Вестник ТГПУ (TSPUБЫИт). 2017. 5 (182)
УДК 378
DOI: 10.23951/1609-624Х-2017-5-160-163
МЕХАНИЗМЫ ВЛИЯНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО СОБЫТИЯ НА СТАНОВЛЕНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Н. В. Волкова
Алтайский государственный гуманитарно-педагогический университет им. В. М. Шукшина, Бийск
Рассматривается сущность проблемы становления педагогической деятельности в подготовке студентов педагогического вуза. Наиболее существенным фактором становления педагогической деятельности выступают образовательные события. Влияние обсуждается как процесс, а механизмы влияния как устройство влияния, его структурные характеристики и условия его реализации. Выделены механизмы влияния образовательных событий: пространственно-временной, содержательный и процессуальный. Представлены характеристики механизмов влияния. Пространственно-временной механизм влияния описывает «живой» пространственно-временной континуум, в котором протекает образовательное событие. Содержательный механизм влияния образовательных событий заключается в изменении представлений студентов педагогического вуза о предметности педагогической деятельности, порождении ценностно-смысловых отношений, открытии личностных смыслов педагогической деятельности. Процессуальный механизм предполагает способы реализации влияния образовательных событий. В качестве способов представлено образовательное проектирование и личное действие студента в совместной деятельности. Выделено основное условие механизмов влияния образовательных событий на становление педагогической деятельности - вовлеченность студентов педагогического вуза в образовательные события. Качественные изменения в подготовке студентов обсуждаются как основные результаты механизмов влияния образовательных событий на становление педагогической деятельности: открытие личностных смыслов педагогической деятельности и опыт личного действия студента в совместной деятельности.
Ключевые слова: педагогическая деятельность, становление педагогической деятельности, образовательное событие, влияние, механизмы влияния.
Среди множества подходов в исследовании современного образования актуализировались исследования, в которых обсуждается событийный подход в образовании как противоположный «меро-приятийному» в воспитательном процессе школьного образования, принцип модернизации образования, условие, порождающее личностно-смысло-вую значимость профессионального образования, а образовательное событие рассматривается как культурный феномен [1-8]. Однако открытым остается вопрос об использовании потенциала образовательных событий в профессиональном образовании, в частности влиянии образовательных событий на становление педагогической деятельности.
Цель статьи - раскрыть механизмы влияния образовательных событий на становление педагогической деятельности в подготовке студентов педагогического вуза.
В педагогических исследованиях встречается понятие «механизм». В этой связи необходимо подчеркнуть, что исследование механизмов того или иного педагогического процесса, явления - не самоцель, а средство поиска его объяснения. Поскольку употребление в разных работах понятия «механизм» довольно противоречиво, поэтому на основе краткого анализа некоторых специальных
(главным образом психологических) работ предпринята попытка определить понятие «механизм» для объяснения конкретного процесса влияния образовательных событий на становление педагогической деятельности в подготовке студентов. Исходя из ряда работ [9-11], случаи действительного терминологического употребления слова «механизм» можно подразделить на следующие группы:
- механизм - это устройство чего-либо, его структурные характеристики;
- процесс (или процессы), некоторая совокупность действий и операций;
- механизм - это взаимодействие структуры и процесса при условности разграничения этих понятий;
- механизм - структура, процесс и его результат;
- механизм - структура, процесс, результат, функция и условия реализации деятельности.
Опираясь на проведенный анализ, изначально обозначив влияние как процесс, под механизмом влияния будем понимать устройство влияния, его структурные характеристики и условия его реализации.
В исследовании «событие» в общем понимании определено как такое образование в пространстве и времени, содержание которого характеризуется смыслами и ценностями; организация определяет-
ся действием; основная функция - качественные изменения. Образовательное событие - это такое описание образования (когда не просто фиксируется факт-случай или сюжет-ситуация), где открываются смыслы образования. Образовательное событие - это установление значимости вещей, личной значимости смысла (Г. Н. Прозументова). Образовательное событие есть новый порядок (изменение характера) образовательного взаимодействия (коммуникации), определяющий присутствие студента в своем образовании (А. А. Полонников). На основании результатов эмпирического исследования образовательное событие понимается как определенным образом организованное участие (вовлеченность) в совместной деятельности, открывающее студенту ребенка, совместную деятельность, «себя» в профессии, порождающее действия по созиданию личностного отношения к педагогической деятельности; сильных переживаний, как участие в создании «нового» [12].
Влияние образовательных событий на педагогическую деятельность, как показал анализ, существенно дифференцируется по своему содержанию (ценности, смыслы, ценностно-смысловые отношения), формам и средствам реализации, специальной организации (действие, совместная, коммуникативная деятельность, проектная деятельность, рефлексия), по результатам влияния.
Совокупность различных характеристик влияния описывают определенные его механизмы. В исследовании выделены следующие механизмы влияния образовательного события на становление педагогической деятельности в процессе подготовки студентов: пространственно-временной, содержательный (ценности, смыслы, ценностно-смысловые отношения) и процессуальный, включающий специальные формы и средства (проектирование) и специальную организацию (действие, совместная деятельность), результативный (качественные изменения). Указанные механизмы и раскрывают сущность влияния образовательных событий на становление педагогической деятельности в подготовке студентов.
Пространственно-временной механизм указывает на единство пространства и времени, в котором происходит образовательное событие. Согласно А. А. Ухтомскому, единство пространства и времени (хронотоп) приводит к цельности окружающего мира, в котором все происходящие события являются близко связанными и образуют единую причинно-следственную цепь [13]. Единичное образовательное событие всегда конечно, оно ограничено рамками времени и происходит в определенном пространстве. При этом единство пространства и времени позволяет говорить о взаимосвязанности образовательных событий - обра-
зовательной событийности, позволяющей студенту участвовать в своем образовании, т. е. в становлении педагогической деятельности.
Содержательный механизм влияния образовательных событий предполагает открытие предметного, личностного смыслового измерения педагогической деятельности студентами. Образовательные события изменяют представление студента о предметности педагогической деятельности, открывают особое отношение к своей собственной образовательной деятельности, личностные смыслы педагогической деятельности, порождают опыт личного действия, рефлексию педагогической деятельности. О содержательном механизме влияния образовательных событий свидетельствуют такие критерии, как совместный характер деятельности, диалогический характер взаимодействия в совместной деятельности, обращение студента к собственным переживаниям посредством рефлексии и тем самым открытие личностных смыслов педагогической деятельности.
Процессуальный механизм влияния образовательных событий характеризует организацию образовательного события и включает специальные формы и средства: событийное проектирование в самостоятельной работе; кейсы личной включенности студентов в педагогическую деятельность; сопровождающие и обобщающие образовательные модули; лекция как образовательное событие; семинар как образовательное событие; педагогическая практика как образовательное событие; педагогические мастерские ценностных ориентаций. Образовательное событие характеризуется специальной организацией - личным действием студента в совместной деятельности, имеющей проектный характер.
Главным условием влияния образовательных событий на становление педагогической деятельности выступает вовлеченность студента в совместную деятельность (инициирование своих действий, выбор позиции участия в деятельности, рефлексия собственной педагогической деятельности). При этом важной и значимой выступает позиция участия - вовлеченность в организацию совместной деятельности, поскольку «как и какие образуются смыслы в связи с изменениями, будет зависеть от организации вовлечения самих людей в процесс их образования, вовлечения людей в смыслообразование» (Г. Н. Прозументова). У студентов, вовлеченных в образовательные события, преимущественно происходит открытие «себя» в профессиональной деятельности, то есть изменяются представления о своих педагогических способностях, профессиональных качествах; студенты включаются в создание «нового» педагогического опыта, где порождается личностное отно-
Вестник ТГПУ (TSPUBulletin). 2017. 5 (182)
шение к педагогической деятельности; происходит порождение сильных переживаний, связанных с открытием личностных смыслов педагогической деятельности (дети, взаимодействие с детьми, «я» в педагогической деятельности). Вовлеченность участников совместной деятельности (через личное значимое действие) в свое образование характеризуется их эмоциональной сопричастностью, переживанием, пониманием ими личностного смысла педагогической деятельности.
Результатами влияния образовательных событий на становление педагогической деятельности являются качественные изменения.
Результат содержательного механизма влияния образовательных событий на становление педагогической деятельности заключается в изменении качества педагогической деятельности. При этом качество педагогической деятельности характеризуется ценностно-смысловыми изменениями в представлениях студента о педагогической деятельности. При организации подготовки студентов как становления педагогической деятельности под влиянием образовательных событий изменяются представления студентов о структуре и содержа-
потенциала образовательных событий в подготовке к педагогической деятельности, вовлеченность студентов в событийную организацию деятельности актуализирует такие компоненты педагогической деятельности, как предметность, ценностно-смысловое взаимодействие в педагогической деятельности, рефлексию педагогической деятельности, открывает личностные смыслы педагогической деятельности.
Результат процессуального механизма влияния образовательных событий на становление педагогической деятельности заключается в изменении качества подготовки студентов к педагогической деятельности, характеризующемся участием студентов в своем образовании, вовлеченностью студентов в организацию педагогической деятельности, многообразием связей студентов в педагогической деятельности, порождением опыта личного действия. Изменение качества процесса подготовки студентов к педагогической деятельности связано с изменением организации образовательной деятельности и характеризуется порождением опыта личных действий студентов в проектировании организации и содержания педагогической деятельности под влиянием образовательных событий.
нии педагогической деятельности. Использование
Список литературы
1. Генисаретский О. И. Развитие событий в личностно-родовом и мыследеятельностном отношении. URL: prometa.metod.ru (дата обращения: 29.01.2017).
2. Горюнова Л. В. Профессиональная мобильность специалиста как проблема развивающегося образования России: дис. ... д-ра пед. наук. Ростов н/Д, 2006. 374 с.
Григорьев Д. В. Событие воспитания и воспитание как событие. URL: http://www.lexed.ru/pravo/joum/0107/grig.doc (дата обращения: 29.01.2017).
Событийность в образовательной и педагогической деятельности // Науч.-метод. серия «Новые ценности образования». Вып. 1 (43) / под ред. Н. Б. Крыловой, М. Ю. Жилиной. М., 2010. 157 с.
Сулима И. И. Бытийный статус образования: Герменевтическая концепция: дис. ... д-ра филос. наук. Нижний Новгород, 2004. 355 с. Киященко Л. П., Тищенко П. Д. и др. Событие и смысл (синергетический опыт языка) / под ред. П. Д. Тищенко. М.: ИФ РАН, 1999. 279 с. Полонников А. А. Дискурс-анализ событий образования. Критическое исследование. Минск: БГУ, 2013. 401 с. Прозументова Г. Н. Смыслопорождение как образовательная инновация // Переход к открытому образовательному пространству. Ч. 2: Типологизация образовательных инноваций / под ред. Г. Н. Прозументовой. Томск: ТГУ, 2009. С. 131-167.
Бойко Е. И. Механизмы умственной деятельности: избранные психологические труды / под ред. А. В. Брушлинского, Т. Н. Ушаковой. М., 2002. 688 с.
10. Зимняя И. А. Педагогическая психология. Ростов н/Д: Феникс,1997. 480 с.
11. Шехтер М. С. Зрительное опознание: закономерности и механизмы. М.: Педагогика, 1981. 264 с.
12. Волкова Н. В. Образовательная событийность: признаки и характеристики // Вестник Якутского гос. ун-та. 2010. Т. 7, № 1. С. 78-82.
13. Ухтомский А. А. Заслуженный собеседник: Письма к Е. И. Бронштейн-Шур // А. А. Ухтомский. Интуиция совести: Письма. Записные книжки. Заметки на полях. СПб., 1996. С. 248-309.
9.
Волкова Наталья Викторовна, кандидат педагогических наук, доцент, Алтайский государственный гуманитарно-педагогический университет им. В. М. Шукшина (ул. Короленко, 53, Бийск, Россия, 659333). E-mail: [email protected]
Материал поступил в редакцию 03.02.2017.
DOI: 10.23951/1609-624X-2017-5-160-16
MECHANISMS OF INFLUENCE OF EDUCATIONAL EVENT ON THE PEDAGOGICAL ACTIVITY FORMATION
N. V. Volkova
Shukshin Altai State Humanities Pedagogical University, Biysk, Russian Federation
The article dwells on the essence of the problem of the pedagogical activity formationin in the preparation of students in the pedagogical institution. The most essential factor of the pedagogical activity formation is educational events. The influence is defined as the process, and the mechanisms of influence as its device, structural characteristics and conditions of its realization. The following mechanisms of influence of educational events were singled out: spatio-temporal, informative, and procedural. Characteristics of the mechanisms of influence were also presented. A spatio-temporal mechanism of influence gives an "alive" spatio-temporal continuum in which an educational event takes place. An informative mechanism of influence of educational events consists in changing the idea of pedagogical institution students about the subjectivity of pedagogical activity, production of value-semantic relationship, discovery of a pedagogical activity personal sense. The procedural mechanism presupposes the ways to realize the influence of educational events. Educational designing and personal student's operation in mutual activity are presented as means. The basic condition of educational events' influence on the pedagogical activity formation - involving students of the pedagogical institution into educational events - is singled out. Qualitative changes in students' preparation are considered as the basic results of the mechanisms of the influence of educational events on the formation of pedagogical activity: disclosing personal senses of pedagogical activity and personal experience of the student in joint activities.
Key words: pedagogical activity, pedagogical activity formation, educational event, influence, mechanisms of influence.
References
1. Genisaretskiy O. I. Razvitiye sobytiy vlichnostno-rodovom i mysledeyatel'nostnom otnoshennii [Development of events in personal-patrimonial and thought-functioning aspect] (in Russian). URL: prometa.metod.ru. (accessed 29.01.2017)
2. Goryunova L. V. Professional'nayamobil'nost'spetsialista kakproblemarazvivayushchegosyaobrazovaniyaRossii. Dis. dokt. ped. nauk[Specialist's professional mobility as the problem of developing education in Russia. Diss. ... of doct. ped. sci.]. Rostov-on-Don, 2006. 374 p. (in Russian).
3. Grigor'yev D. V. Sobtytie vospitaniya i vospitaniye kaksobytiye [The event of up-bringing and up-bringing as the event] (in Russian). URL: http: //www.lexed.ru/pravo/journ/0107/grig.doc (accessed 29.01.2017).
4. Sobytiynost' v obrazovatel'noy i pedagogicheskoy deyatel'nosti [Eventuality in educational and teaching activity]. Nauchno-metodicheskaya seriya "Novye tsennosti obrazovaniya". Vyp. 1 (43). Pod red. N. B. Krylovoy, M. Yu. Zhilinoy [Scientific and methodological series "New values of education". Issue 1 (43). Edited by N. B. Krylova, M. Yu. Zhilina]. Moscow, 2010. 157 p. (in Russian).
5. Sulima I. I. Bytiyny status obrazovaniya: Germenevticheskaya kontseptsiya. Dis. dokt. filos. nauk [Existential status of education: Hermeneutic concept. Dis. doct. of philosoph. sci.]. Nizniy Novgorod, 2004. 355 p. (in Russian).
6. Kiyashchenko L. P., Tishchenko P. D. i dr. Sobytiye i smysl (sinergeticheskiy opyt yazyka). Pod red. Tishchenko P. D. [Event and sense (synergetic language experience). Edited by P. D. Tishchenko]. Moscow, IPh RAS Publ., 1999. 279 p. (in Russian).
7. Polonnikov A. A. Diskurs-analiz sobytiy obrazovaniya. Kriticheskoye issledovaniye [Discourse-analysis of educational events. Critical research]. Minsk, BSU Publ., 2013. 401 p. (in Russian).
8. Prozumentova G. N. Smysloporozhdeniye kak obrazovatel'naya innovatsiya [Sense origin as an educational innovation]. Perekhod k otkrytomu obrazovatel'nomy prostranstvu. Ch. 2. Tipologizatsiya obrazovatel'nykh innovatsiy. Pod red. G. N. Prozumentovoy [Transition to an open educational space. Part 2: Typology of educational innovation. Edited by G. N. Prozumentova]. Tomsk, TSU Publ., 2009. Pp. 131-167 (in Russian).
9. Boyko E. I. Mekhanizm umstvennoy deyatel'nosti: izbrannye psikhologicheskiye trudy. Pod red. A. V. Brushlinskogo i T. N. Ushakovoy [Mechanisms of mental activity: selected psychological works. Edited by A. V. Brushlinskiy and T. N. Ushakova]. Moscow, 2002. 688 p. (in Russian).
10. Zimnyaya I. A. Pedagogicheskaya psykhologiya [Pedagogical psychology]. Rostov-on-Don, Feniks Publ., 1997. 480 p. (in Russian).
11. Shekhter M. S. Zritel'noye opoznaniye: zakonomernostii mekhanizmy [Visual identification: regularity and mechanisms]. Moscow, Pedagogika Publ., 1981. 264 p. (in Russian).
12. Volkova N. V. Obrazovatel'naya sobytiynost': priznaki i kharakteristiki [Educational eventuality: features and characteristics]. Vestnik Yakutskogo gos. un-ta - Herald of Yakutsk State University, 2010, vol. 7, no. 1, pp. 78-82 (in Russian).
13. Ukhtomskiy A. A. Zasluzhennyy sobesednik: Pis'ma k E. I. Bronshteyn-Shur [Honored interlocutor: Letters to E. I. Bronshtein-Shur]. Intuitsiya sovesti: Pis'ma. Zapisnye knizhki. Zametki na polyakh [Intuition of Conscience: Letters. Notebooks. Notes on the margins]. Saint Petersburg, 1996. Pp. 248-309 (in Russian).
Volkova N. V., Shukshin Altai State Humanities Pedagogical University (ul. Korolenko, 53, Biysk, Russian Federation, 659333). E-mail: [email protected]