Научная статья на тему 'Значение отечественной социологии для оптимизации процессов управления в бизнес-организациях'

Значение отечественной социологии для оптимизации процессов управления в бизнес-организациях Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
293
47
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СПРАВЕДЛИВОСТЬ / ТЕХНОЛОГИИ СКРЫТОГО УПРАВЛЕНИЯ / УПРАВЛЕНИЕ / БИЗНЕСОРГАНИЗАЦИЯ / СОЦИАЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / СОЦИОЛОГИЯ УПРАВЛЕНИЯ / JUSTICE / MANIPULATION TECHNOLOGY / MANAGEMENT / BUSINESS ORGANIZATION / SOCIAL TECHNOLOGIES / MANAGEMENT SOCIOLOGY

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Нуриджанов Арсен Эдвинович

Исследования отечественных социологов не всегда позволяют реализовывать задачи по оптимизации процессов управления в бизнес-организациях. Развитие социологии должно быть направлено не выработку ориентиров новой, свободной от деструктивных технологий управления в бизнес-организациях реальности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ABOUT PROBLEMS OF SOCIOLOGY FOR THE OPTIMIZATION OF MANAGEMENT PROCESSES IN BUSINESS ORGANIZATIONS

Existing researches do not always allow the domestic sociology of management to realize tasks of optimization of processes in the business organizations. Development of domestic sociology has to be directed not on the development of reference points new, free from destructive technologies of management in the reality business organizations.

Текст научной работы на тему «Значение отечественной социологии для оптимизации процессов управления в бизнес-организациях»

Вестник Челябинского государственного университета. 2013. № 38 (329). Философия. Социология. Культурология. Вып. 31. С. 122-125.

А. Э. Нуриджанов

ЗНАЧЕНИЕ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ СОЦИОЛОГИИ ДЛЯ ОПТИМИЗАЦИИ ПРОЦЕССОВ УПРАВЛЕНИЯ В БИЗНЕС-ОРГАНИЗАЦИЯХ

Исследования отечественных социологов не всегда позволяют реализовывать задачи по оптимизации процессов управления в бизнес-организациях. Развитие социологии должно быть направлено не выработку ориентиров новой, свободной от деструктивных технологий управления в бизнес-организациях реальности.

Ключевые слова: справедливость, технологии скрытого управления, управление, бизнес-организация, социальные технологии, социология управления.

Среди важнейших проблем функционирования бизнес-организаций современной России - слабо проявляющийся инновационный потенциал, зарегулированность трудового законодательства, административное давление со стороны государственных структур, крайне низкая возможность вмешательства профсоюзов, увеличение социально-психологических механизмов давления на персонал. Все это провоцирует предпринимателей на жесткие дискриминационные технологии управления. В частности, именно этими факторами следует объяснять повсеместную распространенность практик и технологий манипуляции, скрытого управления в бизнес-организациях1.

Одной из разновидностей манипулятив-ных отношений являются технологии скрытого управления. С позиций социологии управления «технологии скрытого управления» целесообразно представить как систему структурированных, постоянно модернизирующихся элементов манипулятивного воздействия, направленных на получение тиражируемой, предсказуемой реакции в виде формирования намерений, представлений, ценностей, поведения сотрудников, отвечающих, главным образом, интересам субъектов такого рода воздействия.

Семантика категории 'манипуляция' шире, чем «технологии скрытого управления», поскольку первое может проводиться как открыто, так и скрыто. Манипуляция может осуществляться ради обмана, достижения своей цели, такой, например, как желание выставить человека в неприглядном виде. Ни о каком управлении как целенаправленном, длительном процессе в данном случае речь не идет, тогда как технологии скрытого управления всегда применяются с целью повышения управляемости объектов воздействия.

Манипуляция выступает сущностным элементом технологий скрытого управления, однако наряду с ним существуют и другие структурные элементы этих технологий, такие как отчетливо выраженный управленческий характер воздействия, четкое целевое назначение и умышленность совершаемого действия.

Технологии скрытого управления осуществляют свое воздействие, главным образом, минуя сознание персонала и вне формата должностных инструкций, однако социальная иерархия, существующая внутри бизнес-организации, выступает важным элементом такой коммуникации, обуславливающей ход и интенсивность процессов протекания скрытого управления.

Категория 'технологии скрытого управления', в отличие от категории 'манипуляция', в системе социологии управления представляется нам более адекватно характеризующей специфику именно управленческой коммуникации. В дискурсе социологии управления необходимо представлять категорию 'скрытое управление' как исследовательскую конструкцию, позволяющую вычленить в манипулятивных практиках управленческие аспекты для последующего их анализа в рамках социологии управления.

Проблематика технологий скрытого управления развивается по большей части эмпирически, то есть эти технологии активно применяют в своей профессиональной деятельности менеджеры, маркетологи, политики, педагоги, и лишь затем происходит их теоретическое осмысление. Такое отставание теории от практики в отечественной социологии вызвано, в том числе, и тем, что для па-радигмального в отечественной социологии социально-технологического подхода в лице

ведущих его исследователей (В. Н. Иванов, В. И. Патрушев, А. А. Шиян, И. А. Юрасов и др.) характерно стремление элиминировать этот феномен из структуры социальных технологий, что чревато проблематичностью в рефлексивности и этическом регулировании этого вида практики, что не позволяет полноценно исследовать управленческие конфигурации в современных бизнес-организациях.

Как показывают результаты опроса (за 2007-2013 годы было опрошено 750 руководителей бизнес-организаций Республики Башкортостан), свыше 80 % опрошенных руководителей бизнес-организаций вовлечены в манипулятивные отношения, предполагающие активное применение технологий скрытого управления. При чем показательно, что 68,6 % руководителей-манипуляторов прибегают в своей деятельности к помощи бизнес-тренеров и консультантов, что свидетельствует о том, что именно они являются важнейшими субъектами трансляции мани-пулятивной культуры в современной России.

Согласно полученным в ходе опроса данным, 44,1 % руководителей, манипулирующих персоналом бизнес-организаций, признались, что им в их управленческой практике встречались случаи финансовой нечистоплотности (воровства). В то же время 81,9 % респондентов заявили, что сталкиваются в своей управленческой практике с проявлениями лжи со стороны персонала. Причем 69 % из них осуществляют скрытое управление персоналом, то есть являются руководителями-манипуляторами. Таким образом, можно сделать вывод, что технологии скрытого управления в качестве ответной меры со стороны персонала порождают контрманипуляцию и ложь.

Наиболее жесткие по отношению к персоналу бизнес-организаций управленческие конфигурации сформированы на предприятиях, в которых руководители-манипуляторы оскорбляют своих сотрудников (43,1 %). При этом 10,9 % руководителей-манипуляторов ответили, что им безразлично, вызывают ли их методы руководства чувство несправедливости у персонала или нет.

Характерно, что 69,9 % руководителей-манипуляторов оценивают текучесть кадров на своем предприятии как высокую или очень высокую. Таким образом, агрессивное применение технологий скрытого управления порождает текучесть кадров.

81,3 % руководителей-манипуляторов считают, что коррупция - это нормальная практика. В данном случае отчетливо прослеживается тенденция: руководители, привыкшие решать свои внешние проблемы неформальным образом, фрактально воспроизводят эту социальную конфигурацию и на внутренние практики управления бизнес-организацией, предпочитая скрытые формы воздействия открытым, легитимным.

Таким образом, как показывают результаты исследования, подавляющее большинство руководителей бизнес-организаций являются субъектами и объектами процессов скрытого управления. Технологии скрытого управления инициируют контрманипуляцию со стороны персонала.

Принципы эффективного управления предполагают, что наличные технологии и управленческие конфигурации должны внушать субъектам ощущение уверенности в том, что в ближайшем будущем они смогут воспользоваться благосостоянием, полученным от своей профессиональной деятельности. Однако когда этого не происходит, субъекты управления могут проявлять склонность к применению антагонизирующих технологий. В этой связи давление государственных институтов и чиновников на бизнес-организации преломляется не только в воспроизводстве коррупционных схем, но и выражается в косвенном пособничестве в использовании дискриминационных технологий управления персоналом бизнес-организации, таких как скрытое управление. Таким образом, формируются условия для воспроизводства прагматичных ценностей субъектов управления бизнес-организации, склонных игнорировать этические параметры профессиональной коммуникации.

В современном российском обществе очень трудно представить себе в качестве приоритетной коммуникацию, в рамках которой один участник интеракции не оказывал бы эмпирического влияния на другого, то есть не угрожал бы другому санкциями или обещаниями вознаграждений.

Коррумпированное чиновничество и другие теневые структуры, представляющие собой групповые коалиции, временно созданные для реализации собственных (краткосрочных) интересов, препятствуют широкомасштабному раскрытию потенциала дифференциации и установлению справедливости

124

А. Э. Нуриджанов

как правильности (Д. Ролз) основных субъектов социально-экономического пространства, выстроенного в соответствии с принципами совершенной конкуренции.

Такое положение дел остро ставит вопрос о свободных от манипулятивных практик, альтернативных технологиях управления бизнес-организацией. Конструирование этих практик и технологий - актуальная задача современной отечественной социологии.

Безусловно, социально-технологический подход как направление исследований не стоит отождествлять со всем корпусом отечественного социологического знания, однако его анализ высвечивает многие проблемы, свойственные последнему.

К сожалению, отечественная социология в настоящее время не способна предложить действенную критику существующих и отчетливые контуры новых профессиональных отношений как в контексте бизнес-организаций, так и в контексте общества в целом. В условиях отсутствия критического вмешательства социологии усугубляются неустроенность и различные формы неравенства, растет всеобщее недоверие2 (часто интерпретируемое как одна из граней «торжествующего индивидуализма»).

В сложившейся конфигурации отношений бизнеса и социологии последняя зачастую оказывается неспособной направить свой эвристический потенциал на выработку моделей управления в соответствии с принципами справедливости. Как следствие, социология управления все чаще «дрейфует» в сторону практических рекомендаций в виде конкретных социальных технологий, сформированных в формате целедостижения и зачастую лишенных какой-либо практической значимости.

В лице теоретиков социально-технологического подхода проявляется функция социологии, направленная не на объяснение и опережение принципов развития общества, а, скорее, на «догоняющую фиксацию» и «регистрацию» уже сложившихся социальных конфигураций и тенденций. Иными словами, сторонники социально-технологического подхода, скорее, не генерируют новые социальные технологии, а фиксируют уже существующие и механистически пытаются их адаптировать к совокупности уже имеющихся. Результатом чего является явный эклектизм и невозможность определения методологической основы

такого подхода. В качестве объединительной методологической платформы выступают наиболее общие принципы диалектики, с явным привкусом классического марксистского понимания.

На этом фоне текущая практика управления бизнес-организациями в современной России со всей полнотой демонстрирует как недостатки морализма, так и невозможность избавиться от ценностных суждений3 основных субъектов управления. Господствующее технократическое сознание у субъектов социального действия, наиболее адекватным выражением которого в фундаментальной науке выступают социальные технологии, отражает разрыв нравственной взаимосвязи, вытеснение «нравственности» вообще. Идеологическим ядром этого сознания является устранение различия между практикой и техникой - отражение, но не понятие новой конфигурации между утратившими силу институциональными рамками и ставшими само собой разумеющимися системами целераци-онального действия.

С точки зрения перспектив развития социологии как корпуса знаний, не ограничивающегося констатацией, но притязающего на формирование нормирующего порядка, наиболее важным является вопрос: способна ли здесь проявиться ее миссия, эссенциальная сущность, которая, как пишет Т. Адорно, «... заключается в выполнении роли посредника, с помощью которого мы надеемся разделаться с отчуждением»4. В противном случае корпус социологического знания, в том числе и социологии управления, будет фрактально содействовать этому отчуждению, транслируя в общество принципы реифицирующего технологизма.

Поэтому представляется, что развитие отечественной социологии управления должно быть направлено не на усиление реифициру-ющей социальности в виде социальных технологий, а на выработку ориентиров новой, свободной от репрессивных и деструктивных технологий коммуникации в бизнес-организациях. В этой связи одна из парадигмальных задач непосредственно социологии управления заключается в поиске альтернативных технологий управления бизнес-организацией в современной России и утверждения принципов их интеграции в конкретные организации. Контуры таких альтернативных технологий применительно непосредственно к

проблематике управления бизнес-организациями видятся в следующем.

1. Современная социология управления должна сосредоточиться не только на оптимизации технологических параметров управления, но и на поиске приемлемых путей кооперации субъектов управления с моралью трансформирующегося общества. В научно-популярных изданиях, посвященных бизнес-деятельности, в основном преобладают публикации, раскрывающие эффективность построения организационного развития бизнес-организаций, однако в них очень мало наглядных, дескриптивных примеров успешного ведения бизнеса без применения дискриминационных технологий управления. Увеличение объема таких исследований и правильное позиционирование такого управленческого опыта будет способствовать уменьшению значения технологий скрытого управления в бизнес-организациях современной России.

2. Клиентская база российского консультирования развивается быстрее, чем само консультирование5. Невысокое качество оказания консультационных услуг не способствует генезису эффективных управленческих технологий для субъектов управления бизнес-организацией. Помимо этого, из канала коммуникации 'управленец - консультант' практически выключена фундаментальная наука, что ведет к взаимному обеднению потенциала науки и практики.

3. Отмеченный выше кризис социологии вызван в том числе и недостаточным финансированием научно-педагогических работников России. Так, средняя заработная плата научных и педагогических кадров России по данным Министерства образования и науки Российской Федерации на конец 2012 года была на уровне средней заработной платы по стране. Тогда как, например, в Советском

Союзе ученые и преподаватели относились к категории высокооплачиваемых работников. Существующие грантовые фонды (РФФИ, РГНФ, ФЦП «Научные и научно-педагогические кадры инновационной России») не позволяют существенно повысить их материальную базу. Инициативы бизнеса по финансированию научных исследований, направленных на повышение эффективности управленческих технологий, проявляются слабо. В этой связи как одно из важнейших условий эффективной коммуникации бизнеса и научного сообщества следует считать учреждения первыми фондов, позволяющих оказывать действенную финансовую поддержку научным исследованиям.

Конструктивная и последовательная проработка этих и других направлений позволит отечественной социологии управления реализовать претензии на способность эффективно решать задачи по оптимизации процессов управления бизнес-организацией.

Примечания

1 Нуриджанов, А. Э. Альтернативы управления развитием бизнес-организацией в современных условиях / А. Э. Нуриджанов, Д. Г. Михайличенко // Соц. политика и социология. 2010. № 8. С. 324.

2 Болтански, Л. Новый дух капитализма / Л. Болтански, Э. Кьяпелло. М. : Новое лит. обозрение, 2011. С. 637.

3 Марков, Б. В. Мораль и разум // Хабер-мас, Ю. Моральное сознание и теория коммуникативного действия. СПб. : Наука, 2006. С. 367.

4 Адорно, Т. В. Введение в социологию. М. : Праксис, 2010. С. 13.

5 Пригожин, А. И. Методы развития организаций. М. : МЦФЭР, 2003. С. 143.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.