Научная статья на тему 'Технология проектирования образовательных событий'

Технология проектирования образовательных событий Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
4248
632
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Образование и наука
Scopus
ВАК
ESCI
Область наук
Ключевые слова
ТЕХНОЛОГИЯ / ПРОЕКТИРОВАНИЕ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ СОБЫТИЕ / СОВМЕСТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / КОММУНИКАЦИЯ / РЕФЛЕКСИЯ / ПОДГОТОВКА СТУДЕНТОВ / СТАНОВЛЕНИЕ / ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / TECHNOLOGY / DESIGNING / EDUCATIONAL EVENT / MUTUAL ACTIVITY / COMMUNICATION / REFLECTION / STUDENTS' PREPARATION / FORMATION / PEDAGOGICAL ACTIVITY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Волкова Наталья Викторовна

Цель статьи концептуально обосновать и раскрыть сущность авторской технологии проектирования образовательных событий. Методология и методики исследования. Методологическая основа работы гуманитарный подход. Для разработки модели влияния образовательных событий на становление педагогической деятельности использовался метод педагогического моделирования. В качестве основных методов подтверждения эффективности технологии проектирования образовательных событий применялись контент-анализ текстов-описаний, метод «кейс-стади», экспертные оценки событийных проектов. Результаты и научная новизна. Эмпирическим путем выделены характеристики образовательного события: открытие (то, что человек открывает для себя); порождение (результат личного действия); и участие в создании «нового» (новых связей, отношений и опыта). Представлена структура технологии проектирования образовательных событий, включающая работу с понятиями, содержательный и процессуальный компоненты. Данная технология рассматривается как выстраивание последовательных действий: обоснованный выбор содержания, формы, стратегий, методов и средств взаимодействия с учениками с учетом их возрастных особенностей и в зависимости от образовательных целей; педагогическая коммуникация и рефлексия эффектов спроектированного и реализованного образовательного события. Основными условиями, обеспечивающими успешное применение технологии, являются вовлеченность в совместную познавательную деятельность всех ее участников и значимость происходящего для каждого из них, что качественно меняет характер познавательного процесса и порождает реальные преобразования действительности. Практическая значимость. Опыт автора статьи показывает, что для формирования проектной компетентности у будущего педагога целесообразно введение модуля «Технология проектирования образовательных событий» в учебную дисциплину базового блока «Проектная компетентность педагога» (направление подготовки «Педагогическое образование»). Очевидно, обучение проектированию только на аудиторных занятиях, без участия в нем детей неэффективно. Вовлеченность будущих педагогов в совместную деятельность с детьми по разработке и реализации проектов способна превратить рутинные школьные мероприятия в образовательные события, создать реальные условия для повышения качества подготовки студентов педагогического вуза.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Волкова Наталья Викторовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Technology of Educational Events Designing

The aim of the article is to prove and disclose the essence of the author’s technology of educational events designing. Methodology and methods of research Methodological basis of work is humanitarian approach. The method of pedagogical modeling was used for the model development of educational events influence on pedagogical activity formation. The content analysis of texts descriptions, case-study method, expert estimations of event projects were applied as the main methods of efficiency confirmation of the technology of educational events design. Results and scientific novelty. The characteristics of an educational event are emphasized by means of an empirical way: opening (what a person opens for himself); generation (a result of a personal action); and participation in creation of something "new" (new communications, relations and experience). The structure of technology of educational events design including work with concepts (an educational event), substantial and procedural components is presented. The technology of educational events designing is considered as the process of the well-grounded choice of designing technologies, mutual activity, pedagogical communication, components of educational activity: contents, methods, means, and organizational forms depending on educational aims due to age-specific peculiarities of participants of the educational event. The main conditions providing successful use of the technology are the involvement into joint cognitive activity of all its participants and importance of the events for each of them that qualitatively change the nature of a cognitive process and generate real transformations of the reality. Practical significance. The author’s experience in teaching testifies to introduction of the module «Technology of Design of Educational Events» into the basic educational subject-module «Design Competence of the Teacher» (degree program «Pedagogical Education»), considering this module as a compulsory one for design competence formation of a future teacher. Obviously, training in design only during classroom activities without participation of children is impossible. The involvement of future teachers into joint activity with children on development and implementation of projects can turn routine school actions into educational events, to create real conditions for improvement of quality of preparation of students of pedagogical higher education institutions.

Текст научной работы на тему «Технология проектирования образовательных событий»

Образование и наука. Том 19, № 4. 2017/The Education and Science Journal. Vol. 19, № 4. 2017

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ

УДК 378 DOI: 10.17853/1994-5639-2017-4-184-200

ТЕХНОЛОГИЯ ПРОЕКТИРОВАНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ

СОБЫТИЙ

Н. В. Волкова

Алтайский государственный гуманитарно-педагогического университет

им. В. М. Шукшина, Бийск (Россия).

E-mail: [email protected]

Аннотация. Цель статьи - концептуально обосновать и раскрыть сущность авторской технологии проектирования образовательных событий.

Методология и методики исследования. Методологическая основа работы - гуманитарный подход. Для разработки модели влияния образовательных событий на становление педагогической деятельности использовался метод педагогического моделирования. В качестве основных методов подтверждения эффективности технологии проектирования образовательных событий применялись контент-анализ текстов-описаний, метод «кейс-стади», экспертные оценки событийных проектов.

Результаты и научная новизна. Эмпирическим путем выделены характеристики образовательного события: открытие (то, что человек открывает для себя); порождение (результат личного действия); и участие в создании «нового» (новых связей, отношений и опыта). Представлена структура технологии проектирования образовательных событий, включающая работу с понятиями, содержательный и процессуальный компоненты. Данная технология рассматривается как выстраивание последовательных действий: обоснованный выбор содержания, формы, стратегий, методов и средств взаимодействия с учениками с учетом их возрастных особенностей и в зависимости от образовательных целей; педагогическая коммуникация и рефлексия эффектов спроектированного и реализованного образовательного события. Основными условиями, обеспечивающими успешное применение технологии, являются вовлеченность в совместную познавательную деятельность всех ее участников и значимость происходящего для каждого из них, что качественно меняет характер познавательного процесса и порождает реальные преобразования действительности.

Практическая значимость. Опыт автора статьи показывает, что для формирования проектной компетентности у будущего педагога целесообразно введение модуля «Технология проектирования образовательных событий» в учебную дисциплину базового блока «Проектная компетентность педагога» (направление подготовки «Педагогическое образование»). Очевидно, обучение проектированию только на аудиторных занятиях, без участия в нем детей неэффективно. Вовлеченность будущих педагогов в совместную деятельность с детьми по разработке и реализации проектов способна превратить рутинные школьные мероприятия в образовательные события, создать реальные условия для повышения качества подготовки студентов педагогического вуза.

Ключевые слова: технология, проектирование, образовательное событие, совместная деятельность, коммуникация, рефлексия, подготовка студентов, становление, педагогическая деятельность.

Для цитирования: Волкова Н. В. Технология проектирования образовательных событий // Образование и наука. 2017. Т. 19, № 4. С. 184-200. DOI: 10.17853/ 1994-5639-2017-4-184-200

TECHNOLOGY OF EDUCATIONAL EVENTS DESIGNING

N. V. Volkova

Altai State Humanities Pedagogical University named after V. M. Shukshin, Biysk (Russia)

E-mail: VolkovaNVI@yandex. ru

Abstract. The aim of the article is to prove and disclose the essence of the author's technology of educational events designing.

Methodology and methods of research.. Methodological basis of work is humanitarian approach. The method of pedagogical modeling was used for the model development of educational events influence on pedagogical activity formation. The content analysis of texts descriptions, case-study method, expert estimations of event projects were applied as the main methods of efficiency confirmation of the technology of educational events design.

Results and scientific novelty. The characteristics of an educational event are emphasized by means of an empirical way: opening (what a person opens for himself); generation (a result of a personal action); and participation in creation of something "new" (new communications, relations and experience). The structure of technology of educational events design including work with concepts (an educational event), substantial and procedural components is presented. The technology of educational events designing is considered as the process of the well-grounded choice of designing technologies, mutual activity, pedagogical communication, components of educational activity: contents, methods, means, and organizational forms depending on educational aims due to age-specific peculiarities of

participants of the educational event. The main conditions providing successful use of the technology are the involvement into joint cognitive activity of all its participants and importance of the events for each of them that qualitatively change the nature of a cognitive process and generate real transformations of the reality.

Practical significance. The author's experience in teaching testifies to introduction of the module «Technology of Design of Educational Events» into the basic educational subject-module «Design Competence of the Teacher» (degree program «Pedagogical Education»), considering this module as a compulsory one for design competence formation of a future teacher. Obviously, training in design only during classroom activities without participation of children is impossible. The involvement of future teachers into joint activity with children on development and implementation of projects can turn routine school actions into educational events, to create real conditions for improvement of quality of preparation of students of pedagogical higher education institutions.

Keywords: technology, designing, educational event, mutual activity, communication, reflection, students' preparation, formation, pedagogical activity.

For citation'. Volkova N. V. Technology of educational events designing. The Education and Science Journal. 2017. Vol. 19, № 4. P. 184-200. DOI: 10.17853/ 1994-5639-2017-4-184-200

Введение

Потребности личности, общества, государства определяют необходимость модернизации и внутренние закономерности развития педагогического образования, содержание и цели которого нормативно закреплены в федеральных государственных образовательных стандартах высшего профессионального образования (ФГОС ВПО, 2009 г.), высшего образования (ФГОС ВО, 2013 г.) и в Концепции поддержки развития педагогического образования (2014 г.). Цель декларируемой модернизации - создание условий, необходимых «для приведения системы профессиональной педагогической подготовки в соответствие с новейшими достижениями педагогической теории и практики, становления основ профессиональной компетентности педагогов в процессе педагогического образования» [1].

Решить проблему становления педагогической деятельности мы предлагаем посредством реализации технологии моделирования и проектирования образовательных событий в период вузовской подготовки [2].

Обзор литературы

Понятие «технология» в науке, в частности в педагогике, многозначно и зависит от контекста употребления. Так, в «Философском энциклопе-

дическом словаре» под технологией понимается совокупность знаний о способах и средствах осуществления процессов, а также сами эти процессы, при которых происходит качественное изменение объекта1.

И. А. Колесникова в работе «Педагогическое проектирование» перечисляет характеристики педагогических технологий: это инструментарий достижения педагогических целей, включающий в себя основу деятельности и непосредственную последовательность ее выполнения. Технология позволяет рассматривать процесс обучения в системе, объединяющей личностный и коллективный поиск, учитывающей все взаимосвязанные факторы. Педагогические технологии ориентированы на обеспечение успеха усвоения материала учащимися за счет активизации их собственной деятельности [3].

Среди множества педагогических технологий, необходимых для формирования профессиональных компетенций студентов педагогического вуза, выделяются технологии педагогического проектирования. В. Е. Радионов данное проектирование определяет как полифункциональную деятельность, закономерно возникающую в связи с необходимостью изменений в образовании и выстраивающуюся как интеллектуальное и ценностное предопределение условий, способных направлять развитие преобразуемых объектов. В педагогическом проектировании постоянно присутствуют и диалогически увязываются технологическая и ценностная стороны, что возможно только при специальном отношении к форме и методам взаимодействия как субъектов проектного процесса, так и порождаемых им реальных преобразований [4, с. 85]. «Педагогическое проектирование является гуманитарным по цели и содержанию и технологическим по средствам реализации этих целей» [там же, с. 76]. Резюмируя соотношение проектирования и технологии, ученый отмечает, что «возможна рефлексия над проектированием как деятельностью, и ее результаты могут быть представлены в виде современной технологии; технологии конкретных деятельностей могут служить объектами проектирования» [там же, с. 42].

Наша работа посвящена проектированию образовательных событий. Категория «событие» рассматривается многими учеными.

Современные философы выделяют следующие признаки, характеризующие событие: актуальная организации субъективности, выстраивание смысла (А. А. Грякалов [5]); смысл, значение (Л. П. Киященко, П. Д. Тищенко [6]); пространство - время, взаимодействие субъектов, действие-деятель-

1 Философский энциклопедический словарь / под ред. С. С. Аверинцева, Л. Ф. Ильичева, С. М. Ковалева и др. 2-е изд. Москва: Советская энциклопедия, 1989. 815 с.

ность, качественные изменения субъекта, предметное и ценностное изменение бытия, влияние на культуру1 (Д. Е. Муза); со-бытие; прибыльность и прирост в бытии; становление; участно-действенное переживание; ди-алогичность (Т. В. Щитцова [7]).

Психологи относят к признакам события становление, развитие, преобразование; разрыв непрерывности; смысловые связи и отношения (В. А. Барабанщиков [8]); со-бытие, ценности и смыслы, субъективность, развитие, полноту связей и отношений (В. И. Слободчиков, Е. И. Исаев [9]). Б. Д. Эльконин, понимающий событие как действие, разграничивает такие его этапы, как становление субъекта, переход, переживание [10].

Социолог А. А. Еникеев выделяет в событии период становления, взаимодействия, виртуального единства актуального и потенциального2.

В лингвистике событие рассматривается во взаимосвязи с текстом, и в этом контексте В. Я. Шабес выделяет в нем деятеля - действие и изменение - переход [11].

Проблеме события уделяется внимание и в отдельных педагогических исследованиях. О. И. Генисаретский, например, к характеристикам события относит коммуникацию и встречу [12]; а Л. В. Горюнова указывает на его личностно-смысловую значимость и новую возможность профессионального движения3.

Анализ литературы позволяет в общем виде определить событие как такое образование в пространстве и времени, содержание которого характеризуется смыслами и ценностями; его организация определяется действием; основной функцией являются качественные изменения.

Методология и методы

Методологической базой нашего исследования был избран гуманитарный подход. При создании модели влияния образовательных событий на становление педагогической деятельности использовался метод педагогического моделирования.

Для тиражирования сконструированной модели на преобразующем этапе экспериментальной части исследования с опорой на общий алго-

1 Муза Д. Е. Методологический анализ события в философии истории: дис... канд. филос. наук. Донецк, 2002. 256 с.

2 Еникеев А. А. Событие, сознание, текст в пространстве социально-философского знания: автореф. ... канд. филос. наук. Екатеринбург, 2003. 23 с.

3 Горюнова Л. В. Профессиональная мобильность специалиста как проблема развивающегося образования России: дис. ... д-ра пед. наук. Ростов-на-Дону, 2006. 374 с.

ритм проектной деятельности была разработана технология проектирования образовательных событий.

Данная технология, на наш взгляд, является универсальным средством становления педагогической деятельности будущих учителей. Процедуры проектирования в технологии выступают условиями достижения, цели (становления педагогической деятельности); образовательные события - средствами ее достижения, а конкретные события - его формами.

Событийное проектирование отражает новый тип отношений участников образовательного процесса - их совместную творческую деятельность. Включаясь в проектирование образовательного события, будущий педагог начинает относиться к себе не как к «транслятору» каких-либо знаний, а как к исследователю, организатору, руководителю и соучастнику свободной образовательной деятельности детей, который открыт для общения, готов к сотрудничеству, способен направлять в нужное русло познавательный процесс, расширяя свой собственный опыт и опыт своих учеников.

Самостоятельная работа студентов по событийному проектированию осуществляется в следующей логике:

• замысел проекта как коммуникации (совместной деятельности) в событийных формах;

• проектирование как способ решения поставленных задач, сформулированных в ходе коммуникации;

• рефлексия образовательной деятельности участников событийного проекта.

Технология проектирования образовательных событий апробировалась в течение восьми лет (2006-2014 гг.) в гуманитарной школе при Алтайском государственном гуманитарно-педагогическом университете им. В. М. Шукшина (АГГПУ), в учебном процессе вуза при организации самостоятельной работы студентов и в различных образовательных учреждениях г. Бийска. Участниками эксперимента были 190 студентов филологического, педагогического факультетов и 15 преподавателей университета; 220 школьников 5-10-х классов и 10 учителей.

Эффективность технологии определялась с помощью контент-анализа текстов-описаний, метода «кейс-стади», экспертных оценок событийных проектов.

Результаты исследования

Образовательное событие в контексте нашей работы понимается как определенным образом организованное участие (вовлеченность) студентов в совместной с учениками деятельности, открывающее личнос-

тные смыслы в образовании, порождающее ценностно-смысловые отношения и рефлексию педагогической деятельности [13]. Эмпирическим путем нами были выделены характеристики образовательного события: открытие (то, что человек открывает для себя); порождение (результат личного действия) и участие в создании «нового» (новых связей, отношений и опыта). Эти характеристики можно рассматривать как образовательные эффекты - изменения, которые происходят с человеком благодаря его вовлеченности в общую совместную деятельность и актуальности переживаемого образовательного события.

Технология проектирования образовательных событий - процесс последовательных действий: обоснованный выбор содержания, формы, стратегий совместной с учениками деятельности, педагогическая коммуникация и рефлексия эффектов спроектированного и реализованного образовательного события. Данная технология представляет собой основу для совместной деятельности и сам процесс деятельности, т. е. она состоит из содержательного и процессуального компонентов.

В содержательном компоненте представлены концептуальная, диагностическая и дидактическая составляющие технологии.

Концептуальная («знаниевая») составляющая - это система знаний о сущности совместной деятельности, о методах, приемах и средствах ее организации, а также о коммуникации, способах ее выстраивания и последующей рефлексии состоявшегося события.

В социальной психологии совместная деятельность рассматривается как главное условие социально-психологической интеграции. Это особый вид деятельности, обладающий специфическими закономерностями и несводимый к образующим его деятельностям отдельных индивидов. Г. Н. Прозументова, исследуя совместную деятельность учителей и детей в школьной практике, вывела классификацию ее моделей [14], которые можно спроецировать на организацию совместной деятельности участников образовательного события. Различение моделей основано на понимании «разности» предмета и характера организуемой деятельности. Для технологии проектирования образовательных событий характерна партнерская модель деятельности, поскольку участники события (студенты, дети, педагоги), вступая в коммуникацию, в сотрудничестве

• налаживают и поддерживают личностные связи (отношения сопричастности, соучастия);

• устанавливают цель деятельности;

• дополняют и преобразовывают свою деятельность, занимая разные позиции (участника, организатора или амбивалентную позицию участника-организатора).

Ведущее средство реализации совместной деятельности - коммуникация. Ситуация коммуникации возникает тогда, когда ее участники соотносят свои смыслы со смыслами других участников, в результате чего появляются новые смыслы. Так, в коммуникативном подходе В. И. Каб-рина [15] понятие «коммуникация» трактуется как «универсальный информационно-энергетический смысло-творческий процесс» [16, с. 31], в котором главным является «передача информации, имеющей жизненный смысл» [16, с. 55].

Другой важной составляющей совместной деятельности выступает рефлексия. В. В. Рубцов рассматривает коммуникацию и рефлексию как средства, позволяющие осуществлять групповое целеполагание и мотиво-образование при взаимодействии людей как с предметом деятельности (предметность отношений), так и друг с другом (субъектность отношений) [17]. Согласно Б. Ф. Ломову, на основе пересечения предметности и субъ-ектности возникают общие цель и мотив совместной деятельности, ее общий результат и субъективное отношение к нему группы участников деятельности [18].

В проектировании образовательных событий рефлексия помогает студентам и школьникам понять свою роль в совместной деятельности, проанализировать ее итоги и наметить новые задачи. В ходе нашего исследования применялись такие формы рефлексии, как педагогическое эссе, тексты-самоописания, разработанные с использованием метода «кейс-стади», сочинения-рассуждения (для детей) [19-21].

Диагностическая составляющая содержательного компонента технологии подразумевает выявление возрастных и индивидуальных особенностей школьников, уровня подготовленности участников проектирования к осуществлению совместной деятельности. На основе результатов диагностики происходят отбор содержания образовательного события и выбор способов достижения образовательных целей.

Дидактическая составляющая содержательного компонента направлена на оптимальное сочетание содержания, методов, форм и средств проектирования образовательных событий с учетом возрастных особенностей и исходного уровня актуальных знаний и умений учащихся. Дидактический элемент обеспечивает достижение целей образовательного события и является основой организации совместной деятельности и управления проектированием образовательного события.

Процессуальный компонент технологии - реализация спроектированного образовательного события в ходе совместной деятельности и вовлеченности в нее всех его участников.

Таким образом, технология проектирования образовательных событий состоит из двух взаимосвязанных частей: теоретической разработки проектных заданий на практических и лабораторных аудиторных занятиях и практического их исполнения в общеобразовательных организациях. Этапы технологии проектирования образовательных событий представлены в табл. 1.

Таблица 1

Этапы технологии проектирования образовательных событий

Table 1

Stages of technology of educational events design

Название этапа Описание этапа Результат

1 2 3

Предпроект-ный 1. Диагностика ситуации (ответы на вопросы участников образовательного процесса) Определен объект проектирования

2. Проблематизация (ценностное самоопределение в проблемном поле проекта): • выстраивание проблемного поля; • выбор проблемы для проектной деятельности Выделен предмет проектирования

3. Концептуализация: • формулирование идеи и замысла проекта; • выдвижение цели проектной деятельности; • определение задач проектной деятельности Обозначены идеи, цель, задачи

4. Выбор формата проекта Установлен формат проекта

Разработка проекта 1. Оформление текста проекта в форме таблицы взаимодействия будущего педагога и его воспитанника Представлен сценарий проекта

2. Защита разработанных проектов с использованием информационно-коммуникационных технологий Проведена мультимедийная презентация проекта

Реализация проекта в образовательных организациях города Совместная деятельность педагогов (студентов) и школьников В зависимости от формата проекта: «игра-квест», образовательное путешествие, волонтерская акция,

1 2 3

учебно-исследовательский проект и т. п.

Рефлексия 1. Рефлексия на выходе из проекта - обращение участников к себе и друг другу в новом качестве, с позиции приобретенного опыта совместной деятельности Кейсы личной включенности студента в проектирование;эссе и сочинения-рассуждения школьников о личном участии в событийном проекте

2. Гуманитарная экспертиза: разработка экспертной карты, самоэкспертиза, «перекрестная» экспертиза событийных проектов творческих групп студентов Экспертный анализ, самооценка участия студентов в событийном проекте

Послепроек-тная деятельность Выстраивание перспектив совместной деятельности будущих педагогов и школьников Педагогический прогноз

В качестве примера представим технологию проектирования образовательного события «Лабиринт аргонавтов» (табл. 2). Проект разрабатывался в рамках самостоятельной работы студентов АГГПУ в курсе «Событийное проектирование». База реализации проекта - гимназия № 1 г. Бийска; участники - академическая группа бакалавров 3-го курса факультета отечественной и зарубежной филологии и ученики 6 «А» класса гимназии. Материальный результат образовательного проекта - совместно разработанная настольная книга «Заметки юных аргонавтов».

Таблица 2

Технология проектирования образовательного события «Лабиринт аргонавтов»

Table 2

Technology of educational event design «Labyrinth of Argonauts»

Название этапа Описание этапа Результат

1 2 3

Предпроект-ный 1. Диагностика ситуации (анкетирование учителей и школьников). Гипотеза: формы внеурочной деятельности по литературе не актуальны для младших подростков Объект проектирования - стандартные формы организации внеурочной деятельности по литературе

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2. Проблематизация. Диагностика выявила: • устаревшие, неинтересные для Предмет проектирования - нестандартные формы организации

1 2 3

шестиклассников формы проведения внеурочной деятельности по литературе; • отсутствие интереса у школьников к участию во внеурочной деятельности по литературе; • отсутствие инициативы у большинства учителей для организации нестандартных форм внеурочной деятельности по предмету; • формализованный подход к проведению внеурочной деятельности внеурочной деятельности по литературе

3. Концептуализация. Идея: изменение представления участников проекта об организации внеурочной деятельности по литературе. Замысел: прохождение испытаний школьниками в «Лабиринте аргонавтов», расширяющее их знания о греческой мифологии; погружение в серию адаптированных мифов о золотом руне и аргонавтах. Цель для студентов - формирование проектной компетенции. Цель для детей - формирование интереса к предмету «литература» Сформулированы идея, цели, задачи

4. Образовательный проект внеурочной деятельности по литературе «Лабиринт аргонавтов» рассчитан на три дня. В работе использованы учебники и учебные программы по истории и литературе для 6-х классов Выбран формат проекта

Алгоритм организации взаимодействия будущих (пример 1-й встречи из трех заплани гедагогов и школьников рованнъх)

Стадия Деятельность студентов Деятельность школьников

Введение в проект Представляются, знакомятся; обсуждают, известно ли подросткам что-либо об аргонавтах. Показывают театрализованный эпизод из мифа об аргонавтах, тем самым вводят детей в проект Знакомятся. Отвечают на вопросы. Смотрят постановку. Участвуют в игре «Я возьму с собой в путешествие за золотым руном...».

1 2 3

Включаются в обсуждение проекта

Выбор тематики Предлагают отправиться вместе по следам аргонавтов и добыть золотое руно. Помогают школьникам сформулировать тему проекта, представляют варианты: • «Колхидские лабиринты»; • «В поисках золотого руна»; • «Лабиринт аргонавтов»; • «По следам Ясона»; • «К восточным берегам» Совместно обсуждают и принимают общее решение по теме проекта

Совместный старт Организация совместной деятельности: • построение карты-маршрута по лабиринту; • разработка образов Ясона, золотого барашка, Медеи, Геракла и др.; • создание первого эпизода книги «Заметки юных аргонавтов» под названием «История про золотого барана» (дети совместно со студентами кратко представляют содержание мифа, реализуя свои творческие способности) Школьники включаются в совместную деятельность, участвуют в создании книги, разработке персонажей

Сплочение коллектива Организуют разбивку на творческие группы и совместную деятельность. Закрепляют студентов - тьюторов за каждой группой школьников. Проводят выбор капитанов команд. Проводят игры-испытания на сплочение коллектива. По итогам испытаний выдают каждой команде лоскуток «Золотое руно» Играют в «Кольца нимфы Нефелы»; обсуждают предложенное задание; для сплочения и дальнейшей работы в группах играют в «Палитру Ириды», «Прятки с Посейдоном», «Кузницу Гефеста». Получают лоскуток мозаики «Золотое руно»

Установка на следующую встречу Объясняют школьникам дальнейшую самостоятельную работу: • изучить раздаточный материал, (адаптированные мифы об аргонавтах: каждой группе выдается определенный эпизод из мифа); • самостоятельно в группах разработать три страницы книги Школьники включаются в совместную деятельность по подготовке к выполнению домашнего задания, обсуждают и распределяют роли; обмениваются контактами со

1 2 3

«Заметки юных аргонавтов»: 1-я группа - эпизод «История Ясона»; 2-я группа - «История «Арго»; 3-я группа - «История о трех морях»; • познакомиться с мифологическими образами для театрализованной постановки в финале проекта студентами

Рефлексия Студенты пишут кейс «Мое понимание событийного проектирования» (личностная рефлексия). Примеры названий кейсов: «Страдания юного Вертера, или Повесть о том, как событийный проект по педагогике разработать»; «Никогда не бывает больших дел без больших трудностей.»; «Дневник Робинзона Крузо, или Как я училась разрабатывать событийные проекты.» и др. В финале итоговой игры дети (в группах) сшивают лоскутки «золотое руно», «заработанные» во время прохождения «Лабиринта», в процессе делятся впечатлениями, успехами и неудачами

Послепроект-ная деятельность Выстраивают перспективы совместной деятельности будущих педагогов и школьников в организации внеурочной деятельности по литературе Разрабатывают серии образовательных проектов по интересным для себя темам в ходе изучения литературы

Заключение

Технология проектирования образовательных событий способствует становлению педагогической деятельности будущих учителей.

Наш опыт преподавания показывает, что для формирования проектной компетентности у будущего педагога целесообразно введение модуля «Технология проектирования образовательных событий» в учебную дисциплину базового блока «Проектная компетентность педагога» (направление подготовки «Педагогическое образование»). Очевидно, что обучение проектированию только на аудиторных занятиях, без участия в нем детей неэффективно. Вовлеченность будущих педагогов в совместную деятельность со школьниками по разработке и реализации образовательных проектов способна превратить рутинные школьные мероприятия в значимые для всех участников образовательные события, создать реальные условия для повышения качества подготовки у студентов педагогического вуза.

Дальнейшее направление исследования нам видится в разработке научно-методического обеспечения повышения квалификации и переподготовки учителей по овладению технологией проектирования образовательных событий, поскольку ФГОС общего образования требует от педагогов включения обучающихся в проектную деятельность.

Список использованных источников

1. Сидоров С. В. Концепция поддержки развития педагогического образования [Электрон. ресурс] / / Сайт педагога-исследователя. Режим доступа: http://si-sv.com/news/2014-01-12-166 (дата обращения: 14.09.2016).

2. Волкова Н. В. Разработка и реализация модели становления педагогической деятельности в процессе подготовки студентов / / Мир науки, культуры, образования. 2014. № 6. С. 151-153.

3. Колесникова И. А., Горчакова-Сибирская М. П. Педагогическое проектирование. Москва: Академия, 2005. 288 с.

4. Радионов В. Е. Нетрадиционное педагогическое проектирование. Санкт-Петербург: Санкт-Петербургский государственный технический университет, 1996. 140 с.

5. Грякалов А. А. Письмо и событие. Эстетическая топография современности. Санкт-Петербург: Наука, 2004. 340 с.

6. Киященко Л. П., Тищенко П. Д. Событие и смысл (синергетический опыт языка). Москва: ИФ РАН, 1999. 279 с.

7. Щитцова Т. В. Событие в философии Бахтина. Минск: И. П. Логвинов, 2002. 300 с.

8. Барабанщиков В. А. Восприятие и событие. Санкт-Петербург: Алетейя, 2002. 512 с.

9. Слободчиков В. И., Исаев Е. И. Основы психологической антропологии. Москва: Школьная пресса, 2000. 416 с.

10. Эльконин Б. Д. Введение в психологию развития (в традиции культурно-исторической теории Л. С. Выготского). Москва: Тривола, 1994. 168 с.

11. Шабес В. Я. Событие и текст. Москва: Высшая школа, 1989. 175 с.

12. Генисаретский О. И. Развитие событий в личностно-родовом и мыс-ледеятельностном отношении [Электрон. ресурс]. Режим доступа: prometa. me-tod. ru (дата обращения: 14.09.2016).

13. Волкова Н. В. Образовательная событийность инновационного опыта Гуманитарной школы // Известия Российского государственного педагогического университета им. И. А. Герцена. 2009. № 113. С. 17-26.

14. Прозументова Г. Н. Педагогика совместной деятельности: смысловые контексты и образовательная реальность. Школа совместной деятельности: разработка образовательных программ в развивающейся школе. Томск: Дельтаплан, 2002. Кн. 5. С. 4-16.

15. Кабрин В. И. Коммуникативный мир и транскоммуникативный потенциал жизни личности: теория, методы исследования. Москва: Смысл, 2005. 248 с.

16. Кабрин В. И. Транскоммуникативная холодинамика психологического универсума личности (стресс-трансформация) / / Вестник Томского государственного университета. 1999. № 268. С. 115-120.

17. Рубцов В. В., Ивошина Т. Г. Проектирование развивающей образовательной среды школы [Электрон. ресурс]. Москва: МГППУ. 2002. 272 с. Режим доступа: http://psychlib. ru/mgppu/RPr/RPr-001. htm (дата обращения: 14.09.2016).

18. Ломов Б. Ф. Вопросы общей, педагогической и инженерной психологии. Москва: Педагогика, 1991. 296 с.

19. Herreid C. Case study teaching. New Directions for Teaching and Learning. 2011. Vol. 2011. № 128. P. 31-40.

20. Kylie B. Student and teacher perceptions of learning and teaching: a case study. Journal of Further and Higher Education. 2012. Vol. 36, Issue 4. P. 549-565.

21. Swiercz P. M., Ross K. T. Rational, human, political, and symbolic text in Harvard Business School cases: A study of structure and content. Journal of Management Education. 2003. Vol. 27. Issue 8. P. 407-430.

References

1. Sidorov S. V. Koncepcija podderzhki razvitija pedagogicheskogo obrazo-vanija. [Support of pedagogical education development concept]. Sajt pedagoga-issledovatelja. [Website of a teacher-researcher]. Available at: http://si-sv. com/news/2014-01-12-166 (Accessed 14 September, 2016). (In Russian)

2. Volkova N. V. Working-out and realization of pedagogical activity formation model in the process of students' preparation. Mir nauki, kul'tury, obrazovani-ja. [World of Science, Culture, Education]. 2014. № 6. P. 151-153. (In Russian)

3. Kolesnikova I. A. Gorchakova-Sibirskaya M. P. Pedagogicheskoe proekti-rovanie. [Pedagogical designing]. Moscow: Publishing House Academija, 2005. 288 p. (In Russian)

4. Radionov V. E. Netradicionnoe pedagogicheskoe proektirovanie. [Non-traditional pedagogical designing]. Saint-Petersburg: Sankt-Peterburgskij gosu-darstvennyj tehnicheskij universitet. [Saint Petersburg State Technical University]. 1996. 140 p. (In Russian)

5. Gryakalov A. A. Pis'mo i sobytie. [Writing and event]. Jesteticheskaja to-pografija sovremennosti. [Esthetic topography of the present time]. Saint-Petersburg: Publishing House Nauka, 2004. 340 p. (In Russian)

6. Kiyashchenko L. P., Tishchenko P. D. Sobytie i smysl (sinergeticheskij opyt jazyka). [Event and sense (synergetic language test)]. Moscow: Institut filoso-fii RAN. [Institute of Philosophy of the Russian Academy of Sciences]. 1999. 279 p. (In Russian)

7. Shitzova T. V. Sobytie v filosofii Bahtina. [Event in Bakhtin philosophy]. Minsk: Publishing House I. P. Logvinov, 2002. 300 p. (In Russian)

8. Barabanshchikov V. A. Vosprijatie i sobytie. [Perception and event]. Saint Petersburg: Publishing House Aletejja, 2002. 512 p. (In Russian)

9. Slobodchikov V. I., Isayev E. I. Osnovy psihologicheskoj antropologii. [Foundations of psychological anthropology]. Moscow: Publishing House Shkol'naja pressa, 2000. 416 p. (In Russian)

10. Elkonin B. D. Vvedenie v psihologiju razvitija (v tradicii kul'turno-isto-richeskoj teorii L. S. Vygotskogo). [Introduction into psychology of development (in the tradition of cultural and historic theory of L. S. Vygotsky)]. Moscow: Publishing House Trivola, 1994. 168 p. (In Russian)

11. Shabes V. Ya. Sobytie i tekst. [Event and text]. Moscow: Publishing House Vysshaya shkola, 1989. 175 p. (In Russian)

12. Genisaretsky O. I. Razvitie sobytij v lichnostno-rodovom i mysledeja-tel'nostnom otnoshenii. [Development of events in personal-patrimonial and thought-functioning aspect]. Available at: prometa.metod.ru (Accessed 14 September, 2016). (In Russian)

13. Volkova N. V. Educational eventuality of the innovative experience of the humanitarian school. Izvestija Rossijskogo gosudarstvennogo pedagogichesko-go universiteta im. I. A. Gercena. [Proceedings of Herzen Russian State Pedagogical University], 2009. № 113. P. 17-26. (In Russian)

14. Prozumentova G. N. Pedagogika sovmestnoj dejatel'nosti: smyslovye konteksty i obrazovatel'naja real'nost'. [Pedagogy of mutual activity: meaningful contexts and educational reality]. Shkola sovmestnoj dejatel'nosti: razrabotka ob-razovatel'nyh programm v razvivajushhejsja shkole. [School of mutual activity: Working-out of educational programs in the school of development]. Tomsk: Publishing House Del'taplan, 2002. Book 5. P. 4-16. (In Russian)

15. Kabrin V. I. Kommunikativnyj mir i transkommunikativnyj potencial zhizni lichnosti: teorija, metody issledovanija. [Communicative world and trans-communicative potential of the personality life: Theory, methods of investigation]. Moscow: Publishing House Smysl, 2005. 248 p. (In Russian)

16. Kabrin V. I. Trans-communicative holodynamics of the psychological personality universe (stress-transformation). Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo universiteta. [Herald of Tomsk State University], 1999. № 268. P. 115-120. (In Russian)

17. Rubtsov V. V., Ivoshina T. G. Proektirovanie razvivajushhej obrazova-tel'noj sredy shkoly. [Designing of developing educational school environment]. Moscow: MGPPU, 2002. 272 p. (In Russian)

18. Lomov B. F. Voprosy obshhej, pedagogicheskoj i inzhenernoj psihologii. [Issue of general, pedagogical and engineering psychology]. Moscow: Publishing House Pedagogika, 1991. 296 p. (In Russian)

19. Herreid C. Case study teaching. New Directions for Teaching and Learning. 2011. Vol. 2011. № 128. P. 31-40. (Translated from English)

20. Kylie B. Student and teacher perceptions of learning and teaching: a case study. Journal of Further and Higher Education. 2012. Vol. 36, Issue 4. P. 549-565. (Translated from English)

21. Swiercz P. M., Ross K. T. Rational, human, political, and symbolic text in Harvard Business School cases: A study of structure and content. Journal of Management Education 2003. Vol. 27. Issue 8. P. 407-430. (Translated from English)

Статья поступила в редакцию 10.09.2016; принята в печать 12.04.2017.

Автор прочитал и одобрил окончательный вариант рукописи.

Об авторе:

Волкова Наталья Викторовна - кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики и психологии Алтайского государственного гуманитарно-педагогического университета им. В. М. Шукшина, Бийск (Россия). E-mail: [email protected]

Received 10.09.2016; accepted for printing: 12.04.2017.

The author has read and approved the final manuscript.

About the author:

Natalya V. Volkova - Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor, Department of Pedagogy and Psychology, Altai State Humanities Pedagogical University named after V. M. Shukshin, Biysk (Russia). E-mail: [email protected]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.