковые персоналии, например в Тверской области это Л. Ф. Магницкий, П. П. Максимович, С. А. Рачинский, В. М. Брадис и многие другие. Значительно расширяет возможности знакомства с личностью и профессиональной деятельностью известных педагогов, наряду с традиционными литературными источниками, использование в учебно-воспитательном процессе художественных и документальных фильмов, теле-, видеоматериалов, например посвященных Г. Гольдшмиту (х/ф «Корчак», реж. А. Вайда, 1990), В. Н. Сороке-Росинскому (х/ф «Республика ШКИД», реж. Г. Полока, 1966), А. С. Макаренко (х/ф «Педагогическая поэма», реж. А. Маслюков, М. Маевская, 1955; х/ф «Флаги на башнях», реж.-пост. А. Народницкий, 1958 и др.), И. В. Ионину (д/ф «Красные зори», реж. И. Шадхан, 1985), В. А. Караковскому (телепрограмма «Педсовет. Школа воспитания: 825-й маршрут», авт. прогр. И. Холодова, 2006) и др. Живыми яркими красками наполнены современные пронзительно искренние издания благодарных учеников и последователей, среди которых, например, книги-посвящения Л. И. Новиковой, К. Д. Радиной, А. Н. Лутошкину, О. С. Газману и книги-признания любимым учителям В. А. Караковскому, И. Д. Демаковой и др. Исходя из вышеизложенного, мы полагаем возможным наличие персонали-стических ориентиров профессионального воспитания.
На парадигмальном уровне к ориентирам профессионального воспитания можно отнести содержание образовательных и воспитательных концепций, разработанных и принятых на уровне образовательной организации. Как правило, они отражают не только теоретические положения и способы их реализации, но и традиции, историю и вклад образовательной организации в педагогическое образование в регионе и стране. Определенным воспитательным потенциалом может обладать и имя, присвоенное образовательной организации, деятельность научно-мемориальных центров и педагогических музеев, научные мероприятия (симпозиумы, конференции, чтения, и т. п.), посвященные наследию известных педагогов, ученых, общественных и религиозных деятелей, так или иначе связанных с образовательной организацией, присвоение именных стипендий. Сле-
дует учитывать, что переход этого потенциала в реальные ситуации профессионального воспитания возможен только при условии обеспечения субъектности студентов и преподавателей.
Одним из ориентиров профессионального воспитания является обращение к идеалу педагога, традиционно рассматриваемому как гармоничное сочетание личностных качеств и профессиональных способностей, показателями которого являются наличие у педагога собственной личностно-профессиональной позиции, личностно-творческого потенциала, установки на постоянное личностное самосовершенствование. Представленный в диссертационном исследовании И. Д. Лельчицкого с позиций принципа историзма личностно-профессиональный идеал учителя создает методологическую, теоретическую и фактологическую основу для определения содержания профессионального воспитания в рамках федерального государственного образовательного стандарта по педагогическим специальностям. Ученым подчеркивается, что категория «идеал учителя» содержит в себе высокий эвристический потенциал, заключающийся в том, что она, «отражая сущность реального явления, дает возможность не только описывать, оценивать и объяснять сложный педагогический феномен, но и прогнозировать изменение роли, места, функций и миссии педагога в мире образования будущего»4.
Изучение современных представлений о педагоге возможно и посредством не совсем привычной для педагогики категории «репутация», которая традиционно рассматривалась с психологической, социальной, культурологической, а в последние годы и с экономической точек зрения. В контексте нашего иссле-дования5 под репутацией педагога понимается объективно сформировавшаяся на уровнях различных сообществ совокупность мнений о профессиональном педагоге, его качествах, достоинствах и недостатках. При определении уровней сообществ мы основывались на подходе А. В. Мудрика, реализованном при анализе факторов социализации6. Это позволило нам гипотетически представить следующую их классификацию. На микроуровне образ педагога начинает складываться в сознании отдельного человека на фоне детского запечатления и восприятия «хорошего» или «плохого» воспитателя (учителя), затем он привносится в те сообщества, в которые входит человек, корректируется и может (при совпадении) транслироваться как общее мнение этих сообществ. У тех, кто выбирает педагогическую профессию, на этапе профессиональной подготовки возможно как дальнейшее закрепление, так и кардинальное изменение образа педагога, которое связано с открывшейся информацией, изменившейся позицией — «будущий учитель», первыми профессиональными пробами, знакомством с широким спектром эффективных образовательных и воспитательных практик, опытом ярких педагогов и педагогических коллективов прошлого и современности.
Следующим этапом коррекции может стать начало регулярной профессиональной педагогической деятельности, повышение квалификации, профессиональная переподготовка, начало самостоятельного научного исследования, а
4 Лельчицкий. Указ. соч. С. 13.
5 См.: Баранов А. Е. Репутация педагога как воспитателя в профессиогенезе // Отечественная и зарубежная педагогика. 2014. № 5(20). С. 158-163.
6 См.: Мудрик А. В. Введение в социальную педагогику. М., 2009.
иногда встреча с авторитетным педагогом или знакомство с деятельностью авторского образовательного учреждения. Для многих поколений педагогов и исследователей перевернувшим их представление о школе, ее директоре и педагогах стало посещение школы № 825 г. Москвы и встреча с В. А. Караковским.
Репутация педагога на мезоуровне представлена общественным мнением жителей того или иного вида поселения (сельское поселение, поселок, город), муниципального образования или региона и может декларироваться через решения, программы и проекты органов законодательной и исполнительной власти, общественных организаций и объединений, а также средствами массовой информации и коммуникации. Проведенные нами исследования показывают, что репутация педагога значительно выше в тех муниципальных образованиях (городские и сельские поселения, муниципальные районы), где сформировались профессиональные сообщества, организовано их взаимодействие, ведется работа по построению воспитательного пространства. На макроуровне полем формирования репутации педагога являются, например, этнос и его менталитет, образование как социальный институт. Мегауровень представлен виртуальными сообществами социальных сетей, которые формируют репутацию педагога у пользователей и их окружения.
Определенные перспективы в нахождении стратегических ориентиров профессионального воспитания в современных условиях открывает, на наш взгляд, обращение к концептуальным положениям и описанию опыта становления конфессионально-ориентированного светского образования, представленным в работах Т. В. Скляровой. Ученым формулируется ряд положений, расширяющих традиционные взгляды на образование и воспитание, а также позволяющих учитывать религиозный контекст в выборе ориентиров профессионального воспитания:
— конфессионально-ориентированное образование становится все более востребованным при подготовке специалистов так называемых помогающих профессий (врач, социальный работник, педагог, психолог и т. п.);
— если человек не определился в момент учебы с приоритетами в своей профессиональной деятельности, то можно предположить, что и личностный смысл своей работы он тоже не до конца обрел;
— необходимость научения студентов профессиональному социальному служению;
— мировоззренческая позиция специалиста определяет стиль его профессиональной деятельности, те подходы, приемы и методы, которые он использует в своей работе;
— для специалиста любой профессии, работающего с людьми, рано или поздно становится актуальной проблема определения сущности человека. Для этого необходимо уметь выразить свою мировоззренческую и философскую позицию, в которой раскрывался бы смысл жизни человека7.
Таким образом, стратегические ориентиры профессионального воспитания будущего педагога могут находиться в плоскости нормативно-правового обе-
7 См.: Склярова Т. В. Православное воспитание в контексте социализации. М., 2006. С. 97-99.
спечения системы образования и в современных парадигмах воспитания, в том числе и конфессионально-ориентированных, в области педагогической персо-налистики, в категориальном поле «личностно-профессиональная позиция», «идеал учителя», «репутация педагога».
Ключевые слова: профессиональное воспитание, личностно-профессио-нальная позиция педагога, стратегические ориентиры, педагогическая персона-листика, идеал учителя, репутация педагога.
Strategical Reference Points of the Vocational Training of the Future Educational Specialist
A. Baranov
Problems of the vocational training of the future educational specialist, its essence and matter are examined in this article. It is shown that it is the creation of conditions for the development of the student's subjective, personal and professional position, axiological attitude to the prospective occupation. it is pointed out that the formation of personal professional position depends on the personal potential of the prospective teacher, his readiness for self-education. Its establishment is possible if the chosen occupation is considered by a student in context of the future professional activity. The author of the article tries to determine strategical reference points of the vocational training in modern conditions. Categories of "the teacher's ideal", "teacher's repute", "personal and professional position", teacher's points of view and modern paradigms of the upbringing in the process of the training of prospective teachers are being considered here. it is a promising idea to extrapolate the ideas of the confessionally oriented education in the area of professional training.
Keywords: the vocational training, teacher's personal professional position, strategical reference points, teacher's points of view, the teacher's ideal, teacher's repute.
Список литературы
1. Баранов А. Е. Репутация педагога как воспитателя в профессиогенезе // Отечественная и зарубежная педагогика. 2014. № 5(20). С. 158-163.
2. Баранова Н. А. Личностно-профессиональная позиция будущего специалиста в теории и практике воспитательной деятельности вуза. Тверь, 2010.
3. Лельчицкий И. Д. Эволюция личностно-профессионального идеала учителя в отечественной педагогике первой трети ХХ века: Автореф. дис. ... д-ра пед. наук. М., 2004.
4. Мудрик А. В. Введение в социальную педагогику. М., 2009.
5. Селиванова Н. Л. Изменяющееся воспитание: возможности и риски // Теория воспитания: контуры будущего. М., 2015. С. 4-14.
6. Склярова Т. В. Православное воспитание в контексте социализации. М., 2006.