МЕТОД ПРОБЛЕМНОГО ОБУЧЕНИЯ И ЕГО РОЛЬ В РЕШЕНИИ ЗАДАЧИ ФОРМИРОВАНИЯ ПАТРИОТИЗМА И ТОЛЕРАНТНОСТИ ШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ИЗУЧЕНИЯ ИСТОРИИ
Н.Ф. Конарева, студент
A.В. Корнилова, студент
B.В. Петросянц, студент
Научный руководитель: Л.М. Сергиенко, канд. ист. наук, старший преподаватель Ставропольский педагогический институт филиал в г. Ессентуки (Россия, г. Ессентуки)
Аннотация. Данная статья освещает основные проблемы формирования патриотизма и толерантности школьников в процессе обучения истории. Также авторы обосновывают эффективность использования проблемного метода обучения для решения обозначенной задачи.
Ключевые слова: патриотизм, толерантность, государственная образовательная стратегия, проблемный метод обучения, Федеральный государственный образовательный стандарт.
Образовательная среда, образовательное пространство всегда были наиболее чувствительными компонентами социума, остро реагирующими и отображающими как его положительную, так и отрицательную динамику. Наряду с этим фактом, общество и государство всегда предъявляли и предъявляют системе образования определённый социальный заказ: каким должен вырасти каждый его гражданин, какие социально значимые качества должны быть в нём сформированы.
Законодательные и программные документы в нашей стране («Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года») [1] направлены на создание в сфере образования благоприятных условий для реализации государственных установок в области гражданского воспитания молодёжи: формирование чувства патриотизма, законопослушности, преодоление правового нигилизма; воспитание политически и социально активной личности, толерантной, способной на продуктивные отношения с лицами другой национальности и веры, с развитым национальным самосознанием; воспитание личности, способной в профессиональной деятельности проявить высокий уровень гражданской культуры.
Современная российская действительность включает в себя социальные конфликты, усугубленные проблемами нищеты, а также усиленными темпами миграции, значительным увеличением числа беженцев и трудовых мигрантов из стран Средней Азии и Украины. К этому сложному конгломерату социальных проблем необходимо ещё упомянуть и тот факт, что Российская Федерация является многонациональным государством, в котором не так давно были решены проблемы сепаратизма отдельных национальных территорий. Наш регион - Северный Кавказ является полиэтничным и многоконфессиональным. В связи с этим, формирование у подрастающего поколения толерантного отношения к людям другой национальности и вероисповедания является актуальнейшей проблемой. Безусловно, первые шаги на пути её решения предпринимает семья. Однако, наиболее весомый вклад в формирование толерантной личности вносит школа. Колоссальная роль в этом процессе принадлежит, прежде всего, гуманитарным предметам. Именно, преподавание истории и обществознания призвано не только дать представление школьникам об историческом прошлом страны и мира в целом, понятие об основных системах общества, принципах их
функционирования и взаимодействия, но и сформировать у учащихся активную гражданскую позицию и социально значимые черты характера. Нельзя не упомянуть и о такой важной задаче современного исторического образования, как формирование гуманистического мировоззрения. Толерантность является одной из важнейших составляющих. Во «Всеобщей декларации прав человека», принятой ООН в 1948 г., провозглашается, что «каждый человек имеет право на свободу мысли, совести и религии» (статья 18), «на свободу убеждений и на свободное выражение их» (статья 19) и что образование «должно содействовать взаимопониманию, терпимости и дружбе между всеми народами, расовыми и религиозными группами» (статья 26) [2].
Не менее весомой задачей современного гуманитарного образования является также и формирование глубоко осознанных патриотических позиций у подрастающего поколения. Ещё события вокруг празднования 70 летнего юбилея Великой Победы со всей очевидностью показали, что против России ведется целенаправленная информационная война, в которой проблемы исторической памяти и патриотизма российской молодежи занимают одно из ведущих мест в качестве объектов нападения и фальсификаций.
В свете усложнившейся международной ситуации, усилившихся попыток пересмотра итогов Второй мировой войны со стороны западных держав, обозначившегося стремления принизить вклад СССР в достижение победы над фашистской Германией, эта задача приобрела особую актуальность. В связи с этим, представляется необходимым отметить, что данная проблема в значительной степени освещается в целом ряде научных трудов, рассматривающих вопросы патриотизма в контексте российской модернизации.
Такие авторы как, Гаврилюк В.В., Лутовинов В.И. рассматривают специфику социально-политических и социально-экономических преобразований в постсоветской России, анализируют
причины тех сложностей, с которыми столкнулось российское общество и оценивают патриотизм через призму решения задач модернизации и внедрения демократических ценностей. [3]
Данная проблематика стала предметом научных дискуссий в рамках всероссийских и международных конференций патриотизму, в ходе которых школьные педагоги преподаватели вузов, руководители общественных организаций, политики, руководители государственных органов и ведомств, исследовательские центры обмениваются опытом по решению проблем в деле патриотического воспитания российской молодежи. [4]
Как уже упоминалось в данной статье, именно такие предметы, как история и обществознание призваны, в первую очередь, формировать у школьников чувство патриотизма и толерантности. Историческое прошлое нашей Родины является сложным и многогранным, целый ряд проблем отечественной истории не имеют единой оценки даже в среде учёных историков. К ним, безусловно относятся и сложные социально-политические процессы 1930-х годов, и депортационная политика Советского государства, а также ряд событий советского периода. В связи с этим, наиболее оптимальным методом обучения, формирующим у учащихся умение работать с несколькими источникам информации и обосновывать собственную позицию, безусловно, является проблемное обучение.
Необходимо заметить, что проблемный метод, наряду с системно-деятельностным, компетентностным, личностно-ориентированным и другими подходами, которые определяют в качестве приоритетных задач достижения личностных, метапредметных и предметных результатов исторического образования является одной из концептуальных основ Федеральных государственных стандартов основного и среднего (полного) общего образования в области истории [http://www.turobr.ru, дата обращения 23.04.2018].
Согласно ФГОС предметные результаты изучения истории в школе предполагают формирование у учащихся навыков разрешения проблем и проблемных ситуаций, требующие принятия решения в ситуации неопределённости. Работа с исторической информацией требует формирования определенных интеллектуальных умений: умения анализировать исторические источники, отбирать необходимые факты, выстраивая их в логической последовательности, умения выдвигать аргументы и контраргументы. Поэтому процесс обучения истории можно эффективно актуализировать путем проблематизации учебного процесса с использованием исторических источников. Обучение истории и гуманитарным предметам в целом, в современных быстро меняющихся условиях, предполагает применение методов активизации и пробле-матизации исторического образования.
Проблемность в обучении истории позволяет формировать коммуникативную, прагматическую и социокультурную компетенции.
Современный учитель истории практически на каждом занятии, особенно в старших классах, использует элементы проблемных задач, проблемных ситуаций, проблемных заданий. Упомянутая методика призвана выявить существующее многообразие точек зрения участников на какую-либо проблему и при необходимости - инициировать всесторонний анализ каждой из них, а затем и формирование собственного взгляда каждого ученика на ту или иную историческую проблему. Именно глубокий анализ и знание истории нашей многонациональной страны способствуют формированию у подрастающего поколения активной гражданской позиции, основанной на патриотизме и толерантности.
Библиографический список
1. «Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года» [минобрнауки.рф, дата обращения 26.03.2018 г.]
2. http://www.un. org/ru/documents/decl_conv/declarations/declhr. (дата обращения: 29.04.2018 г.)
3. Гаврилюк В.В. Гражданственность, патриотизм и воспитание молодежи: социокультурные предпосылки модернизации российского общества / Социс. - №4, 2007. - С. 44-50.
4. Лутовинов В.И. Военно-патриотическое воспитание российской молодежи: учеб. метод. пособие / Рос. акад. гос. службы при Президенте РФ; под ред. С В. Смульского. - М.: РАГС, 2010.
5. Гражданско-патриотическое воспитание: опыт, проблемы, перспективы: материалы городской науч.-практ. конф., [Санкт-Петербург, 18 февраля 2010 / науч. ред.: А.О. Кравцов]. - СПб.: Русский остров, 2010; Россия в переломные периоды истории: научные проблемы и вопросы гражданско-патриотического воспитания молодежи: Сборник материалов Всероссийской научно-практической конференции с международным участием. - Иваново: ИРОИО, 2012.
6. http://www.turobr.ru, (дата обращения: 23.04.2018 г.)
THE METHODOLOGY OF PROBLEM TRAINING AND ITS ROLE IN SOLVING THE PROBLEM OF THE FORMATION OF PATRIOTISM AND TOLERANCE OF SCHOOLCHILDREN IN THE PROCESS OF STUDYING HISTORY
N.F. Konareva, student A.V. Kornilova, student V.V. Petrosyants, student
Supervisor: L.M. Sergienko, candidate of historical sciences, senior lecturer Stavropol pedagogical institute branch in Yessentuki (Russia, Yessentuki)
Abstract. This article highlights the main problems offormation of patriotism and tolerance of schoolchildren in the process of teaching history. The authors also justify the effectiveness of the problem method of teaching to solve the task.
Keywords: patriotism, tolerance, state educational strategy, problem method of teaching, Federal state educational standard.