Библиографический список
1. Бондаренко Н.Ю. Становление экзистенциальных ценностей будущих учителей в процессе интерактивного обучения. Автореферат диссертации ... кандидата педагогических наук. Ростов-на-Дону, 2006.
2. Виленский М.Я. Ценности физической культуры и их интериоризация учащимися. Available at: http://spo.1september.ru/articlef. php?ID=200701713
3. Голубкова О. Социокультурная природа ценностных ориентаций личности. Available at: http://brennoe-i-vechnoe.narod.ru/ 199-17.html
4. Емец В.С. Модернизация педагогической системы формирования профессионально-ценностных ориентаций у курсантов образовательных учреждений ФСБ России пограничного профиля. Диссертация ... доктора педагогических наук. Москва, 2007.
5. Калюжный А.С. Личностно-ориентированное воспитание в высшей военной школе: монография. Нижний Новгород, 2004.
6. Нудько В.А. Формирование гуманистических ценностных ориентаций студентов (на примере изучения иностранного языка в вузе). Автореферат диссертации ... кандидата педагогических наук. Ульяновск, 2006.
7. Савина Ю.Г. Формирование ценностных ориентаций учащейся молодежи средствами декоративно-прикладного искусства. Автореферат диссертации ... кандидата педагогических наук. Москва, 2006.
8. Хазова С.А. Развитие конкурентоспособной личности в системе образования. Диссертация ... доктора педагогических наук. Майкоп: Адыг. гос. ун-т, 2011.
9. Хуторской А.В. Ключевые компетенции как компонент личностно-ориентированной парадигмы. Народное образование. 2003; 2: 58 - 64.
References
1. Bondarenko N.Yu. Stanovlenie 'ekzistencial'nyh cennostejbuduschih uchitelej vprocesse interaktivnogo obucheniya. Avtoreferat dissertacii ... kandidata pedagogicheskih nauk. Rostov-na-Donu, 2006.
2. Vilenskij M.Ya. Cennosti fizicheskoj kul'tury i ih interiorizaciya uchaschimisya. Available at: http://spo.1september.ru/articlef.php?ID=200701713
3. Golubkova O. Sociokul'turnaya priroda cennostnyh orientacij lichnosti. Available at: http://brennoe-i-vechnoe.narod.ru/199-17.html
4. Emec V.S. Modernizaciya pedagogicheskoj sistemy formirovaniya professional'no-cennostnyh orientacij u kursantov obrazovatel'nyh uchrezhdenijFSB Rossiipogranichnogo profilya. Dissertaciya ... doktora pedagogicheskih nauk. Moskva, 2007.
5. Kalyuzhnyj A.S. Lichnostno-orientirovannoe vospitanie v vysshej voennojshkole: monografiya. Nizhnij Novgorod, 2004.
6. Nud'ko V.A. Formirovanie gumanisticheskih cennostnyh orientacijstudentov (na primere izucheniya inostrannogo yazyka v vuze). Avtoreferat dissertacii ... kandidata pedagogicheskih nauk. Ul'yanovsk, 2006.
7. Savina Yu.G. Formirovanie cennostnyh orientacij uchaschejsya molodezhi sredstvami dekorativno-prikladnogo iskusstva. Avtoreferat dissertacii . kandidata pedagogicheskih nauk. Moskva, 2006.
8. Hazova S.A. Razvitie konkurentosposobnoj lichnosti vsisteme obrazovaniya. Dissertaciya ... doktora pedagogicheskih nauk. Majkop: Adyg. gos. un-t, 2011.
9. Hutorskoj A.V. Klyuchevye kompetencii kak komponent lichnostno-orientirovannoj paradigmy. Narodnoe obrazovanie. 2003; 2: 58 - 64.
Статья поступила в редакцию 14.09.18
УДК 378
Sadovoy V.P., Head of Students' Sports Club, North Caucasus Federal University (Stavropol, Russia),
E-mail: [email protected]
THE NATURE AND STRUCTURE OF READINESS FOR ORGANIZATION OF MASS STUDENT SPORT IN FUTURE MASTERS OF THE SPHERE OF PHYSICAL CULTURE AND SPORTS. The article substantiates the need for the formation of graduate students, training personnel in the field of physical culture and sports for higher education, readiness for the organization of mass student sports. On the basis of the analysis of the theory and practice, personal experience the structure of readiness for the organization of mass student sports is defined. According to the author, this structure includes three main components - personal, cognitive and operational. For the successful formation of readiness for the organization of mass student sports, it is necessary to fulfill three basic conditions - organizational, pedagogical and psychological. In the process of implementation of these conditions, it is necessary to provide future masters of physical culture and sports to form knowledge on the organization of mass student sports in Russia and abroad, to study the specifics of the functioning of the student sports club in modern university conditions, to participate in the organization and judging of competitions for students, to perform research work, etc. the set of selected conditions, as well as the introduction of the curriculum of the master's discipline "Fundamentals of the organization of mass student sports" will prepare specialists for the organization of mass student sport that is so necessary for any of the modern universities.
Key word: readiness for professional activity, magistracy, mass student sport.
В.П. Садовой, руководитель Студенческого спортивного клуба, ФГАОУ ВО «Северо-Кавказский федеральный
университет», г. Ставрополь, E-mail: [email protected]
СУЩНОСТЬ И СТРУКТУРА ГОТОВНОСТИ К ОРГАНИЗАЦИИ МАССОВОГО СТУДЕНЧЕСКОГО СПОРТА
У БУДУЩИХ МАГИСТРОВ СФЕРЫ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА
В статье обоснована необходимость формирования у студентов магистратур, готовящих кадры в сфере физической культуры и спорта для высшей школы, готовности к организации массового студенческого спорта. На основе анализа теории и практики, личного опыта определена структура готовности к организации массового студенческого спорта. По замыслу автора в эту структуру входит три основных компонента - личностный; когнитивный; операционно - действенный. Для успешного формирования готовности к организации массового студенческого спорта необходима реализация трёх основных условий -организационных, педагогических. психологических. В процессе реализации данных условий необходимо обеспечить будущим магистрам сферы физической культуры и спорта сформировать знания по организации массового студенческого спорта в России и за рубежом, изучить специфику функционирования студенческого спортивного клуба в современных вузовских условиях, поучаствовать в организации и судействе соревнований для студентов, выполнить научно- исследовательскую работу и т. д. совокупность выделенных условий, а так же введение в учебный план магистратуры учебной дисциплины «Основы организации массового студенческого спорта» позволят подготовить специалистов по организации массового студенческого спорта, столь необходимых современному вузу.
Ключевые слова: готовность к профессиональной деятельности, магистратура, массовый студенческий спорт.
В последнее время массовый студенческий спорт получил очень широкое распространение, без него невозможно представить воспитательную деятельность ни одного современного вуза. Для приобщения студентов к регулярным занятиям физическими упражнениями и здоровому образу жизни используются различные технологии, в структуре которых присутствуют обязательная форма физического воспитания, спорт, различные направления физкультурной рекреации и двигательной реабилитации и общественно-самодеятельная форма физкультурно-спортивной деятельности. Всё чаще стали появляться новые формы массовых спортивных мероприятий для студентов, к которым приобщается всё больше студентов. Значимость студенческого спорта постоянно возрастает. Как отмечают Л.И. Лубышева [1], А.А. Соловьев [2], К.М. Смышнов [3] и др., огромная значимость вузовского спорта, в том числе, именно массового студенческого спорта, обусловлена следующими основными факторами:
время, так как постоянно образуются новые виды профессиональной деятельности или формируются новые направления уже существующих специальностей.
Если обобщить точки зрения на проблему готовности [5; 6 и др.], то можно выделить два основных подхода:
1. Готовность в контексте определенного функционального состояния, как психологического условия избирательной активности, настраивающей организм, личность на предстоящую деятельность; как успешности выполнения какой - либо деятельности, как психологической установки, которая функционирует на фоне общей активности организма, как состояния предшествующего поведению; как социально фиксированные установки, характеризующие общественное поведение личности (П.П. Горностай, Л.В. Кондрашова и др.).
2. Готовность как сложное личностное образование, многоплановая и многоуровневая структура качеств, свойств
Таблица 1
Ведущие детерминанты, увеличивающие значимость вузовского спорта в современных социокультурных условиях
№ детерминанты Их влияние на студенческую жизнь
1. Необходимость повышать эффективность воспитательной работы в вузах спортивная работа является крайне важным инструментом воспитательной работы со студентами
2. Необходимость улучшать основные параметры здоровья студентов проблема сниженных параметров здоровья большей части современного студенчества может быть решена только на основе улучшения спортивной работы и превращения вузовского спорта в действительно массовый спорт
3. Необходимость развивать любительский спорт в молодёжной среде любительский спорт все больше и больше локализуется именно в вузах среди студенческой молодёжи и становится важным атрибутом студенческой жизни
4. Необходимость повышать качество жизни студентов наличие приемлемых условий для занятия спортом все больше превращается в важнейшую составляющую качества жизни студента, определяющую привлекательность вуза
5. Необходимость направлять активность студентов в конструктивное русло саморазвития и самосовершенствования Создание условий для физического и психологического совершенствования студентов, необходимость противодействовать влиянию террористических и прочих антисоциальных элементов на молодёжь
21 ноября 2017 года министром спорта Российской Федерации П.А. Колобковым была утверждена Концепция развития студенческого спорта в Российской Федерации на период до 2025 года, целью которой является создание условий, обеспечивающих возможность для студентов профессиональных образовательных организаций и образовательных организаций высшего образования вести здоровый образ жизни, систематически заниматься физической культурой и спортом, получить доступ к развитой спортивной инфраструктуре, а также повысить конкурентоспособность российского спорта. Концепция определяет систему приоритетных направлений, обеспечивающих развитие физкультурной, спортивной и оздоровительной работы в профессиональных образовательных организациях и образовательных организациях высшего образования, а также студенческого спорта в Российской Федерации в целом [4]. Однако всё чаще выявляется проблема, связанная с подготовкой кадров для организации массового студенческого спорта.
На основе анализа литературы, изучения опыта функционирования студенческих клубов, можно сказать следующее. В качестве организаторов массового студенческого спорта могут выступать выпускники магистратуры по всем направлениям, готовящим кадры для спорта, в том числе преподавателей физической культуры, тренеров, менеджеров в области физической культуры и спорта. Например, условиях магистратуры направления «Профессиональное образование в сфере физической культуры».
Мы считаем, что, с учётом актуальности данной проблемы, необходимо, что выпускники соответствующих магистратур, которые планируют осуществлять профессиональную педагогическую деятельность в условиях современного вуза, должны быть готовы к организации массового студенческого спорта.
Проблема изучения структуры и содержания профессиональной готовности к определённым видам деятельности имеет уже более 100-летнию историю. Впервые учёные выделили эту проблему в конце XIX в. Но наибольшее и всестороннее рассмотрение она получила в XX в. и активно развивается в настоящее
и состояний, которые позволяют определенному субъекту более или менее успешно осуществлять какую - либо деятельность (М.И. Дьяченко, К.М. Дурай-Новакова, Л.А. Кандыбович, В.А. Сластенин и др.).
Рассмотрим подходы ведущих отечественных учёных к определению структуры готовности к профессиональной деятельности (Таблица 2).
Как отмечает В.А. Магин [6; 7], современный специалист по физической культуре и спорту должен, прежде всего, иметь представление и знать:
• содержание инновационных технологий в области физической культуры и спорта;
• формы, методы и принципы организации инновационного обучения и воспитания в сфере физической культуры и спорта;
• медико-биологические, психолого-педагогические, социокультурные основы инновационных технологий в области физической культуры и спорта.
Специалист по физической культуре и спорту новой формации должен уметь:
• планировать, организовывать и проводить занятия по физической культуре и уметь проводить воспитательную работу со студентами по физической культуре и спорту с использованием инновационных технологий;
• применять на занятиях и в процессе воспитательной работы современные средства и методы физического воспитания, адекватные содержанию инновационных технологий;
• оценивать эффективность используемых технологий и контролировать качество образовательного процесса в высшей школе;
• анализировать и корректировать свою профессиональную деятельность;
• организовывать и проводить научные исследования в сфере профессиональной деятельности.
На основе анализа литературы и личного опыта в качестве руководителя Студенческого спортивного клуба СКФУ Северо-Кавказского федерального университета («ССК СКФУ») и в
Таблица 2
Подходы к определению структуры профессиональной готовности
№ Авторы Выделяемая ими структура профессиональной готовности
1. А.Г. Асмолов, Н.В. Кузьмина - мотивационный
В.А. Сластенин, Л.Ф. Спирин - когнитивный
- деятельностный
2. М.И. Дьяченко, Л.А. Кандыбович - мотивационный
- ориентационный
- волевой
- оценочный
3. И.А. Зимняя - мотивационный
- когнитивный
- поведенческий
- ценностно-смысловой
4. Ю.Г. Татур - общенаучный
- социальный
5. А.В. Чернышова - информационный
- операционный
- мотивационный
- мировоззренческий
- коммуникационный
контексте вышеобозначенных подходов определим структуру и содержание готовности к организации массового студенческого спорта у будущих магистров сферы физической культуры и спорта.
Мы выделяем в структуре готовности следующие компоненты: мотивационно - личностный; когнитивный; операцион-но-действенный.
Мотивационно-личностный компонент предполагает наличие стойкого интереса к массовому студенческому спорту, ценностей здорового образа жизни, сформированность мотивации, связанной с пропагандой массового студенческого спорта, желания вовлекать в него обширный круг студенческой молодёжи.
Когнитивный компонент предполагает знание нормативно правовых основ организации массового студенческого спорта; форм, технологий организации массового студенческого спорта; методики организации отдельных соревнований среди студентов; а так же способов взаимодействия с администрацией вуза, студенческим самоуправлением и отдельными структурными единицами, связанными с организацией массового студенческого спорта.
Операционно-действенный компонент предполагает сфор-мированность компетенций, связанных с организацией массового студенческого спорта в современных условиях функционирования отечественных вузов.
Как нам представляется, формирование готовности к организации массового студенческого спорта в условиях магистратуры возможно при соблюдений ряда условий:
Организационных - введение в учебный план магистратуры, готовящих кадры в сфере физической культуры и спорта и, в частности, кадры для функционирования в условиях высшей школы, учебного курса «Основы организации массового студенческого спорта». Обеспечение при прохождении магистранта-
Библиографический список
ми производственной и педагогической практики возможности изучить работу студенческих спортивных клубов, организовать соревнования в рамках массового студенческого спорта, поучаствовать в их судействе. Обеспечить разработку тематики НИРС и выполнения студенческих работ различного уровня (статей, ВКР, магистерских диссертаций), посвящённых организации массового студенческого спорта.
Педагогических - создание условий для освоения и практической реализации различных форм организации мероприятий в рамках массового студенческого спорта, изучения зарубежного и отечественного опыта, адаптации спортивных мероприятий в рамках своих учебных заведений.
Психологических - создание условий для отбора будущих кадров для организации массового студенческого спорта, начиная со школьной скамьи, обучения в условиях бакалавриата и магистратуры. Формирование устойчивой мотивации к введению здорового образа жизни на основе стойкого интереса к спорту и физической культуре.
Резюмируя вышеизложенное отметим, что определение сущности и структуры готовности к организации массового студенческого спорта у будущих магистров сферы физической культуры и спорта и определение условий для её формирования, является крайне актуальной педагогической проблемой. Большой вклад в её решение вносится в Северо - Кавказском федеральном университете, в котором созданы все условия для массового студенческого спорта, прежде всего, под руководством «ССК СКФУ» (Студенческого спортивного клуба). На базе Факультета физической культуры Северо-Кавказского федерального университета успешно функционирует магистерская программа 49.04.01 Физическая культура по направлению «Профессиональное образование в сфере физической культуры», в рамках которой создаются условия для формирования у её выпускников готовности к организации массового студенческого спорта.
1. Лубышева Л.И., Пешкова Н.В. Интеграция деятельности спортивного клуба и кафедры физической культуры в контексте развития студенческого спорта в вузе. Теория и практика физической культуры. 2016; 5: 90 - 93.
2. Соловьев А.А. Уровень организации спортивной работы в вузе как критерий привлекательности вуза и фактор развития спорта: правовые аспекты. Право и образование. 2009; 8: 44 - 51.
3. Садовой В.П., Смышнов К.М. Студенческий спортивный клуб в контексте развития массового студенческого спорта. ОЛИМПИЙСКАЯ ИДЕЯ СЕГОДНЯ: сборник материалов Пятой международной научно-практической конференции посвящённой 100-летию Южного федерального университета. 2015: 283 - 89.
4. Концепция развития студенческого спорта. Available at: http://studsport.ru/27.11.2017_utvergdena_kontseptsiya_razvitiya_ studencheskogo_sporta
5. Невзорова И.Б. Формирование готовности будущих программистов к проектно-аналитической деятельности в колледже. Диссертация ... кандидата педагогических наук. Великий Новгород, 2017.
6. Магин В.А. Модернизация системы профессиональной подготовки специалистов по физической культуре и спорту на основе инновационных технологий. Автореферат диссертации ... доктора педагогических наук. Москва, 2006.
7. Магин В.А. Компетентностная модель специалиста по физической культуре и спорту. Вестник спортивной науки. 2006; 1: 43 - 47.
References
1. Lubysheva L.I., Peshkova N.V. Integraciya deyatel'nosti sportivnogo kluba i kafedry fizicheskoj kul'tury v kontekste razvitiya studencheskogo sporta v vuze. Teoriya i praktika fizicheskoj kul'tury. 2016; 5: 90 - 93.
2. Solov'ev A.A. Uroven' organizacii sportivnoj raboty v vuze kak kriterij privlekatel'nosti vuza i faktor razvitiya sporta: pravovye aspekty. Pravo i obrazovanie. 2009; 8: 44 - 51.
3. Sadovoj V.P., Smyshnov K.M. Studencheskij sportivnyj klub v kontekste razvitiya massovogo studencheskogo sporta. OLIMPIJSKAYa IDEYa SEGODNYa: sbornik materialov Pyatoj mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii posvyaschennoj 100-letiyu Yuzhnogo federal'nogo universiteta. 2015: 283 - 89.
4. Koncepciya razvitiya studencheskogo sporta. Available at: http://studsport.ru/27.11.2017_utvergdena_kontseptsiya_razvitiya_ studencheskogo_sporta
5. Nevzorova I.B. Formirovanie gotovnosti buduschih programmistov k proektno-analiticheskoj deyatel'nosti v kolledzhe. Dissertaciya ... kandidata pedagogicheskih nauk. Velikij Novgorod, 2017.
6. Magin V.A. Modernizaciya sistemyprofessional'nojpodgotovkispecialistovpo fizicheskojkul'ture isportu na osnove innovacionnyh tehnologij. Avtoreferat dissertacii ... doktora pedagogicheskih nauk. Moskva, 2006.
7. Magin V.A. Kompetentnostnaya model' specialista po fizicheskoj kul'ture i sportu. Vestniksportivnojnauki. 2006; 1: 43 - 47.
Статья поступила в редакцию 15.09.18
УДК 37.015.31
Buhalko A.D., postgraduate, senior teacher, Omsk State Technical University (Omsk, Russia), E-mail: [email protected]
ADAPTATION OF FOREIGN STUDENTS TO THE TRAINING AT THE RUSSIAN TECHNICAL UNIVERSITY: PROBLEMS AND EVALUATION CRITERIA. The article presents research on a problem of adaptation of foreign students to the training at a Russian technical university. The researcher believes that for the successful adaptation of foreign students some special support is required. The paper describes the contents of adaptation processes. Special attention in the work is paid to the adaptation to educational activities. The author also reveals features of adaptation of foreign students in conditions of technical education. On the basis of the analysis of modern research works, the article offers criteria for the adaptation assessment.
Key words: adaptation, support, foreign students, technical college, educational environment, educational activity.
А.Д. Бухалко, ст. преп., соискатель, Омский государственный технический университет, г. Омск,
E-mail: [email protected]
АДАПТАЦИЯ ИНОСТРАННЫХ СТУДЕНТОВ К ОБУЧЕНИЮ В РОССИЙСКОМ ТЕХНИЧЕСКОМ ВУЗЕ: ПРОБЛЕМЫ И КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ
Статья посвящена проблеме адаптации иностранных студентов к обучению в российском техническом вузе. Обосновывается идея о том, что в российских условиях обязательным является поддержка процессов адаптации иностранных студентов. Раскрываются предмет и содержание адаптационных процессов. Особое внимание уделено учебной, академической адаптации. В статье выявлены особенности адаптации иностранных студентов, определяемые спецификой технического образования. Выделены и описаны характерные особенности адаптации иностранных студентов к социокультурной среде российского вуза, поликультурной российскому пространству. Установлены связи между тремя предметами адаптации. На основании анализа современной литературы по проблеме адаптации иностранных студентов, предложены критерии адаптации.
Ключевые слова: адаптация, поддержка, иностранные студенты, технический вуз, образовательная среда, учебная деятельность.
Расширение экспорта российского образования является одной из наиболее заметных тенденций его развития, динамика которой определяется не только глобализацией и экономической конкуренцией образовательных систем, наличием научно-технических и технологических разработок, представляющих интерес за рубежом, но и привлекательностью самих вузов, готовностью и способностью формировать комфортную образовательную среду, не требующую от иностранных граждан особых усилий для адаптации и успешного освоения образовательных программ. Актуальной тенденцией развития современного образования является формирование транснациональных моделей, которые обеспечивают не только максимальную унификацию содержания и форм обучения, но и единое социокультурное пространства, однако в Российской Федерации эти процессы протекают достаточно сдержано, поэтому необходимой является поддержка адаптации, ориентированная на конкретные проблемы и трудности, на содержание и особенности процесса [1]. Внимание к адаптации иностранных студентов в условиях российского вуза, организация психолого-педагогического сопровождения этого процесса, таким образом, является фактором развития вуза как экспортера образования.
Образование, как и всякая социальная среда, является не только адаптивной, но и адаптирующей [2] средой. С развёртыванием данной идеи связаны практически все психолого-педагогические исследования проблемы адаптации, которые, как правило, направлены на обеспечение успешной адаптации личности в образовательной системе. Исследования проблем адаптации учащихся к образовательным системам, на основе данной
идеи, неизменно выделяют целесообразность организации среды, облегчающую процесс адаптации.
Теоретические основы проблемы адаптации личности в системе образования принадлежат А.Д. Андреевой [3], М.Р. Битя-новой [4], С.М. Годнику и В.С. Листенгардену [5], А.В. Мудрику [6] и др. авторам. Адаптация субъектов образовательного процесса, согласно их теориям, по своему содержанию есть трехсторонний процесс обеспечения оптимальной деятельности субъекта внутри образовательной системы, включающий:
- овладение учебной деятельностью, её способами и средствами, развитие познавательных способностей;
- овладение социальной ролью и выстраивание социальных отношений;
- разрешение противоречий взаимодействия с социальной средой.
Специфика аудитории (иностранные студенты) не меняет сущности самого процесса, но отражается в дальнейшем, при изучении конкретных объектов, содержания и критериев адаптации. Адаптация иностранных студентов к обучению в российском вузе - это социально-психологический процесс активного и сознательного построения конструктивного взаимодействия личности и образовательной системы за счет самоизменения, закрепленного в личностном плане (накопление опыта взаимодействия), и, одновременно, за счет преобразования образовательной системы (использование накопленного опыта взаимодействия).
К числу источников, формирующих теоретическую основу исследования проблемы адаптации иностранных студентов к