НРАВСТВЕННО-ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ЗНАЧЕНИЕ ПОБЕДЫ СОВЕТСКОГО НАРОДА В ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЕ В СИСТЕМЕ СОВРЕМЕННОГО РОССИЙСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ
С.С. Крыщенко, студент
Н.О. Щупленков, канд. ист. наук, доцент
Ставропольский государственный педагогический институт (Россия, г. Ессентуки)
DOI: 10.24411/2500-1000-2020-10665
Аннотация. Итоги и уроки войны - это, прежде всего, растянувшиеся на долгие годы последствия, которые, к сожалению, и до сих пор имеют место не только в социально-демографическом, но и в геополитических, экономических, внешнеполитических, идеологических и иных проявлениях человеческого бытия. При изучении на уроках истории темы Великой Отечественной войны, необходимо использовать комплекс методологических приемов, которые позволят сформировать у учащихся соответствующие ФГОС граж-данско-патриотические компетенции. Одним из наиболее действенных методов в классно-урочной деятельности является метод проблемного изучения материала.
Ключевые слова: воспитание, героизм, гражданственность, любовь к Родине, патриотизм.
Всемирная история не знает войн без человеческих жертв и потерь материальной и духовной культуры. При этом издержки победившей стороны обычно компенсировались приобретениями, а потерпевшая сторона, напротив, только теряла. Это в полной мере относится как ко Второй мировой войне в целом, так и к ее основной, решающей части - Великой Отечественной войне Советского Союза.
Казалось бы, здесь все должно быть ясно. Однако во многих исторических работах и, особенно в средствах массовой информации (электронных и печатных) проблема потерь и приобретений освещается недостоверно, а зачастую сознательно фальсифицируется, чтобы принизить решающую роль Советского Союза в разгроме фашизма, умалить всемирно-исторический подвиг Красной армии и советского народа. В этих целях категорию «цена победы» часто подменяют категорией «цена войны», сознательно игнорируя социальный характер минувших войн, их ход и результаты. При этом как бы забывают, что следует делать различие между агрессором и жертвой агрессии.
Война, которую вели государства Антигитлеровской коалиции, и в первую очередь Советский Союз, была войной спра-
ведливой, направленной в защиту Отечества, суверенитета, целостности государства, своего исторического выбора. Но, как всякая война, она была связана с потерями и разрушениями. Иначе одержать победу над врагом было невозможно. Человеческие жертвы, материальные потери и разрушения стали прямым результатом агрессии. И это обстоятельство является ключевым для правильного понимания цены войны и цены победы [1].
Историческое значение и цена Второй мировой войны состоят и в том, что она политически и практически поставила вопрос об устранении из жизни общества мировых войн как общественно-политического явления. Война пополнила исторический опыт международного сотрудничества в борьбе за выживание человечества и усилила осознание общей ответственности за мир на нашей планете. После Второй мировой войны миролюбивым силам удалось предотвратить возникновение ядерной войны.
Другая сторона цены войны, причем неизбежная, выражает тот факт, что Вторая мировая война явилась жестоким и кровавым испытанием для человечества. В течение шести лет многие десятки миллионов людей были убиты, получили ра-
нения, стали инвалидами. Большие потери понесло гражданское население. Главным образом потому, что фашистская Германия проводила политику геноцида по отношению к другим народам, и в первую очередь к народам СССР. Гитлер неоднократно подчеркивал, что недостаточно просто разбить русскую армию, а необходимо «стереть с лица земли эту страну и уничтожить ее народ» [2, с. 35]. Точно установить число погибших военнослужащих и гражданских лиц по ряду стран чрезвычайно трудно, так как во многих из них отсутствуют статистические данные потерь населения за войну в целом, либо эти данные не отражают действительного положения. Кроме того, фашисты стремились всячески скрыть свои злодеяния [3].
Педагогические условия формирования гражданско-патриотических ценностей включают в себя следующие факторы: урочная деятельность, внеурочная деятельность (участие в деятельности патриотических, экологических и других общественных организаций), взаимодействие семьи, школы и среды в формировании гра-жданско-патриотических ценностей. Одним из наиболее действенных методов в классно-урочной деятельности является метод проблемного изучения материала.
Массовый героизм советских людей на ратном поле и в тылу - это героизм особого рода - длительный и тяжелый, это ратный труд миллионов красноармейцев в условиях постоянной смертельной опасности, беззаветный труд миллионов людей в тылу при предельном напряжении духовных и физических сил, часто в условиях неимоверных лишений, голода и холода. В грохоте сражений в сознании абсолютного большинства советского народа зрели чувства, отодвигавшие страх, уныние и апатию; укреплявшие уверенность в правоте
торжества справедливости, в победе над агрессором. Временами они ослабевали, как бы отходили на второй план, но никогда не исчезали. Чувство исторической ответственности за судьбы своей Родины, за жизнь каждого человека, судьбу отцов, матерей, детей и внуков придавало силы.
Выяснение исторического значения войны и победы в ней - это ключевой вопрос исследования всякой войны.
Величайшая историческая заслуга советского народа, его Вооруженных сил перед человечеством состоит прежде всего в том, что они сделали, казалось бы, невозможное: не позволили истории повернуть вспять. Несмотря на тяжелейшие поражения и утрату колоссальной территории с многомиллионным населением, Советский Союз выдержал удар и не распался, как предрекали многие.
Во всемирно-историческом значении Победы над фашизмом содержится огромный гуманистический потенциал. Он предопределен, во-первых, справедливым характером Великой Отечественной войны, ее политических целей, выражавших интересы защиты Родины и оказания помощи другим народам в их борьбе с фашизмом; во-вторых, взаимосвязью борьбы с фашизмом, его военной машиной, с историческими традициями народов России по защите своего Отечества, единством идеологических мотивов этой борьбы с национальными и общечеловеческими ценностям.
С позиций сегодняшнего дня значение Подвига Победы неоценимо. Он должен стать примером, способом действий, дорогой в будущее. А для всех народов бывшего СССР война и Победа - это не просто общее воспоминание, но и объединяющее начало, точка опоры, основа для будущего совместного роста и развития.
борьбы против фашизма, в неизбежности
Библиографический список
1. Чубарьян А.О. Этимология Второй мировой войны, ее ход и результаты // Вестник Совета безопасности Российской Федерации. - 2010. - № 2. - С. 8-10.
2. Русский архив. Великая Отечественная война 1941-1945 гг. Документы и материалы. - Т. 12 - М., 1993-2001. - 574 с.
3. 1941 год. Россия. XX век. Документы / под ред. В.П. Наумова; в 2-х кн. - М.: Международный фонд «Демократия», 1998. - Кн. 1. - 832 с.
MORAL-PATRIOTIC VALUE OF THE VICTORY OF THE SOVIET PEOPLE IN THE GREAT PATRIOTIC WAR IN THE SYSTEM OF MODERN RUSSIAN EDUCATION
S.S. Kryshchenko, Student
N.O. Schuplenkov, Candidate of Historical Sciences, Associate Professor Stavropol State Pedagogical Institute (Russia, Essentuki)
Abstract. The results and lessons of the war are, first of all, the consequences stretching for many years, which, unfortunately, still exist not only in the socio-demographic, but also in the geopolitical, economic, foreign policy, ideological and other manifestations of human life. When studying the topics of the Great Patriotic War in history lessons, it is necessary to use a set of methodological techniques that will allow students to form appropriate civil-patriotic competencies in the Federal State Educational Standard. One of the most effective methods in classroom activity is the method ofproblem study of material.
Keywords: citizenship, love to motherland, heroism, parenting, patriotism.