1УДК 372.893 ББК 74.266.3
ИНТЕРАКТИВНОЕ ПОСОБИЕ ПО ИСТОРИИ КАК ИНСТРУМЕНТ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ШКОЛЬНИКОВ
М. В. Короткова
Аннотация. Статья посвящена интерактивному обучению истории. В данной статье автор рассматривает педагогическую технологию использования интерактивного пособия по истории для организации исследовательской деятельности школьников. Рассматриваемое интерактивное пособие по своей задумке многопланово и напоминает компьютерные учебные программы. Пособие призвано продлить век бумажной книги и поддержать познавательный интерес школьников к изучению истории.
Ключевые слова: интерактивное обучение, педагогическая технология, интерактивная книга, исследовательская деятельность по истории, творческий продукт.
INTERACTIVE BOOKS ON HISTORY AS A TOOL OF RESEARCH ACTIVITY OF SCHOOL STUDENTS
M. V. Korotkova
Abstract. The article deals with the interactive teaching of history and considers pedagogical technology of using an interactive book on history for the organization of research activity of school students. The considered interactive book is multidimensional and reminds computer training programs. It is designed to prolong the century of paper books and to support cognitive interest of school students to studying history.
Keywords: interactive teaching, pedagogic technology, interactive book, research activity in history, creative results.
Исследовательское обучение предполагает в известной степени моделирование процесса научного исследования, поиска новых знаний. В процессе такого обучения школьник попадает в ситуацию, когда приходится самостоятельно добывать знания и решать проблемы в процессе познания, организуемого педагогом. Учащимся в исследовательском обучении принадлежит ведущая роль в выборе способа работы с изучаемым материалом. Поисковая направленность обучения опирается на собственный опыт учащихся, который аккумулируется под руководством педагога.
Уровни исследовательской деятельности принято делить на три. На первом уровне преподаватель ставит проблему и намечает метод ее решения. Само решение, его поиск учащемуся предстоит осуществить самостоятельно. На втором уровне преподаватель только ста-
вит проблему, но метод ее решения ученик ищет самостоятельно. На третьем уровне постановка проблемы, отыскание метода и разработка самого решения осуществляется учащимися самостоятельно [1, с. 189].
В. И. Загвязинский считал исследовательскую деятельность педагогической технологией, определял ее путь через решение творче-ско-поисковых задач. Основой решения творче-ско-поисковых задач является сочетание логического анализа и интуиции - способности непосредственного усмотрения истины без предварительного логико-эвристического рассуждения. По его мнению, при решении творческо-по-исковых задач важным является умение расширять диапазон эвристик. Эвристики - специальные приемы организации мышления, направленные на создание оптимальных условий проявления интуиции [2, с. 99-101].
Успех исследовательской деятельности зависит от ряда факторов: значимости учебных проблем, степени их осознания учащимися, наличного опыта поисковой деятельности, степени участия педагога и др. Немаловажным фактором исследовательской деятельности является наличие современных учебных пособий. В последнее время появился жанр учебных пособий по истории, которые отличаются от традиционной печатной продукции, - это интерактивное пособие.
Интерактивное пособие - это книга, которая имеет прорези с выдвигающимися деталями, крутящимися колесами в страницах, использует «карманы» и прием отгиба картинок с дополнительной информацией внутри, воспроизводит «старые книжечки» в книжке. Интерактивное пособие по своей задумке много-планово и напоминает компьютерные учебные программы. Это пособие призвано продлить век бумажной книги и поддержать познавательный интерес школьников к изучению истории. Новое интересное пособие можно использовать для организации исследовательской деятельности в школьной практике.
Предлагаемая вниманию читателей статья носит практико-ориентированный характер и демонстрирует, как учителю истории использовать интерактивное пособие на уроках для организации исследовательской деятельности школьников. Рассмотрим процесс организации исследовательской деятельности учащихся по теме «Отечественная война 1812 года» на базе интерактивного пособия М. Г. Брагина [3].
На форзаце книги представлен ранец времен Отечественной войны 1812 г. В нем - портреты выдающихся русских и французских полководцев. На оборотах портретов предложены их краткие и очень точные характеристики. Например, Наполеон о П. И. Багратионе: «У русских - генералов хороших нет, один только Багратион». Этот материал может стать отправной точкой индивидуальных самостоятельных исследовательских проектов учащихся о выдающихся деятелях эпохи. В ранце также представлен «Твой путеводитель по Бородинскому полю» с планом памятников выдающемуся событию.
Разворот № 2 интерактивного пособия «Русская армия сосредоточилась на границе» предполагает организацию ученического исследо-
вания на тему: «Какая из сторон была более подготовлена, на ваш взгляд, к началу военных действий в 1812 г.?». Для выполнения данного исследования школьники изучают слева отгиб пособия «Французская армия в 1812 г.» с перечислением родов войск (пехота, кавалерия, гвардия). Схема изображает все корпуса и подразделения армии Наполеона. Справа изучению подлежит схема, изображающая все подразделения родов Российской армии - пехота, кавалерия, артиллерия, инженерные войска. Обсуждается состояние армий, и в итоге предлагается следующее творческо-поисковое задание: Как вы объясните, что феодальная Россия оказалась готова лучше к войне в материально-техническом плане, чем буржуазная Франция (порох, снаряды, патроны)?
На развороте № 5 интерактивного пособия «План Александра и план Наполеона» представлено два документа: «Обращение Наполеона к войскам» и «Приказ Александра I». Оба документа напечатаны на одном листе. Школьникам предлагается организовать исследовательскую работу по изучению планов обоих императоров. Учитель дает задание: «Еслия возьму Киев, я возьму Россию за ноги, если я овладею Петербургом, я возьму ее за горло, заняв Москву, я поражу ее в сердце». Соотнесите это высказывание Наполеона с его планом войны против России.
При изучении планов России в процессе организации исследовательской деятельности класс можно поделить на три группы по рядам и предложить задание: Сравните стратегические линии М. Б. Барклая де Толли, П. И. Багратиона и М. И. Кутузова.
В итоге исследовательской работы учитель предлагает обсудить проблему: «Насколько было оправдано отступление в начале войны вплоть до сдачи Москвы? Возможна ли была другая стратегия ведения войны?». В завершение приводится документ «Свидетельство А. С. Шишкова об отступлении»: «Как? В пять дней от начала войны потерять Вильну? Предаться бегству, оставить столько городов и земель в добычу неприятелю и при всем этом хвастать началом кампании? Да чего же недостает еще неприятелю? Разве только того, чтобы безо всякой препоны приблизиться к обеим столицам нашим?»
К документу учитель предлагает поисковое исследовательское задание, которое размещено
в пособии: Можно ли по этим словам предвидеть, как будет дальше восприниматься отступление и потеря других русских земель? [1, с. 35]
На развороте № 6 «Ополчение» приклеены две ассигнации времен Отечественной войны 1812 г. Ребятам предлагается исследовательское задание: «Определить, какая ассигнация фальшивая». Французы привезли печатный станок для изготовления фальшивых ассигнаций и наводнили ими Россию. Сложное задание можно выполнить только тогда, когда будут изучены все материалы данного разворота.
На развороте № 8 «Полководец Кутузов» представлен «Боевой определитель противника», который представляет собой три круга разного размера. Это исследовательский инструмент школьника. Дело в том, что многообразие униформ армий 1812 г. не поддается описанию. Солдаты нередко попадали впросак, принимая противников за своих. Школьникам объясняют: «Чтобы понять, какой перед тобой солдат или офицер, внимательно его рассмотри. На маленьком круге выбери цвет мундира конного или пешего солдатика. Запиши его номер. На среднем круге выбери характерный предмет одежды (например, гренадерка, ментик, каска, кивер). На большом круге тоже выбери предмет, например, кираса, сумка, пояс, ремни и т. д. Получилось три цифры. По списку из трех цифр необходимо определить, из какого полка был солдат или офицер».
На развороте № 10 «Ночь накануне Бородинской битвы» учащимся предлагается творческое задание: Предположите, что было у солдата в ранце. Составьте перечень предметов. Вот тот перечень, который должен получиться в результате выполнения данного творческого задания: «Две рубахи, панталоны, портянки, шерстяные носки, фуражная шапка, раскроенная кожа на пару сапог, кремни, платяная, белильная и сапожная щетки, терки для ружей, дощечка для чистки пуговиц, мел, вакса, нитки, мыло, клей, игольник с иголками, шило, песок, толченый кирпич, железная гребенка для усов, галстук, наушники, запас сухарей на три дня». Весил ранец 10 кг, поверх него помещалась фляга для воды - манерка. Второе исследовательское задание по данному развороту: Попробуйте нарисовать план бивуака - расположения войск на отдых. При выполнении задания школьникам надо учесть следующие эле-
менты плана: где располагаться пехоте, кавалерии, батарее и обозу, куда составлять ружья, куда - барабаны и знамя, сколько шагов должно оставаться между эскадронами и в какую сторону головами ставить лошадей? [1, с. 53].
На развороте № 12 «Победу в бою добывают солдаты» демонстрируется интерактивная карта «Сражение под Бородино» с изображением диспозиции по часам на клапанах. Школьникам предлагаются следующие исследовательские задания: Подготовьте доклад на имя государя сторонника тактики, выдвигаемой штабом Барклая-де-Толли, и сторонника наступательной тактики Багратиона. Кто из полководцев оказался наиболее дальновидным?
На развороте № 13 «Кутузов на Поклонной горе» школьникам предлагается изучить документ - афишу графа Ф. В. Ростопчина. Афиши 1812 г. - дружеские послания от главнокомандующего Москве и ее жителям - были призваны поддержать боевой дух в городе. Проектное творческое задание предполагает составление собственного варианта афиши. Разворот № 14 «Военный Совет в Филях» предлагает проанализировать высказывание М. И. Кутузова: «Наполеон - бурный поток, который мы еще не можем остановить. Москва будет губкой, которая его всосет». На развороте № 15 «Пожар Москвы» предлагается карта Москвы 1813 г. с указанием сгоревших домов. На отгибе представлены воспоминания о пожаре очевидцев. Учащимся предлагается изучить эти материалы и выполнить исследовательское творческое задание: Если бы вы были современниками пожара, вы бы поддержали поджигателей Москвы или выступили против их действий?
Материал разворота № 16 «Тарутинский маневр Кутузова» содержит векторы индивидуальных исследовательских проектов учащихся. Учитель задает вопрос: «Зачем армии нужен обоз?». Ученикам предлагается составить список необходимых вещей, которые везли в обозах во время войны. Отдельная тема - маркитантки, обеспечивающие всем необходимым армию, и походная кухня. Еще одна тема проекта - почта и связь на войне. Этой теме посвящен отгиб отворота «Лагерь русской армии». Речь идет о службе фельдъегеря: от вовремя доставленного документа часто зависела судьба сражения. Кроме секретных бумаг они пере-
возили и деньги. За кампанию 1812 г. ни один фельдъегерь не был взят в плен.
На развороте № 17 «Наполеон оставляет Москву» помещены сделанные из бумаги знаки отличия русской и французской армий: Св. А. Невского, Св. Георгия, Св. Владимира, Св. Анны, Знак почетного Легиона. Это темы для индивидуальных исследовательских проектов - истории орденских знаков. Разворот № 19 демонстрирует интерактивную фотоинструкцию «Как одевался воин 1812 г.». Демонстрация предлагается в 16 последовательных картинках на примере пешего гренадера старой гвардии и шеренгового Литовского уланского полка. Исследовательская деятельность учащихся на этом развороте предполагает детальное изучение формы русской и французской армий и, возможно, изготовление их деталей.
В развороте № 20 «Разгром на реке Березине» приводится исследование французского инженера Шарля Минара, который любил на досуге составлять наглядные схемы и диаграммы. Он изобразил на своей схеме красным цветом приход армии Наполеона в Россию, а черным - отступление. На этих графиках показано, как менялась численность великой армии и температура воздуха, то есть погода. Эти данные существенно разнятся со школьными учебниками, поэтому мини-исследование учеников на эту тему будет весьма эффективным.
Таким образом, интерактивная книга содержит большие потенциальные возможности для организации исследовательской деятельности учащихся. Изучение и анализ «старой книжки в книжке», старых интерактивных карт, подлинных афиш, ассигнаций и других документов эпохи позволяют учащимся выступить в качестве историков-исследователей. Эмпатии и приближению к историческому времени Отечественной войны 1812 г. служит «Боевой определитель противника», планшеты с униформой
двух армий, фото реальных реконструкторов. Отгибы с дополнительной информацией, которая нечасто встречается в изданиях на эту тему, позволяют выступить базовым элементом исследовательских проектов учеников.
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ
1. Кларин М. В. Инновационные модели обучения. - М.: Луч, 2016. - 640 с.
2. Загвязинский В. И. Теория обучения. Современная интерпретация. - М.: Академия, 2004. - 192 с.
3. Брагин М. Г. В грозную пору. - М.: Лабиринт Пресс, 2012. - 126 с.
4. Хуторской А. В. Системно-деятельностный подход в обучении. - М.: Эйдос, 2012. - 256 с.
5. Леонтович А. В. Исследовательская деятельность учащихся. - М., 2003. - 305 с.
6. Осипова Г. И. Опыт организации исследовательской деятельности школьников. - Волгоград, 2007. - 154 с.
7. Шашенкова Е. А. Исследовательская деятельность: словарь. - М.: Перспектива, 2010. - 100 с.
REFERENCES
1. Klarin M. V. Innovatsionnye modeli obucheni-ya. Moscow: Luch, 2016. 640 p.
2. Zagvyazinskiy V. I. Teoriya obucheniya. Sovre-mennaya interpretatsiya. Moscow: Akademiya, 2004. 192 p.
3. Bragin M. G. V groznuyu poru. Moscow: La-birint Press, 2012. 126 p.
4. Khutorskoy A. V. Sistemno-deyatelnostnyy podk-hod v obuchenii. Moscow: Eydos, 2012. 256 p.
5. Leontovich A. V. Issledovatelskaya deyatelnost uchashchikhsya. Moscow, 2003. 305 p.
6. Osipova G. I. Opyt organizatsii issledovatelskoy deyatelnosti shkolnikov. Volgograd, 2007. 154 p.
7. Shashenkova E. A. Issledovatelskaya deyatelnost: slovar. Moscow: Perspektiva, 2010. 100 p.
Короткова Марина Владимировна, доктор исторических наук, профессор Московского педагогического государственного университета, академик Международной академии наук педагогического образования e-mail: [email protected]
Korotkova Marina V., ScD in History, Professor, Moscow State University of Education, Academician, International Teacher's Training Academy of Science e-mail: [email protected]