Научная статья на тему 'Пути формирования толерантных качеств школьников в общеобразовательных школах Таджикистана'

Пути формирования толерантных качеств школьников в общеобразовательных школах Таджикистана Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
212
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТОЛЕРАНТНОСТЬ / ИНТОЛЕРАНТНОСТЬ / ОБРАЗНАЯ МЕДИТАЦИЯ / ЭМПАТИЯ / ИГРОТЕРАПИЯ / TOLERANCE / INTOLERANCE / FIGURATIVE MEDITATION / EMPATHY / GAME-BASED REHABILITATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Эгамбердиева Мукаддас Холиковна

Статья посвящена воспитанию толерантности у учащихся общеобразовательных школ. В настоящее время формирование толерантных качеств волнует как мировую общественность, так и современное общество в Таджикистане. С целью эффективного формирования у учащихся таких личностных качеств, как терпимость и толерантность, автором предложены технологии по формированию толерантной среды в общеобразовательной школе. Также в статье указаны пути формирования толерантной среды в педагогическом процессе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

WAYS OF FORMING PUPILS’ TOLERANT QUALITIES AT COMPREHENSIVE SCHOOLS OF TAJIKISTAN

The article is devoted to the development of tolerance among pupils of comprehensive schools. At present the world community and modern society in Tajikistan are concerned with the formation of tolerant qualities. To develop such personal qualities as patience and tolerance among pupils effectively the authors propose technologies of the formation of tolerant environment at a comprehensive school. Also the paper points out the ways of formation of tolerant environment in the pedagogical process.

Текст научной работы на тему «Пути формирования толерантных качеств школьников в общеобразовательных школах Таджикистана»

Эгамбердиева Мукаддас Холиковна

ПУТИ ФОРМИРОВАНИЯ ТОЛЕРАНТНЫХ КАЧЕСТВ ШКОЛЬНИКОВ В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ШКОЛАХ ТАДЖИКИСТАНА

Статья посвящена воспитанию толерантности у учащихся общеобразовательных школ. В настоящее время формирование толерантных качеств волнует как мировую общественность, так и современное общество в Таджикистане. С целью эффективного формирования у учащихся таких личностных качеств, как терпимость и толерантность, автором предложены технологии по формированию толерантной среды в общеобразовательной школе. Также в статье указаны пути формирования толерантной среды в педагогическом процессе. Адрес статьи: www.gramota.net/materials/272016/10-2764.html

Источник

Филологические науки. Вопросы теории и практики

Тамбов: Грамота, 2016. № 10(64): в 3-х ч. Ч. 2. C. 214-216. ISSN 1997-2911.

Адрес журнала: www.gramota.net/editions/2.html

Содержание данного номера журнала: www .gramota.net/mate rials/2/2016/10-2/

© Издательство "Грамота"

Информация о возможности публикации статей в журнале размещена на Интернет сайте издательства: www.gramota.net Вопросы, связанные с публикациями научных материалов, редакция просит направлять на адрес: phil@gramota.net

Список литературы

1. Гафарова В. Р., Шакурова М. М. К вопросу об истории развития некоторых глаголообразующих аффиксов в татарском языке // Филологические науки. Вопросы теории и практики. 2016. № 4 (58): в 3-х ч. Ч. 1. С. 73-75.

2. Государственная программа «Сохранение, изучение и развитие государственных языков Республики Татарстан и других языков в Республике Татарстан на 2014-2020 годы» [Электронный ресурс]. URL: https://prav.tatar.ru/ rus/file/pub/pub_203458_enc_29666.doc (дата обращения: 01.04.2016).

3. Курбангалеев М. Х., Газизов Р. С. Грамматика татарского языка в сравнении с грамматикой русского языка. Казань: Татгосиздат, 1924. 106 с.

4. Мирзагитов Р. Х. Татарское лингвистическое образование: истоки и перспективы развития // Филология и культура. 2012. № 3 (29). С. 65-69.

5. Татарская грамматика: в 3-х т. / Н. Б. Бурганова, З. М. Валиуллина, Ф. А. Ганиев и др. Казань: Таткнигоиздат, 1993. Т. 2. Морфология. 397 с.

6. Харисов Ф. Ф., Харисова Ч. М. Сопоставительно-типологическая характеристика сегментных единиц татарского и русского языков // Вестник Казанского государственного университета культуры и искусств. 2012. № 3: в 2-х ч. Ч. 2. С. 103-105.

7. Шакурова М. М. К проблеме лингвистических основ учебников татарского языка XX в. [Электронный ресурс] // Современные проблемы науки и образования. 2015. № 4. URL: http://www.science-education.ru/ru/article/view?id=21053 (дата обращения: 22.01.2016).

8. Шакурова М. М. Лингвистический анализ фольклорного текста (на материале сказок и баитов) // Филология и культура. 2014. № 4 (38). С. 216-220.

9. Юсупова З. Ф. Учет особенностей родного языка учащихся при обучении русскому языку как неродному (на материале именных частей речи) // Филологические науки. Вопросы теории и практики. 2014. № 5 (35): в 2-х ч. Ч. 1. С. 215-217.

10. Husnutdinov D. H., Yusupova Z. F., Shakurova M. M., Yusupov A. F., Mirzagitov R. H. Practical aspect of comparative research on the material of the Russian and Tatar Languages: XIX-XXI centuries // Journal of Language and Literature. 2016. Vol. 7. № 2. P. 191-194.

11. Shakurova M. M., Mirzagitov R. H. Linguistic analysis of Tatar language textbooks for non-Russian students // Life Science Journal. 2014. Vol. 11. Issue 10. P. 674-677.

TATAR-RUSSIAN BILINGUALISM: PROBLEMS OF TEACHING LANGUAGES

Shakurova Muslima Magesumovna, Ph. D. in Philology, Associate Professor Kazan (Volga Region) Federal University mshakurova@inbox. ru

The article presents a short review of the main characteristics of the phenomenon of "bilingualism". The objective of the paper is finding out the interfering influence of the native language while teaching the Tatar language as nonnative and determining the mechanisms of its overcoming. Mastering a foreign language is closely connected with the interference, which is manifested at various language levels, most often in the phonetics and in the form of accent - while speaking. The paper analyzes the most typical interfering errors of the Russian learners, which are found in the oral and written speech.

Key words and phrases: bilingualism; Tatar-Russian bilingualism; Russian-Tatar bilingualism; interference; teaching nonnative language.

УДК 371.01

Статья посвящена воспитанию толерантности у учащихся общеобразовательных школ. В настоящее время формирование толерантных качеств волнует как мировую общественность, так и современное общество в Таджикистане. С целью эффективного формирования у учащихся таких личностных качеств, как терпимость и толерантность, автором предложены технологии по формированию толерантной среды в общеобразовательной школе. Также в статье указаны пути формирования толерантной среды в педагогическом процессе.

Ключевые слова и фразы: толерантность; интолерантность; образная медитация; эмпатия; игротерапия.

Эгамбердиева Мукаддас Холиковна, к. пед. н.

Худжандский государственный университет

имени академика Бабаджана Гафурова (Республика Таджикистан) egamberdieva. 1982@inbox.ru

ПУТИ ФОРМИРОВАНИЯ ТОЛЕРАНТНЫХ КАЧЕСТВ ШКОЛЬНИКОВ В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ШКОЛАХ ТАДЖИКИСТАНА

На современном этапе задача воспитания толерантности должна пронизывать деятельность всех социальных институтов и в первую очередь тех, кто оказывает непосредственное воздействие на формирование личности ребенка. Школа как социальный институт имеет большие возможности для воспитания у детей толерантности. Эти возможности могут быть реализованы как в процессе учебной, так и внеучебной деятельности. Именно в школьном сообществе у ребенка могут быть сформированы гуманистические ценности и реальная готовность к толерантному поведению.

13.00.00 Педагогические науки

215

Понятие «толерантность» исследуется в различных отраслях наук, вследствие чего существуют специфические трактовки его содержания и сущности в каждой из них. В толковом словаре русского языка толерантность объясняется как настойчивость, упорство и выдержка в каком-нибудь деле, работе и как способность терпеть [6].

Большинство ученых, педагогов и психологов при трактовке термина «толерантность» придерживаются определения А. Г. Асмолова - известного российского психолога. Анализируя семантику слова, А. Г. Асмолов пишет: «...данный термин выражает три пересекающихся значения: устойчивость (выносливость), терпимость и допуск (допустимое отклонение)», при этом наиболее полное понимание толерантности, по его мнению, «заключается в устойчивости к конфликтам» [1, с. 5-7].

Актуальность воспитания толерантности обусловлена теми процессами, которые тревожат как мировую общественность, так и современное общество в Таджикистане. Прежде всего, это рост различного вида экстремизма, агрессивности, расширение зон конфликтов и конфликтных ситуаций. Эти социальные явления особо затрагивают молодёжь, которой в силу возрастных особенностей свойственен максимализм, стремление к простым и быстрым решениям сложных социальных проблем.

Самые разнообразные источники интолерантности порождают сегодня в нашем обществе насилие, жестокость и отчуждение. Поэтому воспитание толерантности следует рассматривать в качестве неотложной важнейшей задачи, если хотим сохранить страну, общество, человека и «человеческое в человеке» [2].

Воспитание толерантности личности происходит посредством формирования ее толерантных качеств, утверждением психологической установки и готовности к совместной деятельности, к освоению ценностей культуры мира, правил и норм поведения.

Общие положения о правах человека [3] и общие положения о правах ребенка делают целесообразным создание системы социально-педагогических условий, обеспечивающих формирование толерантных взглядов и убеждений личности, а также ее толерантного поведения в окружающем социуме (в семье, в учебном заведении, на рабочем месте и т.д.), при активном участии всех заинтересованных лиц - родителей (попечителей), педагогов, работников социальной сферы, СМИ и общества в целом [4].

Проблемы воспитания толерантности и терпимости отражены в Концепции национального воспитания Республики Таджикистан, где определены основные направления и аспекты воспитания подрастающего поколения на современном этапе развития системы образования Республики Таджикистан [5].

Толерантность в нашем понимании является минимальным условием для прекращения и предотвращения нетерпимости и насилия. Процесс формирования толерантности необходимо сделать наглядным и доступным, то есть перевести его на язык обучения, которое продолжается всю жизнь и включает в себя процесс освоения культуры мира. Темы, раскрывающие толерантность, должны постоянно расширяться, а круг обсуждаемых проблем должен очерчиваться ценностями человеческого достоинства и правом на частную жизнь.

В ходе практической реализации модели формирования толерантной среды в общеобразовательной школе нами разработаны учебно-методические пособия для учителей школ, где основными задачами выступают:

- разработка понятийного аппарата воспитания толерантности личности и формирования толерантной среды образовательного учреждения с проведением практикума по составлению тезауруса толерантности;

- определение возможностей образовательного пространства школы по формированию толерантной личности;

- выявление закономерностей и принципов формирования толерантной среды;

- разработка технологий работы с учащимися по формированию толерантности, включая практические занятия по построению оптимального взаимодействия между субъектами педагогического процесса;

- внедрение в образовательный процесс диагностики уровней сформированности толерантности у школьников и пр.

Среди традиционных форм работы, которые можно использовать при формировании толерантности у школьников, нами выделяются такие, как «круглый стол», презентация проектов, конференция, аукцион идей.

С целью эффективного формирования у учащихся толерантности и формирования толерантной среды в общеобразовательной школе нами предложены следующие формы.

1. Организация встреч учащихся с представителями других культур в специально подготовленной, педагогической среде, где были предусмотрены два взаимодополняющих пути их реализации.

2. Непосредственная встреча ребенка с представителями других культур, организуемая во время проведения краеведческих экспедиций. Встречи учащихся с представителями других культур можно смоделировать с помощью специальных игровых ситуаций, в которых дети исполняют роли представителей различных культур и вступают согласно игровому сценарию в «межкультурный» диалог по каким-либо проблемам. Такие игровые ситуации можно организовать в рамках традиционного урока.

3. Организация проблемных дискуссий по поводу проблем межличностного общения в многонациональном обществе позволяет учащемуся сравнить свое отношение к другим культурам с мнениями и точкой зрения своих одноклассников и сверстников. Это помогает скорректировать эти отношения и изменить взгляды подростка, так как мнение сверстников очень весомо для них в этом возрасте.

В качестве примера темы дискуссии, которая может быть органично включена в педагогический процесс, можно использовать тему: «Понятие «национальная принадлежность» - нужно ли оно в современном мире?».

4. Организация овладения учащимися рефлексией своего отношения к представителям иных культур. Это отношение формируется в проблемных дискуссиях со сверстниками, в организуемых педагогом проблемных ситуациях, в межкультурных диалогах, и оно должно быть осмыслено и осознано ребенком.

5. Технология ознакомления со страной и народом, включающая информацию о географических границах страны, ее природных условиях: климат, растительный и животный мир, основные хозяйственные занятия

людей и традиционные ремесла в прошлом и настоящем. При этом необходимо выделить ведущие признаки народа: название, язык, родина, внешность, культура, менталитет и т.д.

6. Технология формирования этнокультурной компетентности нацелена на формирование компетентности личности в межнациональном взаимодействии и включает в себя параллельное изучение этнокультур, анализ их сходства и различия, то есть кросс-культурный диалог. Здесь же можно использовать метод образной медитации (погружение ребенка в изучаемую культуру), эмпатию, игротерапию (развитие навыков общения в игре) и т.д.

7. Этнографический музей как форма дополнительного образования учащихся приобщает детей к культурному наследию народов мира с помощью музейных экспонатов и обеспечивает гражданско-патриотическое воспитание детей и юношества. Ниже представлены технологии работы в музее:

1) для учащихся начальных классов, впервые пришедших в музей, проводятся экскурсии-путешествия в историю традиционного быта;

2) для учащихся средних классов ознакомительную экскурсию можно организовать в виде разнообразных викторин. Например, «Для каких целей служил данный предмет?», «Найди вещь по описанию», «Отгадай, о каком из предметов говорится в загадке» и т.д. Некоторые занятия можно построить в форме инсценировок. Например, гостеприимство хозяев или организация и проведение праздников и т.д.;

3) с учащимися средних и старших классов можно освоить дисциплину «музейное дело», что позволит им прибрести следующие умения:

- организация поисково-исследовательской деятельности;

- экскурсионно-просветительская работа;

- налаживание связей с государственными музеями и общественностью;

- создание экспозиций, стационарных и передвижных выставок;

- содействие учителям в использовании музейных материалов в педагогическом процессе.

8. Театральная деятельность. Театральная деятельность стимулирует деятельность детей и помогает им реализовать свои творческие способности. Кроме того, театр и театральная деятельность потребуют от участников определенной теоретической и практической работы, а общая цель - подготовка к спектаклю - сплотит и объединит детей независимо от национальности и вероисповедания, а также будет способствовать изменению стереотипа в восприятии «другого» в современном мире.

9. Поисковые задания. Например, «Старинные и памятные вещи в нашей семье», «Народное декоративно-прикладное искусство» (создание экспозиции), «Традиции и обряды, связанные со строительством жилья» и т.д.

Вышеописанные технологии позволили нам успешно реализовать спроектированную модель формирования толерантной среды, которая была внедрена в практику работы экспериментальных школ.

Таким образом, подводя некоторые итоги, можно сказать, что представленные пути формирования толерантной среды позволяют организовать педагогический процесс в общеобразовательной школе на научной основе с использованием современных технологий организации педагогического процесса, способствующих формированию толерантной личности. Описанные педагогические формы используются большинством учителей экспериментальных школ, что привело к позитивным результатам формирования толерантной личности и толерантной среды в общеобразовательной школе.

Список литературы

1. Асмолов А. Г. Непройденный путь: от культуры полезности к культуре достоинства // Вопросы психологии. М., 1990. № 5. С. 5-12.

2. Бондаревская Е. В. Толерантное сознание и формирование толерантных отношений. М.: Изд-во Московского психолого-социального института, 2002. 368 с.

3. Всеобщая декларация прав человека: принята Генеральной Ассамблеей ООН 10.12.1948 // Международная защита прав и свобод человека: сб. документов. М., 1990. С. 14-20.

4. Конвенция о правах ребёнка: принята 44-й сессией Ген. Ассамблеи ООН // Международная защита прав и свобод человека: сб. документов. М., 1990. С. 388-409.

5. Концепция национального воспитания Республики Таджикистан: утверждена постановлением Правительства Республики Таджикистан от 3 марта 2006 г. № 94. Душанбе, 2007. 22 с.

6. Ожегов С. И., Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка: 80000 слов и фразеологических выражений / РАН; Рос. фонд культуры. Изд-е 2-е, доп. и перераб. М., 1994. 928 с.

WAYS OF FORMING PUPILS' TOLERANT QUALITIES AT COMPREHENSIVE SCHOOLS OF TAJIKISTAN

Egamberdieva Mukaddas Kholikovna, Ph. D. in Pedagogy Khujand State University named after academician Bobojon Gafurov (Tajikistan) egamberdieva. 1982@inbox. ru

The article is devoted to the development of tolerance among pupils of comprehensive schools. At present the world community and modern society in Tajikistan are concerned with the formation of tolerant qualities. To develop such personal qualities as patience and tolerance among pupils effectively the authors propose technologies of the formation of tolerant environment at a comprehensive school. Also the paper points out the ways of formation of tolerant environment in the pedagogical process.

Key words and phrases: tolerance; intolerance; figurative meditation; empathy; game-based rehabilitation.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.