Научная статья на тему 'Место и роль образовательных событий в подготовке студентов к инновационной педагогической деятельности'

Место и роль образовательных событий в подготовке студентов к инновационной педагогической деятельности Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
338
64
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СОБЫТИЙНОСТЬ / ГУМАНИТАРНАЯ ШКОЛА КАК ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ СОБЫТИЕ / ИННОВАЦИОННЫЙ ОПЫТ / ЭМПИРИЧЕСКИЕ ПРИЗНАКИ / ХАРАКТЕРИСТИКИ / EDUCATIONAL EVENTUALITY / HUMANITARIAN SCHOOL AS EDUCATIONAL EVENT / INNOVATIVE EXPERIENCE / EMPIRICAL INDICATORS / FEATURES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Волкова Наталья Викторовна

Представлены результаты исследования по проблеме влияния образовательной событийности на подготовку студентов к инновационной педагогической деятельности. Анализируется инновационный опыт Гуманитарной школы как образовательного события; выделены эмпирические признаки и характеристики её образовательных возможностей. Для исследования образовательных событий применяются методика феноменологического описания образовательных инноваций и методика реконструкции инновационного опыта.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article presents the results of a research on the problem of educational eventuality influence on the students' preparation for innovative pedagogical activity. Innovative experience of the Humanitarian school is analysed as an educational event; empirical indicators and characters of its educational potentialities are singled out. The humanitarian approach is presented as the framework of the research. Methods of reconstruction of innovative experience are used as research methods.

Текст научной работы на тему «Место и роль образовательных событий в подготовке студентов к инновационной педагогической деятельности»

ВЕСТНИК ТОМСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА № 336 Июль 2010

ПСИХОЛОГИЯ И ПЕДАГОГИКА

УДК 378

Н.В. Волкова

МЕСТО И РОЛЬ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ СОБЫТИЙ В ПОДГОТОВКЕ СТУДЕНТОВ К ИННОВАЦИОННОЙ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Представлены результаты исследования по проблеме влияния образовательной событийности на подготовку студентов к инновационной педагогической деятельности. Анализируется инновационный опыт Гуманитарной школы как образовательного события; выделены эмпирические признаки и характеристики её образовательных возможностей. Для исследования образовательных событий применяются методика феноменологического описания образовательных инноваций и методика реконструкции инновационного опыта.

Ключевые слова: образовательная событийность; Гуманитарная школа как образовательное событие; инновационный опыт; эмпирические признаки; характеристики.

Контекст исследования. Я работаю в Бийском государственном педагогическом университете (БГПУ) им. В.М. Шукшина на филологическом факультете преподавателем педагогических дисциплин. В 2005 г. по инициативе администрации университета при филологическом факультете была создана Гуманитарная школа. Поскольку инициатива исходила от администрации университета, Гуманитарную школу мы рассматривали как мероприятие, необходимое для расширения, развития образовательной среды самого университета.

Организацию этой Школы поручили мне, поскольку я веду педагогические дисциплины на филологическом факультете. Участниками Школы стали учащихся 69-го классов школ города Бийска, студенты 3-4-го курсов и преподаватели филологического факультета БГПУ им. В.М. Шукшина. Для меня как руководителя проекта на первом этапе важно было понять, как организовать Школу, чтобы она стала чем-то другим, нежели традиционная университетская жизнь, чем-то важным и значимым для всех ее участников. Школа проводилась в течение пяти дней на университетской базе «Озеро Канонерское».

Подводя итоги работы первой Школы и обобщая высказывания разных её участников, я увидела, что многое из того, что случилось и отмечается ими, я предполагала. Например, что совместная деятельность, позиция «сотрудничества» в общении, необычная форма проведения Школы оказались очень привлекательными. Я также была уверена, что студенты справятся с «внеклассной работой» и «соберут» интересный материал для курсовых работ. Но я совсем не предполагала, что за такой короткий срок, в который проводилась Школа, может произойти осмысление и переосмысление студентами педагогической профессии и «себя» в ней. По отзывам студентов было понятно, что Школа стала для ее участников не просто мероприятием (от «принимать меры»), но местом, которое открывает смыслы педагогической профессии. Я обнаружила образовательные эффекты, которые заставили меня иначе посмотреть на Гуманитарную школу. Это такие образовательные эффекты, как «открытие» себя (студенты) в отношении к профессии; «открытие» себя (студенты и дети) как личности; «открытии» ребёнка (студенты) и «открытие»

взрослого (дети). Я поняла, что Гуманитарная школа, хотя и не планировалась мною как событие, но стала для всех её участников образовательным событием.

Поэтому уже при организации и проведении следующей Школы я пыталась понять и исследовать сам феномен событийности Гуманитарной школы.

Для выявления феномена образовательной событийности Гуманитарной школы мною использовалась методика феноменологического описания образовательных инноваций, которая включает контекст, феноменологическое описание ситуации и аналитический комментарий [1].

Контекст. Следующая Школа проводилась в июне

2006 г. Ее мы начали готовить уже в ноябре 2005 г. Мы пригласили тех детей, которые принимали участие в первой летней Гуманитарной школе. Преподаватели, участвующие в деятельности школы, подготовили программы, которые реализовывались в течение всего учебного года. С ноября 2005 г. занятия проходили регулярно по средам на филологическом факультете. В марте 2006 г. в работу Школы включились студенты. Одна из студенток 4-го курса выполняла курсовое исследование «Проектирование образовательного события в Гуманитарной школе». «Летняя Гуманитарная школа - 2006», как и первая, состоялась на университетской базе «Озеро Канонерское». Особенностью деятельности студентов в организации второй летней Школы был «командный дух», изначальная заинтересованность в детях, в той совместной деятельности, которая будет происходить «на Канонерке». Студенты познакомились с детьми в марте при разработке проекта летней Школы «Язык творчества». Перед ними стояли непростые задачи. Во-первых, освоить технологию проектирования на практике. Во-вторых, попытаться включить детей в проектную деятельность. Я как преподаватель педагогики особое внимание уделила теории и практике проектирования в курсе дисциплины «Педагогические технологии». И студенты, и дети впервые в реальной практике занимались проектной деятельностью. Не всё у нас получилось. Но главное, на мой взгляд, в «первом» проектировании - это совместная деятельность студентов и детей, которая формировала эмоциональный настрой, интерес, значимость ожидания летней Школы.

Ситуация. Особенностью проведения летней Школы стала не просто активная, а инициативная позиция студентов. Так, студентка 3-го курса Настя Ю. (специализация - учитель истории) предложила включить в проект «Линейку памяти» (22 июня). На первый взгляд, «официальное мероприятие» получило сильный эмоциональный отклик у всех участников Школы. Кроме творческих дел, студенты заинтересовались содержанием и организацией образовательных проектов, которые разрабатывали преподаватели. В свою очередь, преподаватели обратили внимание на студентов, поняв, что их можно и нужно вовлекать в такую деятельность. Так, особенностью образовательного проекта «Журналистика» стала совместная деятельность преподавателя, студентов и детей. Результатом выступила подготовка и проведение пресс-конференции. В этой летней Школе совместная деятельность отличалась не просто участием, а активной вовлечённостью в эту деятельность детей. «Внеурочная» деятельность была для детей значимой, потому что они принимали участие в её проектировании. Итогом совместной работы стал проект «Язык творчества».

Аналитический комментарий. Проведение этой Школы позволило мне увидеть значимость для всех участников эмоциональной и содержательной стороны общения, отношений, складывающихся в летней Школе. Особую ценность общения для детей подтверждает ряд высказываний. Например, на вопрос, что особенно привлекает в Школе, многие дети ответили: «здесь можно больше и интереснее общаться»; «возможность интересного и полезного общения со студентами и преподавателями “на равных”»; «можно попросить помощи или помочь самому»; «мы лучше узнаём друг друга, учимся доверять и помогать друг другу». Студенты пишут о том, что «самое главное в этом коллективе - это доверие и взаимное уважение»; «Школа дала понимание того, что чем более разные дети объединены вместе, тем более интересно общаться с ними». На мой взгляд, эмоциональная полнота связей и отношений ярко проявлялась на «вечерних огоньках». Они были потрясающе искренни и доверительны. Всё это позволяет говорить о феномене открытия ребёнка и взрослого в общении и отношениях.

Участие в этой Школе позволило понять, что совместная деятельность студентов, детей и преподавателей при подготовке летней школы, инициативная позиция студентов в организации и проведении школы способствовали появлению феномена открытия возможностей совместной деятельности. Этот феномен проявляется в том, что все участники (дети, студенты, преподаватели) вдруг увидели, что совместная деятельность на многое влияет, она помогает раскрыться способностям. В этом смысле обращает на себя внимание изменение представлений, особенно детьми, об учебной деятельности в Школе. В своих суждениях дети высказывают своё отношение к совместной учебной деятельности в Школе: «В Гуманитарной школе мы учимся иначе»; «свобода действий, выбора»; «ощущение командного духа подталкивает к продуктивной работе»; ««нешкольная атмосфера» обучения»; «необычные условия обучения»; «я с желанием еду летом не только отдыхать, но и учиться». Наташа К. (студентка): «Я даже не могла предположить,

что проектная деятельность так сплотит ребят, настроит на летнюю школу».

Проведенный мною анализ рефлексивных работ студентов позволил выявить феномен открытия студентами себя в отношении к педагогической профессии. Так, одна из студенток 4-го курса особенно ярко пишет об открытии себя в профессии: «Я поняла, что хочу быть педагогом, хочу посвятить себя работе с весёлыми и неугомонными созданиями, имя которым -“дети”. Благодаря “этой” Школе я осознала, что сделала правильный выбор».

Итак, анализ организации и проведения второй летней Гуманитарной школы позволил сформулировать представление о Школе как образовательном событии, поскольку Школа несёт с собой совершенно определённые образовательные эффекты. На образовательные эффекты указывают проявленные при проведении Школы феномены событийности (на основании «я» высказываний): открытие ребёнка и взрослого в общении и отношениях; открытие возможностей совместной деятельности; открытие студентами себя в отношении к педагогической профессии.

Дальнейшее исследование было связано с изучением явления образовательной событийности и установлением характеристик, существенных для понимания Школы как образовательного события.

Для этого использовалась методика реконструкции инновационного опыта [1]. Она включает контекст, феноменологическое описание прецедента, аналитический комментарий, аналитическое обобщение.

Контекст. Три последующие школы были организованы в 2007-2008 гг. Школы проводились также на университетской базе «Озеро Канонерское». Обновился состав учащихся: те дети, которые «открыли» себя в Гуманитарной школе, привели своих друзей. На филологическом факультете к Школе появился интерес как у студентов, так и у преподавателей. В Школу пришли «новые» студенты разных курсов и другие преподаватели. Я оставалась по-прежнему главным заинтересованным лицом в организации и проведении Школы.

Ситуация. Зимняя Гуманитарная школа (январь

2007 г). Особенностью проведения зимней Гуманитарной школы было то, что инициативу в организации наряду со мной проявили студенты 4-5-го курсов, которые выполняли курсовые и дипломные исследований на материале Школы. Так, в рамках курсового исследования студентку 4-го курса Наташу К. заинтересовала проблема образовательных событий. У неё уже был опыт участия во второй летней Школе. Темой её курсового исследования по педагогике стало «Педагогическое проектирование образовательного события в зимней Гуманитарной школе». При этом студенты 45-го курсов филологического факультета, выполняющие исследования, занимали инициативную позицию, а студенты младших курсов активно включились в подготовку образовательных занятий вместе с преподавателями. В первой половине дня проводились образовательные занятия, во второй - досуговые проекты, коллективные творческие дела. Образовательные занятия были представлены тремя образовательными направлениями: «Журналистика», «Стилистика научной речи», «Риторика». Идея включения студентов заключа-

лась в организации совместной деятельности в образовательном пространстве Школы. Нам (мне как руководителю Школы и студентам) представлялось важным расширить пространство Школы за счёт организации дискуссионного клуба, в котором студенты осваивали технологию «Дебаты», а дети учились общаться. Тематическая идея «Язык творчества» была реализована через тематические дни - «История Бикатунской крепости» и «Рождественские истории». Студенты, выполняющие курсовые и дипломные исследования, проводили диагностику понимания участниками задач и содержания деятельности Школы, анализ отношения к ней; занимались организацией проектной деятельности вместе с детьми; инициировали формы проведении образовательных занятий по направлению «Язык рекламы».

Ситуация. Летняя Гуманитарная школа (июнь 2007г.). Интерес в подготовке к летней Школе у детей и у студентов был гораздо выше, чем в подготовке к зимней Школе. Так, два из тематических дней («День смеха» и «День наоборот») были полностью разработаны детьми. Содержание совместной образовательной деятельности в этой летней Школе изменилось. В жизнедеятельность Школы включились молодые коллеги -преподаватели. Они вместе со студентами разработали поэтическую программу и направление работы по литературному краеведению. Я впервые в этой летней Школе выступала в роли преподавателя, работала вместе со студенткой 4-го курса Наташей К., которая заканчивала курсовое исследование под моим руководством на тему «Использование образовательных технологий (кейс-стади и проектирование) в жизнедеятельности Гуманитарной школы». Мы представляли мастерскую «Проектирование», которая вызвала у детей живой интерес. В этой летней Школе работал пресс-центр. Подготовкой и организацией его деятельности занимались преподаватель курса «Журналистика» Владимир Альбертович З., студентка 4-го курса Катя К., выполняющая курсовое исследование на тему «Организация детского пресс-центра», и творческая группа детей. Главная роль в подготовке и организации принадлежала Кате К. Она инициировала эту работу и с большим желанием ею занималась. Идея пресс-центра была воспринята ребятами с большим интересом и оказалась чрезвычайно продуктивной для образовательного события. Ребята придумали свой критерий оценки деятельности пресс-центра «Наша газета - это мы!!!». Студенты включались в образовательную деятельность и по приглашению преподавателей, и по собственной инициативе. Так, преподаватель курса «Стилистика научной речи» Наталья Владимировна С. пригласила студентов помочь детям в исследовательской работе. По мере того как школьники осмысливали учебный материал, они выбирали тему, планировали (совместно с преподавателем) и проводили (с помощью студентов) научное исследование. В результате совместной образовательной деятельности были подготовлены научные работы. Двое из учащихся городских школ успешно выступили с докладами на студенческой конференции в университете. Это было первым значимым результатом совместной работы.

Сюжетная линия «Язык творчества» во «внеурочной» деятельности сохранялась и в этой летней Школе.

Можно выделить несколько её особенностей. Во-первых, включённость в эту деятельность «новеньких» студентов; во-вторых, предварительная совместная подготовка тематических дел. Традиционные «огоньки» (и при свечах, и у костра) приобрели в этой летней Школе особую глубину и искренность.

Летняя Гуманитарная школа (июнь 2008 г.). Гуманитарная школа при филологическом факультете Бий-ского государственного педагогического университета им. В. М. Шукшина работала систематически в течение 2007-2008 учебного года. Я по-прежнему являюсь организатором, участником и основным заинтересованным лицом Школы. В этом учебном году изменилось многое: организация и содержание образовательной деятельности, участники Школы. Анализируя опыт организации предыдущих Школ, учитывая пожелания студентов и детей о расширении образовательного пространства, о насыщении его яркой, эмоциональной деятельностью не только на образовательных событиях, но и в течение учебного года, я решила искать заинтересованного педагога для создания театральной студии. Мне представлялось, что именно «театрализация» может удовлетворить потребности участников Школы в такой деятельности. На моё предложение с большим желанием отозвалась заведующая учебным управлением БГПУ Наталья Евгеньевна Ч. У Натальи Евгеньевны большой опыт работы со студенческим вожатским отрядом «Земляки», постановок выступлений, агитбригад. Так была создана театральная студия, которую участники назвали «Арт-Альянс». Участниками студии стали дети из Гуманитарной школы и студенты-бакалавры 1-го и 3-го курсов специалитета филологического факультета. Постановка студентами и детьми под руководством Натальи Евгеньевны мини-мюзиклов «Курск», «История про Власа - лентяя и лоботряса» (Маяковский), театрализация басен Крылова, выступления в военной части, в приюте «Надежда» наполнили жизнь Школы новыми переживаниями. Решению тех же задач (расширению образовательного пространства, насыщению его положительными эмоциями, переживаниями) способствовал проект, идея которого возникла в ходе совместного обсуждения перспектив жизнедеятельности Школы. Этот проект мы назвали «Возрождение славянских праздников», включавший в себя в этом учебном году однодневные образовательные события - «Святки» и «Масленицу». Праздники также проводились на базе университета «Озеро Канонерское». Проектированием праздника «Святки» занимались студенты 3-го курса и дети, а проектированием «Масленицы» - студенты-бакалавры 1-го курса и дети. Одной из особенностей летней Школы стало проектирование образовательной деятельности студентами (проект «Рекламное агентство»). Организация и включенность в разноплановую совместную образовательную деятельность в течение года сформировала у студентов желание продолжить работу в летней Школе и интерес к «новой» деятельности. Особенностью жизнедеятельности Гуманитарной школы в течение этого учебного года стало расширение связей между участниками - студентами разных курсов, преподавателями и детьми. Изменилась позиция студентов в образовательной деятельности. В этой летней Школе они не просто помощники преподавателей, а частично выполняют

функции преподавателей. При этом студенты стали генераторами идей, проектировали образовательную деятельность в летней Школе. Кроме того, дети и студенты занимались в мастер-классах театральной студии «Арт-Альянс» под руководством Натальи Евгеньевны Ч., ставили мини-спектакли. Традиционные вечерние огоньки в этой летней Школе были окрашены грустью расставания десятиклассников с Гуманитарной школой, переживаниями, суждениями о том, чем для них за три года стала Школа.

Аналитический комментарий. В рефлексивных работах студентов по Школе я анализировала «я - высказывания» участников. Рассматривая их, я обратила внимание на признаки, которые характеризовали Школу как образовательное событие. Я установила, что ряд признаков повторяется в каждой из пяти Школ.

Можно выделить группу признаков, связанную с изменением отношения к педагогике и педагогической деятельности. Педагогика и педагогическая деятельность начинают рассматриваться студентами как предмет личного отношения и действия. В разных Школах эту характеристику наполняют следующие признаки: «изменилось отношение к педагогике»; «изменилось мое представление о традиционной организации педагогической деятельности»; «Школа даёт целостное представление о педагогической деятельности» (преподаватель); «мне удалось за столь короткое время образовать маленький коллектив»; «теперь имею представление о педагогической деятельности»; «Школа помогла мне в осмыслении педагогической деятельности»; «Поняла, что важно предоставлять ребятам возможность выбора своего образования»; «создавать условия для проявления творчества»; «Школа меняет мои представления о воспитании и образовании»; «Поняла необходимость знаний педагогики и психологии»; «Школа даёт понимание проблем, которые рассматривает педагогика и психология»; «Поняла, что реальное педагогическое взаимодействие с детьми гораздо богаче и сложнее того, что написано в учебниках по педагогике»; «изменилось отношение к предмету «филология».

Методика реконструкции опыта позволила выделить группу признаков, связанную с «обнаружением» (изменением представлений, открытием) педагогических задатков, способностей, профессиональных качеств у студентов: «обнаружила в себе педагогические качества и способности»; «смогла узнать о себе самой как педагоге»; «проснулись» профессиональные педагогические качества»; «поняла, что педагогические задатки у меня есть»; «у меня получается общаться с детьми»; «развитие профессиональных педагогических качеств»; «теперь я знаю точно, что педагогические задатки у меня есть»; «поняла, что хочу быть педагогом»; «осознала, что сделала правильный выбор»; «почувствовала себя педагогом»; «ощутила себя педагогом»; «правильно выбрала педагогический вуз»; «поняла, что такое профессия педагога»; «профессия “педагог” - это призвание»; «хочу быть с детьми, хочу помогать им взрослеть».

Следующая группа признаков связана с изменением представлений студентов о ребёнке: «открыла мир детей с другой стороны»; «увидела» ребёнка»; «посмотрела по-другому на ребёнка»; «пришло понимание того, что чем более разные дети объединены вместе,

тем более интересно общаться»; «все дети уникальны»; «каждый ребёнок яркая индивидуальность»; «дети раскрываются каждый по-своему, по-новому»; «дети доверяют тебе частичку себя»; «представить не могла, что дети так серьёзно рассуждают о Любви»; «в каждом ребёнке заложен огромный творческий потенциал»; «дети могут и хотят сами участвовать в своём образовании»; «дети проявляют себя очень интересно».

Я обратила внимание и выделила группу признаков, имеющих отношение к изменению представлений участников Школы о себе, о своих возможностях и способностях: «здесь я могу реализовать свои способности и возможности» (студент); «здесь есть возможность узнать себя, на что я способна» (учащийся); «я не знаю лучшего места для проявления своих возможностей и талантов» (учащийся); «здесь я могу реализовать свой творческий потенциал» (учащийся); «Школа открывает перед ребёнком новые (неизвестные пока ему самому) возможности» (студент); «раскрываю свои способности, узнаю себя» (учащийся); «Школа помогает раскрыть себя» (учащийся, студент); «открытие» себя и других в разных видах деятельности» (студент); «находим себя» (студент); «личностный рост» (преподаватель); «поверила в себя, ощутила свою значимость» (студент; учащийся); «узнаю себя» (учащийся); «изменила мой внутренний мир» (учащийся); «влияют друг на друга, обогащают друг друга, образуют друг друга»; «это личностный рост каждого» (преподаватель).

Кроме того, я обнаружила группу признаков, связанную с изменениями в представлениях о возможностях совместной деятельности: «совместная деятельность, близкая по духу»; «лучший метод - всё делать вместе» (студент); «совместная деятельность даёт другие возможности»; «проектная деятельность сплотила ребят» (студент); «всё делаем вместе и получаем результат (студент); «Раскрытие, Опыт, Удовольствие» (учащийся); «совместная деятельность предоставляет возможность себя показать, самореализоваться» (учащийся); «мы всё делали вместе» (студент); «интересно участвовать вместе с детьми в составлении газеты-мозаики» (студент); «Объединяясь на занятиях, мероприятиях мы творим» (учащийся); «хочу участвовать везде» (студент); «интереснее участвовать, чем смотреть» (учащийся); «хочу участвовать в постановках» (учащийся).

Мне удалось также выявить группу признаков, относящихся к новым, сильным переживаниям, характеризующихся многообразием и полярностью. В разных Школах проявляются следующие признаки: «получила огромную эмоциональную отдачу» (студент); «яркий, эмоциональный, положительный поворот в сознании» (студент); «только положительные эмоции»; «удовольствие от всего, что здесь происходит» (учащийся); «дети раскрыли нам свои «души», поделились сокровенными мыслями» (студент); «каждый смог поверить всем присутствующим» (студент); «эмоциональная сопричастность, переживание; я никогда не видела ничего подобного» (студент); «Я - «маленький фонарщик» (учащийся); «Нами было пережито очень многое» (студент); «Счастливы вместе!» (учащийся); «Как здорово, что все мы здесь сегодня собрались» (учащийся); «Общение - классно» (учащийся); «Наша “семья”

(отряд) - “супер”! (учащийся); «Пусть всегда для вас горят такие яркие звезды!! !» (студент); «Жаль, что все так быстро закончилось» (учащийся); «Не хочется уезжать, так как все было замечательно. Спасибо!» (студент); «Все, что я хотела сказать, это то, что я люблю Канонерку» (студент); «Лучше быстро сгореть, чем медленно гаснуть» (учащийся).

Установлена группа признаков, имеющих отношение к общению и к взаимодействию между участниками: «стал по-другому общаться со сверстниками» (учащийся); «неформальное общение с педагогами и студентами» (учащийся); «широкие возможности общения» (учащийся); «общение с людьми, близкими мне по духу»; «свободное общение с интересными людьми» (учащийся); «диалогичность общения» (педагог); «я общался с людьми, близкими мне по духу и по образу жизни» (учащийся); «сообщество единомышленников» (педагог); «узнала, что такое счастье общения» (учащийся); «студенты помогают нам проявить таланты» (учащийся); «помогают в трудную минуту»; «учат организовывать свое время»; «проявляют в нас разные таланты»; «общаются с нами как на равных»; «в лице студентов находим наставников»; «преподаватели и студенты помогают раскрыть способности» (учащиеся).

Ещё одна группа признаков указывает на рождение педагогического опыта: «получаю другой опыт» (учащийся); «опыт даёт уверенность в своих силах» (студент); «новый и разный опыт» (студент); «набираюсь профессионального опыта (другого по сравнению с общеобразовательной школой)»; «Опыт... бесценен для моей будущей профессиональной педагогической деятельности»; «пополнила свой профессиональный педагогический опыт»; «другой опыт общения» (студент); «огромный опыт общения с детьми» (студент); «Я очень хочу попробовать себя в новом качестве в летней школе - вожатым» (учащийся).

Аналитическое обобщение. Мною была осуществлена группировка признаков, которая позволила сформулировать характеристики (через анализ ключевых слов) образовательной событийности Гуманитарной школы: открытие, порождение, участие в создании «нового». Открытие - это то, что человек открывает для себя. Порождение - это то, что появляется в результате личного действия. Участие в Гуманитарной школе характеризуется участниками как открытие: «себя» (студенты) в отношении к профессии и как личности; открытие «себя» (дети) в отношении к образованию и как личности; открытие ребёнка (студенты) и открытие «взрослого» (дети); открытие возможностей совместной деятельности. Как порождение: личного отношения студентов к педагогической деятельности; сильных переживаний. Как участие в создании «нового» - при этом человек становится причиной новых связей и отношений; становления педагогического опыта.

Интерпретация результатов исследования. Характеристики указывают на то, что Школа имеет для всех её участников эффект событийности. Обобщив повторяющиеся признаки, мы обнаружили, что у всех образовательных характеристик есть «вертикальное» свойство - они все «говорят» об открытии, т.е. рождается новый взгляд на привычные вещи.

Организация Школы позволяет признаки сделать устойчивыми (через вовлечение студентов) характеристиками образовательного события. Характеристики образовательного события можно рассматривать как образовательные эффекты (эффекты изменений, происходящих с человеком в образовании), которые появляются именно из-за событийности или в процессе событийности. В этом смысле представляется ценным использование потенциала Гуманитарной школы как образовательного события в подготовке студентов к инновационной педагогической деятельности.

В настоящее время многих исследователей интересует явление событийности. Событийность рассматривается в научной литературе с разных позиций, в том числе как важное и необходимое условие развития личности.

Современные философы определяют события как такие образования, которые мыслящий наделяет смыслом и значением. События приписываются содержанию сознания субъекта, они фиксируют осмысленные и важные для него единицы и целостности. Современные философы описывают не событие как объект, а пространство (реальность), в котором можно эти образования мыслить [2].

Учёных-социологов категория «событие» интересует в пространстве социально-философского знания. При рассмотрении социальной природы события как социального концепта, А.А. Еникеев выделяет следующие его особенности: событие обладает виртуальным статусом в пространстве социальной организации знания; виртуальный статус события заключается в том, что оно объединяет в некое виртуальное единство бытие и становление, время и пространство, реальное и воображаемое, актуальное и потенциальное [3].

Для учёных-психологов явление события также представляет исследовательский интерес. Так, главным фокусом исследовательского внимания В.И. Слобод-чикова, Е.И. Исаева является со-бытийная общность как ценностно-смысловое объединение людей; как объект и источник развития субъективности. Результатом со-бытия, по их мнению, выступает та или иная форма субъективности [4].

В.А. Барабанщиков, рассматривая проблему восприятия и события, выделяет жизненное событие, реализующее в специфической форме связь индивида со средой, человека с миром. Исследователь считает, что перцептивное событие вписано во внутренний мир личности, организовано в пространстве и времени, включено в цепь других событий и может анализироваться в различных системах координат. Поскольку субъект восприятия вовлечён в событие, оно становится единицей его жизни, обретает значение и смысл [5].

В ряде психологических исследований событие рассматривается в контексте жизненного пути личности. Процесс жизни и развития систематизирован через единицы жизненного пути, т.е. события, происходящие как во внешней среде, так и во внутреннем мире человека, а также «события-поступки», посредством которых личность определяет своё место в мире. Каждое серьёзное событие в жизни человека требует от него выработки личностной позиции по отношению к данному событию, требует определённых поступков, в которых отражаются отношения и переживания лично-

сти, требует создания индивидуальной жизненной философии, сквозь призму которой личность осмысливает мир и своё место в нём [6, 7].

В образовании также проявляется сильный интерес к событийности (Г.Н. Прозументова [1], О.И. Гениса-ретский [8], Л.В. Горюнова [9]). Так, О.И. Генисарет-ский отмечает, что событийность лежит в коммуникационной плоскости: встреча с человеком, с идеей, с какой-то ситуацией, но встреча «твоя». И эта коммуникационная сторона событийности, по его мнению, достаточно интересна с точки зрения гуманитарных технологий [8]. Л.В. Горюнова, рассматривая событийность в связи с формированием профессиональной мобильности специалиста в развивающемся образовании, полагает, что образовательная среда вуза должна быть богата значимыми образовательными событиями, которые могли бы оказать резонансное воздействие на студента, тем самым позволив ему выбирать направления своего дальнейшего профессионального становления и развития [9].

Вместе с тем, по мнению Г.Н. Прозументовой, образовательное событие можно трактовать как исток, начало того, что потом вырастает и оформляется как особое явление и образовательная форма, образовательная инновация. При этом Г.Н. Прозументова отмечает, что образовательное событие является существенной характеристикой инновационного опыта и его

образовательной реальности [1]. Предполагается, что прецеденты личного участия человека в своём образовании имеют событийную природу, т.е. открывают человеку самого себя как предмет образования и субъекта влияния, поэтому их можно рассматривать как «протоформу» образовательных инноваций.

Таким образом, образовательное событие формирует новый взгляд на профессиональную подготовку студентов. Образовательное событие выступает условием появления нового (смыслового, ценностного) отношения к педагогической деятельности, открывает новое содержание педагогической деятельности. Событийная форма организации Гуманитарной школы формирует у студентов новый опыт педагогического действия, необходимый для становления представлений о педагогической деятельности.

Опыт организации Гуманитарной школы как образовательного события показывает возможность изменения подготовки студентов педагогических вузов к инновационной педагогической деятельности. В этом смысле событийный подход предполагается рассматривать как принцип модернизации содержания профессионального образования, реализация которого способствует не только приданию содержанию образования личностно-смысловой значимости, но и будет влиять на формирование готовности к инновационной педагогической деятельности.

ЛИТЕРАТУРА

1. Прозументова Г.Н. Стратегия и программа гуманитарного исследования образовательных инноваций // Переход к Открытому образователь-

ному пространству. Ч. 1: Феноменология образовательных инноваций / Под ред. Г.Н. Прозументовой. Томск: Изд-во Том. ун-та, 2005. С. 15-138.

2. Событие и Смысл (Синергетический опыт языка) / Под ред. Л.П. Киященко, П.Д. Тищенко. М., 1999. 279 с.

3. Еникеев А.А. Событие, сознание, текст в пространстве социально-философского знания: Автореф. дис. ... канд. психол. наук. Екатеринбург,

2003. 23 с.

4. Слободчиков В.И., Исаев Е.И. Основы психологической антропологии. Психология развития человека: Развитие субъективной реальности в

онтогенезе: Учеб. пособие для вузов. М.: Школьная пресса, 2000. 416 с.

5. Барабанщиков В.А. Восприятие и событие. СПб.: Алетейя, 2002. 512 с.

6. ЛогиноваН.А. Жизненный путь и развитие личности // Проблема развития в психологии. М., 1978. С. 156-173.

7. Кулюткин Ю.Н. Ценностно-смысловые ориентиры современного образования: Проблемные очерки. СПб., 2002. 380 с.

8. Генисаретский О.И. Развитие событий в личностно-родовом и мыследеятельностном отношении. Режим доступа: prometa.metod.ru

9. Горюнова Л.В. Профессиональная мобильность специалиста как проблема развивающегося образования России: Автореф. дис. ... д-ра пед.

наук. Ростов н/Д, 2006. 44 с.

Статья представлена научной редакцией «Психология и педагогика» 9 апреля 2010 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.