Научная статья на тему 'МЕТОДЫ ПРИМЕНЕНИЯ КРАЕВЕДЧЕСКОГО РЕГИОНАЛЬНОГО КОМПОНЕНТА ШКОЛЬНОГО КУРСА ИСТОРИИ В 9-Х КЛАССАХ НА ПРИМЕРЕ ИСТОРИИ СТАВРОПОЛЬСКОГО КРАЯ ПЕРИОДА ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ (1941 – 1945 гг.)'

МЕТОДЫ ПРИМЕНЕНИЯ КРАЕВЕДЧЕСКОГО РЕГИОНАЛЬНОГО КОМПОНЕНТА ШКОЛЬНОГО КУРСА ИСТОРИИ В 9-Х КЛАССАХ НА ПРИМЕРЕ ИСТОРИИ СТАВРОПОЛЬСКОГО КРАЯ ПЕРИОДА ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ (1941 – 1945 гг.) Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
307
58
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
региональный краеведческий компонент / музейная педагогика / метод проблемного изложения / исследовательская деятельность / компетентностный подход / гражданско-патриотическая компетенция / regional local history component / museum pedagogy / method of problem presentation / research activity / competence approach / civil – patriotic competence

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — С.В. Нефёдова

Статья посвящена изучению актуальности применения краеведческого регионального компонента на уроках истории в старших классах в процессе формирования гражданско – патриотической компетенции. Автором были проанализированы методы и приемы музейной педагогики, а также использования краеведческого материала на уроках истории в 9-х классах. Основными методами обучения при этом были исследовательский и метод проблемного обучения. На практике были проведены экспериментальные уроки и внеклассные мероприятия по истории Великой Отечественной войны (1941 – 1945 гг.). В результате проведённых уроков были сделаны выводы об эффективности применения регионального краеведческого материала на примере истории Ставропольского края в годы Великой Отечественной войны для формирования патриотизма у учащихся.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по истории и археологии , автор научной работы — С.В. Нефёдова

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

METHODS OF APPLICATION OF THE LOCAL HISTORY REGIONAL COMPONENT OF THE SCHOOL HISTORY COURSE IN THE 9TH GRADES ON THE EXAMPLE OF THE HISTORY OF THE STAVROPOL TERRITORY DURING THE GREAT PATRIOTIC WAR (1941-1945)

The article is devoted to the study of the relevance of the application of the regional component of local lore in history lessons in high school in the process of forming civil-patriotic competence. The author analyzed the methods and techniques of museum pedagogy, as well as the use of local history material in history lessons in the 9th grades. The main methods of teaching were research and problem-based learning. In practice, experimental lessons and extracurricular activities on the history of the Great Patriotic War (1941-1945) were conducted. As a result of the lessons, conclusions were drawn about the effectiveness of using regional local history material on the example of the history of the Stavropol Territory during the Great Patriotic War to form patriotism among students.

Текст научной работы на тему «МЕТОДЫ ПРИМЕНЕНИЯ КРАЕВЕДЧЕСКОГО РЕГИОНАЛЬНОГО КОМПОНЕНТА ШКОЛЬНОГО КУРСА ИСТОРИИ В 9-Х КЛАССАХ НА ПРИМЕРЕ ИСТОРИИ СТАВРОПОЛЬСКОГО КРАЯ ПЕРИОДА ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ (1941 – 1945 гг.)»

МЕТОДЫ ПРИМЕНЕНИЯ КРАЕВЕДЧЕСКОГО РЕГИОНАЛЬНОГО КОМПОНЕНТА ШКОЛЬНОГО КУРСА ИСТОРИИ В 9-Х КЛАССАХ НА ПРИМЕРЕ ИСТОРИИ СТАВРОПОЛЬСКОГО КРАЯ ПЕРИОДА ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ (1941 - 1945 гг.)

С.В. Нефёдова, студент

Научный руководитель: Л.М. Сергиенко, канд. истор. наук, доцент Ставропольский государственный педагогический институт, филиал в г. Ессентуки (Россия, г. Ессентуки)

DOI:10.24412/2500-1000-2021-6-1-110-113

Аннотация. Статья посвящена изучению актуальности применения краеведческого регионального компонента на уроках истории в старших классах в процессе формирования гражданско - патриотической компетенции. Автором были проанализированы методы и приемы музейной педагогики, а также использования краеведческого материала на уроках истории в 9-х классах. Основными методами обучения при этом были исследовательский и метод проблемного обучения. На практике были проведены экспериментальные уроки и внеклассные мероприятия по истории Великой Отечественной войны (1941 - 1945 гг.). В результате проведённых уроков были сделаны выводы об эффективности применения регионального краеведческого материала на примере истории Ставропольского края в годы Великой Отечественной войны для формирования патриотизма у учащихся.

Ключевые слова: региональный краеведческий компонент, музейная педагогика, метод проблемного изложения, исследовательская деятельность, компетентностный подход, гражданско-патриотическая компетенция.

Материалы региональной истории имеют большое значение не только для изучения истории своего края, но и для более глубокого понимания общеисторического процесса, позволяют показать и объяснить ученикам общее и особенное в исторических явлениях. Углубление исторических знаний учащихся неразрывно связано с изучением истории своего края, традиций и ментальности коренного населения региона. Национально-региональный компонент, согласно ФГОС, является важной составной частью содержания образовательного процесса. Под национально-региональным компонентом в педагогической науке понимается «часть содержания образовательного процесса, которая отражает национальное и региональное своеобразие культуры (родной язык, литература, история, география региона), особые потребности и интересы в области образования народов нашей страны в качестве субъектов федерации [1].

Известные отечественные учёные методисты Вяземский Е.Е. и Стрелова О.Ю.

утверждают, что: «Успешность модернизации образования в Российской Федерации в значительной степени зависит от обеспечения оптимального соотношения между федеральными и региональными компонентами системы образования. В современной России необходимо определить роль регионализации системы образования, ее соотношения с федеральными основами для обеспечения стабильности многонационального государства. В условиях многонационального, поликультурного и поликонфессионального российского общества от успехов этой стратегии во многом зависит будущее нашей страны как федеративного государства» [2, с. 5].

Важным представляется и тот факт, что региональный краеведческий материал более близок и знаком учащимся, воздействует на эмоциональную сферу и усиливает наглядность восприятия учащимися исторического процесса.

Историческое краеведение в школе является не просто источником получения знаний учащимися о родном крае, но и

действенным средством формирования гражданско-патриотической компетенции подрастающего поколения.

Региональный краеведческий компонент отечественной истории содержит богатый материал для патриотического воспитания личности учащихся, развития их нравственности, коммуникативных способностей, эмоционально-ценностного отношения к окружающему миру, эстетической культуры. Региональная история как составная и значимая часть системы школьного исторического образования призвана обеспечить: историческую преемственность поколений; сохранение, распространение и развитие культуры народов России; воспитание бережного отношения к историческому и культурному наследию родного края; воспитание патриотов России, способных к социализации в условиях гражданского общества, обладающих высокой нравственностью, национальной и религиозной терпимостью, подготовленных к жизни в поликультурном и полиэтническом обществе. Следовательно, приоритетным компонентом школьного исторического образования российской школы является его нравственно-патриотическая (ценностная) составляющая [3, с. 4].

Успешное решение поставленной задачи невозможно без скрупулёзного изучения учащимися истории родного края, ее героических страниц. Именно такие специфические формы и методы применения краеведческого компонента в процессе обучения истории, как уроки мужества, встреча с ветеранами войны, музей и уголок боевой славы, краеведческие кружки, походы по местам революционной, боевой и трудовой славы, экскурсии, устные журналы, беседы, военно-патриотические объединения ребят по интересам, соревнования по военно-прикладным видам спорта и др. Таким образом, система методов весьма разнообразна, она постоянно видоизменяется и пополняется, поэтому требует изучения педагогами их рационального применения в работе с учащимися.

В период прохождения автором преддипломной практики на базе МБОУ СОШ № 9 Предгорного муниципального округа

Ставропольского края была опробована методика музейной педагогики, а также проблемный и исследовательский методы для решения задач применения регионального краеведческого компонента и активизации патриотического воспитания учащихся. Так как на базе МБОУ СОШ №9 Предгорного муниципального округа существует школьный краеведческий уголок проведение эксперимента было возможным. Колоссальный познавательный интерес у учащихся вызвала исследовательская работа «Судьба моей семьи в годы Великой Отечественной войны». Ученикам 9-х классов было предложено не только провести беседу-опрос своих родственников, но и проследить судьбу старшего поколения своих семей на сайте Министерства обороны Российской Федерации «Подвиг народа». Многие учащиеся проследили боевой путь своих прадедов и оформили с сайта наградные листы, с подробным описанием подвига героев.

На основании полученных в ходе проведённого исследования была составлена выставочная экспозиция в школьном краеведческом уголке: «Они сражались за Родину».

Также был проведён конкурс исторических эссе «Есть такая профессия - Родину защищать». Учащимся на выбор были предложены в качестве героев эссе выдающиеся полководцы Великой Отечественной войны - Жуков Г.К., Рокоссовский К.К., Конев И.С., Ватутин Н.Ф., Доватор Л.М. Значительная часть учащихся выбрала в качестве героя своей творческой работы личность Л.М. Доватора, объясняя свой выбор тем фактом, что под его началом сражались многие ставропольцы. Однако и другие полководцы герои, их биографии, боевой путь были исследованы в творческих работах учащихся.

Для 9-11 классов была проведена научная конференция «Ставрополье: цена Победы 1945 года». Этому предшествовала тщательная подготовка материалов конференции творческими группами. Под руководством учителя истории Чумак Л.А. в каждом классе была создана творческая группа, получившая определённое проектное задание. 9 - А и 9 - Б классы получил

задание подготовить материалы о людских потерях Ставропольского края в годы Великой Отечественной войны. В ходе подготовки проекта, учащиеся изучили значительный круг источников и научной литературы по военной истории Ставрополья, а также материалы краевой статистики и Чрезвычайной комиссии по расследованию фашистских злодеяний в период немецко-фашистской оккупации Ставропольского края. В частности, была приведена статистика демографических потерь мирного населения Ставропольского края в военные годы [4, с. 62]. Учащиеся 9-х классов успешно выступили с подготовленным проектом на конференции. На итоговом этапе конференции был проведён блиц-опрос учащихся 9-х классов, состоящий из 3 вопросов:

1) Известны ли были вам факты истории Ставрополья периода Великой Отечественной войны, прозвучавшие на конференции?

2) Вызывает ли у вас познавательный интерес история родного края?

Библиографический список

1. Полонский В.М. Словарь по образованию и педагогике. - М.: Высшая школа, 2004. - 512 с.

2. Вяземский Е.Е., Стрелова О.Ю. Национально-региональный компонент исторического образования: пособие для учителя. - М.: Просвещение, 2008. - 157 с.

3. Иванова С.Ю. Проблемы становления и развития современного российского патриотизма // Общественные науки. - 2003. - №4. - С. 3-8.

4. Сергиенко Л.М. Динамика и причины изменений в демографическом составе населения Ставрополья в послеоккупационный период (1943-1944 гг.) // Научная мысль Кавказа. - 2020. - №1. - С. 58-63.

3) Считаете ли вы необходимым скрупулёзное изучение истории Ставропольского края в рамках обучения истории в школе?

Результаты блиц-опроса были следующими:

- 59% опрошенных ответили на первый вопрос отрицательно и сообщили, что приведённые выступающими факты вызвали у них потрясение.

- 98% опрошенных на второй и третий вопрос ответили утвердительно. При этом, ребята отметили важность изучения региональной истории.

Таким образом, в результате проведённой работы, автор данной статьи пришла к выводу, что вовлечение школьников в краеведческую работу посредством исследовательского и проблемного методов обучения, является эффективным способом активизации процесса формирования и развития гражданской и патриотической компетенций учащихся 9-х классов.

METHODS OF APPLICATION OF THE LOCAL HISTORY REGIONAL COMPONENT OF THE SCHOOL HISTORY COURSE IN THE 9TH GRADES ON THE EXAMPLE OF THE HISTORY OF THE STAVROPOL TERRITORY DURING THE

GREAT PATRIOTIC WAR (1941-1945).

S.V. Nefedova, Student

Supervisor: L.M. Sergienko, Candidate of Historical Sciences, Associate Professor Stavropol State Pedagogical Institute, Branch in Essentuki (Russia, Essentuki)

Abstract. The article is devoted to the study of the relevance of the application of the regional component of local lore in history lessons in high school in the process of forming civil-patriotic competence. The author analyzed the methods and techniques of museum pedagogy, as well as the use of local history material in history lessons in the 9th grades. The main methods of teaching were research and problem-based learning. In practice, experimental lessons and extracurricular activities on the history of the Great Patriotic War (1941-1945) were conducted. As a result of the lessons, conclusions were drawn about the effectiveness of using regional local history material on the example of the history of the Stavropol Territory during the Great Patriotic War to form patriotism among students.

Keywords: regional local history component, museum pedagogy, method of problem presentation, research activity, competence approach, civil - patriotic competence.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.