Научная статья на тему 'Использование методики проблемного обучения и применение регионального компонента на уроках истории при изучении темы: «Коллективизация сельского хозяйства. Раскулачивание»'

Использование методики проблемного обучения и применение регионального компонента на уроках истории при изучении темы: «Коллективизация сельского хозяйства. Раскулачивание» Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
226
42
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
региональный компонент / проблемная ситуация / проблемный метод обучения / исследовательский метод обучения / Федеральный государственный образовательный стандарт. / regional component / problem situation / problem teaching method / research teaching method / Federal State Educational Standard

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — А А. Ташкинов

Данная статья посвящена применению проблемного метода обучения школьников в процессе изучения истории. В процессе исследования был проведён эксперимент, основой которого стало проведение проблемной лекции по теме «Коллективизация сельского хозяйства. Раскулачивания». Основываясь на положительных результатах проведённого педагогического эксперимента среди учащихся 9-х классов, автор обосновывает эффективность использования материалов региональной истории и проблемного метода обучения для решения задачи изучения спорных исторических тематик.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

USING THE PROBLEM OF TEACHING AND APPLICATION OF THE REGIONAL COMPONENT IN HISTORY LESSONS IN STUDYING THE TOPIC: «COLLECTIVIZATION OF AGRICULTURE. DISCENTRATION»

This article is devoted to the application of the problematic method of teaching pupils in the process of studying history. In the course of the study, an experiment was conducted, the basis of which was the conduct of a problem lecture on the topic «Collectivization of Agriculture. Dekulakization». Based on the positive results of the pedagogical experiment among pupils in 9-th grade, the author substantiates the effectiveness of using materials from regional history and a problematic teaching method to solve the problem of studying controversial historical topics.

Текст научной работы на тему «Использование методики проблемного обучения и применение регионального компонента на уроках истории при изучении темы: «Коллективизация сельского хозяйства. Раскулачивание»»

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МЕТОДИКИ ПРОБЛЕМНОГО ОБУЧЕНИЯ И ПРИМЕНЕНИЕ РЕГИОНАЛЬНОГО КОМПОНЕНТА НА УРОКАХ ИСТОРИИ ПРИ ИЗУЧЕНИИ ТЕМЫ: «КОЛЛЕКТИВИЗАЦИЯ СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА. РАСКУЛАЧИВАНИЕ»

А.А. Ташкинов, студент

Научный руководитель: Л.М. Сергиенко, канд. ист. наук, доцент

Ставропольский государственный педагогический институт, Филиал в г. Ессентуки (Россия, г. Ессентуки)

DOI: 10.24411/2500-1000-2020-10679

Аннотация. Данная статья посвящена применению проблемного метода обучения школьников в процессе изучения истории. В процессе исследования был проведён эксперимент, основой которого стало проведение проблемной лекции по теме «Коллективизация сельского хозяйства. Раскулачивания». Основываясь на положительных результатах проведённого педагогического эксперимента среди учащихся 9-х классов, автор обосновывает эффективность использования материалов региональной истории и проблемного метода обучения для решения задачи изучения спорных исторических тематик.

Ключевые слова: региональный компонент, проблемная ситуация, проблемный метод обучения, исследовательский метод обучения, Федеральный государственный образовательный стандарт.

Проблема проведения советским государством политики коллективизации и раскулачивания в 30-е годы XX века является одной из дискуссионных в исторической науке, а, следовательно, представляется сложной в школьном курсе изучения истории. Её преподавание, на наш взгляд, возможно лишь в рамках проблемного метода обучения с обязательным включением материалов региональной истории обозначенного периода. Именно такой методический подход позволяет учитывать плюрализм и неоднозначность позиций историков в анализе и оценке политики коллективизации и раскулачивания, а также позволяет учащимся освоить умения и навыки работы с широким кругом источников и исторической литературы. Поэтому задача разработки системы заданий проблемного обучения до сих пор остается актуальной.

Учитель в процессе изучения с учащимися так называемых «белых пятен» истории, а также тем и разделов курса Отечественной истории, не имеющих однозначных оценок и трактовок в научной исторической среде, испытывает колоссальные затруднения в правильном выборе средств

и методов преподавания для наиболее эффективного процесса усвоения знаний.

Один из основоположников теории проблемного обучения И.Я. Лернер особое внимание уделял подготовке учителя, который должен знать не только утвердившиеся в науке знания, но и ее проблемы, разные точки зрения по тем или иным вопросам, систему доказательств этих точек зрения. Учитель должен быть глубоко осведомлен в вопросах общей методологии научного познания, в специфике познания в преподаваемой науке, ее методах и обобщенных способах решения проблем [1].

Проблемное обучение - «это тип обучения, характеризующийся активной и самостоятельной поисковой деятельностью учащихся, в результате чего и происходит творческое овладение знаниями, умениями, навыками и развитие мыслительных способностей» [2, С. 140].

В нашей стране наибольший вклад в разработку теории проблемного обучения внесли А.М. Матюшкин, М.И. Махмутов, А.В. Кудрявцев, И.Я. Лернер [3-6].

Выбор учителем методики по таким спорным или недостаточно исследованным темам, как «Коллективизация сель-

ского хозяйства. Раскулачивание», должен быть обусловлен ещё и современными требованиями, предъявляемыми обществом к уровню исторического образования.

Одной из концептуальных основ Федеральных государственных стандартов начального, основного и среднего (полного) общего образования в области истории является проблемное обучение или проблемный метод, наряду с системно-деятельностным, компетентностным, лич-ностно-ориентированным и другими подходами, которые определяют в качестве приоритетных задач достижения личностных, метапредметных и предметных результатов исторического образования [7].

Гуманитарные науки в целом, и особенно история, призваны воспитать личность с активной гражданской позицией, с умением анализировать историческое прошлое и проводить проекции в социальную практику настоящего. А формирование таких навыков предполагает умение анализировать и сопоставлять различные источники, позиции, точки зрения и на их основе аргументировано формулировать собственное видение любой проблемы. Исторические события 30-х годов XX столетия представляются сложными для изучения и неоднозначными в оценках учёных-историков в силу целого ряда причин. Прежде всего, не в достаточной мере исследованы все источники по данной проблематике, т.к. они стали доступны для исследователей не так давно. Проведение политики советского государства по созданию колхозов и раскулачиванию является одной из таких тем. Поэтому, безусловно, применение методов проблемного обучения, позволяющих привлечь колоссальный пласт новых источников и вовлечь учащихся в исследовательский процесс с задачей решения научной проблемы, представляется максимально эффективным выбором методики обучения.

В период прохождения преддипломной практики на базе МБОУ СОШ № 10 г. Ессентуки, Ставропольского края, в своей педагогической деятельности автором проведён эксперимент с апробацией методов проблемного обучения для решения задач более эффективного изучения уча-

щимися проблемных тем курса Истории Отечества с привлечением материалов региональной истории. Целью эксперимента являлась необходимость выявить эффективность использования методов проблемного обучения при изучении сложных проблемных тем новейшей отечественной истории в 9-х классах.

Программа педагогического эксперимента включала констатирующий (февраль 2020 г.), формирующий (февраль -март 2020 г.) и контрольный (март 2020 г.) этапы. В качестве испытуемых выступали учащиеся 9-В и 9-Г классов. Учитывая проблемный характер тематики и неоднозначные трактовки в исторической литературе, а также возрастные интеллектуальные особенности учащихся 9 класса, был использован метод проблемного обучения проведения урока истории в форме проблемной лекции.

Основные элементы экспериментального процесса были следующими:

1) Конструирование содержания образования на уроках истории;

2) Отбор методов и приемов обучения на уроках истории. Проектирование новых типов учебной деятельности и учебного сотрудничества учащегося (сочетание проблемного, исследовательского и проектного методов обучения);

3) Педагогическая поддержка учащихся (карточки-инструкции, алгоритмы, тре-нинговые упражнения, памятка)

4) Организация образовательного пространства (сотрудничество с социальными партнерами, реальное взаимодействие с окружающим миром).

В ходе эксперимента были применены следующие методы: анкетирование учащихся, наблюдение в ходе организации и проведения традиционного урока и урока проблемной лекции, анализ полученных результатов, а также описание и анализ констатирующего этапа эксперимента.

На первом этапе автором был проведено изучение и анализ рабочей документации учителей истории МБОУ СОШ № 10 г. Ессентуки. Нами были изучены кален-дарно-тематические и поурочные планы учителей истории с целью выяснения, какие методы и технологии используются

для активизации познавательных возможностей и творческих способностей учащихся, какое место отводится нетрадиционным урокам в учебном процессе, какая предварительная работа организуется в ходе их подготовки, на формирование каких компетенций она направлена.

Анализ планов позволил выявить, что в основном проводятся стандартные уроки истории.

На втором этапе были проведены уроки в 9 «В» и 9 «Г» классах. В 9 «Г» классе был проведён обычный комбинированный урок. В 9 «В» была проведена проблемная лекция по теме «Коллективизация сельского хозяйства».

Безусловно, изначально автором было принято решении об использовании широкого круга исторических источников, в том числе и регионального происхождения с целью более значительного погружения учащихся в предмет. Более того, прослеживание истории родного края в контексте истории страны вызывает у школьников дополнительную мотивацию, познавательный интерес и чувство сопричастности посредством старшего поколения семьи к истории Отечества.

В процессе лекции учителем были рассмотрены основные причины перехода к политике сплошной коллективизации, политика ликвидации кулачества как класса, результаты коллективизации. По ходу лекции учителем создавались проблемные ситуации, решить которые возможно было лишь с использованием исторических источников, освещающих как историю страны, так и историю Ставропольского края. Вначале была проведена актуализация знаний по теме «Индустриализация». Затем по мере изложения вопросов лекции, учитель ставил проблемную задачу и на медийной доске учащимся предлагалось проанализировать очередную подборку источников. Были поставлены следующие проблемные задачи: почему крестьяне были не довольны организацией колхозов?

прямым следствием проведения политики коллективизации и раскулачивания? Почему крестьяне неохотно вступали в колхозы? Какую цель преследовало раскулачивание? Также, в процессе решения проблемных задач на доске был обозначен алгоритм решения проблемной задачи. На данном этапе эксперимента также было проведено анкетирование учащихся, направленное на выяснение их мнения о предложенной форме урока. Подавляющие большинство учащихся 9-х классов положительно оценили предложенную форму урока, а также считают её эффективной.

Как уже упоминалось, в 9 «Г» был проведён обычный комбинированный урок. На третьем контрольном этапе был проведён сравнительный анализ качества знаний по теме при помощи тестирования. Анализ показал следующие результаты:

1) В 9 «В» классе полностью правильно ответили на все вопросы теста 75% учащихся, небольшие затруднения вопросы теста вызвали у 25% учеников;

2) В 9 «Г» классе полностью правильно ответили на все вопросы теста 55% учащихся, небольшие затруднения вопросы теста вызвали у 35% учеников, значительные затруднения тестирование по теме вызвало 10% учащихся.

Таким образом, очевидным представляется вывод об эффективности применения методов проблемного обучения на уроках истории в 9-х классах.

Современный учитель истории практически на каждом занятии, особенно в старших классах, должен использовать элементы проблемных задач, проблемных ситуаций, проблемных заданий. Упомянутая методика призвана выявить существующее многообразие точек зрения участников на какую-либо проблему и при необходимости - инициировать всесторонний анализ каждой из них, а затем и формирование собственного взгляда каждого ученика на ту или иную историческую проблему.

Можно ли считать голод 1932-1933 гг.

Библиографический список

1. Лернер И.Я. Проблемное обучение. - М.: Знание, 1974. - 64 с.

2. Селевко Г.К. Энциклопедия образовательных технологий. В 2-х т. Т. 1. - М.: Народное образование, 2005. - 556 с.

3. Матюшкин А.М. Проблемные ситуации в мышлении и обучении. - М., 1972. - 206 с.

4. Махмутов М.И. Проблемное обучение. - М.: Педагогика, 1975. - 364 с.

5. Кудрявцев Т.В. Проблемное обучение - истоки, сущность, перспективы. - М.: Знание, 1991. - 80 с.

6. Скаткина М.Н., Лернера И.Я., Шахмаева Н.М. Дидактика общего образования». -[Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.instrao.ru/index.php/nauchnaya-deyatelnost/nauchnye shkoly/item/2115-nauchnaya-shkola-m-n-skatkina-i-ya-lernera-n-m-shahmaeva.

7. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.turobr.ru, (дата обращения 23.04.2020 г.)

USING THE PROBLEM OF TEACHING AND APPLICATION OF THE REGIONAL COMPONENT IN HISTORY LESSONS IN STUDYING THE TOPIC: «COLLECTIVIZATION OF AGRICULTURE. DISCENTRATION»

A.A. Tashkinov, Student

Supervisor: L.M. Sergienko, Candidate of Historical Sciences, Associate Professor Stavropol State Pedagogical Institute, Branch in Essentuki (Russia, Essentuki)

Abstract. This article is devoted to the application of the problematic method of teaching pupils in the process of studying history. In the course of the study, an experiment was conducted, the basis of which was the conduct of a problem lecture on the topic «Collectivization of Agriculture. Dekulakization». Based on the positive results of the pedagogical experiment among pupils in 9-th grade, the author substantiates the effectiveness of using materials from regional history and a problematic teaching method to solve the problem of studying controversial historical topics.

Keywords: regional component, problem situation, problem teaching method, research teaching method, Federal State Educational Standard.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.