Научная статья на тему 'Об отдельных аспектах изучения региональной истории в школах Удмуртской Республики'

Об отдельных аспектах изучения региональной истории в школах Удмуртской Республики Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
140
27
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЕГИОНАЛЬНАЯ ИСТОРИЯ / ИСТОРИКО-КУЛЬТУРНЫЙ СТАНДАРТ / ВНЕУРОЧНЫЕ МЕРОПРИЯТИЯ / ИСТОРИЯ РОССИИ / НАРОДЫ УДМУРТИИ / ИСТОРИЯ И ЭТНОГРАФИЯ УДМУРТИИ / REGIONAL HISTORY / HISTORICAL AND CULTURAL STANDARD / EXTRACURRICULAR ACTIVITIES / HISTORY OF RUSSIA / THE PEOPLES OF UDMURTIA / HISTORY AND ETHNOGRAPHY OF UDMURTIA

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Касимов Рустам Нуруллович, Култашева Наталья Валерияновна, Саушина Ирина Ксаверьевна

Важным элементом для этнокультурного образования является историческое краеведение. Тем более, что именно с этой целью школьное историческое краеведение широко практиковалось в России в прошлом. В XXI веке процесс изучения истории и культуры региона оформился в понятную и четкую систему «от семьи к республике; от республики к региону; от региона к стране». В статье авторы предлагают пример разработки занятия по изучению региональной истории в России (на примере Удмуртии) для обучающихся общеобразовательных школ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FEATURES OF ACQUAINTANCE WITH SEPARATE ASPECTS OF STUDYING REGIONAL HISTORY IN THE SCHOOLS OF THE UDMURT REPUBLIC

An important element for ethno-cultural education (is precisely historical local history. Moreover, it is with this goal in mind that school historical local history has been widely practiced in Russia in the past. In the 21st century, the process of studying the history and culture of the region took shape in an understandable and clear system "from family to republic; from the republic to the region, but from the region to the country." In the article the authors offer an example of the development of a lesson on the study of regional history in Russia (on the example of Udmurtia) for students of general education schools.

Текст научной работы на тему «Об отдельных аспектах изучения региональной истории в школах Удмуртской Республики»

УДК 372.893

ОБ ОТДЕЛЬНЫХ АСПЕКТАХ ИЗУЧЕНИЯ РЕГИОНАЛЬНОЙ

ИСТОРИИ В ШКОЛАХ УДМУРТСКОЙ РЕСПУБЛИКИ

Р.Н. Касимов, Н.В. Култашева, И.К. Саушина

Аннотация. Важным элементом для этнокультурного образования является историческое краеведение. Тем более, что именно с этой целью школьное историческое краеведение широко практиковалось в России в прошлом. В XXI веке процесс изучения истории и культуры региона оформился в понятную и четкую систему - «от семьи к республике; от республики к региону; от региона к стране». В статье авторы предлагают пример разработки занятия по изучению региональной истории в России (на примере Удмуртии) для обучающихся общеобразовательных школ.

Ключевые слова: региональная история, историко-культурный стандарт, внеурочные мероприятия, история России, народы Удмуртии, история и этнография Удмуртии.

FEATURES OF ACQUAINTANCE WITH SEPARATE

ASPECTS OF STUDYING REGIONAL HISTORY

IN THE SCHOOLS OF THE UDMURT REPUBLIC

R. Kasimov, N. Kultasheva, I. Saushina

Abstract. An important element for ethno-cultural education (is precisely historical local history. Moreover, it is with this goal in mind that school historical local history has been widely practiced in Russia in the past. In the 21st century, the process of studying the history and culture of the region took shape in an understandable and clear system - "from family to republic; from the republic to the region, but from the region to the country." In the article the authors offer an example of the development of a lesson on the study of regional history in Russia (on the example of Udmurtia) for students of general education schools.

Keywords: regional history, historical and cultural standard, extracurricular activities, the history of Russia, the peoples of Udmurtia, history and ethnography of Udmurtia.

В связи с реализацией историко-культурного стандарта в стране подготовлены новые учебно-методические комплексы; формируется единое научно-образовательное пространство в Интернете. По приказу Министерства образования и науки РФ от 08 июня 2015 г. № 576 в федеральном перечне учебников сохранены три линии по отечественной истории издательств «Просвещение», «Дрофа», «Русское слово» [6]. В Удмуртии за последние годы заметной «историографической тенденцией стало смещение интереса от изучения локальных национальных сообществ к проблеме этнокультурного взаимодействия не только на региональном, но и на общегосударственном уровнях. Такая ниша в исторических исследованиях постепенно закрепляется за Удмуртией в формате проведения крупных научных мероприятий и издания соответствующих публикаций» [3, с.198]. В этой связи практический интерес для педагога-краеведа представляют варианты творческих заданий для обучающихся. Опыт у авторов в этой части уже имеется, так в 2008 году увидела свет книга «Исследовательская работа по гуманитарным дисциплинам в

общеобразовательной школе». В ней представлены конкретные методические рекомендации педагогу по работе с детьми в

части подготовки исследовательских работ по историческому краеведению [4].

Ниже приведена разработка занятия к учебнику «История России. 7 класс» под ред. А.В. Торкунова [1;2] на тему «Строительство дома и устройство крестьянской усадьбы в традиционной удмуртской общине» (в контексте параграфа № 26 «Культура народов России в XVII в.»). Материал для педагога подготовлен с использованием краеведческого материала: Мифы, легенды и сказки удмуртского народа [5], Шургин И.Н. Мы строим дом: (Памятники деревянного зодчества) [7].

Цель занятия: Знакомство с духовной и материальной культурой традиционной сельской общины удмуртов (кенеш) через одну из сторон жизни крестьянина - устройство усадьбы, жилища и хозяйственные постройки.

Тип урока: Урок получения нового знания.

Вид урока: Проблемная беседа и презентация.

Прогнозируемые результаты:

Личностные: Формирование уважительного отношения к истории и традициям удмуртского народа. Воспитание толерантного отношения к этническому и конфессиональному пространству страны (региона).

Метапредметные: Умение извлекать знания из предложенных письменных источников (дополнительный текст пособия, иллюстрации).

Развитие грамотной логичной речи, через корректное использование специфических понятий из лексикона этнической культуры. Умение сравнивать и проводить смысловые параллели при анализе особенностей той или иной этнической культуры.

Предметные: Знакомство с основными приемами и методами, применяемыми при строительстве дома в старину. Выделение локальных особенностей, характерных именно для удмуртов: культурные особенности, отличительные черты.

В начале занятия дети ведут беседу, вместе с педагогом отвечают на ряд вопросов:

1. Как называется дом на удмуртском языке и почему именно так? Корка - так называют свой дом удмурты. В прежние времена удмурты (отяки, вотяки), жившие в лесной полосе, среди озер и болот, строили дома из дерева. Не случайно название их жилища происходит от слова «кор» - так на удмуртском языке называется бревно (луб, кора). Внутри горел очаг, позже его место заняла печь. Она и обогревала, и кормила человека.

2. Какие связи соединяют дом с внешним миром? Дом - защищенное пространство, где живет человек. Здесь он находится в уюте и тепле, в отличие от внешнего открытого и опасного пространства леса, поля, реки. Окна и двери выступают своеобразными порталами для общения двух миров. Удмурты, как татары и русские, населяли реки, поля и леса сильными злобными существами - водяными, лешими, полевиками, луговиками и пр. Домашний дух -корка мурт (удм.), как и домовой у русских -существо, как правило, доброе и заботливое. Вспомните мультфильм про домовенка Кузю и его старшего товарища Нафаню.

3. Как выбрать место для дома? В средневековье места для поселений выбирали специальным обрядом: красный или белый бык с укрепленным на рогах священным ковшом, ходил по опушке леса, а там, где опускался, там и быть деревне или святилищу. Удмурты выбирали место для жилья около мелких речек, ручьев,

текущих в логах и оврагах, недалеко от леса. Место, по мысли стариков, должно быть сухим и солнечным, на склоне холма, чтобы защитить дома от ветра.

4. Где не принято ставить дом? На перекрестке дорог, на болоте, на месте сгоревшей деревни не разрешалось основывать новое поселение. Эти места бывают населены «нечистой силой» (по преданиям там живут злые духи).

5. Какое дерево вы бы выбрали для строительства дома? Удмурты для фундамента выбирали - лиственницу или ель, ведь они росли близко к болоту, где влажно. Эти деревья могли противостоять влаге, плесени, сырости. Для основных рядов сруба предпочтительными были дуб и береза. Их выбирали за крепость, долговечность. Из этих же пород дерева старались построить ворота, чтобы защитить жилище и двор.

6. Есть ли в доме символические уровни трехчастного деления мира, отражающие идею вселенной? Весь мир в древности представлялся людям, поделенным на три части. И в доме мы увидим их. Так, крыша с трубой, дым, от неё тянется в небо - там небесный мир божеств. Сруб - земной мир, здесь проживают люди, домашний скот. Подпол - загробный мир, там живут умершие предки, там же прячется корка мурт (удмуртский домовой). А ограда во дворе или в поле отделяла не только символические миры, но и указывала границу территорий соседей.

7. Кто оберегает жилище, пока хозяев нет дома? Домовой у удмуртов - корка мурт. Он — олицетворение умерших предков, он же дух дома. Такой персонаж обычно следит за хозяйством и помогает трудолюбивым хозяевам. А ленивых хозяев может напугать или наказать. Помните стихотворение Корнея Чуковского «Федорино горе»? От нерадивой хозяйки волшебным образом убежали вещи и посуда. Не проделки ли это домового?

После ряда наводящих вопросов и пояснений педагога, дети принимаются выполнять итоговое творческое задание.

Итоговое задание. Кроссворд «Элементы дома».

1. П Е Ч Ь

2. О К Н О

3. В О Р О Т А

4. С Т О Л

5. О Г Р А Д А

1. Центральный объект в доме, к которому прикасались, показывая, что пришли с добрыми намерениями. Обычай этот характерен не только для удмуртов, но и для русских, татар, марийцев.

2. Благодаря каким элементам дома осуществлялась связь с внешним миром? В XVII веке в окнах использовали вместо стекла бычий пузырь и делали узкими, как бойницы в крепости. В XIX веке их украшали резьбой и защищали расписными ставнями.

3. Назовите главный связующий элемент крестьянского двора, который отделял благоприятное пространство дома от опасного пространства вне дома. Украшали росписью и резьбой. У русских о человеке, который находится в нерешительности и не может предпринять активных действий от удивления, говорят, что «уставился как баран на новые...»

4. Назовите такое место в доме, которое объединяло всех. Здесь собиралась вся семья: обсуждались горести и радости, принимали пищу, отмечали праздники.

5. Определите, как называется изгородь, которая обозначала границу своего и чужого поля. Как правило, делали их из сучьев, так, чтобы соседская скотина не помяла урожай, и чтобы не нарушать границ земельного участка своего соседа.

Внимание! Если вы правильно ответили на вопросы по горизонтали, то по вертикали вы увидите слово, обозначающее границу внешнего

и внутреннего мира внутри традиционной крестьянской избы.

Речь о пороге. У удмуртов, марийцев, татар, русских до сих пор бытует обычай не стоять на пороге, не здороваться через порог, не передавать ценных вещей через порог.

Завершая статью, хочется отметить, что описанная разработка помогает педагогу разнообразить работу с обучающимися при помощи включения широкого спектра информационных источников по краеведению. Занятие способствует повышению знаниевой составляющей ученика среднего звена по предмету «История» и дает ему наглядное представление об отдельных проявлениях материальной и духовной культуры народа в прошлом. Универсальность алгоритма исполнения разработки состоит в том, что её можно подготовить не только на специфическом материале удмуртского этноса, но и татарской, башкирской, марийской и других традиционных этнических культур.

Историческое прошлое нашего края самобытно и насчитывает много славных страниц, вписанных представителями разных народов в общую историю страны. Очевидно, что изучение истории России с включением аспектов региональной истории становится не только важным средством формирования системного исторического мышления обучающихся, но и их национального и этнического самосознания.

Литература:

1. История России. 7 класс. Учебник для общеобразовательных организаций. В 2 ч. Ч. 1 / Н.М. Арсентьев, А.А. Данилов, И.В. Курукин, А.Я. Токарева; под ред. А.В. Торкунова. - М.: Просвещение, 2016. - 112 с.

2. История России. 7 класс. Учебник для общеобразовательных организаций. В 2 ч. Ч. 2 / Н.М. Арсентьев, А.А. Данилов, И.В. Курукин, А.Я. Токарева; под ред. А.В. Торкунова. - М.: Просвещение, 2016. - 128 с.

3. Касимов Р.Н., Култашева Н.В. Исследовательская работа по гуманитарным дисциплинам в общеобразовательной школе: методические рекомендации / Р.Н. Касимов, Н.В. Култашева. - Ижевск: Издательство ИПК и ПРО УР, 2008. - 40 с.

4. Касимов Р.Н., Черниенко Д.А. Историко-культурные основания этноконфессиональной

толерантности в Удмуртии / Р.Н. Касимов, Д.А. Черниенко // Теория и практика общественного развития. - 2015. - № 21. - С. 198-201.

5. Мифы, легенды и сказки удмуртского народа: лит. обраб. Н. Кралиной; худож. М. Гарипов. -Устинов: Удмуртия, 1986. - 204 с.

6. Приказ Минобрнауки России № 576 от 8 июня 2015 г. [Электронный ресурс] // Издательство Корпорация Российский учебник. - Режим доступа: https://drofa-ventana.ru/metodicheskaja pomosch/dokumenty/predmet-istoriya-rossii/

7. Шургин И.Н. Мы строим дом: (Памятники деревян. зодчества): для мл. и сред. шк. возраста / И.Н. Шургин, В.В. Шкляев; худож. А.Н. Востриков; Удм. отд-ние Всерос. о-ва охраны памятников истории и культуры. - Ижевск. - Удм. ред. -изд. об-ние «Алфавит», 1993. - 39 с.

Сведения об авторах:

Касимов Рустам Нуруллович (г. Ижевск, Россия), кандидат исторических наук, доцент, старший научный сотрудник Удмуртского института истории, языка и литературы Уральского отделения РАН; директор центра этнокультурного образования АОУ ДПО УР «Институт развития образования», e-mail: kasdan@yandex.ru

Култашева Наталья Валерияновна (г. Ижевск, Россия), кандидат педагогических наук, доцент, заведующая кафедрой общеобразовательных дисциплин АОУ ДПО УР «Институт развития образования», e-mail: natvalizh@yandex.ru

Саушина Ирина Ксаверьевна (г. Ижевск, Россия), заместитель директора МБОУ «Гуманитарно-юридический лицей № 86» г. Ижевска, учитель истории и обществознания высшей категории, e-mail: licey86sekretar@mail.ru

Data about the authors:

R. Kasimov (Izhevsk, Russia), Candidate of Historical Sciences, Associate Professor, Senior Researcher of the Udmurt Institute of History, Language and Literature of the Ural Branch of the Russian Academy of Sciences; Director of the Center Of Ethno-Cultural Education of AOU DPO UR "Institute For The Development Of Education", e-mail: kasdan@yandex.ru

N. Kultasheva (Izhevsk, Russia), Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor, Head of the Department of General Education of the AOU DPO UR "Institute for the Development of Education", email: natvalizh@yandex.ru

I. Saushina (Izhevsk, Russia), Teacher оf History And Social Science оf The Highest Category, Deputy Director of the Moscow State University "Humanities and Law Lyceum No. 86" Izhevsk, e-mail: licey86sekretar@mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.