Научная статья на тему 'В.А.Караковский о приоритете «базовой модели школы воспитания» в системе основного образования детей'

В.А.Караковский о приоритете «базовой модели школы воспитания» в системе основного образования детей Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1711
196
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
воспитание / общественное воспитание / гуманистические ценности / система образования / личность / воспитательная система / субъекты воспитания / педагог-воспитатель / образовательная организация / upbringing / public upbringing / humanistic values / educational system / upbringing system / the subjects of upbringing / teacher-social educator / educational organization

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Алиева Л. В.

В статье дан анализ педагогических подходов В.А.Караковского к определению роли и места «базовой модели школы воспитания» в системе образования; представлены ценностные основы авторской модели школы воспитания как «школы будущего» в российских условиях ХХ1 века.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

V.A.Karakovskiy about the priority of "basic model of the school of upbringing" in the system of basic education for children

The article provides the analysis of pedagogical approaches of V.A. Karakovskiy to the definition of role and place of the "basic model of the school of upbringing " in the educational system; it represents the basis of values shaping the author's model of school upbringing as a "school of the future" in the Russian social context of the 21st century.

Текст научной работы на тему «В.А.Караковский о приоритете «базовой модели школы воспитания» в системе основного образования детей»

ДИАЛОГ с В.А.КАРАКОВСКИМ: ТЕОРИЯ ВОСПИТАНИЯ

Л.В. Алиева

Доктор педагогических наук, профессор, ведущий научный сотрудник Центра стратегии и теории воспитания, ФГБНУ «Институт стратегии развития образования РАО» Е-mail: ludvlad36@mail. т

В.А.КАРАКОВСКИИ О ПРИОРИТЕТЕ «БАЗОВОЙ МОДЕЛИ ШКОЛЫ ВОСПИТАНИЯ» В СИСТЕМЕ ОСНОВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ

В статье дан анализ педагогических подходов В.А.Караковского к определению роли и места «базовой модели школы воспитания» в системе образования; представлены ценностные основы авторской модели школы воспитания как «школы будущего» в российских условиях ХХ1 века.

Ключевые слова: воспитание, общественное воспитание, гуманистические ценности, система образования, личность, воспитательная система, субъекты воспитания, педагог-воспитатель, образовательная организация.

Педагогическое наследие Владимира Абрамовича Караковского приобретает особое значение в решении важнейшей проблемы обоснования роли и места школы как отечественной традиционной образовательной структуры в развитии системы образования в новых российских условиях; важнейшего субъекта воспитания подрастающего поколения. Актуальность определяется социальным заказом на повышение роли воспитания в системе образования и обоснованием возможностей реализации потенциала воспитания как приоритета в системе образования. Актуализируют проблему новые российские реалии: становление системы непрерывного откры-

Как цитировать статью: Алиева Л.В. В.А. Караковский о приоритете «базовой модели школы воспитания» в системе основного образования детей // Отечественная и зарубежная педагогика. 2017. Т. 2, №1 (36). С. 48-56.

того, неформального, государственного, общественного, корпоративного, эксклюзивного образования; дошкольного, основного, среднего и высшего профессионального и дополнительного образования детей и взрослых; многообразие типов, статусов образовательных организаций, структур; усиление «профессиональной направленности образовательной основной деятельности школы; взаимодействие школ с социальными партнерами (государственными и частными).

Обращение к педагогическому наследию В.А.Караковского - ученого, практика-воспитателя, к автору отечественной гуманистической модели базовой школы воспитания позволит определить пути позитивного разрешения проблемы основного образования, преодоления негативных тенденций в современной практике школьного образования..

Рассмотрим подходы и позицию ученого-практика к обоснованию «базовой модели школы воспитания» в системе основного образования как «школы настоящего и будущего».

Исходная принципиальная позиция В.А.Караковского: «Школа -активный субъект не только российского, но и мирового образовательного пространства» [1, с. 233]. «Базовой моделью образования должна остаться массовая государственная школа. Могут быть и другие типы школ. Но основная базовая модель - демократическая школа для всех» [1, с.50].

В.А.Караковский стоит на позициях хорошо сбалансированного фундаментального базового образования, имеющего универсальный характер, основой которого определяет отечественную школу, которая «обладает огромным потенциалом развития, глубокими резервами». «Желательно, чтобы в школе все области знаний, составляющие содержание образовательного процесса, реализовывались равномерно и равнозначно. Ни один предмет не должен ущемлять другого» [1, с. 19, 50].

Массовую школу, которая «составляет основу образовательной системы страны», определяет важнейшим институтом государственного и общественного воспитания на этапе Детства - важном начальном этапе становления человека. «В школе ребенок не только учится, но и живет полноценной, полнокровной жизнью, насыщенной разнообразной деятельностью, общением, творчеством. Чем богаче и разнообразнее школьная жизнь, тем больше возможностей она создает для развития личности и ее самореализации»[1, с.29].

Создавая подлинно российскую школу в сложных условиях «перестройки», разрушения СССР и создания нового российского государства, Владимир Абрамович обращается к подлинно отечественной традиции - приоритету воспитания в системе образования. С горечью он говорит о пагубности отрыва воспитания от реформирования школы: «В общественном и профессиональном сознании создается иллюзия того, что можно построить новую школу без воспитывающего обеспечения. Основным институтом общественного воспитания остается система образования, ее учреждения и структуры» [1, с.34].

Эту позицию педагог-ученый обосновывает: исторической отечественной традицией воспитания; необходимостью преодоления кризиса современного образования, чрезмерного некритического заимствования зарубежного опыта, его внедрения в национальную систему образования.

Анализируя опыт современных типов российских образовательных школ периода начала ХХ века, В.А.Караковский отмечает, что, «к сожалению, слабо звучит школа воспитания». Все современные школы условно разделяет на две части. «Одни главной целью считают знания, умения, навыки. Этому подчиняется вся жизнь школы. Этому подчинены все педагогические поиски, новации, средства. Дети чаще всего являются средством достижения цели, «человеческим материалом», который призван реализовать идею обширного современного обра-зования...Другие школы главной целью считают Человека, развитие ребенка, все же остальное (и, прежде всего, учение) является условиями для этого развития» [1, с. 231-232]. Эту категорию школ обозначает «школой воспитания». Авторская школа № 825 г.Москвы - пример «базовой школы воспитания» в системе основного образования.

На основе анализа опыта школы №825, позитивного школьного опыта, перспектив развития и повышения роли образования в быстро меняющихся условиях жизни ХХ1 века (в частности, в стране) В.А. Караковский делает выводы о «будущей школе»: «школа должна стать другой»; «школой воспитания» как базовой в системе основного образования. Актуальность обоснования ученым-педагогом «базовой модели школы воспитания» в системе образования продиктована, по словам самого автора, условиями «трудно восполнимых потерь воспитания» в образовании:

- «сегодня школа у нас носит сословный характер», и меняются цен-

ностные ориентиры воспитания; «многие воспитательные проблемы из чисто педагогических становятся в значительной степени социальными»; произошла разбалансировка двух основных курсов: раньше мы говорили о единстве воспитания и обучения, а теперь функция обучения пошла вверх, функция же воспитания - резко вниз» [1, с.72-73];

- утрачен спрос на «воспитание» в учебной деятельности; решение воспитательных проблем «в стенах кабинетов»; превращение воспитательной деятельности в «затейничество в сфере досуга», «»два притопа -три прихлопа» [1, с.27];

- утрата отечественных традиций образования, воспитания за счет формализованного заимствования зарубежного опыта: «Крайне болезненно я воспринимаю ущемление, нивелировку самой национальной системы образования за счет ориентации на зарубежные критерии» [1, с.45].

В основе представленной в трудах В.А.Караковского «модели базовой школы воспитания»: авторский педагогический опыт, анализ состояния российского образования конца ХХ века и начала ХХ1 века; научные подходы к роли образования в развитии общества и становлении нового человека-личности, гражданина; приоритет воспитания в качественной реализации потенциала образования.

В центре внимания В.А.Караковского «воспитание»: многомерность подходов и путей, средств реализации исторического объективного назначения воспитания в развитии, совершенствовании человека и человеческого общества. «Без воспитания нет Человека». «Человечество улучшает и развивает себя через воспитание молодого поколения. Кто не понимает этого, то обрекает страну на деградацию. Кто понимает, но ничего не делает, тот совершает преступление» [1, с. 82]. «В последнее время даже делается попытка заменить понятие «воспитание» понятием «социализация. И это в стране, где воспитание 8 веков было главной педагогической категорией» [1, с.26].

Воспитание рассматривается важнейшей социально-педагогической ценностью как целенаправленное управление развитием личности (определение Х.Й.Лийметса); как часть культуры и источник культуры, ценностный блок образования. И делается научно, социально, педагогически обоснованный вывод о приоритетной роли воспитания в системе образовании.

В.А.Караковский рассматривает воспитание в органичной связи с

социально-общественными реалиями, субъективными и объективными факторами и определяет сущностные изменения, которые необходимо учитывать в образовательной деятельности систем воспитания современных детей: «преобладание сословных ценностей, связанных с выживанием, с личным успехом и благополучием»; усиление эгоистических тенденций и ослабление социально значимых ценностей; чрезмерно высокий уровень социального неравенства; «агрессия информационной среды, пропагандирующая культ силы, вызывающая презрение к слабым, неудачникам». «В идеологической среде все упорнее внушается мысль о неправомерности старших поколений участвовать в воспитании молодежи, намеренно рвутся межпоколенческие связи» [1, с.14-15].

Признавая важный реальный факт, что сегодня за школьными партами сидит новое поколение, которое иначе воспринимает жизнь, В.А. Караковский особое внимание обращает на то, что «это вовсе не означает, что воспитание должно быть пущено на самотек, стать бесцельным и неуправляемым» (имеется в виду школьное образование и общественное воспитание).

Ученый-педагог на основе глубокого анализа практики делает однозначный вывод: в ряду всех источников воспитания особое место принадлежит образовательным учреждениям. Они - единственный институт государственного и общественного воспитания. И выделяет в их многообразии школу как базовую модель реализации потенциала воспитания в основной образовательной деятельности на важном начальном пути становления человека-ребенка. «Традиция российской школы в процессе обучения заниматься не только образованием, но и воспитанием». «Для меня современная школа - это, прежде всего школа воспитывающая» - практически и научно обоснованная позиция В.А.Караковского [1, с.64].

Анализ педагогических работ В.А.Караковского позволяет сделать вывод о разработке основ Модели будущей российской школы как «базовой школы воспитания» [ 2, 3, 4, 5].

Ценностно-целевой блок Модели: воспитание - приоритет образования и общественного воспитания; основная ценность - ребенок; образовательная деятельность - база воспитания.

Традиционная основа деятельности школы - приоритет воспитания «гуманной, свободной и ответственной личности, ориентирован-

ной на общечеловеческие ценности, способной к самореализации» [4, с 28], где, по словам В.А.Караковского, «главная забота педагогического коллектива - личность ребенка, его самочувствие, его положение в системе межвозрастных связей» [3, с.4].

Это школа воспитания патриотизма в реальной деятельности ребенка по изучению истории Отечества, традиций, в исследовательской и созидательной деятельности по улучшению окружающей жизни, «гуманизации отношений внутри нее»; «не учитель и ученик, а человек - человек»; «очеловечивания учебного процесса» (своеобразие программ, их дифференциация; «вживления в эпоху», изучения культуры, обычаев, традиций, событий, личностей» [1, с.53-56].

«Умный, образованный человек - это, безусловно, хорошо, но еще лучше истинный гуманист, относящийся к человеку как высшей ценности на земле. И это надо внушать с первого класса школы, заниматься такого рода воспитанием неусыпно, ежедневно. Иначе человечество истребит себя. Вот почему школа будущего должна быть школой глубочайшего воспитания. Она должна постепенно превращаться в школу практического гуманизма» [1, с.23-24].

«В основе Модели «Школы воспитания» лежит процесс ориентации на нравственные ценности»: «формирование отношений человека к Миру, к Себе, к Семье, к Отечеству, к Культуре - базовый механизм воспитания» [1, с. 89].

В.А. Караковский стоит на традиционных позициях народной школы, развития общественного воспитания в системе образования как закономерности воспитания. В Модели школы современной и будущей особо выделяет роль общественного воспитания в реализации воспитательного потенциала школьного образования, его гуманизации и демократизации. Эта роль подтверждается многолетним опытом создания и функционирования общественных структур (детской и молодежной организаций, самодеятельных объединений по интересам учащихся), системы ученического самоуправления, детских и взрослых коллективов («коллектив - отечественная традиция человеческой общности, российской общины и сердцевина воспитательной системы школы) в деятельности авторской школы № 825 Москвы; развитием на ее базе коммунарского общественного движения. В.А.Караковский негативно оценивает запрет детских и подростковых организаций в школах, который ведет к заполнению образовавшегося

вакуума криминальными структурами. «Вместо того чтобы построить новую систему общественного воспитания, в стиле пожарной команды мы боремся с последствиями, не заботясь и забывая о первопричинах». «Справедливости ради, скажу, что власть в последние годы стала рассматривать общественное воспитание как приоритетную задачу» [1, с.29-31]. Подтверждением слов педагога является создание новой детско-юношеской общественно-государственной организации «Российское движение школьников», основной базой которой определяется школа. Важно прислушаться к совету ученого-педагога-практика относительно деятельности новой организации: «опираться больше на профессионалов, а не на политиков».

В Модели «базовой школы воспитания» - «разумное соотношение старого и нового, традиций и новаций, которые обеспечивают стабильность и развитие школы. «Вечные ценности образования» - ценный завет ученого и педагога-воспитателя» [2, с.146]. «Без памяти - нет истории, без истории - нет культуры, без культуры - нет духовности, без духовности - нет воспитания, без воспитания - нет Человека, без Человека - нет Народа» [1, с.25].

В обосновании Модели школы будущего В.А.Караковский особо выделяет вечные ценности гуманизации и демократизации системы школьного образования. «Главное, что совершенно необходимо для новой школы, - это гуманизация отношений внутри нее. Ведь отношения между людьми более чем что-либо влияют на формирование человеческой личности. Отношения - это то, что определяет результат и смысл контакта между людьми». Не ученик и учитель (хотя субординация нужна, безусловно), а человек - человек» [1, с.53]. Чтобы гуманизировать отношения прежде всего необходимо очеловечить учебный и внеучебный процессы. Этот вывод подтверждается опытом создания в школе №825 «гуманистических сред развития ребенка» (на базе коммунарских сборов, ученического самоуправления, создания добровольных внеурочных объединений), среды гуманистических справедливых человеческих отношений «педагог-ученик» («школа - «дом» в самом его позитивном смысле слова). «Мы организуем в школе как бы «инобытие» по сравнению с тем, что делается за стенами школы. Это не борьба с социумом. Это один из вариантов проживания жизни, опыт человеческого, социального взаимодействия, которого не хватает в реальности, а детям он по природе необходим» [1, с.40-41].

Системообразующий блок Модели - воспитательная система базовой школы - социально-педагогический комплексный механизм эффективного функционирования школы-воспитания, формирования воспитательного пространства личностного развития ребенка и взрослого (педагога и обучающегося) [4, 5 ].

Научное обоснование и практическую реализацию «базовой модели школы воспитания» В.А.Караковский органично связывает со специфической профессиональной позицией педагога-воспитателя, необходимостью овладения каждым педагогом, прежде всего, «профессиональным основным базисом»; комплексом основных профессиональных компетенций и формированием на их основе ком-петентностей - свойств, качеств творческой реализации основного профессионального воспитательного потенциала. Критически рассматривает наметившуюся тенденцию в практике школьного образования к «размыванию», «растворению» основной педагогической профессии в опыте создания «школ» с многообразием типов, статусов, уровней, их интеграции с дополнительным образованием, с переводом образования в ранг «рыночных образовательных услуг», введением новых учебных предметов, дисциплин, требующих специальных профессиональных знаний и подготовленных специалистов. «Если раньше общие черты профессионального сознания сближали, сплачивали, консолидировали педагогов, то теперь они чаще разъединяют их. Это, прежде всего, связано с небывалой разницей в условиях работы образовательных учреждений разных видов и статусов. Везде сегодняшние учителя живут разными ценностями и приоритетами. Вечные воспитательные ценности нашей профессии размываются, разрушаются, слабеют... Сегодня учитель оценивает свое отношение к педагогическому делу и свое место в нем по своему личному самочувствию в конкретной школе. В этих условиях великое дело обучения и воспитания детей превращается в оказание «образовательных услуг». «Все меньше остается учителей, которые понимают, что при всей общности обучения и воспитания эти процессы имеют еще и самостоятельное значение, ибо развиваются по разным законам, имеют свою отличительную специфику. На этом неблагоприятном фоне идет процесс депрофессионализации воспитателей, а само понятие воспитание упрощается до примитива» [1, с. 20-21].

В базовой модели «Школы воспитания» Педагог, Учитель,

Воспитатель - ее главный субъект представлен в «едином лице» и образе», интегрирующим отечественные ценности педагога и инновации нового времени.

«Сегодня важно направить усилия педагогов на воспитание в детях тех качеств, которые помогут выдержать повышенные нагрузки, не поддаться соблазну темных сил, сохранить и реализовать лучшие человеческие потенции» [1, с.74]. «Наш педагогический профессиональный, гражданский выбор - сделать воспитание граждан страны приоритетной задачей школы» [1, с.33]; реализовать «высокую миссию учителя -воспитание» [1, с. 59].

В.А.Караковский ставит перед базовой школой важную задачу: «Четко определить свои педагогические позиции, ясно осознать свою культурную миссию и ни в коем случае не снижать общий уровень школы» [1, с. 10]. Основная базовая модель - демократическая школа для всех. «Школа будущего» должна быть школой глубочайшего воспитания.

Литература

1. Караковский В.А. Воспитание для всех. М.: НИИ школьных технологий, 2004. - 240 с.

2. Караковский В.А. Педагогика здравого смысла // Динамика традиций и инноваций в современной теории воспитания: опыт системного анализа: Сб. науч. трудов / Под ред. И.Д.Демаковой, Д.В. Григорьева, Е.И.Соколовой. М.: Тверь, 2011. - С.145-146.

3. Караковский В.А. За творческий союз всех участников учебно-воспитательного процес-са//Воспитание школьников. - 1990. - № 6. - С. 2-6.

4. Караковский В.А. Современная стратегия воспитания //Теория и практика гуманистических воспитательных систем: Материалы Всерос. науч.-практ. конференции (г. Владимир, 1997) / Ред. А.В.Гаврилин, Л.И.Новикова (отв. ред.). Владимир: Изд. ВОИУУ, 1997. - С.28-29.

5. Караковский В.А. Воспитательная система школы как объект педагогического управления: Автореф. дис. ... д-ра пед. наук. М., 1989.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.