Психолого-педагогические аспекты становления и развития личности
Psychological and pedagogical aspects of personality formation and development
УДК 159.9 © В. И. Реутова, 2018. DOI: 10. 24411/1999-6241 -2018-12002
Сущность и содержание профессиональной успешности руководителя ОВД
Реутова Валентина Ивановна,
старший инспектор по особым поручениям отдела организации психологической работы Управления организации морально-психологического обеспечения Департамента государственной службы и кадров МВД России
Москва, Россия. е-mail: [email protected]
Представлено содержание профессиональной успешности руководителя с точки зрения коллекционного, парциального, социально-психологического, функционального, интеграционного подходов и моделей личности руководителя. Содержание успешности руководителя раскрывается посредством учета специфики профессиональной деятельности руководителя ОВД и тех требований, которые она предъявляет к личности руководителя. Описаны особенности профессиональной деятельности руководителя в системе правоохранительных органов во взаимосвязи с выделенными характеристиками профессиональной успешности управленческой деятельности: психическая напряженность, связанная с противодействием криминальному окружению, многообразие и сложность профессиональных задач, конфликтность, высокая ответственность за результаты и т. п. Установлено, что современный этап характеризуется переходом от описательных к интегральным моделям руководителя. Показаны преимущества компетентностного подхода к оценке личности руководителя, позволяющего положить новую научно-методическую основу организации психологического обеспечения управленческой деятельности руководителей ОВД с позиции психологической оценки и прогноза ее успешности.
Ключевые слова: руководитель ОВД; управленческая деятельность; профессиональная успешность; эффективность; профессионально важные качества руководителя; компетентность.
Для цитирования: Реутова В. И. Сущность и содержание профессиональной успешности руководителя ОВД // Психопедагогика в правоохранительных органах. 2018. № 2(73). С. 13-18.
Реформирование правоохранительных органов обусловливает необходимость в совершенствовании форм и методов руководства, в повышении требований к профессиональной деятельности и к личности руководителей органов ОВД. Усиливаются требования и к психологическому обеспечению управленческой деятельности, к организации процесса профессионально-психологического отбора и формирования резерва руководящих кадров правоохранительных органов .
В связи с этим актуальной проблемой становится выявление прогностических критериев успешности профессиональной деятельности руководителей правоохранительных органов, что вызывает необходимость осмысления общетеоретических подходов, сущности и содержания понятия «успешность» и близких к нему понятий «эффективность», «надежность» и «успех» в профессиональной деятельности руководителя ОВД
В отечественной и зарубежной науке накоплен большой опыт изучения личности и деятельности руководителя, их влияния на успешность и эффективность управленческого труда (Р. Стогдилл, Э . Мейо, Р. Лай-керт, Е . С. Кузьмин, А. Л . Свенцицкий, А. Л. Журавлев, Р. Л. Кричевский, А. Г. Ковалев, В . Ф . Рубахин и др . ). В ряде научных изысканий рассматриваются психологические аспекты деятельности руководителей в органах
внутренних дел (Т. Ю . Базаров, А. И . Китов, А. Г. Ковалев, И . В. Якушев и др . ). Научно-практический интерес представляют труды, посвященные разработке методического аппарата психодиагностического исследования деятельности руководителя ОВД (Н В Андреев, Б Г Бовин, М. О . Калашников, Е . П. Клубов, И. О . Котенев, В. Е . Петров, А. Д . Сафронов и др. ), психодиагностического изучения личности руководителя ОВД в рамках прогнозирования успешности управленческой деятельности (И Б Гайворонская)
Раскроем подходы к содержанию понятия профессиональной успешности современных исследователей И В Арендачук заявляет, что профессиональная успешность является «оценочным критерием, как со стороны субъекта деятельности, так и со стороны окружающих и коллег; непосредственно связана с эффективностью и конечными результатами деятельности; выражается в удовлетворенности субъекта своим трудом; является условием профессиональной самореализации» [1, с. 10]. Аналогичные взгляды находим у Ю А Карачаровой, которая определяет профессиональную успешность как «свойство метасистемы „человек-профессия", характеризующее субъекта труда, отражающее его соответствие требованиям профессии, удовлетворенность трудом, а также стремление к дальнейшей профессиональной са-
мореализации в данной сфере» [2, с. 8]. В исследовании А. Г. Ивашкина успешность руководителя понимается как «сложный социально-психологический феномен, который проявляется в поведении и деятельности человека Профессиональная успешность личности руководителя обусловлена специфическими условиями особого вида профессионального труда — управленческой деятельности, которые в контексте профессионального развития личности руководителя имеют как положительную, так и отрицательную значимость . С одной стороны, личность руководителя должна успешно противостоять деструктивным влияниям специфических условий управленческой деятельности, а с другой, используя перспективные возможности профессии управленца, — активно развивать свой профессиональный и творческий потенциал» [3, с. 5]. К. В . Карпинский, Т. В . Гижук трактуют профессиональную успешность с позиции субъекта как меру «соответствия реальных достижений профессиональным притязаниям и стремлениям самой личности, критерием профессиональной успешности является субъективная удовлетворенность карьерой, то есть совокупностью лич-ностно значимых положительных результатов в сфере профессиональной деятельности» [4, с. 12].
От эффективности деятельности, полагают А. Б. Леонова, А С Кузнецова, зависит оптимальность способа достижения цели, стоящей перед субъектом труда в соответствии с принципом получения максимальных результатов при минимуме затрат [5]. По мнению Ю. Е. Якуниной, эффективность профессиональной деятельности, в том числе и управленческой деятельности руководителя, есть «соотношение успешности и неуспешности деятельности в некоторый период времени» [6, с. 10]. Профессиональная успешность соотносится с надежностью деятельности, предусматривающей, с точки зрения Г. С. Никифорова [7], безошибочное и своевременное выполнение специалистом возложенных на него профессиональных функций в течение требуемого времени при заданных условиях деятельности Анализ соотношения понятий «профессиональная успешность» и «профессиональный успех» показывает, что ряд авторов, например Ю. Э. Клейменова [8], Т. Н . Банщикова [9], считают их синонимичными. Однако, на наш взгляд, они имеют различия по критериям внешних и внутренних достижений человека в профессиональной деятельности В понятии «профессиональный успех» отражаются объективные достижения личности в профессиональной деятельности: занимаемая должность, количество продвижений по службе, широта властных полномочий, уровень оплаты труда и пр Вместе с тем достижения в профессии оцениваются и переживаются самой личностью руководителя. Результатом субъективной, внутренней оценки выступает профессиональная успешность, которая, как полагает В В Левченко, «обусловлена переживанием успехов и неудач в профессиональной деятельности, переживанием личностью своего профессионального статуса» [10, с. 13]. Таким образом, профессиональный успех — это объективный факт достижения профессиональных результатов, а профессиональная успешность — итог внутренней оценки достигнутого успеха
Наиболее распространенным подходом к оценке успешности управленческой деятельности руководителя является коллекционный подход, основывающийся на перечне профессионально важных качеств (далее — ПВК) личности руководителя. В. Д. Шадриков под профессионально важными качествами понимает «индивидуальные качества субъекта деятельности, влияющие на эффективность деятельности и успешность ее освоения К профессионально важным качествам относятся и способности, но они не исчерпывают всего объема ПВК» [11, с. 65].
С точки зрения А. Е . Горбушина, Ю . А. Саурова, ПВК охватывают особенности мотивационной, эмоционально-волевой и интеллектуальной сфер личности, особенности профессионального самосознания, социально-психологические способности и умения, связанные с процессами межличностного взаимодействия, психофизиологические особенности, определяющие в совокупности активность, работоспособность и выносливость, а также опыт, запас профессиональных знаний, умений и навыков [12, с. 171-172]. В. Е. Петровым [13] в структуре личности руководителя ОВД выделены следующие группы профессионально важных качеств: нравственно-ценностная ориентация личности и ее мотивация; познавательно-прогностические качества; эмоционально-волевые качества; коммуникативные качества; организаторские качества К качествам, отражающим наиболее существенные характеристики психологического потенциала руководителя, относятся стремление к лидерству, управленческое мышление, способность оказывать позитивное влияние на социально-психологический климат в коллективе, профессиональная общительность и эмоциональная устойчивость
Таким образом, определение уровня сформирован-ности ПВК может стать основой для дифференциации руководителей по степени их соответствия/несоответствия требованиям трудового поста и, как следствие, по степени выраженности потенциальных возможностей для успешного труда При этом следует отметить, что М . В . Клищевской, Г. Н . Солнцевой [14] ПВК трактуются как те особенности, которые являются необходимыми и достаточными признаками для прогнозирования профессиональной успешности В этой трактовке ПВК выступают как прогностические критерии различения успешных и неуспешных руководителей Однако данный подход вызвал критику Ю Д Красовского, поскольку представление о личности руководителя как о наборе качеств, связанных с успешностью деятельности, ограничивает анализ его динамических характеристик [15].
Популярность получил конкурентный подход, предусматривающий наличие у руководителей особых свойств личности, отличающих их от других людей . Данный подход был подробно разработан Э . С. Чугуновой [16], выделившей в структуре личности руководителя административно-организаторские умения, моральные качества, уровень интеллекта, профессиональные умения, социальную направленность, мотивацию
С точки зрения парциального подхода формирование личности руководителя опосредованно связано
с психокоррекцией системы отношений и с отработкой отдельных операций и действий, включенных в управленческую деятельность руководителя В рамках данного подхода А М Омаровым была разработана концепция авторитета, производная от профессиональных качеств личности руководителя [17]. Рефлексивный подход Ю Д Красовского изучает личность руководителя через формирование у него рефлексивно-ценностной концепции управления, согласно которой способность руководителя проявляется в формировании, осмыслении и самокоррекции его собственной управленческой концепции, состоящей из ряда моделей деятельности [15]. С. М. Белозеров [18] выделяет следующие ее элементы: стратегические замыслы; экономические показатели, проблемы, возникающие при выполнении показателей, причины возникновения проблем; управленческие средства устранения причин, функциональные единицы, реализующие эти средства, информацию о состоянии деятельности По мнению представителей данного подхода, его достоинство в том, что система стратегических замыслов, выполняющих в индивидуальной управленческой концепции смысловую функцию, служит основным личностным новообразованием, формирующимся в процессе управленческой деятельности руководителя и обеспечивает успешность принятия управленческих решений
С позиции социально-психологического подхода разработаны модели личности руководителя по различным основаниям Так, Т Ю Базаров выделил функционально-ролевые качества руководителя: управленец, организатор, руководитель, администратор [19, с. 37]. Другая модель, представленная Г. Минцбергом, содержит три взаимосвязанные группы ролей руководителя Первую составляют межличностные роли: роль руководителя, роль лидера, связующая роль (участие в горизонтальных отношениях, организация контактов с внешней средой) Вторую группу образуют информационные роли — роль наблюдателя, связанная с поиском и получением информации, ее осмыслением и пониманием, и роль распространителя и докладчика. Третью группу образуют решающие роли: роль предпринимателя, включая инициирование и планирование прогрессивных изменений ситуации, которые осуществляет сам или делегирует, роль решателя проблем, роль распределителя ресурсов, роль ведущего переговоры [20, с. 211]. Данные модели правомерно рассматривать не только в контексте распределения ролей в управленческой структуре, но и в виде ролевых функций и дея-тельностных позиций личности руководителя Следует отметить, что руководитель одновременно участвует во множестве ролей, их комбинации постоянно меняются Способность руководителя успешно позиционировать себя во множестве ролей в процессе выполнения профессиональной деятельности следует относить к критериям успешного руководителя
Развитие социально-психологического подхода к выделению критериев успешности управленческой деятельности привело к возникновению функционального
подхода, согласно которому успешность руководителя интерпретировалась с точки зрения управленческих функций и лежащих в их основе умений, навыков и способностей руководителя, а также интеграционного подхода, предусматривавшего выявление глубинных психологических механизмов, интегрирующих личность и деятельность руководителей. С точки зрения Р. Х. Шакурова, имеют место дискретно-функциональные качества руководителя (качества руководителя, необходимые для выполнения отдельных задач) и интегрально-функциональные (способности руководителя к выполнению управленческих функций в целом) [21]. Дж. В . Ньюстром и К. Дэвис в виде обязательных и ключевых выделили три группы личностных качеств руководителя: техническую квалификацию (в общем смысле владение управленческой технологией на профессиональном уровне); умение работать с людьми; концептуальные способности (умения в области анализа людей, структур и взаимосвязей, а также долгосрочного планирования) [22]. Аналогичные группы качеств руководителя определил Л Маллинз: техническую компетентность; социальные навыки и человеческие качества; концептуальные способности — видение организации как единой целостности, готовность к стратегическому планированию с учетом окружающей среды [23, с. 202]. А. А. Урбанович, ссылаясь на В М Шепель, разделил их на три взаимосвязанных блока: общие качества (незаурядный интеллект, фундаментальные знания, достаточный опыт); конкретные качества, куда включены идейно-нравственные (моральная мотивация, мировоззрение, культура, гражданственность); научно-профессиональные (знания, опыт, технико-экономическая и управленческая компетентность на теоретическом и практическом уровне); организационные качества (все, что связано с управлением кадрами); психофизические качества (соматические и психические данные: здоровье, развитость системного мышления, воли, памяти, воображения и т д ); специфические личностно-деловые качества (коммуникабельность, эмпатийность, способность к психоанализу, стрессоустойчивость, умение убеждать, имидж и др . ) [24].
Достоинства изложенных подходов заключаются в том, что сущность и содержание успешности руководителя ОВД раскрывается посредством учета специфики профессиональной деятельности руководителя ОВД и тех требований, которые она предъявляет к личности руководителя. И . Б. Гайворонской в качестве особенностей профессиональной деятельности руководителя ОВД выделены внутренние условия, к которым относятся высокий уровень психической напряженности труда; жесткие временные и ресурсные ограничения при принятии управленческих решений; многообразие и сложность профессиональных задач; информационная неопределенность при выработке решений; необходимость регулирования социально-психологического климата в коллективе; повышенная ответственность за конечные результаты и профессиональные ошибки, и внешние условия — противоречивость нормативных предписаний; их неопределенность; отсутствие четкости оценочных критериев эффективности деятельности руководящих кадров; мно-
жественная подчиненность руководителя ОВД и др [25] В научной публикации М А Чекулаева также отмечается, что «деятельность руководителя ОВД существенно насыщена эмоциогенными факторами, связанными с противодействием криминальному окружению, конфликтностью в межличностных отношениях, сложными условиями, высокой ответственностью за результаты» [26, с. 30], что предъявляет высокие требования к стрессоустойчивости личности руководителя В исследовании И Ю Кобозева, посвященном профессиональному стрессу руководителей ОВД, психологические качества, детерминирующие низкую и высокую интенсивность профессионального стресса руководителей ОВД, которые в контексте изучения проблемы успешности руководителя ОВД можно рассматривать в качестве критериев успешности-неуспешности профессиональной деятельности [27]. В качестве критериев неуспешности профессиональной деятельности руководителя ОВД выступают личностная незрелость, агрессивное поведение в деятельности, подозрительность и осторожность в решении служебных задач, формализм в деятельности, отсутствие гибкости при решении служебных задач, неспособность к самостоятельному их решению В качестве критериев успешности выступают самореализация через управленческую деятельность, творческий подход к деятельности, установка на достижение успеха в деятельности и на интеграцию всех сторон жизни, готовность к реализации интуитивных решений М А Чекулаевым отмечены управленческие характеристики личности руководителя ОВД, которые обусловливают успешность управленческой деятельности: индивидуально-психологические качества, влияющие на управленческую деятельность, определяющиеся ее содержанием и требованиями (общеуправленческие способности, обусловливающие эффективность деятельности в целом; частные управленческие способности, обеспечивающие эффективное выполнение отдельных функций), а также ряд общих (интеллект, креативность, обучаемость, рефлексивность, активность, саморегуляция) и специальных (мнемических, мыслительных, перцептивных) способностей руководителя [26, с. 30-31].
В рамках функционального и интеграционного подходов широкое развитие получил компетентностный подход к оценке личности руководителя ОВД, который предполагает оценку руководителя через сравнение результативности, качества и сложности осуществленного труда с эталонными характеристиками должности руководителя (А. Я . Кибанов [28], В. Д. Шадриков [29] и др . ). О . В. Мушегян полагает, что профессиональные компетенции руководителя — «это личностное новообразование, характеризующее его готовность к профессиональной деятельности, непрерывному профессиональному развитию и самосовершенствованию», определяя их посредством квалификационного (требуемого) и практического (деятельностного) компонентов готовности управлять [30, с 38]
В настоящее время разработаны различные компе-тентностно ориентированные модели руководителя Рядом ученых исследована профессиональная компетент-
ность руководителей системы МВД России К В Иванов в структуре компетентности руководителей следственных органов МВД выделяет «специальную, или деятельност-ную компетентность (владение на высоком уровне профессиональной деятельностью); социально-психологическую (владение способами совместной профессиональной деятельности и сотрудничества); личностную (владение способами самовыражения и саморазвития); индивидуальную (владение приемами самореализации и саморазвития индивидуальности в рамках профессии)» [31, с. 120]. О . В . Евтиховым, А. В. Жильцовым в структуре профессиональной компетентности руководителей подразделений ОВД были обозначены два базовых компонента: «Профессиональные компетенции — требования, которые предъявляются к руководителю в соответствии с содержанием и спецификой профессионально-управленческой деятельности (профессионально необходимые знания — когнитивный компонент и профессионально-управленческие способности — функционально-деятельностный компонент); профессионально-психологические характеристики, представляющие профессионально важные психологические качества руководителя, обеспечивающие успешность его профессионально-управленческой деятельности» [32, с. 8]. В исследовании А. Ю. Филякина отмечается, что эффективность управленческой деятельности руководителя ОВД непосредственно определяется наличием и уровнем сформированности многоплановой системы компетенций, личностно-профессиональных качеств, ведущую роль среди которых играет управленческая компетентность [33, с 9]
Таким образом, анализ научно-практических работ, посвященных теоретическим подходам к изучению личности руководителя, показывает, что современный этап характеризуется переходом от описательных моделей к интегральным, когда на смену фрагментарным исследованиям приходят системные концепции личности руководителя с последовательным описанием управленческого развития руководителя и поиском интегральной основы структуры его личности и управленческой деятельности Профессиональная успешность является системным образованием, которое связано, с одной стороны, с характеристиками профессиональной деятельности, с другой — с характеристиками субъекта труда Профессиональная успешность опосредована комплексом внешних (условия труда и профессионального окружения) и внутренних факторов (индивидуальные особенности личностности, мотивация, знания, умения, способности, опыт, стиль деятельности), непосредственно связанных с эффективностью и конечными результатами деятельности, которые выражаются в удовлетворенности субъекта своим трудом и карьерой Поэтому оценка профессиональной успешности руководителя должна базироваться не только на данных о качестве и надежности управленческой деятельности, на оценке риска профессиональных деформаций и анализе ПВК руководителя, а также на косвенных показателях удовлетворенности работой и успешности карьерного продвижения
Перспективным направлением на современном этапе служит выявление прогностических критериев успешности деятельности руководителей ОВД на основе построения компетентностных моделей деятельности руководителей Преимущества компетентностного подхода способны создать новый организационно-содержательный фундамент психологического обеспечения управленческой деятельности руководящих кадров ОВД с точки зрения психологической оценки и прогноза ее успешности Оценка степени сформированности компетенций руководителей ОВД становится необходимой основой для прогноза профессиональной успешности и может рассматриваться в качестве критериальной оценки различения успешных и неуспешных руководителей
Список литературы
1. Арендачук И. В. Структурно-функциональная организация профессионализма личности в научно-педагогической деятельности : автореф . дис . ... канд . психол . наук. Ярославль, 2008. 29 с .
2. Карачарова Ю. А. Психологические факторы профессиональной успешности участкового врача-терапевта : автореф . дис . ... канд . психол . наук. Тверь, 2010. 30 с .
3 . Ивашкин А. Г. Психологические основы развития профессиональной успешности личности муниципального руководителя : автореф. дис .. .. д-ра психол. наук. Ставрополь, 2007. 43 с.
4. Карпинский К. В., Гижук Т. В. Субъективные критерии профессиональной успешности // Ананьевские чтения — 2014: Психологическое обеспечение профессиональной деятельности : мат-лы науч . конф . , 21-23 окт. 2014 г. / отв . ред. Г. С. Никифоров. СПб . , 2014. С. 11-13 .
5 . Леонова А. Б., Кузнецова А. С. Психологические технологии управления состоянием человека. М . , 2009. 312 с .
6 . Якунина Ю. Е. Субъективные критерии эффективности профессиональной деятельности в профессиях типа «человек-человек» : автореф . дис . ... канд. психол. наук. М . , 2004. 25 с .
7. Никифоров Г. С. Проблема профессионального здоровья // Психология профессионального здоровья : учеб пособие СПб , 2006 480 с
8. Клейменова Ю. Э. Влияние социально-психологических факторов на успешность карьеры в малом бизнесе : автореф дис . канд психол наук М , 2007 28 с
9 . Банщикова Т. Н. Профессиональная компетентность как фактор профессиональной успешности // Акмеология . 2007. № 1. С. 25-29.
10 . Левченко В. В. Секреты успеха и успешности современного человека : монография . М. , 2014. 259 с.
11. Шадриков В. Д. Психология деятельности и способности человека: учеб . пособие . М . ,1996. 320 с .
12 . Горбушин А. Е., Сауров Ю. А. Вопросы методологии управленческой деятельности . Киров, 2003. 272 с .
13 . Петров В. Е. Психологическая диагностика профессионально важных качеств руководителей органов внутренних дел на основе компьютерных технологий : дис . ... канд . психол. наук. М. , 2001. 250 с.
14. Клищевская М. В., Солнцева Г. Н. Профессионально важные качества как необходимые и достаточные условия прогнозирования успешности деятельности // Вестн . Моск. ун-та. Серия 14 «Психология» . 1999. № 4. C 61-66 .
15 . Красовский Ю. Д. Руководитель трудового коллектива. Из опыта психологического консультирования . М . , 1987. 324 с .
16. Чугунова Э. С. Социально-психологические особенности творческой активности инженеров . Л . , 1986. 160 с .
17. Омаров А. М. Руководитель: Размышления о стиле управления. М. , 2007. 192 с.
18 . Белозеров С. М. Влияние управленческой концепции руководителя на деятельность руководителя предприятия : автореф . дис . ... канд . юрид . наук. М. , 1986. 24 с .
19 . Базаров Т. Ю. Технология центров оценки персонала : процессы и результаты . М. , 2016. 37 с.
20 . Mintzberg H. The Nature of Managerial Work. Prentice Hall, New Jersey, 1973. 1039 с .
21. Шакуров Р. Х. Социально-психологические проблемы руководства педагогическим коллективом . М . , 1982. 207 с .
22 . Ньюстром Дж. В. Организационное поведение . СПб . , 2000 С 183
23 . Маллинз Л., ХиксЛ., Прис Д. Менеджмент и организационное поведение : учеб . - практ. пособие / пер . с англ. Т. Цеханович и др . Минск, 2003. 1037 с.
24. Урбанович А. А. Психология управления . М. , 2002. 133 с.
25 . Гайворонская И. Б. Психологическое прогнозирование эффективности управленческой деятельности руководителей ОВД : дис. ... канд. психол. наук. СПб . , 2008. 215 с .
26 Чекулаев М. А. О направлениях личностного развития управленческих способностей руководителей ОВД // Психопедагогика в правоохранительных органах. 2015 . № 3(62) . С. 30-33.
27 Кобозев И. Ю Профессиональный стресс руководителей органов внутренних дел и его психопрофилактика : дис канд . психол . наук. СПб . , 2011. 247 с.
28 . Кибанов А. Я. Компетентностный подход в управлении персоналом : учеб . -практ. пособие. М. , 2014. 72 с.
29. Шадриков В. Д. Новая модель специалиста: инновационная подготовка и компетентностный подход // Высшее образование сегодня 2004 № 8 С 26-31
30. Мушегян О. В. Развитие профессиональных компетенций субъекта труда средствами групповой социально-психологической работы : дис . ... канд. психол. наук. М. , 2015 . 218 с
31. Иванов К. В. Актуальные вопросы изучения компетентности руководителей следственных органов МВД // Вестник Российского нового университета. 2011. № 1. С. 119-124.
32 . Евтихов О. В., Жильцов А. В. Структурная модель профессионально-управленческой компетентности руководителя подразделения органов внутренних дел // Психопедагогика в правоохранительных органах. 2016. № 4(67). С. 7-10 .
33 . Филякин А. Ю. Социально-психологические особенности развития управленческой компетентности будущих руководителей подразделений МВД России по борьбе с экономическими и налоговыми преступлениями : автореф дис . канд психол наук М , 2009 23 с
Поступила 30.09.2017
The Essence and Content of Chief Police Officer Professional Success
Reutova Valentina I.,
senior special assignment inspector of the Department of Organization of Psychological Work, Directorate of Organization of Moral and Psychological Maintenance, the MIA Department of Civil Service and Personnel Moscow, Russia. е-mail: [email protected]
The article provides the reader with the content of the chief police officers' professional success from the collection, partial, socio-psychological, functional, integration approaches and supervisors' models. The content of the supervisors' professional success is revealed considering the chief police officers' professional activity and those requirements put forth for the supervisor. The author describes the specifics of the supervisor's professional activity in Law enforcement in relation to the revealed features of professional successful management activity: psychic tension connected with counteracting criminal environment, variety and difficult character of professional tasks, their conflict character, high responsibility for the results etc. It is determined that the modern stage is characterized by the transition from the descriptive to the integral supervisor's models. The paper shows the advantages of the competency-based approach to the estimate of the supervisor personality enabling to apply a new scientific methodical basis for the organization of psychological maintenance of chief police officers' management activity from the position of psychological assessment and its predicted success.
Keywords: chief police officer; management activity; professional success; effectiveness; supervisor's professionally important qualities; competency.
Citation: Reutova V. I. The Essence and Content of Chief Police Officer Professional Success. Psychopedagogy in Law Enforcement. No. 2(73). 2018. P. 13-18.
References
I. Arendachuk I . V. Structural-functional Organization of Personal Professionalism in Scientific Pedagogical Work. Extended abstract of the Candidate of Sciences Dissertation (Psychology). Yaroslavl, 2008. 29 p. (In Russ. )
2 . Karacharova Yu. A . Psychological Factors of Professional Success of a District Physician . Extended abstract of the Candidate of Sciences Dissertation (Psychology). Tver, 2010. 30 p. (In Russ.)
3 . Ivashkin A . G . Psychological Basis of Successful Personal Professional Development of a Municipal Manager. Extended abstract of the Doctor of Sciences Dissertation (Psychology). Stavropol, 2007. 43 p. (In Russ . )
4. Karpinsky K. V. , Gizhuk T. V. Subjective Criteria of Professional Success. Ananyev Readings, 2014: Psychological Maintenance of Professional Performance (Conference, October 21-23, 2014). St Petersburg, 2014. Pp. 11-13 . (In Russ. )
5 . Leonova A. B. , Kuznetsova A. S . Psychological Techniques of Managing the Human State. Moscow, 2009. 312 p. (In Russ. )
6 . Yakunina Yu. E. Subjective Criteria of Professional Efficiency in Professions of "Man-Man" type . Extended abstract of the Candidate of Sciences Dissertation (Psychology). Moscow, 2004. 25 p. (In Russ . )
7 . Nikiforov G . S . The Problem of Professional Health . Psychology of Professional Health . St Petersburg, 2006. 480 p . (In Russ . )
8. Kleimenova Yu. E. Impact of Socially-Psychological Factors on Successful Small-Scale Business. Extended abstract of the Candidate of Sciences Dissertation (Psychology). Moscow, 2007. 28 p. (In Russ . )
9 . Banshchikova T. N. Professional Competency as a Factor of Professional Success. Acmeology. No. 1. 2007. Pp. 25-29. (In Russ. )
10 . Levchenko V. V. Secrets of Success and Achievements of a Modern Man . Moscow, 2014. 259 p . (In Russ . )
II. Shadrikov V. D. Psychology of Human Activity and Abilities . Moscow, 1996. 320 p. (In Russ . )
12 . Gorbushin A . E . , Saurov Yu. A . Questions of Methodology of Management. Kirov, 2003. 272 p. (In Russ . )
13 . Petrov V. E . Computer Psychological Diagnostics of Abilities Professionally Important for Chief Police Officers. Candidate of Sciences Dissertation (Psychology). Moscow, 2001. 250 p. (In Russ.)
14. Klishchevskaya M. V. , Solntseva G . N . Professionally Important Qualities as Integral and Sufficient Conditions for Prognostication of Successful Performance . Bulletin of Moscow University. Series 14 "Psychology". No . 4. 1999. Pp. 61-66 . (In Russ . )
15 . Krasovsky Yu. D. Manager of the Work team . From Psychological Consultations Experience . Moscow, 1987. 324 p . (In Russ . )
16 . Chugunova E . S . Socially-Psychological Peculiarities of Engineers' Creative Activity. Leningrad, 1986. 160 p . (In Russ. )
17 . Omarov A . M. Manager: Reflection on Manager Style . Moscow, 2007. 192 p . (In Russ . )
18 . Belozerov S . M . Manager's Administration Concept Influence on the Enterprise Manager Performance . Extended abstract of the Candidate of Sciences Dissertation (Law). Moscow, 1986. 24 p . (In Russ . )
19 . Bazarov T. Yu. Technology of Personnel Assessment Centres: Processes and Outcomes. Moscow, 2016. 37 p. (In Russ. )
20 . Mintzberg H . The Nature of Managerial Work. Prentice Hall, New Jersey, 1973. 1039 p.
21. Shakurov R . Kh . Socially-Psychological Problems in Managing Pedagogical Work-team . Moscow, 1982. 207 p . (In Russ . )
22 . Newstrom G . V. Organizational Behaviour. St Petersburg, 2000. P. 183 . (In Russ.)
23 . Mallinz L. , Hix L. , Pris D. Management and Organizational Behaviour. Transl . by Tsekhanovich T. Minsk, 2003. 1037 p. (In Russ . )
24. Urbanovich A . A . Management Psychology. Moscow, 2002. 133 p. (In Russ . )
25 . Gaivoronskaya I . B. Psychological Prognostication of Chief Police Officers' Effective Management. Candidate of Sciences Dissertation (Psychology). St Petersburg, 2008. 215 p. (In Russ.)
26 . Chekulaev M . A . On Directions of Personal Development of Chief Police Officers' Management Skills . Psychopedagogy in Law Enforcement. No. 3(62). 2015. Pp. 30-33. (In Russ. )
27 . Kobozev I . Yu. Chief Police Officers' Profession-related Stress and its Prevention by Psychological Means . Candidate of Sciences Dissertation (Psychology). St. Petersburg, 2011. 247 p. (In Russ. )
28 . Kibanov A . Ya . Competency-based Approach to Managing Personnel. Moscow, 2014. 72 p . (In Russ . )
29. Shadrikov V. D. A New Model of a Specialist: Innovative Training and Competency-based Approach . Higher Education Today. No 8 2004 Pp 26-31 (In Russ )
30. Mushegyan O. V. Development of Professional Competencies of the Subject of Work by means of Socially-Psychological Group Work. Candidate of Sciences Dissertation (Psychology). Moscow, 2015 . 218 p. (In Russ.)
31. Ivanov K. V. Relevant Issues of Studying Investigative Agencies Chief Officers' Competence. Bulletin of New Russian University. No. 1. 2011. Pp. 119-124. (In Russ. )
32 . Evtikhov O. V. , Zhiltsov A. V. Structural Model of Chief Police Officers' Competence in Professional Management. Psychopedagogy in Law Enforcement. No . 4(67). 2016. Pp. 7-10 . (In Russ . )
33 Filyakin A Yu Socially-Psychological Peculiarities of Developing Management Competence in Future Chief Police Officers of Economic and Tax Crimes Investigation Departments of the Russian MIA Extended abstract of the Candidate of Sciences Dissertation (Psychology). Moscow, 2009. 23 p. (In Russ. )