Научная статья на тему 'Имидж руководителя органов внутренних дел'

Имидж руководителя органов внутренних дел Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
1709
249
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИМИДЖ / РУКОВОДИТЕЛЬ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / КОМПЕТЕНТНОСТЬ / IMAGE / A CHIEF OFFICER OF THE INTERNAL AFFAIRS / PROFESSIONAL WORK / COMPETENCE

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Золотарёв Андрей Леонидович

Рассмотрены основные характеристики профессионала, влияющие на становление имиджа сотрудников органов внутренних дел. Определены перспективные направления формирования в общественном сознании позитивного образа данной категории государственных служащих.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — Золотарёв Андрей Леонидович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE IMAGE OF A CHIEF OFFICER OF THE INTERNAL AFFAIRS

The influence of the main professional property on a shaping of a chief officer’simage is considered this article. The perspective direction of forming the positive image of civil servants in social consciousness is defined.

Текст научной работы на тему «Имидж руководителя органов внутренних дел»

СОЦИОЛОГИЯ

УДК 316.4 ББК 60.5

А.Л. ЗОЛОТАРЁВ ИМИДЖ РУКОВОДИТЕЛЯ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ

Ключевые слова: имидж, руководитель органов внутренних дел, профессиональная деятельность, компетентность.

Рассмотрены основные характеристики профессионала, влияющие на становление имиджа сотрудников органов внутренних дел. Определены перспективные направления формирования в общественном сознании позитивного образа данной категории государственных служащих.

A.L. ZOLOTAREV THE IMAGE OF A CHIEF OFFICER OF THE INTERNAL AFFAIRS

Key words: image, a chief officer of the Internal Affairs, professional work, competence.

The influence of the main professional property on a shaping of a chief officer’simage is considered this article. The perspective direction of forming the positive image of civil servants in social consciousness is defined.

Одним из определяющих факторов эффективного функционирования правоохранительных органов является степень доверия в отношениях между обществом и властью. К сожалению, на сегодняшний день, несмотря на все возможные меры, предпринимаемые государством, средства массовой коммуникации констатируют факт снижения авторитета данной государственной структуры в общественном мнении рядовых граждан. Это обуславливает необходимость понимания причинно-следственных связей, раскрытие объективных и субъективных факторов, сдерживающих имеющийся потенциал работников правоохранительных органов.

По мнению И.И. Шакалова [4], В.К. Паукова [2], А.А. Сёмик [3], уровень доверия во взаимодействии отражается в таком феномене, как «имидж». Он же и определяет степень поддержки власти обществом. Таким образом, в настоящий момент в общественном сознании под действием определенных историкополитических, социальных и психологических факторов сложился устойчивый негативный имидж работников органов внутренних дел (далее - ОВД). Исследования В.К. Паукова [2] доказывают, что сами сотрудники ОВД в большей степени, чем общество, не доверяют себе, представителям своей профессиональной группы. Более того, усиление недоверия отражается во взаимоотношениях не только рядовых и младшего офицерского состава, но и их руководства.

Из всего вышеизложенного следует, что внутрисистемные конфликты, напряженный морально-психологический климат в коллективе, слабый авторитет руководителей правоохранительных органов деструктивно воздействуют на становление положительного имиджа сотрудников ОВД и самой системы как государственной структуры в целом.

Говоря об имидже руководителя ОВД, мы подразумеваем поведение, ведущее к социальному успеху через деловые, психологические, личностные и социальные характеристики профессионала, в результате чего формируется конкретный образ профессии в общественном сознании.

Для имиджа руководителя, как образа, характерны:

1) эмоциональность, что, в свою очередь, рождает противоречия в несовпадении реального профессионального образа и желаемого образа в общественном сознании. Е.Ю. Акимова [1] отмечает, что к имиджу руководителя

ОВД предъявляются более высокие требования, чем к прочим категориям граждан, так как руководитель олицетворяет государство, выступает представителем и носителем реальной власти, помогающим или препятствующим реализации потребностей людей, а также защищающим их интересы;

2) неустойчивость, т.е. под влиянием общественного заказа имидж трансформируется из одного простого типа во все более сложный. Так, в настоящее время общество отдает предпочтение имиджу интеллектуала, способного подчинить свои эмоционально-волевые качества профессиональным знаниям, умениям и навыкам. Это должно привлечь в органы внутренних дел новое поколение творчески мыслящих руководителей, стремящихся к саморазвитию.

Анализ теоретической базы по проблеме имиджа руководителя ОВД показал, что на сегодняшний день научный поиск находится на этапе исследования сложившегося имиджа и выявления набора личностных и деловых качеств, наиболее приемлемых для представителей данной государственной структуры. Обзор научных исследований (2000-2012 гг.) позволил выделить три основные группы негативных качеств, отрицательно влияющих на имидж руководителя ОВД:

1) профессионально-деятельностные (связаны с использованием служебного положения в личных целях, превышение должностных полномочий);

2) профессионально-функциональные (невыполнение своих прямых функциональных обязанностей, халатность, формальное отношение к решению вопросов);

3) профессионально-нравственные (пренебрежение в отношениях с людьми, аморальность, равнодушие и т.д.).

Среди личностных качеств, препятствующих становлению положительного имиджа, отмечаются: высокая интровертированность, эгоцентризм, конфликтность, низкая стрессоустойчивость организма.

Важнейшую роль в формировании общественно одобряемого имиджа руководителя играет профессионализм, который включает в себя как личностные (честность, эмпатийность, принципиальность, духовность), так и деятельностные качества (способность принимать быстрые решения в условиях дефицита времени и информации, умение выделять главное, применение профессиональных знаний, умений и навыков на уровне мастерства.). Таким образом, руководитель-профессионал - это не только интеллектуально развитый, компетентный, но и высоконравственный специалист.

Существенное внимание в утверждении авторитета руководителя ОВД как в профессиональной среде, так и в обществе должно уделяться развитию социально-психологических компетенций: коммуникативной, перцептивной, интерактивной, что будет способствовать принятию эффективных управленческих решений, затрагивающих интересы других, оставаясь при этом частью профессиональной группы .

Подводя итоги, отметим, что природа имиджа руководителя сложна и многогранна. Её создание и коррекция - это работа, требующая систематизированных и фундаментальных знаний. Во избежание стихийного формирования имиджа сотрудников ОВД необходимы разработка целенаправленных мероприятий и приложение дополнительных государственных усилий по организации как опосредованных, так и непосредственных каналов формирования адекватного общественного мнения об имидже работников правоохранительных органов. Основными перспективными направлениями в данной области, на наш взгляд, являются: развитие профессионализма сотрудников ОВД, их деятельностных и личностных качеств; разработка и попытка внедрения строгих этических норм профессиональной деятельности государственных служащих; целенаправленное использование средств массовой информации и коммуникации как способа формирования позитивного имиджа.

Литература

1. Акимова Е. Ю. Социально-психологический анализ профессиональной деятельности государственных служащих // В мире научных открытий. 2010. № 4 (10), ч. 2. С. 79-81.

2. Пауков В.К. Общественное мнение в формировании позитивного имиджа правоохранительных органов: автореф. дис. ... канд. психол. наук. М., 2012.

3. Сёмик А.А. Имидж сотрудника полиции в условиях современной российской модернизации // Проблемы и риски современной российской модернизации: концептуальное осмысление и практика реализации: материалы Междунар. межотрасл. науч. конф. (Москва, 22-24 октября 2012). М.; Чебоксары: Пегас, 2012. С. 326-332.

4. Шакалов И.И. Имидж МВД России как одно из направлений реформы правоохранительного ведомства // European Social Science Journal. 2012. № 4 (20). С. 64-76.

ЗОЛОТАРЁВ АНДРЕЙ ЛЕОНИДОВИЧ - подполковник полиции, слушатель, Академия управления МВД России, Россия, Москва ([email protected]).

ZOLOTAREV ANDREY LEONIDOVICH - police lieutenant colonel, listener, Academy of Management of the Interior Ministry of Russia, Russia, Moscow.

УДК 316.334.2

ББК 65.050.22(2Рос.Баш)

А.Э. НУРИДЖАНОВ

ЗНАЧЕНИЕ РЕГИОНАЛЬНОЙ ВЛАСТИ В ФОРМИРОВАНИИ УПРАВЛЕНЧЕСКИХ КОНФИГУРАЦИЙ БИЗНЕС-ОРГАНИЗАЦИЙ РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН

Ключевые слова: бизнес-организация, государство, дискриминация, Республика Башкортостан, управленческая конфигурация.

Предложены результаты исследования значения региональной власти в процессе формирования управленческих конфигураций бизнес-организаций Республики Башкортостан. Существующая государственная политика в отношении бизнеса на региональном уровне ведет к интенсификации дискриминационных технологий применительно к персоналу.

A.E. NURIDZHANOV VALUE OF THE REGIONAL POWER IN THE GENERATION MANAGEMENT'S CONFIGURATIONS OF THE BUSINESS ORGANIZATIONS OF THE REPUBLIC OF BASHKORTOSTAN

Key words: business organization, state, discrimination, Republic of Bashkortostan, administrative configuration.

Results of research of value of the regional power in process of formation of administrative configurations of the business organizations of the Republic of Bashkortostan are offered.

The existing state policy concerning business at regional level conducts to an intensification of discrimination technologies in relation to the personnel.

Категория «конфигурация» представляет собой важный инструмент анализа интегративной методологии исследования социальной реальности (Н. Элиас, Э. Гидденс, П. Бурдье и др.). В отличие от категории «система» категория «конфигурация» не транслирует ни представлений о радикальной замкнутости, ни о внутренней гармонии объекта. Понятие конфигурации нейтрально и может относиться как к гармоничным, так и конфликтным формам коммуникации, включая взаимосвязи и зависимости от социальной среды. Таким образом, конфигурация не есть нечто неизменное, но, скорее, что-то относительно устойчивое (особенно в масштабах жизненного мира индивида), обусловленное фрактальными параметрами социальности. Любая конфигурация локализована, привязана к физическому окружению, к «типичным взаимодействиям», из которых состоят социальные образования.

Являясь частным случаем социальных конфигураций вообще, управленческие конфигурации - это структура скорее факторов, а не условий соци-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.