МЕТОДЫ И ПРИЁМЫ РАБОТЫ С ИСТОРИЧЕСКИМИ ИСТОЧНИКАМИ И ИСТОРИЧЕСКОЙ КАРТОЙ ПРИ ИЗУЧЕНИИ ТЕМЫ «ВЕЛИКАЯ ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ВОЙНА 1941-1945»
А.С. Черкасов, студент
Научный руководитель: Л.М. Сергиенко, канд. ист. наук, доцент
Ставропольский государственный педагогический институт, филиал в г. Ессентуки (Россия, г. Ессентуки)
DOI: 10.24411/2500-1000-2020-10682
Аннотация. Данная статья посвящена применению наглядного и исследовательского методов обучения школьников в процессе изучения истории. В рамках преддипломной практики автором был проведён эксперимент, основой которого стало проведение 8 уроков и внеклассных мероприятий, посвящённых изучению темы «Великая Отечественная война» в 9-х классах. Основываясь на положительных результатах проведённого педагогического эксперимента среди учащихся 9-х классов, была выявлена эффективность использования материалов региональной истории и наглядного метода обучения для решения задачи изучения сложных тем школьного курса истории.
Ключевые слова: наглядность, наглядный метод обучения, исторический источник, исследовательский метод обучения, метод проектов, метод кейс-стади, краеведение, Федеральный государственный образовательный стандарт.
XXI век - век информационного общества, основанного на колоссальном информационном потоке. Современная школе и педагогика не могут игнорировать эту реальность. В связи с этим, приоритетное развитие получили науки, связанные с сохранением и анализом информации. Заслуженное место в числе таких наук занимают источниковедение и картография. Они, безусловно претерпели качественные изменения, связанные, прежде всего, с развитием информационных технологий и интерактивных методов преподавания гуманитарных дисциплин. Однако, исчерпывающего методического обоснования эти изменения ещё не нашли в отечественной методической науке. А между тем, их применение в школьном историческом образовании является актуальным и насущным.
Федеральный компонент Государственного стандарта общего образования по истории содержит высокие требования к уровню картографических знаний и умений, а также умений работы с историческими источниками выпускников основной и старшей школы [1].
Преподавание истории в XXI веке требует от учителя применение таких методов
и технологий, которые бы способствовали формированию у учащихся знаний предмета в сочетании с аксиологическими и гносеологическими ориентирами на основе цифровой грамотности.
Среди российских педагогов и методистов, вопросы использования исторических источников и картографического материала на уроках истории осветили в своих работах П.В. Гора, Е.Е. Вяземский, О.Ю. Стрелова, М.В. Короткова,
М.Т. Студеникин, А.Т. Степанищев [2-6].
Процесс изучения и глубокого осмысления исторического прошлого России, особенно такой важной и значимой для нашей страны темы, как Великая Отечественная война, невозможен без организации учителем на уроке систематической работы по формированию исторических представлений и понятий, которые призваны помочь ученикам понять историю своей страны. Представления об историческом пространстве и времени, их динамике, периодизации и соотнесении являются важнейшими составляющими процесса обучения истории в средней школе.
Цель данного исследования состоит в выявлении и экспериментальной проверке наиболее эффективных методов и приёмов
работы с историческими источниками, а также формирования пространственных представлений по истории России у учащихся 9-х классов при изучении темы «Великая Отечественная война 19411945 гг.».
В период прохождения преддипломной практики на базе МБОУ СОШ № 10 г. Ессентуки, Ставропольского края, в своей педагогической деятельности автором проведён эксперимент с апробацией методов наглядного обучения и исследовательского метода с использованием исторических источников для решения задач более эффективного изучения учащимися темы «Великая Отечественная война». Целью эксперимента являлась необходимость выявить эффективность использования вышеуказанных методов при изучении сложных проблемных тем новейшей отечественной истории в 9-х классах.
Программа педагогического эксперимента включала констатирующий (февраль 2020 г.), формирующий (февраль -март 2020 г.) и контрольный (март 2020 г.) этапы. В качестве испытуемых выступали учащиеся 9 «А» (экспериментального) и 9 «Б» (контрольного) классов.
Во время формирующего этапа в экспериментальном, 9 «А» классе было проведено 8 уроков, на которых проводилась целенаправленная работа с картографическими материалами и историческими источниками, то есть, наблюдение за познавательной деятельностью учащихся проходило в течение полных 6 недель. Также была проведена систематическая внеклассная работа в краеведческом уголке МБОУ СОШ № 10 г. Ессентуки, учащимися были выполнены картографические задания, а также исследовательские задания с использованием исторических источников краеведческого характера.
На каждом из уроков работа по карте проводилась на всех этапах урока: во время актуализации ранее изученного учащиеся получали задания по контурной карте «отметить границы фронтов в ходе оборонительного периода Сталинградской битвы и битвы на Курско-Орловской дуге, а затем отметить границы фронтов и их динамику в ходе контрнаступления совет-
ских войск под Сталинградом и на Курской дуге». Также, учащимся было предложено отметить на контурной карте города, освобождённые в результате победы советских войск в ходе коренного перелома в Великой Отечественной войне.
Было разработано и предложено учащимся 9-А класса проблемное задание по карте: были созданы 2 «штабные» группы которым были представлены карты схемы расположения советских фронтов накануне битвы на Курской дуге и ещё до изучения новой темы учитель предложил группам в течении 10 минут предположить возможное развитие событий на этом участке советско-германского фронта. Учащиеся обеих групп успешно справились с заданием, сразу же определив на карте, что в результате контрнаступления советских войск под Сталинградом фронт установился в форме дуги, фланговыми выступами которой были города Орел и Курск. Далее было высказано предположении о возможном наступлении немецких войск с флангов. После этого учитель ознакомил учеников с историческим источником -цитатой из «Воспоминаний и размышлений» Г.К. Жуков, в которой он оценивал сложившееся положение на Курско-Орловском выступе накануне сражения. Ученикам было интересно узнать, что позиция выдающегося полководца совпала с их предположениями. Безусловно, подобные проблемные задачи с привлечением исторической карты, картосхем битв и сражений Великой Отечественной войны вызывают и познавательный интерес учащихся, и мотивацию учебной деятельности, способствуют осознанному формированию пространственных представлений, а также, безусловно, формируют чувство патриотизма и гражданственности.
При проведении урока «Битва за Кавказ» был использован видеометод и иллюстрация, то есть учащиеся получили задания по теме урока изучая карты Северокавказского фронта и просмотра исторической хроники. Использование данного приема позволило учащимся прочно усвоить материал, на этапе закрепления изученного учащиеся активно, не затрудняясь, отвечали на вопросы учителя, делали
выводы о положении Советских войск во время битвы.
Современный учитель истории практически на каждом занятии, особенно в старших классах, использует элементы исследовательского метода. Он призван воспитывать у подростков интерес, сообразительность, активность, самостоятельность, ответственность. Исследовательский метод дает детям первые элементарные сведения о приемах и способах научного поиска, предусматривает самостоятельное усвоение знаний, предусматривает выполнение детьми под руководством взрослого отдельных исследовательских заданий и работ.
Исследовательский метод вполне применим в сочетании не только с историческими источниками, но и с картографическими заданиями. Работа с краеведческим материалом периода Великой Отечественной войны может содержать в себе исследовательские и эвристические задания с необходимостью составления карт и картосхем самими учащимися. Например, ученикам предлагается проследить на карте динамику продвижения советских войск по территории Ставропольского края в период битвы за Кавказ или создать самостоятельно карту-схему боевого пути земляков - героев Великой Отечественной войны. Поэтому его целесообразно было применить при проведении внеклассного
мероприятия «Ессентучане - герои битвы за Кавказ».
В экспериментальном классе после завершения формирующего эксперимента в лучшую сторону изменилось качество знаний, а области картографии, повысился уровень познавательного интереса; учащиеся 9 «А» класса отмечали, что «карта помогает отвечать», «по карте можно многое увидеть или вспомнить, если что-то забыл».
Данные, полученные при проведении контроля знаний учащихся, показывают, что целенаправленная, систематическая работа с использованием различных методов, форм, нестандартных (игровых) заданий картографического и источниковедческого характера в процессе изучения истории способствуют повышению качества знаний учащихся. Результаты контрольной работы, проведенной в экспериментальном и контрольном классах показали значительное повышение качества знаний в экспериментальном классе (69%). Качество знаний в контрольном классе изменилось незначительно (7%).
Данные эксперимента показывают, что методически грамотно организованная и проведённая в процессе обучения истории работа с картографической наглядностью и историческими источниками даже непродолжительное время в значительной степени повышает познавательную актив-
ность учащихся.
Библиографический список
1. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: Ы*р://минобрнауки.рф/документы/938. (дата обращения 23.06.2020 г.)
2. Гора П.В. Методические приемы и средства наглядного обучения истории в средней школе. - М.: Педагогика, 1971. - 239 с.
3. Вяземский Е.Е., Стрелова О.Ю., Короткова М.В., Ионов И.М. Историческое образование в современной России. - М.: Просвещение, 1997. - 224 с.
4. Короткова М.В. Наглядность на уроках истории. - М.: ВЛАДОС, 2000 - 176 с.
5. Короткова М.В., Студеникин М.Т. Методика обучения истории в схемах, таблицах, описаниях. — М.: Владос, 1999. - 192 с.
6. Степанищев А.Т. История Отечества: Преподавание в школе. - М.: Гардарики, 2001. - 557 с.
METHODS AND RECEPTIONS OF WORK WITH HISTORICAL SOURCES AND HISTORICAL MAP WHEN STUDYING THE TOPIC THE «GREAT PATRIOTIC WAR 1941-1945»
A.S. Cherkasov, Student
Supervisor: L.M. Sergienko, Candidate of Historical Sciences, Associate Professor Stavropol State Pedagogical Institute, Branch in Essentuki (Russia, Essentuki)
Abstract. This article is devoted to the use of visual and research methods of teaching students in the process of studying history. As part of his undergraduate practice, the author conducted an experiment, the basis of which was the conduct of 8 lessons and extra-curricular activities dedicated to studying the theme of the Great Patriotic War in 9th grade. Based on the positive results of the pedagogical experiment among 9th grade pupils, the effectiveness of using regional history materials and a visual teaching method to solve the problem of studying complex topics of the school history course was revealed.
Keywords: visualization, visual teaching method, historical source, research teaching method, project method, case study method, regional studies, Federal State Educational Standard.