Научная статья на тему 'АКТУАЛЬНОСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ ПРОЕКТНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ПРОЦЕССЕ ФОРМИРОВАНИЯ ГРАЖДАНСКО-ПАТРИОТИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНЦИИ НА УРОКАХ ИСТОРИИ В СТАРШИХ КЛАССАХ'

АКТУАЛЬНОСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ ПРОЕКТНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ПРОЦЕССЕ ФОРМИРОВАНИЯ ГРАЖДАНСКО-ПАТРИОТИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНЦИИ НА УРОКАХ ИСТОРИИ В СТАРШИХ КЛАССАХ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
282
56
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕТОД ПРОЕКТОВ / ПРОЕКТ / ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД / ГРАЖДАНСКО-ПАТРИОТИЧЕСКАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Владимиров В.А.

Статья посвящена изучению актуальности использования метода проектов на уроках истории в старших классах в процессе формирования гражданско-патриотической компетенции. Автором были проанализированы методы и приемы проектной технологии на уроках истории в 9-х классах. С использованием методики применения проектных технологий были проведены экспериментальные уроки по истории Великой Отечественной войны (1941-1945 гг.). В результате проведённых уроков были сделаны выводы об эффективности данного метода в процессе формирования гражданско-патриотической компетенции учащихся.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE RELEVANCE OF THE USE OF PROJECT TECHNOLOGIES IN THE PROCESS OF FORMING CIVIL-PATRIOTIC COMPETENCE IN HISTORY LESSONS IN HIGH SCHOOL

The Article is devoted to the study of the relevance of using the project method in history lessons in high school. The article discusses information about the emergence of the project method. The author analyzed the methods and techniques of project technology in history lessons in school. Using the methodology of applying project technologies, history lessons were conducted. Based on the obtained data, it was revealed about the effectiveness of this method.

Текст научной работы на тему «АКТУАЛЬНОСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ ПРОЕКТНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ПРОЦЕССЕ ФОРМИРОВАНИЯ ГРАЖДАНСКО-ПАТРИОТИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНЦИИ НА УРОКАХ ИСТОРИИ В СТАРШИХ КЛАССАХ»

АКТУАЛЬНОСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ ПРОЕКТНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ПРОЦЕССЕ ФОРМИРОВАНИЯ ГРАЖДАНСКО-ПАТРИОТИЧЕСКОЙ компетенции на УРОКАХ ИСТОРИИ В СТАРШИХ КЛАССАХ

В.А. Владимиров, студент

Научный руководитель: Л.М. Сергиенко, канд. ист. наук, доцент

Ставропольский государственный педагогический институт, филиал в г. Ессентуки (Россия, г. Ессентуки)

DOI:10.24412/2500-1000-2021-5-1-183-185

Аннотация. Статья посвящена изучению актуальности использования метода проектов на уроках истории в старших классах в процессе формирования гражданско-патриотической компетенции. Автором были проанализированы методы и приемы проектной технологии на уроках истории в 9-х классах. С использованием методики применения проектных технологий были проведены экспериментальные уроки по истории Великой Отечественной войны (1941-1945 гг.). В результате проведённых уроков были сделаны выводы об эффективности данного метода в процессе формирования гражданско-патриотической компетенции учащихся.

Ключевые слова: метод проектов, проект, проектная деятельность, компетент-ностный подход, гражданско-патриотическая компетенция.

Общеобразовательная школа призвана формировать целостную систему универсальных знаний, умений и навыков, а также создавать условия для накопления опыта самостоятельной деятельности и граж-данско-патриотической компетентности подрастающего поколения. Все это обуславливает значительные изменения в теории и практике образовательного процесса. Вышесказанное показывает актуальность применения технологии проектного обучения в средних общеобразовательных школах.

Методика и особенности применения проектной деятельности на уроках истории получили всестороннее освещение в исследовательских работах А.В. Клименко [1, с. 69-75.], Г.А. Кропаневой [2, с. 1012.], Пахомовой Н.Ю. [3, 112 с].

Главная миссия учителя истории и об-ществознания заключается в подготовке ученика к осмысленному и реальному восприятию мира. При использовании проектного метода обучения учитель преобразуется в организатора деятельности, консультанта и коллегу по разрешению проблемы, получению обязательных знаний и информации из разнообразных источников. Работа над учебным проектом предоставляет возможность построить бескон-

фликтную педагогику, совместно с детьми вновь и вновь испытать на себе вдохновение творчества, преобразовать образовательный процесс, из скучной принудиловки в эффективную, творческую и плодотворную работу.

Учебный проект с точки зрения учителя - это интегративное дидактическое средство развития, обучения и воспитания, которое позволяет сформировать и усовершенствовать не стандартизированные умения и навыки проектирования и исследования у учащихся, а именно учить:

- Проблематизации (разбор и толкование проблемного поля и экстрагированию подпроблем, формулирование главной проблемы и постановку задач, следующих из этой проблемы);

- Целеполаганию и планированию обширной деятельности ученика;

- Самоанализу и рефлексии плодотворности и успешности решения проблемы проекта;

- Демонстрация результатов своей деятельности и хода работы;

- Презентации в разнообразных формах, с применением особого подготовленного продукта проектирования (плакат, макет, компьютерная презентация, модель, чер-

теж, видео, театрализация, аудио и сценическое представлении);

- Исследованию и отбору своевременной информации, и усвоению необходимого знания;

- Практическому использованию школьных знаний в различных, в том числе в нешаблонных ситуациях;

- Отбор, изучение и применение соответствующей технологии изготовления продукта проектирования;

- Осуществление исследования [4, с. 6570.].

В процессе проектной деятельности, как и в исследовательской вообще, обучающийся проходит все этапы научного исследования:

1) возникновение проблемной ситуации, ее первоначальный анализ и формулирование гипотезы;

2) этап поиска пути решения проблемы в ходе дополнительного ее анализа на основе имеющихся знаний;

3)этап претворения найденного принципа решения проблемы и его проверка [3, с. 42].

Таким образом, на уроках истории учащиеся должны выработать навыки исследовательской работы. Это ещё раз подтверждает мнение многих учёных-методистов о том, что проектная деятельность способствует формированию исследовательской культуры [5, с. 103].

Безусловно, проектные технологии неприменимы на каждом уроке. Они требуют, прежде всего, от учителя не только глубокого осмысления учебного материала, но и развитых организаторских способностей, навыков грамотного перспективного планирования. Представляется целесообразным, ещё в начале изучения курса, отобрать наиболее благоприятные для проектной технологии разделы и темы. Именно учитель, имеет возможность подобрать материал для проектов, требующий не простой рефлексии, а получения новых знаний посредством разрешения какой-либо важной проблемы.

При выборе темы проекта учителю необходимо стимулировать также и инициативу учеников. Большой интерес у учащихся вызывает краеведческая темати-

ка. Краеведение предоставляет школьникам возможность отбора и исследования оригинальных исторических материалов, касающихся непосредственно истории родного края, города, посёлка и конечно истории своей семьи. Именно краеведческие проекты порождают у ребят чувство сопричастности к историческому прошлому своей страны, своего края, позволяет говорить о вещах близких и зачастую «осязаемых», дает шанс найти что-то свое, внести в изучение вопроса собственные умозаключения. Значительный познавательный интерес у учащихся вызывает тема Великой Отечественной войны. Это обусловлено современной тенденцией изучения неизвестных эпизодов Великой Отечественной войны и особенно, возросшим интересом российского общества и учёных историков к региональной истории военного периода.

В период прохождения преддипломной практики на базе МБОУ оОш № 20 (ст. Суворовской, Предгорного района, Ставропольского края) в своей педагогической деятельности автор использовал метод проектов при изучении темы «СССР в период Великой Отечественной войны (19411945 гг.)» в 9-х классах. Учащимся 9-А и 9-Б классов в ходе эксперимента при изучении указанной темы было предложено разработать проекты по следующим направлениям:

1. Первый день войны глазами ее участников (солдата, ребенка, матери - жены);

2. Великая Отечественная война глазами современных детей;

3. Выпускники школы МБОУ ООШ № 20 (ст. Суворовской) - участники ВО войны;

4. Ветеранам от благодарного поколения;

5. Боль материнских сердец;

6. Бессмертный полк ст. Суворовской.

Классы были разбиты на 6 подгрупп в

соответствии с предложенной тематикой проектов. Каждая подгруппа готовила свой проект и представляла его в процессе изучения темы «СССР в период Великой Отечественной войны (1941-1945 гг.)».

По итогам проектной деятельности было проведено анкетирование 9-А и 9-Б

классов. Анкета состояла из следующих вопросов:

1) Вызывает ли у вас познавательный интерес история родного края?

2) Считаете ли вы, что в процессе работы над проектами, вы значительно расширили свой кругозор и получили новые знания?

3) Узнали ли вы новые сведения о земляках-героях Великой Отечественной войны?

4) Помогла ли вам работа над проектом более глубоко изучить тему «СССР в период Великой Отечественной войны (19411945 гг.)»?

По 1, 2 и 3 вопросам анкеты практически 95% в 9-А классе и 98% в 9-Б классе ответили утвердительно.

По 3-му вопросу 100% процентов учеников в обоих классах ответили, что именно материалы истории Ставропольского края и Северного Кавказа являются основным фактическим материалом, помогающим им в изучении такой сложной темы, как Великая Отечественная война.

В результате диагностики мы пришли к выводу: выполнение учащимися проектной деятельности является эффективным средством формирования гражданско-патриотической компетенции и познава-

тельного интереса учащихся.

Библиографический список

1. Клименко А.В. Проектная деятельность учащихся // Преподавание истории и обще-ствознания в школе. - 2002. - №9. - С. 69-75.

2. Кропанева Г.А. Технология метода проектов при обучении истории // История: еже-нед. прилож. к газ. «Первое сентября». - 2001. - Март (№ 11). - С. 10-12.

3. Пахомова Н.Ю. Метод учебных проектов в общеобразовательном учреждении: пособие для учителей и студентов педагогических вузов. - М.: АРКТИ, 2003. - 112 с.

4. Комашинский А.И. Использование проектного метода в образовательном процессе // Практика административной работы в школе. - 2006. - №6. - С. 65-70.

5. Крылова Н. Проектная деятельность школьника и педагога: Диалог с воображаемым оппонентом // Народное образование. - 2005. - № 7. - С. 103-105.

THE RELEVANCE OF THE USE OF PROJECT TECHNOLOGIES IN THE PROCESS OF FORMING CIVIL-PATRIOTIC COMPETENCE IN HISTORY LESSONS IN HIGH

SCHOOL

V.A. Vladimirov, Student

Supervisor: L.M. Sergienko, Candidate of Historical Sciences, Associate Professor Stavropol State Pedagogical Institute, Branch in Essentuki (Russia, Essentuki)

Abstract. the Article is devoted to the study of the relevance of using the project method in history lessons in high school. The article discusses information about the emergence of the project method. The author analyzed the methods and techniques of project technology in history lessons in school. Using the methodology of applying project technologies, history lessons were conducted. Based on the obtained data, it was revealed about the effectiveness of this method.

Keywords: project method, project, project activity, competence approach, civil-patriotic competence.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.