УДК 323
ИНДЕКС УСТОЙЧИВОСТИ НЕКОММЕРЧЕСКИХ ОРГАНИЗАЦИЙ И ГОРОДСКАЯ СРЕДА: ВОЗМОЖНОСТИ ДЛЯ РАЗВИТИЯ
Носаненко Галина Юрьевна,
Казанский (Приволжский) государственный университет, Институт социально-философских наук и массовых коммуникаций, кандидат политических наук, докторант кафедры конфликтологии, г. Казань, Россия. E-mail: [email protected]
Аннотация В статье описаны результаты исследования третьего сектора города Набережные Челны, в результате которого был определен «Индекс устойчивости НКО», составивший в 2012 году 4,9 балла, в 2013 году - 4,7 балла. Проведен опрос руководителей, оценивших возможности НКО получить в городе базовую подготовку по управлению некоммерческой организацией, гранты от местных или региональных органов власти, обучающие материалы по ведению некоммерческой деятельности и юридические консультации. Сделан вывод, что городская среда способствует развитию третьего сектора.
Ключевые понятия: третий сектор, индекс устойчивости НКО, городская среда, муниципальная власть, муниципальная политика.
Деятельность некоммерческого сектора любого государства посвящена одной цели - служению народу: будь то работа с людьми из групп риска или бездомными животными, возможность получать качественное образование или защищать права человека. У каждой некоммерческой организации есть своя миссия, каждая вносит свой личный вклад в дела, которые она считает важными, способными что-то изменить к лучшему. Предоставляя социальные услуги самым различным социальным группам, НКО могут дополнять ими государственные программы или закрывать «дыры» от неудовлетворенных государством или бизнесом потребностей населения, в любом случае они идут туда, куда не идет предприниматель и не справляется государство. При этом отношение к третьему сектору остается неоднозначным. Если на Западе некоммерческий сектор уже давно признан важной силой в экономике, то в России он только начинает осмысливаться и оцениваться. Общество присматривается, пока не очень доверяя ему, государство постепенно начинает воспринимать НКО в качестве своего партнера по предоставлению социальных услуг, возможности самих некоммерческих организаций расширяются. Однако все эти процессы имеют разную степень интенсивности, в зависимости от того, в каком уголке России они проходят. В этом плане эмпирическое исследование третьего сектора городов Республики Татарстан (РТ) представляет определенный интерес. Тем более, как уже отмечалось, речь идет о перспективах развития сектора, претерпевающего постоянные изменения и особенно чувствительного к местной специфике, в то время, как начиная примерно с 2000 г. политика федерального центра в области государственного строительства и системы отношений «центр - регионы» направлена на максимально возможное нивелирование региональных особенностей, унификацию локальных конфигураций [4, с. 81].
Исследование, на результатах которого подготовлена данная статья, было проведено при поддержке Общественной Палаты Республики Татарстан (ОП РТ) в 2012-2014 гг., по методике ЮСАИД, адаптированной ГУ ВШЭ [2]. Как отмечает Т.С. Ильина, изучение региональных и социально-экономических систем опирается на довольно широкий круг методов [1, с. 366]. В данном случае, были исполь-
зованы методы экспертного и социологического опросов.
Согласно выбранной методике «Индекс устойчивости» отражает благоприятность условий для существования гражданского общества в целом, основываясь на следующих параметрах: правовая среда, организационные возможности, финансовая устойчивость, защита общественных интересов, предоставление услуг, инфраструктура и общественный имидж. Каждый из параметров оценивается по семибалльной шкале, где 1 означает наиболее высокий и 7 - низкий уровень устойчивости. По каждому показателю эксперты коллегиально выставляют балл, который показывает соответствие того или иного показателя определенной стадии развития: ранне-переходной (7-5), средне-переходной (5-3) и стадии консолидации (3-1)1.
В 2012 году «Индекс устойчивости» НКО города Набережные Челны составил 4,9 балла, а в 2013 году - 4,7. Результаты по отдельным показателям, для наглядности, представим в виде графика (рисунок 1).
Из графика видим, что основными точками роста третьего сектора стали «финансовые возможности», «защита общественных интересов» и «оказание услуг». Все эти показатели напрямую коррелируют с финансовой устойчивостью организации, которая в последние годы, благодаря проводимой политике РФ и РТ по поддержке социально ориентированных НКО (СО НКО), постоянно улучшается. Так, в 2012 году, на конкурс СО НКО для предоставления субсидий из федерального бюджета от РТ было подано 27 заявок, из которых были отобраны 23. Общая сумма предоставляемой им субсидии составила более 7 млн рублей2. В 2013 году от РТ уже победили 18 заявок, а размер субсидий составил 24,98 млн руб.3 В целом же, в 2013 году СО НКО РТ получили около 90 миллионов рублей на свою уставную деятельность. В эту сумму вошли гранты Президента РФ, Министерства экономики РТ и Министерства труда, занятости и социальной защиты РТ.4 Как отмечает консультант-эксперт по проектной деятельности министерства труда, занятости и социальной защиты РТ Наиля
1 Вести с гражданских полей. Civitas.Ru [Электронный ресурс] URL: // http://www.civitas.ru/newsprint. php?code=12605 (дата обращения 05.11.2014).
2 О результатах конкурсного отбора социально ориентированных некоммерческих организаций для предоставления в 2012 году субсидий из федерального бюджета [Электронный ресурс] URL: // http:// mert.tatarstan.ru (дата обращения 05.11.2014).
3 Республика Татарстан по результатам конкурсного отбора Минэкономразвития России получит в 2013 году субсидию в размере 24 978 тыс. рублей из федерального бюджета на реализацию программ поддержки социально ориентированных некоммерческих организаций [Электронный ресурс] URL: // http://mert.tatarstan.ru (дата обращения 05.11.2014).
4 Брифинг: Об оказании финансовой поддержки социально ориентированным некоммерческим организациям в РТ [Электронный ресурс] URL: // http://kpfu.ru (дата обращения 05.11.2014).
Сайфуллина: «Около 30% заявок поступает от челнинцев.5 Эти цифры еще раз подтверждают, что проводимая сегодня государственная политика направлена на содействие развитию сектора в целом. Аналогичной точки зрения придерживается и большинство руководителей НКО, что подтверждают ответы, полученные на вопрос «Каким образом, по Вашему мнению, государство в целом относится к общественным объединениям и другим некоммерческим организациям». 33% опрошенных заявили, что государство «налаживает сотрудничество с ними как равноправными партнерами»; 26% - «поощряет их развитие»; 22% - «пытается помогать и сотрудничать, но делает это неумело»; 15% - «относится к ним равнодушно, игнорирует их»; 4% - «пытается установить контроль над ними». На вопрос «Как Вы считаете, правильную ли позицию занимает сейчас государство в отношении к общественным объединениям и другим некоммерческим организациям?» «безусловно да» ответили 17% респондентов, «скорее да» - 57%, «скорее нет» - 13%, «безусловно нет» - 0%, «затрудняюсь ответить» - 13%.
Никто не будет спорить, что мир в котором мы живем, имеет множество сложных задач, а финансовые ресурсы ограниченны. Но подчёркивая существенную роль бюджетного финансирования в развитии третьего сектора, не оставим без внимания мнение Р. Холлоуэйя, который отмечает, что существуют типы организаций (религиозные и досуговые), для которых финансовые ресурсы не являются определяющими [5, с. 1499]. В нашем графике, представленном выше («Индекс устойчивости НКО г. Набережные Челны»), видно, что такие параметры, как «организационные возможности» и «инфраструктура», несмотря на финансовые вливания, практически не изменились, а оценка «правового поля» - ухудшилась. Думается, что такое положение дел связано с внешними составляющими, прежде всего со сложившейся городской инфраструктурой/средой, ведь решения принимаются каждый день, и они должны быть грамотными. А для этого необходи-
мо иметь возможность получать квалифицированную помощь вне своей организации. И в силах власти способствовать решению этой задачи.
Исследование в Набережных Челнах показало, что возможность некоммерческого сектора получить в городе юридические консультации оценили на «хорошо» - 48% руководителей, на «удовлетворительно» - 35%, на «плохо» - 4%, «отсутствуют» - 0%, затруднились ответить - 13% .
Возможности получить в городе базовую подготовку по управлению некоммерческой организацией 57% руководителей оценили на «хорошо»; 26% - на «удовлетворительно»; 4% - на «плохо»; никто не выразил мнения, что она «отсутствует» - 0% и 13% - затруднились ответить.
Ответы на вопрос о возможностях организации получить гранты от местных или региональных органов власти распределились следующим образом: «хорошо» поставили 39% руководителей, «удовлетворительно» - 31%, «плохо» -13%, «отсутствуют» - 0%, «затрудняюсь ответить» - 17%.
Возможности получить в городе обучающие материалы по ведению некоммерческой деятельности оценили как «хорошие» 35% руководителей Набережных Челнов; как «удовлетворительные» - 52%; как «плохие» - 0%; «отсутствуют» - 0%; затруднились ответить 13% - челнинских руководителей.
Приведенные цифры доказывают, что городская среда Набережных Челнов способствует развитию третьего сектора, создает благоприятные возможности для его дальнейшего развития, только надо уметь ею воспользоваться. Однако малочисленность самих НКО [3 с. 88] пока не позволяет выйти им на новый уровень организационной, программной и финансовой зрелости. Основными проблемами третьего сектора Набережных Челнов, по словам самих руководителей НКО, выступают: «недостаток средств» - 38%, «низкое качество финансового менеджмента в организации» - 19%, «недостаток информации, необходимой для работы» - 15%,
5 На что дает деньги Татарстан? [Электронный ресурс] URL: // http://www.chelnyltd.ru/obshchestvo (дата обращения 05.11.2014).
«проблемы доступа к средствам массовой информации» - 12%, «недостаток энтузиазма» - 8% и др. При этом отметим, что многие руководители челнинских НКО способны проанализировать и взять на себя ответственность за принятые ими некорректные решения.
Ухудшение оценки правового поля связано, во-первых, с постоянными поправками, вносимыми в законодательство об НКО и, соответственно, невозможностью быстрого реагирования на происходящие изменения. Во-вторых, с принятием так называемого Закона об иностранных агентах (точнее поправок к Закону об НКО)6, главной целью которого, по мнению экспертов, является возможность заставить общественников «вести себя правильно» и «не нарываться» [10].7 Такие настроения и активная критика принятого «Закона об агентах» в прессе, как со стороны правозащитных организаций, так и со стороны экспертов, сформировали у представителей челнинских НКО негативное восприятие и уверенность в том, что правовое поле ухудшилось и может выступать угрозой как для третьего сектора в целом, так и для конкретной организации. И это несмотря на то, что отвечая на вопрос «Создает или не создает действующее законодательство о НКО благоприятные условия для деятельности Вашей организации» 18% руководителей ответили «безусловно создает», 78% - «скорее создает», 4% - «скорее не создает», 0% - «безусловно не создает». А ответы на вопрос «Защищает или не защищает действующее законодательство от неоправданного вмешательства со стороны государственных органов в деятельность Вашей организации» распределились следующим образом: «безусловно защищает» - 17%, «скорее защищает» - 65%, «скорее не защищает» - 9%, «безусловно не защищает» - 9%. Именно эти 9% руководителей отметили, что они раньше получали какую-либо помощь из-за рубежа (91% - не получали), но на вопрос «Является ли ваша организация получателем благотворительных грантов, методической или иной технической помощи от иностранных граждан, организаций и правительства в
настоящее время» они выбрали вариант «отказываюсь от ответа».
Набережные Челны - крупный моногород Республики Татарстан, имеющий множество проблем. Власти города уже осознали значимость третьего сектора для решения городских проблем. Сегодня выработана и проводится политика, направленная на поддержку НКО. В городе проводятся обучающие семинары для руководителей НКО (под руководством Общественной Палаты РТ), в бюджете предусмотрены местные гранты. Не остается в стороне и бизнес. Можно с уверенностью сказать о межсекторном взаимодействии власти, бизнеса и НКО.
Подводя итоги, отметим, что инфраструктура города Набережные Челны благоприятствует развитию третьего сектора, создает условия, которые позволяют НКО достигать своей миссии и располагает значительными (практически не использованными) ресурсами для того, чтобы убеждения могли превратиться в действия. Умело используя их, можно значительно укрепить индекс устойчивости НКО города, и первостепенная роль здесь отводится лидерам НКО, которым необходимо постоянно повышать уровень своих навыков, практик руководства и управления, стратегий развития и трансформирования организаций; обеспечивать доступ к качественной информации; налаживать взаимодействие с другими НКО для укрепления коллективного голоса и повышения общественного признания некоммерческого сектора; систематизировать взаимодействие с Общественной Палатой РТ и органами власти для того, чтобы аргументы были услышаны, противоречия сглажены, идеи превращены в решения и конкретные дела по улучшению жизни горожан. Деятельность, повышающая способность некоммерческой организации к достижению своей миссии, усиливает ее потенциал и является инвестицией в будущее.
1. Ильина, Т.С. Методы исследования региональных социально-экономических систем
6 О некоммерческих организациях: ФЗ № 7-ФЗ от 12.01.1996 (в ред. от 14.10.2014) // Собрание законодательства РФ. 1996. № 3. Ст. 145 с изм. и доп.
7 Российские НКО не хотят быть «иностранными агентами» [Электронный ресурс] URL: // http://www. bbc.co.uk/russian (дата обращения 05.11.2014).
[Текст] / Т.С. Ильина // Вестник Чувашского университета. Серия «Гуманитарные науки». 2012. № 4. С. 366-369.
2. Мерсиянова, И.В., Якобсон, Л.И. Негосударственные некоммерческие организации: институциональная среда и эффективность деятельности [Текст] / И. В. Мерсиянова, Л. И. Якобсон. М.: ИД ГУ ВШЭ, 2007. 170 с.
3. Носаненко, Г. Ю. Взаимодействие НКО и власти в городе Набережные Челны (по материалам эмпирического исследования) [Текст] / Г.Ю. Носаненко // Известия Саратовского университета. Серия «Социология. Политология». 2014. Выпуск 3. С. 86-91.
4. Нуриджанов, А.Э. Значение региональной власти в формировании управленческих конфигураций бизнес-организаций Республики Башкортостан [Текст] / А.Э. Нуриджанов // Вестник Чувашского университета. Серия «Гуманитарные науки». 2013. № 2. С. 80-84.
5. Holloway R. International Encyclopedia of Civil Society / Sustainability [Text] / H. Anheier, S. Toepler (Eds). New York: Springer, 2010. 1712 p.
References
1. Il'ina T.S. (2012) Vestnik Chuvashskogo univer-siteta. Serija Gumanitarnye nauki, no. 4, pp. 366-369 [in Rus].
2. Mersijanova I.V., Jakobson L.I. (2007) Ne-gosudarstvennye nekommercheskie organizacii: institucional'naja sreda i jeffektivnost' dejatel'nosti. Moscov, GU VShJe, 170 p. [in Rus].
3. Nosanenko G. Ju. (2014) Izvestija Saratovsk-ogo universiteta. Serija Sociologija, Politologija, Vy-pusk 3, pp. 86-91 [in Rus].
4. Nuridzhanov A.Je. (2013) Vestnik Chuvashskogo universiteta. Serija Gumanitarnye nauki, no. 2, pp. 81-87 [in Rus].
5. Holloway R., Anheier H., Toepler S. (2010). New York: Springer, 1712 p. [in Eng].
UDC 323
STABILITY INDEX OF NON-PROFIT ORGANIZATIONS AND URBAN ENVIRONMENT: POSSIBILITIES FOR DEVELOPMENT
Nosanenko Galina Yuryevna,
Kazan Federal University,
Institute of Social and Philosophic Sciences
and Public Communications,
Cand. Sc. (Political Sciences),
PhD student of the Department Chair of
Conflictology,
Kazan, Russia.
E-mail: [email protected]
Annotation
The article describes the results of the research of the third sector of Naberezhnye Chelny as a result of which "stability index of non-profit organizations" was set. It was 4.9 points in 2012 and 4.7 points in 2013. The author held an opinion poll among the managers who estimated possibilities of getting basic training as for managing non-profit organizations is concerned; possibilities of getting grants from local or regional authorities, educational resources on carrying on non-profit business and legal consultations. The author makes a conclusion that urban environment contributes to the development of the third sector.
Key concepts: third sector,
stability index of non-profit organizations, urban environment, municipal authority, municipal policy.