УДК 37.013.75
А. Н. Подлевских, Е. С. Мацкевич
Реализация событийного подхода в туристско-краеведческой деятельности
В статье доказывается, что туристско-краеведческая деятельность предоставляет все необходимые условия для использования событийного подхода. Раскрывается понятие туристского похода как наиболее подходящего элемента туристско-краеведческой деятельности для создания цепи педагогических событий в условиях детско-взрослой общности. Методологическую основу составляют событийный подход и теория экзистенциальной педагогики. По нашему мнению, применение событийного подхода к анализу туристского похода дает новый взгляд на концепцию педагогического события. В статье раскрыты история и сущность понятия «событие» и событийного подхода. В работе описана событийная сущность феномена похода, понимаемого как эффективный воспитывающий фактор для подростков.
Ключевые слова: поход, событие, событийный подход, педагогическое событие, детско-взрослая событийная общность, туристско-краеведческая деятельность.
A. N. Podlevskikh, E. S. Matskevich
Implementing of the Event-Driven Approach in Tourism and Regional Studies
It is proved that the tourist and regional studies provide all the necessary conditions for the use of the event-driven approach. The article deals with the concept of hiking trails as the most appropriate element of tourist and regional studies for the establishment of a chain of events in the educational environment for children and adult community. The event approach and the theory of existential pedagogy are as a methodological basis. In our view, the use of the event-driven approach to analyze the tourism campaign gives a new perspective on the concept of pedagogical events. The article deals with the history and the essence of the concept «event» and event approaches. The paper describes the event-driven nature of the phenomenon of the campaign, understood as an effective factor in bringing up teenagers.
Keywords: hiking, event, event approach, pedagogical event, children and adult event driven community, tourist and regional studies.
Концепция развития дополнительного образования 2014 года вновь предполагает введение событийного и экзистенциального подходов в оперативные методы педагогической деятельности. Данные подходы в педагогической теории, в принципе, неразрывно связаны. Так, например, с точки зрения экзистенциальной педагогики основной целью деятельности педагога является создание условий, в которых ребенок посредством рефлексии происходящих жизненных событий ценностно самоопределяется, а затем социально самореализуется в деятельности [11, с. 33]. Соответственно, чем более насыщена жизнь ребенка событиями, тем большего результата может добиться работающий с ним педагог. На первый взгляд, туристско-краеведческая деятельность как нельзя лучше подходит под описание таких условий, ведь большинство людей и отправляется в путешествие в поисках впечатлений и событий. Однако следует разграничить сиюминутные события и впечатления и события педагогические, являющиеся основой событийного подхода.
Термин «событие» (по-латыни «event»), согласно толковому словарю русского языка, - «то, что произошло, то или иное значительное явление, факт общественной, личной жизни» [2].
Философ М. Хайдеггер писал о событии и отмечал, что «в современной ситуации мы не можем больше представлять себе то, что названо именем "событие", по путеводной нити расхожего словарного значения; ибо им событие понимается в смысле случая или происшествия - не из того, что в нем сбывается...» [20].
Что же сбывается в событии? Событие, говорит М. Хайдеггер, дает нам возможность «сбыться в собственном существе», «быть самим собой». И продолжает: быть человеку самим собой - не просто его бытие-в-мире (das-Sein-Welt), но, главным образом, есть бытие-с-другими (MitSein). Итак, в событии сбывается бытие-с-другими, со-бытие человека с человеком.
«"Замыкание" друг на друга со-бытия и события с необходимостью "замыкает" друг на друга феномены воспитания и пространства. В событии (событиях) воспитательного пространства
© Подлевских А. Н., Мацкевич Е. С., 2016
должно происходить совместное бытие, событие взрослого и ребенка» [3, с. 1].
Еще в середине 20-го века ученые обращались к понятию «со-бытие», используя его потенциал для характеристики человеческой общности и познавательного процесса.
Со-бытие, по В. И. Слободчикову, это и есть та подлинная ситуация развития, где впервые зарождаются специфически человеческие способности, «функциональные органы» субъективности, позволяющие ребенку впоследствии действительно «встать в отношение» к своей жизнедеятельности. Со-бытие есть то, что развивается, результатом развития чего оказывается та или иная форма субъективности. Соответственно, сам ход развития состоит в возникновении, преобразовании и смене одних форм совместности, единства, со-бытия другими формами - более сложными и более высокого уровня развития. Категория со-бытийной общности позволяет преодолеть односторонность двух полярностей -абсолютного индивидуализма и не менее абсолютного коллективизма. Ситуация-событие представляет собой встречу с другой духовной реальностью. Под ситуацией понимается совокупность реальных и типичных условий, обстоятельств, в которых функционирует личность, социальная группа, общность и которые влияют на образ жизни.
Педагогическое событие, по мнению Д. В. Григорьева, - это момент реальности, в котором происходит развивающая, целе- и ценностно ориентированная встреча взрослого и ребенка, их событие. Со-бытие воспитывающего взрослого и ребенка может быть спонтанным. Но профессиональный педагог не может полагаться на случай, он должен искать «встречи» с ребенком, инициировать со-бытие. Вот почему, на наш взгляд, события воспитательного пространства следует обозначить как педагогические [3].
Однако для того чтобы событие, даже очень значимое, оказывало конструктивное влияние на развитие ребенка, особенно подростка, недостаточно просто насытить его жизнь событиями, должно быть какое-либо педагогическое участие со стороны окружающих его взрослых. Событийный подход предполагает, что событие становится педагогическим только в том случае, если оно происходит в рамках совместного бытия взрослых и детей, при котором взрослые для детей являются трансляторами социально значимых ценностей и смыслов, то есть, по сути, ставят перед собой воспитательные цели. В свою
очередь, воспитание подростка как процесс «формирования человека, умеющего оптимально прожить свою жизнь, максимально используя свои потенциалы и реализуя себя в социально значимой деятельности» [12], по мнению М. И. Рожкова, наиболее эффективно при применении педагогом недирективных технологий, таких как педагогическая поддержка и педагогическое сопровождение. Такие технологии предполагают восприятие взрослым ребенка как равноправного субъекта педагогического процесса, в котором акцент делается на его самоопределение, саморазвитие и раскрытие экзистенциального потенциала. В таком процессе взрослый выступает не в контролирующей и оценивающей, а в подводящей, подстраховывающей и опосредованно направляющей роли. Это особенно важно для подростков, которые в силу специфики возраста критичны к себе и окружающим и, с одной стороны, болезненно воспринимают любое вмешательство взрослых в собственную жизнь, а с другой - остро нуждаются в нем. Как отмечает И. С. Кон, «подростковый возраст - это период, когда одновременно с юношеской тенденцией к критическому отношению к правилам и нормам поведения, к ценностям, сложившимся во взрослом мире, также актуализируется потребность в доверительном, дружеском контакте со значимыми людьми. Таким образом, в данном возрасте, к сожалению, на очень небольшой период у подростков сохраняется некоторая открытость воздействию со стороны людей, могущих предложить им ответы на волнующие их вопросы и пробудить к себе интерес как к авторитетной личности. Весь вопрос в том, кто окажется в этот момент рядом с подростком [7].
Соответственно, при условии того, что педагог, в результате выстроенной им линии поведения, стал для подростка значимым и достойным доверия, можно говорить о том, что использование им событийного подхода при адекватно построенном педагогическом сопровождении позволит добиться максимального достижения поставленных воспитательных целей.
Необходимо всего лишь подобрать деятельность, соответствующую всем вышеперечисленным условиям, в рамках которой дети и взрослые добровольно и долгосрочно объединены общностью интересов и целей, в которой «диалектично связаны яркие, запоминающиеся события в жизни ребенка и повседневность, с ее будничными, но не менее важным делами» [3]
Казалось бы, дополнительное образование
обладает достаточным концептуальным потенциалом для применения событийного педагогического подхода по совокупности доступных средств и методов, однако в существующей практике преимущественно под «событием» в жизни ребенка понимаются праздники, фестивали, концерты и прочие подобные мероприятия. Педагоги, в зависимости от направленности деятельности, подразумевая событийный подход, создают однократную ситуацию мероприятия, которое, посредством личностного вовлечения школьников в процесс его проведения, пытаются превратить в событие. Такие «события» чаще всего все же не отвечают всем вышеперечисленным требованиям и, соответственно, не приносят ожидаемого результата.
Одной из немногих видов направленностей дополнительного образования, допускающих применение событийного подхода с соблюдением всех вышеназванных условий, является ту-ристско-краеведческая направленность.
В педагогической и методической литературе событийный подход в туристско-краеведческой деятельности ассоциируется с понятием так называемого «событийного туризма», когда путешествие субъекта приурочивается к конкретному культурному событию. При этом зачастую происходит так, что за внешней содержательностью деятельности упускаются глубинные стороны событийного подхода, в частности, развивающее совместное бытие взрослых и детей, приводящее к личностным изменениям и тех, и других. Поэтому традиционный детский «событийный туризм», в результате, скорее воспринимается участниками процесса как разновидность развлекательного или даже коммерческого отдыха.
Поход - еще один вид туристско-краеведческой деятельности, который как раз по совокупности специфических характеристик лучше прочих подходит для применения событийного подхода.
Любой поход в рамках спортивной туристской деятельности - это не отдельное мероприятие, а часть годичного, а то и многолетнего цикла: путешествия подготовленного долгосрочного подростково-взрослого коллектива по заранее разработанному педагогом маршруту в условиях нестационарного туристского быта, к подготовке и планированию которого учащиеся имеют непосредственное отношение. Чем дольше школьники занимаются в объединении, тем большее участие они принимают в подготовке и непосредственной реализации путешествия, а также в по-
следующих действиях (отчете, планировании дальнейших путешествий, целеполагании в жизни коллектива).
Соответственно, поход особенно благоприятен для применения событийного подхода еще и потому, что у педагога нет необходимости организовывать события искусственно. Любая ситуация в походе, в силу насыщенности внешних условий, является источником сильных эмоций, таким образом, по определению, данному М. И. Рожковым, является событием. Да и сам по себе турпоход, будучи частью туристско-краеведческого цикла, обуславливает не только наличие череды событий непосредственно в походе, но и ожидание похода как события.
Таким образом, поход - это не одно локальное событие, а череда естественных событий, связанных единым педагогическим и ситуативным контекстом, которые педагог в любой момент может использовать для обсуждения и интерпретации.
Еще А. С. Макаренко, по сути, открывший событийный поход в работе с воспитанниками, отмечал полезность и действенность турпохода для изменения личности и коллектива [10]. Поход, являясь также условием для комплексного (эмоционального, интеллектуального и физического) развития, создает предпосылки для революционного изменения структуры личности. Под влиянием физического и эмоционального стресса сложный поход позволяет руководителю безопасно подвести участников к состоянию изменения ценностных ориентаций, мировосприятия и взгляда на жизнь. Способствует этому и контрастность жизни в походе и вне его. Используемый Макаренко метод «взрыва» [11] - удивления, счастливого перелома личности - как нельзя лучше укладывается в используемую руководителями походов технологию, которая включает такие элементы, как
- ожидание отъезда, отъезд, природные и культурологические достопримечательности, «взятый» сложный перевал, успешно пройденный сложный участок маршрута;
- контраст суровых природных условий и уюта обустроенного туристского быта, событийной скудости привычного уклада и событийной и эмоциональной насыщенности походной жизни;
- контраст равнодушия окружающего социума и теплых, помогающих отношений, формирующихся в долгосрочном туристском коллективе;
— особо следует отметить фактор подведения итогов похода. В Санкт-Петербурге существует традиция проведения устного тура отчетов о пройденных походах и экспедициях, на котором школьники-участники походов представляют жюри пройденное путешествие. Являясь публичным выступлением, которых в жизни школьника-туриста не так уж много, такой вид отчета служит не только способом рефлексивного возвращения к пережитому событию, но и эмоцио-генным фактором, усиливающим жизнеопреде-ляющую значимость пережитого.
Эмоциогенный характер воздействия обстоятельств череды событий усиливается еще и потому, что событие происходит в жизни сплоченного коллектива. В отличие от классного коллектива, походный коллектив - это пространство свободного неформального общения; организованное со-бытие детей и взрослых в рамках изменяющейся среды и череды ситуаций и событий. В таком коллективе организуется детско-взрослая событийная общность, существующая в условиях значимой и интересной для всех деятельности, связанной с долгосрочным отрывом от повседневной среды обитания, что предполагает способность всех участников к самоорганизации и самоконтролю, вне зависимости от их возраста. Можно даже сказать, что совершение сложного спортивного путешествия невозможно в том случае, если члены походной группы не способны к самоорганизации и самовоспитанию. Долгосрочный коллектив туристского учебного объединения постепенно приходит практически к самоуправлению, при котором педагог осуществляет только общее целеполагание и контроль безопасности.
При этом в условиях существования в рамках природной среды, которая не является комфортной для городского жителя, в процессе преодоления разнообразных трудностей маршрута педагог-руководитель похода выступает как человек, которому подросток-участник безраздельно доверяет и ищет у него защиты и поддержки, который обладает естественным авторитетом для подростка и, зачастую, на много лет становится одним из немногих значимых для него взрослых.
Это, конечно, предъявляет очень высокие требования к педагогу-руководителю похода. Он должен обладать определенными личными и профессиональными качествами, в частности, способностью к спонтанности и импровизации, умением управлять имеющейся объективной ситуацией и моделировать необходимую в данный
момент среду. Но главное: все его способности и умения должны быть направлены на благо подростка, на его развитие и воспитание, на его будущую успешность. И понятно, что педагог должен быть сильным, активным, должен быть увлеченным своей деятельностью. Поход - это, по сути, событие, происходящее 24 часа в сутки, все участники которого находятся в одинаковых, достаточно тяжелых, условиях, на виду друг у друга, в постоянном функционально-ролевом и эмоционально насыщенном взаимодействии.
Можно говорить, что поход - это событие, которое на некоторое время стало для его участников текущей жизнью, внутри этого события возникают разнообразные виды под-событий: стихийно направленные, запланированные. Эти события, позитивные или негативные, при умелом педагогическом сопровождении могут быть использованы как средство формирования позитивных новообразований личности подростка, обеспечивающее обучение его новым моделям взаимодействия с собой и миром, поддержку в построении своих социальных отношений, преодолении трудностей социализации.
А значит, реализуя имманентные для данного процесса цели, поход выступает в качестве эффективнейшего воспитывающего фактора, влияющего на построение подростком собственной жизни, позволяющего ему социально самоопределиться, а затем и социально самореализоваться.
Библиографический список
1. Болотова, М. И. Развитие воспитательной системы учреждения дополнительного образования детей на основе событийно-интегративного подхода [Текст] : автореф. дис. ... д-ра педагогических наук / М. И. Болотова. - Оренбург, 2012.
2. Большой толковый словарь русского языка. - 1-е изд-е [Текст]. - СПб. : Норинт, 1998.
3. Григорьев, Д. В. Событие воспитания и воспитание как событие [Электронный ресурс] / Д. В. Григорьев. - Режим доступа: http: //www.lexed.ru/pravo/journ/0107/grig.doc
4. Григорьев, Д. В. Создание воспитательного пространства: событийный подход [Текст] / Д. В. Григорьев // Современные гуманитарные подходы в теории и практике воспитания : сб. науч. статей / сост. и отв. ред. Д. В. Григорьев, ред. Е. И. Соколова. -Пермь, 2001.
5. Головаха, Е. И., Кроник, А. А. Психологическое время личности [Текст] / Е. И. Головаха, А. А. Кроник. - М., 2008. - С. 45.
6. Козлов, И. Ф. Педагогический опыт А. С. Макаренко [Текст] / И. Ф. Козлов. - М. : Новая школа, 2000.
7. Кон, И. С. Психология ранней юности [Текст] / И. С. Кон. - М., 1989.
8. Губаненков, С. М. Образовательность и безопасность в детском туризме [Текст] / С. М. Губаненков. - СПб. : ИД «Петрополис», 2013.
9. Макаренко, А. С. Педагогическая поэма [Текст] / А. С. Макаренко. - М., 1983. - Т. 1.
10. Макаренко, А. С. Методы организации воспитательного процесса [Текст] / А. С. Макаренко // Педагогические сочинения : в 8 т. - Т. 1. - М., 1983.
11. Макаренко, А. С. С любовью и тревогой [Текст] : сборник / А. С. Макаренко. - Киев : Изд. УСХА, 1989.
12. Рожков, М. И. Концепция экзистенциальной педагогики [Текст] / М. И. Рожков // Ярославский вестник. - 2002. - № 4 (33).
13. Розин, В. М. Что такое событие? (Анализ условий философского дискурса) [Текст] / В. М. Розин // Событие и Смысл (Синергетический опыт языка). - М., 1999.
14. Сериков, В. В. Образование и личность: Теория и практика проектирования педагогических систем [Текст] / В. В. Сериков. - М., 1999.
15. Слободчиков, В. И. Основы психологической антропологии. Психология человека. Введение в психологию субъективности [Текст] / В. И. Слободчиков, Е. И. Исаев. - М. : Школа-Пресс, 1995.
16. Словарь-справочник по теории воспитательных систем / сост. П. В. Степанов. - Изд. 2-е, доп. и перераб. - М. : Педагогическое общество России, 2002.
17. Событийность в образовательной и педагогической деятельности [Текст] / под редакцией Н. Б. Крыловой и М. Ю. Жилиной. - Выпуск 1(43). -2010. - Научно-методическая серия «Новые ценности образования».
18. Спортивный туризм в системе образования / под редакцией С. М. Губаненкова. - СПб. : Издательский дом «Петрополис», 2008.
19. Степанов, Е. Н., Лузина, Л. М. Педагогу о современных подходах и концепциях воспитания [Текст] / Е. Н. Степанов, Л. М. Лузина. - М., 2002.
20. Хайдеггер, М. Время и бытие: Статьи и выступления [Текст] / М. Хайдеггер. - М., 1993.
21. Цукерман, Г. А. Психология саморазвития: задача для подростков и их педагогов [Текст] / Г. А. Цукерман. - М. - Рига : ПЦ «Эксперимент», 1995.
22. Юдин, Э. Г. Методология науки. Системность. Деятельность [Текст] / Э. Г. Юдин. - М., 1997.
Bibliograficheskij spisok
1. Bolotova, M. I. Razvitie vospitatel'noj sistemy uchrezhdenija dopolnitel'nogo obrazovanija detej na osnove sobytijno-integrativnogo podhoda [Tekst] : avtoref. dis. ... d-ra pedagogicheskih nauk / M. I. Bolotova. - Orenburg, 2012.
2. Bol'shoj tolkovyj slovar' russkogo jazyka. - 1-e izd-e [Tekst]. - SPb. : Norint, 1998.
3. Grigor'ev, D. V. Sobytie vospitanija i vospitanie kak sobytie [Jelektronnyj resurs] / D. V. Grigor'ev. - Rezhim dostupa: http: //www.lexed.ru/pravo/journ/0107/grig.doc
4. Grigor'ev, D. V. Sozdanie vospitatel'nogo pros-transtva: sobytijnyj podhod [Tekst] / D. V. Grigor'ev // Sovremennye gumanitarnye podhody v teorii i praktike vospitanija : sb. nauch. statej / sost. i otv. red.
D. V. Grigor'ev, red. E. I. Sokolova. - Perm', 2001.
5. Golovaha, E. I., Kronik, A. A. Psihologicheskoe vremja lichnosti [Tekst] / E. I. Golovaha, A. A. Kronik. -M., 2008. - S. 45.
6. Kozlov, I. F. Pedagogicheskij opyt A. S. Makarenko [Tekst] / I. F. Kozlov. - M. : Novaja shkola, 2000.
7. Kon, I. S. Psihologija rannej junosti [Tekst] / I. S. Kon. - M., 1989.
8. Gubanenkov, S. M. Obrazovatel'nost' i bezopasnost' v detskom turizme [Tekst] / S. M. Gubanenkov. - SPb. : ID «Petropolis», 2013.
9. Makarenko, A. S. Pedagogicheskaja pojema [Tekst] / A. S. Makarenko. - M., 1983. - T. 1.
10. Makarenko, A. S. Metody organizacii vospi-tatel'nogo processa [Tekst] / A. S. Makarenko // Pedagog-icheskie sochinenija : v 8 t. - T. 1. - M., 1983.
11. Makarenko, A. S. S ljubov'ju i trevogoj [Tekst] : sbornik / A. S. Makarenko. - Kiev : Izd. USHA, 1989.
12. Rozhkov, M. I. Koncepcija jekzistencial'noj ped-agogiki [Tekst] / M. I. Rozhkov // Jaroslavskij vestnik. -2002. - № 4 (33).
13. Rozin, V M. Chto takoe sobytie? (Analiz uslovij filosofskogo diskursa) [Tekst] / V M. Rozin // Sobytie i Smysl (Sinergeticheskij opyt jazyka). - M., 1999.
14. Serikov, V V. Obrazovanie i lichnost': Teorija i praktika proektirovanija pedagogicheskih sistem [Tekst] / V. V Serikov. - M., 1999.
15. Slobodchikov, V. I. Osnovy psihologicheskoj an-tropologii. Psihologija cheloveka. Vvedenie v psihologiju sub#ektivnosti [Tekst] / V. I. Slobodchikov, E. I. Isaev. -M.: Shkola-Press, 1995.
16. Slovar'-spravochnik po teorii vospitatel'nyh sis-tem / sost. P. V Stepanov. - Izd. 2-e, dop. i pererab. - M.: Pedagogicheskoe obshhestvo Rossii, 2002.
17. Sobytijnost' v obrazovatel'noj i pedagogicheskoj dejatel'nosti [Tekst] / pod redakciej N. B. Krylovoj i M. Ju. Zhilinoj. - Vypusk 1(43). - 2010. - Nauchno-metodicheskaja serija «Novye cennosti obrazovanija».
18. Sportivnyj turizm v sisteme obrazovanija / pod redakciej S. M. Gubanenkova. - SPb. : Izdatel'skij dom «Petropolis», 2008.
19. Stepanov, E. N., Luzina, L. M. Pedagogu o sov-remennyh podhodah i koncepcijah vospitanija [Tekst] /
E. N. Stepanov, L. M. Luzina. - M., 2002.
20. Hajdegger, M. Vremja i bytie: Stat'i i vystuplenija [Tekst] / M. Hajdegger. - M., 1993.
21. Cukerman, G. A. Psihologija samorazvitija: zadacha dlja podrostkov i ih pedagogov [Tekst] / G. A. Cukerman. - M. - Riga : PC «Jeksperiment», 1995.
22. Judin, Je. G. Metodologija nauki. Sistemnost'. Dejatel'nost' [Tekst] / Je. G. Judin. - M., 1997.