Научная статья на тему 'Актуальные задачи сохранения и развития русской культуры в региональной системе образования'

Актуальные задачи сохранения и развития русской культуры в региональной системе образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
257
21
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РУССКИЙ ЯЗЫК И ЛИТЕРАТУРА / СИНКРЕТИЗМ / ИСТОРИКО-КУЛЬТУРНЫЙ СТАНДАРТ / ИНСТИТУТ РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАНИЯ / РУССКАЯ КУЛЬТУРА В УДМУРТИИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Чикурова Марина Викторовна, Касимов Рустам Нуруллович

В соответствии с Концепцией духовно-нравственного развития и воспитания граждан РФ и Историко-культурным стандартом, современные специалисты системы образования помимо профессионального стандарта педагога и ФГОСов должны знать теорию и историю русской культуры и языка, фольклористику, историческое и географическое регионоведение, методику преподавания народного художественного творчества и другие дисциплины, связанные с русской культурой и языком. В статье обосновывается положение о том, что отдельные элементы и целые направления культуры прошлого попадают в сферу общероссийской культуры современности. Даже оставаясь на её периферии, они определяются как артефакты культуры с учетом её современного состояния, а не только как достояние легендарной и мифологической истории.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Чикурова Марина Викторовна, Касимов Рустам Нуруллович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Актуальные задачи сохранения и развития русской культуры в региональной системе образования»

РЕГИОНАЛЬНАЯ СЛАВИСТИКА В ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ И ПРОСВЕТИТЕЛЬСКОЙ

ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

УДК 37.01 М.В. Чикурова, Р.Н. Касимов

АКТУАЛЬНЫЕ ЗАДАЧИ СОХРАНЕНИЯ И РАЗВИТИЯ РУССКОЙ КУЛЬТУРЫ В РЕГИОНАЛЬНОЙ СИСТЕМЕ ОБРАЗОВАНИЯ

В соответствии с Концепцией духовно-нравственного развития и воспитания граждан РФ и Историко-культурным стандартом, современные специалисты системы образования помимо профессионального стандарта педагога и ФГОСов должны знать теорию и историю русской культуры и языка, фольклористику, историческое и географическое регионоведение, методику преподавания народного художественного творчества и другие дисциплины, связанные с русской культурой и языком. В статье обосновывается положение о том, что отдельные элементы и целые направления культуры прошлого попадают в сферу общероссийской культуры современности. Даже оставаясь на её периферии, они определяются как артефакты культуры с учетом её современного состояния, а не только как достояние легендарной и мифологической истории.

Ключевые слова: русский язык и литература, синкретизм, историко-культурный стандарт, институт развития образования, русская культура в Удмуртии.

Русские - крупнейший и государствообразу-ющий этнос России. По данным Всероссийской переписи населения 2010 г., численность русских в РФ составляет более 110 млн. человек [4]. Русские составляют большинство (62,2%) и на территории многонациональной (более 130 этносов) Удмуртии, играя важную роль в общественно-политической, социально-экономической и культурной жизни республики. Бережное отношение к традициям русской культуры в Удмуртии и в Урало-Поволжье (традиционно «инородческом» крае) является сегодня одним из условий сохранения преемственности исторического опыта толерантного общежития представителей разных культур.

Удмуртию по характеру и состоянию межнациональных отношений принято относить к группе благополучных регионов, не в последнюю оче-

редь благодаря весомой русской этнокультурной составляющей [2]. Ещё одним из таких факторов стабильности является необходимость сохранения духовно-нравственных основ русского национального характера. Эффективное приобщение обучающихся подростков и молодежи к ценностям русской культуры возможно на основе пересмотра структуры этнокультурной составляющей образования и воспитания; разработки соответствующей системы подготовки профессиональных кадров в учебных заведениях системы СПО и ВПО.

Идеи популяризации русской культуры в регионе Урало-Поволжья, разрабатываемые на уровне республиканского Института развития образования, связаны не только с изучением народной культуры в целом на основе междисциплинарного подхода - в контексте современных культурных

Чикурова Марина Викторовна - проректор АОУ ДПО УР «Институт развития образо-вания», кандидат педагогических наук (Ижевск), chikurova.mv@iro18.ru

Касимов Рустам Нуруллович - директор Центра этнокультурного образования АОУ ДПО УР «Институт развития образования»; старший научный сотрудник Удмуртского института истории, языка и литературы УдмФИЦ УрО РАН, кандидат исторических наук (Ижевск), kasdan@yandex.ru

процессов, происходящих в мире, в стране и регионе. Мы также понимаем, что русскую народную культуру (во всех ее проявлениях) следует рассматривать и как самоценный феномен. Такое всестороннее включение педагога и обучающихся в контекст культуры позволяет увидеть, как элементы традиционного из разных исторических эпох и народов вписываются в современное культурное пространство российского социума. Таким образом, отдельные элементы и целые направления культуры прошлого попадают в сферу общероссийской современной культуры. Даже оставаясь на её периферии, они определяются как артефакты культуры с учетом современного состояния, а не только как достояние легендарной и мифологической истории. Современному педагогу важно осознавать, что современность следует понимать и трактовать достаточно широко. Это практически вся вторая половина и особенно конец XX в. Это время, связанное, в большей степени, с историей и культурой советского народа и его государства. Социокультурные процессы современности весьма динамичны. В некоторых областях (особенно в системе образования) они приводят к сдвигам в формах образовательных и социокультурных практик, которые напрямую воздействуют на возможности и потребности их реализации в системе образования и социализации.

Собственно русская культура для педагога, будучи прочно укорененной в сознании прошлых поколений (например, XIX в.), сейчас выглядит достаточно размытой, проницаемой для самых разных направлений современной глобальной культуры, широко ассимилирующей отдельные элементы и традиции различных этносов и конфессий, и потому не имеющей однозначного, общепринятого понимания и принятия (особенно в национальных республиках и краях нашей страны). Другими словами, такие понятия как «русская культура» и «русский народ» связаны сегодня с самыми разными обыденными ассоциациями глобальной культуры потребления, по преимуществу, чисто популистского толка (наиболее распространенные стереотипы, например - ватник, валенки, балалайка и т.п.). В самом общем виде можно сказать, что с русской культурой в общественном сознании соотносится множество понятий и культурных мифологем, в названии которых присутствует определение «русский» (например, «русский балет», «русский самовар», «русский

солдат», «русский мат», «русская душа» и пр.). В современной культуре и языке они представлены весьма широко и обобщенно: русское народное творчество (например, матрёшка, гжель), русская народная мудрость (например, семь раз отмерь -один раз отрежь; что русскому хорошо, то немцу - смерть), русские народные традиции (хлебосольство, гостеприимство, бесшабашность), русские народные песни и танцы (частушки, тальянка, хороводные и хоровые традиции исполнения), и т.д. Надо полагать, что здесь мы имеем дело с более или менее целостной культурой, обладающей своими стереотипами, своим видением мира, способами его знаково-символического или религиозно-мифологического маркирования в разных формах мифологем и близких к фольклору направлениях социокультурной практики.

Таким образом, русская культура сегодня находит свое выражение в разных современных направлениях, в том числе, образовательной деятельности, в «оживающих» элементах этнокуль-туры, преломленных современными обращениями к культурному наследию великого русского народа. Образовательные проблемы, связанные с данными культурными процессами и тенденциями, рассматриваются и в Институте развития образования (ИРО) УР как особо важные и актуальные. Ранее речь шла преимущественно о конкретных проявлениях культуры и культурной жизни общества в образовательных моделях: будь то изучение русского языка и классической русской литературы; знакомство с элементами русского народного устного и музыкального творчества; работа с отдельными направлениями профессионального искусства (например, история художников-передвижников); театрально-концертная деятельность; музейное дело и охрана памятников истории и культуры (например, православных церквей, храмов и монастырей).

При этом отдельные образовательные аспекты складывались вокруг каждого из объектов, непосредственно ориентируясь на его проблемы (русский язык и литература, топонимика, ономастика, элементы мифологии и фольклора, музыка, профессиональное искусство и наука). Взаимодействие с другими научными дисциплинами оказывалось минимальным. В этой связи современному педагогу важно помнить, что современные дети и их родители, находясь в информационно-образовательном поле, приобретают опыт изучения

М.В. Чикурова, Р.Н. Касимов

различных источников информации. Педагогу важно помнить и то, что основательное изучение отечественной истории в сочетании с работой по систематизации информации об истории, культуре, географии, экологии, экономике того или иного региона (республики, края, области, района) помогает лучше понять действие исторических и культурных процессов в Российском государстве.

В отечественной педагогической науке ситуация стала меняться в последние 20-25 лет, то есть после распада Советского Союза [3]. Важную роль, тогда, сыграли такие научные направления (на уровне программ ВПО и изысканий академической науки) как история русской культуры, языка и литературы, социология культуры, этносоцио-логия культуры, народная педагогика. На данный момент важной предпосылкой формирования «общих российских духовных скреп» явилась потребность в идеологическом обосновании целостного представления об общероссийской культуре и стремление к определенной терминологической и методологической строгости при закреплении идеологических мифологем современности (например: «русский мир», «русская весна», «общеславянская культура» и пр.). Педагога (в отличие, например, от научного работника или преподавателя вуза) в равной мере интересует (по крайней мере, должно интересовать) в русской культуре всё и сразу: идеологическое и профессионализированное; элитарное и бытовое; ритуальное и повседневное. Современной педагог, хотя бы исходя из знаний о профессиональных, историко-культурных стандартах, должен видеть не только перспективы теоретико-методологического оснащения знаний о русской культуре, но и предвидеть решения практических вопросов (в частности, разработка программ в области этнокультурного образования и национальной политики страны на местах).

В наше время передовые представители педагогической общественности и ученые уже не могут ограничиваться только традиционными, интуитивно-практическими представлениями о русской культуре, языке и истории. Русская культура, в силу естественной традиционности в нашей стране, прочно укоренена в сознании большинства обывателей. Сегодня она представляет собой пестрое полотно, в котором причудливо и синкретично переплетаются традиции разных этносов и конфессий. Поэтому, особое значение коллектив ИРО (в частности, Центр этнокультурного обра-

зования) придаёт проблемам «культурной промежуточности»; изучению культурного синкретизма в республике; вопросам культурного плюрализма в региональной образовательной модели.

Сегодняшняя языковая ситуация вызывает определенную тревогу. Мы имеем в виду, прежде всего, «засоренность» речи многих молодых людей жаргонизмами, новоязом, сленгом из Интернета. Немалое число детей и взрослых допускают небрежное отношение к родному слову, ошибки в речи, в словоупотреблении, в построении фраз. В современной образовательной практике российских школ сократилось количество часов, отводимых в учебных программах средней школы на изучение русского языка и литературы (в 10-11 классах по стандарту на изучение сложнейших произведений русской литературы - «Отцы и дети», «Война и мир», «Преступление и наказание», «Тихий Дон», «Мастер и Маргарита» и др., отводится 3 часа в неделю). Таким образом, у школьников и студентов (это, косвенно, поддерживается новыми стандартами образования) происходит постепенная переориентация восприятия информации с чтения книг на их просмотр (презентации, иллюстрации, видео). Всё это приводит к тому, что молодежь не впитывает прекрасные образы русской речи, не окунается в стихию великого и могучего языка.

Для нашей страны, с её огромными территориями, на которых проживают люди разных культур, принадлежащих к разным языковым группам, имеющим разные культурные традиции, важнейшим инструментом культурно-исторического обмена является русский язык, объединяющий непохожие регионы в единое государство. Между тем, в некоторых образовательных организациях и в отдаленных сельских поселениях Удмуртии, расположенных на значительном расстоянии от районного и областного центров, наблюдается ограниченность и однообразие естественной речевой среды, в которой находится ученик малокомплектной школы, узкий круг общения учащихся по сравнению с городскими школьниками, незначительные возможности приобщения к миру русской культуры. Как результат - слабое речевое развитие, прежде всего, детей дошкольного возраста, проживающих в сельских районах нашей республики.

Кроме прочего, сегодня практически в каждом регионе России, в городе и сельской местности, работают мигранты, многие из которых переехали в Россию целыми семьями. И залог успешной соци-

альной адаптации таких людей - образовательная, просветительская помощь в овладении ими и их детьми русским языком.

В числе практических воспитательных и образовательных задач нам видятся следующие:

1. Воспитание человека культуры, формирование у детей и взрослых устойчивого интереса к глубокому изучению русского языка и литературы, воспитание чувства патриотизма.

2. Обучение детей и взрослых грамотному и свободному выражению своих мыслей в устной и письменной форме.

3. Обучение детей и взрослых секретам ораторского мастерства, хорошей правильной речи, формирование бережного отношения к родному слову: к художественному, публицистическому, к слову печатному и звучащему.

4. Образовательная помощь детям и взрослым в овладении искусством публичного выступления, секретами ораторского мастерства.

5. Педагогическая поддержка одаренных детей в области поэтического, литературного творчества, журналистики.

Далее мы хотим обратить внимание на ряд важных мероприятий, которые проводит ИРО, выполняя актуальные задачи сохранения и развития русской культуры в региональной системе образования. Так, за последнее время на базе и/или с участием Института проведены республиканские научно-практические конференции «Актуальные вопросы преподавания социально-гуманитарных дисциплин», «Историко-культурное наследие славянских народов Камско-Вятского региона», «Рождественские чтения» (региональный этап). Конкурсы для детей и педагогов: «Перевод в поле многоязычия», «С любовью к русскому языку», «За

нравственный подвиг учителя», «Православный учитель» и др. Учебно-методические семинары и совещания: для руководителей РМО учителей русского языка и литературы общеобразовательных организаций; для преподавателей русского языка и литературы в системе СПО; для специалистов органов управления образованием, руководителей республиканских и районных методических объединений учителей родного языка и литературы «Об актуальных вопросах преподавания родных языков в современных условиях». Два раза в год (весной и осенью) проводятся традиционные информационно-методические семинары «Реализация предметных областей ОРКСЭ и ОДНКНР в образовательных организациях Удмуртской Республики». В декабре 2018 г. впервые состоится информационно-методический семинар «Реализация стратегии государственной национальной политики в Удмуртской Республике посредством развития этнокультурного образования».

В свете последних инициатив Президента РФ особенная роль в сохранении и распространении в обществе традиций русского народа отводится сегодня сфере образования. В этой связи актуальной становится подготовка специалистов в области новых предметных дисциплин - ОРКСЭ и ОДНКНР; этнокультурного образования в детских садах и начальной школе; работников музейных комнат; мастеров народного художественного творчества. Такая работа ведется у нас, прежде всего, на кафедре общеобразовательных дисциплин и в Центре этнокультурного образования [1]. Перед преподавателями и методистами данных структурных подразделений стоят гораздо более широкие задачи, чем только обучение педагогов.

Список использованных источников и литературы

1. АОУ ДПО УР Институт развития образования. Официальный сайт [Электронный ресурс]. URL: http://iro18.ru/unit/detail.php?UNIT=center-of-ethno-cultural-education (дата обращения 05.07.2018).

2. Касимов Р.Н., Черниенко Д.А. Историко-культурные основания этноконфессиональной толерантности в Удмуртии // Теория и практика общественного развития. Издательский дом «ХОРС». № 21. 2015.C. 198-201.

3. Касимов Р.Н., Рубинштейн И.Э. Особенности подачи материала по историческому краеведению в образовательных организациях Удмуртии в XX и XXI веке // Восточно-Европейский научный вестник. 2017. № 3 (11). С. 15-17.

4. Федеральная служба государственной статистики. Центральная база статистических данных [Электронный ресурс]. URL: http://www.gks.ru/ free_doc/new_site/perepis2010/croc/perepis_ito-gi1612.htm (дата обращения 05.07.2018).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.