Научная статья на тему 'УРОКИ-ЭКСКУРСИИ КАК СПОСОБ АКТИВИЗАЦИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ НА УРОКАХ ИСТОРИИ И ИСТОРИИ СТАВРОПОЛЬЯ'

УРОКИ-ЭКСКУРСИИ КАК СПОСОБ АКТИВИЗАЦИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ НА УРОКАХ ИСТОРИИ И ИСТОРИИ СТАВРОПОЛЬЯ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
история / экскурсия / урок-экскурсия / краеведение / историческое сознание / родина / патриотизм / педагогическая экскурсия / history / excursion / lesson tour / local history / historical consciousness / homeland / patriotism / pedagogical excursion

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — В.Д. Боровиков, Л.М. Сергиенко

В данной статье автор раскрывает основной потенциал уроков-экскурсий в процессе активного усвоения материала, полученного обучающимися на традиционных уроках истории и истории Ставрополья, а также приводит примеры маршрутов, способствующих последовательному и систематическому изучению исторического краеведения в городе-курорте Кисловодске.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

GUIDED TOURS AS A WAY TO ACTIVATE THE ACTIVITIES OF STUDENTS IN THE HISTORY AND HISTORY LESSONS OF STAVROPOL

In this article, the author reveals the main potential of guided tours in the process of active assimilation of the material obtained by students in traditional history and history of Stavropol’ district, and also gives examples of routes that contribute to the consistent and systematic study of historical local lore in the resort city of Kislovodsk.

Текст научной работы на тему «УРОКИ-ЭКСКУРСИИ КАК СПОСОБ АКТИВИЗАЦИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ НА УРОКАХ ИСТОРИИ И ИСТОРИИ СТАВРОПОЛЬЯ»

УРОКИ-ЭКСКУРСИИ КАК СПОСОБ АКТИВИЗАЦИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ НА УРОКАХ ИСТОРИИ И ИСТОРИИ СТАВРОПОЛЬЯ

В.Д. Боровиков, студент

Научный руководитель: Л.М. Сергиенко, канд. ист. наук, доцент

Филиал Ставропольского государственного педагогического института в г. Ессентуки (Россия г. Ессентуки)

DOI:10.24412/2500-1000-2024-5-2-58-61

Аннотация. В данной статье автор раскрывает основной потенциал уроков-экскурсий в процессе активного усвоения материала, полученного обучающимися на традиционных уроках истории и истории Ставрополья, а также приводит примеры маршрутов, способствующих последовательному и систематическому изучению исторического краеведения в городе-курорте Кисловодске.

Ключевые слова: история, экскурсия, урок-экскурсия, краеведение, историческое сознание, родина патриотизм, педагогическая экскурсия.

Современный образовательный процесс склонен к интерактивному способу взаимодействия, так как традиционный вид учебной деятельности на основе базовой образовательной программы, слабо сопрягаемый с творческой активной деятельностью обучающихся, не способствует усвоению получаемой информации и должному развитию ребенка.

Выполняя стандартные задания, цель которых заключается в закреплении основных умений, которые имеют единственное решение и, как правило, единственный заранее предопределенный путь его достижения на основе некоторого алгоритма, дети практически не имеют возможности действовать самостоятельно, эффективно использовать и развивать собственный интеллектуальный потенциал.

В помощь при решении данной проблемы педагогам-историкам разработаны методические интегрированные нетрадиционные формы школьных уроков, в числе которых состоят уроки-экскурсии по истории и историческому краеведению.

Однако многие вопросы экскурсионной работы требуют теоретических и практических исследований на предмет содержательности и воспитательного потенциала, а также поиск вариаций для создания условий активной мозговой деятельности при решении кейс-задач, поиска решения экспериментальным путем, что позволяет

расширить познавательную самостоятельность и инициативу обучающихся.

Осуществлению обучающих, развивающих и воспитательных задач обучения истории в средней школе способствует использование в образовательном процессе активных форм урока, которые предусматривают организацию интерактивной учебно-познавательной деятельности обучающихся. Цель настоящей статьи - раскрыть основной потенциал урока-экскурсии как активной формы обучения истории и исторического краеведения. Для написания статьи были использованы методы анализа методической литературы, а также наблюдение за опытными педагогами на уроках-экскурсиях.

При написании данной работы использовалась специализированная литература, посвященная различным методикам организации и проведения экскурсий, однако хотелось бы отметить книгу Емельянова Б.В. «Экскурсоведение» [2]. В учебнике раскрыты основные вопросы экскурсове-дения, дается достаточно полное представление об основах экскурсионной теории, методологии и методики, о профессиональном мастерстве экскурсовода. Также в работе использовались книги Савина Н.В. «Экскурсоведение» [6] и Должен-ко Г.П. «Экскурсионное дело» [1].

Под понятием «образовательная экскурсия» понимается активная форма изу-

чения истории, формирующая гражданскую патриотическую позицию, включающая в себя особую форму учебной и внеучебной работы, в которой осуществляется совместная деятельность педагога-экскурсовода и руководимых им обучающихся- экскурсантов в процессе изучения явлений действительности, наблюдаемых в естественных условиях (памятники истории и культуры, объекты архитектуры, уникальные природные ландшафты, места археологических стоянок и др.) или в специально созданных хранилищах коллекций (музей, выставка) [5].

Образовательные исторические экскурсии позволяют повышать уровень знаний учеников не на абстрактных образах, а на конкретных примерах, приобщая их к историческому и культурному наследию страны и «Малой Родины». Я. Корчак говорил: «Ребенок - это взрослый человек. Интеллектуально он равен нам, ему не хватает жизненного опыта» [8], в процессе проведения экскурсии, используя воображение ребенок примеряет на себе роли исторических личностей, примеряет их опыт и мышления на себе.

Решающее значение в успехе разработки исторической экскурсии имеют объекты, включаемые в историческую экскурсию. Именно они в совокупности составляют ту познавательную базу, которая является зрительной, обонятельной и осязательной основой в раскрытии темы. В качестве экскурсионных объектов могут выступать памятные места, связанные с историческими событиями, сооружения гражданской, промышленной, военной, культовой архитектуры, народного зодчества; памятники архитектуры и градостроительства - строительные ансамбли и комплексы, исторические центры, кварталы, площади, улицы; археологические памятники - городища, древние стоянки, курганы с захоронениями, земельные валы, остатки старых поселений, дорог, горных выработок, каналов, каменные изваяния, святилища, наскальные изображения; экспозиции государственных, муниципальных и народных музеев, картинных галерей, стационарных и временных выставок; памятники искусства - произведе-

ния монументального, изобразительного, декоративно-прикладного, садово-

паркового и других видов искусства.

Ставропольский край является многонациональным регионом России, объединяющим традиции и культурную историческую память многих народов, проживающих на Северном Кавказе. В связи с этим появляется возможность «оживить» страницы учебников истории и истории Ставрополья путем проведения нетрадиционных уроков в формате экскурсий. На примере истории города-курорта Кисловодска можно выделить несколько блоков изучения исторического краеведения: «Кисловодск - старый город», на котором предлагается изучение исторической части города в районе Кисловодской крепости и Нарзанной галереи; «Литературный Кисловодск» где ребятам предлагается пройтись по местам Пушкина и Лермонтова; «Кисловодск - город госпиталь» - на данной тематической исторической экскурсии ученики могут познакомиться с историей города в годы Великой Отечественной Войны, увидеть своими глазами места пребывания и лечения раненных солдат советской армии; «Холокост в районе скалы «Кольцо» и многие другие маршруты помогают обучающимся углубить знания полученные на традиционном уроке, самостоятельно разобраться в моментах, который были для них непонятными.

Историческая экскурсия осуществляет ряд дидактических принципов: единства сознания и деятельности, наглядности, практической направленности, деятель-ностного подхода (через систему мероприятий ученики включаются в различные виды деятельности, что обеспечивает создание успеха для каждого ребенка) [7].

Великий педагог К.Д. Ушинский подчеркивал значимость такой задачи обучения, как развитие у ученика наблюдательности. Он считал, что важно «дать ученику средство извлекать полезные знания не только из книг, но и из предметов, его окружающих, из жизненных событий, из истории собственной души» [3].

В связи с тем, что зачастую экскурсия выходит за рамки школы, необходимо ознакомить обучающихся с предстоящим

экскурсионным маршрутом, для лучшей ориентации на местности. Педагог четко определяет ученикам задачи предстоящей экскурсии. Нельзя вести учеников по неизвестному учителю маршруту. За день-два до проведения экскурсии следует посетить место экскурсии, наметить объекты показа, выбрать места остановок, более интересные моменты экскурсии музея и другого объекта.

Для проведения образовательной исторической экскурсии необходима основная документация по теме экскурсии: перечень литературы по теме (перечисляются все книги, брошюры, статьи, которые были использованы при разработке данной темы); карточки (паспорта) объектов, включенных в экскурсионный маршрут (содержат сведения, характеризующие экскурсионный объект); контрольный текст экскурсии; индивидуальный личный текст экскурсовода; схема (карта) маршрута, на которой отображаются путь следования

группы, начало и конец маршрута, объекты показа, места для их наблюдения, остановки для выхода группы к объектам; «портфель экскурсовода» (содержит фото, схемы, чертежи, копии документов, образцы рекламно-экскурсионной продукции и др.); материалы по теме экскурсии (рефераты, справки, таблицы, цифровой материал, цитаты и т.п.); методическая разработка экскурсии [4].

Однозначно высокую ценность имеет выработка у обучающихся взгляда на экскурсию, как на важное событие в учебной работе, которое также является средством познания и обучения, как традиционный урок в классе. За период одного учебного года можно провести последовательный цикл экскурсий, способствующий системному последовательному изучению предмета. Материал, полученный на уроке-экскурсии, активно способствует не только углублению знаний, но и повышению интереса к истории как к науке.

Библиографический список

1. Долженко Г. Экскурсионное дело: учебное пособие - М.; Ростов н/Д.: Издательский центр «МарТ», 2019. - 304 с.

2. Емельянов Б. Экскурсоведение. - М.: Советский спорт, 2007. - 216 с.

3. Основы туристской деятельности / Сост. Е.Н. Ильина. — М.: Советский спорт, 2019. - 239 с.

4. Организация и методика экскурсионной работы / ВЦСПС. Центр. совет по туризму и экскурсиям. Гл. экскурс. упр. - Москва: [б. и.], 1971. - 20 с.

5. Приказ Минобрнауки России от 17.05.2012 N 413 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования». -[Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://legalacts.ru/doc/prikaz-minobmauki-rossii-ot-17052012-n-413/ (дата обращения 04.05.2024).

6. Савина, Н.В. Экскурсоведение: учеб. пособие / Н.В. Савина, З.М. Горбылева. - Мн.: БГЭУ, 2021. - 335 с.

7. Ушинский К.Д. Избранные педагогические сочинения: В 2 т. / Под ред. чл.-кор. Акад. пед. наук проф. В.Я. Струминского; Т. 1: Вопросы воспитания. - 1953. - 639 с.

8. Януш Корчак: Кн. для учителя / Василий Кочнов. - Москва: Просвещение, 1991. -188 с.

GUIDED TOURS AS A WAY TO ACTIVATE THE ACTIVITIES OF STUDENTS IN THE HISTORY AND HISTORY LESSONS OF STAVROPOL

V.D. Borovikov, Student

Supervisor: L.M. Sergienko, Candidate of Historical Sciences, Associate Professor Branch of Stavropol State Pedagogical Institute in Essentuki (Russia, Essentuki)

Abstract. In this article, the author reveals the main potential of guided tours in the process of active assimilation of the material obtained by students in traditional history and history of Stavropol' district, and also gives examples of routes that contribute to the consistent and systematic study of historical local lore in the resort city of Kislovodsk.

Keywords: history, excursion, lesson tour, local history, historical consciousness, homeland, patriotism, pedagogical excursion.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.