Научная статья на тему 'Управление развитием адаптивной физической культурой и спортом в Республике Татарстан'

Управление развитием адаптивной физической культурой и спортом в Республике Татарстан Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
382
49
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЕГИОНАЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ / АДАПТИВНАЯ ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА / СТУДЕНЧЕСКИЙ СПОРТ / СПОРТИВНАЯ ИНФРАСТРУКТУРА

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Раджабов Раджаб Валиевич, Гейко Геннадий Дмитриевич, Насырова Гульсум Хамитовна, Ахметвалеева Эльмира Талгатовна, Хуснутдинова Расима Газизулловна

В статье рассматривается вопросы совершенствования управления программами регионального развития адаптивной физической культуры и спорта на примере Республики Татарстан. Представлены данные статистического наблюдения за ходом выполнения целевых показателей программ развития адаптивной физической культуры и спорта в регионе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Раджабов Раджаб Валиевич, Гейко Геннадий Дмитриевич, Насырова Гульсум Хамитовна, Ахметвалеева Эльмира Талгатовна, Хуснутдинова Расима Газизулловна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Management of development of adaptive physical culture and sport in the Republic of Tatarstan

The article considers the questions of improvement of the management of developmental programs for the adaptive physical culture and sports across Republic of Tatarstan. The system of collecting and analysis of the information upon the achieving the target indicators of the developmental programs for the adaptive physical culture and sports in the region has been presented in the article.

Текст научной работы на тему «Управление развитием адаптивной физической культурой и спортом в Республике Татарстан»

- 2015. - № 7 (125). - С. 46-51.

3. Бочковская, В.Л. Факторы, определяющие необходимость формирования навыков организации самостоятельной физической тренировки у курсантов вузов ПВО / В.Л. Бочковская, А.В. Горбунов // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2016. - № 6 (136). - С. 21-24.

REFERENCES

1. Bakayev, V.V., Bochkovskaya, V.L. and Gorbunov A.V. (2016), "Structure of pedagogical technology of formation of skills of the organization of an independent physical training, at cadets of higher education institutions of air defense", Science in modern society: regularities and tendencies of development. Collection of articles of the International scientific and practical conference: in 2 parts. P.1., publishing house Omega-Science, Ufa, pp.92-94.

2. Bochkovskaya, V L. and Nazarova, M.S. (2015), "Pedagogical technology of training in application-oriented float of students of higher education institutions of civil aviation with use of a technique of improving of profitability of movements", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 125, No. 7, pp. 46-51.

3. Bochkovskaya, V.L. and Gorbunov, A.V. (2016), "The factors defining need of formation of skills of the organization of an independent physical training at cadets of higher education institutions of air defense", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 136, No. 6, pp. 21-24.

Контактная информация: v_1@inbox.ru

Статья поступила в редакцию 14.04.2017

УДК 796.034.2

УПРАВЛЕНИЕ РАЗВИТИЕМ АДАПТИВНОЙ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРОЙ И СПОРТОМ В РЕСПУБЛИКЕ ТАТАРСТАН

Раджаб Валиевич Раджабов, старший преподаватель, Геннадий Дмитриевич Гейко, кандидат технических наук, доцент, Гульсум Хамитовна Насырова, кандидат биологических наук, доцент, Эльмира Талгатовна Ахметвалеева, старший преподаватель, Расима Газизулловна Хуснутдинова, старший преподаватель, Казанский национальный исследовательский технологический университет, Казань

Аннотация

В статье рассматривается вопросы совершенствования управления программами регионального развития адаптивной физической культуры и спорта на примере Республики Татарстан. Представлены данные статистического наблюдения за ходом выполнения целевых показателей программ развития адаптивной физической культуры и спорта в регионе.

Ключевые слова: региональное управление, адаптивная физическая культура, студенческий спорт, спортивная инфраструктура.

MANAGEMENT OF DEVELOPMENT OF ADAPTIVE PHYSICAL CULTURE AND SPORT IN THE REPUBLIC OF TATARSTAN

Radzhab Valievich Radzhabov, the senior teacher, Gennady Dmitrievich Geyko, the candidate of technical sciences, the senior lecturer, Gulsum Khamitovna Nasyrova, the candidate of biological sciences, the senior lecturer, Elmira Talgatovna Ahmetvaleeva, the senior teacher, Rasima Gazizullovna Khusnutdinova, the senior teacher, Kazan National Research Technological University, Kazan

Annotation

The article considers the questions of improvement of the management of developmental programs for the adaptive physical culture and sports across Republic of Tatarstan. The system of collecting and analysis of the information upon the achieving the target indicators of the developmental programs for the adaptive physical culture and sports in the region has been presented in the article.

Keywords: regional management, adaptive physical culture, student sport, sports infrastructure.

ВВЕДЕНИЕ

Одним из приоритетных направлений государственной политики Российской Федерации является развитие физической культуры и спорта на различных уровнях: федеральном, региональном и муниципальном. Однако, наблюдаемая тенденция к ухудшению здоровья населения, обусловливает необходимость обеспечения равного доступа к занятиям физической культурой и спортом всех категорий населения, в том числе лиц с ограниченными возможностями здоровья [1]. Стратегической целью, сформулированной в государственной программе «Доступная среда» на 2011-2020 года», является создание условий, направленных на улучшение качества жизни инвалидов и маломобильных групп населения в Российской Федерации и обеспечивающих равный возможность для граждан страны приобщению к здоровому образу жизни, систематическим занятиям физической культурой и спортом, получить доступ к развитой спортивной инфраструктуре [2]. Однако, реализация данной программы в настоящее время в субъектах РФ ведется неравномерно, что обусловливает необходимость анализа причин, обусловливающих данную негативную тенденцию.

Целью данной работы являлось рассмотрение вопросов совершенствования управления программами регионального развития адаптивной физической культуры и спорта (на примере Республики Татарстан).

МАТЕРИАЛЫ И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ

В качестве материалов исследования нами использованы программные и отчетные материалы отраслевых министерств, данные Федеральной службы государственной статистики и ее территориального органа по Республике Татарстан (Татарстанстат), законодательные и нормативно-правовые акты Российской Федерации и Республики Татарстан, представленные в открытом доступе в сети Интернет. В качестве методов исследования нами выбраны теоретический анализ данных сплошного статистического наблюдения, интерпретация представленных табличных данных.

РЕЗУЛЬТАТЫ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ

Одним из условий развития физической культуры и спорта является обеспеченность материально-технической базой для проведения занятий физическими упражнениями. С этой целью Министерством по делам молодежи и спорту ежегодно производится учет спортивных сооружений в Республике Татарстан.

Таблица 1 - Спортивные сооружение и занятость населения Республики Татарстан физической культурой и спортом (по данным Татарстанстата)_

2010 2011 2012 2013 2014

Число стадионов с трибунами на 1,5 тыс. мест и более 40 42 44 45 45

Число спортивных залов 1935 1953 1966 1979 1977

Число плавательных бассейнов 143 150 156

в том числе крытых 119 126 127 142 143

Плоскостные спортивные сооружения (площадки и поля) 4 661 4 693 4 789 4 802 5 053

Численность занимающихся физической культурой и спортом, тыс. чел. 875,5 1 006,5 1 103,9 1 233,7 1 330,3

Удельный вес и численность студентов, систематически занимающихся организованными формами физической культурой и спортом, (тыс. чел.) 58 642 77 021 89 025 108 169 115 897

Численность занимающихся физической культурой и спортом на 1000 человек населения 231,2 265,2 289,5 322 346

Удельный вес и численность студентов, систематически занимающихся организованными формами физической культурой и спортом (в % от общего числа обучающихся организаций профессионального и высшего образования) 35,77 46,98 61,94 71,68 77,78

В таблице 1 представлены статистические данные, характеризующие спортивную инфраструктуру региона и количество занимающихся физической культурой и спортом. Мы наблюдаем прямую зависимость количества спортивных объектов и количество занимающихся физической культурой и спортом. Однако, данный прирост осуществляется за счет здорового населения. В перспективе, прирост мог быть большим путем создания условий для занятий маломобильным группам населения. Несмотря на положительные успехи в направлении привлечения к занятиям физической культурой и спортом населения, недостаточно внимание уделяется повышению доступности объектов спортивной инфраструктуры для маломобильных групп населения.

В таблице 2 представлены статистические данные динамики количественного состава занимающихся физической культурой и спортом среди маломобильных групп населения.

Таблица 2 - Численность и охват лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов Республики Татарстан, занимающихся физической культурой и спортом (тыс. чел. и в % от общего числа населения)_

2007 2008 2009 2010 2011 2012 2013 2014

Тыс. чел. 3 471 5 384 7 523 11 027 13 441 15 926 19 254 26 193

В % тыс. чел. и в % от общего числа населения 1,1 1,7 2,3 3,53 4,25 5,10 6,10 8,20

Как следует из данных таблицы 2 за период с 2007 по 2014 гг. наблюдается тенденция к увеличению численности занимающихся физической культурой и спортом, что, вероятно, обусловлено совершенствованием спортивной инфраструктуры в Республике Татарстан. Условия, которые необходимо создавать для развития адаптивной физической культуры и спорта, включают квалифицированные кадры (специалисты по адаптивной физической культуре; с 2011 года, специалисты, имеющие высшее профильное образование в области физической культуры и спорта утратили право на получение сертификата инструктора-методиста по лечебной физической культуре), учет потребностей населения в физкультурно-оздоровительных услугах, наличие, укрепление и развитие материально-технической базы объектов (оборудование их пандусами, выполнение безбарьерной среды и т.д.).

В таблице 3 приведена динамика изменения кадрового состава штатных работников физической культуры и спорта в Республике Татарстан за период 2010-2015 гг. В анализ включены только штатные работники физической культуры и спорта, проводящие занятия с населением республики на предприятиях, в организациях и учреждениях, на спортивных сооружениях, по месту жительства, а также работники органов управления.

Таблица 3 - Динамика кадрового обеспечения сферы физической культуры и спорта в Республике Татарстан за период 2010-2015 гг._

Кадровое обеспечение сферы физической культуры и спорта 2010 2011 2012 2013 2014 2015

Всего человек 8697 8654 8915 9145 9243 9153

Из них, имеющих профильное образование 7486 7431 7721 8758 8903 8931

Из них специалисты, впервые приступившие к работе в области физической культуры и спорта. 201 213 227 307 404 318

На конец 2015 г. численность штатных специалистов, работающих в области физической культуры и спорта, составила 9153 человека (на 1,0% меньше, по сравнению с аналогичным периодом прошлого года). Из общей численности физкультурных работников 78,4% имеют высшее образование, 19,3% - среднее профессиональное (в 2014 г.: 76,0% и 20,3% соответственно). Более половины всех работников сферы физической культуры и спорта (61,6%) составляли педагоги общеобразовательных организаций и работники организаций дополнительного образования детей.

В таблице 4 представлены данные о финансировании отдыха, оздоровления и занятости детей и молодежи. Показано, что в 2015 году Республика Татарстан перестала

получать из федерального бюджета средства, направленные на организацию отдыха, оздоровления и занятости детей и молодежи. Однако, региональные власти изыскали возможность самостоятельного финансирования этих мероприятий в муниципальных образованиях и сохранения их массовости на достигнутом уровне.

Таблица 4 - Средства, направленные на организацию отдыха, оздоровления и занятости детей и молодежи, млн. руб._

Средства 2009 2010 2011 2012 2013 2014 2015

Федеральный бюджет 5,6 55,4 59,6 59,6 59,6 71,6 0

Региональный бюджет 215,1 763,6 837,8 889,2 1062,4 1152,6 1278,1

Муниципальный бюджет 69,0 38,8 15,8 12,8 17,2 18,41 19,1

Внебюджетные средства (средства предприятий и родительские взносы) 727,3 268,6 206,5 294,9 145,2 156,7 315,5

Анализируя данные таблицы 4, уменьшение числа объектов федеральной собственности на 25 единиц, увеличилось на 67 объектов в ведении субъектов РФ и на 109 объектов в ведении муниципальной собственности за счет реализации программных действий по строительству спортивных объектов, а также в результате передачи объектов из одной формы собственности в другую. Наблюдалась также положительная динамика развития общей материально-спортивной базы Республики Татарстан, так как показатель обеспеченности населения спортивными сооружениями в 2007 г. был еще ниже - менее 22%.

На реализацию данной программы Правительством РФ предусмотрено предоставление субсидий бюджетам муниципальных образований субъектов Российской Федерации на оборудование действующих спортивных объектов дополнительным оборудованием, обеспечивающих доступность спортивных объектов для маломобильных групп населения.

Размер субсидии для каждого региона рассчитывается индивидуально исходя из стоимости необходимого оборудования, инвентаря, компьютерной техники, оргтехники и транспортных средств, приобретаемых для оснащения спортивных объектов необходимым дополнительным оборудованием. Выделяемые средства целевым образом должны быть направлены на приобретение инвентаря и оборудования, транспортных средств, обеспечение социальных выплат специалистам по адаптивной физической культуре. При этом у муниципальных образований имеется возможность долевого распределения субсидий по выше обозначенным направлениям по своему усмотрению. В случае нецелевого и неэффективного использования субсидиарных средств, субсидия подлежит возврату в федеральный бюджет.

Еще одним направлением государственной политики в области физической культуры и спорта является возрождение комплекса ГТО. Основной целью является активное вовлечение детей и молодежи в сферу физической культуры. В.В. Путин предложил включать результаты сдачи комплекса ГТО в аттестат и учитывать при приеме в вузы. 24 марта 2014 года Президентом России В.В. Путиным подписан Указ о Всероссийском физкультурно-спортивном комплексе «Готов к труду и обороне». В рамках обновленного комплекса «Готов к труду и обороне» предусмотрена сдача спортивных нормативов в одиннадцати возрастных группах, начиная с шести лет. Вместе с тем в настоящее время отсутствует нормативная база по сдаче комплекса ГТО лицами с ограниченными возможности. Реализация данной инициативы может быть осуществлена путем введения дополнительных тестов в вариативной части программы.

ЛИТЕРАТУРА

1. Комплекс ГТО в структуре мониторинга физического воспитания студентов / Д.А. Романов, Н.В. Кушнир, В.А. Питкин, Н.А. Авдеева, А.А. Свирид // Научные труды Кубанского государственного технологического университета. - 2015. - № 6. - С. 352-374.

2. Лифанов, А.Д. Отношение студенток, получающих среднее профессиональное образование в условиях вуза, к занятиям физической культурой / А. Д. Лифанов, Л.А. Финогентова, В. Д. Лифанова // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2014. - № 4 (110). - С. 76-79.

3. Постановление Правительства РФ от 01.12.2015 г. № 1297 «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Доступная среда» на 2011 - 2020 годы (Зарегистрировано в Минюсте России 09.06.2016 № 42477) [Электронный ресурс] // URL: http://www.consultant.ru/document/ cons_doc_LAW_189921/ (дата обращения: 20.08.16).

4. Фазлеева, Е.В. Основные тенденции в динамике показателей здоровья и физической подготовленности студентов ТГГПУ за последние пять лет / Е. В. Фазлеева // Теория и практика физической культуры. - 2009. - № 4. - С. 87-88.

REFERENCES

1. Ronanov, D.A., Kushnir, N.V., Pitkin, V.A., Ageeva, N.A and Svirid, A.A. (2015), GTO complex involved into students physical education monitoring, Nauchnie Trudy Kubanskogo gosudar-stvennogo technologicheskogo universiteta, No. 6, pp. 352-374.

2. Lifanov, A.D., Finogentova, L.A. and Lifanova, V.D. (2014), "Attitude of the female student getting the secondary professional education to occupations by physical culture in the conditions of higher education institution", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 110, No. 4, pp. 76-79.

3. The resolution of the Government of the Russian Federation from 12/1/2015 No. 1297 "About the approval of the state program of the Russian Federation "The available environment" for 2011 - 2020 (It is registered in the Ministry of Justice of the Russian Federation 6/9/2016 No. 42477), available at: http://www.consultant.ru/ document/cons_doc_LAW_170164.

4. Fazleeva, E.V. (2009), "Basic tendencies in dynamics of parameters of health and physical preparedness of TSHPU students for the last five years", Theory and practice of physical culture, No. 4, pp. 87-88.

Контактная информация: i.ipatoff2016@yandex.ru

Статья поступила в редакцию 25.04.2017

УДК 796.011.3

МОТИВАЦИЯ СТУДЕНТОВ К ДИСЦИПЛИНЕ «ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА»: ПРОБЛЕМЫ, ВОЗМОЖНЫЕ ПУТИ РЕШЕНИЯ

Александр Семенович Розенфельд, доктор биологических наук, профессор,

Уральский государственный университет путей сообщения, г. Екатеринбург, Ксения Александровна Рямова, кандидат педагогических наук, доцент, Уральский юридический институт МВД России, г. Екатеринбург

Аннотация

Несмотря на высокую социальную и личностную значимость, физическая культура, как учебная дисциплина вуза, не удовлетворяет в должной мере возросшие потребности студенческой молодежи. У большинства обучающихся (65%) внутренняя мотивация к данной учебной дисциплине находится на низком уровне. Только у студентов, тренирующихся в сборных университетских командах по избранным видам спорта (это 12^14% от общей численности), зафиксирован высокий уровень мотивации. Для большинства молодых людей, обучающихся в вузе, привлекательность физической культуры проявляется в ее творческой составляющей, которая создает условия для раскрытия личностной индивидуальности, способствуя самовыражению, саморазвитию и самореализации. Педагогические технологии, обеспечивающие высокую мотивацию к дисциплине физическая культура, необходимо создавать, опираясь на ценностно-потребностные мотивы, доминирующие в возрастной группе 18-22 года.

Ключевые слова: мотивация, ценности, мотив деятельности, культура, физическая культуры.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.