Научная статья на тему 'ЗНАЧЕНИЕ ПРИЁМОВ ЭМПИРИЧЕСКОГО И ТЕОРЕТИЧЕСКОГО УРОВНЕЙ В РАБОТЕ УЧИТЕЛЯ НА УРОКЕ ИСТОРИИ (НА ПРИМЕРЕ ИСТОРИИ СТАВРОПОЛЬСКОГО КРАЯ В 7-х КЛАССАХ)'

ЗНАЧЕНИЕ ПРИЁМОВ ЭМПИРИЧЕСКОГО И ТЕОРЕТИЧЕСКОГО УРОВНЕЙ В РАБОТЕ УЧИТЕЛЯ НА УРОКЕ ИСТОРИИ (НА ПРИМЕРЕ ИСТОРИИ СТАВРОПОЛЬСКОГО КРАЯ В 7-х КЛАССАХ) Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
краеведение / уровни познания / воспитание / образование / история / эмпирический уровень познания / теоретический уровень познания / local history / levels of knowledge / upbringing / education / history / the empirical level of knowledge / the theoretical level of knowledge

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ю.С. Прокопенко, Л.М. Сергиенко

В статье рассматривается значение приёмов эмпирического и теоретического уровней в работе учителя на уроке истории. Автор раскрывает сущность таких дидактических приёмов, как объяснение, рассуждение и характеристика, и приводит практические примеры их применения в преподавании истории Ставрополья в 7 классе. В статье также обсуждаются методические особенности преподавания истории и определяется методика преподавания исторических фактов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Ю.С. Прокопенко, Л.М. Сергиенко

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE IMPORTANCE OF EMPIRICAL AND THEORETICAL LEVEL TECHNIQUES IN THE WORK OF A TEACHER IN A HISTORY LESSON (USING THE EXAMPLE OF THE HISTORY OF THE STAVROPOL TERRITORY IN THE 7TH GRADES)

The article examines the importance of empirical and theoretical level techniques in the work of a teacher in a history lesson. The author reveals the essence of such didactic techniques as explanation, reasoning and characterization, and gives practical examples of their application in teaching the history of Stavropol in the 7th grade. The article also discusses the methodological features of teaching history and defines the methodology of teaching historical facts.

Текст научной работы на тему «ЗНАЧЕНИЕ ПРИЁМОВ ЭМПИРИЧЕСКОГО И ТЕОРЕТИЧЕСКОГО УРОВНЕЙ В РАБОТЕ УЧИТЕЛЯ НА УРОКЕ ИСТОРИИ (НА ПРИМЕРЕ ИСТОРИИ СТАВРОПОЛЬСКОГО КРАЯ В 7-х КЛАССАХ)»

ЗНАЧЕНИЕ ПРИЁМОВ ЭМПИРИЧЕСКОГО И ТЕОРЕТИЧЕСКОГО УРОВНЕЙ В РАБОТЕ УЧИТЕЛЯ НА УРОКЕ ИСТОРИИ (НА ПРИМЕРЕ ИСТОРИИ СТАВРОПОЛЬСКОГО КРАЯ В 7-х КЛАССАХ)

Ю.С. Прокопенко, студент

Научный руководитель: Л.М. Сергиенко, канд. ист. наук, доцент

Филиал Ставропольского государственного педагогического института в г. Ессентуки (Россия, г. Ессентуки)

DOI:10.24412/2500-1000-2024-6-4-44-47

Аннотация. В статье рассматривается значение приёмов эмпирического и теоретического уровней в работе учителя на уроке истории. Автор раскрывает сущность таких дидактических приёмов, как объяснение, рассуждение и характеристика, и приводит практические примеры их применения в преподавании истории Ставрополья в 7 классе. В статье также обсуждаются методические особенности преподавания истории и определяется методика преподавания исторических фактов.

Ключевые слова: краеведение, уровни познания, воспитание, образование, история, эмпирический уровень познания, теоретический уровень познания.

Современное школьное образование ставит перед педагогами все новые задачи. Это связано прежде всего с тем, что в обществе, науке и технике происходит постоянные непрерывные изменения. На сегодняшний день учитель не является основным источником знаний для ученика, эту задачу выполняют множество других доступных источников информации, например: телевидение, социальные сети, видеохостинги и др. Исходя из этого, деятельность учителя на сегодняшний день представляет собой обучение учащихся систематизированию получаемой информации и правильному её применению. Уловить главное, выявить суть явления, понять особенности - всему этому среднестатистический ребенок должен научиться ещё в школе, так как это позволит ему в будущем анализировать и давать собственную оценку получаемой информации, которая на сегодняшний день достаточно быстро меняется и динамично обновляется.

На уроках истории методические приемы для реализации эмпирического уровня познания включают в себя работу с источниками исторической информации, изучение археологических находок, анализ исторических карт, изучение предметов быта и материальной культуры различных ис-

торических эпох. Стимулирование интереса учащихся к изучению истории через работу с первоисточниками, архивными документами, а также историческими артефактами позволяет развивать их познавательную активность и критическое мышление.

Методические приемы для реализации теоретического уровня познания на уроках истории включают в себя использование проблемных исследовательских заданий, дискуссий, проектной деятельности учащихся. Важно развивать у учащихся умение анализировать исторические явления, выделять их сущностные характеристики, устанавливать закономерности и тенденции в исторических процессах, формулировать выводы и обобщения на основе обработки исторических фактов и данных.

Работа на уроках истории на эмпирическом и теоретическом уровнях познания должна быть комплексной, что позволяет учащимся освоить исторические знания не только в форме фактов, но и в виде закономерностей, идей, теорий. Работа по реализации этих уровней познания должна быть пошаговой, систематической и охватывать все аспекты учебной деятельности: от изучения источников исторической информации до проведения анализа, обоб-

щения и формулирования собственных выводов.

Однако для эффективной реализации эмпирического и теоретического уровней учебного познания необходимо учитывать индивидуальные особенности учащихся, обеспечивать поддержку и помощь каждому сформировать умение правильно работать с источниками исторической информации, анализировать и обобщать факты, формулировать выводы, предлагать альтернативные интерпретации исторических событий.

Согласно ФГОС учащиеся должны приобрести навык поиска, анализа, сопоставления и оценки информации о событиях и фактах прошлого и настоящего, содержащейся в различных источниках, к числу которых относятся и наглядные источники (учебные исторические картины, чертежи, фотографии, хроникальные фильмы, виртуальные музеи и т.д.). Согласно Приказу Министерства образования и науки РФ от 17.05.2012 № 413 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования» овладение уже базовым уровнем курса «История» предполагает проектную деятельность учащихся и занятие «исторической реконструкцией с привлечением различных источников» [3]. На сегодняшний день без визуальных методов преподавания невозможно и изучение тем о культуре и быте, предусмотренных «Историко-культурным стандартом» [1] ведь они подразумевают визуальное восприятие учащимися различных произведений искусства.

Будущее России как цивилизованного общества зависит от уровня духовности и нравственности его граждан. В связи с этим значимость уроков истории родной страны возрастает, так как они способствуют решению этой актуальной на сегодня проблемы.

Изучение истории родного края, в данном случае истории Ставрополья является частью обязательного курса истории с 5 по 11 класс общеобразовательной школы. Данная дисциплина предполагает изучение истории той области, в которой проживает ученик. История Ставропольского

края помогает заинтересовать учащегося, тем, что события, описанные в историческом материале связаны с той местностью на которой он проживает, куда ездит с родителями на выходные, или где гуляет с друзьями после школы. Таким образом непосредственная связь изучаемого материала и собственных знаний и интересов ученика позволит формировать активную гражданскую позицию, а также воспитывать в нем патриотизм и уважение к своим историческим корням.

В результате исследования трудов учителей истории, становится понятно, что принципы визуализации предполагают, прежде всего, не простую демонстрацию какого-либо иллюстративного материала, а активную работу ученика с ним. Задача учителя при реализации таких принципов на уроках истории - предложить ученикам нестандартные задания, которые позволят им видеть результат своей деятельности, то есть её готовый продукт.

Так, на уроке истории Ставрополья в 7-м классе, при изучении новой темы «Россия и народы Северного Кавказа в 1617 вв.» ученики получили задание: «составить сравнительный анализ действий Ивана Грозного по отношению к Казанскому ханству и Кавказу». Ученикам предстояло вспомнить материал из курса истории России, касающийся событий похода на Казань в 1552 году. Затем они переходили к работе с учебником истории Ставрополья, в параграфе которого нужно было найти информацию о политике Ивана Грозного на Северном Кавказе и первых посольствах в Россию. Данный вид задания направлен на выработку навыков анализа и сравнения, формулирования выводов и работы с учебником, на развитие памяти и логического мышления.

Следующий вид реализации приемов визуализации в работе по истории Ставрополья - работа с «иллюстративным словарем [5]. Одновременно с навыком запоминания дат необходимо развивать у учащихся умение запоминать значение и грамотное написание терминов. На уроках можно не только устно объяснить суть того или иного термина, но и дать задание по заполнению иллюстративного словаря на

оценку. Например, чтобы учащимся 7-х классов было легче запоминать такие термины, как «мурза», «приставство» или «улус» можно позволять ученикам рисовать небольшие иллюстрации рядом с термином. Это позволит не только включить у учеников воображение и проявление своего творческого «я», но и поможет им быстрее и качественнее запомнить новую терминологию.

Пример задания: Улус - монгольский, тюркский социальный термин, который использовали в основном для обозначения понятий народ или государство. (рисунок в виде группы людей, похожих друг на друга или схематично нарисованная граница монгольского государства).

При работе с учениками 7-х классов на уроках может быть использован такой прием визуализации, как заполнение недостающих слов в предложении. Например, дается текст по теме: «Ставропольские туркмены», задача учащихся состоит в написании отсутствующих терминов в тексте.

Пример задания: «... в ауле Шерет туркмены жили вместе с _ - потомками астраханских калмыков Малодербетского аула рода Шерета» (ответ: кызылары/кызыларами)

Один из самых интересных видов реализации приемов визуализации на уроке истории Ставрополья - творческие групповые проекты [5]. Суть деятельности учащихся состоит в самостоятельном определении темы проекта, выбора участников для совместной работы, а также в нестандартном подходе к выполнению за-

дания. Например, учитель предлагает несколько пройденных по истории тем на выбор, задача учеников выбрать наиболее понравившуюся тему проекта, определиться со способами реализации задуманного, изготовить изделие и написать доклад, включающий в себя подробное описание выбранной темы. Примером реализации такого проекта в 7 классе может быть макет из спичек\пластилина\картона Терского городка с подробным описанием его значения для укрепления позиций России на северном Кавказе, годом основания, рассказом о местном населении и др.

Таким образом, в отличие от применения наглядных методов, направленных на обычную демонстрацию исторического материала, приемы визуализации имеют своей целью организацию активной работы и учителя, и главное - учеников. Это позволяет развивать в детях творческие способности, критическое мышление, коммуникативные навыки, умение работать с таблицами, текстовыми документами, картами, карикатурами и компьютерными технологиями. Разнообразие приемов визуализации позволяет сделать эффективнее работу учителя и интереснее любую форму деятельности учеников. Методы визуализации - это универсальные приемы, дающие преподавателю возможность реализовывать свои идеи и творческий потенциал учащихся. Они актуальны как для долгосрочных проектных работ, так и для промежуточного тестирования знаний. А вот их отсутствие может привести к потере мотивации детей к обучению, а учителя - к преподаванию. Библиографический список

1. Историко-культурный стандарт. Разработан в соответствии с поручением Президента Российской Федерации В.В. Путина от 21 мая 2012 г. №Пр.-1334. 30 октября 2013 г. -[Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.school-russia.prosv.ru/info.aspx?ob_no=45293.

2. Кулаева Г.М., Жулева М.И. Формирование у школьников умений переработки разных видов информации на уроках гуманитарного профиля // СНВ. - 2023. - №1.

3. Приказ Минобрнауки РФ от 17.05.2012 №413 ( в ред. от 31.12.2015) «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования». - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://legalacts.ru/doc/prikaz-minobrnauki-rossii-ot-17052012-n-413/. Дата обращения: 24.08.2020.

4. Ходырева Е.С., Калужина Е.С., Акользина М.К. Приемы визуализации ПРИ изучении истории // Цифровая наука. - 2020. - №12.

5. Чернова Н.В., Макарова Н.Н. Наглядные методы обучения и проектные методики на уроке истории // Перспективы науки и образования. - 2018. - № 6 (36). - С. 108.

THE IMPORTANCE OF EMPIRICAL AND THEORETICAL LEVEL TECHNIQUES IN THE WORK OF A TEACHER IN A HISTORY LESSON (USING THE EXAMPLE OF THE HISTORY OF THE STAVROPOL TERRITORY IN THE 7TH GRADES)

I.U. Gaponova, Student

Supervisor: L.M. Sergienko, Candidate of Historical Sciences, Associate Professor Branch of Stavropol State Pedagogical Institute in Essentuki (Russia, Essentuki)

Abstract. The article examines the importance of empirical and theoretical level techniques in the work of a teacher in a history lesson. The author reveals the essence of such didactic techniques as explanation, reasoning and characterization, and gives practical examples of their application in teaching the history of Stavropol in the 7th grade. The article also discusses the methodological features of teaching history and defines the methodology of teaching historical facts.

Keywords: local history, levels of knowledge, upbringing, education, history, the empirical level of knowledge, the theoretical level of knowledge.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.