УДК 37.02
ОСОБЕННОСТИ РАБОТЫ С ПЛАКАТАМИ ПЕРИОДА ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ НА УРОКАХ ИСТОРИИ
Суслова Анастасия Витальевна,
эксперт региональной комиссии ЕГЭ по обществознанию в Удмуртской Республике, учитель истории и обществознания высшей аттестационной категории МБОУ СОШ № 88, г. Ижевск, е-mail: [email protected]
Касимов Рустам Нуруллович,
кандидат исторических наук, доцент, заместитель председателя региональной комиссии ЕГЭ по обществознанию в Удмуртской Республике, старший научный сотрудник Удмуртского федерального исследовательского центра УИИЯЛ Уральского отделения РАН, г. Ижевск, е-mail: [email protected]
В СОВРЕМЕННОЙ СИСТЕМЕ ОБРАЗОВАНИЯ ПЕДАГОГ, ВЛАДЕЯ МЕТОДАМИ И ПРИМЕНЯЯ ИХ НА ПРАКТИКЕ, ОБЕСПЕЧИВАЕТ ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ И ДИФФЕРЕНЦИРОВАННЫЙ ПОДХОД К ОБУЧАЕМЫМ И ТЕМ САМЫМ ПОВЫШАЕТ ЭФФЕКТИВНОСТЬ ПРОЦЕССА ОБУЧЕНИЯ. САМ ПРОЦЕСС ОБУЧЕНИЯ ЗАВИСИТ ОТ МНОГИХ ФАКТОРОВ, В ЧИСЛЕ КОТОРЫХ НА ПЕРВОМ МЕСТЕ СТОИТ ИНТЕРЕС ДЕТЕЙ К ПРЕДМЕТАМ, ПРЕПОДАВАЕМЫМ В ШКОЛЕ. ОДНИМ ИЗ ДЕЙСТВЕННЫХ МЕТОДОВ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ОБУЧЕНИЯ В СОВРЕМЕННОЙ ШКОЛЕ ЯВЛЯЕТСЯ ПРИНЦИП НАГЛЯДНОСТИ. ЕГО ЗНАЧЕНИЕ СОСТОИТ В ТОМ, ЧТО ОН КОНКРЕТИЗИРУЕТ ИЗУЧАЕМЫЙ МАТЕРИАЛ И ПРИВЛЕКАЕТ ВНИМАНИЕ ШКОЛЬНИКОВ, ПОВЫШАЯ МОТИВАЦИОННУЮ СТОРОНУ ИХ ЗАНЯТИЙ. К НАГЛЯДНЫМ СРЕДСТВАМ ОБУЧЕНИЯ МЫ ОТНОСИМ КАРТИНЫ, КАРТЫ, СХЕМЫ И ДР. В ЭТОТ СПИСОК МОЖНО ВКЛЮЧИТЬ И ПЛАКАТ, ТАК КАК ОН В ПЕРВУЮ ОЧЕРЕДЬ ВОСПРИНИМАЕТСЯ ЗРИТЕЛЬНО, КАК И ВСЕ НАГЛЯДНЫЕ СРЕДСТВА. В ДАННОЙ СТАТЬЕ ОПИСАН ОПЫТ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ПЛАКАТА КАК ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ИСТОЧНИКА ИНФОРМАЦИИ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЕ, А ИМЕННО - ПРИМЕНЕНИЯ ПЛАКАТА НА УРОКАХ ИСТОРИИ ПРИ ИЗУЧЕНИИ ПЕРИОДА ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ.
• Великая Отечественная война • критика источника • плакаты времён войны • ЕГЭ по истории • отечественная история
Исследователи справедливо полагают, что «проблема интереса — одна из важнейших при обучении. Это избирательная направленность личности, её стремление к познанию объекта или явления, к овладению тем или иным видом деятельности. Это отношение личности к предмету как к чему-то для неё ценному и привлекательному» [1]. Прежде всего интерес у учащихся связан с новизной, увлекательностью, а в какой-то степени — с внешней привлекательностью и необычностью изучаемого материала. Крайне актуальной эта проблема стала в современном историческом образовании в свете положений историко-культурного стандарта, когда педагогу и его ученикам предлагается попытаться ответить на «труд-
ные вопросы» истории нашей страны. Особенно сложно, в первую очередь, женщине-педагогу говорить о событиях военной истории. При этом нам важно помнить, что вся история России пронизана непрерывной чередой больших и малых военных конфликтов и столкновений.
Часто школьный учитель или педагог дополнительного образования, работник школьного музея обращает внимание юного исследователя не столько на научную (внутреннюю и внешнюю) критику источника, сколько на темы лирические, передающие душевные переживания. Безусловно, чувства человека на войне — очень важная деталь для описания войны как целостного
Внедрение и пршшш
процесса, но «без грамотной и детальной критики источника описанные эмоции подобны соли и перцу в щах. Щи без соли и перца вполне съедобны, разве что не хватает оригинальных вкусовых ноток, а вот просто соль с перцем, без супа, вы вряд ли станете есть. Осуществление серьёзного научного исторического исследования невозможно без использования многообразных исторических источников» [2, с. 5]. Ведь прошлое доходит до нас в определённых формах, о нём напоминающих, в том числе в виде открыток и плакатов.
Естественно, вспоминая о защитниках Отечества, популяризируя героические страницы и образы нашего прошлого, мы до сих пор (с болью в сердце и со светлой памятью в мыслях) вспоминаем «роковые сороковые» прошлого века. История страны в годы трудных для неё потрясений даёт нам возможность равняться на лучших представителей Отечества. Герои — вокруг нас. О них пишут рассказы и повести, снимают киноленты, запечатлевают их портреты на холстах, высекают в граните, отливают в бронзе. Кто эти лучшие? Это военные, врачи и педагоги, рабочие и крестьяне, общественники и представители науки и искусства, — все, прошедшие через горнило Великой Отечественной войны [3]. Понимая это, педагог приходит к мысли, что при использовании плакатов на уроках истории его рассказ будет выглядеть намного выигрышнее за счёт визуализации истории, за счёт яркости сюжета.
Ещё одной функцией плаката в учебном процессе будет использование его в качестве исторического источника, эмоционального носителя «духа времени». Не секрет, что качественные репродукции плакатов несут определённый психологический заряд, создают совершенно определённый ассоциативный ряд. Именно он формирует умение ориентироваться на «ленте времени», способствует закреплению у детей новых знаний на уроках истории. При работе с плакатом у учащихся активизируется процесс мышления и воображения посредством разнопланового исследования наглядного средства. Такая активизация, в свою очередь, приводит к эффективному усвоению знаний.
Нам известно, что федеральные образовательные стандарты большое внимание уделяют самостоятельной исследовательской деятельности школьников. Поэтому, помимо всего вышеперечисленного, плакат просто необходимо использовать при поисково-исследовательской работе в рамках урочных и внеурочных занятий. Так у учащихся выработается умение самостоятельно работать, а именно:
• анализировать и извлекать информацию из различных источников;
• оценивать значение исторического источника и рассуждать о нём;
• соотносить увиденное на плакате с ранее известными фактами из учебников или дополнительной литературы.
Анализируя фактическое содержание и оценивая достоверность сведений документа, исследователь готовит его к включению в формируемую источниковую базу. Она — основа для построения объективной картины прошлого, в частности при анализе открыток или плакатов. В результате такой процедуры «источник становится частью современной историку научной и социальной культуры» [2, с. 9].Такая процедура содержит в себе два базовых элемента:
1) выявление всех имеющихся исторических фактов, раскрытие полноты его социокультурной информации. Это — внешняя критика источника (плаката). Так мы получаем информацию о дате, о месте происхождения источника; устанавливаем отдельные детали времени и места составления источника, условий его написания. При такой работе учащиеся ищут информацию по определённому плакату самостоятельно, привлекая дополнительную литературу, интернет-источники;
2) определение соответствия фактического содержания источника исторической действительности, оценка точности и достоверности его данных. Это — внутренняя критика источника (плаката). Здесь внимание уделяется детальному рассмотрению сюжета, персонажей, символов и образов, фигур и объектов на переднем и заднем планах. В итоге такой работы учащиеся делают вывод о том, какое послание или призыв должен был донести плакат до аудитории.
Рис. 1. Плакат «Потеряла я колечко» (Кукрыниксы, 1943 г.) (Источник: http://ww2today.com/wp-content/uploads/2016/11/stalingrad-soviet-image.jpg)
При работе с плакатом в качестве специфического источника информации учащиеся могут как получить конкретные исторические факты и данные (периоды войны; события, происходящие на фронтах; специфика и отличительные особенности вооружения и обмундирования войск и т.д.), так и прочувствовать эмоциональное состояние, переданное на картине. Кроме того, важно помнить, что плакат — это передача ярких образов и чувств при помощи художественных средств: рисунков, шаржей, карикатур, звучных слоганов [см., например, 4, с. 108-112]. Изучая таким образом визу-
альный источник информации, учащиеся не только воспринимают новую информацию, но и, до известной степени, поддаются его эстетике, его психоэмоциональному воздействию.
Ещё одной важной стороной изучения иллюстративного материала (открытки, плакаты, фоторепродукции) на уроках истории является его внесение в систему оценки качества образования при промежуточной аттестации в формате Всероссийских проверочных работ и Государственной итоговой аттестации учащихся. ЕГЭ по истории пред-
Внедрение
полагает выполнение задании, связанных с иллюстративным материалом (задания № 18 и № 19 из первой части в варианте 2018 г.). В большей степени они нацелены на проверку знаний фактов из духовной сферы, материальной и духовной культуры определённого временного отрезка. В таких заданиях учащиеся должны умело осуществлять внешнюю и внутреннюю критику источника (характеризовать авторство источника, время, обстоятельства, цели его создания, степень достоверности); уметь анализировать историческую информацию, представленную в разных знаковых системах (текст, схема, аудиовизуальный ряд). Данные требования ставят перед педагогом конкретную задачу: сформировать умения работать с иллюстративным материалом. В рамках решения поставленной задачи на уроках истории в старшей школе и проводится работа с иллюстративным материалом, например с плакатами периода Великой Отечественной войны.
При решении заданий ЕГЭ по истории часто используется метод сопоставления плаката с исторической картой [5, с. 49-54]. Это позволяет лучше запомнить не только иллюстративный материал, но и отдельные факты, особенности, детали конкретных военных операций Великой Отечественной войны. Рассмотрим этот приём на примере сопоставления плаката «Потеряла я колечко» и карты Сталинградской битвы (рис. 1, 2).
Первым шагом здесь является изучение событий начального этапа коренного перелома в ходе войны, а именно Сталинградской битвы, посредством работы с текстом учебника или документальными видеофрагментами (как вариант — самостоятельное изучение материала учащимися дома). Далее изученный материал отрабатывается при практической работе с атласом и контурными картами. Такой работой учитель добивается чёткого запоминания дат, специфики событий, их географии, участников, особенностей и пр. На третьем этапе учитель предлагает классу плакат «Потеряла я колечко» для рассмотрения и изучения. Проводится критика исторического источника по следующим вопросам:
1) автор (или коллектив авторов);
2) место создания (город, страна);
3) год создания (в случае с Великой Отечественной войной можно говорить о том или ином хронологическом периоде в периодизации);
4) анализ иллюстрации: назвать и охарактеризовать событие, которому она посвящена;
5) значение плаката для предполагаемой аудитории (какую роль он играет для сражающихся воинов Красной Армии? Как могут воспринимать его противники?).
Далее мы располагаем плакат рядом с картой изучаемых событий (в данном случае речь идёт о Сталинградской битве).
Рис. 2. Карта Сталинградской битвы (Источник: Нир8://warspro.ru/wp-content/uploads/2018/05/SXUY5v8BuL8jpg)
Рис. 3. Плакат «Наполеон потерпел поражение...» (Кукрыниксы, 1941 г.) (Источник: http://neboltai.ru/assets/cache/images/poster/napoleon-suffered-defeat-and-so-too-will-the-conceitedhellip_15767-1200x900-2da.jpg)
Сравнивая «колечки» на плакате и карте, учащиеся делают вывод о значительном сходстве их форм. Изображение на плакате опечаленного и потрёпанного Гитлера подводит детей к пониманию о его поражении в битве и потере его армий.
Для закрепления знаний, полученных в результате анализа плаката, педагог может предложить школьникам соответствующие вопросы. Приведём вопросы на примере другого плаката советских художников — «Наполеон потерпел поражение...» (рис. 3).
Какие суждения о данном изображении являются верными? Выберите два суждения из пяти предложенных. Запишите в таблицу соответствующие ответу буквы.
A. Битва, результату которой посвящена карикатура, произошла в 1944 г.
B. Битва, результату которой посвящена карикатура, происходила в весенний период.
C. Ситуация, которой посвящена карикатура, стала результатом провалившегося гитлеровского плана «молниеносной войны».
D. Карикатура подчёркивает удивление и страх немецкого руководства перед могуществом Красной Армии.
F. Одним из результатов событий, которым посвящена карикатура, стало пленение немецкого генерал-фельдмаршала Ф. Пау-люса.
Ещё один приём работы с иллюстративным материалом на уроках можно назвать «ассоциативными связями при периодизации войны». Суть его заключается в том, что школьники, изучив события военных лет,
Таблица правильных ответов
Вопрос А В С D Е
Подходит (+) Не подходит (-) - - + + -
Внедрение и нрпмш
подбирают под каждый год соответствующий времени и месту плакат. Например, так:
• 1941 год — плакат «Наше дело правое.» (рис. 4);
• 1942 год — плакат «Вперёд, на запад, красные конники» (рис. 5);
• 1943 год — плакат «Бей так: что ни патрон — то враг!» (рис. 6);
• 1944 год — плакат «Воину-победителю — всенародная любовь» (рис. 7);
• 1945 год — плакат «Красной Армии — Слава!» (рис. 8).
Алгоритм работы здесь предполагает комплексное изучение событий Великой Отечественной войны. Учащиеся соотносят плакаты, используя тексты учебника и дополнительной учебной литературы, материалы документальных фильмов, повествования учителя, иные источники. При углублённом изучении школьниками событий
каждого года войны педагог обращается к избранным плакатам (открыткам, фоторепродукциям), которые характеризуют именно этот хронологический отрезок. Над каждым плакатом проводится совместная аналитическая работа (критика источника по схеме, описанной выше). Итогами работы становятся сформированные представления учащихся о периодизации войны; об этапах войны; о динамике изменений текстов и образов в плакатах с 1941 до 1945 г. Эти знания закрепляются выполнением учащимися ряда заданий. Например, можно предложить следующие задания.
1. Назовите художников, создававших плакаты в период Великой Отечественной войны. (Можно продумать подготовку докладов и рефератов о художниках.);
2. Какие особенности вооружения и униформы мы можем увидеть, рассматривая
Рис.4. Плакат «Наше дело правое...» (В. Иванов, 1942 г.)
(В. Серов, 1941 г.) (Источник: http://www.domznaniy74.ru/pics/uploads/
(Источник: https://avatars.mds.yandex.net/ Aktual_tema/Plakat%20WOW/3_Nas_gdet_
get-pdb/881477/7e00cbac-f990-41a8-9092- ogon/013_1942_Vpered%20Na%20Zapad%20konniki_
7558879bc737/s1200) V.Ivanov.jpg)
Рис. 7. Плакат «Воину-победителю — всенародная любовь» (А. Кокорекин, 1944 г.) (Источник: http://wwii.space/wp-content/ uploads/2018/02/image093-19-e1517945692965.jpg)
Рис. 6. Плакат «Бей так: что ни патрон —
то враг!» (В. Корецкий, 1943 г.) (Источник: https://pbs.twimg. com/media/ DMz1J4XWsAA-bmg.jpg)
военные плакаты разных лет? Выделяя различия амуниции, можем ли мы сказать, что она изменялась? (Часто на плакатах мы видим различные изменения в форменной одежде, наградах, оружии и боевой технике.);
3. Назовите по одному сражению, успешному для РККА (в каждый год — с 1941 г. по 1945 г.) в ходе Великой Отечественной войны. (Можно продумать подготовку докладов и рефератов про конкретные сражения, военные операции Красной Армии.)
Таким образом, плакат как исторический источник востребован в учебно-воспитательном процессе, в частности — на уроках истории и обществознания, в учебном курсе «Основы духовно-нравственной культуры народов России». Умелое и уместное использование плакатов (открыток, фотографий, фоторепродукций) на занятиях повышает эффективность учебного процесса, помогает педагогу в деле обучения и воспитания школьников. □
Рис. 8. Плакат «Красной Армии — слава!» (Л. Голованов, 1945 г.) (Источник: https://regnum.ru/uploads/pictures/ news/2017/04/27/regnum_picture_ 1493313563780215_normal.jpg)
Внедрение и нрпмш
Литература
1. Короткова М.В. Методика обучения истории в схемах, таблицах, описаниях: практ. пособие для учителей / М.В. Короткова, М.Т. Студеникин. — М.: Вла-дос, 1999. — С. 57.
2. Касимов Р.Н. Работа с фронтовыми письмами как специфическим историческим источником в школе: учебно-методическое пособие. — Ижевск, 2014. — 48 с.
3. Касимов Р.Н. Современные мифологемы о героях, или о чём может рассказать ученику учитель истории // Народное образование. — 2014. —№ 10. — С. 214-220.
4. Герои народа — герои страны. Многонациональному Советскому народу посвящается! / Авторы-сост.: В.С. Воронцов, Р.Н. Касимов, Д.А. Черниенко; общ. ред. А.Е. Загребин / УИИЯЛ УрО РАН. — 2-е изд., доп. — Ижевск, 2017. — 114 с.
5. Пономарев К.А. 150 дней красноармейца Пономарева. — 2-е изд., доп. — Ижевск: Удмуртия, 2017. — 144 с.
Literatura
1. Korotkova M.V. Metodika obucheniya istorii v skhemah, tablicah, opisaniyah: prakt. posobie dlya uchitelej / M.V. Korotkova, M.T. Studenikin. — M.: Vlados, 1999. — S. 57.
2. Kasimov R.N. Rabota s frontovymi pis'ma-mi kak specificheskim istoricheskim istoch-nikom v shkole: uchebno-metodicheskoe posobie. — Izhevsk, 2014. — 48 s.
3. Kasimov R.N. Sovremennye mifologemy o geroyah, ili o chyom mozhet rasskazat' ucheniku uchitel' istorii // Narodnoe obrazo-vanie. — 2014. —№ 10. — S. 214-220.
4. Geroi naroda — geroi strany. Mnogonacio-nal'nomu Sovetskomu narodu posvyash-chaetsya! / Avtory-sost.: V.S. Voroncov, R.N. Kasimov, D.A. CHernienko; obshch. red. A.E. Zagrebin / UIIYAL UrO RAN. — 2-e izd., dop. — Izhevsk, 2017. — 114 s.
5. Ponomarev K.A. 150 dnej krasnoarmejca Ponomareva. — 2-e izd., dop. — Izhevsk: Udmurtiya, 2017. — 144 s.