Литература
1. Акимова Е. Ю. Социально-психологический анализ профессиональной деятельности государственных служащих // В мире научных открытий. 2010. № 4 (10), ч. 2. С. 79-81.
2. Пауков В.К. Общественное мнение в формировании позитивного имиджа правоохранительных органов: автореф. дис. ... канд. психол. наук. М., 2012.
3. Сёмик А.А. Имидж сотрудника полиции в условиях современной российской модернизации // Проблемы и риски современной российской модернизации: концептуальное осмысление и практика реализации: материалы Междунар. межотрасл. науч. конф. (Москва, 22-24 октября 2012). М.; Чебоксары: Пегас, 2012. С. 326-332.
4. Шакалов И.И. Имидж МВД России как одно из направлений реформы правоохранительного ведомства // European Social Science Journal. 2012. № 4 (20). С. 64-76.
ЗОЛОТАРЁВ АНДРЕЙ ЛЕОНИДОВИЧ - подполковник полиции, слушатель, Академия управления МВД России, Россия, Москва ([email protected]).
ZOLOTAREV ANDREY LEONIDOVICH - police lieutenant colonel, listener, Academy of Management of the Interior Ministry of Russia, Russia, Moscow.
УДК 316.334.2
ББК 65.050.22(2Рос.Баш)
А.Э. НУРИДЖАНОВ
ЗНАЧЕНИЕ РЕГИОНАЛЬНОЙ ВЛАСТИ В ФОРМИРОВАНИИ УПРАВЛЕНЧЕСКИХ КОНФИГУРАЦИЙ БИЗНЕС-ОРГАНИЗАЦИЙ РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН
Ключевые слова: бизнес-организация, государство, дискриминация, Республика Башкортостан, управленческая конфигурация.
Предложены результаты исследования значения региональной власти в процессе формирования управленческих конфигураций бизнес-организаций Республики Башкортостан. Существующая государственная политика в отношении бизнеса на региональном уровне ведет к интенсификации дискриминационных технологий применительно к персоналу.
A.E. NURIDZHANOV VALUE OF THE REGIONAL POWER IN THE GENERATION MANAGEMENT'S CONFIGURATIONS OF THE BUSINESS ORGANIZATIONS OF THE REPUBLIC OF BASHKORTOSTAN
Key words: business organization, state, discrimination, Republic of Bashkortostan, administrative configuration.
Results of research of value of the regional power in process of formation of administrative configurations of the business organizations of the Republic of Bashkortostan are offered.
The existing state policy concerning business at regional level conducts to an intensification of discrimination technologies in relation to the personnel.
Категория «конфигурация» представляет собой важный инструмент анализа интегративной методологии исследования социальной реальности (Н. Элиас, Э. Гидденс, П. Бурдье и др.). В отличие от категории «система» категория «конфигурация» не транслирует ни представлений о радикальной замкнутости, ни о внутренней гармонии объекта. Понятие конфигурации нейтрально и может относиться как к гармоничным, так и конфликтным формам коммуникации, включая взаимосвязи и зависимости от социальной среды. Таким образом, конфигурация не есть нечто неизменное, но, скорее, что-то относительно устойчивое (особенно в масштабах жизненного мира индивида), обусловленное фрактальными параметрами социальности. Любая конфигурация локализована, привязана к физическому окружению, к «типичным взаимодействиям», из которых состоят социальные образования.
Являясь частным случаем социальных конфигураций вообще, управленческие конфигурации - это структура скорее факторов, а не условий соци-
ального мира, определяющих специфику и сущность феномена «управление» в рамках той или иной пространственно-временной локализации.
Такой подход предлагает рассматривать управленческие конфигурации не как вид условий, а как непосредственную деятельность самих участников социального действия, выражающих утверждения требований относительно предлагаемых условий. При этом ценности, определяющие поведение индивидов в процессе управления, не являются изначально данными, но формируются в процессе социальной коммуникации.
Исходя из этого, в данной статье анализируется значение региональной власти в процессе формирования управленческих конфигураций бизнес-организаций Республики Башкортостан. Эмпирическую базу исследования составил социологический опрос, проведенный посредством стандартного опросника руководителей малого и среднего бизнеса Республики Башкортостан. Итоговая выборочная совокупность составила 0,54% от генеральной совокупности (750 руководителей бизнес-организаций) участвовавших в ряде опросов в 2007-2013 гг.
Начиная примерно с 2000 г. политика федерального центра в области государственного строительства и системы отношений «центр - регионы» направлена на максимально возможное нивелирование региональных особенностей, унификацию локальных конфигураций. Наиболее характерный в этом плане пример -приведение в соответствие с Конституцией Российской Федерации региональных законодательств. Безусловно, этот процесс направлен на укрепление государственности, однако явно ощущается невозможность формирования специфики регионов. Это, в свою очередь, значительно ограничивает возможность для стратегических действий региональных властей при формировании бизнес-климата.
Республика Башкортостан как субъект Российской Федерации испытывает значительную часть проблем во взаимоотношениях в рамках конфигурации «государство - общество - бизнес», фрактально воспроизводящихся по всей стране. Доля малого и среднего бизнеса, а также принципы управления им в российских регионах во многом определяются фрактальными факторами развития российской социальности. Вместе с тем к этим факторам добавляются особенности развития региона, основными среди которых следует назвать:
- полиэтничность и поликонфессиональность состава населения;
- расположенный на территории субъекта Российской Федерации развитый нефтедобывающий и нефтеперерабатывающий комплекс.
Долгое время развитая нефтяная промышленность удерживала Республику Башкортостан в числе регионов-доноров. Однако после того, как АФК «Система» приобрела ОАО «Башкирэнерго», доходы от нефтяной промышленности начали поступать в бюджет другого субъекта Российской Федерации. Такая ситуация с особой остротой поставила вопрос об инвестициях для республики, о новом инвестиционном климате.
После смены руководства Республики Башкортостан (июль 2010 г.) администрация нового президента Р.З. Хамитова взяла курс на преодоление кланово-корпоративных структур, претендовавших при прошлом руководстве на исключительное положение в регионе. Как следствие, возобладала мысль о необходимости менять инвестиционный климат в целом, а для этого необходимы инициативы по облегчению налоговых льгот для предпринимателей. В то же время острый инвестиционный голод, неспособность выстроить полноценную финансовую систему, коррупция, излишнее влияние административного ресурса, ущербная неполнота сохранившихся промышленных цепочек - наиболее характерные факторы, препятствующие эффективному бизнес-климату в регионах Российской Федерации, - оказывают существенное влияние и на функционирование бизнес-организаций Республики Башкортостан.
Согласно официальным статистическим отчетам Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Республике Башкортостан, находящимся в открытом доступе, в республике действует свыше 138 тыс. субъектов малого и среднего предпринимательства во всех видах экономической деятельности. Среднестатистическая заработная плата работников бизнес-организаций, отнесенных к сегменту малого и среднего бизнеса, ниже по усредненному показателю по всем отраслям Республики Башкортостан (16 377,7 руб.).
В социально-трудовых отношениях бизнес-организаций Республики Башкортостан, как и всей Российской Федерации, масса дискриминационных явлений (подписание заранее подготовленного трудового договора, расширение практики заключения срочных договоров без достаточных оснований, оплата во время испытательного срока ниже штатного расписания и т.д.). На первый взгляд, основной причиной такого положения дел следует признать невысокий уровень компетентности персонала, который плохо знает свои права и зачастую не имеет никакого желания отстаивать их юридически, позволяя тем самым руководителям бизнес-организаций активно использовать такие дискриминационные практики. Однако представляется, что сложносоставная конфигурация «федеральная власть - региональная власть - бизнес-сообщество» предполагает взаимосвязь принципов управления субъектов государственной политики (органы власти и управления, чиновники как таковые) в отношении бизнеса, и непосредственными технологиями управления бизнес-организаций его руководителями. Иными словами, скрытые интересы чиновников, например их стремление «выжать из предпринимателей все», могут оказывать существенное влияние на склонность руководителей бизнес-организаций к дискриминационным технологиям управления.
Малый и средний бизнес в Республике Башкортостан в значительной степени зависим от чиновников. В ходе социологических опросов руководителей бизнес-организаций, проводившихся в 2007-2012 гг., фактор несущественности отношений с чиновниками отметили лишь 22,6% опрошенных. Для большинства же (75,4%) такие отношения представляются важными и даже очень важными. По этому вопросу особой динамики не наблюдается, данные опросов 2007-2008 гг. лишь незначительно отличаются от результатов опросов руководителей бизнес-организаций в 2012-2013 гг., т.е. после смены руководства Республики Башкортостан.
Большинство респондентов (36,0%) считают, что существующий бизнес-климат изначально выражает зависимость предпринимателей от чиновников, следствием чего является их участие в коррупционных схемах. 60,6% респондентов также признают зависимость бизнеса от чиновников, отмечая, что коррупционные схемы - это «наиболее эффективная» (32,6%) либо даже «нормальная» (28,0%) практика ведения бизнеса. В этой связи можно утверждать что тесные, часто неформальные отношения с чиновниками, предполагающие коррупционные схемы - это элемент сложившихся управленческих конфигураций бизнес-организаций в Республике Башкортостан. Для сравнения, лишь 3,4% респондентов считают, что участие предпринимателей в коррупционных схемах - «мера вынужденная».
В целом же фактор давления государственных структур находит различную реакцию со стороны руководителей бизнес-организаций Республики Башкортостан. С одной стороны, несмотря на щекотливость поставленного вопроса, довольно значительное число респондентов (46,8%) ответили, что считают возможным дать взятку должностному лицу, а 8,8% полагают, что без таких действий развитие бизнеса невозможно. С другой стороны, почти половина респон-
дентов (49,6%) заметили, что такие действия противозаконны и предпринимать их они не намерены. Таким образом, полученные данные свидетельствует о том, что руководители бизнес-организаций Республики Башкортостан могут быть условно поделены на сегмент тех, кто принимает правила игры, предлагаемые им корруп-циогенным чиновничеством, и тех, кто с ними категорически не согласен. Эти два сегмента, практически равнозначные в количественном отношении, олицетворяют собой два разных взгляда на перспективы развития бизнес-организаций и всего института предпринимательства в современной России.
Функционируя в условиях отсутствия должного институционального обеспечения социально-экономических отношений, региональные предприниматели зачастую вынуждены вовлекать в свою деятельность властные (силовые) элементы: чиновников администраций, министерств, правительства, работников правоохранительных органов, прокуратуры и даже криминальные элементы. Так, 49,6% опрошенных руководителей бизнес-организаций отметили, что испытывают постоянное давление со стороны институтов государства на свой бизнес. Причем это осуществляется не столько путем согласования и поощрения, а посредством угроз административного давления, в форме диктата, что делает трудноразличимыми мотивы заботы об обществе и своекорыстные интересы бюрократии, тогда как, к примеру, столкновения со случаями вымогательства со стороны криминальных структур отметили лишь 11,7% респондентов. Большинство считает, что такой проблемы в Башкирии не существует (62,8% респондентов), а некоторые заявляют, что эта проблема успешно решена в нашем обществе (12,4% опрошенных).
Еще одним значительным фактором, обусловливающим формирование управленческих конфигураций бизнес-организаций в Республике Башкортостан, выступает проблема интеграции предпринимателей в институциональное сообщество. Широко известно, что предпринимательское сообщество современной России испытывает значительные трудности, не в последнюю очередь именно из-за отсутствия способности к консолидации.
Необходимость консолидации организаций малого и среднего бизнеса ставит вопрос о ключевых факторах идентификации его руководителей. Согласно проведенному исследованию, 28,9% опрошенных идентифицируют себя с другими представителями малого бизнеса. 25,4% опрошенных идентифицируют себя с теми, кто разделяет аналогичные общественные и политические ценности. Необходимо отметить, что никто из опрошенных не назвал в качестве определяющего фактора идентификации этническое происхождение, что в целом характерно для полиэтнического региона, но явно противоречит принципам национальной политики, проводимой администрацией предыдущего президента Республики Башкортостан М.Г. Рахимова. До выхода на качественно новый уровень развития интегративных процессов бизнес-организаций Республики Башкортостан весьма далеко. Несмотря на то, что 52,9% опрошенных потенциально готовы к объединению в институциональные сообщества, только 23,7% считают необходимым осуществлять такие процессы. Большинство респондентов (54,4%) поддерживают идею объединения, отмечая при этом, что она не является панацеей от проблем бизнес-организаций. 14,9% считают, что идеи интеграции не имеют смысла, так как все организации, осуществляющие подобного рода действия, контролируются государством и не представляют собой реальной силы. И, наконец, 5,3% ответили, что только смена политического режима может повысить интерес руководителей бизнес-организаций к такого рода организациям. Такие заявления выражают собой явное недовольство политикой государства в отношении бизнес-организаций.
Таким образом, фактор слабого лобби бизнес-организаций в политических структурах российского государства имеет место быть. Между тем далеко не все руководители бизнес-организаций считают, что им по силам поменять ситуацию кардинальным образом. Многие просто не верят в возможность принятия действенных мер и считают возможным функционировать в таких сложных для своего бизнеса условиях. В качестве реакции в России сложилась специфическая культура выживания, которая сформировала особенную культурную среду нашего бизнеса.
Государственная власть как на региональном, так и федеральном уровне является полноценным участником полисубъектного управления бизнес-организаций России. Однако чиновники в отношении с бизнесом часто выступают не как агенты государственной политики, а как самостоятельные субъекты, с отчетливо выраженными субъективными интересами, которые, чаще всего, оборачиваются стремлением сформировать коррупционные схемы. Руководители бизнес-организаций, как это отчетливо видно на примере Республики Башкортостан, склонны принимать сложившиеся правила игры, следствием чего является формирование специфических управленческих конфигураций на самих бизнес-организациях, в которых значение формализованных отношений уменьшается, а неформальных, напротив, увеличивается.
Проблема слабых возможностей лоббирования бизнес-организаций, их неспособности/нежелания объединяться в институциональные сообщества является прямым следствием доминирующего как на региональном, так и на федеральном уровне этатизма, подавляющего реальные инициативы по развитию гражданского общества. Нынешнее руководство Республики Башкортостан возлагает большие надежды на институт уполномоченного по правам предпринимателей (омбудсмена), но пока он выполняет благоприятную, скорее косметическую роль. В том числе и этими «внешними» для развития бизнес-организаций Республики Башкортостан факторами можно объяснить широкое распространение в управленческих конфигурациях дискриминационных в отношении персонала практик и технологий.
Напряженность отношений руководителей и персонала бизнес-организаций подтверждается тем обстоятельством, что 48,3% опрошенных руководителей бизнес-организаций Республики Башкортостан отметили, что оскорбляют либо повышают голос на сотрудников.
Большинство руководителей бизнес-организаций Башкирии (81,1%) ответили, что применяют технологии скрытого управления. В свою очередь, 81,9% руководителей бизнес-организаций сталкиваются с проявлением лжи со стороны персонала. 42% руководителей бизнес-организаций оценивают текучесть кадров на руководимом ими предприятии как высокую или даже очень высокую.
Исходя из этого, можно заключить, что существующая государственная политика в отношении бизнеса на региональном уровне не внушает предпринимателям уверенности в том, что они смогут воспользоваться благосостоянием, полученным от их профессиональной деятельности, поэтому они склонны к интенсификации дискриминационных технологий применительно к персоналу.
НУРИДЖАНОВ АРСЕН ЭДВИНОВИЧ - кандидат социологических наук, доцент кафедры экономики и управления, Уфимский филиал Российского государственного социального университета, Россия, Уфа ([email protected]).
NURIDZHANOV ARSEN EDVINOVICH - candidate of sociological sciences, associate professor of Economy and Management Chair, Ufa Branch of Russian State Social University, Russia, Ufa.