Научная статья на тему 'Из опыта реализации исторического и этнографического направления в этнокультурном образовании Удмуртии'

Из опыта реализации исторического и этнографического направления в этнокультурном образовании Удмуртии Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
502
39
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭТНОКУЛЬТУРНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ИСТОРИЯ УДМУРТИИ / ЭТНОГРАФИЯ / КРАЕВЕДЕНИЕ / НАЦИОНАЛЬНО-РЕГИОНАЛЬНАЯ СОСТАВЛЯЮЩАЯ В ШКОЛЕ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Касимов Рустам Нуруллович

Автор видит главную проблему при формировании комплексного этнокультурного образования в различных подходах к решению проблем национальной школы (во всем многообразии определений для этого словосочетания). Опыт показывает, что основной акцент в регионах делается на изучении родного (нерусского) языка (этнофилологическое направление). Само по себе изучение языка в отрыве от знакомства с культурными и историческими (этноисторическое, этнографическое направление), а также экономическими и политическими особенностями развития региона недостаточно для формирования позитивной региональной идентичности. Кроме этого, этнофилологическое направление отягощено рядом концептуальных проблем, требующих решения. В частности, в Удмуртии филологи до сих пор дискутируют о целесообразности удмуртской национальной школы и об определении степени автономности таких учебных предметов, как «русский язык» и «родной (нерусский) язык». Опыт применения знаний исторического и этнографического краеведения в образовательной практике, напротив, не является чем-то новым. Школьное историческое краеведение (родиноведение) широко практиковалось в школах России на протяжении XIX-XX вв. В XXI в. в связи с реализацией Концепции духовно-нравственного развития граждан России и апробацией историко-культурного стандарта процесс изучения истории и культуры региона оформился в достаточно понятную, четкую систему «от семьи к республике; от республики к стране». Статья посвящена описанию некоторых этапов эволюции этой системы на примере конкретного субъекта РФ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Касимов Рустам Нуруллович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The Experience of Implementing the Historical and Ethnographic Directions in Ethno-Cultural Formation of Udmurtia

The author of the article sees the main problem when forming complex ethno-cultural education in various approaches to resolution of problems of national school (in all variety of determinations for this phrase). Experience shows that the main emphasis in regions is placed on studying of native (non-Russian) language (the ethno-philological direction). Studying of language in itself separately from acquaintance with cultural and historical (the ethno-historical and ethnographic directions), and also economic and political features of development of the region isn't enough for forming of positive regional identity. Besides, the ethno-philological direction is burdened by a number of the conceptual problems requiring the solution. In particular, in Udmurtia philologists still discuss feasibility of the Udmurt national school and determination of degree of autonomy of such subjects as "Russian" and "native (non-Russian) language". Application of knowledge of historical and ethnographic studies of local lore in educational practice, on the contrary, isn't something new. The school historical study of local lore (rodinovedeniye) was widely practiced in schools of Russia in the 19-20th centuries. In the21st century, in connection with implementation of the Concept of spiritual and moral development of citizens of Russia and approbation of the historical and cultural standard process of studying history and culture of the region was arranged in rather clear, accurate system "from a family to the republic; from the republic to the country". This article is devoted to the description of some evolutionary stages of this system on the example of the specific territorial subject of the Russian Federation.

Текст научной работы на тему «Из опыта реализации исторического и этнографического направления в этнокультурном образовании Удмуртии»

УДК 398.32

Из опыта реализации исторического и этнографического направления в этнокультурном образовании Удмуртии

Касимов Р.Н.

Кандидат исторических наук, старший научный сотрудник Удмуртского института истории, языка и литературы Уральского отделения РАН

Автор видит главную проблему при формировании комплексного этнокультурного образования в различных подходах к решению проблем национальной школы (во всем многообразии определений для этого словосочетания). Опыт показывает, что основной акцент в регионах делается на изучении родного (нерусского) языка (этнофилоло-гическое направление). Само по себе изучение языка в отрыве от знакомства с культурными и историческими (этноисторическое, этнографическое направление), а также экономическими и политическими особенностями развития региона недостаточно для формирования позитивной региональной идентичности. Кроме этого, этнофилологическое направление отягощено рядом концептуальных проблем, требующих решения. В частности, в Удмуртии филологи до сих пор дискутируют о целесообразности удмуртской национальной школы и об определении степени автономности таких учебных предметов, как «русский язык» и «родной (нерусский) язык». Опыт применения знаний исторического и этнографического краеведения в образовательной практике, напротив, не является чем-то новым. Школьное историческое краеведение (родиноведение) широко практиковалось в школах России на протяжении Х1Х-ХХ вв. В XXI в. в связи с реализацией Концепции духовно-нравственного развития граждан России и апробацией историко-культурного стандарта процесс изучения истории и культуры региона оформился в достаточно понятную, четкую систему - «от семьи к республике; от республики к стране». Статья посвящена описанию некоторых этапов эволюции этой системы на примере конкретного субъекта РФ.

Ключевые слова: этнокультурное образование, история Удмуртии, этнография, краеведение, национально-региональная составляющая в школе.

По характеру и состоянию межэтнических отношений Удмуртия, несмотря на то, что здесь проживает множество народов, относится к числу благополучных регионов Российской Федерации. Думается, что данный факт можно объяснить и исторически сложившимися в Удмуртии традициями добрососедства и уважения. В настоящее время «в условиях глубоких социально-политических и экономических трансформаций постсоветского периода и современных кризисных циклов такая модель по-прежнему демонстрирует свою устойчивость и способность к воспроизводству. Различные исследовательские программы в области этносо-

циологии, реализуемые в республике, показывают, что во второй половине 2000-х гг. ситуацию в сфере межнациональных отношений оценивали как "спокойную"» [1, с. 198].

Впрочем, это спокойствие имеет и оборотную сторону. Исследователи отмечают, что для удмуртов (как титульной нации) характерны «наличие в историческом опыте политически обусловленных форм добровольного подчиненного положения индиген-ного населения иноэтничной (русской) администрации ("национальный нигилизм"), особенные черты менталитета удмуртов (терпение, скромность, сдержанность, законопослушание и др.), значительные

темпы ассимиляции, "размывания" удмуртского этноса. Кроме того, нельзя не учитывать и влияние факторов, связанных с особенностями современного общественно-политического развития региона, как, например: этнополитическая слабость национальной элиты, не выполняющей задачу этнической мобилизации коренного населения» [1, с. 200]. Как указывал Г.К. Шкляев, «политическая несамостоятельность удмуртов привела к тому, что у них не сложилась в полной мере, как у других народов, национально-патриотическая идеология» [2, с. 197]. Кроме того, на систему образования, а именно на неразвитость национальной (моноэтничной удмуртской) школы в Удмуртии оказывают влияние существенные факторы: доминанта федерального компонента в образовании, этническое и конфессиональное многообразие Удмуртии, демографические и экономические трудности региона. Сегодня все эти факторы являются непреодолимой преградой для национального (моноэтнического) образования в Удмуртии. Впрочем, в современных школах Удмуртии ярко проявляют себя отдельные направления этнокультурного образования, характерные для полиэтничной школы. Они представлена тремя уровнями [см. напр.: 3, с. 29-35].

Первый уровень. В учебном процессе школ предусмотрено изучение краеведческих материалов по принципу «от изучения истории семьи до изучения истории страны».

Второй уровень. В школах предусмотрено изучение родных (нерусских) языков - удмуртского, татарского, марийского. Работа проводится в различных формах (язык изучается как самостоятельный учебный предмет или преподается факультативно на кружках и в специализированных группах).

Третий уровень. Использование ресурсов организаций дополнительного образования для детей. В такого рода учреждениях реализуются краткосрочные и долгосрочные проекты и программы, направленные на сохранение и популяризацию традиционной истории и культуры народов Удмуртии. Во многих школах действуют комплексные истори-ко-этнографические музеи, работают активы этих музеев, краеведы. Их деятельность воплощается в проведении экскурсий, организации досуга и творчества, подготовке и проведении комплексных ту-ристско-краеведческих экспедиций, в анализе и систематизации полученных данных [см. напр.: 4].

Еще в конце 1980-х гг. на волне гласности и демократизации общественно-политической и культурной жизни в Удмуртии стали возникать этнокультурные общества и движения, которые ставили перед собой задачи возрождения и развития этнической культуры, традиций, обычаев и обрядов. Эту идею поддержали представители педагогического сообщества и академической науки. В 1992 г. на базе Института усовершенствования учителей (ныне Ин-

ститут развития образования) был создан Временный научно-исследовательский коллектив (ВНИК), который разрабатывал комплексную республиканскую программу по созданию национально-регионального компонента государственного стандарта образования на базе образовательных организаций Алнашского, Балезинского, Завьяловского, Мало-пургинского, Можгинского районов Удмуртской Республики. Цель, которую ставили перед собой участники ВНИК, - выработка единых требований и стандартов в преподавании национально-региональной составляющей в школе. За несколько лет работы (к 1998 г.) ими было создано и апробировано около 90 учебных программ, на их основе написано несколько учебно-методических пособий по следующим проблемным направлениям этнокультурного образования: «Роль исторического краеведения в учебно-воспитательном процессе»; «Из истории религий народов региона»; «Устное и музыкальное творчество»; «Изучение деятельности творческой интеллигенции»; «Использование русских национальных традиций в учебно-воспитательном процессе»; «Быт и культура бесермянского народа»; «Изучение истории и культуры татар» и пр. Работу ВНИК, который объединил педагогов ДОУ, учите -лей-предметников, педагогов ДОД, методистов и преподавателей Института усовершенствования учителей, представителей академической науки возглавлял профессор К.А. Пономарев, который впоследствии систематизировал и проанализировал деятельность по выработке единых требований и стандартов в преподавании национально-региональной составляющей в школах Удмуртии. По сути, именно он дал философское, теоретическое, методологическое, нормативно-правовое обоснование этнокультурного образования в Удмуртии, сделал попытку систематизации научных поисков представителей науки и практического опыта педагогов. Его обобщающий труд «Образование в России и Удмуртии на рубеже XX и XXI веков: итоги, проблемы, перспективы (национально-региональный аспект)», вышедший в 2001 г., обобщал опыт педагогов и ученых Удмуртской Республики по разработке национально-регионального образовательного стандарта [5].

Значительный вклад в популяризацию региональной исторической науки среди образовательных организаций внесли сотрудники Удмуртского института истории, языка и литературы УрО РАН, которые совместно с преподавателями Института повышения квалификации и переподготовки работников образования Удмуртской Республики (ИПК и ПРО УР) подготовили наиболее востребованные в тот период издания по регионалистике, историческому краеведению. В 2006 г. при их непосредственном участии выходит в свет линейка учебников по Истории Удмуртии. Она включала следующие издания:

1. Иванова М.Г. История Удмуртии. 6 класс: учеб. для общеобразовательных учреждений [6].

2. Иванова М.Г. История Удмуртии: с древнейших времен до XIII века: учеб. для 6 класса общеобразовательных учреждений [7].

3. Гришкина М.В. История Удмуртии. 7 класс: учеб. для общеобразовательных учреждений [8].

4. Гришкина М.В. История Удмуртии. Первая половина XIX века: учеб. для 8 кл. общеобразовательных учреждений [9].

5. Лигенко Н.П., Петров А.Н. История Удмуртии. Вторая половина XIX века: учеб. для 8 кл. общеобразовательных учреждений [10].

6. Никулина Т.Е. История Удмуртии. XX век: учеб. для 9 кл. общеобразовательных учреждений [11].

Выход в свет этих пособий вызвал столкновение различных мнений как представителей академической науки, так и педагогического сообщества. Вместе с тем эти учебные издания имели общие положительные характеристики:

- это первая в Удмуртии серия книг, представляющая собой единый учебно-методический комплекс для изучения региона в школе;

- издания выдержаны в общем подходе к современной периодизации и хронологии истории Удмуртии;

- содержательная составляющая учебников (7-9 кл.) была значительно расширена за счет включения блоков истории повседневности, быта, картины мира народов, проживающих в регионе. В них внимание уделялось не только роли государства в истории, но и роли рядовых обывателей.

К сожалению, не прошла апробацию книга по Истории Удмуртии для 10-11 классов, инициированная Научно-исследовательским институтом национального образования, возглавляемым Н.И. Урась-киной.

Впрочем, в 2007 г. учителем истории Р.А. Владимировой и преподавателем ИПК и ПРО УР Т.Е. Никулиной было написано учебно-методическое пособие «История Удмуртии в школе: Примерные планы-конспекты уроков». Издание содержало материалы, позволяющие раскрыть региональный аспект преподавания истории и культуры народов Удмуртии с древности до конца XX в. Другими словами, книга содержала планы-конспекты занятий для старшей школы [12].

В 2008 г. в издательстве ИПК и ПРО УР вышло сразу две книги, которые позволяли пролить свет на «трудные вопросы» в истории Удмуртии. Первая книга преподавателя ИПК и ПРО УР Р.Н. Касимова «Этнографическое краеведение в Удмуртской Республике» делала акценты на изучении фольклора и духовной культуры народов края [13]. Вторая книга «Исследовательская работа по гуманитарным дисциплинам в общеобразовательной школе» представляла собой методические рекомендации по написа-

нию исследовательских работ по этнографическому и историческому краеведению [14].

В 2011 г. в том же издательстве, продолжая разрабатывать учебник для 10-11 классов, Т.Е. Никулина издала учебно-методическое пособие «Элективные курсы по истории Удмуртии». Пособие содержало материалы для нескольких элективных курсов по истории Удмуртии (XX в.), которые можно было бы преподавать в старшей школе [15].

В 2015 г. увидело свет методическое пособие сотрудников Института развития образования (ранее ИПК и ПРО УР) А.А. Клементьева и Р.Н. Касимова «Планирование содержания этнокультурного образования в рамках основной образовательной программы основного общего образования». Небольшое по объему пособие может пригодиться педагогу, в том числе и учителю истории и обществоз-нания при написании целевого, содержательного и организационного разделов основной образовательной программы с учётом этнокультурных особенностей культуры удмуртского, татарского, марийского народов [16].

С учетом пестрой панорамы исторического развития и культурного многообразия народов нашего края, принимая во внимание современные социокультурные и педагогические практики в Удмуртской Республике, и следует реализовывать региональное содержание исторического образования. Так, в учебно-методическом пособии «Региональная составляющая истории России (на примере Удмуртии). 6 класс» (увидело свет в 2016 г.) учителем истории И.К. Саушиной и преподавателем Института развития образования Н.В. Култашевой предлагаются материалы по изучению региональной составляющей истории России (на примере Удмуртии) в 6 классе. Пособие полностью соответствует ФГОС и содержит технологические карты уроков, творческие задания для обучающихся, дополнительную краеведческую информацию по темам, различные варианты проведения занятий в духе реализации положений историко-культурного стандарта [17]. На сегодняшний день авторский коллектив планирует создать полную линейку УМК по истории России с учетом этнокультурных особенностей региона (с 6-го по 11-ый классы).

Говоря о современном состоянии полиэтничного диалога в Удмуртии, можно констатировать, что в настоящее время в республике происходят активные процессы взаимопроникновения культур, не учитывать которые было бы ошибкой. Сегодня каждый житель Удмуртии находится в многомерном этнокультурном и этноязыковом поле. Соответственно, появляется необходимость в правовом и религиозном просвещении (особенно на уровне образовательных организаций), которая стала очевидна с внедрением курса «Основы религиозных культур и светской этики» в начальной школе. Специальных,

рассчитанных именно на детскую аудиторию пособий по ОРКСЭ (с учетом этнокультурных особенностей) в республике нет, как нет и профессиональных специалистов, готовых сделать это. Но единичные попытки разобраться в проблематике нового курса, хотя бы на уровне педагогического сообщества, предпринимаются. Так, в 2013-2014 гг. в Институте повышения квалификации и переподготовки работников образования Удмуртской Республики вышли две книги для учителя, преподающего курс ОРКСЭ. Первая - книга для учителя по основам светской этики - увидела свет в 2013 г. [18]. Вторая - книга для учителя по основам мировых религиозных культур - появилась в 2014 г. [19]. Обе книги содержат материалы поурочных разработок по темам двух образовательных модулей: «Основы светской этики» и «Основы мировых религиозных культур». Практика показывает, что эти модули наиболее востребованы в Удмуртской Республике. При написании книг авторским коллективом предпринята попытка построения уроков с позиций системно-деятельностного подхода. Уникальной особенностью книг является включение в поурочные разработки материалов об особенностях духовной культуры народов Вятско-Камского региона.

Слабым местом для большинства представленных выше пособий является глубокое погружение в узкие исследовательские темы, на которых специализируются авторы. Научный язык этих текстов (неадаптированных для урочной системы и чрезмерно объемных в рамках школьной программы) непонятен детям и зачастую неприемлем педагогами. Всё это демонстрирует невнимание авторов к психолого-педагогическим особенностям обучающихся и игнорирование основ методики преподавания предмета. Другим, более существенным минусом для представленных изданий является недостаточный тираж. Как правило, книги такого рода пишутся из расчета одно издание - на школу, а значит, не превышают тираж в 700 экземпляров. Некоторые публикуется и с ещё меньшими показателями (100-300 экз.).

Разумеется, говоря об этнокультурном образовании в Удмуртии, мы учитываем её региональные особенности. Однако мы не можем рассматривать их в отрыве от истории России и ее многонационального народа. Особенности региона не должны быть доминантой в контексте изучения и популяризации исторического процесса огромной страны. Нахождение баланса между федеральной и региональной составляющими в образовании, учет всех направлений этнокультурного образования в регионе, последовательное решение блока социально-экономических проблем в регионе будет способствовать оформлению основы для полноценного этнокультурного образования в Удмуртии.

Литература:

1. Касимов Р.Н., Черниенко Д.А. Историко-культурные основания этноконфессиональной толерантности в Удмуртии // Теория и практика общественного развития. - 2015. - № 21. - С. 198-201.

2. Шкляев Г.К. Межэтнические отношения в Удмуртии. Опыт историко-психологического анализа. - Ижевск: Удмуртский институт истории, языка и литературы УрО РАН, 1998. - 213 с.

3. Ившина В.М. О некоторых аспектах реализации этнокультурного образования в школах города Ижевска // Основные направления этнокультурного образования в информационном поле педагога / Информационный научно-методический журнал «Педагогический родник». - 2016. - № 2 (83). - С. 29-35.

4. Время Победы: учеб.-метод. пособие / Под общ. ред. Р.Н. Касимова. - Ижевск: Изд-во «Монпора-жён», 2015. - 128 с.

5. Пономарев К.А. Образование в России и Удмуртии на рубеже XX и XXI веков: итоги, проблемы, перспективы (национально-региональный аспект): учеб.-метод. пособие. - Ижевск: Издат. дом «Удмуртский университет», 2001. - 253 с.

6. Иванова М.Г. История Удмуртии. 6 класс: учеб. для общеобразовательных учреждений / Художник Н. Быков. - Ижевск: Удмуртия, 2006. - 160 с.

7. Иванова М.Г. История Удмуртии: с древнейших времен до XIII века: учеб. для 6 класса общеобразовательных учрежден / Художник Н. Быков. -2-е изд., испр. - Ижевск: Удмуртия, 2012. - 160 с.

8. Гришкина М.В. История Удмуртии. 7 класс: учеб. для общеобразовательных учреждений. -Ижевск: Удмуртия, 2007. - 160 с.

9. Гришкина М.В. История Удмуртии. Первая половина XIX века: учеб. для 8 кл. общеобразовательных учреждений. - Ижевск: Удмуртия, 2010. - 80 с.

10.Лигенко Н.П., Петров А.Н. История Удмуртии. Вторая половина XIX века: учеб. для 8 кл. общеобразовательных учреждений. - Ижевск: Удмуртия, 2010. - 80 с.

11. Никулина Т.Е. История Удмуртии. XX век: учеб. для 9 кл. общеобразовательных учреждений. -Ижевск: Удмуртия, 2010. - 128 с.

12. Владмирова Р.А., Никулина Т.Е. История Удмуртии в школе: Примерные планы-конспекты уроков. 3-е изд. - Ижевск: Изд-во ИПК и ПРО УР,

2007. - 316 с.

13. Касимов Р.Н. Этнографическое краеведение в Удмуртской Республике: учеб.-метод. пособие. -Ижевск: Изд-во ИПК и ПРО УР, 2008. - 68 с.

14. Касимов Р.Н., Култашева Н.В. Исследовательская работа по гуманитарным дисциплинам в общеобразовательной школе: методические рекомендации. - Ижевск: Изд-во ИПК и ПРО УР,

2008. - 40 с.

15. Никулина Т.Е. Элективные курсы по истории Удмуртии: учеб.-метод. пособие. - Ижевск: Изд-во ИПК и ПРО УР, 2011. - 64 с.

16. Касимов Р.Н., Клементьев А.А. Планирование содержания этнокультурного образования в рамках основной образовательной программы основного общего образования: методическое пособие. -Ижевск: АОУ ДПО УР ИРО, 2015. - 48 с.

17. Саушина И.К., Култашева Н.В. Региональная составляющая истории России (на примере Удмуртии) 6 класс: учеб.-метод. пособие. - Ижевск: АОУ ДПО УР ИРО, 2016. - 70 с.

Социология

18.Совина Л.П., Ковальчукова А.В. Основы светской этики: книга для учителя. - Ижевск: АОУ ДПО ИП и ПРО УР, 2013. - 132 с.

19. Касимов Р.Н., Ковальчукова А.В., Совина Л.П. Основы мировых религиозных культур: книга для учителя. - Ижевск: АОУ ДПО ИПК и ПРО УР, 2014 - 144 с.

The Experience of Implementing the Historical and Ethnographic Directions in Ethno-Cultural Formation of Udmurtia

R.N. Kasimov Udmurt Institute of history, language and literature of the Ural of the Russian Academy of Sciences

The author of the article sees the main problem when forming complex ethno-cultural education in various approaches to resolution of problems of national school (in all variety of determinations for this phrase). Experience shows that the main emphasis in regions is placed on studying of native (non-Russian) language (the ethno-philological direction). Studying of language in itself separately from acquaintance with cultural and historical (the ethno-historical and ethnographic directions), and also economic and political features of development of the region isn't enough for forming of positive regional identity. Besides, the ethno-philological direction is burdened by a number of the conceptual problems requiring the solution. In particular, in Udmurtia philologists still discuss feasibility of the Udmurt national school and determination of degree of autonomy of such subjects as "Russian" and "native (non-Russian) language". Application of knowledge of historical and ethnographic studies of local lore in educational practice, on the contrary, isn't something new. The school historical study of local lore (rodinovedeniye) was widely practiced in schools of Russia in the 19-20th centuries. In the 21st century, in connection with implementation of the Concept of spiritual and moral development of citizens of Russia and approbation of the historical and cultural standard process of studying history and culture of the region was arranged in rather clear, accurate system - "from a family to the republic; from the republic to the country". This article is devoted to the description of some evolutionary stages of this system on the example of the specific territorial subject of the Russian Federation.

Key words: ethno-cultural formation, history of Udmurtia, ethnography, study of local lore, national and regional component at school.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.