Научная статья на тему 'Общественное воспитание как ценностный блок школьного образования'

Общественное воспитание как ценностный блок школьного образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1889
264
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
общественное воспитание / субъекты общественного воспитания / воспитательная система / среда / детские объединения / ученическое самоуправление / школа №825 г. Москвы / Караковский / public upbringing / public upbringing entities / upbringing system / the environment / children's groups / student government / school No 825 in Moscow

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Руденко И. В.

В статье представлены педагогические подходы к характеристике «общественного воспитания», его роли в реализации воспитательного потенциала школьного образования. Дан анализ педагогической позиции В.А.Караковского в развитии общественного воспитания как условия гуманизации и демократизации современной системы образования; охарактеризованы ученическое самоуправление и детские общественные объединения как субъекты общественного воспитания.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Public education as a value-block school

The article presents the pedagogical approaches to the characterization of "public upbringing " and its role in the implementation of the upbringing potential of the school. The analysis of pedagogical V.A. Karakovsky position in the development of public upbringing as a condition of humanization and democratization of the modern upbringing system; characterized pupils' self-management and children's public associations as subjects of public upbringing.

Текст научной работы на тему «Общественное воспитание как ценностный блок школьного образования»

ДИАЛОГ с В.А.КАРАКОВСКИМ: ТЕОРИЯ ВОСПИТАНИЯ

ОБЩЕСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ КАК ЦЕННОСТНЫЙ БЛОК ШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

В статье представлены педагогические подходы к характеристике «общественного воспитания», его роли в реализации воспитательного потенциала школьного образования. Дан анализ педагогической позиции В.А.Караковского в развитии общественного воспитания как условия гуманизации и демократизации современной системы образования; охарактеризованы ученическое самоуправление и детские общественные объединения как субъекты общественного воспитания.

Ключевые слова: общественное воспитание, субъекты общественного воспитания, воспитательная система, среда, детские объединения, ученическое самоуправление, школа №825 г. Москвы, Караковский.

И.В. Руденко

Доктор педагогических наук, профессор кафедры педагогики и методик преподавания, Тольяттинский государственный университет E-mail: ivrudenko@ rambler.ru

Идея общественного воспитания в современных педагогических исследованиях рассматривается в аспекте изучения трёх проблем:

- с позиций толкования этого термина мыслителями прошлого;

- с точки зрения осмысления нереализованного потенциала и возможностей в многообразной современной практике школьного воспитания;

- в контексте развития социальной педагогики, изучающей способы педагогизации социальной среды для успешного развития личности.

В связи с этим попробуем выстроить логи-

Как цитировать статью: Руденко И.В. Общественное воспитание как ценностный блок школьного образования // Отечественная и зарубежная педагогика. 2017. Т.2, №1 (36). С. 83-90.

ку рассуждений о том, что есть «общественное воспитание» и какова его роль в системе воспитательной деятельности образовательной организации.

В подходах к определениям понятия обратим внимание на толкование этого феномена педагогами прошлых лет: «воспитание ребёнка, осуществляемое специальными людьми» (Платон, Т. Мор); воспитание для всех, общедоступное (И.Г. Песталоцци, Л.Н. Толстой); «возбуждение общественного мнения в деле воспитания», народное воспитание (К.Д.Ушинский)[16]; «создание подходящей среды, в которой учащиеся учились бы жить в обществе себе подобных» (В.П. Вахтеров)[2]; «помощь саморазвитию личности со стороны общества в интересах общества» (П.Ф. Каптерев) [3].

Современные исследователи актуализировали своё обращение к данному термину, исходя из нынешних реалий, связанных с попытками пересмотреть его статус в образовательной системе страны.

Н.А. Кочкина, выделяя на основе историко-педагогического анализа основные характеристики общественного воспитания: ценностные ориентиры, доступность, народность, отрытость, научный подход, коллективный характер отношений организации, даёт следущее толкование термину. «Общественное воспитание - целенаправленный и научно обоснованный процесс развития личности ребёнка в обществе сверстников под руководством педагогов-профессионалов образовательными учреждениями в соответствии с общественными цен-ностями»[12]. Однако вне исследовательского поля остаётся один из главных вопросов: кто является субъектом системы общественного воспитания?

В этой связи рассуждения других авторов являются более убедительными. Например, под «общественным воспитанием» понимается «воспитание, осуществляемое в системе «человек-человек», т.е. через непосредственные человеческие отношения, а также специально учрежденными для этой цели общественными институтами, благотворительными фондами, организациями, обществами, ассоциациями» [14]. Иногда понятие «общественное воспитание» сужается до отдельного направления воспитательной деятельности, например в семье, в других случаях оно охватывает всю общественную воспитательную систему, подчиняя себе даже школьное воспитание.

Исследователи проблем социальной педагогики считают, что про-

блемы общественного воспитания - предмет социальной педагогики (лат. зосшт - общество), которая изучает влияние семьи, неформальных объединений, средств массовой информации, церкви и т.д. на развитие личности. Следовательно, под общественным (социальным) воспитанием понимается «воспитание, направленное на обеспечение гармонии общественных и личных интересов, баланса между ответственностью общества перед личностью и личности перед обществом путем непосредственных человеческих отношений, а также с помощью специально созданных для этой цели общественных институтов (благотворительных фондов, организаций, обществ, ассоциаций и т.п.)»[15].

А.В.Мудрик считает общественным воспитание, которое «осуществляется обществом и государством в создаваемых для этого организациях. В этом случае мы имеем дело с социальным, или общественным, воспитанием, которое и является объектом изучения социальной педагогики» [13].

Л.В.Алиева с методологических позиций осмыслила феномен общественного воспитания, сущность которого изначально была ориентирована на обоснование общественной функции в воспитании. «По мере усиления роли и значения государственных структур, общественная функция превращалась в обслуживание не общества в целом, а лишь преимущественно определенной господствующей части его (людей, облеченных властью, основными богатствами, государственных структур). Она стала носить характер государственного или в лучшем случае государственно-общественного воспитания»[1]. Исследователь отмечает, что современная социальная среда XXI века как воспитательный фактор сегодня разделена на два основных пространства: пространство государства и пространство гражданского общества. «В их взаимодействии в формировании дифференцированного воспитательного пространства (а не единого государственно-целевого) заметно возрастает роль общественного воспитания (особенно на уровне регионов, местного самоуправления), что и находит отражение в создании и функционировании общественных структур разных направлений воспитательной деятельности, форм самоорганизации, в многообразных сферах социума (культурных, экономических, правовых образовательных)» [1,с.168]. Их наличие в многообразии и разнообразии в социальном пространстве - серьезная конкуренция традиционным субъектам воспитания. Общественное воспитание -

это социальное воспитание личности - субъекта гражданского общества, носителя общечеловеческих и отечественных, социальных ценностей, заключает автор[1, с.169].

Изучение педагогических трудов В.А.Караковского позволяет определить его вклад в развитие характеристик «общественного воспитания», а главное его роли в реализации воспитательного потенциала школьного образования. «Система образования - перспективный институт общественного воспитания», - считал он. «Это одна из традиций российского образования» [5,с. 11]. Общественное воспитание в школе В.А.Караковского представлено коллективными и индивидуальными субъектами. Школьная общность - воспитательный коллектив, в рамках которого дети наиболее естественно могут удовлетворять свою природную потребность в самостоятельности, в совместной деятельности, в игре. Это происходит в классе, кружке, спортивной секции, профильной группе [4, с.79]. Это многообразие реальных общественных субъектов актуализирует проблему изучения их влияния на личность ребёнка. Именно такая позиция директора школы и педагогического коллектива его единомышленников способствовала использованию потенциала окружающей среды в воспитательных целях, сделала школу№ 825 г. Москвы образцом общественного воспитания, где были сохранены и творчески развиты традиции воспитания в деятельности структур системы дополнительного образования, семьи, СМИ, органов ученического самоуправления, детских общественных объединений. В своей педагогической деятельности В.А. Караковский всегда подчёркивал особую роль самодеятельных детских формирований в структуре воспитательной деятельности учреждения. «А что плохого было, скажем, в тимуровском движении? Ведь оно основывалось на гуманистических, бескорыстных принципах. Я сам был тимуровцем - во время войны мы помогали в госпиталях выхаживать раненых. Для меня и моих одноклассников война - это запах окровавленных бинтов и глаза умирающего на госпитальной койке солдата. Никто нами не руководил, никто не заставлял - мы были тимуровцы и считали своим долгом помогать раненым. Что в этом плохого? Плохое началось потом, когда взрослые организовали и возглавили тимуровское движение, стали устраивать соревнования, давать «два очка за старичка»[9]. Подлинная сущность детской организации, по его мнению, раскрывается в совместной со взрослыми деятельности, обще-

нии, которые и составляют основу воспитательного процесса.

Чтобы потенциал общественных структур в деятельности воспитательной системы школы использовался сполна, В.А. Караковский формулирует педагогически целесообразные рекомендации по развитию ученического самоуправления в воспитательной системе школы, замечая, что главное в нём - самоуправляемая жизнь детей на общее благо: именно она первична, а структуры, органы - вторичны [4,с.80]. Органы самоуправления могут быть разнообразными, гибкими, постоянными, временными, обновляемыми, ситуативными, совещательными, представительскими, профильными... Но главное, что они выражают общественное доверие к тем, кто в них работает; способствуют воспитанию самостоятельности и самореализации.

В.А. Караковский, в частности, дает педагогическую оценку опыту коллективной общественной деятельности в органах ученического самоуправления, роли коллектива - типа человеческой общности, российской общины. «Долгое время идея коллективизма считалась социалистической и выражалась в подчиненности личности диктату коллектива. «Между тем, тут вообще не может быть отношений подчиненности. Главное - отношение человека к человеку. Если же говорить о нашем традиционном коллективизме, то корни его связаны не с политикой, а с историей. Она для россиян была настолько тяжелой и трагической, полна таких испытаний, какие в одиночку вынести невозможно. Отсюда и наша общинность, и наши многочисленные коммуны.... К сожалению, этого многие не могут понять» [7, с.6].

Сегодня размышления В.А.Караковского о роли опыта коллективной творческой деятельности, основанного на идеях И.П. Иванова, становятся вновь актуальными в связи с созданием общественно-государственной организации «Российское движение школьников». В своих выступлениях, педагогических трудах он постоянно обращал особое внимание на перспективу возрождения детских, молодежных общественных объединений, организаций как субъектов образования и социализации молодого поколения в современных «экстремальных условиях» [5, с.31]. Заслуживает внимательного изучения опыт этой школы по развитию самоуправления через школьную событийность. «Скажем: нужна школе объективная информация о её жизни: группа энтузиастов создаёт пресс-центр и организует его работу. В школе появились компьютеры новые - группа технически грамотных стар-

шеклассников обеспечивает работу электронной почты.....»[4, с.86].

Органы самоуправления, по мнению В.А. Караковского должны выполнять реальные задачи. Деятельность ученического самоуправления в реализации принципа самодеятельности - в деятельности детей, осуществляемой по их починам, инициативам, свободно выбираемой деятельности, личностно значимой.

В качестве одного из традиционных средств общественного воспитания В.А. Караковский рассматривал создание искусственных позитивных микросред совместной деятельности педагога и учащихся с целью выработки позитивных потребностей у подростков, формирования общечеловеческих ценностей, подчеркивая, что в создании субъективной реальности человечество имеет богатый опыт. «Среда - это объективная данность, существующая независимо от нас и оказывающаяся "возмущающие действия" на систему. В отношениях с окружающей средой и проверяется прочность системы, ее устойчивость и стабильность, реакция на непредвиденные ситуации. А их бывает немало. Мы не можем изменить социальный состав населения микроучастка, повлиять на уличную рекламу или средства массовой информации, сменить воду в прудах соседнего парка. Но мы можем использовать детский клуб, кинотеатр, тот же садово-парковый массив, включив их в воспитательную систему школы»[10].

В статье «Три реальности школьного воспитания» В.А.Караковский пишет: «Искусственно создавая среду воспитания, педагоги добиваются того, что дети испытывают реальные ощущения реальной жизни. Здесь очень важно, чтобы воспитанники были заинтересованными сотворцами этой субъективной реальности. Дети сознают реальности, но им хочется чего-то необычного, красивого, где они могли бы себя проявить по-новому, раскрыть свои внутренние способности, таланты» [6]. Так, например, игра - традиционный метод общественного воспитания рассматривается педагогом как такой конструируемый опыт, вид деятельности, в которой ребенок обнаруживает свою сущность. Она не есть обыденная жизнь, но ее влияние на повседневность необыкновенно велико. В играх проявляются черты национальной культуры, характера, особенности быта и человеческих отношений. «Воспитание игрой соответствует природе ребёнка, а значит наиболее природосообразно и эффективно» [11,с.59].

Педагог-воспитатель как индивидуальный субъект общественно-

го воспитания, который выступает в разнообразии ролей в воспитательной системе школы №825 (руководитель общественных, экономических, профильных, досуговых объединений, клуба, музея и т.д.), заслуживает самого пристального внимания. Это связано с тем, что воспитание происходит под педагогически управлением и должно осуществляться высококачественно и профессионально. Педагог должен пропускать через своё сознание всех субъектов, влияющих на личность школьников. «Все наши слова, дела, ситуации только тогда имеют педагогический смысл и значение, когда они возвышают, порождают высоконравственные отношения»[8]. Книга «Школа воспитания: 825 маршрут» раскрывает осмысление учителями этой школы и реализацию в собственной практике одной из главных ценностей педагога-профессионала - воспитание отношениями. В.А. Караковский очень гордился своим педагогическим коллективом, заботился о профессиональном росте каждого, старался представить педагогическому сообществу достижения своих коллег.

Весь практический опыт и педагогические труды В.А. Караковского подтверждают необходимость дальнейшего научного осмысления роли общественных субъектов воспитания, их «выращивания» в среде школы; расширения представлений об общественном воспитании как важнейшем факторе процесса становления формирующегося человека, ценностном блоке школьного образования. К этому можно добавить лишь то, что формальные институты образования в современном мире - это лишь маленькая часть явления, имя которому воспитание. Будущее развитие цивилизации невозможно проанализировать, но его можно вообразить, если в образовательной деятельности следовать профессиональным ценностям и советам тех, кто рассматривает школу будущего как школу воспитания, где ценностным блоком выстраивается система общественного воспитания.

Литература

1. Алиева Л.В. Методологическое осмысление общественного воспитания как объективно-субъективной социально-педагогической реальности // Новое в психолого-педагогических исследованиях. - 2011. - № 3. - С.163-170.

2. Вахтеров В.П. Основы новой педагогики // Антология по истории педагогики. М.: Академия, 2000. - С. 115

3. Каптерев П.Ф. Педагогический процесс// Антология по истории педагогики. М.: Академия, 2000. - С. 86

4. Караковский В.А Зачем школе детское самоуправление // Школа воспитания: 825 маршрут/ Под ред. В.А. Караковского, Д.В. Григорьева, Е.И. Соколовой. М.: Педобщество России.2004. - 416с.

5. Караковский В.А. Воспитание для всех М.: НИИ школьных технологий. - 2008. - С.3.

6. Караковский В.А.Три реальности школьного воспитания // Воспитать человека:Сборник нормативно-правовых, научно-методических, организационно-практических материалов по проблемам воспитания / Под ред. В.А. Березиной, О.И. Волжиной, И.А. Зимней. М.: «Вентана-Графф», 2002. - С.231-239.

7. Караковский В.А. Современное воспитание: многомерный подход // Современные гуманитарные подходы в теории и практике воспитания: Сборник научных статей / Под ред. Д.В. Григорьева. Пермь, 2001. - С.5-10.

8. Караковский В.А.Классным руководителям посвящается // Воспитательная работа в школе. - 2006. - № 1. - С.5.

9. Караковский В. А. Трудные задачи средней школы // Наука и жизнь. - 1998. - №7. - С.12-17.

10. Караковский В.А. Воспитание эффективно, если оно системно // Воспитатель человека. Сборник нормативно-правовых, научно-методических, организационно-практических материалов по проблемам воспитания / Под ред. В.А. Березиной, О.И. Волжиной, И.А. Зимней. М.: Вентана-Графф». - 2002. - С.264-269.

11. Караковский В.А. Стать человеком. Общечеловеческие ценности - основа целостного учебно-воспитательного процесса. М., 1993. - 80 с.

12. Кочкина Н.А. Социально-педагогическая сущность понятия «общественное воспитанием/Вестник Северного Федерального университета. Серия Гуманитарные и социальные нау-ки,2009. - №2 . - С.111.

13. Мудрик А.В. Социальная педагогика: Учебник для студ. пед. вузов / Под ред. В.А. Сластенина. 3-е изд., испр. и доп. М.: Издательский центр «Академия», 2000. - С.3.

14. Петрова О., Долганова О., Шарохина Е. Курс лекций по педагогике //http://www.gumer. info/bibliotek_Buks/Pedagog/konspekt/index.php

15. Социальная педагогика: Учебник /Под ред. И.А. Липского, Л.Е. Сикорской. М.:Изд.-во: «Дашков и К», 2014. - 280с.

16. Ушинский К.Д. О народности в общественном воспитании // Антология педагогической мысли / Сост. П.А. Лебедев. М., 1990.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.