Научная статья на тему 'Технологии манипуляции в системе управления персоналом современных бизнес-организаций России (на примере Республики Башкортостан)'

Технологии манипуляции в системе управления персоналом современных бизнес-организаций России (на примере Республики Башкортостан) Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
2296
594
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МАНИПУЛЯЦИЯ / УПРАВЛЕНИЕ / СКРЫТОЕ УПРАВЛЕНИЕ / БИЗНЕС-ОРГАНИЗАЦИЯ / РЕСПУБЛИКА БАШКОРТОСТАН / MANIPULATION / MANAGEMENT / HIDDEN MANAGEMENT / BUSINESS ORGANIZATION / REPUBLIC OF BASHKORTOSTAN

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Нуриджанов Арсен Эдвинович

Условия современности актуализировали гибкие технологии управления бизнес-организацией, обволакивающие сознание сотрудника. Распространенность манипулятивного управления в бизнес-организациях актуализирует вопрос о социологическом изучении этого феномена.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TECHNOLOGIES OF MANIPULATION IN A PERSONNEL MANAGEMENT SYSTEM OF THE MODERN BUSINESS ORGANIZATIONS OF RUSSIA (ON AN EXAMPLE OF THE REPUBLIC OF BASHKORTOSTAN)

Conditions of the present have made important the flexible technologies of management of the business organization, enveloping consciousness of the employee. Prevalence manipulative management in the business organizations has made important the question of sociological studying of this phenomenon.

Текст научной работы на тему «Технологии манипуляции в системе управления персоналом современных бизнес-организаций России (на примере Республики Башкортостан)»

Вестник Челябинского государственного университета. 2013. № 33 (324).

Философия. Социология. Культурология. Вып. 30. С. 108-111.

А. Э. Нуриджанов

ТЕХНОЛОГИИ МАНИПУЛЯЦИИ В СИСТЕМЕ УПРАВЛЕНИЯ ПЕРСОНАЛОМ СОВРЕМЕННЫХ БИЗНЕС-ОРГАНИЗАЦИЙ РОССИИ (НА ПРИМЕРЕ РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН)

Условия современности актуализировали гибкие технологии управления бизнес-организацией, обволакивающие сознание сотрудника. Распространенность манипулятивного управления в бизнес-организациях актуализирует вопрос о социологическом изучении этого феномена.

Ключевые слова: манипуляция, управление, скрытое управление, бизнес-организация, Республика Башкортостан.

В Республике Башкортостан зарегистрировано свыше 31 тыс. малых и средних бизнес-организаций. В рейтинге финансовой устойчивости, составленном агентством «Эксперт РА», Башкирия отнесена к группе значительного спада, а в рейтинге экономической устойчивости - к группе глубокого спада1. Для большинства бизнес-организаций республики действует не так много налоговых льгот. После смены руководства Республики Башкортостан в 2010 году в регионе возобладала мысль о необходимости менять инвестиционный климат в целом, а для этого необходимы инициативы по облегчению налоговых льгот для предпринимателей. В то же время острый инвестиционный голод, неспособность выстроить полноценную финансовую систему, коррупция, излишнее влияние административного ресурса, ущербная неполнота сохранившихся промышленных цепочек и ряд других факторов значительно осложняют этот процесс. На таком внешнем фоне формируются управленческие конфигурации в бизнес-организациях Республики Башкортостан.

В системе управления бизнес-организаций Республики Башкортостан наблюдается целый спектр специфических механизмов воздействия на коллектив. Действия бизнес-организаций в отношении персонала напрямую зависит от инвестиционного климата и позволяют заключить, каковы общие настроения бизнеса, его надежды и опасения, а также понять, чувствуют ли российские фирмы уверенность в завтрашнем дне. Отсюда формируются управленческие конфигурации. Одной из таких конфигураций является мани-пулятивное управление. Если подчиненные действуют, следуя только правилам и требо-

ваниям, установленным руководителем, они используют не более 65 % своих возможностей и иногда выполняют свои обязанности удовлетворительно, просто чтобы удержаться на работе2.

Манипуляция с точки зрения социологии управления представляет собой процесс скрытого управления, выражающийся в психологических и других воздействиях, направленных на формирование намерений, представлений, ценностей, поведения коллектива и сотрудников, противоречащих их реальным интересам. С точки зрения управленческих коммуникаций, манипуляция - это не просто способность что-то сделать, а способность заставить кого-то делать что-то.

Повсеместная распространенность практик и технологий манипуляции может считаться сущностной чертой современности. Манипулятивные отношения преобразует наличные институты, социальные технологии, практики и его основных субъектов. Без манипулирования желаниями современного человека невозможны нынешние объемы продаж, без манипулирования политическими фактами трудно представить себе политику, умения политтехнологов в которой зачастую более важны, чем рациональный диалог ее участников3.

В контексте социального управления манипуляция имеет ряд особенностей. К таковым следует отнести, прежде всего, моральные и телеологические параметры такой деятельности.

1. Открытое управление являет собой попытку заставить выполнить действие, однако в этом случае возможности открытого сопротивления также возрастают. Замаскировать управляющее воздействие так, чтобы оно не

вызвало возражение (скрытое управление) гораздо эффективней с точки зрения целедо-стижения.

2. Открытое управление целесообразно осуществить только при наличии рациональной легитимирующей основы. В случае, например, игры с нулевой суммой легче применять скрытое управление.

3. В процессе эффективной манипуляции объект скрытого управления даже не осознает себя объектом властных отношений, не видит существующей конфигурации, следовательно, более уязвим.

4. Сфера действия манипуляции очень широка и отличается глубиной, не ограничиваясь поведением (действиями и недействи-ями), включая контроль над ценностями и убеждениями.

5. Манипуляция предоставляет возможность подчиненным реализовать себя в нужном для руководства направлении4. Иными словами, манипуляция являет собой не тотальную дискриминацию, не константу репрессивности, но стратегию, подвижную властную конфигурацию, оставляющую практически всегда возможность маневра для объекта.

6. Манипуляция - это не доверительные отношения, а, скорее, их антипод. Манипулятор особенно четко понимает, что доверие -это риск, поскольку оно расширяет степень свободы действий и независимости работников по отношению к друг другу. Доверие испытывается на прочность, так как существуют соблазны, стрессы, сверхконтроль: частые проверки, перегруженная отчетность побуждает сотрудника к искажению данных либо к представлению вымышленной информации.

7. Успешная манипуляция являет собой «улицу с односторонним движением», то есть коммуникацию, в которой все преимущества достаются успешному манипулятору. Характерно, что методологически невозможно объяснить власть в форме манипуляции и силы в терминах обмена5. Несмотря на то, что в современном социогуманитарном дискурсе возобладала мысль о том, что насилие - это последнее, разрушающее саму власть ее проявление, неспособное занять его место6. следует признать, что с точки зрения целе-достижения (но не морали) в определенных социальных ситуациях насилие может быть эффективным. Социокультурные параметры современной цивилизации таковы, что про-

тив насилия в обществе есть устойчивый иммунитет, однако против манипуляции такого иммунитета не существует. Такая ситуация облегчает распространение манипулятивных отношений в бизнес-организациях.

8. Манипулятивные акты транслируются в социальной организации вне зависимости от существующей иерархии. Все акторы социальной организации - потенциальные субъекты манипулятивных актов, успешность которых зависит от личностных диспозиций участников социальной коммуникации, личных особенностей, а также от внутренних и внешних условий организации, которые, в свою очередь, могут быть объектом технологического конструирования.

9. Манипуляция в системе развития организации - это далеко не всегда деструктивный феномен. Во многих типологических ситуациях манипуляция выступает эффективной формой коммуникации, направленной на развитие социальной организации. Манипуляция, как и любая другая практика управления, может рассматриваться как средство создания и трансляции социальных благ. Тем не менее, манипулятивные отношения скорее вредят социальному капиталу, т. е. качеству отношений внутри организации, отношениям с клиентурой, партнерами, властями. Учитывая объективную включенность манипулятивного управления в содержание легального (штатного) управления, имеются достаточные основания рассматривать его структуру и механизм аналогично легальному и открытому управлению7. В этом смысле манипулятивное управление сужает свободу его объектов, поскольку увеличивает ограничения свободы за счет интенсификации воздействия прежде всего на психику человека.

10. М. Вебер определял модернизацию как процесс рационализации деятельности, в ходе которого хозяйствующие субъекты стремятся максимально повысить собственную экономическую отдачу. Манипуляция в системе внутриорганизационного развития бизнес-организации может рассматриваться как одно из дизаксиологических средств достижения означенной цели. Исходя из этого, интенсификация манипулятивного управления может рассматриваться как средство модернизации социальности.

11. Манипуляция в современном менеджменте - это, прежде всего, технология господства. Процесс манипулирования сопро-

110

А. Э. Нуриджанов

вождается ущемлением человеческого достоинства: к людям, которыми манипулируют, относятся не как к цели, а как к средству или, как пишет С. Г. Кара-Мурза, «.. .особого рода вещам»8. Современный бизнес-консультант Т. Гагин буквально слово в слово подтверждает истинность этого высказывания: «.мы должны относиться к ним (сотрудникам), как к оборудованию. Это не значит, что мы должны их ненавидеть. Мы же не ненавидим станки и машины. Мы их эксплуатируем, то есть создаем достаточные условия для работы и получаем с них прибыль. Точно также важно

^ 9

уметь правильно эксплуатировать людей»9. Манипулятивное управление, таким образом, оказывает негативное влияние на первичное благо индивидов - чувство собственного достоинства.

На основе этого теоретико-методологического фундамента автором статьи был организован социологический опрос руководителей бизнес-организаций и служб ИЯ Республики Башкортостан. В основу опроса, регулярно проводящегося начиная с 2007 года, была поставлена гипотеза о значительной доли ма-нипулятивности в структуре управления бизнес-организаций Республики Башкортостан.

Согласно данным опроса среди руководителей и ИЯ малых и средних предприятий Республики Башкортостан, проведенного в мае 2012 года, большинство (77,7 %) респондентов ответили, что применяют технологии манипуляции. Однако большинство из них (53,6 %) делают это только в самых необходимых случаях. Лишь только 22,8 % респондентов ответили, что никогда не используют технологии манипуляции. Скорее всего, для этой части респондентов технологии манипуляции не вписываются в этический кодекс предпринимателя.

Между тем, осознают манипуляцию со стороны подчиненных только 28 % опрошенных руководителей бизнес-организаций. Только 32,2 % опрошенных подтвердили, что являются участниками манипулятивной коммуникации, однако, как показывают результаты исследования, подавляющее большинство из них вовлечено в двустороннюю манипуляцию. Исходя из этого, можно сделать вывод, что технологии манипуляции инициируют контрманипуляцию со стороны персонала.

В целом же руководители бизнес-организаций считают манипуляцию со стороны пер-

сонала и со своей стороны вынужденной мерой. Таких почти в два раза больше, чем полагающих, что манипуляция - явление регулярное. В случае с манипуляцией со стороны персонала ситуация еще более характерная: руководителей, регулярно испытывающих на себе манипуляцию со стороны персонала, в пять раз меньше, чем тех, которые лишь иногда встречаются с различными проявлениями манипуляции со стороны. Исходя из этого, можно сделать вывод, что технологии манипуляции являются значимым инструментом управления бизнес-организации. Однако использование этих технологий для большинства предпринимателей Республики Башкортостан, отнесенных к сегменту малого и среднего бизнеса, является нежелательным, прежде всего по этическим причинам.

Крайне важно воздействовать на персонал, не вызывая в нем отрицательной реакции. В этой связи технологии манипуляции представляются руководителям бизнес-организаций эффективней, чем принципы открытого управления. Однако помимо неэтично-сти такого управления следует отметить, что данный процесс негативно сказывается на развитии бизнес-организации, отчуждая персонал от целей организационного развития.

В результате манипулятивного управления рядовые сотрудники бизнес-организаций начинают функционировать без какой-либо связи с целями бизнес-организаций, поэтому рассуждать о создании благоприятной корпоративной культуры, повышении производительности труда в этой связи весьма проблематично. В случае провала субъект управления бизнес-организации имеет все основания переложить ответственность на подчиненных: начинается процесс реинженеринга, преобразования. Итак, опасность манипуля-тивного управления заключается в том, что оно транслируют «двойные стандарты», подрывающие основы социальной организации в целом. Такая ситуация препятствует формированию цельной и независимой субъективности персонала.

Между тем, как показывают результаты социологического опроса, часто руководитель не считает нужным разъяснять рядовым сотрудникам стратегические цели и задачи организации. И они слепо исполняют распоряжения, вовсе не понимая их необходимость. Такой информационный вакуум в коллективе создает состояние неопределен-

ности, ощущение бессмысленности деятельности, порождает домыслы10. Иными словами, манипулятор-руководитель ставит себя выше других, провоцируя тем самым напряженность.

Руководитель-манипулятор, имея право распоряжаться подчиненными по должности, присваивает себе право распоряжаться человеком как личностью. Это отношение к подчиненному может проявляться в разных формах: в подавлении или прямом доминировании, в манипулировании, в унижении - явном и грубом или утонченном и завуалированном. В известной степени мягкое принуждение лучше, чем грубое попрание достоинства человека. Для такого рода действий существует термин ‘аморальная манипуляция’, предполагающий получение психологического и другого преимущества над подчиненным, посредством унижения или попытки решить неприятный вопрос чужими руками11. Следовательно, манипуляцию также следует делить на конструктивную и деструктивную.

Тем не менее, необходимо учитывать, что наилучшим образом персонал исполняет то, что он считает нужным, а не то, что велит начальство. Если манипуляция как управленческая технология эффективна, напряженность спадает, в противном случае, напротив, создаются условия для эскалации конфликтов и внутриорганизационной напряженности. В этом заключается двойственность феномена манипуляции в системе управления персонала.

Примечания

1 Бизнес-атлас России : Республика Башкортостан // Генер. директор. 2011. № 8. С. 92.

2 Козлов, В. В. Корпоративная культура. М. : Альфа-Пресс, 2009. С. 217.

3 Михайличенко, Д. Г. Субъективация современного человека на фоне технологий массовой манипуляции. Уфа : БашГУ, 2010. 180 с.

4 Доценко, Е. Л. Психология манипуляции : феномены, механизмы и защита. М. : ЧеРо : Юрайт, 2000. С. 22.

5Ледяев, В. Г. Власть : концептуальный анализ. М. : РОССПЭН, 2001. С. 235.

6 Арендт, Х. Vita activa, или о деятельной жизни. СПб. : Алетейя, 2000. С. 268.

7 См. подробней: Филиппов, Г. Г. Опыт классификации технологий социального манипулирования // Управлен. консультирование. 2011. № 1. С. 112-122.

8 Кара-Мурза, С. Г. Манипуляция сознанием. М. : Эксмо, 2006. С. 17.

9 Гагин, Т. Руководитель-эксперт : руководство по эксплуатации человека человеком. М. : Добрая кн., 2008. С. 83.

10 Левашова, В. В чем заблуждаются российские руководители? // Генер. директор. 2010. № 10. С. 54.

11 Шейнов, В. П. Скрытое управление человеком : (Психология манипулирования). Минск : Харвест, 2003. С. 490.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.