Научная статья на тему 'Взаимосвязь и взаимообусловленность образовательных событий и педагогической деятельности'

Взаимосвязь и взаимообусловленность образовательных событий и педагогической деятельности Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
615
54
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ СОБЫТИЕ / ВЗАИМОСВЯЗЬ / МЕХАНИЗМЫ ВЛИЯНИЯ / PEDAGOGICAL ACTIVITY / EDUCATIONAL EVENT / INTERCONNECTION / MECHANISMS OF INFLUENCE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Волкова Наталья Викторовна

Нормативные документы по высшему педагогическому образованию, реальная ситуация в образовании указывают на необходимость изменения качества подготовки к педагогической деятельности. Такие изменения в подготовке обеспечиваются участием студентов педагогических вузов в решении задач своего (педагогического) образования, т. е. участием в становлении педагогической деятельности, необходимых для постановки и решения этих задач. Для этого необходимо актуализировать условия и формы изменения содержания и организации подготовки студентов к педагогической деятельности. В качестве одного из условий изменения выступает событийный подход. В последнее время появился ряд исследований, в которых обсуждается событийный подход в образовании. Цель статьи – обоснование взаимосвязи и взаимообусловленности образовательных событий и педагогической деятельности. Для этого на основании анализа литературы и опыта эмпирического исследования сформулированы понятия «событие» и «образовательное событие». Для определения взаимосвязи образовательного события и педагогической деятельности выделены характеристики педагогической деятельности, на которые влияет образовательное событие: предметность, ценностно-смысловые отношения, рефлексия. Для определения сущности влияния образовательного события на педагогическую деятельность выявлены механизмы влияния: пространственно-временной, содержательный (ценности, смыслы, ценностно-смысловые отношения) и процессуальный, включающий специальные формы и средства (проектирование) и специальную организацию (действие, совместная деятельность), условия (вовлеченность студентов в проектирование образовательных событий) и результаты (качественные изменения).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INTERCONNECTION AND INTERCORRELATION OF EDUCATIONAL EVENTS AND PEDAGOGICAL ACTIVITY

Normative documents on higher pedagogical education, a real situation in education indicate the necessity to change the quality of the preparation to the pedagogical activity. Such changes in training are ensured by the participation of the students of pedagogical institutions in solving their (pedagogical) education tasks, i.e. their participation in the pedagogical activity necessary for the formulation and solution of these tasks. To do this it is necessary to actualize the conditions and forms of changing of the content and organization of students’ preparation to the pedagogical activity. The eventual approach appears as one of the conditions of this change. Recently a certain amount of researches discussing the eventual approach in education has appeared. The aim of the article is to substantiate the interconnection and intercorrelation of educational events and pedagogical activity. For this purpose, the notions “event” and “educational event” have been formulated on the basis of the analysis of literature and the experience of empirical research. The characteristics of pedagogical activity have been singled out to define the connection of the educational event and pedagogical activity. Objectivity, value-semantic relations, reflexion present the characteristics producing their influence on the educational event. To define the essence of the educational event influence on the pedagogical activity the mechanisms of influence have been revealed: spatiotemporal, informative (values, senses, value-semantic relations), a procedural mechanism including special forms and means (designing), special organization (action, mutual activity), conditions (participation of students in designing educational events), and results (qualitative changes).

Текст научной работы на тему «Взаимосвязь и взаимообусловленность образовательных событий и педагогической деятельности»

УДК 378

йО! 10.23951/2307-6127-2018-1-74-78

ВЗАИМОСВЯЗЬ И ВЗАИМООБУСЛОВЛЕННОСТЬ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ СОБЫТИЙ И ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Н. В. Волкова

Алтайский государственный гуманитарно-педагогический университет им. В. М. Шукшина

Нормативные документы по высшему педагогическому образованию, реальная ситуация в образовании указывают на необходимость изменения качества подготовки к педагогической деятельности. Такие изменения в подготовке обеспечиваются участием студентов педагогических вузов в решении задач своего (педагогического) образования, т. е. участием в становлении педагогической деятельности, необходимых для постановки и решения этих задач. Для этого необходимо актуализировать условия и формы изменения содержания и организации подготовки студентов к педагогической деятельности. В качестве одного из условий изменения выступает событийный подход. В последнее время появился ряд исследований, в которых обсуждается событийный подход в образовании. Цель статьи - обоснование взаимосвязи и взаимообусловленности образовательных событий и педагогической деятельности. Для этого на основании анализа литературы и опыта эмпирического исследования сформулированы понятия «событие» и «образовательное событие». Для определения взаимосвязи образовательного события и педагогической деятельности выделены характеристики педагогической деятельности, на которые влияет образовательное событие: предметность, ценностно-смысловые отношения, рефлексия. Для определения сущности влияния образовательного события на педагогическую деятельность выявлены механизмы влияния: пространственно-временной, содержательный (ценности, смыслы, ценностно-смысловые отношения) и процессуальный, включающий специальные формы и средства (проектирование) и специальную организацию (действие, совместная деятельность), условия (вовлеченность студентов в проектирование образовательных событий) и результаты (качественные изменения).

Ключевые слова: педагогическая деятельность, образовательное событие, взаимосвязь, механизмы влияния.

В последнее время появились отдельные исследования, в которых обсуждается событийный подход в образовании как принцип его модернизации, порождающий личностно-смысловую значимость профессионального образования, а образовательное событие рассматривается как культурный феномен (О. И. Генисаретский, Л. В. Горюнова, Д. В. Григорьев, Т. В. Ежова, И. И. Сулима, А. А. Полонников, Г. Н. Прозументова) [1-8]. В гуманитарных исследованиях образовательное событие обсуждается как «место, форма и способ установления смысловой связи человека со своим образованием» (Г. Н. Прозументова); связывается с «появлением новых возможностей человеческого присутствия в образовании и возникновением нового порядка образовательного взаимодействия» (А. А. Полонников). Однако открытым остается вопрос об использовании потенциала образовательных событий в подготовке студентов к педагогической деятельности.

Анализ литературы позволил в общем виде определить событие как такое образование в пространстве и времени, содержание которого характеризуется смыслами и ценностями, организация определяется действием, основная функция - качественные изменения.

Эмпирическим путем удалось установить характеристики образовательного события: открытие, порождение, участие в создании нового. Характеристики образовательного со-

бытия можно рассматривать как образовательные эффекты (эффекты изменений, происходящих с человеком в образовании), которые появляются именно из-за событийности или в процессе событийности. На основании результатов эмпирического исследования сформировано понятие «образовательное событие» [9].

Во-первых, образовательное событие авторы понимают как определенным образом организованное участие в совместной деятельности, открывающее студенту предметность педагогической деятельности, порождающее ценностно-смысловые отношения к педагогической деятельности, созидающее новый опыт.

Во-вторых, было установлено, что образовательное событие открывает педагогическую профессию; открытие студента в профессии происходит событийно. Через образовательные события возникает выделение самой предметности педагогической деятельности.

В-третьих, исследование показало, что только такие формы, как образовательное событие, помогают понять дефицит профессионального образования как дефицит «встречи» с педагогической деятельностью.

Педагогическая деятельность в подготовке студентов педагогического вуза рассматривается как деятельность, сформированная под воздействием поставленных задач и в этом смысле существенным образом зависимая от тех идеологических установок, от тех задач, которые приходится реализовывать в педагогическом образовании. То есть авторы педагогическую деятельность в подготовке студентов не рассматривают как деятельность, которая не зависит от того пространства, от той среды, которую она формирует. Поскольку формировать приходится или достаточно сильно идеалогизированную среду, или среду с жесткой организацией и выполнением предписанных планов, происходит явление функциональной редукции в подготовке к педагогической деятельности.

Явление функциональной редукции в контексте профессиональной педагогической деятельности педагогов общеобразовательной школы анализирует в своих работах Г. Н. Про-зументова [7]. По мнению ученого, «функциональная редукция характеризуется тем, что из деятельности вытеснено ее человеческое и гуманитарное содержание: выработка самим человеком целей, норм и форм деятельности, ответственность человека, самого субъекта деятельности за сформулированные им цели, нормы и формы этой деятельности» [8]. Функциональная редукция означает вытеснение из педагогической деятельности таких вопросов, как «зачем», «почему», «какой смысл», а значит, вытеснение, редукцию ценностно-смыслового содержания деятельности. Г. Н. Прозументова рассматривает функциональную редукцию не только как явление, но и как характеристику педагогической деятельности в образовательных учреждениях. Это означает такое состояние педагогической деятельности, которое указывает на мощную редукцию личного начала (сведение на нет). На взгляд авторов, это явление характерно и для педагогической деятельности в подготовке студентов педагогического вуза. Подготовка студентов к педагогической деятельности организуется так, что в ней оказывается редуцированным место личного присутствия студента в образовании, совместность как предмет педагогической деятельности; постановка специальных задач, направленных на становление личного отношения студентов к педагогической деятельности; личного понимания смысла педагогической деятельности; редуцирован опыт личного действия.

Феномен и реконструкция опыта образовательных событий показали, что в образовательных событиях студенты открывают совершенно другую деятельность. Они не просто начинают действовать, а открывают совместную деятельность, ее организацию как основу педагогической деятельности. Это разные позиции - одно дело учить студента постановке целей, а другое - как разрабатывать проекты, как организовать совместную деятельность

с детьми. Это значит, что только вовлеченность студента в образовательные события, в «делание» нового пространства открывает ему его педагогическую деятельность (детей, себя как педагога и т. п.). Использование потенциала образовательных событий в подготовке студентов к педагогической деятельности рассматривается в исследовании как преодоление (точнее, профилактирование в подготовке студентов) функциональной редукции педагогической деятельности.

В исследовании выявлены характеристики педагогической деятельности, на которые влияет образовательное событие. Установлено, что образовательное событие изменяет представление студента о предмете педагогической деятельности. Критерием открытия студентами предмета педагогической деятельности под влиянием образовательного события выступает совместный характер деятельности. Выявлено, что образовательное событие изменяет отношение студента к предметности педагогической деятельности, открывает особое отношение я к своей собственной деятельности. Критерием ценностно-смысловых отношений участников образовательного события выступает диалогический характер взаимодействия в совместной деятельности. Доказано, что образовательное событие открывает студенту смыслы педагогической деятельности. Критерием открытия студентами смыслов педагогической деятельности являются внутренние переживания, точнее, обращение студента к собственным переживаниям посредством рефлексии. Подтверждено предположение о том, что образовательное событие созидает опыт личного действия студента. Критерием созидания студентом опыта личного действия выступает вовлеченность студента в организацию совместной деятельности. Установлено, что образовательное событие порождает рефлексию собственной педагогической деятельности. Критерием влияния образовательного события на порождение рефлексии в педагогической деятельности является новое (личное) знание о педагогической деятельности.

Анализ литературы и результаты эмпирического исследования позволили выделить механизмы влияния образовательного события на становление педагогической деятельности в процессе подготовки студентов: пространственно-временной, содержательный (ценности, смыслы, ценностно-смысловые отношения) и процессуальный, включающий специальные формы и средства (проектирование) и специальную организацию (действие, совместная деятельность), условия (вовлеченность студентов в проектирование образовательных событий) и результаты (качественные изменения). Указанные механизмы раскрывают сущность влияния образовательных событий на становление педагогической деятельности

в подготовке студентов [10].

На основании вышесказанного можно утверждать, что образовательные события и педагогическая деятельность взаимосвязаны и взаимообусловлены (рисунок).

Образовательные события, вовлеченность студентов в проектирование образовательных событий выступают условием становления педагогической деятельности студентов педагогического вуза.

Соотношение образовательных событий и педагогической деятельности

Н. В. Волкова. Взаимосвязь и взаимообусловленность образовательных событий...

Список литературы

1. Генисаретский О. И. Развитие событий в личностно-родовом и мыследеятельностном отношении. URL: http://prometa. ru/olegen/publications/152 (дата обращения: 23.12.2017).

2. Горюнова Л. В. Профессиональная мобильность специалиста как проблема развивающегося образования России: дис. ... д-ра пед. наук. Ростов н/Д, 2006. 374 с.

3. Григорьев Д. В. Событие воспитания и воспитание как событие. URL: http://vsevteme.ru/network/1883/attachments/ show?content=474405 (дата обращения: 23.12.2017).

4. Ежова Т. В. Проектирование педагогического дискурса в высшем профессиональном образовании будущего учителя: автореф. дис. ... д-ра пед. наук. Оренбург, 2009. 46 с.

5. Сулима И. И. Бытийный статус образования: герменевтическая концепция: дис. ... д-ра филос. наук. Н. Новгород, 2004. 355 с.

6. Полонников А. А. Дискурс-анализ событий образования. Критическое исследование. Минск: БГУ, 2013. 401 с.

7. Прозументова Г. Н. Первый шаг: от авторитаризма - к авторству // Школа совместной деятельности. Кн. 4. Образовательная программа для педагогов «Педагог - участник и организатор совместной деятельности» / под ред. Г. Н. Про-зументовой. Томск: ТГУ, 2001. С. 15-24.

8. Прозументова Г. Н. Переход к открытому образовательному пространству. Ч. 2: Типологизация образовательных инноваций / под ред. Г. Н. Прозументовой. Томск: ТГУ, 2009. С. 131-167.

9. Волкова Н. В. Образовательная событийность: признаки и характеристики // Вестн. Якутского гос. ун-та. 2010. Т. 7, № 1. С. 78-82.

10. Волкова Н. В. Механизмы влияния образовательных событий на становление педагогической деятельности // Вестн. Томского гос. пед. ун-та (TSPU Bulletin). 2017. Вып. 5 (182). С. 160-163. DOI: 10.23951/1609-624X-2017-5-160-163.

Волкова Наталья Викторовна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики и психологии Алтайского государственного гуманитарно-педагогического университета им. В. М. Шукшина (ул. Короленко, 53, Бийск, Алтайский край, Россия). E-mail: VolkovaNVI@yandex.ru

Материал поступил в редакцию 25.12.2017.

DOI 10.23951/2307-6127-2018-1-74-78

INTERCONNECTION AND INTERCORRELATION OF EDUCATIONAL EVENTS AND PEDAGOGICAL ACTIVITY

N. V. Volkova

The Shukshin Altai State Humanities Pedagogical University, Biysk, Russian Federation

Normative documents on higher pedagogical education, a real situation in education indicate the necessity to change the quality of the preparation to the pedagogical activity. Such changes in training are ensured by the participation of the students of pedagogical institutions in solving their (pedagogical) education tasks, i.e. their participation in the pedagogical activity necessary for the formulation and solution of these tasks. To do this it is necessary to actualize the conditions and forms of changing of the content and organization of students' preparation to the pedagogical activity. The eventual approach appears as one of the conditions of this change. Recently a certain amount of researches discussing the eventual approach in education has appeared. The aim of the article is to substantiate the interconnection and intercorrelation of educational events and pedagogical activity. For this purpose, the notions "event" and "educational event" have been formulated on the basis of the analysis of literature and the experience of empirical research. The characteristics of pedagogical activity have been singled out to define the connection of the educational event and pedagogical activity. Objectivity, value-semantic relations, reflexion present the characteristics producing their influence on the educational event. To define the essence of the educational event

influence on the pedagogical activity the mechanisms of influence have been revealed: spatiotemporal, informative (values, senses, value-semantic relations), a procedural mechanism including special forms and means (designing), special organization (action, mutual activity), conditions (participation of students in designing educational events), and results (qualitative changes).

Key words: pedagogical activity, educational event, interconnection, mechanisms of influence.

References

1. Genisaretskiy O. I. Razvitiye sobytiy v lichnostno-rodovom i mysledeyatel'nostnom otnoshenii [Development of events in personal-generic and thought-activity sense] (in Russian) URL: http://prometa.ru/olegen/publications/152 (accessed 23 December 2017).

2. Goryunova L. V. Professional'naya mobilnost'spetsialista kak problema razvivayushchegosya obrazovaniya Rossii. Dis. dokt. ped. nauk [Professional mobility of a specialist as a problem of the developing education in Russia. Diss. doc. of ped. sci.]. Rostov-on-Don, 2006. 374 p. (in Russian).

3. Grigoriev D. V. Sobytiye vospitaniya i vospitaniye kak sobytiye [Event of upbringing and upbringing as an event] (in Russian) URL: http://vsevteme.ru/network/1883/attachments/show?content=474405 (accessed 23 December 2017).

4. Ezhova T. V. Proyektirovaniye pedagogicheskogo diskursa v vysshem professional'nom obrazovanii budushchego uchitelya. Avtoref. dis. dok. ped. nauk [Designing of pedagogical discourse in higher professional education of a future teacher. Abstract of thesis doc. of ped. sci.]. Orenburg, 2009. 46 p. (in Russian).

5. Sulima I. I. Bytiyniy status obrazvaniya: germenevticheskaya kontseptsiya. Dis. dokt. filosof. nauk [Existential status of education: hermeneutic concept. Diss. doc. of philos. sci.]. Nizhniy Novgorod, 2004. 355 p. (in Russian).

6. Polonnikov A. A. Diskurs-analiz sobytiy obrazovaniya. Kriticheskoye issledovaniye [Discourse-analysis of events in education]. Minsk, BSU Publ., 2013. 401 p. (in Russian).

7. Prozumentova G. N. Pervyy shag: ot avtoritarizma - k avtorstvu [The first step: from authoritarianism to authorship]. Shkola sovmestnoy deyatel'nosti. Kn. 4. Obrazovatel'naya programma dlya pedagogov "Pedagog - uchastnik i organizator sovmest-noy deyatel'nosti" [School of joint activity. Book 4. Educational program for pedagogues: "Pedagogue as a participant and organizer of joint activity']. Tomsk, TSU Publ., 2001. Pp. 15-24 (in Russian).

8. Prozumentova G. N. Perekhod k otkrytomu obrazovatel'nomu prostranstvu. Ch. 2: Tipologizatsiya obrazovatel'nykh innovatsiy [Transition to open educational space. Part 2: Typology of educational innovations]. Tomsk, TSU Publ., 2009. Pp. 131-167 (in Russian).

9. Volkova N. V. Obrazovatel'naya sobytiynost': priznaki i kharakteristiki [Educational eventfulness: signs and characteristics]. Vestnik Yakutskogo gosudarstvennogo universiteta - Yakutsk State University Bulletin, 2010, vol. 7, no. 1, pp. 78-82 (in Russian).

10. Volkova N. V. Mekhanizmy vliyaniya obrazovatel'nykh sobytiy na stanovleniye pedagogicheskoy deyatel'nosty [Mechanisms of influence of educational event on the pedagogical activity formation]. Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta - TSPU Bulletin, 2017, vol. 5 (182), pp. 160-163 (in Russian). DOI: 10.23951/1609-624X-2017-5-160-163.

Volkova N. V., The Shukshin Altai State Humanities Pedagogical University (ul. Korolenko, 53, Biysk, Russian Federation, 659333). VolkovaNVI@yandex.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.