ПРОБЛЕМА ФОРМИРОВАНИЯ МЕЖЭТНИЧЕСКОЙ ТОЛЕРАНТНОСТИ У ШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ ИСТОРИИ
И.Н. Тимошков, студент
Научный руководитель: Л.М. Сергиенко, канд. ист. наук, доцент
Ставропольский государственный педагогический институт, Филиал в г. Ессентуки (Россия, г. Ессентуки)
DOI: 10.24411/2500-1000-2020-10680
Аннотация. Данная статья освещает основные проблемы формирования толерантности школьников в процессе обучения истории. Актуальность обозначенной проблематики обусловлена многонациональным характером российского государства, а, следовательно, насущной необходимостью воспитания толерантного молодого поколения, готового к диалогу разных культур, этносов, религий. В процессе исследования был проведён эксперимент, направленный на выявление наиболее эффективных приёмов и методов формирования толерантного сознания учащихся. Эксперимент проводился в рамках школьного курса истории, среди учащихся 9-х классов. Его результаты убедительно доказали, что наиболее эффективными методами решения задачи формирования толерантности учащихся является использование материалов региональной истории и проблемного метода обучения.
Ключевые слова: патриотизм, толерантность, государственная образовательная стратегия, проблемный метод обучения, Федеральный государственный образовательный стандарт.
Новые вызовы и угрозы, с которыми столкнулось человечество в XXI веке, привели к объективному возрастанию роли аксиологической составляющей воспитания и обучения подрастающего поколения. Ключевым фактором, актуализирующим тему проблематики настоящей публикации, выступает современный этап глобализации.
Глобализация характеризуется с одной стороны, укреплением взаимосвязи между народами и расширением взаимодействия между культурами и цивилизациями, с другой, вызовом, заключающимся в необходимости сохранения огромного интеллектуального и культурного многообразия человечества.
Видающийся российский психолог, доктор психологических наук
А.Г. Асмолов в своей книге «На пути к толерантному сознанию» обозначил основные проблемы человеческого сообщества в эпоху глобализационных процессов: «Как жить с непохожими на нас людьми? Удастся ли человечеству обеспечить общежитие представителей разных рас, народов,
этносов и социальных классов религий и культур, мировоззрений и идеологий?» [1].
Этот вопрос не является для современной цивилизации новым, процессы установления взаимодействия между этническими группами, государствами шли на протяжении всей истории человечества. Однако особую актуальность проблема толерантности приобрела в XXI в. В Декларации «Тысячелетие», принятой Генеральной Ассамблеей ООН в 2000 г. толерантность характеризуется как одна из фундаментальных ценностей XXI в. [2].
«Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года», принятая правительством 29 мая 2015 года предполагает «воспитание политически и социально активной личности, толерантной, способной на продуктивные отношения с лицами другой национальности и веры, с развитым национальным самосознанием» [3].
Россия Федерация является полиэтнич-ным государством и проблема воспитания толерантного молодого поколения, готового к диалогу разных культур, этносов, ре-
лигий, мировоззрений становится актуальной.
Задача развития толерантной позиции личности как жизненной стратегии, дающей возможность успешного построения взаимоотношений, сохранения внутреннего равновесия, обретения гармонии и целостности крайне насущна.
Формирование толерантности - важная часть школьного образования, его целей, направленных на воспитание граждан России, на подготовку школьников к активному участию в становлении и развитии гражданского общества в своей стране. Одним из планируемых результатов освоения обучающимися основной образовательной программы по истории должно стать формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, истории, религии, традициям, ценностям народов России и народов мира; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания.
Именно изучение таких предметов, как история и обществознание, позволит школьникам овладеть умением вести диалог, грамотно и корректно формулировать и обосновывать свою точку зрения, а также успешно и конструктивно решать конфликтные ситуации, выработать нетерпимое отношение к ксенофобии, этнофобии, шовинизму.
Исходя из вышесказанного, задача современного учителя истории состоит в том, чтобы выявить и применить на практике наиболее эффективные методы, способствующие формированию толерантности у школьников процессе изучения истории Отечества и региональной истории, как ее составляющего компонента.
Национально-региональный компонент на уроках истории очень важен в таком многонациональном регионе как Северный Кавказ, к которому относится и наш Ставропольский край. Использование фрагментов региональной истории вызывает более глубокую и осознанную мотивацию у учащихся к изучению истории. В процессе изучения целого ряда тем новейшей исто-
рии Отечества крайне актуальным и необходимым представляется исследование вместе с учениками аспектов региональной истории в контексте формирования толерантности.
Особенно это относится к проблемной тематике, не имеющей однозначных оценок в исторической науке. Учитывая многонациональный состав СевероКавказского региона, безусловно, необходимо прослеживать историю и культуру этносов его населяющих.
Сложный материал для формирования толерантного сознания представляет история войн: мировых, гражданских, локальных, религиозных, а также проблемные темы отечественной истории, касающиеся национальной политики советского государства. Сама толерантность основывается именно на уважении к естественным правам любой личности. При изучении материала о войнах и конфликтах следует акцентировать внимание учащихся на фактах проявления толерантности даже в условиях человеческого ожесточения. Целесообразно, изучая материал по Великой Отечественной войне, привести примеры из истории Ставрополья. Например, в 1941 году наш край принял 210 тысяч человек, эвакуированных из прифронтовых территорий страны и оккупированных врагом. При этом, Ставропольский край практически не имел свободного жилого фонда и ставропольцы приняли эвакуированных в свои дома, зачастую делились последними продуктами [4].
Таким образом, урок за уроком учащиеся расширяют понимание сущности толерантности и значение ее проявления в различных аспектах человеческой жизни.
В период прохождения преддипломной практики на базе МБОУ СОШ №10 г. Ессентуки, Ставропольского края, в своей педагогической деятельности средством формирования толерантности автор использовал метод проектов. В проектной деятельности была смоделирована ситуация, которая дала возможность учащимся проявить толерантность, с опорой на личный опыт в активной социальной и познавательной деятельности, за счет чего дос-
тигаются метапредметные результаты обучения.
Учащимся 9-х классов в ходе эксперимента при изучении темы № 3 «СССР на путях строительства нового общества» и темы № 4 «СССР в период Великой Отечественной войны (1941-1945 гг.)» было предложено участие в проектной деятельности с использованием материалов региональной истории при изучении следующих тем уроков: «Образование СССР», «Политическая жизнь в 20-е гг.», «Коллективизация сельского хозяйства» и «Политическая система СССР в 30-е гг.», а также «Битва за Москву» (участие ставро-польцев-доваторцев в обороне Москвы). Классы были разбиты на 5 подгрупп в соответствии с предложенной тематикой проектов. Каждая подгруппа готовила свой проект и представляла его в процессе изучения тем: «СССР на путях строительства нового общества» и «СССР в период Великой Отечественной войны (19411945 гг.)».
По итогам проектной деятельности было проведено анкетирование 9-А и 9-Б классов. Анкета состояла из следующих вопросов:
1. Как вы понимаете толерантность, толерантное поведение и толерантное мировоззрение?
2. Как знание истории Ставропольского края и Северо - Кавказского региона влияет на ваше отношение к представителям других наций и конфессий?
3. Как вы относитесь к депортациям народов Северного Кавказа в советский период? Считаете ли вы допустимым обоснование историческими обстоятельствами этих мер советского руководства?
4. Каково ваше личное отношение к депортациям 40-х годов?
5. Как вы считаете, имела ли национальная политика советского государства негативные последствия для нашего региона?
Библиографический список
1. Асмолов А.Г. На пути к толерантному сознанию. - М., 2000.
2. Терентьева В.И. Социальные вызовы XXI века. Поиск решений // Вестник ВосточноСибирской открытой академии. - 2016. - №23. - С. 15-26.
3. https://rg.ru/2015/06/08/vospitanie-dok.html (дата обращения 11.06. 2020 г.)
6. Помогает ли вам знание региональной истории в формировании толерантной позиции?
Итоги анкетирования были следующими: в 9-А классе 90% учащихся не испытывали никаких затруднений с обоснованием термина толерантность и толерантное мировоззрение и поведение; в 9-Б классе 92% учащихся справились с предложенным анкетой вопросом о толерантности.
В 9-А классе 79% учащихся ответили, что именно знание региональной истории помогает им лучше понять и уважительно относиться к представителям других этносов. В 9-Б классе такую же позицию сформулировали 83% учеников.
По 3,4 и 5 вопросам анкеты практически 95% в 9-А классе и 98% в 9-Б классе сформулировали и обосновали свою точку зрения по предложенной проблематике.
По 6-му вопросу 100% процентов учеников в обоих классах ответили, что именно материалы истории Ставропольского края и Северного Кавказа являются основным фактическим материалом, помогающим им в формировании толерантного мировоззрения.
В результате диагностики мы пришли к выводу: выполнение учащимися проектной деятельности является эффективным средством формирования и мотивации толерантности.
Важным методическим аспектом проектного обучения является тот факт, что ученик в процессе работы над учебным проектом постигает реальные процессы, объекты. Оно предполагает проживание учеником конкретных ситуаций, преодоления трудностей, приобщение его к проникновению вглубь явлений, процессов, то есть активное взаимодействие с социальной средой. А это невозможно без толерантного сознания.
4. Сергиенко Л.М. Население Ставрополья накануне и в годы Великой Отечественной войны (1937-1945 гг.): историко-демографический аспект // дисс... канд. ист. наук: 07.00.02. - Пятигорск, 2016. - С. 111.
THE PROBLEM OF FORMING INTER-ETHNIC TOLERANCE IN SCHOOLCHILDREN IN THE PROCESS OF TEACHING HISTORY
I.N. Timoshkov, Student
Supervisor: L.M. Sergienko, Candidate of Historical Sciences, Associate Professor Stavropol State Pedagogical Institute, Branch in Essentuki (Russia, Essentuki)
Abstract. This article highlights the main problems of the formation of tolerance of pupils in the process of teaching history. The relevance of the indicated problems is due to the multinational character of the Russian state, and, therefore, the urgent need to educate a tolerant young generation, ready for a dialogue of different cultures, ethnic groups, religions. In the course of the study, an experiment was conducted aimed at identifying the most effective techniques and methods for the formation of tolerant consciousness of pupils. The experiment was conducted as part of a school history course, among pupils in 9-th grade. Its results convincingly proved that the most effective methods for solving the problem offorming students' tolerance is to use materials from regional history and the problematic teaching method.
Keywords: patriotism, tolerance, state educational strategy, problematic teaching method, Federal state educational standard.