Научная статья на тему 'Образовательная событийность: признаки и характеристики'

Образовательная событийность: признаки и характеристики Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
2815
373
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГУМАНИТАРНАЯ ШКОЛА / ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СОБЫТИЙНОСТЬ / ИННОВАЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ПРИЗНАКИ / ХАРАКТЕРИСТИКИ / УЧАЩИЙСЯ / СТУДЕНТ / ПЕДАГОГ / HUMANITIES SCHOOL / EDUCATIONAL EVENTFULNESS / INNOVATION ACTIVITY / INDICATIONS / CHARACTERISTICS / PUPIL / STUDENT / TEACHER

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Волкова Наталья Викторовна

Представлены результаты исследования по проблеме влияния образовательной событийности на подготовку студентов к инновационной педагогической деятельности. Результатами исследования являются установленные эмпирические признаки и типичные характеристики образовательной событийности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Educational eventfulness: indications and characteristics

The article introduces the results of the research on the issues of influence of the educational eventfulness on training students for innovation educational activity. The research results are the established indications and typical characteristics of the educational eventfulness.

Текст научной работы на тему «Образовательная событийность: признаки и характеристики»

— Педагогика —

УДК 378

Н.В. Волкова

образовательная событийность: признаки и характеристики

Представлены результаты исследования по проблеме влияния образовательной событийности на подготовку студентов к инновационной педагогической деятельности. Результатами исследования являются установленные эмпирические признаки и типичные характеристики образовательной событийности.

Ключевые слова: Гуманитарная школа, образовательная событийность, инновационная деятельность, признаки, характеристики, учащийся, студент, педагог

События, событийность сегодняшней жизни невероятно высоки. События могут быть масштабными, существенными или не очень по своему значению, но при этом событийная насущность оказывается очень высокой, что можно считать существенным отличием современной жизни и особой характеристикой этой жизни.

Вопрос в том, что именно мы называем событием. Чему и почему мы присваиваем статус событийности? Сегодня на эти вопросы пытаются отвечать многие исследователи в области философии А. Грякалов [1], Т. Щитцова [2]; в психологии В. Барабанщиков [3], В. Слободчиков, Е. Исаев [4], Д. Эльконин [5]; в филологии В. Шабес [6]. Конечно, и в образовании проявляется сильный интерес к событийности [7, 8, 9]. Так,

О.И. Генисаретский отмечает, что событийность лежит в коммуникационной плоскости: встреча с человеком, с идеей, с какой-то ситуацией, но встреча «твоя». И эта коммуникационная сторона событийности, по его мнению, достаточно интересна с точки зрения гуманитарных технологий [8]. Л.В. Горюнова, рассматривая событийность в связи с формированием профессиональной мобильности специалиста в развивающемся образовании, полагает, что образовательная среда вуза должна быть богата значимыми образовательными событиями, которые могли бы оказать резонансное воздействие на студента, тем самым позволив ему выбирать направления своего дальнейшего профессионального становления и развития [9].

В контексте нашего исследования значительный интерес представляет изучение того, в чем проявляется

ВОЛКОВА Наталья Викторовна - к.п.н., доцент Бийско-го педагогического государственного университета имени В.М. Шукшина.

E- mail: [email protected]

образовательная событийность, каковы её признаки и характеристики. Материалом исследования послужило феноменологическое описание прецедентов организации пяти Гуманитарных школ (далее - Школа) при филологическом факультете Бийского педагогического государственного университета имени В.М.Шукшина в 2005-2008 гг. Участниками Школы выступали студенты филологического факультета 1-4 курсов, учащиеся 6-10-х классов школ города Бийска, преподаватели филологического факультета педагогического университета (всего более 100 участников). В исследовании использовались методики гуманитарного исследования, разработанные Г.Н. Прозументовой для изучения образовательных инноваций: методика феноменологического описания образовательных инноваций, методика реконструкции инновационного опыта, методика типологизации образовательной реальности инноваций [10].

При организации и проведении первых двух Школ мы исследовали феномен событийности Гуманитарной школы. Для выявления феномена образовательной событийности Гуманитарной школы нами использовалась методика феноменологического описания образовательных инноваций. Анализ организации и проведения двух первых Школ позволил сформулировать представление о Школе как образовательном событии, поскольку Школа несёт с собой совершенно определённые образовательные эффекты. На образовательные эффекты указывают проявленные при проведении Школы феномены событийности (на основании «я»-высказываний): открытие ребёнка и взрослого в общении и отношениях; открытие возможностей совместной деятельности; открытие студентами себя в отношении к педагогической профессии.

Дальнейшее исследование было связано с изучением явления образовательной событийности и установлением признаков и характеристик, существенных для

понимания Школы как образовательного события. Используя методику реконструкции инновационного опыта, удалось установить эмпирические признаки и характеристики Гуманитарной школы как образовательного события. В рефлексивных работах студентов по Школе анализировались «я»-высказывания участников. Рассматривая их, мы обратили внимание на признаки, которые характеризовали Школу как образовательное событие. Мы установили, что ряд признаков повторяется в каждой Школе: изменение отношения к педагогике и педагогической деятельности; обнаружение студентами, их открытием у себя педагогических задатков, способностей, профессиональных качеств; взгляд на ребёнка и изменение представлений о ребёнке как личности, как интересном собеседнике; изменение представлений участников Школы «о себе», своих возможностях и способностях; изменение представлений о возможностях совместной деятельности; новые, сильные переживания; рождение нового педагогического опыта.

Исследовательская методика позволила не только выделить устойчивые эмпирические признаки Гуманитарной школы как образовательного события, но и, обобщив повторяющиеся, обнаружить типичные характеристики образовательной событийности Гуманитарной школы.

Первая характеристика. Образовательное событие -это концентрация изменений, происходящих с человеком в пространстве и времени (в короткий отрезок времени), в этом смысле «образовательный скачок». Эта характеристика в разных Школах проявляется в нескольких группах признаков.

Исследовательская методика позволила выделить группу признаков, связанную с «обнаружением» (изменением представлений, открытием) педагогических задатков, способностей, профессиональных качеств у студентов: «Обнаружила в себе педагогические качества и способности; смогла узнать о себе самой как педагоге; «проснулись» профессиональные педагогические качества; поняла, что педагогические задатки у меня есть; у меня получается общаться с учащимися; теперь я знаю точно, что педагогические задатки у меня есть; поняла, что хочу быть педагогом; осознала, что сделала правильный выбор; почувствовала себя педагогом; ощутила себя педагогом; правильно выбрала педагогический вуз; поняла, что такое профессия педагога; профессия педагога

- это призвание; хочу быть с учащимися, хочу помогать им взрослеть».

Нам удалось установить группу признаков, связанную с изменением представлений студентов о ребёнке: «Открыла мир учащихся с другой стороны; «увидела» ребёнка; посмотрела по-другому на ребёнка; понимание того, что чем более разные ученики объединены вместе, тем более интересно общаться; все учащиеся уникальны; каждый ребёнок - яркая индивидуальность; учащиеся раскрываются каждый по-своему, по-новому; учащиеся доверяют тебе частичку себя; представить не могла, что

ученики так серьёзно рассуждают о Любви; в каждом ребёнке заложен огромный творческий потенциал; учащиеся могут и хотят сами участвовать в своём образовании; учащиеся проявляют себя очень интересно».

Мы выявили группу признаков, связанную с изменением представлений учащихся об образовании: «Учимся по-другому; выбираю образование; Школа позволяет выбирать в образовании то, что мне интересно; эта Школа помогла мне разобраться с дальнейшим образованием; свобода моего творчества; здесь мы творим».

Мы обратили внимание и выделили группу признаков, связанную с изменением представлений участников о себе, о своих возможностях и способностях: «Здесь я могу реализовать свои способности и возможности (студент); возможность узнать себя, на что я способна (учащийся); я не знаю лучшего места для проявления своих возможностей и талантов (учащийся); здесь я могу реализовать свой творческий потенциал (учащийся); открывает перед ребёнком новые (неизвестные пока ему самому) возможности (студент); раскрываю свои способности, узнаю себя (учащийся); Школа помогает раскрыть себя (учащийся; студент); «открытие» себя и других в разных видах деятельности (студент); находим себя (студент); личностный рост (преподаватель); поверила в себя, ощутила свою значимость (студент; учащийся); узнаю себя (учащийся); Школа изменила мой внутренний мир (учащийся); участники влияют друг на друга, обогащают друг друга, образуют друг друга; здесь происходит личностный рост каждого (преподаватель)».

Ещё одна группа признаков указывает на изменения в представлениях о возможностях совместной деятельности: «Совместная деятельность, близкая по духу; лучший метод - всё делать вместе (студент); совместная деятельность даёт другие возможности; проектная деятельность сплотила ребят (студент); всё делаем вместе и получаем результат (студент); раскрытие, опыт, удовольствие; совместная деятельность предоставляет возможность себя показать, самореализоваться (учащийся); мы всё делали вместе (студент); интересно участвовать вместе с учениками в составлении газеты-мозаики (студент); объединяясь на занятиях, мероприятиях, мы творим (учащийся); хочу участвовать везде - (студент); интереснее участвовать, чем смотреть (учащийся); хочу участвовать в театральных постановках (учащийся)».

Вторая характеристика. Образовательное событие

- это пространство порождения новых, сильных переживаний, характеризующихся многообразием и полярностью. Эта характеристика в разных Школах проявляется в следующих признаках: «Получила огромную эмоциональную отдачу (студент); яркий, эмоциональный, положительный поворот в сознании (студент); только положительные эмоции; удовольствие ото всего, что здесь происходит (учащийся); ученики раскрыли нам свои «души», поделились сокровенными мыслями (студент); каждый смог поверить всем присутствующим (студент);

эмоциональная сопричастность, переживание; я никогда не видела ничего подобного (студент); я - маленький фонарщик (учащийся); нами было пережито очень многое (студент); счастливы вместе! (учащийся); как здорово, что все мы здесь сегодня собрались (учащийся); общение

- классно (учащийся); наша «семья» (отряд) «супер»! (учащийся); пусть всегда для вас горят такие яркие звезды!!! (студент); жаль, что все так быстро закончилось (учащийся); не хочется уезжать, так как все было замечательно; спасибо! (студент); все, что я хотела сказать, это то, что я люблю «Канонерку (студент)»; лучше быстро сгореть, чем медленно гаснуть (учащийся)».

Третья характеристика. Образовательное событие -это пространство, в котором педагогика и педагогическая деятельность начинают рассматриваться студентами как предмет личного отношения и действия. В разных Школах эту характеристику наполняют следующие признаки: «Изменилось отношение к педагогике; изменилось мое представление о традиционной организации педагогической деятельности; Школа даёт целостное представление о педагогической деятельности (преподаватель); мне удалось за столь короткое время образовать маленький коллектив; теперь имею представление о педагогической деятельности; Школа помогла мне в осмыслении педагогической деятельности; поняла, что важно предоставлять ученикам возможность выбора своего образования; создавать условия для проявления творчества; Школа меняет мои представления о воспитании и образовании; поняла необходимость знаний педагогики и психологии; Школа даёт понимание проблем, которые рассматривает педагогика и психология; поняла, что реальное педагогическое взаимодействие с учащимися гораздо богаче и сложнее того, что написано в учебниках по педагогике; изменилось отношение к предмету ''филология'' (сту-дет)».

Четвёртая характеристика. Образовательное событие - это пространство, характеризующееся полнотой связей и отношений. В разных Школах эту характеристику наполняют признаки, имеющие отношение к общению и, в целом, к взаимодействию между участниками: «Стал по-другому общаться со сверстниками (учащийся); неформальное общение с педагогами и студентами (учащийся); широкие возможности общения (учащийся); общение с людьми, близкими мне по духу; свободное общение с интересными людьми (учащийся); диалогичность общения (педагог); я общался с людьми, близкими мне по духу и по образу жизни (учащийся); сообщество единомышленников (педагог); узнала, что такое счастье общения (учащийся). Студенты помогают в трудную минуту; учат организовывать свое время; проявляют в нас разные таланты; общаются с нами на равных; в лице студентов находим наставников; преподаватели и студенты помогают раскрыть способности (учащийся)».

Пятая характеристика. Образовательное событие -это концентрация (в пространстве и времени) инноваци-

онного опыта. В разных Школах эту характеристику наполняют следующие признаки: «Получаю другой опыт (учащийся); опыт даёт уверенность в своих силах (студент); новый и разный опыт (студент); набираюсь профессионального опыта (другого по сравнению с общеобразовательной школой); полученный здесь опыт бесценен для моей будущей профессиональной педагогической деятельности; пополнила свой профессиональный педагогический опыт; другой опыт общения (студент); огромный опыт общения с учащимися (студент)».

Таким образом, на основании проведённого исследования были выделены пять типичных характеристик образовательной событийности. К ним мы отнесли следующие:

Образовательное событие - это концентрация изменений, происходящих с человеком в пространстве и времени.

Образовательное событие - это пространство порождения новых, сильных переживаний, характеризующихся многообразием и полярностью.

Образовательное событие - это пространство, характеризующееся полнотой связей и отношений.

Образовательное событие - это пространство, в котором педагогика и педагогическая деятельность начинают рассматриваться как предмет личного отношения и действия.

Образовательное событие - это концентрация (в пространстве и времени) инновационного опыта.

Следующим шагом в исследовании было выявление зависимостей образовательной событийности. С этой целью мы разделили и сгруппировали характеристики по критериям:

а) группа характеристик, определяющих условия появления события (как организовывалось);

б) группа характеристик, фиксирующих, в чём особенности взаимодействия людей в событии;

в) группа характеристик, показывающих, чем является событие для каждого из участников.

К группе характеристик, определяющих условия появления события (как организовывалось), мы отнесли характеристику, связанную с изменениями в представлениях о возможностях совместной деятельности: «Совместная деятельность, близкая по духу; лучший метод - всё делать вместе (студент); совместная деятельность даёт другие возможности; проектная деятельность сплотила ребят (студент); всё делаем вместе и получаем результат (студент); раскрытие, опыт, удовольствие; совместная деятельность предоставляет возможность себя показать, самореализоваться (учащийся); мы всё делали вместе (студент); интересно участвовать вместе с учениками в составлении газеты-мозаики (студент); объединяясь на занятиях, мероприятиях мы творим (учащийся); хочу участвовать везде (студент); интереснее участвовать, чем смотреть (учащийся); хочу участвовать в театрализованных постановках (учащийся)».

К группе характеристик, фиксирующих, в чём особенности взаимодействия людей в событии, отнесли следующие:

Образовательное событие - это пространство порождения новых, сильных переживаний, характеризующихся многообразием и полярностью. Эта характеристика в разных Школах проявляется в следующих признаках: «Получила огромную эмоциональную отдачу (студент); яркий, эмоциональный, положительный поворот в сознании (студент); только положительные эмоции; удовольствие ото всего, что здесь происходит (учащийся); учащиеся раскрыли нам свои «души», поделились сокровенными мыслями (студент); каждый смог поверить всем присутствующим (студент); эмоциональная сопричастность, переживание; я никогда не видела ничего подобного (студент); я - маленький фонарщик (учащийся); нами было пережито очень многое (студент); счастливы вместе! (учащийся); как здорово, что все мы здесь сегодня собрались (учащийся); пусть всегда для вас горят такие яркие звезды!!! (студент); жаль, что все так быстро закончилось (учащийся); не хочется уезжать, так как все было замечательно (студент); лучше быстро сгореть, чем медленно гаснуть (учащийся)».

Образовательное событие - это пространство, характеризующееся полнотой связей и отношений. В разных Школах эту характеристику наполняют признаки, имеющие отношение к общению, взаимодействию между участниками: «Стал по-другому общаться со сверстниками (учащийся); неформальное общение с педагогами и студентами (учащийся); широкие возможности общения (учащийся); общение с людьми, близкими мне по духу; свободное общение с интересными людьми (учащийся); диалогичность общения (педагог); я общался с людьми, близкими мне по духу и по образу жизни (учащийся); сообщество единомышленников (педагог); узнала, что такое счастье общения (учащийся). Студенты помогают в трудную минуту; учат организовывать свое время; проявляют в нас разные таланты; общаются с нами на равных; в лице студентов находим наставников; преподаватели и студенты помогают раскрыть способности (учащийся)».

К характеристикам, показывающим, чем является событие для каждого из участников, отнесли следующие:

Характеристика, связанная с «обнаружением» (изменением представлений, открытием) педагогических задатков, способностей, профессиональных качеств: «Обнаружила в себе педагогические качества и способности; смогла узнать о себе самой как педагоге; «проснулись» профессиональные педагогические качества; поняла, что педагогические задатки у меня есть; у меня получается общаться с детьми; развитие профессиональных педагогических качеств; теперь я знаю точно, что педагогические задатки у меня есть; поняла, что хочу быть педагогом; осознала, что сделала правильный выбор; почувствовала себя педагогом; ощутила себя педагогом; правильно выбрала педагогический вуз; поняла, что такое профессия

педагога; профессия педагога - это призвание; хочу быть с детьми, хочу помогать им взрослеть».

характеристика, связанная с изменением представлений студентов о ребёнке: «Открыла мир учащихся с другой стороны; увидела ребёнка; посмотрела по-другому на ребёнка; понимание того, что чем более разные ученики объединены вместе, тем более интересно общаться; все учащиеся уникальны; каждый ребёнок - яркая индивидуальность; учащиеся раскрываются каждый по-своему, по-новому; ученики доверяют тебе частичку себя; представить не могла, что учащиеся так серьёзно рассуждают о Любви; в каждом ребёнке заложен огромный творческий потенциал; ученики могут и хотят сами участвовать в своём образовании; учащиеся проявляют себя очень интересно».

характеристика, связанная с изменением представлений учащихся об образовании: «Учимся по-другому (учащийся); погружение в образование (педагог); выбираю образование (учащийся); позволяет выбирать в образовании то, что мне интересно (учащийся); «личностное» участие в своём образовании» (педагог); эта Школа помогла мне разобраться с дальнейшим образованием (учащийся); свобода моего творчества (учащийся); здесь мы творим (учащийся)».

характеристика, связанная с изменением представлений участников о себе, о своих возможностях и способностях: «Здесь я могу реализовать свои способности и возможности (студент); возможность узнать себя, на что я способна (учащийся); я не знаю лучшего места для проявления своих возможностей и талантов (учащийся); здесь я могу реализовать свой творческий потенциал (учащийся); Школа открывает перед учеником новые (неизвестные пока ему самому) возможности (студент); раскрываю свои способности, узнаю себя (учащийся); Школа помогает раскрыть себя (учащийся; студент); «открытие» себя и других в разных видах деятельности (студент); находим себя (студент); личностный рост (педагог); поверила в себя, ощутила свою значимость (студент; учащийся); узнаю себя (учащийся); изменила мой внутренний мир (учащийся); влияют друг на друга, обогащают друг друга, образуют друг друга; личностный рост каждого (педагог)».

характеристика, связанная с порождением личного отношения к педагогике и педагогической деятельности. В разных Школах эту характеристику наполняют следующие признаки: «Изменилось отношение к педагогике; изменилось мое представление о традиционной организации педагогической деятельности; даёт целостное представление о педагогической деятельности (педагог); мне удалось за столь короткое время образовать маленький коллектив; теперь имею представление о педагогической деятельности; Школа помогла мне в осмыслении педагогической деятельности; поняла, что важно предоставлять ребятам возможность выбора своего образования; создавать условия для проявления творчества; Школа меняет

мои представления о воспитании и образовании; поняла необходимость знаний педагогики и психологии; Школа даёт понимание проблем, которые рассматривает педагогика и психология; поняла, что реальное педагогическое взаимодействие с детьми гораздо богаче и сложнее того, что написано в учебниках по педагогике; изменилось отношение к предмету ''Филология'' (студент)».

Характеристика, связанная с инновационным опытом. В разных Школах эту характеристику наполняют следующие высказывания: «Получаю другой опыт (учащийся); опыт даёт уверенность в своих силах (студент); новый и разный опыт (студент); набираюсь профессионального опыта (другого по сравнению с общеобразовательной школой); опыт, полученный здесь, бесценен для моей будущей профессиональной педагогической деятельности; пополнила свой профессиональный педагогический опыт; другой опыт общения (студент); большой опыт общения с учениками (студент)».

Нам удалось установить, что выделенные характеристики указывают на зависимости образовательной событийности. Во-первых, «появление» образовательного события зависит от организации совместной деятельности. Во-вторых, особенности взаимодействия участников образовательного события характеризуются образованием сильных, новых переживаний; полнотой связей и отношений. В-третьих, событие для каждого из участников характеризуется изменениями, произошедшими в нём: с «обнаружением» (изменением представлений, открытием) педагогических задатков, способностей, профессиональных качеств; с изменением представлений студентов о ребёнке; с изменением представлений детей об образовании; с изменением представлений участников о себе, о своих возможностях и способностях; с порождением личного отношения к педагогике и к педагогической деятельности, связанной с инновационным опытом.

Итак, изучение образовательных возможностей инновационного образовательного опыта Гуманитарной школы позволило установить эмпирические признаки

и характеристики, зависимости образовательного события. Характеристики образовательного события можно рассматривать как образовательные эффекты (эффекты изменений, происходящих с человеком в образовании), которые появляются именно из-за событийности или в процессе событийности.

Л и т е р а т у р а

1. Грякалов А.А. Письмо и событие. Эстетическая топография современности. - СПб.: Наука, 2004. - 280 с.

2. Щитцова Т.В. Событие в философии Бахтина. - Минск: И.П. Логвинов, 2002. - 300 с.

3. Барабанщиков В.А. Восприятие и событие. - СПб.: Але-тейя, 2002. - 512 с.

4. Слободчиков В.И., Исаев Е.И. Основы психологической антропологии. Психология развития человека: Развитие субъективной реальности в онтогенезе: учебное пособие для вузов.

- М.: Школьная пресса, 2000. - 416 с.

5. Эльконин Б.Д. Введение в психологию развития (в традиции культурно-исторической теории Л.С. Выготского). - М.: Тривола, 1994. - 168 с.

6. Шабес В.Я. Событие и текст. - М.: Высш. шк., 1989. - 175

с.

7. Прозументова Г.Н. Стратегия и программа гуманитарного исследования образовательных инноваций // Переход к Открытому образовательному пространству. 4.1. Феноменология образовательных инноваций / Под ред. Г.Н. Прозументовой. -Томск: Изд-во Том. ун-та, 2005. - С. 15-138.

8. Генисаретский О.И. Развитие событий в личностнородовом и мыследеятельностном отношении // Электронный ресурс: Интернет-сайт: Ы1р://%'%гмг. prometa.metod.ru (дата обращения: 19.11.2009).

9. Горюнова Л.В. Профессиональная мобильность специалиста как проблема развивающегося образования России: Автореф. дис. док. пед. наук. - Ростов-на-Дону, 2006. - 44 с.

10. Прозументова Г.Н. Типологизация образовательной реальности инноваций: стратегия и методика гуманитарного исследования / Переход к Открытому образовательному пространству. ч.2. Типологизация образовательных инноваций / Под ред. ГН. Прозументовой. - Томск: Томский государственный университет, 2009. - С. 37-41.

N.V Volkova

Educational eventfulness: indications and characteristics

The article introduces the results of the research on the issues of influence of the educational eventfulness on training students for innovation educational activity. The research results are the established indications and typical characteristics of the educational eventfulness.

Key words: humanities school, educational eventfulness, innovation activity, indications, characteristics, pupil, student, teacher.

--------------------------------------

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.