ВЕСТН. МОСК. УН-ТА. СЕР. ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ. 2010. № 4
РЕАЛИИ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ
ЭМПИРИЧЕСКОЕ И ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОСМЫСЛЕНИЕ ПОНЯТИЯ "ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ СОБЫТИЕ"
Н.В. Волкова
(кафедра педагогики Бийского педагогического государственного университета
имени В.М. Шукшина; e-mail: [email protected])
В статье представлены результаты исследования проблемы влияния образовательной событийности на подготовку студентов к инновационной педагогической деятельности. Обсуждаются эмпирическое и теоретическое описания понятия "образовательное событие".
Ключевые слова: инновационный опыт, педагогическая деятельность, образовательное событие.
Интерес исследователей к событиям современной жизни высок. События могут быть значимыми для человека, имеющими значение для других либо масштабными для большинства людей. Проблема состоит в том, что называть событием, по каким признакам можно его "опознать". В контексте высшего педагогического образования актуальной проблемой является осмысление понятия "образовательное событие" и использование потенциала образовательных событий в подготовке студентов к инновационной педагогической деятельности.
Целью нашего исследования являлось изучение образовательных возможностей инновационного образовательного опыта Гуманитарной школы, образованной в 2005 г. при филологическом факультете Бийского педагогического государственного университета имени В.М. Шукшина. Методологическим основанием исследования выступает гуманитарный подход. В методологии гуманитарного исследования изучение эмпирической реальности позволяет выявить места "личного присутствия" человека в образовании, устремления, выражающие волю человека к участию в своем образовании. В работе использовались методики гуманитарного исследования, разработанные Г.Н. Прозументовой для изучения образовательных инноваций: методика феноменологического описания образовательных инноваций, методика реконструкции инновационного опыта, методика типологизации образовательной реальности инноваций [1 : 37].
Методика феноменологического описания образовательных инноваций разработана для изучения мест "личного присутствия" чело-
века в своем образовании, инноваций как личного действия, поступка, образовательной инициативы, которые самими исследователями "переживаются" и считаются значимыми. Основная процедура методики феноменологического описания образовательных инноваций — это создание текстов самоописания. Задача методики реконструкции инновационного опыта — выделение в исследовании образовательного содержания и потенциала участия человека в своем образовании. Методика состоит из ряда шагов (этапов) реконструирования опыта: формулирование темы исследования; характеристика контекста появления инновационного опыта и постановка задачи исследования опыта; самоописание "биографической" ситуации и сюжета личного действия (феноменологическое описание); аналитический комментарий; аналитическое обобщение. Методика типологизации образовательной реальности инноваций направлена на изучение эмпирических признаков становления образовательной реальности инноваций.
Исследовательским материалом послужило феноменологическое описание организации Гуманитарной школы (далее Школа) при филологическом факультете Бийского педагогического государственного университета имени В.М. Шукшина в 2005—2009 гг., руководителем которой является автор данной статьи. Участниками Школы являлись студенты филологического факультета 1-5-го курсов, учащиеся 6-10-х классов школ г. Бийска, преподаватели филологического и педагогического факультетов (всего боле 150 участников). С 2005 по 2009 г. было организовано и проведено одиннадцать Школ. В статье представлено (в сокращенном объеме) феноменологическое описание нескольких Школ1 [2, 3].
Контекст исследования2. Я работаю в Бийском педагогическом государственном университете имени В.М. Шукшина на филологическом факультете преподавателем педагогических дисциплин. В 2005 г. по инициативе администрации университета при филологическом факультете была создана Гуманитарная школа. Поскольку инициатива исходила от администрации университета, Гуманитарную школу мы рассматривали как мероприятие, необходимое для расширения и развития образовательной среды университета.
Организацию этой Школы поручили мне, так как я веду педагогические дисциплины на филологическом факультете. Участниками Школы стали учащихся 6-9-х классов школ Бийска, студенты 3-4-х курсов и преподаватели филологического факультета БПГУ имени В.М. Шукшина. Для меня как руководителя проекта на первом этапе важно было
1 В полном объеме исследовательский материал представлен в коллективных монографиях с участием автора.
2 Особенностью феноменологического описания является описание биографической ситуации от первого лица.
понять, как организовать Школу, чтобы она как-то отличалась от традиционной университетской жизни, стала чем-то важным и значимым для всех ее участников. Школа проводилась в течение пяти дней на университетской базе "Озеро Канонерское".
Подводя итоги работы первой Школы и обобщая высказывания разных ее участников, я увидела, что многое из того, что случилось и отмечается ими, я ранее предполагала. Например, что совместная деятельность, позиция "сотрудничества" в общении, необычная форма проведения Школы оказались очень привлекательными. Я также была уверена, что студенты справятся с "внеклассной работой" и соберут интересный материал для курсовых работ.
Но я совсем не предполагала, что за такой короткий срок может произойти осмысление и переосмысление студентами педагогической профессии и "себя" в ней. По отзывам студентов было понятно, что Школа стала для участников не просто мероприятием (от "принимать меры"), но местом, которое открывает смысл педагогической профессии. Я обнаружила образовательные эффекты, которые заставили меня иначе посмотреть на Гуманитарную школу, а именно "открытие" себя в отношении к профессии (студенты); "открытие" себя как личности (студенты и дети); "открытие" ребенка (студенты) и "открытие" взрослого (дети). Я поняла, что Гуманитарная школа хотя и не планировалась мною как событие, стала для всех участников образовательным событием. Поэтому при организации и проведении следующих Школ я пыталась понять и исследовать сам феномен событийности Гуманитарной школы.
Для выявления феномена образовательной событийности Гуманитарной школы мною использовалась методика феноменологического описания образовательных инноваций.
Ситуация. Особенностью проведения летней Школы стала не просто активная, а инициативная позиция студентов. Так, студентка 3-го курса Настя Ю. (специализация — учитель истории) предложила включить в проект "Линейку памяти" (22 июня). И на первый взгляд "официальное мероприятие" получило сильный эмоциональный отклик у всех участников Школы. Кроме творческих дел студенты заинтересовались содержанием и организацией образовательных проектов, которые разрабатывали преподаватели. В свою очередь преподаватели обратили внимание на студентов, поняв, что их можно и нужно вовлекать в такую деятельность. Например, особенностью образовательного проекта "Журналистика" стала совместная деятельность преподавателя, студентов и детей. В результате была подготовлена и проведена пресс-конференция. В этой летней Школе совместная деятельность отличалась не просто участием, а активной вовлеченностью детей. "Внеурочная" деятельность была для детей значимой, потому что они
принимали участие в ее проектировании. Итогом совместной работы стал проект "Язык творчества".
Аналитический комментарий. Проведение этой Школы позволило мне увидеть значимость для всех участников эмоциональной и содержательной сторон общения, отношений, складывающихся в летней Школе. Особую ценность общения для детей подтверждает ряд высказываний. К примеру, на вопрос, что особенно привлекает в Школе, многие дети ответили: "Здесь можно больше и интереснее общаться"; "Можно попросить помощи или помочь самому"; "Мы лучше узнаем друг друга, учимся доверять и помогать друг другу". Студенты пишут о том, что "Самое главное в этом коллективе — это доверие и взаимное уважение"; "Школа дала понимание того, что чем более разные дети объединены вместе, тем более интересно общаться с ними". На мой взгляд, эмоциональная полнота связей и отношений ярко проявлялась на "вечерних огоньках". Они были потрясающе искренни и доверительны. Все это позволяет говорить о феномене открытия ребенка и взрослого в общении и отношениях.
Участие в этой Школе позволило мне понять, что совместная деятельность студентов, детей и преподавателей при подготовке летней Школы, инициативная позиция студентов в ее организации и проведении способствовали появлению феномена открытия возможностей совместной деятельности. Этот феномен проявился в том, что все участники (дети, студенты, преподаватели) вдруг увидели, что совместная деятельность на многое влияет, она помогает раскрыться способностям. В этом смысле обращает на себя внимание изменение представлений, особенно детьми, об учебной деятельности в Школе. Они высказали свое отношение к совместной учебной деятельности в Школе так: "В Гуманитарной школе мы учимся иначе"; "Ощущение командного духа подталкивает к продуктивной работе"; "Я с желанием еду летом не только отдыхать, но и учиться".
Проведенный мною анализ рефлексивных работ студентов позволил выявить феномен открытия студентами себя в отношении к педагогической профессии. Так, одна из студенток 4-го курса особенно ярко пишет об открытии себя в профессии: "Я поняла, что хочу быть педагогом, хочу посвятить себя работе с веселыми и неугомонными созданиями, имя которым — дети. Благодаря этой Школе я осознала, что сделала правильный выбор".
Итак, анализ организации и проведения второй летней Гуманитарной школы позволил сформулировать представление о Школе как образовательном событии, поскольку Школа несет с собой совершенно определенные образовательные эффекты. На образовательные эффекты указывают проявленные при проведении Школы феномены событийности (на основании "Я"-высказываний): открытие ребенка и взрослого
в общении и отношениях; открытие возможностей совместной деятельности; открытие студентами себя в отношении к педагогической профессии.
Дальнейшее исследование было связано с изучением явления образовательной событийности и установлением признаков и характеристик, существенных для понимания Школы как образовательного события. Для этого использовалась методика реконструкции инновационного опыта. В рефлексивных работах студентов по Школе я анализировала '^"-высказывания участников. Рассматривая их, я обратила внимание на признаки, которые характеризовали Школу как образовательное событие. Я установила, что ряд признаков повторяется в каждой из пяти Школ. Так, я выделила группу признаков, связанную с изменением отношения к педагогике и педагогической деятельности. Педагогика и педагогическая деятельность начинают рассматриваться студентами как предмет личного отношения и действия. В разных Школах эту характеристику наполняют следующие признаки: "Изменилось отношение к педагогике"; "Изменилось мое представление о традиционной организации педагогической деятельности"; "Школа дает целостное представление о педагогической деятельности" (преподаватель); "Школа помогла мне в осмыслении педагогической деятельности"; «Благодаря детям у меня изменилось отношение к предмету "филология"».
Методика реконструкции опыта позволила выделить группу признаков, связанную с "обнаружением" (изменением представлений, открытием) педагогических задатков, способностей, профессиональных качеств у студентов: "Обнаружила в себе педагогические качества и способности"; "Смогла узнать о себе самой как педагоге"; «"Проснулись" профессиональные педагогические качества»; "Поняла, что педагогические задатки у меня есть"; "У меня получается общаться с детьми"; «Профессия "педагог" — это призвание»; "Хочу быть с детьми, хочу помогать им взрослеть".
Следующая группа признаков связана с изменением представлений студентов о ребенке: "Открыла мир детей с другой стороны"; "Посмотрела по-другому на ребенка"; "Пришло понимание того, что чем более разные дети объединены вместе, тем более интересно общаться"; "Все дети уникальны"; "Дети доверяют тебе частичку себя".
Я выделила группу признаков, имеющих отношение к изменению представлений участников Школы о себе, о своих возможностях и способностях: "Здесь я могу реализовать свои способности и возможности" (студент); "Здесь есть возможность узнать себя, на что я способна" (учащаяся); "Школа открывает перед ребенком новые (неизвестные пока ему самому) возможности" (студент); "Личностный рост каждого из участников" (преподаватель). Кроме того, я обнаружила группу признаков, связанную с изменениями в представлениях о возможностях совмест-
ной деятельности: "Совместная деятельность, близкая по духу"; "Лучший метод — все делать вместе"; "Совместная деятельность дает другие возможности"; "Проектная деятельность сплотила ребят". Мне удалось также выявить группу признаков, относящихся к новым, сильным переживаниям, характеризующихся многообразием и полярностью. В разных Школах проявляются следующие признаки: "Получила огромную эмоциональную отдачу"; "Яркий, эмоциональный поворот в сознании"; "Только положительные эмоции"; "Удовольствие от всего, что здесь происходит". Установлена группа признаков, имеющих отношение к общению и к отношениям между участниками: "Стал по-другому общаться со сверстниками" (учащийся); "Неформальное общение с педагогами и студентами" (учащийся); "Диалогичность общения" (педагог); "Узнала, что такое счастье общения" (учащийся).
Еще одна группа признаков указывает на рождение педагогического опыта: "Получаю другой опыт"; "Опыт дает уверенность в своих силах"; "Опыт, полученный в Школе, бесценен для моей будущей профессиональной педагогической деятельности".
Аналитическое обобщение. Мною была осуществлена группировка признаков, которая позволила сформулировать характеристики (через анализ ключевых слов) образовательной событийности Гуманитарной школы: открытие, порождение, участие в создании "нового". Участие в Гуманитарной школе характеризуется участниками как открытие: "себя" в отношении к профессии и личности (студенты); открытие "себя" в отношении к образованию и личности (дети); открытие ребенка (студенты) и открытие "взрослого" (дети); открытие возможностей совместной деятельности. Как порождение: личного отношения студентов к педагогической деятельности. Как участие в создании "нового" — при этом человек становится причиной новых связей и отношений, становления педагогического опыта.
Интерпретация результатов исследования. Характеристики указывают на то, что Школа имеет для всех участников эффект событийности. Обобщив повторяющиеся признаки, мы обнаружили, что у всех образовательных характеристик есть "вертикальное" свойство — они все "говорят" об открытии, т.е. рождается новый взгляд на привычные вещи. Организация Школы позволяет признаки сделать устойчивыми характеристиками образовательного события, которые можно рассматривать как образовательные эффекты (эффекты изменений, происходящих с человеком в образовании).
Следующая исследовательская задача заключалась в определении типичных эмпирических состояний образовательной реальности Гуманитарной школы как образовательного события. Для этого применялась методика типологизации образовательной реальности инноваций. Нами использовалась такая процедура типологизации, как установле-
ние эмпирических зависимостей образовательной событийности. Для того чтобы установить зависимости, мы выделили особенности организации Школы: вовлеченность разных участников Школы в ее подготовку и проведение; возможность реализации личных инициатив в организации Школы, проявленность личных инициатив; расширение пространства образовательных проб; изменение содержания взаимодействия.
В результате проведенного исследования установлена зависимость между особенностями организации Гуманитарной школы и образовательной событийностью. Изменение качества вовлеченности разных участников Школы в ее подготовку и проведение, возможность реализации личных инициатив в организации Школы, создание пространства для образовательных проб и изменение содержания взаимодействия оказывают влияние на образовательную событийность. Исследование показало, что в каждой из Школ сохраняется эффект событийности (конечно он меняется, т.е. увеличивается, уменьшается). Во всех Школах проявляются характеристики образовательной событийности: "открытие", "порождение", "новый опыт".
Анализ научной литературы позволил установить, что в разных исследовательских направлениях можно выделить признаки, которые характеризуют событие. Так, современные философы, исследуя природу события, выделяют некоторые его признаки: А.А. Грякалов (актуальная организации субъективности; выстраивание смысла) [4]; Л.П. Киященко, П.Д. Тищенко (смысл; значение) [5]; Д.Е. Муза (пространство—время; взаимодействие субъектов; действие—деятельность; качественные изменения субъекта; предметное и ценностное изменение бытия; влияние на культуру) [6]; Т.В. Щитцова, анализируя событие в философии М.М. Бахтина, выделяет признаки события (со-бытие; смысл как событие; прибыльность и прирост в бытии; становление; участно-дей-ственное переживание; диалогичность) [7]. Психологи, исследуя событие в разных контекстах, выделяют ряд его признаков. Так, В.А. Барабанщиков, исследуя проблему соотношения восприятия и события, отмечает некоторые признаки события: изменение (становление, развитие, преобразование); разрыв непрерывности; смысловые связи и отношения [8]. В психологии развития особое внимание природе события уделяют В.И. Слободчиков, Е.И. Исаев (со-бытие; ценности и смыслы; субъективность; развитие; полнота связей и отношений) [9]; Б.Д. Эльконин (становление субъекта; переход; переживание; событие как действие) [10]. Социологи исследуют социальную природу события и выделяют его признаки: А.А. Еникеев (становление; взаимодействие; виртуальное единство актуального и потенциального) [11]. В лингвистических исследованиях событие рассматривается во взаимосвязи с текстом, и в этом контексте В.Я. Шабес выделяет его признаки (деятель-действие;
изменение-переход) [12]. В отдельных педагогических исследованиях затрагивается проблема события и отмечаются некоторые его признаки: О.И. Генисаретский (коммуникация; встреча) [ 13]; Л.В. Горюнова (лич-ностно-смысловая значимость; новая возможность профессионального движения) [14].
В этой связи, с одной стороны, наше исследование показывает, что стоит внимательно отнестись и обратить внимание на характеристики событийности, установленные эмпирическим путем ("открытие", "порождение", "новый опыт"). Но, с другой стороны, мы видим, что характеристики события, которые являются для нас устойчивыми образовательными эффектами, не "схватываются" в современной научной литературе, не представляются существенными. Поэтому мы не просто используем "событийность", мы выходим на понятие "образовательная событийность". Мы начинаем формировать понятие "образовательное событие" для того, чтобы выделить эффекты образовательного события и использовать их в подготовке студентов к инновационной педагогической деятельности. В нашем понимании образовательное событие — это такая форма образования (особая переходная форма), такая организация взаимодействия, коммуникации субъектов в образовании, которая открывает и порождает личные смыслы и ценности образования, является условием становления нового опыта.
Список литературы
1. Прозументова Г.Н. Типологизация образовательной реальности инноваций: стратегия и методика гуманитарного исследования // Переход к Открытому образовательному пространству. Ч. 2: Типологизация образовательных инноваций / Под ред. Г.Н. Прозументовой. Томск: Томский государственный университет, 2009. 448 с.
2. Волкова Н.В. Гуманитарная школа: опыт и феномен образовательной событийности // Переход к Открытому образовательному пространству. Ч. 2: Типологизация образовательных инноваций / Под ред. Г.Н. Прозументовой. Томск: Томский государственный университет, 2009. 448 с.
3. Волкова Н.В. Гуманитарная школа как образовательное событие // Подготовка студентов к инновационной деятельности: монография. Бийск: Бий-ский пед. гос. ун-т им. В.М. Шукшина, 2008. 287 с.
4. Грякалов А.А. Письмо и событие. Эстетическая топография современности. СПб.: Наука, 2004. 340 с.
5. Событие и Смысл (Синергетический опыт языка) / Под ред. Л.П. Кия-щенко, П.Д. Тищенко. М.: Институт философии РАН, 1999. 279 с.
6. Муза Д.Е. Методологический анализ события в философии истории: Автореф. дис. ... канд. филос. наук. Симферополь, 2002. 22 с.
7. Щитцова Т.В. Событие в философии Бахтина. Минск: И.П. Логвинов, 2002. 300 с.
8. БарабанщиковВ.А. Восприятие и событие. СПб.: Алетейя, 2002. 512 с.
9. Слободчиков В.И., Исаев Е.И. Основы психологической антропологии. Психология развития человека: развитие субъективной реальности в онтогенезе. М.: Школьная пресса, 2000. 416 с.
10. Эльконин Б.Д. Введение в психологию развития (в традиции культурно-исторической теории Л.С. Выготского). М.: Тривола, 1994. 168 с.
11. ЕникеевА.А. Событие, сознание, текст в пространстве социально-философского знания: Автореф. дис. ... канд. филос. наук. Екатеринбург, 2003. 23 с.
12. Событие и текст / Под ред. В.Я. Шабес. М.: Высшая школа, 1989. 175 с.
13. Генисаретский О.И. Развитие событий в личностно-родовом и мысле-деятельностном отношении (URL: http://www. prometametod.ru 03.06.2010)
14. Горюнова Л.В. Профессиональная мобильность специалиста как проблема развивающегося образования России: Автореф. дис. ... докт. пед. наук. Ростов н/Д, 2006. 44 с.
THE RESULTS OF THE EMPIRICAL AND THEORETICAL REASONING OF THE CONCEPT "EDUCATIONAL EVENTUALITY"
N.V. Volkova
The article presents the results of the research on the problem of the educational eventuality influence on the students' preparation to the innovative pedagogical activity. The results of the empirical and theoretical reasoning of the concept "educational eventuality" are discussed.
Key words: innovative experience, educational eventuality, pedagogical activity.
Сведения об авторе
Волкова Наталья Викторовна — кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики Бийского педагогического государственного университета имени В.М. Шукшина, докторант кафедры управления образованием факультета психологии Томского государственного университета. Тел. 8-385-4-41-63-81, 8-960-945-16-45; e-mail: "[email protected]