Научная статья на тему 'Изучение феномена В.А.Караковского в современном курсе А.Е. Баранов педагогики'

Изучение феномена В.А.Караковского в современном курсе А.Е. Баранов педагогики Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
660
81
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
профессиональное воспитание / педагогическое образование / феномен В.А.Караковского / воспитательные практики / трансляция опыта / professional personal development / pedagogical education / V.A. Krakovskiy phenomenon / educational practices / transfer of experience

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Баранова Н.А., Баранов А.Е.

В статье анализируются сущность и содержание профессионального воспитания будущего педагога. С позиций персоналистского подхода представлено изучение феномена В.А.Караковского, его педагогических идей, подходов в воспитании и воспитательных практик в современном курсе педагогики. Авторами предпринимается попытка выявления ограничений в трансляции опыта воспитательной деятельности известного ученого и педагога в современных условиях.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The study of V. A. Karakovskiy phenomenon in the modern course of Pedagogy

The article is devoted to the analysis of the subject matter and the content of the professional training of the future teacher. The study of the V.A. Krakovskiy phenomenon, his pedagogical ideas, his approaches to instruction and his educational practices in the modern course of pedagogy from the personalistic viewpoint are presented. The authors of the article make an attempt to find out the restrictions in the transfer of the educational experience of the famous scientist and pedagogue in the modern situation.

Текст научной работы на тему «Изучение феномена В.А.Караковского в современном курсе А.Е. Баранов педагогики»

ДИАЛОГ с В.А.КАРАКОВСКИМ: МЕТОДИКА ВОСПИТАНИЯ

ИЗУЧЕНИЕ ФЕНОМЕНА В.А.КАРАКОВСКОГО В СОВРЕМЕННОМ КУРСЕ ПЕДАГОГИКИ1

В статье анализируются сущность и содержание профессионального воспитания будущего педагога. С позиций персоналистского подхода представлено изучение феномена В.А.Караковского, его педагогических идей, подходов в воспитании и воспитательных практик в современном курсе педагогики. Авторами предпринимается попытка выявления ограничений в трансляции опыта воспитательной деятельности известного ученого и педагога в современных условиях.

Ключевые слова: профессиональное воспитание, педагогическое образование, феномен В.А.Караковского, воспитательные практики, трансляция опыта.

Обращение к идеям профессионального воспитания, реализация которых обеспечивает возможность повышения качества профессионального становления и личностного роста студента, актуализировало уточнение подходов к подготовке педагога в современных условиях. Следует учитывать, что, обладая определенным потенциалом, профессиональное воспитание осуществляется в условиях перманентного реформирования отечественной системы педагогического образования, отсутствия адекватного современному состоянию образования институциональ-

1 Исследование выполнено при финансовой поддержке РФФИ, проект «Инновационные стратегии профессионального воспитания в условиях многоуровневого педагогического образования» № 15-06-10211 Как цитировать статью: Баранова Н.А., Баранов А.Е. Изучение феномена В.А. Караковского в современном курсе педагогики // Отечественная и зарубежная педагогика. 2017. Т.2, №1 (36). С. 165-170.

Н.А. Баранова

Кандидат педагогических наук, доцент, зав. кафедрой педагогики и психологии ГБП ОУ «Тверской колледж культуры имени Н.А.Львова» E-mail: barnat353@ yandex.ru

А.Е. Баранов

Кандидат педагогических наук, доцент, директор ГБП ОУ «Тверской колледж культуры имени Н.А.Львова» E-mail: aebaranov@bk.ru

но-профессионального заказа на выпускника - будущего педагога, в условиях «догоняющего» характера фундаментальных и прикладных научных изысканий в области педагогики высшей школы и профессионального образования, потери репутации педагогической профессии и образа педагога. Субъективными условиями реализации задач профессионального воспитания являются низкий уровень профессиональной ориентации и общей культуры абитуриентов, выбирающих педагогические специальности и направления подготовки, недостаток в их ближайшем окружении привлекательных образов современных педагогов.

При выделении ориентиров профессионального воспитания важным представляется обращение к работам в области педагогической персоналистики (М.В.Богуславский, И.А.Колесникова и др.), с позиций которой можно определить подходы и механизмы изучения интерпретаций концептуальных идей и личностей педагогов прошлого, внесших вклад в теорию и практику воспитания и образования в различные исторические периоды.

Следует отметить, что персоналистский подход в изучении курса педагогики не является новым для отечественной системы высшего и профессионального образования. Учебники педагогики изобилуют именами великих людей прошлого с кратким изложением педагогических идей, указателем основных трудов, биографическими справками, портретными изображениями. Современники обычно удостаиваются упоминания в общем списке, рассказ о них остается в поле выбора преподавателя и зависит от его эрудиции, приверженности или принадлежности к определенной научной школе, способности и готовности подбирать широкий иллюстративный материал к учебным занятиям.

В стройном ряду педагогических корифеев периодически случаются «идеологические чистки», обусловленные историческим периодом -ведь, как известно - «времена не выбирают», конъектурой, взглядами авторов и составителей. Так из современных учебников педагогики практически исчезли не потерявшие, на наш взгляд, актуальность и сегодня педагогические воззрения Н.К.Крупской, А.В.Луначарского, А.С.Макаренко, исследователей детского движения.

Имя Владимира Абрамовича Караковского на протяжении нескольких десятилетий уверенно занимает достойное место в курсах педагогики на разных уровнях педагогического образования. К теорети-

ческим и практическим аспектам его деятельности в педагогических учебниках обращаются при изучении нескольких разделов традиционного учебного курса. Прежде всего, когда изучают такое явление как педагогика сотрудничества - направление в педагогике 80-х годов прошлого века, альтернативное авторитарным тенденциям того времени. Приводя известный перечень имен с указанием (чаще в скобках) авторских подходов, приемов и технологий, авторы учебников, а вслед за ними и преподаватели после слов «а в воспитании...» называют В.А.Караковского. Получается, что все другие как бы «про образование». Такое разделение выглядит весьма искусственным и, конечно, не отражает всей многомерности педагогических идей В.А.Караковского.

Следующая «встреча» в разделе, посвященном теории и практике воспитания. При рассмотрении содержания воспитания нередко обращение к перечню общечеловеческих ценностей: Человек, Семья, Отечество, Знание,Мир, Труд,Культура,Земля. Работы В.А.Караковского убедительно показывают пути построения коллективных отношений в соответствии с этими ценностями. Темы, посвященные организации воспитательной деятельности в школе, иллюстрируются «крупными дозами воспитания»: «ключевые дела», тематические периоды, воспитательные центры, школьные сборы. При их рассмотрении необходимо акцентировать внимание студентов не только на технологической, но и на содержательной составляющей. При отсутствии возможности включения студентов в реальную воспитательную практику (сборы, коллективные творческие дела и т.п.), что является определенным ограничением ее освоения, преподавателю желательно обладать набором интерактивных образовательных технологий, позволяющих в рамках учебных занятий обеспечить «погружение» будущих педагогов в имитационную среду, которая позволяет проживание ситуаций-образцов в пространстве академической группы.

Современные учебные курсы педагогики и соответствующие учебные пособия включают также раздел, посвященный теории и практике воспитательных систем. Их рассмотрение, как правило, проводится на примере воспитательной системы школы №825 г.Москвы, которая широко представлена в информационном пространстве. Опыт школы нашел отражение в научных и научно-популярных изданиях, Интернет-ресурсах, ему посвящено большое количество публикаций, видеосюжетов. Это реальная и понятная практика воспитания, приме-

нимая в массовой школе. В числе других источников студентам рекомендуются книга «Воспитание? Воспитание... Воспитание!», написанная В.А.Караковским в соавторстве с Л.И.Новиковой и Н.Л.Селивановой [4], а также многочисленные работы Центра стратегии воспитания личности Института стратегии развития образования РАО.

Потребность более глубокого изучения в процессе вузовской подготовки будущего педагога вопросов, связанных с созданием, развитием, функционированием воспитательных систем, зачастую приводит к появлению спецкурсов, дисциплин по выбору, факультативных курсов, которые опираются на теоретико-методологические подходы В.АКараковского и модель управления школой №825 как воспитательной системой [6].

К сожалению, лишь немногие из разработчиков учебных курсов и учебников педагогики включают материалы о В.А.Караковском в раздел о педагогическом менеджменте. Действительно, весьма неожиданным для современной образовательной модели звучит утверждение, что директор школы не только эффективный менеджер, но и главный в ней воспитатель.

Многие поколения отечественных педагогов имели уникальную возможность знакомства с идеями, теоретическими положениями и инновационной практикой воспитания в процессе непосредственного общения с В.А.Караковским, учениками и учителями школы №825 г.Москвы. Владимир Абрамович много выступал в различных аудиториях, на телевидении, и это создавало эффект «заражения» его идеями, формами педагогического взаимодействия. Вместе с тем необходимо отметить, что и тогда и сейчас существовала и существует проблема субъективного восприятия и интерпретации предъявляемого педагогического опыта.

Для неравнодушного к идеям «школы воспитания» преподавателя вуза или колледжа, а, следовательно, и для его студентов открывается все богатство творческого наследия В.А.Караковского: его книги, научные и публицистические статьи, телевизионные выступления, видеоматериалы, а также работы его коллег и учеников, выпускников московской школы № 825 [3, 5], школы №1 г.Челябинска и множества других образовательных организаций, использовавших подобные модели в организации своей жизнедеятельности.

Наряду с традиционными видами аудиторной работы, в процес-

се преподавания курсов педагогики, теории и методики воспитания используется ряд разнообразных активных форм и методов, учитывающих специфику становления и развития личностно-профессио-нальной позиции будущего педагога как воспитателя. Среди них - моделирование и реконструкция воспитательной системы школы.

Использование моделирования как метода обучения позволяет на основе ранее полученных теоретических знаний построить «идеальную» модель воспитательной системы. Как и в случае построения реальной модели воспитательной системы, процесс моделирования включает формулирование замысла, разработку исходной концепции, анализ ранее сложившегося близкого к замыслу опыта, описание воспитательной системы. Завершающим этапом является рефлексия разработанной модели, ее соотнесение с известными типами воспитательных систем.

Другой подход - реконструкция воспитательной системы по научно-педагогическим и литературным источникам. Объектами реконструкции могут быть как реально существующие в современной педагогической практике, так и воспитательные системы прошлого. Например, реконструкция системы воспитания Школы имени Достоевского, источниками которой могут стать одноименная книга В.Н.Сороки-Росинского и выдержавшая более десяти изданий повесть «Республика ШКИД», написанная воспитанниками этой школы Л.Пантелеевым и Г.Белых. Интересен опыт реконструкции воспитательной системы школы № 825 г. Москвы. Разнообразные по жанру и удивительно содержательные работы В.А.Караковского, учителей школы, ученых и педагогов-исследователей позволяют студентам создавать зримый образ этой уникальной воспитательной системы. Значительно расширяет возможности знакомства с известными педагогами и их профессиональной деятельностью использование в учебно-воспитательном процессе, наряду с традиционными литературными источниками, художественных и документальных фильмов, теле-, видеоматериалов, например, посвященных В.Н.Сороке-Росинскому (художественный фильм «Республика ШКИД», реж. Г.Полока, 1966), А.С.Макаренко (кинофильмы «Педагогическая поэма», реж. А.Маслюков, М.Маевская, 1955; «Флаги на башнях», реж.-пост. А.Народницкий, 1958 и др.), И.В.Ионину (документ.фильм «Красные зори», реж. И.Шадхан, 1985), В.А.Караковскому (телепрограмма «Педсовет. Школа воспитания:

825-й маршрут», авт. программы И.Холодова, 2006) и др.

Осмысление феномена В.А.Караковского занимает важное место в процессе профессионального воспитания. Биография, педагогическая судьба, гражданская позиция этого замечательного человека являют нам яркий образ Учителя, Воспитателя, Ученого, который так необходим сегодня для становления будущего педагога. Для всех нас, имевших уникальную возможность учиться у него, размышлять вместе с ним, наблюдать его в различных жизненных и педагогических ситуациях, настало время не только пропагандировать его творческое наследие, но и сохранять чистоту идей и реальный образ Владимира Абрамовича Караковского - педагога и гражданина.

Литература

1. Баранов А.Е. Стратегические ориентиры професионального воспитания будущего педагога /А.Е.Баранов //Вестник ПСТГУ. Серия IV «Педагогика. Психология». - 2016. - Вып. 3 (42). - С. 45-50.

2. Баранова Н.А. Профессиональное воспитание: ситуации-образцы /Н.А.Баранова, А.Е.Баранов //Отечественная и зарубежная педагогика. - 2016. - Спецвыпуск. - С. 121-124.

3. Караковский Владимир /Под ред. Л.Каминской, Ю.Каминского. Серия «Педагогическое вершины». Вып. 1. М.: Логос, 2003. - 208 с.

4. Караковский В.А. Воспитание? Воспитание... Воспитание! : Теория и практика школьных воспитательных систем /В.А.Караковский, Л.И.Новикова, Н.Л.Селиванова; под ред. Н.Л.Селивановой. 2-е изд. доп. и перераб. М.: Педагогическое общество России, 2000. - 253 с.

5. Караковский В.А. История воспитательной системы обычной школы /В.А.Караковский // Школа воспитания: 825-й маршрут /Под ред. В.А.Караковского, Д.В.Григорьева, Е.И.Соколовой. М.: Педагогическое общество России, 2004. - С. 7-30.

6. Управление в сфере воспитания: программы, методические материалы и рекомендации / Под ред. Н.А.Барановой. Тверь : ООО «ГК «Стимул», 2014. - 102 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.