Научная статья на тему 'Методические аспекты формирования гражданско-патриотической компетенции учащихся на уроках истории'

Методические аспекты формирования гражданско-патриотической компетенции учащихся на уроках истории Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
327
61
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
гражданственность / патриотизм / компетентностный подход / исторический источник / исследовательский метод обучения / метод проектов / метод кейсстади / краеведение / Федеральный государственный образовательный стандарт. / citizenship / patriotism / competency-based approach / historical source / research teaching method / project method / case study method / regional studies / Federal State Educational Standard.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Е Ю. Чумакова

Данная статья посвящена проблеме формирования гражданственности и патриотизма школьников на современном этапе. В статье обуславливается значительная роль гуманитарных предметов и особенно отечественной истории в процессе формирования указанных личностных качеств. Автор излагает методические приёмы, направленный на развитие гражданско-патриотической компетенции учащихся, разработанные и применённые им на практике среди учащихся 9-х классов. Эффективность их применения в статье подтверждается данными анкетирования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Е Ю. Чумакова

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

METHODICAL ASPECTS OF FORMATION OF CIVIL-PATRIOTIC COMPETENCE OF STUDENTS IN HISTORY LESSONS

This article is devoted to the problem of the formation of citizenship and patriotism of schoolchildren at the present stage. The article determines the significant role of humanitarian subjects and especially Russian history in the process of forming these personal qualities. The author sets out methodological techniques aimed at developing the civil-patriotic competence of pupils, developed and applied by him among pupils of 9th grade. The effectiveness of their use in the article is confirmed by questionnaire data.

Текст научной работы на тему «Методические аспекты формирования гражданско-патриотической компетенции учащихся на уроках истории»

МЕТОДИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ ГРАЖДАНСКО-ПАТРИОТИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНЦИИ УЧАЩИХСЯ НА

УРОКАХ ИСТОРИИ

Е.Ю. Чумакова, студент

Научный руководитель: Л.М. Сергиенко, канд. ист. наук, доцент

Ставропольский государственный педагогический институт, филиал в г. Ессентуки (Россия, г. Ессентуки)

DOI: 10.24411/2500-1000-2020-10683

Аннотация. Данная статья посвящена проблеме формирования гражданственности и патриотизма школьников на современном этапе. В статье обуславливается значительная роль гуманитарных предметов и особенно отечественной истории в процессе формирования указанных личностных качеств. Автор излагает методические приёмы, направленный на развитие гражданско-патриотической компетенции учащихся, разработанные и применённые им на практике среди учащихся 9-х классов. Эффективность их применения в статье подтверждается данными анкетирования.

Ключевые слова: гражданственность, патриотизм, компетентностный подход, исторический источник, исследовательский метод обучения, метод проектов, метод кейс-стади, краеведение, Федеральный государственный образовательный стандарт.

Внедрение Федеральных государственных образовательных стандартов требует от преподавателя необходимости формирования у обучающихся определенных общих и профессиональных компетенций. Компетентностный подход усиливает практическую составляющую современного образовательного процесса. Российскому обществу необходимы уверенные в себе, деловые личности с яркой индивидуальностью, которым свойственна активная гражданская позиция, способные принимать обдуманные решения и быть ответственным за собственные поступки. Именно формирование гражданско-

патриотической компетенции у подрастающего поколения и призвано решить эту насущную задачу. В контексте решения этой проблемы особенная роль принадлежит образовательным учреждениям, в особенности школе. Неоспорим тот факт, что именно эти учреждения являются основным звеном в системе гражданско-патриотического воспитания молодежи [1].

Во время обучения в школе осуществляется развитие ценностных ориентаций, духовно-нравственного основания личности ребёнка, формирование его эмоций, мышления, чувств, механизмов социаль-

ной адаптации в современном обществе, наступает процесс национально-культурной самоидентификации. Ведущая роль в духовно-аксиологическом становлении школьников, безусловно, принадлежит гуманитарным предметам и, прежде всего, истории. Уроки истории дают широкие возможности для формирования гражданско - патриотических компетенций обучающихся.

В современном мире истории нашей страны, как основному механизму формирования любви к Отечеству, приходится выносить особо сильные нападки, подвергаться искажению и обесславливанию. Основной удар пришелся на советский период. Ещё в 90-е годы XX в. вследствие политики деидеологизации, проводимой в нашей стране, были поставлены под сомнение подвиги и примеры самопожертвования людей в годы Великой Отечественной войны. В настоящее время, в связи с 75-летием Победы, в странах Европы и США происходит сознательное понижение решающей роли Советского Союза в победе над фашизмом в ходе Второй Мировой войны. Все чаще выдвигается версия о том, что победу над гитлеровской Германией одержали союзники, в частности США, несмотря на то, что второй фронт

был открыт только 6 июня 1944 г. Так же огласке подлежат только отрицательные моменты правления И.В. Сталина ввиду того, что именно он ответственен за массовые репрессии в конце 30-х и начале 50-х годах прошлого столетия. Таким образом, при освещении исключительно негативных сторон тех или иных исторических личностей или событий, у граждан нашей страны складываются ложные представления о прошлом собственного государства. Именно отсутствие элементарных знаний по отечественной истории в большей мере способствует развитию антипатриотизма в стране [2]. Одной из причин упадка патриотических чувств выступает повальная безграмотность, особенно в молодежной среде.

Ещё в 2013 г. В.В. Путин выразил инициативу о создании учебников истории с единой концепцией и официальной оценкой на достоверные исторические события, не содержащие двойного толкования [3].

Анализ состояния исследуемого вопроса в современной педагогической практике и теории позволяет сделать заключение о том, что для эффективного гражданско-патриотического воспитания нужны целенаправленные усилия. Решить обозначенные проблемы невозможно, изучая лишь теоретический материал, не подкрепляя его практической деятельностью.

Проблема формирования гражданско-патриотической компетенции современной молодежи предполагает воспитание гражданина, включая такие основополагающие черты личности, как чувство сопричастности к судьбе своей Родины и ответственности за нее, демократизма, общенационального достоинства и патриотизма. Соединение теоретических знаний, практических навыков и умений с формированием активной жизненной позиции, помогает адаптации их к жизни в меняющемся обществе.

Сегодня педагогу необходимо использовать методы обучения, которые способствуют развитию необходимых в современном обществе, ценностно-деятель-ностных и научно-исследовательских компетенций у школьников. Например, метод

проектов или кейс - стади, а также проблемный и исследовательский методы. Упомянутые методы целесообразно применять в старших классах. Например, метод проектов вызывает устойчивый познавательный интерес у старшеклассников, прежде всего, возможностью работы в группе. При изучении таких сложных тем, как «Великая Отечественная война 19411945 гг.» и «Вторая мировая война 19391945 гг.» возможно применение приёмов работы с историческими источниками и исторической картой в рамках проектной деятельности по обозначенной проблеме. Например, в 9 классе при изучении всемирной истории ставится проблема «Кто виноват в развязывании Второй мировой войны?» и создаются проектные группы. Каждая проектная группа исследует доступные источники по теме, историографию темы и картографический материал. Далее, через некоторый период времени, учитель проводит семинарское занятие, круглый стол или диспут, в рамках которого каждая группа и отстаивает свой проект. При этом, они используют историческую карту в качестве доказательства. А именно, карта изменения границ Европы после Мюнхенского сговора 1938 года. Методическая ценность такого приёма состоит в том, что учащиеся применяют карту в качестве исторического источника, а также исторического доказательства расчленения Чехословакии.

При помощи карты можно решить и проблему необоснованных обвинений СССР в развязывании Второй мировой войны. Одна из проектных групп может получить такое задание. Несмотря, на существование секретного дополнительного протокола к советско - германскому «Пакту о ненападении от 23 августа 1939 г.» на карте границы территорий, отошедших к СССР, прошли по линии р. Неман, а не по линии рек Висла, Нарев и Сан. Демонстрируя такую карту, учащиеся подчёркивают, что Советский Союз включил в свой состав только этнические украинские и белорусские территории. И в этой ситуации историческая карта служит как историческим источником, так и доказательством.

При изучении темы «Великая Отечественная война 1941-1945 гг.» приемлемым является использование и метода кейс ста-ди, когда ученикам предлагается в начале изучения объёмной, важной и сложной темы начать сбор информации и источников по определённой проблематике. Например, прослеживание боевого пути земляков - участников Великой Отечественной войны, прослеживание боевого пути воинских соединений, созданных на территории Ставропольского каря в годы войны или же создание карт-схем, проектов по отельным военным операциям советских войск на определённых направлениях советско-германского фронта. Целый ряд успешных наступательных операций Красной Армии в годы Великой Отечественной войны вынесены за рамки учебной программы. В этой ситуации, учитель истории может увлечь старшеклассников исследованием этих событий. Например, подготовить материал по Корсунь-Шевченковской, Яссо-Кишинёвской операциям, операции «Багратион» и т.д. Как правило, это задание вызывает у учащихся значительный познавательный интерес. И, безусловно, в процессе сбора материала применяются картографические задания.

Вышеизложенные методические ситуации были разработаны и применены автоБиблиографический список

1. Чубарьян А.О. Наше школьное прошлое (о больных вопросах школьной истории) // Российская газета. Столичный выпуск. - 2013. - № 6013.

2. Антонова А.Д., Сафронова Е.С., Лучникова М.Д. Патриотизм в современной России: вопросы и проблемы // Молодой ученый. - 2017. - №48. - С. 296-299.

3. Русинова М.М. Проблемы патриотического воспитания студенческой молодежи // Концепт. - 2015. - Спецвыпуск № 04. - ART. 75078. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://e-koncept.ru/2015/75078.htm(дата обращения 23.06.2020 г.)

ром на уроках истории в 9-х классах в период прохождения преддипломной практики. Выполнение проблемных задач, исследовательских заданий, проектов вызвало у учащихся значительный познавательный интерес и мотивацию к поиску источников информации, выходящей за рамки школьного учебника. Об этом свидетельствовало проведённое автором анкетирование учащихся 9-х классов. предложено пройти анкетирование и развернуто ответить на вопросы:

1) Как вы понимаете слово «патриотизм»?

2) Как вы понимаете слово «гражданственность»?

3) Что Вы знаете о наших земляках -героях Великой Отечественной войны?

4) Что вы знаете о наших земляках-участниках битвы за Кавказ?

Итоги анкетирования показали, что 86% учащихся успешно справились с поставленными вопросами.

Таким образом, для осуществления задач формирования гражданско-патриотической компетенции учащихся в процессе изучения истории в школе эффективными являются нетрадиционные методы обучения.

METHODICAL ASPECTS OF FORMATION OF CIVIL-PATRIOTIC COMPETENCE

OF STUDENTS IN HISTORY LESSONS

E.Yu. Chumakova, Student

Supervisor: L.M. Sergienko, Candidate of Historical Sciences, Associate Professor Stavropol State Pedagogical Institute, Branch in Essentuki (Russia, Essentuki)

Abstract. This article is devoted to the problem of the formation of citizenship and patriotism of schoolchildren at the present stage. The article determines the significant role of humanitarian subjects and especially Russian history in the process of forming these personal qualities. The author sets out methodological techniques aimed at developing the civil-patriotic competence of pupils, developed and applied by him among pupils of 9th grade. The effectiveness of their use in the article is confirmed by questionnaire data.

Keywords: citizenship, patriotism, competency-based approach, historical source, research teaching method, project method, case study method, regional studies, Federal State Educational Standard.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.